Музей имени петра великого

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО РАН (КУНСТКАМЕРА) (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3 (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук – МАЭ РАН)

Проезд: Метро «Адмиралтейская», автобусы 7, 24, 191; троллейбусы – 1, 7, 10, 11; Метро «Невский проспект» / «Гостиный двор», автобусы 7, 24, 191; троллейбусы – 1, 7, 10, 11; Метро «Василеостровская», автобусы 24, 47; Метро «Спортивная», автобусы 191, 10; троллейбус 1

Телефон: (812) 328-14-12,

Факс: (812) 328-08-11

Чистов Юрий Кириллович — директор МАЭ РАН, доктор исторических наук

Резван Ефим Анатольевич – заместитель директора по науке, доктор исторических наук

Купина Юлия Аркадьевна – заместитель директора по музею, кандидат исторических наук

Погорельский Павел Иванович – главный хранитель фондов, кандидат исторических наук

Михайлова Елена Алексеевна – ученый секретарь, кандидат исторических наук

Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий.

Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII–XX вв.

В составе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) действует Отдел истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII в. (Музей М.В. Ломоносова) и Научный архив.

Отдел учета и хранения осуществляет общий учет и организацию хранения всех коллекций МАЭ РАН. По данным на конец 2012 г в собрании МАЭ РАН находится 1 116 596 единиц хранения: из них: этнографических предметов — 195246 единиц хранения, археологических — 530086 единиц хранения, антропологических — 180319 единиц хранения, иллюстративных материалов – 205176, коллекции Отдела истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века (Музей М.В. Ломоносова) — 5 769 единиц хранения.

Основные хранилища этнографических коллекций музея находятся в здании Санкт-Петербургского Научного центра РАН (СПб НЦ РАН).

  • ФОНДОХРАНИЛИЩЕ «ЕВРОПА, АФРИКА, ИНДИЯ, КАВКАЗ»
  • ФОНДОХРАНИЛИЩЕ «ВОСТОЧНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ»
  • ФОНДОХРАНИЛИЩЕ «АМЕРИКА»
  • ФОНДОХРАНИЛИЩЕ «АВСТРАЛИЯ, ОКЕАНИЯ И ИНДОНЕЗИЯ»
  • ФОНДОХРАНИЛИЩЕ «СИБИРЬ»
  • ФОНДОХРАНИЛИЩЕ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК»
  • ФОНДОХРАНИЛИЩЕ «ОСОБАЯ КЛАДОВАЯ»

НАУЧНЫЙ АРХИВ МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРЫ)

Адрес: Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., 3

Телефон: (812) 328-41-81

Администрация:

Радецкая Ксения Вадимовна – заведующая архивом

ИСТОРИЯ И СОСТАВ ФОНДОВ НАУЧНОГО АРХИВА МАЭ

Научный архив МАЭ РАН был основан в 1946 г. До этого времени научные, научно-организационные, бухгалтерские документы, личные дела выбывших сотрудников учреждения передавались в Архив РАН.

В 1945 г. в МАЭ поступил и позже был обработан фонд Педагогического института народов Севера, входившего в систему Наркомпроса РСФСР. Сюда вошли машинописные экземпляры авторских статей, диссертаций, полевые материалы.

Архив состоит из четырех фондов МАЭ РАН и 39 личных фондов. Фонды МАЭ содержат машинописные экземпляры авторских книг и статей, диссертаций, уникальные полевые материалы сотрудников, стенограммы научных сессий, собраний и заседаний МАЭ; машинописные экземпляры отзывов и рецензий на научные работы; научно-организационные документы МАЭ (планы и отчеты о работе МАЭ, статистические отчеты по кадрам, стенограммы заседаний ученого совета); планы, инструкции и программы по собиранию этнографических и антропологических материалов в полевых условиях; документы по истории Музея и истории здания; документы бухгалтерии и личного состава.

Личные фонды представлены полевыми материалами экспедиций к разным народам, населяющим Европейскую часть бывшего СССР (русским, белорусам, украинцам, угро-финским народам), народам Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Ближнего Востока. Записи выдающихся отечественных ученых по быту, хозяйству, промыслам, религии, фольклору, лингвистике, по семье и быту, социальному строю и социальной терминологии имеют большое научное значение и ждут своей публикации. В архиве хранятся также рукописи ряда неопубликованных работ.

Музей имени петра великого

Телефон: (812) 328-1412

Интернет:
www.museum.ru/M145 — официальная страница
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера» РАН — W231, официальный сайт kunstkamera.ru/

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 1714г.

18 мая — Международный день музеев

Описание:

В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света.

Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру.

Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724–1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».

Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук .

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии – на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.

Формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенин?никова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессер?шмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М. Мер?вартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера?Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании). В стенах МАЭ сформировались отечественные научные школы, связанные с именами и творческим наследием таких ученых, как И.И. Зарубин (среднеазиатские исследования), Н.В. Кюнер (традиционная культура народов Восточной Азии), Р.Ф. Бартон (Филиппины), Л.И. Лавров (кавказоведение) Д.А. Ольдерогге (африканистика), Ю.В. Кнорозов (дешифровка древних письменностей Южной Америки). Трудно переоценить роль таких выдающихся этнографов-сибиреведов, как Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, в становлении не только отечественного сибиреведения, но и мировой этнографической науки в целом. Особая роль в развитии отдела археологии МАЭ и формировании его коллекционного фонда принадлежит выдающимся ученым-археологам России – П.П. Ефименко и С.Н. Замятнину.

На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, ЕСтествоиспытатели академики П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, Н.Я. Озерецковский, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.

В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 2019 г. Кунсткамера праздновала 300-летие. 24-25 ноября 2019 г. прошла международная научная конференция «Кунсткамера — первый музей России: 300 лет традиций и развития». 26 ноября состоялось торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России — Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. Подарки и грамоты от правительства Петербурга вручил Андрей Максимов, председатель городского Комитета по науке и высшей школе.

Добро пожаловать в сообщество Петербургской Кунсткамеры! Мы будем держать вас в курсе выставок, специальных мероприятий и последних новостей. Присоединяйтесь, участвуйте, оставляйте комментарии и отзывы.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) — современный научный центр с общедоступным музеем, бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции которого насчитывают около 1,2 млн экспонатов и отражают все многообразие культур человечества.











Со 2 июля по 31 августа вход в музей посетителей с электронными билетами осуществляется со двора музея через башню.

Музей открыт с 10:00 до 18:00, кассы — с 10:00 до 17:00.
Приобрести билеты можно в кассе музея в день посещения или на сайте музея заранее за полную стоимость (http://tickets.kunstkamera.ru/ru/# >Показать полностью…

Обратите внимание:
— Льготные билеты приобретаются только в кассе музея.
— Распечатывать электронный билет не требуется.
— Вход в музей по электронному билету осуществляется вне очереди до 17:00.
— Проверяйте дату, на которую вы приобретаете билет, билеты действительны только на указанную дату.
— Для вашего удобства приготовьте электронный билет заранее – перед прохождением контроля откройте билеты на экране мобильного устройства и установите максимальную яркость экрана.
— Продажа электронных билетов на текущую дату закрывается в 16:00.

Заказать экскурсию можно по адресу [email protected] или приобрести билет на индивидуальную экскурсию для группы до 4-х человек на сайте музея (http://tickets.kunstkamera.ru/ru/# >
В стоимость экскурсии включена стоимость входного билета. Вход в музей для экскурсионных групп осуществляется вне очереди.

Понедельник — выходной
Последний вторник месяца — санитарный день

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

#Кунсткамера_Календарь
100 лет назад, 7 июля 1919 г., родился этнограф, лауреат Государственной премии Илья Самуилович Гурвич. И.С. Гурвич планомерно отстаивал права северных народов, одним из первых выступил против необдуманного поспешного перевода оленеводов на оседлость, участвовал в разработке правительственных программ по поддержанию традиционного хозяйства и культуры, возобновлению преподавания родных языков народов Севера.

Российско-турецкий диалог
5 июля в МАЭ РАН состоялась встреча профессора Ефима Резвана, руководителя Международного центра исламских исследований (МЦИИ, https://vk.cc/9zljpu) и главного редактора международного научного журнала “Manuscripta Orientalia” (https://vk.cc/9zlkWP) с Халилем Нежатом Чухадароглу, основателем и владельцем Музея живой истории Хизарт (Стамбул) (www.hisartmuseum.com) и Народным артистом Дагестана Ахмедом Ахмедовым, председателем Платформы российско-турецкого диалога в Стамбуле. На встрече обсуждались возможности научного и историко-культурного взаимодействия сторон, в том числе в деле организации в 2020 г. в Санкт-Петербурге выставки раритетов, представляющих обширную и во многом уникальную коллекцию музея Хизарт.

Вокруг света можно облететь на самолете, можно передвигаться на поезде или на пароходе, на автомобиле или на велосипеде. Но есть особенная возможность совершить кругосветное путешествие всего за один день, посетив Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, знаменитую Кунсткамеру.

В книге Маргариты Федоровны Альбедиль «Кунсткамера: вокруг света за один день» рассказывается об экспозициях музея, с помощью которых можно совершить кругосветное путешествие. Музейные экспонаты, привезенные из разных мест земного шара, поведают о разных странах и континентах, о людях, живущих там. Здесь можно увидеть послания древних цивилизаций и познакомиться с забытыми традициями, а заодно узнать много интересного о необычных вещах для обычных людей в разных странах мира.

С книгой можно ознакомиться в музейном магазине в часы работы музея. Книга адресована широкой читательской аудитории.

Хотите узнать, как сделать рубашку из дерева, сшить плащ из кишок морских животных, построить дом из бумаги? Тогда приходите в Кунсткамеру.

#Кунсткамера_Календарь
155 лет назад, 3 июля 1864 г., родился Митрофан Ефимович Пятницкий, действительный член музейно-этнографической комиссии ОЛЕАЭ, участник этнографических концертов. Основатель и руководитель Русского народного хора (хор имени Пятницкого). Собиратель песенного крестьянского фольклора, особенно воронежского, в т.ч. на фонографе, коллекций музыкальных инструментов, народной одежды и ремесленных изделий, в 1925 г. передал их государству.

Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии. запись закреплена

Сборная МАЭ РАН выступает в Казани
2 июля в Казани открылся Конгресс антропологов и этнологов. МАЭ (Кунсткамера) РАН как один из крупнейших научных институтов в этой области отправил в столицу Татарстана свою «звездную сборную». Более 40 научных сотрудников Музея выступят на Конгрессе с докладами. Это, конечно, не Олимпийские игры, но мы искренне «болеем за наших»! Удачи и ярких выступлений!

24 июня состоялось торжественное открытие уникальной выставки «Из новых поступлений МАЭ РАН. Три века парного оружия Китая».

На вернисаже выступил директор МАЭ РАН Андрей Головнёв, который отметил важность этого события для жизни музея, так как этой выставкой Музей антропологии и этнографии им.
Показать полностью… Петра Великого (Кунсткамера) РАН открывает серию экспозиций, посвященных новым поступлениям музея — дарам, пожертвованиям, покупкам. «Три века парного оружия Китая» — часть коллекции парного китайского оружия XVIII–XX вв. исследователя воинских традиций Востока Алексея Курочкина, которая была пожертвована им Музею в декабре 2019 года. Он, обращаясь к гостям вернисажа, рассказал о причинах своего решения передать уникальную коллекцию именно в МАЭ.

В подаренной коллекции представлен широкий спектр вооружения: от оружия речных и прибрежных пиратов до предметов, использовавшихся уличными демонстраторами боевых искусств или членами банд китайских чайна-таунов конца XIX ? начала XX в. При этом важным фактором является наличие сохраняющейся на протяжении веков традиции изготовления и оформления китайского оружия, что позволяет показать характерные черты и особенности предметов китайского вооружения.

Коллекция отличается от других своей полнотой. Собраний китайского оружия в мире немало, и парное оружие как существенная часть китайского традиционного боевого снаряжения в них также встречается. Подаренная МАЭ РАН коллекция уникальна тем, что в ней представлено только парное оружие практически всех разновидностей, встречавшихся в Китае. О существовании таких коллекций в других музеях сведений нет.

Выставка будет открыта до начала сентября.

#Кунсткамера_наука
?14-16 июня в Благовещенске при участии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН состоялась Третья Международная Междисциплинарная тунгусская конференция.
Показать полностью…

Главная тема прошедшего научного мероприятия – «Социальные взаимодействия, языки и ландшафты в Сибири и Китае», связанная с международным годом языков коренных народов мира (ЮНЕСКО), была посвящена актуальным научным и практическим вопросам традиций и социально-культурных тенденций тунгусо-маньчжурских народов. Конференция также стала данью памяти выдающемуся этнографу-тунгусоведу С.М. Широкогорову, внесшему значительный вклад в изучение этно-культурного многообразия российско-китайского пограничья.

?Поделиться своими исследованиями на этот научный форум приехало более 130 учёных из 10 стран мира. Особенностью конференции стало то, что она объединила не только представителей академического сообщества, но стала площадкой для продуктивного диалога между исследователями и населением изучаемых территорий (охотниками, оленеводами, рыболовами, учителями, административными лицами и др.) Эвенкии, Якутии, Амурской области, Забайкальского края и иных регионов. В рамках восьми секций и двух круглых столов были подробно рассмотрены вопросы современного положения тунгусо-маньчжурских языков, истории и текущего состояния тунгусских этнических групп в России и на территории Северо-Восточного Китая, проблем оленеводства и – шире – землепользования в контексте традиционной хозяйственной деятельности; кроме того, в выступлениях докладчиков получили освещение историографические сюжеты.

?Музей антропологии и этнографии был представлен докладами заведующего Отделом этнографии Сибири В.Н. Давыдова «Отношения эвенков и государства на Северном Байкале: изменение режима автономности» и научного сотрудника этого отдела Н.С. Гончарова «Облики посёлка Жиганск и его округи», подготовленными при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00309).

?После завершения первой части конференции участники отправились в китайский город Хэйхэ, расположенный на противоположном от Благовещенска берегу Амура, где состоялось посещение орочонской деревни, религиозно-культурных объектов и продолжилось обсуждение поднятых ранее вопросов.
?Широкая география значительного числа выступавших исследователей (Россия, Канада, Великобритания, Литва, Финляндия, Китай, Япония, Франция, Норвегия, США), участие и глубокая заинтересованность представителей коренного эвенкийского, эвенского и орочонского населения, разнообразие тем и форматов дискуссий, наряду с расширением количества вовлеченных в обсуждавшиеся вопросы людей и укреплением их диалога – продемонстрировали актуальность, значимость и потенциал развития прошедшего события.

Сотрудники Музея антропологии и этнографии: К.В. Щенников, К.К. Гильзен, Я.В. Чекановский, С.М. Дудин, В.М. Лемешевский, Э.К. Пекарский. Санкт-Петербург. 1914

Прокофий Саминов, служитель Музея императорской Академии наук по антропологии и этнографии. Санкт-Петербург. 1893.

Сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в галерее Петра I. Май, 1914. Сидят: М.А. Филаретова–Кржевская, Е.М. Кубиш, С.А. Штернберг, Е.М. Романова, Л.Я. Штернберг, В.В. Радлов, Э.К. Пекарский, Е.Л. Петри, К.К. Гильзен, В.И. Иохельсон. Стоят: С.М. Дудин, А.И. Иванов, А.Б. Пиатровский, Б.Э. Петри, В.М. Лемешевский.

Сегодня МАЭ РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Mузей имеет статус государственного учреждения. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

До 1992 г., пока МАЭ являлся Ленинградской частью Института этнографии и антропологии, его возглавляли профессор Л.П. Потапов, а затем кандидат исторических наук Л.М. Сабурова. Целая эпоха в жизни Института и Музея связана с именем профессора Р.Ф. Итса, который в 1982 – 1990 гг. много способствовал сохранению и приумножению лучших научных традиций российской этнографической школы. В наши дни в МАЭ продолжают работать много коллег и учеников Р.Ф. Итса, который одновременно возглавлял воссозданную им на историческом факультете Ленинградского государственного университета кафедру этнографии и антропологии. В 1991 – 2001 гг. МАЭ возглавляли доктор исторических наук А.С. Мыльников, а затем доктор исторических наук Ч.М. Таксами.

С 2001 по 2019 гг. директором Музея являлся доктор исторических наук Ю.К. Чистов. С июня 2019 г. Музей возглавляет Андрей Владимирович Головнев , доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, профессор. З аместитель директора по научной работе – доктор исторических наук Е.А. Резван, заместитель директора по музею – кандидат исторических наук Ю.А. Купина, главный хранитель фондов – кандидат филологических наук Н.П. Копанева, ученый секретарь – кандидат исторических наук Д.С.Ермолин.

В Музее в настоящее время работают 79 научных сотрудников (из них 17 докторов и 56 кандидатов наук), многие среди которых отмечены международными и отечественными научными наградами и премиями. Значительная часть сотрудников МАЭ одновременно являются профессорами и преподавателями ведущих высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Общая численность постоянных штатных сотрудников, включая музейные и вспомогательные подразделения, составляет 202 человека.

Смотрите так же:  Музеи имеют право на

Related Post

Государственный музей искусств дании

Музей современного искусства «Луизиана» располагается в городке Хумлебек, что в 35 километрах к северу от Копенгагена. Музей «Мадам Тюссо» в Копенгагене был открыт в 1974 году правнуком знаменитой мадам Тюссо

Художественные музей усадьба

Телефон: (81370) 29-500 Проезд: Электропоезд с Финляндского вокзала (С.-Петербург) до станции «Бернгардовка»; авт. № № 7, 530 от станции «Всеволожск»; маршр. такси (из С.-Петербурга): №№ 430, 462 от ст. м.

Дарвиновский музей витрина 14

Теория микроэволюции изучает эволюционные процессы в популяциях, приводящие к образованию двух или нескольких новых видов от одного предкового. Экспозиция зала включает четыре темы. Первый раздел рассказывает о разных формах и

Здание(я):

Основатель: Петр I (1672-1725)

Основные экскурсии:
Обзорные экскурсии
История науки
По странам и континентам
Ветер странствий
Традиционная культура народов мира

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, кафе или бар

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Набережная Невы
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Меншиковский дворец

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Головнев Андрей Владимирович, тел. (812) 328-0712
Зав. экскурсионным отделом: Носовская Ксения Александровна, тел. (812) 328-0118

Тел. дирекции:
(812) 328-0812, Факс: (812) 328-0811

Адрес дирекции:
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3

Даты открытия и основания:
основан: 1714г.

Бюджетный статус:
Федеральный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Среднее кол. посетителей в год:
свыше 533 000

В структуре организации имеются:
научная библиотека, реставрационные мастерские

Единиц хранения:
1 880 700

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

информация от: 14.11.2019
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .