Музей декоративно прикладного искусства в санкт-петербурге

Телефон: (812) 273-3258, 273-5903 (заказ экскурсий)

Проезд: Ст. м. «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская»

Интернет:
www.museum.ru/M181 — официальная страница
Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица — W1892, официальный сайт www.ghpa.ru/museum-expo/istoriya

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 12.05.1896

Описание:

Музей принадлежит к числу интереснейших в России. Один из старейших художественных музеев Петербурга. В собрании представлено русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство XVI — нач. XX в.; советское прикладное искусство; промышленный дизайн; коллекции русских изразцовых печей XVIII в.; советских тканей 1920-1940-х гг.

В экспозиции, которая разместилась в первом этаже здания, можно видеть художественную мебель, фарфор, металл, керамику, ткани, стекло, костюм XVI — нач. XX в. и др., а также выставки работ студентов училища

Здание(я):

Основатель: Барон А.Л. Штиглиц (1814-1884)

Основные экскурсии:
История музея барона Штиглица
История художественых ремесел и видов прикладного искусства
Учебный художественный музей и современный художественный процесс

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, кафе или бар

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Государственный Русский музей
Летний сад
Летний дворец Петра I (1710-1714), арх. Д. Трезини, отделка фасадов и интерьеры — арх. А. Шлютер
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда
Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона
Архитектурный ансамбль центральной части города

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Бартенев Александр Игоревич, тел. (812) 273-3258
Главный хранитель: Власова Галина Алексеевна, тел. (812) 273-3258
Зав. научным отделом: Прохоренко Галина Евгеньевна, тел. (812) 273-3258

Тел. дирекции:
(812) 273-3258, Факс: (812) 273-3258

Адрес дирекции:
191028, Санкт-Петербург, Соляной пер., 15

Даты открытия и основания:
открыт: 12.05.1896

Бюджетный статус:
Ведомственный

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, учебная

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 2500м 2
временных выставок 850м 2
фондохранилищ 600м 2

Количество сотрудников:
27, из них 6 научных

Среднее кол. посетителей в год:
15000

Единиц хранения:
31724, из них 16000 предметов основного фонда

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Музей декоративно-прикладного искусства отличается от остальных выставочных центров Петербурга тем, что был создан исключительно в целях обучения студентов Центрального училища технического рисования. Но со временем, приобретая все большую значимость, стал открыт для всех желающих.

В этом заведении собрана впечатляющая коллекция работ российских и зарубежных творцов со всех уголков мира и представляющая множество направлений декоративно-прикладного искусства. Снаружи и внутри музейное здание украшено многочисленными декоративными элементами, каменными лестницами, мозаикой, витражами.

Решение о создании музея появилось практически одновременно с появлением учебного заведения. Спонсировал проект меценат Александр Людвигович Штиглиц, который бОльшую часть своих доходов от должности управляющего Государственным банком и суконной мануфактуры направлял на просветительскую деятельность, финансирование приютов и армии.

Изначально музей прикладного искусства располагался на втором этаже училища и занимал 8 выставочных залов. Но коллекции постоянно пополнялись, и в 1885 году было решено построить для них отдельный корпус. Место для нового здания выбрали недалеко от училища.

Проект здания разрабатывал петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, занимавший должность директора училища. Его вдохновляли яркие примеры итальянской архитектуры XVI века – Корнер делла Ка Гранде, библиотека Сан Марко в Венеции, а также Базилики и палаццо Тьене в городе Виченца.

Дабы собрать впечатляющую коллекцию, раскрывающую все стороны декоративно-прикладного искусства, потребовалось затратить много сил и денежных средств. Именно благодаря воодушевленности Штиглица и его зятя Александра Александровича Половцова, такого же мецената и промышленника, сегодня мы имеем возможность наслаждаться редкими экземплярами, привезенными со всего мира.

Строительство продолжалось 11 лет, и в 1896 году здание приняло своих первых посетителей. Среди них значились и члены императорской семьи. Музей производил неизгладимое впечатление на неискушенного в вопросах декоративного искусства зрителя. Не только экспонаты, но и отделка оставляли ошеломляющее впечатление. Ни один сантиметр площади музея не пропал даром: стены, окна, полы, потолки, лестницы, арки – все служило примерами декоративного искусства разных эпох.

Надежды, которые возлагали на музей его создатели, полностью оправдались. Студентам была дана уникальная возможность с первых дней учебы ознакомиться с произведениями декоративно-прикладного искусства, изучить динамику его развития, выбрать для себя наиболее близкие направления. Также в стенах музея часто проводились всевозможные выставки отечественных и зарубежных художников, знакомившие учеников с современными веяниями.

Так продолжалось до 1923 года, когда после реформы образования деятельность училища приостановилась, а музей перешел во владения Эрмитажа. Только после окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году, было решено открыть двери музея вновь. БОльшая часть собранной коллекции не вернулась в родные стены, а осталась в Эрмитаже, поэтому экспозицию пришлось собирать практически с нуля.

Несмотря на пережитые невзгоды, Музей декоративно-прикладного искусства восстановил свой статус одного из самых удивительных и впечатляющих экспозиционных центров. 14 просторных залов вмещают более чем 35000 экземпляров. В них представлены творения мастеров, живших в античные времена, средневековых художников, а также наших современников.

Среди наиболее представительных коллекций можно отметить образцы западноевропейского фарфорового производства, керамику, созданную восточными мастерами, предметы мебели XVI-XIX веков, работы по ткани и металлу. Нигде больше вы не встретите такую коллекцию русских печей прошлых столетий. Всего музею принадлежит 8 фондов, в рамках которых представлены произведения из фарфора, керамики, стекла, роспись по ткани, резьба по кости и дереву, а также живопись и скульптура.

По традиции, сложившейся со дня открытия музея, здесь постоянно проходят выставки молодых художников и талантливых студентов, а также демонстрируются новые приобретенные коллекции.

Интересные факты о музее

После того как музею в 1945 году вернули его историческую значимость, он стал принадлежать Высшему художественно-промышленному училищу – ныне Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица, в народе — Мухинскому училищу или просто «Мухе».

В рамках одной из выставок можно увидеть уникальные произведения Императорского Фарфорового завода, на котором трудились многие талантливые студенты училища. Утонченная роспись, нанесенная по уникальной технологии, не оставит равнодушным ни одного ценителя прекрасного.

Прикоснуться к возвышенному позволит еще одна уникальная коллекция, перекочевавшая из Музея истории и религии. Она содержит культовые облачения и предметы, принадлежавшие представителям разных конфессий. Эту коллекцию выделяет исключительное богатство и роскошь: драгоценный текстиль, вышивка золотыми и серебряными нитями, бахрома и тесьма всех возможных цветов и форм.

Музей декоративно прикладного искусства в санкт-петербурге

Музей прикладного искусства
Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии
им. А. Л. Штиглица

Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, выпускающей художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна, ее культурно-просветительским, учебным и выставочным центром.

История музея неразрывно связана с созданием в Петербурге в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица (1814 – 1884) Центрального училища технического рисования. Большую роль в становлении этого учебного заведения сыграл видный государственный деятель, зять барона Штиглица, Александр Александрович Половцов (1832 – 1909). На пост директора был приглашен известный петербургский зодчий Максимилиан Егорович Месмахер (1842 – 1906).
Учрежденный 27 мая (15мая по старому стилю) 1878 года музей вначале размещался в здании училища, построенном в 1878 – 1881 годах по проекту А.И. Кракау и Р.А. Гедике.
В 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличавшееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.

12 мая (30 апреля по старому стилю) 1896 года в присутствии императорской семьи и многочисленной публики состоялось торжественное открытие здания музея. Удивительные по красоте образцы фарфора, бронзы, тканей, эмали и ювелирные изделия, размещенные в специально изготовленных витринах, а также французские гобелены и фламандские шпалеры предстали перед взором восхищенной публики. Журнал «Строитель» писал: «Вступая через главный вход в просторный Вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись – все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет».

Здание музея – уникальный памятник архитектуры периода историзма. В его облике угадываются черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио. Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы, наполнив новым содержанием и создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
В художественном убранстве тридцати двух залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.
Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.

Обращение М.Е.Месмахера к вершинам европейской культуры было обусловлено не только веяниями времени, но и основной задачей музея — приобщить будущих художников к сокровищам мирового искусства. В оформлении залов активное участие принимали учащиеся и выпускники училища. Это была подлинная школа профессионального мастерства, где воспитанники могли на практике применить полученные в учебных классах знания.
С момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга. В его Большом зале проходили блистательные выставки объединения «Мир искусства» (1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и многие другие. Музей становится одним из важнейших элементов эстетического воспитания будущих художников. Здесь учащиеся впервые знакомились с творениями всемирно известных деятелей искусства и безымянных мастеров, в тиши музейных залов они постигали секреты художественного творчества. В этой возвышенной атмосфере, пронизанной духом красоты и гармонии, происходило таинство рождения новых талантов.
Воспитанники училища Штиглица плодотворно работали в разных сферах художественной промышленности: на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, в ювелирной фирме Карла Фаберже, мастерских Императорских театров. Их умением и вдохновенным трудом создавались подлинные шедевры, составившие славу русскому прикладному искусству Серебряного века.
Судьба училища и его музея сложна и драматична. В ней отразилось трагическое время исторических катаклизмов, войн и политических переворотов. После Октябрьской революции в результате реформы художественного образования училище было закрыто, а музей в 1923 году перешел в ведение Эрмитажа, став его I Филиалом. После создания в феврале 1945 года на базе училища Штиглица Ленинградского художественно-промышленного училища (с 1953 года – имени В.И.Мухиной) музею была возвращена из Эрмитажа лишь небольшая часть его собрания, которое позднее пополнилось экспонатами из других музеев страны.

Сегодня фонды музея насчитывают более тридцати пяти тысяч предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Обширное собрание включает западноевропейский фарфор и восточную керамику, интереснейшие образцы мебели XVI – XIX веков, уникальную коллекцию русских изразцовых печей XVIII века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы второй половины ХХ века.
Экспозиция, развернутая в четырнадцати залах и галереях первого этажа исторического здания музея, представляет около 2000 экспонатов. В Аванзале, открывающем экспозицию, можно увидеть временные выставки из фондов музея. В малых Итальянских галереях показаны уникальные образцы мебели различных исторических периодов. В зале «Теремок» экспонируются предметы русского прикладного искусства: костюмы, коллекция русских этнографических кукол, набоек, изделия из кованого металла, мебель. Широко и разнообразно представлено собрание западноевропейской керамики и фарфора: немецкие «штайнгуты» XVI – XVIII веков, итальянская майолика XVI века, уникальный берлинский, мейсенский и севрский фарфор XVIII столетия и многое другое.

Музей активно участвует в международном культурном обмене, гостеприимно открывая свои выставочные залы для зарубежных художников и отечественных мастеров самых разных творческих направлений. Здесь, в этих стенах, дышащих историей, под сводами музейных залов, как и столетие назад, идет кропотливая и сосредоточенная работа по изучению мирового культурного наследия. Под руководством опытных педагогов академии оттачиваются профессиональные навыки и, главное, происходит духовный рост и творческое обогащение будущих мастеров монументального, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории она подготовила несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.

Музей прикладного искусства

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция русских изразцовых печей XVIII в. — 15 пр.
Коллекция русских этнографических кукол — 106 пр.
Коллекция советского текстильного дизайна — 2752 пр.
Коллекция работ студентов школы 1945-2000 гг. — 15724 пр.
Коллекция проектных чертежей М. Месмахера — 411 пр.

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

информация от: 12.05.2019

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

Музей прикладного искусства им. Штиглица, история которого неразрывно связана с Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академией, был основан в 1878 году. Поначалу он размещался в здании Центрального училища технического рисования (как до революции называлась академия), но затем переехал в специально построенное здание, строительство которого велось с 1885 по 1896 год.

Автором проекта нового здания музея стал М.Е. Месмахер, известный архитектор и директор училища им. А.Л. Штиглица. Барон Штиглиц был видным финансистом и меценатом своего времени, на его средства было открыто училище, он сам и его семья лично занимались формированием и пополнением музейных коллекций. Уникальные произведения мирового прикладного искусства от античности до предметов русского народного творчества XVII и XVIII веков закупались на европейских аукционах, у известных коллекционеров и антикваров и поступали в фонды музея.

Само здание музея, на открытии которого присутствовали члены императорской семьи, представляет собой уникальное архитектурное творение, вобравшее в себя лучшие элементы и традиции итальянских и венецианских дворцов эпохи Возрождения, а внутренне убранство залов соответствует различным историческим эпохам.
Однако не только для публичных посещений был предназначен музей: главная задумка его создателей была в приобщении учащихся к секретам и творчеству знаменитых и безвестных мастеров, чьи произведения стали непревзойденными шедеврами мирового прикладного искусства.

После революции 1917 года училище было закрыто, а сам музей передали в ведение Эрмитажа. Вновь открыло свои двери это удивительное по красоте здание только в 1945 году, но часть коллекций так и осталась в Зимнем Дворце.

Сегодня фонды музея насчитывают более 35000 единиц уникальных экспонатов, среди которых западноевропейский фарфор и восточная керамика, коллекция русских изразцовых печей XVIII века, произведения искусства из металла и ткани, мебель и лучшие работы выпускников Академии (в те времена Мухинского училища) второй половины прошлого века.

В 14-ти залах первого этажа открыта постоянная экспозиция, гордостью которой являются керамические изделия XVI – XVIII веков, итальянская майолика XVI века, уникальный берлинский, мейсенский и севрский фарфор XVIII столетия. В зале «Теремок», убранство которого выполнено в стиле дворцовых палат, выставлены русские народные костюмы, коллекции кукол, мебели, изделий из кованого металла, в малых Итальянских залах – собрание мебели разных исторических эпох. В Аванзале (Большом выставочном зале), украшенном огромным стеклянным куполом, проходят временные выставки работ современных отечественных и иностранных художников.

Стоимость посещения: входной билет – 300 рублей, школьникам и студентам – 150 рублей.

Право на бесплатное посещение Музея прикладного искусства имеют пенсионеры, блокадники, инвалиды, ветераны, члены Союза художников и студенты художественных ВУЗов.
Фотосъемка: 200 рублей.
Видеосъемка: 300 рублей.

Расписание работы музея: ежедневно со вторника по субботу – 11:00-17:00, касса работает до 16:30. Экскурсионное обслуживание с 11.00 до 15.30.

Музей закрыт в праздничные дни и в августе, в связи с каникулами студентов Академии.

Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

Санкт-Петербург, Соляной переулок, 13-15
(м. «Сенная площадь», «Садовая» )

Подано заявлений на 8 июля 574 по специальностям Специальность План Подано План Подано 9 кл. 11 кл. «Дошкольное образование» 50 143 25 36 «Специальное дошкольное образование» 25 45 25 16 «Преподавание в начальных классах» 75 151 25 66 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» 25 45 25 32 «Педагогика… подробнее >

28 июня 2019 года на 1 учебной площадке (ул. Ивановская, д. 16) прошла Торжественная церемония… подробнее >

21 июня 2019 года в Актовом зале Педагогического колледжа №8 состоялась торжественная церемония вручения дипломов… подробнее >

17 июня наша группа была приглашена в детскую библиотеку №11 Невского района. Там нас встретила… подробнее >

15 июня 2019 года студенты нашего колледжа приняли участие в открытии Театральной олимпиады. Официальная церемония открытия… подробнее >

Два года назад в гости к Педагогическому колледжу № 8 приехала первая группа ребят из… подробнее >

Адрес:
190000, Санкт-Петербург,
пер. Антоненко, д. 8
Телефон: 570-31-79, 570-38-29(факс)
Телефон горячей линии: 576-20-19
E-mail: [email protected]

На базе педагогического колледжа № 8 существует уникальная музейная коллекция изделий декоративно-прикладного и народного искусства. По профилю она является художественно-этнографической.

Основными функциями музея декоративно-прикладного искусства «Наследие» являются:

  • создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности государственного образовательного учреждения музейными средствами и методами;
  • организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;
  • осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;
  • документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;
  • постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы;
  • освоение обучающимися культурно-исторического пространства города, области, региона и страны в целом.
  • Основные направления деятельности музея:

  • фондовая работа в музее — комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;
  • экспозиционно-выставочная работа;
  • образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.
  • научно-исследовательская деятельность
  • Систематизация коллекции позволила выявить основные ресурсы музейного фонда и определить направления экспозиции: