Описание памятника хатынь

Описание памятника хатынь

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Ванда Яскевич — одна из 149 сожженных жителей (единственная сохранившаяся фотография)

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.
Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

И.И. Каминский А. Барановский В. Желобкович

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».

Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Хатынь — символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. Иногда мы задаем себе вопрос — надо ли посещать объекты, посвященные таким страшным и трагическим событиям, как те, что происходили в Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Хатыни? Нужно ли нашим детям видеть эти жестокости? Ответ однозначный — нужно. События войны уходят все дальше в прошлое, ветеранов становится все меньше. Двадцать лет назад, на традиционном шествии партизанов в Минске шли многочисленные колонны, сейчас — хорошо, если пара сотен человек. И такие мемориалы как Хатынь — неоценимое хранилище исторической памяти народа, который в своей истории пережил национальную трагедию. Хатынь — символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время — свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Именно этому посвящен главный памятник Хатыни «Непокоренный человек».

История Хатынской трагедии

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь перестала существовать, теперь ее нет ни на одной географической карте. Накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну, был убит немецкий офицер. В таких случаях каратели всегда проводили репрессии против мирных жителей, стремясь таким образом запугать партизан, ведь среди населения деревень были их близкие. Ничего не знавших о происшедшем людей загнали в сарай, взрослые, которые вскоре поняли, что их ожидает, пытались спасти детей, но их расстреливали при попытке к бегству. Только троим детям удалось бежать. Вскоре после того, как сарай подожгли, его стены рухнули, обгоревшие, охваченные огнем люди все-таки пытались скрыться, но их расстреливали в упор.

Анна Желобкович, падая, прикрыла своим телом сына Витю, он пролежал под трупом матери до рассвета, позже его и еще одного мальчика, Андрея Барановского, который был тяжело ранен и принят фашистами за мертвого, обнаружили жители соседней деревни.

Из взрослых жителей деревни уцелел только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Придя в сознание, обгоревший и израненный, он нашел среди трупов односельчан тело своего сына. Это трагическое событие и положено в основу единственной скульптуры мемориального комплекса Хатынь.

Мемориальный комплекс

Когда в 60-х годах прошлого века было принято решение увековечить память хатынской трагедии, проводился конкурс среди скульпторов и архитекторов. Победили архитекторы Ю.Градов, В.Зенкович и Л. Левин, скульптор С.Селиханов. Хатынь — выдающееся произведение монументального искусства. Лаконичными, образными, выразительными, реалистическими средствами авторы передают посетителям высокую патриотическую идею. Памятник оказывает исключительное эмоциональное воздействие, что достигается сочетанием природы, звукового сопровождения и совершенством архитектуры и пластики. Тот, кто когда-нибудь слышал колокола Хатыни, не забудет их никогда. Белоруссия — это непокоренный Иосиф Каминский, несущий на руках своего замученного ребенка, но не склонивший головы перед захватчиками. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца — вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы.

От Минска до Хатыни ходит автобус с главного автовокзала. На личном автомобиле надо ехать по шоссе «М3 Минск-Витебск», на 54 км увидите указатель — Хатынь, ориентируясь по нему, через 5 км вы достигнете мемориала.

Фотодокументальная экспозиция: 10:30-16:00, стоимость билета для студентов и школьников — 0,50 BYN; обычные билеты — 1 BYN.

Экскурсионное обслуживание: 10:30-15:00, выходной день — понедельник.

Фотосъемка (1 фотоаппарат) — 0,50 BYN.

Вход на территорию мемориала бесплатный, имеется автостоянка, киоск продажи сувениров, ближайший к мемориалу пункт питания — в соседнем пансионате «Партизанский бор».

Мемориал «Хатынь» – дань памяти всем погибшим во время Великой Отечественной войны, трагическое напоминание об ужасах войны.

Мемориал «Хатынь» – дань памяти около 3 млн белорусов, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он расположен в 54 км на северо-восток от Минска в Логойском районе Минской области .

До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта в 6 километрах от нее партизаны обстреляли немецкую автоколонну. В перестрелке погиб немецкий офицер. Вскоре после этого Хатынь окружили каратели. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей .

Из охваченного пламенем строения живым удалось вырваться только одному 56-летнему Иосифу Каминскому . Он попытался вынести и своего раненого сына, но не смог его спасти.

История Хатыни не уникальна. Во время Второй мировой войны были сожжены заживо жители 628 белорусских деревень . 186 из них так и не были восстановлены.

Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память о всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориал.

Мемориальный комплекс «Хатынь» – трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.

Мемориал повторяет планировку погибшей деревни.

В центре комплекса расположена 6-метровая бронзовая скульптура «Непокоренный». Образ мужчины с мертвым мальчиком на руках создан в память об Иосифе Каминском и его сыне.

Черная плита-крыша отмечает место, где находился амбар, в котором сожгли жителей Хатыни. Рядом их братская могила, на которой расположен символический венок памяти со словами наказа мертвых к живым.

На месте каждого из 26 сожженных домов – памятник-сруб , внутри которого обелиск в виде печной трубы с колоколом . Колокола звонят каждый час. На каждом обелиске – доска с именами сожженных жителей дома.

За домами-памятниками – Кладбище деревень . Сюда из 185 сожженных деревень, которые так и не возродились, были привезены урны с землей, и создано символическое кладбище .

Рядом с Кладбищем деревень – Стена Скорби , железобетонный блок с нишами, в которых находятся мемориальные плиты с названием 66 крупнейших лагерей смерти и мест массовой гибели людей.

Завершает мемориал площадь Памяти , в центре которой растут 3 березы , символизирующие жизнь, на месте четвертой – Вечный огонь , символ погибших в годы войны жителей Беларуси. Рядом Дерево жизни со списком 433 деревень, сожженных оккупантами и возрожденных после войны.

В последние годы здесь открылись небольшой музей и фотовыставка .

Как добраться до Хатыни и где остановиться

В Хатынь можно приехать только на автомобиле.

Мемориал расположен на 54-м километре от Минска, в 5 км от шоссе Минск – Витебск . Поворот к нему показывает специальный указатель, сложенный из бетонных блоков серого цвета.

Если вы планируете путешествие, лучше всего остановиться в одной из гостиниц Минска . Некоторые из крупных гостиниц организуют однодневные поездки в мемориальный комплекс «Хатынь».

Туристические достопримечательности возле Хатыни

Мемориальный комплекс «Хатынь» – одна из наиболее важных туристических достопримечательностей в Беларуси. Он расположен под Минском. Если вы планируете поездку в Хатынь – лучше всего на целый день .

Среди интересных достопримечательностей Минска и Минской области также:

Скульптуры, памятники, мемориалы

Название белорусской деревни Хатынь знают во всем мире, хоть сейчас ее уже не существует, так как жизнь этого поселения трагически закончилась 22 марта 1943 года. Деревня не была покинута жителями, а погибла вместе с людьми и никогда не восстанет из пепла вновь.

Гибели этой и других белорусских деревень, смерти каждого четвертого белоруса в годы Великой Отечественной войны посвящен открытый в 1969 году мемориальный комплекс «Хатынь».

Сам комплекс является примером гармоничного сплава искусств, не имеющим себе равных в мире по воздействию на посетителей. Воплощение духа глубокой скорби и вечной памяти, символ величия и трагического героизма — вот что такое «Хатынь».

История белорусской деревни Хатынь.

Гитлеровцы и их озверевшие наймиты-помощники, в отместку за гибель в перестрелке с партизанами нескольких солдат и офицера немецкой армии, собрали в сарае Хатыни всех жителей деревни, а затем подожгли его. Это называлось у них «коллективным наказанием», когда мирные жители погибали живыми в огне целыми семьями. В некоторых семьях было по семь-девять детей, на руках годовалые и полугодовалые младенцы.

26 хозяйств было в Хатыни. 149 жителей сгорели, из них около 70 детей. Выжили два мальчугана, скрывшиеся в лесу до поджога, две девушки, выбравшиеся из огня (они потом погибли в другой деревне, давшей раненым приют), два пострадавших в огне мальчика — одного прикрыла собой погибавшая мать, другой, раненый, был принят врагами за труп.

Выжил также один взрослый — Иосиф Каминский. Он очнулся, когда каратели уже ушли. Пришел в себя, чтобы столкнуться с другой трагедией — найти среди сгоревших тяжело раненого единственного сына. Обессилевший отец взял сына на руки в слепой надежде спасти от неизбежного. Но сын вскоре скончался на его руках.

Такой горестный аккорд завершает рассказ о деревне и начинает рассказ о мемориале «Хатынь».

История создания мемориального комплекса «Хатынь».

Бронзовая шестиметровая скульптура «Непокоренный человек» — это одновременно и Каминский, выносящий с пепелища своего умирающего сына, и символ всего народа, потерявшего сыновей и дочерей, принесшего на алтарь победы многие и многие жизни, но выжившего, поднявшегося, сохранившего память о павших. Это центр мемориального комплекса «Хатынь».

Авторы комплекса — творческий коллектив: Ю.Градов, В.Занкович, Л.Левин, скульптор С.Селиханов.

Мемориальный комплекс увековечил память о сотнях деревенек, подобных Хатыни, сожженных и невозрождённых. Их названия высечены на стене скорби, кладбище погибших деревень Беларуси.

Это одновременно памятник сгоревших и возрожденных деревень. Два Дерева Жизни с их названиями поднимают свои ветви к небу — это тоже часть мемориала.

А сама белорусская «веска» воплощена в улице, вымощенная серым, серым, как пепел, камнем. На месте подворий — обелиски. На месте гибели людей — символические остатки сарая из черного камня. Расколота крыша, горит вечный огонь. Помнят земля и люди о погибших.

Отзывается слезным эхом в душе звон колоколов с каждого бывшего подворья. Раз в полминуты с настойчивостью метронома, с жалобой и призывом звучит перезвон. Еще один выразительный штрих, художественное решение.

Небывалая боль и сострадание поселяется в душе от постижения высеченного на камне обращения мертвых к живым: «Люди добрые, помните. »

И зреет в душе надежда, что действительно, как и призывают увековеченные в обращении строки, никогда и нигде в огне пожаров жизнь не умрет!

Мемориал, который должен увидеть каждый.

Брестская крепость, Хатынь, Курган Славы – те места, которые обязан увидеть каждый белорус. Присоединяйтесь к нашим экскурсиям по Беларуси к этим памятным местам, и Вы убедитесь в величии монументов, хранящих память о подвиге и трагедии белорусского народа.

Энциклопедический проект «Беларусь помнит» презентуют в Музее истории ВОВ

25 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Издательство «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» презентует 27 марта в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны энциклопедический проект «Беларусь помнит», сообщили БЕЛТА в издательстве.

Проект состоит из книг «Хатынь. Трагедия белорусских деревень», «Тростенец. Трагедия народов Европы», «Боль и гнев. Холокост и сопротивление в Новогрудке», посвященных трагическим страницам истории Беларуси во Вторую мировую войну, местам массового уничтожения нацистами военнопленных и мирных граждан, партизан и подпольщиков на территории Беларуси. Кроме того, идет работа над изданиями, которые расскажут о трагических событиях в таких местах, как Масюковщинский лагерь смерти, Минское гетто, Красный Берег.

Книгу «Хатынь. Трагедия белорусских деревень» написал историк директор мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский. «22 марта 1943 года гитлеровские каратели уничтожили деревню, сожгли живыми и расстреляли почти всех ее жителей — 149 человек, в том числе 75 детей. Судьбу Хатыни разделили сотни других белорусских деревень. Памятником всем им стал мемориальный комплекс «Хатынь» — символ бесчисленных жертв, страданий и мужества белорусского народа во Второй мировой войне. В книге содержатся исторические сведения о Хатыни, начиная с ХVI века, рассказ о трагедии этой и других белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы войны, история создания мемориального комплекса и его подробное описание», — рассказали в издательстве.

Вторая книга проекта — «Тростенец. Трагедия народов Европы», написанная историком заведующей отделом научно-исследовательской работы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Натальей Яцкевич, посвящена трагическим событиям 1941-1944 годов, происходившим около бывшей деревни Малый Тростенец Минского района. «Здесь существовала крупнейшая на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории СССР нацистская фабрика смерти Тростенец — одно из 8 крупнейших в Европе мест массового уничтожения людей. Ее жертвами стали 206,5 тыс. мирных жителей Советского Союза, Германии, Австрии, Чехии, других стран, а также военнопленных. В книге содержатся исторические сведения о деревнях Малый и Большой Тростенец и их окрестностях, подробный рассказ о трагедии беспредельного по жестокости и цинизму уничтожения нацистами сотен тысяч ни в чем не повинных людей, история увековечения их памяти, описание Тростенецкого мемориала», — отметили в издательстве.

Третья книга «Боль и гнев. Холокост и сопротивление в Новогрудке» (из научно-популярной серии «Беларусь. Трагедия и правда памяти») сотрудницы Новогрудского историко-краеведческого музея Тамары Вершицкой отображает события Великой Отечественной войны на территории Новогрудского и некоторых соседних районов Гродненской и Минской областей. В центре внимания трагедия тотального уничтожения немецко-фашистскими захватчиками еврейского населения города Новогрудка и его героическое сопротивление нацистским палачам, которое позволило выжить многим узникам гетто. Большой интерес для читателей представляют уникальная история легендарного побега через тайно прорытый тоннель узников Новогрудского гетто, рассказ о создании и деятельности еврейского партизанского отряда Тувьи Бельского.

Презентация проекта «Беларусь помнит» состоится в 12.00.-0-

Смотрите так же:  Памятники пугачеву в саранске

Related Post

Памятники неизвестному солдату картинки

Картинка памятник неизвестному солдату Всем добра, тепла и счастья Привет.. Об чём поговорить-то хотел?Говори, я тут.. ну тогда норм. А то на работу проспал бы.. — Сеня, надо встретиться. —

Памятники витебска описание

Памятник патриарху Алексию II В этом году православный Витебск был рад долгожданному событию. 7 апреля состоялось открытие,а 8 апреля 2013 года был освящен памятник Патриарху Алексею Второму. Божественную литургию и

Ведущая тема я памятник себе воздвиг нерукотворный

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным