Меню

Можно ли фотографироваться у церкви

В храме нельзя фотографировать?

В этом году я с семьей путешествовал по Крыму, был во многих храмах и монастырях. Конечно, хотелось сделать фотографии на память, но почти всюду были свои запреты. В одном монастыре нельзя фотографироваться рядом со святынями, во многих храмах запрещена съемка во время богослужения. Оправдан ли этот запрет? Федор

Отвечает священник Игорь ПАЛКИН, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, фотограф:
— В Деяниях апостолов рассказывается, как тень апостола Петра исцеляла больных, лежавших рядом с дорогой, по которой он шел. Тень — это тоже фотография. Причем в самом прямом смысле — рисунок, сделанный светом. Сегодня известны случаи мироточения иконочек, исполненных типографским способом. То есть в основе этих иконочек — тоже фотография.

Поэтому святыни фотографировать, конечно, можно. Цель таких фотографий — сохранить память о местах, где мы прикоснулись к благодати. И когда нам плохо или мы унываем, взгляд на эти снимки вполне может укрепить в нас веру или побудить к молитве.
Почему же во многих храмах и монастырях не разрешают фотографировать? На это есть несколько ответов. Храм — место молитвы, и запрет на съемку во время богослужения указывает именно на это. Не очень-то хорошо своим хождением и вспышками мешать молиться нескольким десяткам человек. Даже если в храме всего один человек, его молитва дороже прекрасной фотовыставки.

Монастырь же — не просто несколько храмов, но и место, где живут монахи — люди, ушедшие из мира ради молитвы. Монастырь для них — дом в самом прямом смысле. Наверное, мало кому понравится, если у него в квартире будут его фотографировать без разрешения? Поэтому лучше взять благословение на съемку. Правда, иногда благословение предлагают купить (мне лично предлагали). Вот это, уверен, недопустимо. Конечно, необходимо объяснять паломникам значение жертвы и побуждать к ней, но не заставлять. Об этом неоднократно на епархиальных собраниях говорил Святейший Патриарх.
Еще часто не разрешают фотографировать из соображений безопасности. Архиереи древних епархий и настоятели старых храмов не понаслышке знают о том, что кражам святынь часто предшествует их фотосъемка. Увы.

Что же делать, если у вас не получилось взять благословение у настоятеля или идет служба, а уже пора уходить? Зайдите в книжную лавку. Там почти всегда в продаже есть фотографии, открытки или книжки про это святое место. Причем фотографии в них сделаны профессионалами в разное время года и наверняка будут лучшего качества, чем вы сделаете сами за пять минут. Я, например, поступаю именно так. А если уж и в лавке ничего нет — сложите все, что увидели, в своем сердце, а Господь за мирное сердце и смирение вполне вас утешит.


Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ
Фото священника Игоря ПАЛКИНА и журнала «Фома»

Можно ли фотографироваться у церкви

В православных храмах строжайший запрет на съемку. Интересно, почему? Это я что, если сделаю снимок, благодать с икон украду (бытует такое мнение у бабушек)? Или совершу святотатство? Не могу понять смысл этого запрета. Может, кто разъяснит?

Я каждый год хожу к католикам на рождественскую мессу в костёл Непорочного зачатия (Москва).
Не пугайтесь, я не экуменист и хожу не для того, чтобы молиться вместе с ними на мессе. Мне нравится оргАн и я люблю наблюдать за людьми. Так вот, мне очень нравится католическое Рождество. Просто как праздник (еще раз повторю, что я православный). Мне радостно смотреть на то, как люди возвышенно встречают рождение Христа, как они поздравляют друг друга, и фотографируются в костёле, снимают дорогое для них событие на фото и видеокамеры. Безо всякого на то благословения. И знаете, это не портит праздник, а делает его еще более радостным! У нас же, в православных храмах, тебя сразу за руки начнут хватать, если ты сделаешь пару снимков (даже без вспышки!)

Я никак не могу понять, с чем связан подобный жёсткий запрет?

Одна из причин — это конечно мешает во время службы. Храм превращается в некий даже не музей, а непонятно по что. Зал приемов что-ли.

А в остальном. Мне иногда приходилось снимать в храме.

Соглашусь: если человек бегает по всему храму, щёлкает вспышкой у людей перед глазами, снимает молящихся без их на то желания, то это крайне неприятно.

Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф.

Это плохо? Я украду благодать с икон? Кому-то помешаю? Или что-то нарушу? Вот чего я не пойму никак.

Да, и по поводу «зала приемов»: на католическом Рождестве в храме снимаю все. и со вспышкой. Если бы вы, Виктор, это видели, то, не сомневаюсь, подтвердили бы, что атмосфера радости от этого не страдает ничуть.

Алексей Вячеславович

Повторю то, что Виктору написал:

Кроме того, запрещается снимать даже и не во время службы. А это с чем связано?

На правах человека, женившегося меньше двух месяцев назад, возражаю
Тут всё зависит от конкретных гостей и фотографов. В нашем случае, например, фотографировали два человека (хотя фотоаппараты были у многих) — без вспышек и с обязательным условием не мешать никому и вообще быть незаметными И видеооператор тоже снимал (священник благословил), но опять-таки «в репортажном режиме» — то есть никак не мешая, «тихо и незаметно, никого не беспокоя», и вообще будучи максимально незаметным
Кстати, когда потом спросил у одного из гостей (когда он скидвал мне снимки, сделанные на свадьбе), есть ли у него фотографии с венчания, он ответил, что венчание он не снимал, потому что не мог одновременно фотографировать и молиться.

Так что венчание венчанию рознь.

Я не знаю, где как, а в нашем храме фотографировать во время крещения и венчания никто не запрещает. Конечно, условие — не мешать. Но вспышку никто не запрещает. Во время обычных богослужений никому в голову не приходит снимать, но если служба особо торжественная, значимая для храма — то снимать не запрещается, но предпочтительно делать это без вспышки. И один-два фотографа из числа прихожан или алтарников снимают хорошими аппаратами, в т.ч. и со вспышкой если нужно, для истории. Постороннему человеку снимать «просто так» не разрешат, но если настоятель благословит — проблем не будет.

Смотрите так же:  Топик церковь на английском

Когда мы своим приходом бываем с паломническими поездками в других храмах, спрашиваем на месте разрешение снимать, и обычно снимать разрешают.

Почему постороннему человеку могут не разрешить снимать — думаю одно объяснение вполне разумно. Никто не знает, зачем он снимает. Себе на память? или сфотографирует расположение старинных икон, а потом в храм наведаются непрошеные гости и храм лишится части святынь? Увы, такое бывает. И по внешнему виду отличить преступника от нормального человека практически невозможно.

Вот чего я не понимаю — это запрет фотографировать архитектуру на территории многих монастырей. Насельников снимать нельзя — это можно понять. Но почему нельзя снять храмы, стены, башни?

Изображения

25216c7f3f41d0f55efb7878cd6ada8b.jpg (36.5 Кб, 63 просмотров)

Алексей Вячеславович, ну а как прихожане не попадут в ваш кадр? Вы же не будете просить их отойти :smileley: Я лично была бы против даже случайного попадания в кадр. Молитва — она же очень интимна. И присутсвие стороннего наблюдателя не всем по душе.

Другой подход: я перемещаюсь так, что на меня никто не обращает внимания, вспышку не использую, и действую не как турист, который снимает «памятник истории и архитектуры», а как православный фотограф.

— Дак не столько вспышка отвлекает людей, сколько направленная на них камера. Человек молится, вдруг замечает что стал объектом внимания православного фотографа. Или просто слышит звук камеры (она же не бесшумно работает). Всё, молитвенный настрой прерван. Мы все грешные, и большинство из нас интуитивно станут распремлять плечи, «вбирать» животы и поправлять платочки.
Да, и как определяется православный ли фотограф? :smileley:

Вот то, что я описала, лично для меня — не есть хорошо.

К нам как-то приходил фотограф с газеты — батюшка делал объявления — что такого-то числа, в храме на службе будет присутствовать фотограф. Он будет работать максимально тихо, стараясь никого не отвлекать. А еще у нас есть свои фотографы — алтарники, которых все знают. И если они иногда выходят с камерой (что происходит ооочень редко)- то это по просьбе батюшки. А просто ходить по храмам, фотографировать людей — это смущать их своими действиями.

У нас с мужем пожизненное благословение на любые съемки у нас в храме. Более того, в ответственных ситуациях мужа (хотя православным фотографом его в принципе назвать нельзя, ибо он не крещен) батюшки специально просят заснять какие-то важные моменты, потому что уверены в его деликатности и высоком качестве готовых снимков.

За все время, что муж снимал у нас в храме, никто пока не жаловался, что он мешает или смущает кого-то из прихожан. Но у нас договоренность давняя — помимо батюшек и алтарников он снимает только детей или тех прихожан, с кем лично знаком и кто не возражает против попадания в кадр. Кое-кто как раз просил их не снимать, и эта просьба всегда соблюдается.

А вот когда на одну из пасхальных служб приходил фотограф из русской газеты, это произвело очень большое смущение. С одной стороны, камера у мужика была из разряда самых крутых, снимала без вспышки и вообще бесшумно. Но. Во-первых, ему очень хотелось заснять в фас лицо священника, кадящего храм на Светлой Заутрене. А батюшки же в этот момент чуть не бегом по периметру храма летают.

Ну и жаловались мои парни-пономари, что сзади батюшка на пятки наступает, того и гляди кадилом случайно огреет, а идти некуда — впереди проход занят фотографом, присевшим так, что батюшке его не видно, но пройти не дающим.

А потом появились снимки, частично в газете, частично в фотоальбоме этого репортера, расположенном на очень посещаемом сайте. И нехорошо получилось, он, в частности, втихаря фотографировал принимающего исповедь священника, его выражение лица. Не стоило это на широкое обсуждение выносить, на мой взгляд.

— Да-да, конечно иконы, — соврала я… стоя прямо посреди Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Н-да… Если ТАМ кто-то есть, мне это наверняка припомнят.

Разумеется, я старалась поймать в объектив людей, их эмоции, их чувства. Получалось плохо, так как старалась я это делать исключительно уважительно, предельно деликатно и всенепременно издалека, не залезая, так сказать, объективом в нос!

Когда-то давно, один очень серьезный и успешный фотограф, сказал мне на своем мастер-классе: «Фотограф должен быть циничен и беспринципен. Иначе это плохой фотограф.» Мы тогда долго обсуждали профессиональную фотографическую этику и как с ней жить. И как жить без нее.

К слову сказать, хорошим фотографом я так и не стала…

Мне всегда претила история, когда модные фотографы буквально машут своим огромными фотоаппаратами перед лицом случайных прохожих. А если речь идет о церкви, где происходит некое таинство? Ведь это таинство, что бы ни думали циники.

К религии можно по-разному относиться. К церкви, тем более. Но мне кажется спорить о «чувствах верующих», пришедших в Храм за молитвой, бессмысленно. Понятно, что они у них есть… И сильные. Ведь молитва – это что-то очень личное, интимное, направленное внутрь себя и одновременно обращенное максимально далеко во вселенную. И тут вдруг щелк! Улыбнитесь, вас снимают… Точнее нет, не улыбайтесь! Так будет даже драматичнее…

Все эти мысли кружились и гуляли в голове, пока мы бродили о Троице-Сергиевой Лавре.


2.


3.


4.

Троица-Сергиева Лавра — крупнейший мужской монастырь на территории России. Действующий. Он основан Сергием Радонежским аж в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Здесь собрана уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Здесь похоронены выдающиеся деятели русской культуры. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.

В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. В начале советского периода в Лавре разместился Историко-художественный музей, а возрождение Лавры как религиозного центра началось уже в 1946 году, в самый разгар советской власти и тотального атеизма!


5.


6.


7.

— Знаешь, недалеко от нашего дома была церковь. — рассказывала мне сестра, с который мы приехали в эти места. — Я очень любила там бывать. Она была недействующая, в ней был организован музей. А недавно ее опять открыли как церковь. Я очень расстроилась. Теперь я не могу ходить туда так же спокойно, как и раньше.

Смотрите так же:  Церковь славы бухарестская

Я ее прекрасно понимала. В таких местах, если не знаешь наизусть «отче наш», чувствуешь себя чужим. Или, как минимум, незваным гостем. Здесь люди занимаются своими делами, своими таинствами. Все вместе, и каждый по отдельности. И если ты не с ними, ты в стороне. Если ты в стороне, то ты против.

Все, что тебе остается, это некоторое чувство неловкости за вмешательство. Особенно если от тебя разносится звук щелкающего затвора фотоаппарата, который гулко отдаётся эхом в помещении с хорошей акустикой. Щелк… Щелк… Щелк…

И, кажется, все взгляды устремлены на тебя. И, кажется, что все тебя осуждают. Даже лики святых из настенных росписей!


8.


9.


10.

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.

Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).
Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).


11.


12.


13.

«Уважение чувств верующих» стало интернет мемом и поводом для глумления. Так же как и мультфильм про «голубого щенка» люди в какой-то момент перестали воспринимать адекватно, так и «чувства верующих» вертели на известно чем в топовых постах топовых белогров. А ведь если вдуматься, это очень серьезная вещь. Это прежде всего уважение к духовности, к умению людей выходить за пределы материального мира, к их стремлению быть добрее, чище, лучше… Все остальное, эти свечи, покрытые платком головы, не более чем условности. Форма, в которую людям надо обличать свое содержание. В ней нет ничего плохого или хорошего. Это просто форма. И почему людям смешно?

В Успенском соборе формально можно фотографировать. В Троицком нельзя совсем. Об этом красноречиво свидетельствуют таблички. Но там это было бы совсем странно. Совсем маленький по размеру, он заполнен прихожанами, со свечками и молитвами. Лезть в толпу чтобы сделать кадр? Что бы что. Оставить его на память или похвастаться в интернете?


14.

Троицкий собор — древнейшее и самое важное сооружение Троице-Сергиевой лавры. В этом храме до революции находилась знаменитая «Троица» Андрея Рублева. Здесь же покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Храм является квинтэссенцией московского зодчества XV века, которое впитало многие черты предшествующей владимиро-суздальской школы.

Храм был построен в 20-х годах XV века учеником преподобного Сергия Радонежского — настоятелем монастыря Никоном Радонежским, в честь которого в храме освящен придел. Стены, столпы, иконостас были расписаны Андреем Рублевым и Даниилом Черным в первой трети XV века. Фрески и иконы были переписаны в 1635 году, сам храм в течение всего времени существования подвергался неоднократным переделкам.
Троицкий собор был любим монархами и простыми верующими. В 1510 году, после победы над новгородцами и суздальцами, великий князь московский Василий III приказал покрыть купол храма железом и на праздник Троицы «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В 1556 году великий князь Иван IV Грозный молился у мощей преподобного Сергия перед крымским походом, а затем «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Около 1720 года была позолочена вся кровля собора.

В 20-60-х годах ХХ века была проведена реставрация памятника, благодаря которой он приобрел черты, близкие к изначальным.


15.


16.


17.

«Зачем Вам фотографировать в храме. Если хотите на память, чтобы осталось — купите открыточки, она, как правило, продаются в церковной лавке или монастырской!» — уверенно выдал мне Яндекс в ответ на попытку нагуглить официальную информация и интерпретацию российских законов по вопросу « Можно ли фотографировать с церквях и храмах » .

«Получите благословление от священника или его помощника.» — утверждали другие источники.

Обсуждения есть, но выводов нет. Воздержусь от них и я. В конце концов, запрет для женщин входить в церковь с непокрытой головой или в брюках ведь тоже не более чем пожелание и юридического статуса он, конечно, не имеет и все сводится к уважению тех самых чувств…


18.

Получается, всё всегда сводится к уважению.
Как это банально.

Почему нельзя фотографироваться на фоне церкви?

В газетах, журналах, книгах, изданных непосредственно с благословения митрополитов и архимандритов, множество снимков людей на фоне церквей. Внутри Храма также можно проводить съёмку праздничных событий типа крещения, венчания, других торжеств, взяв благословения у батюшки, который будет вести службу или настоятеля Храма. Всяческие домыслы и предрассудки — суеверия, не одобряемые Церковью. Если хочется сфотографировать внутреннее убранство помещения или человека у икон просто на память, то делать это нужно тогда, когда нет служб, обязательно получив разрешение священника и благословясь у него. Храни всех Господь!

Источник: служащая Храма иконы Касперовской Божией Матери.

Знаете, ничего по этому поводу не нашла.

А еще сколько живу, вот 24 года на данный момент всегда фотографировалась на фоне церквей с мамой, с любимым человеком и все было очень даже хорошо.

А вот чтобы не фотографироваться в самой церкви — такое слышала и слышу часто. Многие церкви запрещают даже фотографировать в церкви.

А на фоне церкви можно, просто суеверие. И кто-то перепутал с фотографированием в церкви.

Я не слышала такого, что около церквей и храмов нельзя фотографироваться. Я даже около монастыря фотографировалась и настоятель этого же монастыря с паломниками тоже, ничего нам не сказал, что нельзя. Фото — память, а храмы — это наше культурное наследие. А вот в самих храмах частную съемку вести нельзя, за это можно и штраф заплатить, и даже могут полицию вызвать. Вспоминается история с одним блогером, который в церкви покемонов ловил. Внутри церкви много старинной утвари и неизвестно куда ваши фото пойдут, и останется ли эта утварь на месте, а еще все ваши вспышки и позирование — будет однозначно мешать другим прихожанам, что недопустимо. Можно фотографировать внутри храма, когда получено от священника на то разрешение, например на Крестины ребенка.

Смотрите так же:  Церковь уфа расписание

Мне кажется, что от фотографирования на фоне церквей не может быть ничего плохого. В религии это не запрещается и многие из нас имеют в своих архивах снимки на фоне различных церквей. И эти снимки всегда смотрятся с воодушевлением, они словно несут в себе некий отпечаток запечатленных на них святых мест. Говорят, фотографии способны зафиксировать не только материальные объекты, но и их духовную составляющую, душу. Возможно что-то подобное происходит и с фотографиями церквей. Поэтому мне кажется боятся делать снимки с церквями не стоит, это наоборот хорошо, и такие снимки способны стать моральной поддержкой, наполнить человека спокойствием и уверенностью.

Первый раз такое слышу, я уже 20 лет работаю в церкви и мы часто со своим хором фотографируемся на фоне различных храмов. И пока ни с кем ни чего не произошло. Думаю это какое то новое суеверие придуманное не знаю зачем.

Говорят, что иногда нельзя фотографировать достояния внутри храма. Когда были в монастыре Нового Афона, там не разрешали. Правда, потихонечку многие делали снимки: как такую красоту не запечатлеть? Еще иногда стоит спросить разрешения у священнослужителя. А на фоне храма не возбраняется. Да и почему бы, собственно, не создать кадр на фоне святого строения, будь то собор, храм или монастырь? Это и красиво, и величественно, и точно не уж негатива никакого не несет никоим образом.

Еще можно услышать, что снимков не делают на фоне водопадов, зеркал, якобы подобное отнимает силу и энергетику. Вот на что опираются подобные суеверия не ясно. А зеркало — это не только удачный «фон», а еще современный способ выполнить нечто вроде «селфи» со своим изображение. Наверное, подобной ерунде не стоит придавать значения.

Можно ли фотографировать в церкви?

Часто туристы, посещая различные церкви, храмы, соборы или костелы попадают в неловкую ситуацию, когда начинают фотографировать различные церемонии или внутреннее убранство храма, и к ним с требованием прекратить съемку подходит служитель. О том как не попасть в такую неприятную ситуацию и пойдет речь в нашей статье.

Как правило, фото- и видеосъемка в костёлах ( христианских храмах ) не запрещена, однако если это территория музея, то придется заплатить за право съемки.

Итак, если на входе в костёл не вывешен запрещающий знак, то снимать можно. Знак фотоаппарата с перечёркнутой вспышкой допускает проведение фотосъемки , но запрещает использовать вспышку. Все же по возможности рекомендуется спросить у служителя (смотрящего за порядком) разрешения на съемку в костёле. По личному опыту и опыту моих товарищей могу заметить, что если мы вежливо обращаемся за разрешением, то в 75 ‰ случаев получаем положительный ответ. Напротив, в 90 ‰ случаях, когда мы вели фото- или видеосъемку без предварительного разрешения, служитель сам подходил к нам и просил прекратить съемку.

В рамках приличия запрещается фото- и видеосъемка во время службы. Однако вы все же можете снимать, если будете делать это очень аккуратно и тихо, пользуясь бесшумной техникой в режиме без фотовспышки.

Всегда помните, что костёл это «дом Божий». Не стоит сильно размахивать своей техникой и проводить фотосессии на темы «я и святой Иисус», «я в молитве» и т.п. Не рекомендуется также снимать на фото или видео людей в костёле.

Но всегда есть исключения. Памятные снимки и видео будут очень уместны при проведении свадьбы, празднования совершеннолетия и других торжеств, когда собирается множество родственников, чтобы поздравить друг друга. На таких мероприятиях вы сможете провести любую съемку как вам удобно, и все будут считать вас гостем торжества. Однако в этом случае следует играть роль до победного конца, никто не должен догадаться, что вы турист, который с интересом снимает происходящее.

Похожие статьи:

Статья была полезна? Поделитесь в соц. сетях с друзьями!
Жмите «Мне нравится»

Полезные ссылки:

  • Booking.com — забронировать недорого отель или гостиницу;
  • Aviasales.ru — найти и купить самые дешевые авиабилеты;

    Я еще не разу не видел, чтобы можно было снимать со вспышкой, даже если этого значка нету, лучше не рисковать. Снимать часто разрешают (причем мы даже ни у кого не спрашивали).

    Сколько раз я была в католических или протестантских храмах, никогда проблем с фотосъемкой не возникало. Естественно, фотографировала без вспышки и не во время служб. А вот в православных храмах очень часто запрещают снимать 🙁

    Мария, вам значит очень везло, что везде разрешали фотографировать и снимать в костелах, или просто никто этого не увидел. Когда я был в Кракове в этом году, то в Кафедральном соборе святых Станислава и Вацлава к нам дважды подходил служащий и просил спрятать фотоаппарат, а вот как не странно, в Киеве во Владимирском соборе фотографировал без проблем.

    В Европе ни в одном храме не запрещали фотографировать, разумеется без вспышки. Если встречались взглядами со смотрителями, то спрашивали разрешения, чаще жестами, и отвечали нам всегда положительно. Часто воспринимают знак, что нельзя снимать со вспышкой, как запрет на съемку вообще. А вот в русском храме в Ницце нельзя было фотать, точно помню. Видеосъемка в храмах часто бывает платной, это факт.

    Я согласна с тем, что фотографировать в Храмах молящихся людей и проводящиеся церемонии не стоит. Но вот категорический отказ на фотосъемку в любых случаях — не всегда оправдан. Кстати, в России в храмах как и сколько не спрашивай, отказ в фотосъемке внутри храма равен почти 100%. Любые просьбы — бесполезны.

    Я тоже обратила внимание, что запрещают фотографировать чаще в храмах православных, не важно, в какой стране. Так в Греции нам несколько раз крупно не повезло. Ни в Германии, ни в Италии, ни в Испании при съемке в католических соборах и часовнях проблем не было. На всякий случай мы всегда выключали вспышку. Это и на фотографиях положительно сказывается. Они получаются с такой таинственной атмосферой. А чтобы снимок не вышел смазанным фотоаппарат на время съемки можно обо что-нибудь опереть (если карманного штатива с собой нет), и таймер поставить на спуск. Да что это я, это и так всем известно :))

    Спасибо за полезную информацию, я вот например не знал некоторых нюансов. Хотя обычно у меня получаются четкие и несмазанные снимки.