Меню

Научные музеи россии

Научные музеи россии

Уважаемые коллеги
Интернет-портал «Музеи России» при финансовой поддержке фонда «Династия» готовит новый раздел «Научные музеи для детей и взрослых». Для уточнения сведений о работе Вашего музея, просим заполнить прилагаемую анкету.

О портале «Музеи России»

«Музеи России» – специализированный информационный ресурс, где размещается информация о деятельности музеев, как для широкой аудитории, так и профессиональные сведения. Портал «Музеи России» был создан в 1996 году. Уже 11 лет портал собирает и предоставляет желающим всю необходимую информацию о музеях. Все это время портал ведет «Всероссийский реестр музеев». Сейчас на портале содержатся сведения о 3 тыс. музеях. Ежемесячно портал посещает около 300 тыс. человек. Традиционно наибольший интерес представляют художественные музеи. Создавая новый раздел, мы хотели бы обратить внимание на работу научных музеев.

«Новостная служба» — динамичный раздел портала. Ежедневно на портал приходят сообщения о выставках, конференциях, изданиях, фестивалях, биеннале. Новости на портале обновляются каждый день, всего размещается около 4500 сообщений в год. Новости портала «Музеи России» пользуются авторитетом, они часто републикуются другими СМИ. Новостная служба портала зарегистрирована в Министерстве печати и является Интернет-СМИ.

Наиболее интересные новости выходят в виде еженедельного электронного журнала, подписка бесплатная, как и доступ ко всем разделам портала «Музеи России».

Сообщения о научной деятельности музеев размещаются в разделе «Музейному профессионалу». В разделе «Музеи мира» содержатся описания зарубежных музеев, информация о международных выставках. В разделе «Альбом» размещено более 30 тыс. иллюстраций. В разделе «Форум» посетители оставляют отзывы.

Портал выработал хорошие рабочие отношения с музеями. Портал «Музеи России» является информационным партнером многих музеев: Государственного исторического музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русского музея, Музея-памятника «Исаакиевский собор», Российского Этнографического музея, Национального музея Республики Татарстан и многих других музеев страны.

Портал Музеи России популяризирует деятельность музеев для широкой публики и вносит свой вклад в формирование межмузейной профессиональной среды. Наша задача – сделать Ваш музей более значимым.

Благодарим за поддержку.

Интернет-портал «Музеи России» www.museum.ru

Парк интеллектуальных развлечений
7 сентября, город Санкт-Петербург

Музей занимательных наук Эйнштейна в Ростове-на-Дону
c 1 сентября по 31 октября, Ростовская область

1 сентября в Ростовском областном музее краеведения (Б. Садовая, 79) открывается выездная экспозиция интерактивного Музея занимательных наук Эйнштейна. На 2 месяца жители и гости города смогут погрузиться в удивительный и занимательный мир науки!

Увлекательные экспонаты доходчиво объяснят, как действуют законы физики, оптические иллюзии и природные явления. Ростовчане смогут построить мост без единого гвоздя, прикоснуться к «молнии», посидеть на стуле с гвоздями, разгадать загадку пирам .

По блату. Дмитрий Горевой

Научные музеи. История и современность смотреть слушать скачать

И.РУЖЕЙНИКОВ: У нас в гостях сотрудник Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт творческой группы «Музейные решения», ведущий аналитик Московского центра музейного развития Александр Артамонов. Здравствуйте.

А.АРТАМОНОВ: Добрый день.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Вам грустно, нет? Вот сейчас не было вам грустно?

А.АРТАМОНОВ: Ну, поскольку я тоже не очень помню точные имена, явки и пароли Довлатова.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, ладно, но Андрей Седых, но это же знаковая фигура. Андрея Седых-то вы знаете. Да ладно, бог с ними. К музеям мы обратимся сегодня, к современным музеям, потому что музеи вчера и музеи сегодня, как мне кажется, такие две большие разницы. Я вот сейчас, поскольку мне очень грустно, я с трудом себе представляю посетителя, не знаю, ну, хорошо Пушкинского музея, чтобы человек вошел в Пушкинский музей и сказал, кто такой Давид, там копия стоит. Я с трудом уже теперь представляю, то есть я не знаю, что мы знаем. И вообще, что такое музей, современный музей для меня, поскольку я не являюсь действительно, специалистом, это правда, я и не должен, наверное, ну, это большая-большая загадка. Давайте мы определимся, с вашего позволения, вот на ваш взгляд, как специалиста, что такое современный музей, понятно, говорить здесь можно долго, какие функции у современного музея, изменились ли они за последние 20-30, как любой период, 100 лет?

А.АРТАМОНОВ: Ну, есть такая организация, которая называется ИКОМ, Международный комитет союза музеев, и у них уже много лет принято официальное определение музея, которое частично вошло в наш закон о музейном деле Российской Федерации. Я попытаюсь по памяти воспроизвести это определение, примерно так: «Музеем является организация, которая стоит на службе общества, служит, для того чтобы собирать, изучать, репрезентировать материальное и нематериальное наследие, а также делать это наследие доступным для общества, чтобы оно из этого общения с наследием получало удовольствие». То есть это такой вольный перевод с английского. Но слово «enjoyment» там присутствует. И в этом смысле мы можем видеть, что современные музеи, существует достаточно большой спектр организаций, на фасаде которых написано «музей», в той или иной степени сейчас, ну, если иметь в виду нашу страну, стараются полностью, в полной мере следовать этому определению ИКОМ.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Исходя из этого определения ИКОМ, можно вычленить традиционные, то есть я вычленяю три традиционные функции музея и одну нетрадиционную, современную. Первая функция – это собирательство и хранение, это одно и то же, наверное. Второе – это экспозиция. Треть – это, наверное, исследование, без этого невозможно. И вот тут появляется то, за что я зацепился и на этом хотел построить длинный, якобы, умный вопрос, это вот «enjoyment» и «entertainment». Развлечение. Существовала ли эта функция, не знаю, в XIX веке в британском музее? Или в цветаевском? Не прописанная.

А.АРТАМОНОВ: Вы знаете, если мы будем говорить о музеях, связанных с наукой, то эта функция постепенно в них прорастала. Потому что, если мы вспомним историю, скажем, первого русского музея, это Кунсткамера, который был создан по приказу Петра I, потом коллекции были перевезены из Москвы в Петербург.

И.РУЖЕЙНИКОВ: А изначально «кунштова» камера создавалась в Москве?

А.АРТАМОНОВ: Изначально Петр I издал указ о приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей, и эти коллекции хранились изначально в Москве. Но в связи с тем, что столица переехала в Петербург, а, собственно, и было издано Петром распоряжение перевезти в новую столицу личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции натуралей аптекарской канцелярии, ну, и, в том числе, те материалы, которые были куплены во времена великого посольства в Европе. Собственно говоря, первоначально это был музей, связанный с коллекционированием и с изучением, поскольку…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Вопрос экспозиции не стоял, да?

А.АРТАМОНОВ: Вопрос экспозиции не стоял так остро, поскольку главное было иметь коллекцию и давать возможность пользоваться ученым этой коллекцией. Собственно говоря, не зря основание Академии наук последовало за Кунсткамерой, а не предшествовало ей.

И.РУЖЕЙНИКОВ: А не наоборот.

А.АРТАМОНОВ: Да. А в 30-е годы XIX века на базе коллекции Кунсткамеры было учреждено 7 самостоятельных академических музеев, это Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический и Минералогический кабинет Петра I. И, конечно, это было связано, с одной стороны, с ростом коллекции, а, с другой стороны, с необходимостью более пристального изучения этих коллекций и введения их, прежде всего, в научный оборот. Что же касается получения удовольствия и развлечений, то перед тем, как это случилось, нужно было, чтобы музеи стали доступны для публики. Если мы говорим о Москве, то, пожалуй, первым музеем, который был открыт для публики в Москве, является Зоологический музей, это произошло в 1866 году. И этот период XIX века в истории музейного дела, пожалуй, один из самых таких ярких, потому что это был абсолютный музейный бум, музеи открывались, учреждались просто по нескольку в год.

Происходило это и в европейских странах, и в российских столицах, и в российской глубинке, достаточно упомянуть музеи Томского университета.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Я вот, знаете, у меня в голове Томск, потому что Томск это такая очень своеобразная глубинка.

А.АРТАМОНОВ: Ну, это по расстоянию, конечно, имеется в виду. А вот, скажем, Минусинский им. Н.М. Мартьянова, это уж точно глубинка.

И.РУЖЕЙНИКОВ: А что это за музей?

А.АРТАМОНОВ: Сейчас это музей, который был основан в конце XIX века частным аптекарем, который собирал коллекции всевозможных натуралей, лекарственных трав и так далее. И в 1872 году, если я правильно помню, он подал в Минусинскую городскую управу письмо, прошение об учреждении музея, и дело сдвинулось с мертвой точки. То есть, еще один момент очень важный, что перед тем, как эти коллекции стали как-то вводиться в публичный оборот, нужно, чтобы появлялись люди, которые считали это правильным.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Которые горели.

А.АРТАМОНОВ: Которые горели. И таких людей в нашей стране было не так много, но, тем не менее, они очень важны.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Я прошу прощения, а их много, кстати, и не нужно, на самом деле, главное, чтобы горели правильно. То есть самая первая функция, которая существовала у музеев, это функция научная, да? Собирательство, описание, классификация, исследование.

А.АРТАМОНОВ: Совершенно верно.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Экспозиция это только следствие? И уж, тем более, «enjoyment»?

А.АРТАМОНОВ: Один из самых гениальных музейных проектировщиков нашей современности, профессор физики испанского университета в Барселоне Хорхе Вагенсберг считает, собственно, одной из самых важных функций научного музея так называемое интеллектуальное удовольствие. Просто это достаточно долгий путь перед тем, как музейщики научились делать так, чтобы публика получала от коллекций интеллектуальное удовольствие. Если мы зайдем, скажем, сейчас в московский Зоологический музей, то мы увидим абсолютно классическую экспозицию, которая сделана в духе XIX века, где экспозиционный фонд расставлен в соответствии с правилами зоологической науки, и это абсолютно устраивает тех ученых и исследователей, которые там работают, и это очень удобно для тех студентов и аспирантов, исследователей, которые туда приходят работать. Но даже это, то есть деление фонда музея на экспозиционные, учебные и научные в свое время в XIX веке было большим достижением тогдашней музейной науки, и связано оно с именем выдающегося деятеля, но не только музейного дела, поскольку это был такой большой просветитель, его звали Анатолий Петрович Богданов. С этим именем связано создание в Москве Зоологического сада, Политехнического музея и большая реформа Зоологического музея тоже связана с именем Богданова.

И.РУЖЕЙНИКОВ: А в чем заключалась реформа?

А.АРТАМОНОВ: Реформа заключалась в том, что при Богданове этот музей стал открыт для публики, при Богданове, собственно говоря, была произведена научная инвентаризация имеющихся коллекций, которые были достаточно разрознены в тот момент. И положенный Богдановым в основу Зоологического музея тех лет принцип открытости для публики и важности объяснения того, что там происходит, показа того, что там происходит, он до сих пор действует. Похожий принцип был положен в основу Политехнического музея, который примерно в те же годы после большой Политехнической выставки 1872 года был основан не без участия того же самого Богданова, который в один из острых моментов, потому что с финансированием и тогда тоже были большие проблемы, который в один из острых моментов поручился домом своей жены, для того чтобы добыть деньги на достройку здания будущего Политехнического музея.

Смотрите так же:  Как доехать в русский музей

И.РУЖЕЙНИКОВ: Я уверен, что изначально дом теще принадлежал. Я шучу. Я бы так поступил.

А.АРТАМОНОВ: Но на следующий день необходимая сумма была предоставлена одним из купцов, и здание было достроено. В первую очередь, это здание было достроено, и музей начал функционировать. Важнейшим на тот момент элементом получения удовольствия были ежевоскресные так называемые объяснения коллекций, которые сотрудники Политехнического музея давали дважды в день, по воскресеньям.

И.РУЖЕЙНИКОВ: То, что мы называем экскурсии сейчас.

А.АРТАМОНОВ: Скорее, лекции. Объяснения это лекции, это нечто среднее между лекцией и экскурсией. И в какой-то момент они просто стали эти объяснения издавать, поскольку интерес был очень высок. Да и вообще, надо сказать, что Политехническую выставку в Москве посетило 750 тысяч человек. Она шла три недели, ежедневно издавалась газета, и на этой выставке было порядка 25 тысяч экспонатов. И я думаю, что это было одно из первых в истории музейного дела интеллектуальных удовольствий, которые были предоставлены большой публике.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, да, 750 тысяч это вполне такие современные объемы.

А.АРТАМОНОВ: За три недели. А это все-таки 1872 год. На самом деле, наследия Богданова, заложенного им в основание Политехнического музея, хватило практически на 150 лет. Как известно, Политехнический музей сейчас находится на реконструкции. Но при этом та команда, которая сейчас там работает, очень грамотно построила свою деятельность на период, пока музей переезжает, но делает достаточно много, для того чтобы это интеллектуальное удовольствие получали обычные люди. С одной стороны, это лаборатории Политехнического музея, которые расположены в культурном центре ЗИЛ, это фестивали науки, которые пользуются большой популярностью, и это экспозиция в бывшем павильоне «Транспорт» на Выставке достижений народного хозяйства, которая сделана под девизом «Россия делает сама». Ну, и кроме того, Политехнический музей постепенно распространяет свое воздействие на другие павильоны ВДНХ, в частности, большая программа у них в павильоне «Карелия», практически постоянно идут выставки, сейчас идет фантастическая выставка «Космос», которая расположена в павильоне No. 1 на ВДНХ, и на этой выставке можно увидеть такие вещи, которые я, например, человек, который в детстве очень любил ходить в павильон «Космос» на ВДНХ, там никогда не видел. Например, это Лунный корабль, который так никогда и не стартовал к Луне, и который хранится просто в одной из лабораторий Московского авиационного института.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Скажите, в наше время функция, развлекательная функция, опять же, в слове развлекательная у меня только положительная коннотация. Я, например, вообще считаю, что чтение нужно для того, то есть, что такое чтение, чтение это лучшее развлечение, лучшее интеллектуальное развлечение. Так же и…

А.АРТАМОНОВ: С этим не поспоришь.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет, можно поспорить. Слушатели все спорят. Все говорят, что Льва Толстого читают для того, чтобы понять энциклопедию русской жизни, потому что кайф большой, просто получить кайф. Бог с ним. Не заслоняет ли функция «enjoyment» и даже «entertainment», не заслоняет ли научные функции научных музеев? Не то, что не заслоняет, не мешает ли?

А.АРТАМОНОВ: Ну, это бывает по-разному. Часть музеев ставят научную деятельность просто, как свой приоритет. Ну, в частности, так работает Зоологический музей.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Вот давайте мы на примере двух музеев, которые для обывателя, я тоже обыватель, я и там, и там был, и регулярно хожу в Зоологический музей, и в Дарвиновский, для меня это два одинаковых музея, потому что, ну, я понимаю, в чем разница. Для моей дочки, она ходит с пяти лет по этим двум музеям регулярно с папой и с мамой, это абсолютно одинаковые музеи. Один нравится больше, другой меньше. На следующий год – наоборот. Давайте, мы сравним, поговорим о научной составляющей деятельности современных музеев, потому что и тот, и другой современные музеи, научные музеи, и функции «enjoyment» и «entertainment», ну, развлечения, интеллектуального развлечения. Для того, чтобы понять все-таки, что такое современный научный музей, мы, причем, не замыкаемся, разумеется, в рамках России, слава богу, весь мир открыт. И когда мы едем куда-нибудь за границу, мы не всегда на море лежим, мы еще в музеи иногда ходим. Вот, на примере двух музеев, причем у меня нет такого, это хороший, это плохой, я рылом не вышел оценки давать, мне и там, и там нравится. Зоологический музей, Дарвиновский музей, давайте сравним их.

А.АРТАМОНОВ: Давайте сравним. Ну, прежде всего, Зоологический музей, он по своему статусу является научно-исследовательским музеем Московского университета, он находится под патронатом биологического факультета. В этом смысле для него приоритетом является научная и исследовательская деятельность, чем он успешно и занимается. Ну, в частности, например, они там ежегодно открывают новые биологические виды, коллекция их содержит какие-то совершенно невероятные миллионы и миллионы фанатов, и какое точное число они до сих пор не могут сказать, потому что это действительно обширный материал. Сейчас Зоологический музей, тем не менее, на всю свою научно-исследовательскую природу начинает поворачиваться более активно к работе с аудиториями. В частности, там будет, например, проходить часть большого московского проекта, который называется «Семейное путешествие», который сшивает в один маршрут или в несколько маршрутов настолько разные музеи, что родители просто с огромным удовольствием этим пользуются, и меня постоянно спрашивают, а когда начнется следующее музейное путешествие, все ли там в порядке. Дарвиновский музей, это музей, который принадлежит городу, это музей, который находится под управлением Департамента культуры города Москвы, и это музей, в основу которого все-таки положен принцип объяснений и интеллектуального удовольствия.

А.АРТАМОНОВ: И популяризации науки, конечно. Кроме того, Дарвиновский музей настолько в этом преуспел, что это начинает, как ни странно, уже приводить к такой избыточной нагрузке, что, скажем, во времена зимних каникул они приняли такое невероятное количество посетителей, что встал вопрос о смене пола, напольных покрытий, поскольку просто посетители элементарно вытоптали этот пол. Но, в частности, во многом такая активность в области популяризации науки является заслугой, собственно, лидера музея Анны Иосифовны Клюкиной, и той команды, которая там работает. Но, кроме того, по поводу Дарвиновского музея, у меня, как человека, который занимается еще информационными технологиями, есть особый пиетет, потому что именно командой Дарвиновского музея в 1996 году был создан первый в России музейный сайт www.museum.ru, «Музеи России», который на протяжении 20 с лишним лет является такой большой объединяющей платформой, на которой имеют свои странички не только государственные музеи, но и вообще любые — школьные, общественные, какие угодно. Этот ресурс продолжает существовать.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Могу ли я сделать, может быть, скоропалительный вывод, что вообще не стоит даже с точки зрения посетителя рядового эти два музея сравнивать?

А.АРТАМОНОВ: Сравнивать стоит, но очень хорошо, что есть такие разные музеи.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Я имел в виду сравнивать, что тупо сравнивать, этот лучше, этот хуже, они выполняют разные функции.

А.АРТАМОНОВ: Они выполняют разные функции, конечно. Кроме того, существуют в мире проекты, которые пытаются совместить в себе лучшие черты Дарвиновского музея, лучшие черты Зоологического музея. Пожалуй, самым ярким примером в этой области является музей «Натуралис», который находится в городе Лейден в Нидерландах, это примерно 40 минут на электричке от Амстердама. Сейчас это уже даже называется официально не музеем, а центром биоразнообразия, в составе которого находятся музейные функции. То есть это огромное хранилище, такая башня многоэтажная, и совершенно невероятные экспозиционные площади. Музей был открыт в таком виде в 2004 году, и там по их подсчетам порядка 40 миллионов различных экспонатов. И как раз благодаря тому, что огромное здание с огромным хранилищем, хватает места и на экспозицию, очень интересную.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Это, естественно, научный музей?

А.АРТАМОНОВ: Это музей, естественно, научный, музей природы. Он, собственно, про природу, про натуралис. И, естественно, хватает места и энергии на исследовательскую деятельность, поскольку является одним из ведущих научных центров в области, за которую он отвечает.

И.РУЖЕЙНИКОВ: То есть в современном музейном деле ни в коей мере функция «enjoyment» не противоречит «scientist»?

А.АРТАМОНОВ: Нет, не противоречит. Вопрос масштабов и пропорций. «Натуралис» мне запомнился, я был там года 4 назад, тем, что он активно использует в своей экспозиции не так называемый хай-тек, то есть всевозможные компьютерные системы, а во-многом это так называемый лоу-тек, то есть это всевозможные ящички с секретами, простые сравнения. Скажем, ну, как объяснить, например, чем отличается млекопитающее дельфин от млекопитающего человека? Ну, например, показать, что в день детеныш дельфина выпивает объем молока, эквивалентный 380 бутылочкам обычного детского молока. И эти 380 бутылочек, вот они стоят в форме дельфина, и это совершенно наглядно и понятно, и ты сразу понимаешь, в чем тут отличие. И вообще функция понимания, она не менее важная, чем функция развлечения в музее. Об этом как раз много говорит Хорхе Вагенсберг, который просто на своей концепции тотальной музеографии построил в Барселоне музей, который называется «КосмоКайша», это тоже музей науки, который построен, как ни странно, профессором физики.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, вы знаете, ничего странного, абсолютно ничего странного. Вообще «точники» и физики это самые веселые, увлекающиеся люди. Гуманитарии музеев не строят. И что там экспонируется?

А.АРТАМОНОВ: Вагенсберг говорит о том, что науку очень трудно репрезентировать в музее, поскольку экспозиция музея достаточно статичная, а процессы, которые происходят в природе, они могут протекать, либо слишком быстро, либо слишком медленно, они могут существовать в макромире и в микромире. А музейная экспозиция должна дать понять посетителю, собственно, как устроена та реальность, про которую музей рассказывает. И, в частности, одно из положений его тотальной музеографии является такая тройка, когда в основу кладется предмет, ну, как бы наши музейщики сказали, подлинник, собственно, вторая составляющая этой концепции, это феномен, который заключен в этом предмете, и третья составляющая это так называемая музеографическая метафора, с помощью которой музейщик объясняет, почему было так важно изъять этот предмет из природы и поместить в экспозицию.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Иными словами, наглядность.

А.АРТАМОНОВ: Наглядность, доступность, понятность.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Я прошу прощения, это немножко не музей все-таки, но вот, на мой взгляд, этот принцип очень хорошо реализован для объяснения сложных физических природных процессов в Московском планетарии. Московский планетарий это не музей, строго говоря. Но вот именно вот эта наглядность с помощью каких-то простых вещей, мало того, детям, еще и взрослым много объясняет, на мой взгляд.

А.АРТАМОНОВ: Ну, вообще в Московском планетарии работает очень хорошая команда, и действительно они понимают важность объяснений того, что происходит. И, мало того, что сейчас один из самых лучших аппаратов у них находится в распоряжении, в входной зоне у них построена небольшая экспозиция, которую с формальной точки зрения, наверное, надо назвать не музеем, а залом наглядных пособий.

А.АРТАМОНОВ: Но при этом она выполняет абсолютно те же самые функции, что и научный музей.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Образовательные функции.

А.АРТАМОНОВ: Образовательные функции, и функции популяризации, безусловно. И, кроме того, здесь есть очень важный момент. Поскольку образование работает очень медленными темпами. Пока маленький ребенок придет в первый раз, чему-то удивится, потом он придет еще раз младшим школьником, поймет какие-то простые вещи, потом он придет в следующий раз в средней школе, ему будут более понятны те математические формулы, которые пишет учитель на доске или на интерактивной доске. И в какой-то момент, может быть, ему захочется пойти в институт и стать ученым или исследователем. Но предусмотреть это и запланировать заранее этот эффект, абсолютно невозможно. Кроме того, то же самое может происходить в техническом музее, когда человек придет первый раз, увидит невероятный, скажем, какой-нибудь авиационный двигатель с разрезом, с насосом, с лопатками, увидит, как это работает на схеме, в какой-то момент, может быть, лет через 15 пойдет в МАИ и выйдет оттуда конструктором, создавшим какой-нибудь гиперзвуковой самолет XXII века.

Смотрите так же:  Третий четверг месяца музеи

И.РУЖЕЙНИКОВ: Но современный музей должен предоставить возможность, что маленькому, что большому человек, возможность сделать свой выбор, показав разнообразие мира. Наверное, вот так.

А.АРТАМОНОВ: В этом есть и сложность, и одновременно вызов для современных музейщиков, потому что один и тот же предмет, одно и то же явление нужно уметь преподнести и для людей, которым 5, и для тех, которым за 50.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Заметьте, они часто вместе ходят.

А.АРТАМОНОВ: Вдобавок они часто ходят вместе, да, абсолютно точно. Кроме того, есть еще следующий шаг развития музеев, который появился не так давно, и среди российских музейщиков идет сейчас большая битва и споры за то, могут ли эти организации называться музеями или нет. В частности, в Москве есть два таких центра, которые называются Музей занимательной науки, это написано у них на вывеске, это живые системы, это «Экспериментаниум». Это площадки, где, собственно, делаются опыты, показываются демонстрации, в них как-то можно поучаствовать, что-то сделать своими руками и так далее. Но некоторые маститые мои коллеги говорят – нет коллекции, нет музея.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Нет коллекции – нет музея, нет научной деятельности – нет музея.

А.АРТАМОНОВ: Нет научной деятельности – нет музея. И так далее.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Если осталась только одна функция…

А.АРТАМОНОВ: Если осталась только одна функция, то вроде бы музея нет. За рубежом такие центры тоже существуют, но там не так бьются за слово «музей». Там это просто называется Центр науки.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Музей мадам Тюссо, ну, как, ну, ладно, ребят, называйте как угодно.

А.АРТАМОНОВ: Ну, коллекция есть, исследовательская функция…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Сомнительная, но тоже, наверное, есть.

А.АРТАМОНОВ: Ну, в какой-то гомеопатической, наверное, дозе присутствует. Но дело в том, что такие музеи, они очень благотворно влияют и вообще, не знаю, уместно ли такое сравнение, как биоразнообразие музеев.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Нормально, чего.

А.АРТАМОНОВ: Очень плодотворно влияют на экономику. Поскольку, чем разнообразнее музейный мир, тем больше он к себе притягивает внимание, и это внимание город или регион при должном управлении способен монетизировать.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, и, собственно говоря, это крайне необходимо всему музейному сообществу, которое работает для нас. Если этот музей успешный, как мне представляется, ну, в идеале, это значит, что я принесу, вот я в это воскресенье я побывал там, это же кайф, значит, в следующее воскресенье я пойду, отдам свои деньги другому музею этого города, то есть музейному сообществу. На это будут развиваться коллекции, будут экспонироваться новые коллекции, и так далее.

А.АРТАМОНОВ: Абсолютно точно. И, более того, мы с вами знаем, что в последние годы очень много управленческих подходов и технологий в музеи пришло из бизнеса и, в частности, пришло понятие конкуренция. Но при этом как-то странно, что некоторые считают, что музеи конкурируют друг с другом. Вовсе нет. Конечно, музеи конкурируют за свободное время.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Здесь столько незакрытых ниш.

А.АРТАМОНОВ: И конкурируют они, в основном, с дачей…

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, с кинотеатрами.

А.АРТАМОНОВ: Или с кинотеатром, или с кафе, с рестораном.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Да, а не друг с другом. Александр, на ваш взгляд, вопрос, конечно, содержит ответ немножко, то, что современные хорошие, ну, ладно, пусть они все хорошие, современные научные музеи приносят нам пользу? Пусть все согласятся, и я соглашусь, как не специалист. И вы согласитесь, как специалист, но у нас с вами будет разное согласие. Потому что у меня, как у не специалиста, вот, ребята, это классный, это чистый «entertainment», я веду своего ребенка, ну, что греха таить, мы детей своих ведем в музей, и себя ведем в музей, для того чтобы развлечься. Расширяем ли мы свой кругозор, на самом деле, посещая современный научный музей?

А.АРТАМОНОВ: Ответ, безусловно, да. И, если этот музей хорошо спроектирован, то, может быть, даже за одно или за несколько посещений удается получить интеллектуальное удовольствие и развлечься, и расширить свой кругозор. Ну, в частности, например, как устроен Музей науки в Лондоне. Там есть совершенно академические залы, у них есть зал, например, связанный с информатикой. Там хранятся машины Чарлза Бейбиджа, первый в мире компьютер, с хранимой в памяти программой, которая была сделана в Манчестере, огромное количество предметов, связанных с историей медицины, поскольку это один из приоритетов Музея науки. Но, в то же время, там есть большая зона, в которой я, например, узнал большое количество экспериментов и демонстраций, которые когда-то у нас в институте были по курсу общей физики. И это невероятно увлекательно. А мой сын, с которым мы были, который закончил Физтех, он говорит: «Слушай, у нас таких демонстраций не было». Но, если хочется полного развлечения, то там есть еще зал аттракционов и, собственно, пожалуйста, там 3D симуляторы, разнообразные космические корабли, там можно полетать и так далее. Естественно, что, если тебе захочется это сделать в один день, то надо прийти утром, пораньше, там есть, где отдохнуть, и пресловутая музейная усталость в этом смысле не наступает, потому что визит в музей состоит из разных частей. Визит в магазин, просмотр традиционной экспозиции и классические и не классические формы развлечений. И в этом смысле они работают в условиях пространства, где всему есть место. Одной из проблем наших музеев является, конечно, довольно ограниченное пространство. То есть почему-то в большой стране Россия на большие научные музеи не всегда находятся нужные площади.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Ну, это, скорее, косность, а не жадность властей. Это косность, не более того. Мы еще не до конца поняли, насколько подобное пространство, я прошу прощения, презренный металл, экономически полезно городу и стране. Мы просто не до конца это поняли, осознали.

А.АРТАМОНОВ: Ну, в частности, одно место, в котором все-таки это поняли, это ВДНХ, безусловно, которая постепенно превращается в музейный центр, поскольку не только Политехнический музей там разворачивает свою активность, там разворачивается Музей кино, разворачивается экспозиция «Росатома», я очень надеюсь, что будет развернута экспозиция в павильоне «Космос», это очень длительная история, но очень надеюсь, что дело сдвинется с мертвой точки, концепция уже написана и принята.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Где, как не там, на самом деле, традиционно.

А.АРТАМОНОВ: Ну, конечно, это можно было бы сделать в организации, которая бы называлась Национальный Аэрокосмический музей с аэродромом, коллекцией, которая летает, но у нас пока это не в повестке дня. Но, тем не менее, павильон «Космос» это и с архитектурной точки зрения выдающееся место, и с точки зрения, с позиционной намоленности, если хотите.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Сорвали с языка у атеиста слово, я хотел сказать намоленность.

А.АРТАМОНОВ: Абсолютно. Это будет очень хорошая экспозиция.

И.РУЖЕЙНИКОВ: Дорогие друзья, сегодня времени у вас уже посетить один из лучших московских музеев или погулять по ВДНХ, сегодня у вас нет. Тем более, сегодня вы детей с дач привозите. В следующую субботу-воскресенье… Музей это не детское развлечение, это развлечение семейное, это место, где вы проведете время, о котором и вы, и ваши дети будут вспоминать долгие дни, недели, может быть, даже месяцы. Но лучше хотя бы неделю – субботу, воскресенье. Спасибо огромное. Александр Артамонов был у нас в гостях. Приходите еще, мы только начали разговор.

«Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»

Государственная радиовещательная компания «Маяк».

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-48132 от 30 декабря 2011 г.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.

Использование любых аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и со ссылкой на сайт «радио маяк» (для интернет-проектов — с гиперссылкой).

Научные музеи России

1. Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, Калуга

Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского открылся в 1967 году, спустя шесть лет после полета Юрия Гагарина, и стал первым в мире музеем космонавтики. Сам Гагарин в 1961 году заложил первый камень музея, а Андрей Васнецов создал мозаику «Покорители космоса» для вестибюля. Сегодня в состав музея входят главное здание, планетарий, дом-музей и квартира Константина Циолковского, а также дом-музей Александра Чижевского. Экспозиция рассказывает об истории советской и российской космонавтики. Особый упор сделан на исследование и пропаганду работ Циолковского.

Не пропустить: оригинал резервного ракетно-космического комплекса «Восток», макет базового блока орбитальной станции «Мир», шоу в планетарии, личные вещи Циолковского, полетные костюмы и скафандры, подогреватели пищи и емкости для хранения продуктов.

Базовый билет: бесплатно для детей до 16 лет, 170 рублей для студентов и пенсионеров, 250 рублей для взрослых.

2. Музей естественной истории Татарстана, Казань

Музей естественной истории Татарстана относительно молодой — он открылся в 2008 году. За основу экспозиции были взяты материалы Геологического музея им. А. А. Штукенберга. С тех пор коллекция музея существенно расширилась артефактами палеонтологических экспедиций, частных даров и закупок. В экспозиции представлены образцы растений и организмов, когда-то населявших территорию Поволжья, скелеты динозавров, экспонаты, объясняющие строение космоса.

Не пропустить: скелет динозавра и арктического медведя, аттракцион для корма рыб с дополненной реальностью, интерактивный лифт с демонстрацией геологических периодов, интерактивный телескоп.

Базовый билет: 80 рублей для школьников, 100 рублей для студентов и пенсионеров, 200 рублей для взрослых.

3. Музей космонавтики, Москва

Еще один музей космонавтики, рассказывающий о космических успехах советских конструкторов. Музей открылся в 1981 году, а в 2009-м его существенно реконструировали. Сегодня здесь хранятся образцы ракетно-космической техники, личные вещи космонавтов и изобретателей, фотохроника и предметы искусства, посвященные космической тематике. Здесь также устраивают кинопоказы и лекции.

Не пропустить: первый искусственный спутник Земли, детали космического дома на орбите, корабли «Союз — Аполлон», личные вещи Королева и Цандера.

Базовый билет: 50 рублей для льготных категорий посетителей, 250 рублей для взрослых.

4. Планетарий, Москва

Не музей, но пропустить не могли. Московский планетарий открылся еще в 1929 году, после того как президиум Моссовета решил создать в Москве площадку для просвещения и популяризации науки. Оборудование для планетария изготовила немецкая оптическая компания Carl Zeiss. У планетария была нелегкая судьба: его закрывали, приватизировали, продавали, реконструировали. Таким, каким мы знаем Планетарий сегодня, он стал в 2011 году. Сегодня здесь два звездных зала, в которых можно увидеть проекцию звездного неба, Парк неба — собрание древних и современных инструментов исследования Вселенной, — 4D-кинотеатр, доступная для широкой публики обсерватория и две экспозиции, одна из которых интерактивная.

Смотрите так же:  Линкор музей техас

Не пропустить: Большой Звездный зал, Большую обсерваторию.

Базовый билет: 550 рублей; детям, школьникам, студентам, пенсионерам и инвалидам скидка 10%.

5. Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова, Москва

Палеонтологический музей при институте им. А. А. Борисяка РАН открылся в 1937 году и унаследовал коллекцию скелетов древних животных, которую Петр I начал собирать в 1716 году в Кунсткамере. Сегодня это один из крупнейших в мире музеев естественной истории. В музее шесть залов: один вводный, один посвящен геологии Москвы и Подмосковья, остальные четыре рассказывают о геологии разных эр — от докембрия до кайнозоя.

Не пропустить: скелет мамонта Трофимова, плита с древними рыбами, скелет тарбозавра и еще много скелетов разных животных, которых мы не увидим в зоопарке.

Базовый билет: бесплатно для детей до 6 лет, 150 рублей для школьников, студентов и пенсионеров, 300 рублей для взрослых.

Интерактивные музеи науки

С егодня по всему миру работают научные музеи нового поколения — музеи, где нет привычных для нас с детства барьеров, разделяющих посетителей и экспонаты, и строгой фразы «Руками не трогать!». В этих музеях демонстрируются на практике основные законы и теоремы физики, механики, геометрии, некоторые занятные факты по биологии и т. д. Главное кредо подобных музеев — с экспонатами можно и нужно взаимодействовать, играть. Ведь, как говорил Альберт Эйнштейн: «Игра — наивысшая ступень научного познания». Ко Дню российской науки мы собрали 5 интерактивных музеев нашей страны.

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: culture.ru/bid. Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

СТРАНСТВУЮЩИЙ ГОЛУБЬ

10 февраля 2019 года Зоологический музей РАН получил в дар из Австрии (от австрийского народа) уникальный экспонат.

В XVIII веке и в начале XIX века считался одной из самых распространённых птиц на Земле, общее количество которых оценивалось в 3–5 млрд особей.

В природе вымер в 1907 году, а последний голубь (Марта) умер в зоологическом саду г. Цинциннати (штат Огайо) в 1914 году.

КОЛЛЕКЦИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Название «Беспозвоночные животные» было предложено в 1796 г. французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком (1744?1829) в качестве общего обозначения для насекомых и червей. В его классификации беспозвоночные животные противопоставлялись позвоночным – группе, объединявшей рыб, гадов, птиц и млекопитающих. С тех пор многое изменилось. Открыты и изучены многие организмы, о существовании которых не было известно во времена Ламарка. Само слово «беспозвоночные» в настоящее время является скорее обиходным, нежели научным названием, но его продолжают употреблять. В музее под этим общим названием фигурирует один из разделов систематической коллекции.

Экспозиция насекомых расположена на хорах 1-го зала музея. Насекомые – это класс наземных членистоногих, у которых только одна пара усиков, три пары ног, и тело отчетливо разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко. У большинства имеются также одна или две пары крыльев. Дышат насекомые при помощи трахей – особой системы очень тонких трубочек, пронизывающих все тело. Это – самая большая группа животного мира. Известно более миллиона видов насекомых – гораздо больше, чем всех остальных животных и растений вместе взятых. В экспозиции демонстрируется более 6500 видов, размещенных в витринах строго в систематическом порядке. Представлены все современные отряды, значительная часть семейств и большое число родов мировой фауны.

К рыбам относят водных черепных позвоночных животных, характеризующихся наличием жабр в течение всего жизненного цикла и парных конечностей (когда они есть) в виде плавников. Исходя из этого определения, бесчелюстные животные также включаются многими исследователями в понятие «рыбы». Рыбы и рыбообразные принадлежат к типу хордовых (Chordata) и подтипу черепных (Craniata), т.е. к группе наиболее высокоорганизованных животных, однако занимают в ней более низкое положение, чем остальные представители этого подтипа (амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие).

С правой стороны второго зала, сразу за коллекцией рыб, располагается небольшой раздел, посвященный земноводным, в котором можно увидеть более сотни различных видов этих животных. Земноводные, или амфибии – первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. Произошли они, по-видимому, от древних кистеперых рыб и сохранили с водой значительную связь. У большинства земноводных икра может развиваться только в воде, и личинки ведут водный образ жизни. Земноводные появились на Земле не менее чем 350 миллионов лет назад, а расцвета достигли примерно 300 миллионов лет назад, когда на планете на больших пространствах господствовал влажный и теплый климат, и не существовало еще более высокоорганизованных наземных позвоночных животных.

После земноводных, в следующих витринах, располагается коллекция пресмыкающихся, или рептилий. Здесь можно увидеть 70 видов черепах, 14 видов крокодилов, 9 видов амфисбен, более 170 видов ящериц и сотню видов змей. Как и обычно, в торцовой части первой витрины находится щит, на котором дана краткая характеристика класса рептилий, наглядно показаны особенности их строения, рассказано об их происхождении и эволюции.

Птицы занимают часть 2-го зала, следующую за отделом рептилий. Ни в одном музее мира Вы не увидите всех современных птиц – их более 8.5 тысяч видов. Однако коллекция птиц в нашем музее по количеству видов и общему числу экспонатов больше, чем в любом другом. Наиболее полно представлены в систематической части орнитологической коллекции главные филогенетические ветви класса птиц – отряды, подотряды и надсемейства. Чучела птиц только в систематическом отделе – это более 3,5 тыс. экземпляров (около 2,5 тыс. видов), а общее число экспонатов, относящихся к птицам в музее – 4768. Как и во всех других экспозициях нашего музея, орнитологические экспонаты размещены не только в систематических разделах, но и в экологических группах, где разных птиц можно увидеть в «естественной» обстановке.

КОЛЛЕКЦИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Млекопитающие, или звери – эволюционно самая молодая группа позвоночных животных. Ископаемые останки древнейших млекопитающих известны из юрских отложений, однако, к этому времени они были уже довольно многочисленны и обладали чертами высокой специализации, что заставляет отнести возникновение группы к более раннему периоду — триасу (около 220?230 млн лет назад).

В природе живые существа не встречаются в том порядке, в котором их расставляют по полочкам систематической коллекции. Они образуют сообщества, в которых представители всех групп животных и растения, где они есть, встречаются вперемешку. Поскольку большинство типов беспозвоночных представлено в морской фауне, а многие только в море и встречаются, для иллюстрации разнообразия условий жизни беспозвоночных в этом разделе экспозиции выбраны именно морские сообщества. Они размещены так, что следуя вдоль правого центрального прохода второго зала можно совершить подводное путешествие из Арктики в Антарктику, по пути миновав тропики. Объекты здесь подобраны так, чтобы как можно полнее охватить разнообразие условий существования в море.

МАМОНТЫ И МАМОНТОВАЯ ФАУНА

Современная фауна Евразии и Северной Америки – это лишь остаток богатой и разнообразной фауны ледникового, или четвертичного периода – плейстоцена, наиболее известным представителем которой был огромный северный слон, мамонт. Именно поэтому ее часто называют мамонтовой. Истоки мамонтовой фауны уходят в самое начало четвертичного периода, и даже в плиоцен (1,8?1,5 млн лет тому назад), но сформировалась она, в основном, на протяжении ряда холодных и теплых эпох плейстоценового периода. Расцвет этого уникального сообщества животных приходился на вюрмское оледенение, примерно 100 тысяч лет назад.

Коллекция различных типов животных, представленная в Зоологическом музее РАН, насчитывает примерно 30 000 экспонатов и является одной из трех крупнейших в мире. Наибольший интерес для посетителей представляют экспозиции кораллов и моллюсков в разделе «Беспозвоночные животные», уникальная коллекция тропических птиц, коллекция сумчатых млекопитающих, коллекции позвоночных животных Центральной Азии, собранные Н.М. Пржевальским и П.К. Козловым, и конечно, экспозиция «мамонтового» зала, со знаменитым чучелом Березовского мамонта, скелетом южного слона и мумиями мамонтят, абсолютный возраст которых определяется примерно в 40 000 лет. Неизменным успехом пользуются и прекрасно выполненные биогруппы II и III залов музея.

Узнайте больше о богатой истории Музея

Зоологический музей Зоологического института Российской Академии Наук основан в 1832 г. на базе зоологических коллекций Натурального кабинета Кунсткамеры.

История коллекций Зоологического музея восходит к истории первого отечественного музея – Кунсткамеры, основанного в 1714 году. Из Москвы были перевезены естественноисторические коллекции, приобретенные Петром I во время его путешествия в Голландию в 1698 году, хранившиеся при Аптекарском приказе. Первоначально они были размещены в Зеленой гостиной Летнего дворца. В 1716 году были приобретены коллекции А. Себы и Х. Готвальда, в 1717 году – Ф. Рюйша. читать далее.