Музей имени пушкина архитектура

Музей изобразительных искусств имени Пушкина (Пушкинский музей)

Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) — один из самых крупных музеев России, в котором представлены произведения европейского и мирового искусства. Его здание, построенное в эклектическом стиле, также является памятником архитектуры. Собрание ГМИИ насчитывает около 670 тысяч экспонатов. Это предметы живописи и скульптуры, графики. Кроме того, здесь представлены памятники археологии и нумизматики.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – из истории

В 1893 году профессор МГУ, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств — с копиями древних античных ваз, скульптур и других предметов. В 1898 году состоялась церемония его закладки. Значительную часть денег на строительство внес меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Конкурс на проектирование выиграл архитектор-самоучка П.С. Бойцов. Руководил постройкой архитектор Р.И. Клейн. В строительстве принимали участие архитекторы И.И. Рерберг и В.Г. Шухов, а также многие талантливые мастера того времени. Внутренняя планировка и план здания создавались в соответствии с идеями П.С. Бойцова. А интерьеры и фасады — работа Р.И. Клейна и его помощников.

31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт. Первым его директором в 1912-1913 годах был его основатель Иван Владимирович Цветаев. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны сами экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Здание, в том числе стеклянные крыши, пострадало от бомбежек. После войны, в октябре 1946 года, когда строение было восстановлено, состоялось открытие экспозиции. С 1980 года по инициативе Святослава Рихтера и директора ГМИИ И.А. Антоновой проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

В 1985 году на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций, призванный сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. В настоящее время идет оцифровка экспонатов ГМИИ. Для всех экспонатов создаются паспорта, необходимые для учета, хранения и реставрации. Высокое качество электронной копии позволяет фиксировать и контролировать состояние экспоната, расположение и глубину микротрещин. В случае реставрации будет возможно восстановить предмет.

Пушкинский музей — экспонаты

В коллекции ГМИИ собраны произведения западных мастеров от античности до XX века. Каждый из залов посвящён определённой эпохе. Вся коллекция насчитывает около 670 тысяч произведений экспонатов, но лишь 1,5 % фондов доступны широкой публике. На первом этаже в основном расположены предметы древности. Здесь расположен Египетский зал. Также представлены предметы древних народов, населявших Переднюю Азию и Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. Один из самых уникальных экспонатов — уникальный клад, обнаруженный немецким археологом Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое в 1871–1890 годах. Этот клад считался утерянным во время Второй мировой войны. Позже выяснилось, что вместе с другими трофеями он был вывезен из Германии в Советский Союз и хранился в строжайшей секретности в запасниках ГМИИ.

В залах второго этажа представлено более тысячи экспонатов древней Греции и Рима. Это античные амфоры и керамика, скульптура. Здесь находятся копии известнейших скульптур античности. Посетители увидят предметы средневековья и эпохи Возрождения. Представлены работы мастеров 19-ого и 20-ого столетия, а также большая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе произведения знаменитых художников, таких как Матисс и Пикассо, Гоген и Ван Гог. Особое место занимает коллекция византийских икон. Можно увидеть работы европейских мастеров, таких как Кранах, Боттичелли, Пуссен и Давид. Жемчужинами коллекции являются иконы «Мадонна с Младенцем на троне» и «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами». Многие из предметов оказались в МГИИ после Великой Отечественной войны, в том числе из Дрезденской галереи. Северное Возрождение представлено в зале под названием «Искусство Германии и Нидерландов 15-16 веков». Работы Рембрандта и его учеников расположены в отельной экспозиции. голландской школы 17 столетия. Особой популярностью пользуются залы «Итальянский дворик» и «Греческий дворик». «Греческий дворик» имеет трехуровневый пол, передающий архитектуру Афинского Акрополя. А зал «Итальянский дворик» повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре.
В ГМИИ многие экспонаты не достаются из запасников, поскольку существуют нормы, согласно которым определено размещение и хранение экспонатов. Музейная экспозиция постоянно изменяется, так как одновременно все экспонаты не могут быть выставлены на обозрение посетителей. Проводятся также выставки шедевров из крупнейших картинных галерей мира.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – информация для туристов

Подразделениями ГМИИ являются Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Создан Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который организует выставки и встречи с художниками, представления и музыкальные концерты. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает лекции, экскурсии и кружковые занятия. Разработано более 15 различных маршрутов, позволяющих осмотреть экспонаты, созданные мастерами различных исторических периодов. Для посетителей организуются экскурсии с гидом-экскурсоводом на русском и иностранных языках. Для удобства возможно представление транспортного обслуживания – легковых машин и автобусов. Предлагаются услуги аудиогида. Экскурсии в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина можно забронировать.

В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия Конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила Петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

Проекты подобного учреждения неоднократно излагались в печати княгиней Зинаидой Александровной Волконской и Степаном Петровичем Шевыревым (1831), профессором Карлом Карловичем Гёрцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Николаем Васильевичем Исаковым (1864). О необходимости Москве такого музея неоднократно с 1893 года писал и профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847–1913). Он же разработал условия Конкурса.

Конкурс привлек 19 архитекторов из разных городов России. Было рассмотрено 15 проектов, 7 из них удостоены премий и наград. Три главных денежных премии присудили проектам: Г.Д. Гримма (девиз «Hic Rhodus, hic salta») – первая премия; Л.Я. Урлауба (девиз «?????») – вторая премия; Б.В. Фрейденберга (девиз «Паллада») – третья премия. Четыре проекта получили дополнительные награды, не предусмотренные условиями конкурса: П.С. Бойцов (девиз «Мысль») – золотая медаль, Р.И. Клейн (девиз «Anno MDCCCXCVII») – золотая медаль, М.С. Шуцман (девиз «Москвичам») – серебряная медаль, И.Н. Сеттергрен и Э.И. Гедман (девиз – четыре свитых кольца) – серебряная медаль. В Комиссию по рассмотрению проектов входили: В.А. Беклемишев, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, Н.В. Султанов, А.О. Томишко, М.А. Чижов. Заключение Комиссии утверждалось Собранием Академии художеств; премии оплачивались университетом из средств, пожертвованных на Музей из наследства купеческой вдовы В.А. Алексеевой. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Он и вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность).

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный Музей лучше всего при естественном освещении и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Значительна роль Цветаева в формировании облика Музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад Музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421—406 гг. до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

Для организации Музея при Московском университете в 1898 начал функционировать Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Он задумывался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества и объединял руководство университета (Правление в полном составе), профессоров историко-филологического факультета и высших представителей властей с частными лицами, приносившими средства на организацию Музея, дарившими экспонаты или оказывавшими другие важные услуги работе Комитета. Участие в его работе для всех членов, кроме архитектора и его помощника было безвозмездным. Назначение Комитета — содействие университету в сооружении здания Музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, в изыскании денежных средств для дальнейшего существования Музея. Полученные суммы передавались Правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению Комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически существовал до февраля 1917 года.

Председателем Комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому Музею. По его докладу в июле 1895 года Николай II распорядился приостановить закладку на Колымажном дворе здания Промышленно-технического училища в память 25-летия царствования Александра II, чтобы освободить это место для Музея, а в 1898 году вся территория была безвозмездно передана для строительства. В том же году, благодаря ходатайству великого князя, из государственной казны было выделено на постройку Музея 200 тыс. рублей. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле созидания Музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинуло его за рамки внутриуниверситетского и даже после гибели великого князя оставалось одним из решающих моментов в судьбе Музея на весь период его строительства.

Товарищем (заместителем) председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), крупный промышленник и придворный. На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов Музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы Музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада Музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для Музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему Музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея). Нечаев-Мальцов внес свою лепту и в разработку парадной части Музея. Его мнение оказалось решающим при обсуждении планировки Центрального зала и ведущей к нему главной лестницы. Секретарем Комитета, а по сути фактическим организатором Музея являлся Цветаев.

Смотрите так же:  Дарвинский музей вакансии

Церемония торжественной закладки здания Музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов Комитета и почетных гостей.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889 – 1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 — им. императора Александра III) — учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI в.). В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа.

С 1881 года скульптурное собрание Кабинета располагалось в двух комнатах бывшего Больничного корпуса университета на Б. Никитской ул. Несмотря на тесноту и ветхость здания с 1894 года этот небольшой учебный музей стал доступен не только для студентов кафедры классической филологии, но и для всех любителей искусства. Однако в 1898 году, в связи со сносом здания, экспозиция была свернута. Слепки, непрерывно поступавшие из-за границы, в упакованном виде хранились в подвалах университета и Румянцевского музея, в складском помещении на территории строительства на Колымажном дворе. В 1904 году их начали перевозить во временные хранилища возводимого здания Музея изящных искусств на Волхонке.

Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Большую часть экспозиции Музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Коллекция отражала новейшие на тот момент археологические открытия и научные реконструкции скульптурных памятников. Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в Музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

В Музее при самом его начале стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников), собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семеновичем Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в Музей в 1909—1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. Незадолго до открытия Музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII—XV вв., великая княгиня Елизавета Федоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили Музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI—XVII вв., археолог граф Алексей Александрович Бобринский — канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII—XIX вв. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского.

В 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные суммы для Музея изящных искусств. До этого времени Музей строился и экспонаты заказывались главным образом на денежные средства членов-учредителей Комитета и других жертвователей, общее количество которых первоначально превышало 40 человек. В 1895 году 150 тысяч рублей на строительство здания выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой ее душеприказчики Михаил Степанович Нагаткин и Константин Алексеевич Казначеев, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III — в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы. Получение этой суммы определило намерение строить Музей в значительных масштабах и не в переулке, как думали раньше, а на видном месте. Новое местоположение потребовало высокого художественного уровня проекта, обеспечить который должен был архитектурный конкурс.

На строительство экспозиционных залов в разное время внесли средства предприниматель и благотворитель Степан Алексеевич Протопопов, владельцы текстильных фабрик братья Арманд, великие князья Сергей и Павел Александровичи, московская благотворительница Мария Семеновна Скребицкая, писатель и издатель Николай Иванович Пастухов, предприниматель и благотворитель Павел Григорьевич Шелапутин, мануфактурист и собиратель произведений новых русских и французских художников Михаил Абрамович Морозов, владельцы усадьбы «Архангельское» Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович Юсуповы, предприниматель Иван Андреевич Колесников и его жена Ксения Федоровна, Александра Васильевна Протасова, душеприказчики Елизаветы Ивановны Бенардаки, а также банкир Иван Михайлович Рукавишников (Нижний Новгород) и промышленник Михаил Николаевич Журавлев (Рыбинск). Некоторые оплатили по два зала. На экспонаты деньги пожертвовали чаеторговец Константин Семенович Попов, коллекционеры Козьма Терентьевич Солдатёнков и Павел Михайлович Третьяков, тесть Цветаева Александр Данилович Мейн, архитектор Федор Осипович Шехтель, князь Александр Алексеевич Щербатов, королева греческая, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, основатель Кустарного музея в Москве Сергей Тимофеевич Морозов, гравер и собиратель редких гравюр Николай Семенович Мосолов, земский деятель и литератор Дмитрий Федорович Самарин, банкир Лазарь Соломонович Поляков, вдова и сын знаменитого врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина Екатерина Петровна и Сергей Григорьевич, а также его дочь Александра Григорьевна Подгорецкая и другие.

Создавая Музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Федорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей. Первыми сотрудниками Музея были профессор Московского университета антиковед Владимир Константинович Мальмберг (после смерти Цветаева — директор Музея), и петербургский востоковед Борис Александрович Тураев, создававший первую экспозицию Египетского и Вавилоно-Ассирийского залов. В Музей пришло молодое поколение: Александр Владимирович Назаревский, Николай Арсеньевич Щербаков и ученики Цветаева, только что окончившие Московский университет, практиканты Александр Николаевич Зограф, Дмитрий Саввич Недович, Алексей Алексеевич Сидоров. К работе были привлечены также ученицы Цветаева – слушательницы московских Высших женских курсов.

Научная программа Музея изящных искусств была в связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный Музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Первым директором Музея с 1911 года до дня смерти был И.В. Цветаев.

Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700—800 человек, а в воскресенья и праздники до 2 500 человек. Приходили в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского археологического института, Народного университета им. А.Л. Шанявского. Музей интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.

Кардинальные перемены, которые несла с собой революционная эпоха, не обошли и Музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в Музее коллекцией М.С.Щекина позволили научному коллективу Музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичем Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

До 1930 года продолжался процесс передачи в Музей картин из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи — непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в Музее сложилось ядро Картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше 1 тыс. клинописных табличек и около 3 тыс. других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1941—1944 годах бoльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания Музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора Музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова, зам. директора по научной работе профессора Бориса Робертовича Виппера и главного хранителя Андрея Александровича Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся Музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

Помимо регулярных экспедиций в Северное Причерноморье в 1951 — 1973 годах ГМИИ участвовал своим отрядом в работе Закавказской археологической экспедиции на территории древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем; часть добытых памятников урартского искусства и культуры поступила в музейные фонды.

В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в Музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX — 1-й трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности и придало музею славу обладателя всемирно известных шедевров. Фактически же зрители смогли понемногу знакомиться с этой частью коллекции только с 1953 года, когда отдельные произведения стали включаться в постоянную экспозицию Картинной галереи. Лишь в 1974 году, в результате реорганизации всей экспозиции Музея, был осуществлен широкий показ живописи и скульптуры из бывшего собрания ГМНЗИ.

Смотрите так же:  Негосударственный музей

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов Музея разместилась Выставка подарков И.В. Сталину. Однако 25 декабря 1953 года обновленная постоянная экспозиция была открыта, а с середины 1950-х годов выставочная деятельность Музея приобретает все больший размах. В целом, за время существования Музея, в его стенах состоялось свыше 1200 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов Музея, так и из многих других отечественных и зарубежных собраний.

Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах Музея под руководством Павла Дмитриевича Корина. Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников. Среди них в 1958, а затем в 1995 — 2007 годах в ГМИИ экспонировались: «Произведения искусства из музеев Германской Демократической республики. Живопись, графика, скульптура, прикладное искусство», «Выставка произведений европейской живописи XIV—XIX вв.», «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Археология войны. Возвращение из небытия», «Эпоха Мировингов – Европа без границ».

В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. По своему замыслу этот отдел явился новацией в музейном деле – впервые сами коллекции, а не только отдельные произведения из их состава становились предметом изучения и музейного собирания. Экспозиция Отдела открылась для посетителей в специально реконструированном здании (Волхонка, 14) 24 января 1994 года. В 2005 году он был переведен в другое помещение (Волхонка, 10/2).

В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода Музея — скульптура Передней Азии, античность, Средние века, памятники Итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся Музеем. В-третьих — это картинная галерея VIII—XX вв. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX—XX вв. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых — экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные коллекции как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности собирателя.

Помимо экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в Музее с самого его открытия, в области популяризации истории искусств ГМИИ является инициатором различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми («семейные группы»). В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

С августа того же года в бывшем помещении Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания ГМИИ, относящегося к XIX—XX векам. Здание это получило название «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков».

Музей имеет отделы и в других районах Москвы. В 1996 году был организован Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского Музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав Музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Большая Бронная, 2/6, кв. 58).

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В рукописном фонде хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

При Музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Архитектурная концепция развития ГМИИ имени А.С. Пушкина

Наименование объекта: Архитектурная концепция развития ГМИИ имени А.С. Пушкина
Типология: Архитектурно-градостроительная концепция
Адрес: Москва, ул. Волхонка
Проектирование: «Сергей Скуратов Architects»
Заказчик: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Авторы: С. Скуратов — творческий руководитель и главный архитектор проекта,
Джелил Гемеджи, Игорь Голубев, Наталья Золотова, Иван Ильин, Егор Королев, Виктор Обвинцев, Илья Самсонов, Стас Субботин, Кристина Ухина, при участии: Ксения Алексеева, Сергей Безверхий, Юлия Любцова, Иван Матвеев, Антон Терентьев, Антон Чурадаев
Стадия проекта: АK (конкурс, 2 премия)
Год проекта: 2019
Публикации:
Архитектурный Вестник №4, 2019
«Я видел свою задачу в том, чтобы навести градостроительный порядок» // 03.07.14, Екатерина Шалина, archplatforma.ru
Выбор в пользу будущего // 07.07.2019, Анна Мартовицкая, archi.ru

Пояснительная записка

Конкурс 2019 года на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. Пушкина — новый итоговый этап большого и важного периода в истории Пушкинского музея, начавшегося около 25 лет назад.

Это период бурного развития, присоединения земель и зданий, создания и объединения новых музейных структур и организмов, упорной и трудной реконструкции. Во всех этих процессах, задуманных Ириной Александровной Антоновой, за прошедшие годы участвовало большое число профессионалов — и архитекторов, и специалистов в разных областях городского и музейного развития.
Государственное внимание к судьбе музея, вклад профессионалов, включая сэра Нормана Фостера, в эту работу и, не в последнюю очередь, широкий публичный интерес обеспечили проекту высокий уровень аналитического и экспертного участия.

Можно сказать, что в результате общей многолетней работы проблемы реконструкции и развития Пушкинского музея изучены и сформулированы достаточно глубоко и подробно. Участники конкурса получили обширное и сложное задание.

Трудности и противоречия сложившейся внутри и вокруг музея ситуации известны. Нам видится особенно важным подчеркнуть следующие из них:
1 — технологическая, логистическая отсталость и устаревание музейного комплекса;
2 — хаотичная фрагментарность, изолированность музейных помещений и территорий, отсутствие ясной системной логики музейного пространства, как для сотрудников, так и для посетителей;
3 — недостаток условий и площадей для научно-исследовательской и реставрационной работы с подлинниками;
4 — недостаток площадей для уже существующих и новых музейных программ, рассчитанных на междисциплинарное и межинституциональное культурное взаимодействие, на широкую социальную коммуникацию;
5 — отсутствие сформированного внешнего культурного пространства, комфортной пешеходно-парковой среды, системы взаимодействия с городом с помощью инфраструктуры для дополнительных музейных услуг и событий;
6 — историко-архитектурный и стилевой «винегрет», образовавшийся в результате присоединения и адаптации изначально не предназначенных для музея, разношерстных зданий.

Данный проект, безусловно, ставит своей целью ответить на весь объем вопросов и предложить решения для всех поставленных конкурсом задач.
И все же наиболее важными из достигнутых в проекте принципиальных результатов авторы считают следующие:
1 — новая четырехчастная композиция музейного комплекса преобразована в цельный урбанистический архитектурно-ландшафтный ансамбль, объединяющий в общее культурно-историческое пространство около 2-х десятков музейных зданий. Ансамбль основан на единой планировочной и пропорциональной системе, подчиненной одновременно городской и музейной пространственной логике.
Безусловной архитектурной доминантой нового ансамбля остается основное здание Музея, с трех сторон окруженное тремя музейными «кварталами», и с четырех сторон — равнозначными по размеру и дизайну пешеходно-парковыми зонами.
Новый ансамбль выстраивается вдоль основной оси, заданный направлением главного фасада Музея и поддержанной двумя новыми зданиями, замыкающими композицию с противоположных сторон на равном от основного здания расстоянии.
Образующаяся в ходе предлагаемой реконструкции композиция Музейного городка опирается на два главных луча, два ориентира, направленных к началу Остоженки и к Храму Христа Спасителя, поддерживая тем самым сложившиеся принципы старого московского урбанизма. В обратном направлении эти лучи сходятся в одной точке, в центре Музейного квартала за домом Верстовского, там, где в проекте стоит новое музейное здание. Неудивительно, что от него и из него, в результате, открываются самые главные и красивейшие городские перспективы.
Весь комплекс обретает ясную геометрию, четкую пространственную схему, поддержанную логистическими решениями.

2 — новая наземная планировка музейного ансамбля жестко вписана в существующий городской контекст и опирается на строго продуманную систему подземных транспортных и пеших коммуникаций.
Новая подземная структура, включающая дополнительный выход из метро «Кропоткинская», подземную автостоянку, вестибюли, депозитарии, выставочные залы, подсобные помещения, связана с музейными зданиями системой горизонтальных подземных коммуникаций с вертикальными выходами в каждое здание, оборудованными лифтами, эскалаторами и лестницами.
В общую логистическую структуру включены три отдельных транспортно-загрузочных центра, рассчитанных на параллельное независимое обеспечение каждого из трех «кварталов» музейного городка.

3 — новый многофункциональный входной павильон, стоящий над новым выходом из метро и подземной стоянкой, открывает музейный комплекс со стороны площади Пречистенских ворот и Гоголевского бульвара. Гостеприимный, открытый и прозрачный, он рассчитан не только на практическую функцию приема большого потока приехавших на метро и на машинах посетителей, но и на широкий спектр музейных программ и событий (лекционных, выставочных, концертных и т.п.) в вечернее время, когда закрыты другие здания музея. Он открывает и показывает городу яркую картинку культурного события, позволяя прохожим наблюдать музейную культурную жизнь и, не делая никаких специальных усилий, быть ее зрителем. Будучи одновременно музейным хабом, афишей и событием, он активно включается в городскую жизнь, становясь одним из центров культурного притяжения в центре Москвы.

4 — предлагаемый проект реконструкции и развития главного здания Музея создает 6500 кв.м. дополнительных функциональных площадей, никак не затрагивая историческую архитектуру здания. Новые площади создаются за счет появления подземного этажа, а также за счет очистки от хаотичных хозяйственных функций, перекрытия и функциональной реконструкции двух существующих внутренних дворов.
Лифты и эскалаторы обеспечивают доступ на все уровни и этажи Музея, как со стороны главного фасада, так и со стороны внутренних дворов, а также снаружи, со стороны Малого Знаменского переулка, через отдельно стоящий стеклянный вход-тамбур. Музей получает современную логистику и инфраструктуру, соответствующую современным требованиям безопасности, комфорта и доступа для специальных групп и людей с ограниченными возможностями.
Создание новых условий доступа позволяет связать новые общественные пространства и существовавшую ранее экспозиционную структуру в единую современную комфортную многофункциональную музейную систему.

Смотрите так же:  Музеи диорама воронежа

5 — новый депозитарно-реставрационный выставочный центр (ДРВЦ) расположен в наиболее сложном пространстве дворов и зданий между домом Верстовского (отдел графики) и домом Стулова (административно-библиотечный корпус). Окруженное историческими памятниками, реконструкциями и новоделами, это пространство вряд ли может выдержать еще что-то, кроме одной ясной и строгой архитектурной формы.
Новое здание ДРВЦ, равное по размерам и пропорциям базовому структурному модулю здания Клейна, служит хребтом всей композиции, продолжая и замыкая главную ось парадного фасада основного здания. Строгое, современное, эстетически самостоятельное и безупречно функциональное, оно собирает вокруг себя отдельно и недружно живущие дворы и постройки, организуя их в логическое единство, в общее и ясное музейное пространство.

Новая архитектурная форма не только не перегружает пространство внутри музейного квартала, но, наоборот, увеличивает и расширяет его, создавая дополнительные визуальные возможности, открывая разнообразные перспективы на ближнее камерное и дальнее монументальное историческое окружение.
Тщательно продуманные планировки, а также маршруты движения посетителей и сотрудников обеспечивают органичное сочетание собственно музейных функций с актуальными задачами социальной коммуникации и отдыха.

Новое большое здание в многоликом архитектурном ансамбле ГМИИ им. Пушкина — это обдуманный и решительный жест, соответствующий представлениям сегодняшнего дня об актуальных задачах культурной институции, об эстетике современного музейного пространства. Он максимально сдержан и тактичен по отношению к исторической среде, не только не вторгаясь в нее, но, наоборот, максимально отстраняясь и как бы оставаясь в жестких рамках необходимой функциональности. Вместе с тем, он ярок и энергичен. Не позволяя себе потеряться на фоне истории, он представляет собой эффектное и самодостаточное архитектурное решение.

Входной павильон:
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 2 969 м?
Зона C: Непубличная/С коллекцией: реставрация: 1 874 м?
Зона D:Непубличная/Без коллекции: сервисная зона: 819 м?
Общая площадь: 6 173 м?
Многофункциональное пространство: 974 м?
Парковка: 5 584 м?
Кафе/ресторан: 466 м?

Главное здание ГМИИ им. А. С. Пушкина (новый уровень):
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 4 545 м?
Зона B: Публичная/С коллекцией: выставочное пространство: 1 912 м?
Зона C: Непубличная/С коллекцией: реставрация: 819 м?
Итого: 6 653 м?
Дополнительная площадь за счет откопанных помещений между 1 и -1 этажом: 587 м?
Общая площадь: 7 241 м?

Депозитарно-реставрационный и выставочный центр:
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 3 763 м?
Зона B: Публичная/С коллекцией: выставочное пространство: 4 261 м?
в т.ч. -1 этаж: 2 937 м?
в т.ч. 2 этаж: 565 м?
в т.ч. 3 этаж: 758 м?
Зона C: Непубличная/С коллекцией: реставрация: 10 106 м?
в т.ч. депозитарий: 6 030 м?
в т.ч. реставрация: 1 546 м?
Зона D:Непубличная/Без коллекции: сервисная зона: 1 164 м?
Общая площадь: 20 072 м?
в т.ч. наземная: 5 536 м?
подземная: 14 716 м?

Подземные переходы с выставочной функцией:
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 2 165 м?

ГМИИ им. Пушкина. История создания одного из лучших музеев мира

Пушкинский музей был открыт 13 июня 1912 года. АиФ.ru вспоминает интересные факты из истории одного из главных музеев Москвы и России.

Идея создать в Москве музей изящных искусств существовала с начала XIX века. Свои проекты в разное время предлагали видные российские деятели: Зинаида Волконская в 1831 году, Карл Герц в 1858 году, Николай Исаков в 1864 году, однако создан он был только на рубеже XIX и XX веков.

Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев. Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили. Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым, внуком писателя.

Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.

Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств. О необходимости строительства такого музея он выступил с речью на съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых. Был объявлен конкурс на лучший проект музея, в котором победил архитектор Р. Клейн, который, в свою очередь, использовал проект архитектора-самоучки П. Бойцова. Однако строительство началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым.

Юрий Нечаев был русский фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат. Например, он субсидировал издание журнала «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов, основал в 1885 году во Владимире Техническое училище имени И. С. Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж), при строительстве Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин, построил храм Св. Георгия в Гусь-Хрустальном.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев вложил два из 2,6 миллиона рублей — баснословные по тем временам деньги.

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия. Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы. Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700–800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.

Революция, война и высокое искусство

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941–1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.

Выставка подарков Сталина

Ставшие визитной карточкой «Пушкинского» картины Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса и Пикассо появились в его коллекции только в 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства. В то же время коллекция музея пополнились 300 живописными и 80 скульптурными произведениями западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX – 1-й трети ХХ веков.

С 1949 по 1953 год в залах музея не проходили выставки художественных произведений, а разместился музей подарков Сталину.

Во второй половине XX века в музее особое внимание уделялось научной работе. В 1951–1973 годах работники музея участвуют в регулярных экспедициях в Северное Причерноморье и на территорию древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. Часть добытых памятников уратского искусства и культуры пополнила музейные коллекции.

В 1985 году в музее был создан отдел частных коллекций: предметом изучения впервые стали не просто отдельные произведения, а коллекции. Экспозиция отдела открылась для посетителей в отреставрированном здании на Волхонке в 1994 году. С 1980 года в музее проходит музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», созданный по инициативе Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой. В настоящее время «Пушкинский» насчитывает 670 тысяч экспонатов, среди которых скульптуры, графика, памятники археологии, художественные фотографии.

В 2009 году конкурс на реконструкцию музея выиграл известный британский архитектор Норман Фостер, который предложил объединить отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках в один большой комплекс с общим наземным и подземным пространством. Реализация проекта Фостера не началась, в том числе из-за протестов градозащитников, которые были против сноса исторической застройки рядом с музеем. В августе 2013 года принадлежащая архитектору компания Foster + Partners вышла из проекта реконструкции ГМИИ имени Пушкина.

10 апреля 2019 года в Москве был объявлен конкурс на развитие музея, который должен будет включать в себя, помимо выставочных площадей, также кинозалы, кафе, лектории и многое другое. После реконструкции общая площадь музея увеличится с 49 тыс. кв. м до 105 000 тыс. кв. м.

По словам президента музея Ирины Антоновой, реконструкция позволит организовать множество новых выставок из тех работ, которые в данный момент находятся в хранилищах, а сама идея нового музея наиболее полно отвечает задумке Ивана Цветаева.

Related Post

Музеи имеют право на

Музеи имеют право на О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 апреля 1996 года (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Коломна музей кремль

Музеи и выставочные залы кремля Коломенский краеведческий музей г. Коломна, кремль, ул. Лажечникова, 15Время работы: ср.- вс. 10.30 — 16.30Санитарный день: последняя пятница месяца.Записи на экскурсии: 8-496-618-59-50 г. Коломна, кремль,

Государственный музей искусств дании

Музей современного искусства «Луизиана» располагается в городке Хумлебек, что в 35 километрах к северу от Копенгагена. Музей «Мадам Тюссо» в Копенгагене был открыт в 1974 году правнуком знаменитой мадам Тюссо