Меню

Музеи электротранспорта

Московский музей электротранспорта

Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт по приказу Лужкова в связи со строительством бессмысленного монорельса.
С тех пор монорельс ежегодно кушает деньги московского бюджета, потребляя денег как метро, а перевозя людей как автобус, а музей так и не обрел нового места дислокации.

Вот, например, один из экспонатов 1946 года. Его пытались реставрировать, но так и не закончили — нужных деталей уже давно не достать. 21 год этот троллейбус был в эксплуатации, затем его списали.

А вот это трамвай 1908 года выпуска, модель «Ф» №164

Вот этот трамвай на Бульварном кольце в 1946 году

Сейчас можно зайти внутрь. То есть можно бы было зайти, если бы имелся музей. Вагон сохранился

Московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году). Вот он, кстати (1900 год):

Обидно. Такие проблемы редки, вот, скажем, в Санкт-Петербурге есть отличный музей городского транспорта. Он расположен на территории старейшего в городе трамвайного депо

Хотя у нас самая богатая коллекция экспонатов.

Нужно, в общем, постоянный музей пассажирского транспорта ГУП «Мосгостранс» в Москве сделать. Городские Проекты считают, что хорошее место для музея — Миусский парк конно-железных дорог, основанный в 1874 году. Это первый в России трамвайный парк, сейчас на его территории находится 4-й троллейбусный парк.

Насколько мне известно, сейчас есть планы по освобождению 4-го троллейбусного парка. Там действительно сложно работается: парк маленький, и троллейбусы ночуют на окрестных улицах. Если эти планы реализуются, то хорошо бы не продавать землю под строительство небоскрёба, а устроить в этом историческом месте постоянный музей транспорта.
Расположение удачное: улица Лесная дом 20, 10 минут пешком от метро Менделеевская. Удачнее места для музея сложно придумать.

Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга

Фото музея электротранспорта | Музей на карте | Обсудить музей на форуме

Адрес музея городского электротранспорта: Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д.77 Телефон: (812) 327-72-24 Открыт: экскурсии проводятся по следующему расписанию: в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00. Выходной: понедельник Стоимость билета: взрослый — 250 руб., льготный — 70 руб. Фото бесплатно. Проезд: пешком от ст. м. Василеостровская, 15 — 20 минут. Маршрутка К249А — 10 минут.


Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга
, посвященный истории рельсового транспорта в Петербурге, был основан в 1967 г. на базе одного из старейших трамвайных парков.

Василеостровский парк, созданный в 1907 году (в 1922 годах переименован в трамвайный парк им. А.П. Леонова), в наши дни закрыт. Музей находится на территории предприятия «Трамвайный парк №3». Вагонное здание является памятником промышленной архитектуры (1906 — 1907 гг., гражданский инженер Л.Б. Горенберг).

В музее хранится 24 ретро-вагона (из них 18 ходовых и 6 трамваев) постройки 1924 — 1980 гг., демонстрируются макеты конки, разных видов трамваев, паровичкас империалом — открытым вторым этажом. Здесь собраны коллекции трамвайных билетов с дореволюционных времен, проездных документов, кассовых аппаратов и компостеров. Специальный раздел экспозиции посвящен ленинградской блокаде.

Музей городского электрического транспорта официально работает с 1 июля 2008 года. До этого времени музей существовал на общественных началах и самостоятельного статуса музея не имел.

До музея можно добраться пешком. Это займет у вас не более 15 минут. Можно доехать — по маршруту К249А.

Экскурсия в Музее электротранспорта

Мы попали на экскурсию, начинающуюся в 16.00. У входа в музей уже собрались желающие так же окунуться в атмосферу прошлого и просто познакомиться с представленными экспонатами. Нашу группу, практически без опоздания, провела через проходную, экскурсовод, представившись Марией. Надо сказать, что посещение музея возможно только в сопровождении экскурсовода, либо сотрудника администрации музея.

Билеты, купленные у экскурсовода, не убирайте далеко в карман, они вам ещё пригодятся.

Парк представляет собой большой ангар, в котором достаточно прохладно в зимнее время года, поэтому спешить снимать с себя верхнюю одежду не советуем. Так же там вы можете воспользоваться кофе-аппаратом, приятная мелочь, особенно для тех, кто успел замерзнуть. Туалетная комната так же предоставлена для посещения.

Перед началом экскурсии в музее городского электрического транспорта нас оповещают, о том, что любой желающий может, как прослушать экскурсию, пройдя за экскурсоводом, либо сразу отправляться на самостоятельный просмотр. Наша собравшаяся группа, состоящая из взрослых и детей, следует за экскурсоводом.

Смотрите так же:  Музеи 25 января

Начало экскурсии проходит в предшественнике электрического трамвая – конке. В конку впрягались лошади, управляемые кучером. Произошло это в 1860 году, инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах Санкт-Петербурга. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом, называемый империалом. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали обычно мальчики-подростки, которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

Памятник конке в Санкт-Петербурге установлен как раз на Васильевском острове, где и находится сам музей.

Так, последовательно посещая почти каждый представленный трамвай и троллейбус, нас знакомят со всеми экспонатами. И вот тут вам пригодится ваш входной билет, которым вы может воспользоваться, пробив его на компостере. Любимое, как оказалось, занятие не только среди детей, но и взрослых.

Во время экскурсии в Музее городского электрического транспорта мы узнаём о любимых моделях трамваев и троллейбусов вагоновожатых и водителей, а так же тех моделях, которые полюбились пассажирам. Таким фаворитом является трамвай, прозванный за своё обилие окошек — аквариумом, в котором было приятно наслаждаться видами города, а окошки на крыше, служили дополнительным источником света. А еще есть трамвай, называемый среди водителей «слоном», за его цвет слоновой кости, крупногабаритные размеры и неповоротливость на дорогах.

Крылатое, на сегодняшний день, выражение — метр с кепкой — пошло из общественного трамвая. Изначально на входе у задней двери трамвая, а затем у сиденья кондуктора, была установлена метка, по которой измеряли детей. И если рост ребёнка был выше метки (ровно метр), то проезд оплачивался. Дети, вставали на носочки, надевали головные уборы, в общем делали всё возможное для того чтобы казаться выше. Тогда как родители этого не хотели.

Когда в 70-х годах 20 века на улицах города появился троллейбус, это воспринималось жителями в качестве аттракциона и многие просто катались на них. Бдительные кондуктора, снимали таких пассажиров уже со второго круга, чтобы остальные могли прокатиться.

Многие из экспонатов музея до настоящего времени на ходу. 16 реставрированных трамвайных вагонов с 1900 по 1989 года эксплуатации. Это — одноэтажная конка, Brush, МС-ПС, ЛМ-ЛП-33, ЛМ-ЛП-47, ЛМ-ЛП-49, ЛМ-57, ЛМ-68, КТМ-5М3. Они используются для юбилейных выездов, а также сдаются в аренду по договорам за оплату, а также для экскурсий.

Во втором депо размещены четыре реставрированных музейных пассажирских троллейбусных машин. Это ЯТБ-1, ЗИУ-5Г, ЗИУ-9-682Б, МТБ-82Д. О стоимости, которых, вы можете поинтересоваться на месте, либо уточнить по телефону.

По окончании экскурсии, которая длится 1-1,5 часа, у вас остаётся свободное время. Можно ещё раз всё обойти, посидеть на месте водителя, рассмотреть их форму, кондукторские сумки, кассовые аппараты и компостеры разного периода их работы. Впечатлений получили много. Уходим с пониманием того, что сюда ещё вернемся.

Достопримечательностью Петербурга стали экскурсии в ретро-вагонах.

Кац предлагает победить

Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт по приказу Лужкова в связи со строительством бессмысленного монорельса.
С тех пор монорельс ежегодно кушает деньги московского бюджета, потребляя денег как метро, а перевозя людей как автобус, а музей так и не обрел нового места дислокации.

Раньше он располагался в старом трамвайном депо имени Баумана. С тех пор шло много разговоров куда его перенести, в основном говорили почему-то о районе Строгино (куда перенесли Краснопресненское трамвайное депо после снятия трамвая на Ленинградке и Пресне).

Спроектировать его должны были в 2007 году, а начать строительство обещали в 2008-2009 годах, но кажется, что-то пошло не так: экспонаты по-прежнему валяются в разных депо Москвы и начинают подгнивать. Выглядит это примерно так:

Вот, например, один из экспонатов 1946 года. Его пытались реставрировать, но так и не закончили — нужных деталей уже давно не достать. 21 год этот троллейбус был в эксплуатации, затем его списали.

А вот это трамвай 1908 года выпуска, модель «Ф» №164

Вот этот трамвай на Бульварном кольце в 1946 году

Сейчас можно зайти внутрь. То есть можно бы было зайти, если бы имелся музей. Вагон сохранился

Московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году). Вот он, кстати (1900 год):

Смотрите так же:  Музей каши

На ежегодных выставках исторического подвижного состава на ВВЦ москвичи и гости столицы могут видеть только малую часть коллекции.

Все остальные недоступны широкой публике. И очень зря — сходить в музей транспорта было бы отличным способом провести выходные с детьми. Это вообще одна из самых интересных тем для музея.

Но у нас всё с этим печально. Если вы надумаете посетить даже сайт пассажирского музея транспорта Москвы, то найдете там в буквальном смысле ничего.

Мировая практика показывает, что воссоздание аналогичного музея транспорта в Москве откроет новые возможности по повышению уровня технической культуры москвичей, также поспособствует развитию экономики Москвы, вырастет роль общественного транспорта, ну и самое главное — привлечет туристов со всех концов Европы и мира (это из письма Горпроектов в Дептранс скопипастил, не пугайтесь).

Насколько мне известно, сейчас есть планы по освобождению 4-го троллейбусного парка. Там действительно сложно работается: парк маленький, и троллейбусы ночуют на окрестных улицах. Если эти планы реализуются, то хорошо бы не продавать землю под строительство небоскрёба, а устроить в этом историческом месте постоянный музей транспорта.
Расположение удачное: улица Лесная дом 20, 10 минут пешком от метро Менделеевская. Удачнее места для музея сложно придумать.

[ Письмо Городских Проектов по этому вопросу. ]

griphon

Журнал Георгия Красникова

В то время, когда вся прогрессивная общественность борется против строительства Фаллос-центра имени Газпрома в Санкт-Петербурге, городу грозит ещё одна серьёзная потеря. Это музей электротранспорта Санкт-Петербурга, находящийся в бывшем трамвайном парке имени Леонова.

Подробнее про музей: http://retro.tramway.ru/ (немного устарело, сейчас коллекция ещё больше)
На мой взгляд, это лучший музей общественного транспорта в стране. Вся история питерского трамвая здесь представлена наилучшим образом. Кроме того, все экспонаты действующие регулярно выезжают на разные заказы, или парады. Кто был в этом музее, или катался на каком-либо из парадов, сможет оценить мощь этой коллекции. Московский музей мог бы с ним посоперничать, но увы, он сам не имеет своего здания, экспонаты расфасованы по разным паркам, их можно видеть всех вместе только 2 раза вход на ВДНХ. Нечто подобное грозит и Питерскому музею. Традиционно для нашей солнечной страны, парк хотят снести, построить бизнес-центры и отели (одно время хотели киностудию, но сейчас непонятно, что конкретно хотят построить, явно ничего хорошего). Стоит отметить, что парк этот сам по себе памятник архитектуры. Кроме того он ценен тем, что он был самым первым трамвайным парком. Посему сохранить его, и сделать там полноценный музей (с возможностью посещения в любое время) было бы разумным, логичным и правильным. Но разве эти все ничтожные аргументы имеют вес, когда на карту поставлено БАБЛО?

Вообще, конечно, плохо, когда власть о народе не заботится — закрывает рабочие места, сокращает пенсии, запрещает инакомыслие и т.д. Но по мне куда страшнее, когда у тех, кто руководит чем-либо отсутствует напрочь вкус. Это намного фатальнее. Пенсии всегда можно вернуть, равно как и построить новые ВУЗы, заводы, детские сады, трамвайные депо. Можно посадить лес на месте вырубленного, лет через 30-40 он даже вырастет. Но разрушенные памятники архитектуры и искусства не восстановишь уже никогда. В любом случае, это уже будет муляжом (как, например, вышло с Варшавой). И особенно печально, когда такая публика с колхозным мышлением имеет возможность управлять таким городом с богатой историей и гигантским культурным наследием. Почему-то про Эрмитаж всем очевидна культурная ценность, про Исаакиевский собор очевидна, Собор Василия Блаженного, Большой театр и т.д. Эти достопримечательности защищены своим мировым именем, посему есть гарантия, что их не тронут. А ценность большинства всего остального очевидна только закоренелым специалистам, посему с ним можно делать что угодно (особенно это касается памятников индустриальной архитектуры — мануфактуры, те же трамвайные депо начала века, станционные постройки — всё это живёт при условии, что не нашёлся пока на них свой инвестор).

Кроме того, питерский трамвай, это больше, чем вид транспорта (бывший вплоть до начала 90-х основным, во многом более важным, чем метро). Всю историю XX века, это была неотъемлемая часть города, часть городской среды. Можно много писать и о блокадных трамваях и о послевоенном времени, и о том, что к началу 90-х, трамвайная сеть в Петербурге была самой большой в мире. Сейчас и сеть покоцана и изуродована до безобразия (благодаря чему в некоторые районы иначе как пешком стало нереально добраться), уничтожен уникальный трамвайный перекрёсток на Васильевском острове (на перечении С.П. и 8-9 линий), но этого им мало. Они теперь хотят уничтожить и историю самого благородного вида транспорта, видимо чтобы как можно меньше о нём напоминало..

Смотрите так же:  Верхняя пышма школа 2 музей

Надо всеми силами постараться не допустить этого
Группы в контакте:
http://vkontakte.ru/club12619697
http://vkontakte.ru/club13366932
http://vkontakte.ru/video333809_154089898 — запрещенный телерепортаж РТР о состоянии дел в Музее

Увы, ничего неконтактного конструктивного не удалось найти. Буду благодарен, если кто-нибудь из тех, кто в теме кинет в меня ссылкой.

Музей городского электрического транспорта

Первый музей в старейшем трамвайном парке города – тогда трампарке им. Леонова – появился 29 сентября 1967 года. Дата открытия музея была приурочена к 60-летней годовщине пуска трамвая в Санкт-Петербурге. На тот момент его представляли следующие разделы: “Предыстория парка”, “Строительство и пуск первой линии трамвая”, “Революционная деятельность трамвайщиков”, “Работа парка с первых дней Советской власти и до начала Великой Отечественной войны”, “Деятельность коллектива парка в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда”, “Работа в послевоенный период и до наших дней”.

Идея собрать воедино сохранившуюся технику, которая работала в нашем городе в разные годы, впервые возникла 18 марта 1979 года. В тот день последняя «Американка» (так ленинградцы называли поезд из вагонов ЛМ/ЛП-33 образца 1933 года) совершила прощальный рейс и была сохранена для будущего музея.

В 1982 году появился репликар английского вагона Brush (именно они впервые вышли на городские маршруты в 1907 году). Трамвай, ставший одним из первых экспонатов музея, был построен на базе служебного вагона МС-1 1929 года. Впоследствии он использовался как экскурсионный и даже участвовал в киносъемках. Так, его можно увидеть в фильмах «Как стать звездой» (1986 г.), «Собачье сердце» (1988 г.) и других картинах.

Наконец, во второй половине восьмидесятых годов по инициативе Андрея Юрьевича Ананьева, который трудился главным инженером в трампарке №7, началось комплектование полномасштабной коллекции трамвайных вагонов. Оценить проведенную работу горожане смогли в год 90-летия петербургского трамвая. Круглую дату отметили парадом музейных вагонов. В сентябре 1997 года на маршрут вышли Brush (Бреш) и вагон конки, поезд МС-МСП начала 1930-х годов, отремонтированная «Американка» и восстановленный из путеизмерителя «Слон» ЛМ-47 с прицепом ЛП-47, «Стиляга» ЛМ-57 и «Аквариум» ЛМ-68. В составе колонны были и трамваи ЛВС-86А (первый в России с двигателями переменного тока) и трехсекционный восьмиосный ЛВС-93, которые передали в музей спустя несколько лет.

В 1999 году при активном участии Алексея Евгеньевича Гонтарева (ныне сотрудник производственного депо Службы подвижного состава «Горэлектротранса») началась работа по восстановлению троллейбусов. Сначала фонд музея пополнил ЯТБ-1 1936 года постройки. Эти машины одними из первых появились на улицах Ленинграда. Долгое время считалось, что все довоенные советские троллейбусы утрачены, к счастью, это оказалось не так. Уникальную технику энтузиасты обнаружили на дачном участке под Зеленогорском, там деревянный кузов троллейбуса почти полвека служил сараем. Воссоздание заняло 5 лет — обновленный ЯТБ вновь вышел на петербургские улицы 31 марта 2004 года.

Следующим был восстановлен ЗиУ-5Г 1967 года выпуска — работы над ним закончены в 2005 году. В тот же период расширилась и трамвайная коллекция: с 2004 по 2006 года закончился заводской ремонт трамваев МС-1, МС-2, МС-4, МСо. Троллейбус МТБ-82Д 1947 года, известный благодаря творчеству Булата Окуджавы как «синий троллейбус», вышел на улицы в 2008 году, а ранний вариант самого массового троллейбуса в мире — ЗиУ-682Б — в 2009-м. Лаборатория контактной сети на базе троллейкара КТГ-1 1976 года постройки — самостоятельно поехала в 2010-м.

Сейчас работы ведутся по всем направлениям: пополнение коллекции трамваев, троллейбусов, автобусов; ремонтно-реставрационные работы; подготовка тематических выставок и иных экспозиций. В настоящий момент заканчивается ремонт грузового трамвая ГМу 1940 года и автобуса ЛАЗ-695Н, а также проводится полный цикл реставрационно-восстановительных работ автобуса ЗиЛ-158В 1964 года выпуска.

Долгое время коллекции музея были доступны только для узкого круга специалистов и работников предприятия. Трамвайные вагоны хранились в трампарке №7 (им. Володарского), а затем в трампарке №2 (им. Леонова), троллейбусы — на троллейбусном заводе предприятия. 15 апреля 2006 года прошел первый День открытых дверей, и все желающие смогли познакомиться с уникальной ретротехникой, выставленной в первом депо трампарка №2 на Васильевском острове.

1 июля 2008 года музей получил статус структурного подразделения СПб ГУП «Горэлектротранс», и часть территории трампарка №2 была закреплена за ним. Год спустя на Васильевский остров с троллейбусного завода перевезли и троллейбусы. А с 21 июля 2010 года начались регулярные экскурсии для горожан.