Монастырь в тервеничи

Покрово-Тервенический женский монастырь

Понедельник, вторник
6.00 – Утреннее молитвенное правило
19.30 – Вечернее молитвенное правило

Среда, четверг
6.00 – Утреннее молитвенное правило
8.00 – Божественная Литургия
19.30 – Вечернее молитвенное правило

Пятница
6.00 – Утреннее молитвенно правило
8.00 – Божественная Литургия
17.00 – Молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему
19.30 – Вечернее молитвенно правило

Суббота
6.00 – Утреннее молитвенное правило
8.00 – Божественная Литургия
17.00 – Панихида
18.00 – Всенощное бдение

Воскресенье
8.00 – Правило ко Причастию. Таинство Исповеди.
10.00 – Божественная Литургия
15.00 – Водосвятный молебен в часовне на Источнике Божией Матери
17.00 – Молебен св. мцц.Лукии и Урсуле/ вмц. Варваре /попеременно/
19.00 – Вечернее молитвенное правило

В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов – каменного Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века вырос наш монастырь.
Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь архимандритом Лукианом (Куценко). В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья монастыря, матушка Лукиана (Рысева).

Такая история возникновения обители во многом определила её своеобразие (дух, уклад жизни) и дальнейшее развитие, начавшееся с поиска и обретения наших главных святынь – Тервенической иконы Божией Матери и святого источника. Сейчас в обители более 40 сестёр. Часть из них живёт на территории монастыря, часть – в скиту и на подворьях. В обители регулярно совершаются Богослужения.

Тервеничи. Покрово-Тервенический женский монастырь.

Анна
14 августа 2010

Основан в 1991 г. на развалинах храма Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1861). В 1992 г. была обретена икона Тервеничской Божией Матери. Основное занятие в обители — иконопись (иконы из Тервеничей можно встретить повсюду в храмах Северо-запада).

Самая молодая женская обитель Санкт-Петербургской епархии — Покрово-Тервенический женский монастырь. Раньше на этом месте находился деревенский храм Покрова Пресвятой Богородицы, куда по большим праздникам приезжали жители окрестных сел и деревень.

Тервенический погост впервые упоминается уже в 1137 г. в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича среди описаний других погостов Приладожья и Прионежья. Эти Новгородские земли с давних времен были населены славянами и вепсами. По одной из версий, название поселения имеет финно-угорское происхождение. «Те» — по-вепски означает «здравствуй» (можно также вспомнить финское «терви» и эстонское «тере»). Окончание же «..-ичи» явно славянского происхождения, что лишний раз доказывает, насколько тесно переплелись в северо-западных землях корни славянских и финно-угорских народов.

Переписи 1582-1583 гг. упоминают о том, что в центре погоста находилось два храма, а сам погост назывался Михайловским, в честь Архангела Михаила. Во многих близлежащих деревнях были часовни. Во время многочисленных войн деревни Тервенического погоста неоднократно разорялись и приходили в запустение, но затем вновь заселялись. Треть деревень погоста принадлежала Антониево-Дымскому монастырю, находившемуся в 15-ти верстах от Тихвина, еще часть — Новгородскому архиепископу. В конце XVIII в. Тервеничи утратили значение административного центра. В 1861 году на средства местных жителей в селе строится большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Его поставили на горе, над Погостским озером. Он был белым, с ярко-синим с золотыми звездами куполом, внутри были красивые иконы и росписи.

После прекращения богослужений, в 1935 г. в церкви разместился клуб. Затем храм использовали под склад зерна, еще позже — под склад удобрений. Удобрения разъели штукатурку, уничтожив настенные росписи. После того как в храме разобрали крышу и сожгли окна, он начал быстро разрушаться.

В октябре 1991 года в полуразрушенном и вновь освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы храме состоялся первый престольный праздник будущей обители и отслужена Литургия. В феврале 1992 года в неделю праздника Сретения Господня произошло чудесное обретение главной святыни будущего монастыря — чудотворного образа Божией Матери Тервенической. Духовник сестричества иеромонах Лукиан мечтал о списке Касперовского Корсунского образца Божией Матери и во сне увидел, как сама Пресвятая Богородица указывает на икону, которая должна быть в обители. После долгих поисков икона, точно такая же, как отец Лукиан видел во сне, была обретена в мастерской одной из одесских художниц. Когда икону привезли в будущую обитель, она чудесным образом обновилась. Летом 1992 г. в Тервеничи приехала паломницей будущая настоятельница монастыря. Ее постриг состоялся в то же лето накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы с именем Лукианы. Тогда же, после долгих поисков, был обретен источник и над ним построена деревянная часовня, которую вскоре заменили каменной на пожертвования тех, кто получил исцеление. Для сестричества был написан образ «Явление Божией Матери в Тервеничах», где Царица Небесная указывает на источник и на икону. Чин освящения часовни совершил архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарий.

В сентябре 1996 г. решением Священного Синода Свято-Покровская женская община в Тервеничах обращена в монастырь, а церковь в пос. Дачном, освященная во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, объявлена его подворьем. В 1997 году в 20 км от Тервеничей по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в деревне Пирозеро был основан скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы «Неупиваемая чаша».

Деревня Тервеничи известна с 12 века. С середины 18 века в деревне открылась церковно-приходская школа, а с 1884г. – училище Министерства Народного Просвещения. В нале 20 века стала работать земская больница. В Теревеничах всегда была церковь, а то и несколько. Но храмы были деревянные, часто горели, и до наших дней ни один из них не сохранился. Известно, что в селе была церковь Архангела Михаила. В конце 18 века был построен еще и храм Покрова Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1917 году.

В 1861 году на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Крупным вкладчиком в строительство и содержание храма была семья Генеральских. Федор Генеральский был последним его старостой. Известны имена священников, служивших в Тервеничах: о.Владимир Пограницкий, о.Николай Знаменский, о.Василий Стручков. В 1935 году советская власть Тервенический храм, как и многие другие, закрыла.

После прекращения богослужений в церкви устроили клуб, потом склад зерна, а затем удобрений. Последнее окончательно разрушило церковь.

Следующие 30 лет о духовной жизни людям вопияли лишь зияющие пробоины в стенах некогда величавого Успенского храма. Не иначе, как Божьим усмотрением, в результате поиска места для будущей женской обители иеромонахом Лукианом /Куценко/, настоятелем храма Воскресния Христова в Санкт-Петербурге, был найден этот храм. Случилось так, что батюшке с его спутниками пришлось остановиться на ночлег именно в Тервеничах, а на утро они поняли, что нашли то, что искали. Это было в конце мая 1991 года. Местные жители считали, что церковь была раньше Покровской, помня, что в деревне особо чтился праздник Покрова. И только через несколько лет, работая в архивах, выяснили, что храм был когда-то Успенским.

13 октября 1991 года состоялся первый постриг – Мария Прокопьевна стала монахиней Софией. Тогда служили еще только в келейной церкви, в принадлежащем общине деревенском доме. Следующий постриг был 31 декабря, в этот же день общине передали Покровский храм. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения – монахиня Лукиана /Рысева/. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна /Снычева/ обитель была зарегистрирована как сестричество — подворье храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге.

Весной 1992 года для обители произошло самое важное событие – обретение Тервенической иконы Божией Матери. В это же время на месте, указанном Самой Божией Матерью, нашли воду. Источник обустроили, выкопав колодец. Летом матушки вместе с паломниками приводили в порядок храм. На Покров 1992 года в нем служили Божественную Литургию. На Источнике поставили маленькую часовню.

Тем же летом монастырю отдали барак, стоявший рядом с храмом, ранее занимаемый базой отдыха Кировского завода. Туда перенесли келейный храм и кельи из деревенского дома.

К 1996 году был построен келейный деревянный корпус, перестроена часовня над Источником. Удалось сделать внешний ремонт Покровского храма, заново выстроить разрушенную колокольню и начать строительство второго келейного деревянного корпуса.

В январе 1997 года монастырь открыл свой скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в деревне Пирозеро, в 20 км от Тервеничей.

14 апреля 1997 года по представлению правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира решением Священного Синода РПЦ Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал считаться его подворьем. Особо почитаемую в обители икону Божией Матери благословлено было именовать Тервенической и считать местночтимой.

Летом того же года был закончен внутренний ремонт храма, полностью достроены келейные корпуса. Были заложены и построены каменные Надкладезная и Троицкая часовни. В 1998 году были выполнены первые росписи храма. В последующие годы в монастыре была построена деревянная трапезная церковь в честь Собора Киево-Печерских святых, деревянная часовня в честь великомученика Георгия Победоносца на монастырской ферме, что находится в километре от обители, и часовня в честь Воскресения Христова на монастырском кладбище.

Смотрите так же:  Карта православные монастыри россии

В 2003 году монастырь посетило еще одно испытание пожаром. В одну зиму в монастыре сгорел трапезный храм, а в Пирозерском скиту — церковь, постройки начала 20 века, к тому времени уже частично восстановленная. После этих печальных событий насельникам скита понадобилось два года, чтобы заново построить каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В монастыре через три года была закончена постройка новой кирпичной трапезной с двумя храмами: трапезным — в честь Успения Божией Матери и «пещерным» – в честь Собора Киево-Печерских святых.

В 2007 году 19 декабря освятили первый кирпичный келейный корпус.

Комментарии и обсуждение

В 1997 году в 20 км от Тервеничей, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в деревне Пирозеро был основан Скит монастыря, храм которого освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Каждое утро здесь служится акафист Пресвятой Богородице, и по Ее молитвам многие получают исцеления от страстей пьянства и наркомании. С 2000 года на территории Скита живут и трудятся около 20 наркозависимых молодых юношей и девушек. Живут ребята одной большой семьей и все делают своими руками. За пять лет построена трапезная. На месте сгоревшего в 2003 году деревянного храма построен новый каменный, возведен мост через овраг, посажен сад, облагорожена земля под огород и т.д.

Монастырь в тервеничи

в монастырь

Автобусом или поездом до г.Лодейное Поле (Время в пути – примерно 4часа ), а там местным автобусом до д.Тервеничи (примерно 1,5 часа). Местный автобус ходит 2 раза в сутки — 6.00 и 18.00.

Личным транспортом до 183-его км Мурманского шоссе, далее от поворота у АЗС «Лукойл» примерно 75 км до д.Тервеничи.

Монастырским микроавтобусом могут воспользоваться только люди, едущие в монастырь потрудиться не менее чем на неделю . Машина отходит как правило по пятницам от Санкт-Петербургского подворья (пр.Стачек 186 А). Получить более подробную информацию и записаться на поездку можно по тел. (812) 758-62-55 – храм св.мцц. Веры, Надежды, Любови и м.Софии.

Пользующихся монастырским транспортом просим брать с собой деньги на обратную дорогу, на случай того, если по какой-либо причине не удастся уехать из обители на машине. Монастырь не берет на себя обязательств перед паломниками и трудниками по оплате обратной дороги.

из монастыря

Рейсовый автобус отходит с деревенской остановки в 7.30 и 19.30

Монастырский микроавтобус отъезжает в Санкт-Петербург по пятницам и увозит тех, кто трудился в монастыре.

Справочная автовокзала Санкт-Петербурга тел: 8 (812) 380-52-48
Справочная автовокзала г. Лодейное Поле тел: 8 (81364) 2-23-50.
Справочная железнодорожного вокзала г. Лодейное Поле тел: 8 (81364) 2-18-73

Бесплатное проживание и 3-х разовое питание предоставляется только тем, кто трудится в монастыре.

Монастырская гостиница на 20 человек за пожертвование принимает желающих остановиться в монастыре, чтобы помолиться, не участвуя в общих послушаниях. За дополнительное пожертвование возможен обед и ужин в монастырской трапезной.

Просьба предварительно договариваться о приезде по телефону: +7-931-245-42-34

Примерно в 90 км от обители, на Свирском подворье Покрово-Тервенического монастыря (д. Старая Слобода, д. 8, Лодейнопольский район, Ленинградская обл.) работает гостиница «Дом паломника» на 10 человек.

По вопросам размещения звонить по тел: +7 921-367-17-05

Туристические группы могут остановиться в гостиницах:

  • «Инема», — в 5 км от монастыря прп. Александра Свирского по Мурманскому шоссе в сторону Мурманска, тел.: (81364) 2-42-53; +7-921-578-29-19
  • «Старая Слобода» — п. Свирское, тел.: (81364) 44-444; веб-сайт: http://www.stsloboda.ru

Гостиница «Инема» Гостиница «Старая Слобода» карта

(в том числе и для туристических групп)

Монастырское кафе: горячий чай и кофе; выпечка, монастырский творог, сметана и молоко.

Также питание можно организовать в кафе, находящихся сравнительно недалеко от монастыря.

Кафе предлагают свои услуги:

— Завтраки, обеды и ужины;

— Комплексные обеды до 50 человек.

Можно заказать рыбные, мясные и овощные блюда.

  1. «Чай с пирогами» д. Тервеничи тел: +7-931-239-54-31 Климова Евгения Семеновна
  2. Кафе «Ивушка» с. Алеховщина, в 20 км от монастыря по дороге на Санкт-Петербург.
    Тел: (81364) 71-387 Людмила Андреевна; +7-921-445-83-80 Елена Евгеньевна.
    Кафе работает:
    понедельник-четверг – с 11.00 до 20.00
    пятница, воскресенье – с 11.00 до 22.00
    суббота – с 11.00 до 24.00
  3. Кафе «Фермер» с. Алеховщина. тел: +7-911-287-69-12 Бёзина Ольга Ивановна
  4. Кафе «Паломник» в пос. Свирское, рядом со Свято-Троицким Александра Свирского мужским монастырем. Тел: 966-94-15; +7-921-418-33-77
    Кафе открыто ежедневно с 11.00 до 23.00

В монастыре идет строительство двух объектов:

1. Административный корпус

2. Общественный туалет на автобусной стоянке для паломников и туристов.

Покровский Тервенический женский монастырь

Покровский Тервенический женский монастырь — православная женская обитель в Ленинградской области, основанная 1 июня 1991 года. При монастыре действует гостиница.

Покрово-Тервенический женский монастырь – один из самых молодых российских монастырей. Он находится на краю Ленинградской области в деревне Тервеничи Лодейнопольского района.В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь.

В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов – каменного Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века вырос наш монастырь.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом /Куценко/. В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья Лукиана (Рысева).

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Сейчас в монастыре подвизаются 36 насельниц. Открыты художественная и швейная мастерские.

  • Церковь Покрова Божией Матери — главный храм обители.
  • Успенская трапезная церковь с нижним пещерным храмом в честь собора преподобных отцов Киево-Печерских.
  • Часовня Пресвятой Богородицы, выстроенная над источником на месте Ее явления.
  • Часовня Пресвятой Троицы.
  • Часовня святого великомученика Георгия Победоносца на монастырской ферме.
  • Кладбищенская часовня в честь Воскресения Христова.
  • Монастырские купальни.
  • Святыни Покровского Тервенического монастыря

    • Тервеническая икона Божией Матери:
    • cвятой источник Божией Матери:
    • частицы мощей вмц. Варвары (IVв.) и прп. Евфросинии Полоцкой (XII в.): раз в две недели в воскресенье в 17.00 перед иконой с частицами мощей служится молебен с акафистом вмц. Варваре
    • частицы мощей мцц. Урсулы Кельнской (IV в.) и Лукии Сиракузской (IV в.): находятся в Покровском храме, раз в две недели по воскресеньям в 17.00 святым мученицам Лукии и Урсуле служится молебен перед иконой с частицами их мощей
    • частица мощей прп. Макария Калязинского: находится в Покровском храме в иконе преподобных Макария Калязинского и Александра Свирского
    • частицы мощей прпп. отцов Киево-Печерских: вставлены в иконы Пещерного храма в честь Собора преподобных отцев Киево-Печерской Лавры; по четвергам после окончания литургии в 9.30 в пещерном храме служится молебен преп. отцам
    • часть камня от гроба Пресвятой Богородицы: вложен в храмовую аналойную икону, хранится в Трапезной Успенской церкви, для поклонения доступен только в день Успения Пресвятой Богородицы
    • Святыни Санкт-Петербургского подворья

    • частицы мощей святых мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Находятся в храме Веры, Надежды, Любови и Софии: открыты для поклонения ежедневно (Санкт-Петербург, пр. Стачек 186-А); раз в две недели по воскресеньям в 18.00 святым мученицам служится молебен с водоосвящением перед иконой с частицами их мощей.
    • список с Тервенической иконы Божией Матери и частицы мощей 40 святых угодников Божиих: находятся в храме Веры, Надежды, Любови и Софии; мощи открыты для поклонения ежедневно, раз в две недели по воскресеньям в 18.00 Пресвятой Богородице служится молебен с водоосвящением перед Ее иконой.
    • Святыни скита д. Пирозеро

    • икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»: находится в скиту монастыря (д. Пирозеро) в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», открыта для поклонения ежедневно; перед образом на утреннем молитвенном правиле насельниками скита читается акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (через день попеременно с акафистом у иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»)
    • частица мощей мч. Вонифатия Тарсийского (209 г.): находится в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ковчег с частицей мощей открыт для поклонения ежедневно; каждую пятницу в 7.00 насельниками скита перед мощами совершается молебен с акафистом мч. Вонифатию
    • образ Божией Матери «Лоретский» или «Прибавление ума»: находится в часовне, открыт для поклонения ежедневно; перед образом на утреннем молитвенном правиле насельниками скита совершается акафист Божией Матери «Прибавлению ума» (через день попеременно с акафистом у иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»)
    • Престольные праздники



      В монастырь: автобусом или поездом до г. Лодейное Поле (время в пути – примерно 4 часа), а там местным автобусом до д. Тервеничи (примерно 1,5 часа). Местный автобус ходит 2 раза в сутки — 6.00 и 18.00.

      Справочная автовокзала Санкт-Петербурга тел: (812) 766-57-77; 405-75-16; 405-75-17; 405-75-19.

      Справочная автовокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-23-50.

      Справочная железнодорожного вокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-18-73

      Из монастыря: рейсовый автобус отходит с деревенской остановки в 7.30 и 19.30.

      Личным транспортом: 185-ый км Мурманского шоссе, далее от поворота у АЗС «Лукойл» примерно 75 км до д. Тервеничи.

      Люди, едущие в монастырь трудиться не менее чем на неделю, могут воспользоваться бесплатным монастырским транспортом. От подворья в Санкт-Петербурге до монастыря каждую неделю ходит микроавтобус (обычно по пятницам в 15.00). Из монастыря в город машина обычно ходит по воскресеньям. Получить более подробную информацию и записаться на поездку можно по тел. (812) 758-62-55 – храм св. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии – подворье в Санкт-Петербурге.

      Желающих воспользоваться монастырским транспортом нужно брать с собой деньги на обратную дорогу, на случай того, если по какой-либо причине не удастся уехать из обители на машине. Монастырь не берет на себя обязательств перед паломниками и трудниками по оплате обратной дороги.

      Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Тервеничи, ул. Нагорная, 30

      Телефон: +7-921-436-36-55, +7-921-422-97-50; +7-931-245-42-34 (гостиница)

      Расписание богослужений

      Понедельник, вторник, среда:

      19.30 – Вечернее молитвенное правило

      6.00 – Утреннее молитвенное правило

      8.00 — Божественная Литургия в пещерном храме

      Молебен преподобным отцам Киево-Печерским

      19.30 – Вечернее молитвенноe правило

      8.00 — Божественная Литургия

      17.30 – Молебен с Акафистом Иисусу Сладчайшему

      8.00 – Божественная Литургия

      18.00 – Всенощное бдение

      8.00 – Правило ко Причастию. Таинство Исповеди

      10.00 – Божественная Литургия

      15.00 – Водосвятный молебен в часовне на Источнике Божией Матери

      17.00 – Молебен вмц.Варваре/Молебен мцц.Лукии и Урсуле

      19.00 — Вечернее молитвенное правило

      Покрово-Тервенический монастырь открыт для людей, желающих его посетить.

      Приехать в монастырь можно с разными целями и, соответственно, в разных качествах: туриста, паломника или трудника.

      Прежде чем предпринять путешествие, необходимо задуматься о его цели, т.к. оно потребует от Вас внутренней готовности, ведь даже путь в обитель не близкий.

      Хочется сказать о старой традиции посещения монастырей, о которой многие сегодня забывают. В монастырь было не принято приезжать с пустыми руками. Как великое благо для себя понималась возможность чем-то поддержать обитель. Дар мог быть небольшим, но от чистого сердца. Это могли быть продукты или что-то необходимое для совершения богослужения, и просто, для повседневной жизни насельников. Люди знали, что по законам духовной жизни, давая, они приобретают для себя намного больше.

      Внимание! Желающим оставаться в обители более одного дня необходимо иметь при себе паспорт и деньги на обратную дорогу. (Дорога от д. Тервеничи до Санкт-Петербурга стоит около 450 р; от д. Тервеничи до г. Лодейное Поле — 110 р.)

      Духовенству и монашествующим надо иметь помимо паспорта церковное удостоверение.

      Икона Тервеническая Божией Матери и святой источник, принесли славу небольшой деревне, расположенной на берегу красивого Покровского озера. Рассказывают, что в 1991 году в эти места приехал питерский иеромонах Лукиан и так ему понравился вид с горы на озеро, что он решил построить здесь монастырь. А через некоторое время во сне священник увидел Божию Матерь, которая указала место, где следует выкопать колодец.

      Удивительно, но в воде из этого колодца не было бактерий! А о чудесных исцелениях (кстати, и от страшной болезни современности — рака) монахини с удовольствием рассказывают всем желающим. Святой источник хорошо обустроен. Построена надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери Живоносный источник, с обратной стороны часовни есть кран, откуда воду можно набрать в емкости. Рядом закрытая купальня, в 80 м на озере еще одна купальня с купелью.

      Село Тервеничи находится в двухстах восьмидесяти километрах к северу от Петербурга, в Лодейнопольском районе. В нем около трехсот деревянных домов, магазин, больница и. так и тянет написать «древний» — монастырь. Но нет, Тервенический монастырь совсем не древний.

      Если вспомнить, что источнику в Коренной пустыни семь веков, а монастырю четыре, что Стопе Богородицы шесть с половиной веков, а Почаевской лавре — одиннадцать, что Пюхтицкий источник действует уже четыре века, а монастырь на Ояти по меньшей мере пять, то святой источник и сама обитель в Тервеничах покажутся новорожденными младенцами: местному источнику семь лет, а монастырю — восемь. Однако Тервеничи уже стали известны далеко за пределами Лодейнопольского района Ленинградской области. За короткий срок в этом селе над живописным Покровским озером отстроился дивной красоты монастырь, а его святыни — Тервеническая икона Божией Матери и святой источник — прославились чудесами исцелений, в том числе от рака. (Очень часто, спрашивая у сестер и паломников о чудесах от источника, буквально от каждого автор слышал ответ: «Исцеления? А как же! Вот послушайте, что со мной было. »)

      Но все же место это действительно древнее, как говорят сестры, «намоленное». Тервеничи старше Москвы на целых десять лет — поселение впервые упоминается в Уставе новгородского князя Святослава Олеговича (1137). Тогда это был Михаило-Архангельский погост. Погост — значит не просто село, а центр податного округа, что-то вроде столицы для окрестных деревень, крупное поселение с церковью и кладбищем. По сей день в народе живет память об этом: и спустя века Тервеничи остались самым крепким селом в округе, и избы здесь крепкие, хорошо сработанные, и брошенных домов нет.

      Исторически эти места были заселены вепсами. Но поселение возникло именно русское, и предполагают, что первая церковь — во имя Архистратига Михаила — появилась здесь еще в княжение сыновей Владимира Мономаха, а может, и раньше. Храмы строились деревянные, часто сгорали, заново возрождались. Перед революцией в Тервеничах было 18 церквей. Был и каменный храм — Успенский, но главным считался другой — деревянный, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм сгорел 24 февраля 1917 года, Успенский был закрыт в 1937 году. Здесь разместился клуб, потом здание обветшало, и его забросили. В 80-х годах храм уже вовсю растаскивали на кирпичи.

      В 1991 году сюда приехал из Петербурга иеромонах Лукиан: он уже давно подыскивал место для будущей обители. Стоя у развалин Успенского храма, глядя на прекрасный вид, открывающийся с горы на Покровское озеро, он принял решение строить обитель на Тервенической горе. Вскоре было получено благословение митрополита Иоанна.

      Смотрю на прекрасный белый храм с заново отстроенной колокольней, с голубым — до лазури — куполом и золотыми крестами, с радостными иконами на стенах. Внизу Покровское озеро с часовней на берегу, а за озером — леса, леса Господи, до чего же хорошо! Матушка Лукиана, настоятельница обители, предлагает остаться на ночь. Отвезут меня на следующий день на монастырском «уазике». Недолго думая, соглашаюсь. Провести в такой красоте вечер, ночь и утро — какая удача! Из окна моей кельи открывается великолепный вид на озеро и на часовню над святым источником.

      Матушка Васса проводит меня по монастырю. На самом высоком месте — часовня во имя Святой Троицы. Это — дань родству, которое соединяет Тервеническую обитель с Александро-Свирским Троицким монастырем, настоятелем которого является отец Лукиан. Часовня построена летом всего за полтора месяца, сестрам еще предстоит расписать ее. А вот и сам храм. Светлый, просторный. Образ Божией Матери Тервенической увешан золотыми и серебряными украшениями: кольцами, крестами, цепочками, браслетами, сережками. (Потом я попытался сосчитать их, вышло что-то около пятидесяти.) Это дары получивших исцеление от чудотворной иконы.

      Обходим церковь. Вокруг храма сделана булыжная мостовая. Сестры сами вместе с паломниками носили камни и выкладывали ее. Матушка Васса рассказывает, что в 1991 году в храм через дыру в стене въехал бульдозер. И. проехал насквозь, выгреб наружу мусор, которым церковь была завалена по окна. А чтобы посадить липы, приходилось выдалбливать в твердом грунте большие ямы, отвоевывать сантиметр за сантиметром при помощи кирки и лома.

      Справа и слева от храма новенькие жилые корпуса, по шесть келий в каждом. Спускаемся с горы. Внизу деревянный мост. Реки под ним нет, только овраг. (Мост — еще один знак, свидетельствующий о процветании монастыря.) За мостом — большой поклонный крест. Подходим к прекрасной белой часовне над святым источником.

      Оказывается, местные жители колодцев здесь не копают: место слишком высокое. Воду издавна брали из озера, уже потом в Тервеничах появилась артезианская скважина. Но по мере того как монастырь осваивали, необходимость в собственной воде возрастала Выкопали на берегу несколько ям, но неудачно.

      В 1991 году отец Лукиан постриг первых монахинь — матушку Софию и матушку Веру — и уехал на родину в Одессу. Там ночью в тонком сне ему было видение Божией Матери. Пресвятая Богородица стояла возле Тервенической горы, указывая на икону и на источник. Через некоторое время, осматривая в Одессе иконописную мастерскую, отец Лукиан увидел тот самый образ, на который указывала в его сне Божия Матерь.

      Надкладезную часовню украшает весьма необычная икона. Это «Образ явления Божией Матери в Тервеничах». Икона была написана специально для обители. На ней воспроизводится видение иеромонаха Лукиана: Царица Небесная указывает на икону и источник. От матушки Даниилы, иконописицы, я узнал, что первая такая икона была написана масляными красками на куске оргалита. А в 1997 году сестры и паломники внезапно заметили, что одеяние Богородицы, трава, на которой Она стоит, и сама икона покрыты крупными каплями мира. Мироточение образа стало явным указанием на святость и чудотворность тервенических святынь — источника и иконы.

      Увы, мироточивая икона не сохранилась. Дело в том, что тогда в монастыре еще не был восстановлен каменный храм и «Образ явления» стоял во временной церкви, которая помещалась в деревянном бараке. В феврале 1997 года в нем начался пожар, и икона сгорела.

      В настоящее время в часовне находится копия мироточивого образа.

      Вхожу в монастырский храм. Там меня встречает матушка Вера. Восемь лет назад она стала второй по счету монахиней монастыря. Первую зиму, когда морозы достигали 36 градусов, они провели в Тервеничах вдвоем с матушкой Софией в деревянном доме, где на кухне в кастрюлях по ночам замерзала вода. Спрашиваю, как она решилась на постриг.

      — Я сама вологодская, — рассказывает матушка Вера, — за Череповцом родилась. Войну на Волге провела, на ткацкой фабрике работала. Потом сюда переехала, здесь тридцать шесть лет на почте. Сперва почтальоном, потом на кассе. А когда батюшка предложил принять постриг, я испугалась. Он говорит: «Не бойся, правила у вас будут маленькие». «А я не этого боюсь», — говорю.

      Имени исцеленной женщины не называю. В настоящее время она помогает обители. Запомнился и рассказ матушки Вассы: «Приехали однажды двое с видеокамерой, мужчина снимает, женщина вопросы задает. Вожу, как обычно, по монастырю, показываю. Подходим к часовне. Рассказываю про источник и про первое исцеление. Вдруг смотрю — оба плачут. Ну, думаю, странно. Только потом я узнала, что это и была та самая исцеленная».

      На земле-то я давно не работала. Потом узнала, что он уже и одежду заказал. Ну ничего, привыкла. Дрова научилась колоть. Вот однажды работаю, а мимо мужчина из деревни идет. «Эх, — говорит, — матушка, сколько ж вы дров, наверное, за свою жизнь перекололи!» А я ему: «Милый, да я дров-то никогда не колола, все в городе прожила». (Смеется.)

      Спрашиваю об исцелениях, уже знаю, что матушка ведет их запись. Но вот незадача — большой тетрадки у нее нет, она как раз отдала ее отцу Лукиану. А в маленькой только два случая. Спрашиваю разрешения переписать, и матушка Вера приглашает меня в свою келью. По пути рассказывает об исцелениях, которые помнит.

      — Приехала к нам женщина, Тамара, с дочкой. Дочке пятнадцать лет Мать жалуется: «Все челюсть болит». Говорю: «Приходите, смажу маслицем от лампадки, что перед нашей Тервенической иконой висит». Помазала — и все прошло. Тамара приехала больная, скована вся внутри и снаружи. Очень тяжело подходила на помазание. Стала воду из источника пить — повалилась да как закричит: «Не могу выйти! Не могу выйти!» Из нее, значит, крик такой был. А мы все стояли и читали: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Батюшка благословил сорок дней за нее молиться. На тридцать девятый день я молитву читаю, а она вдруг как вскрикнет и упала. Потом встала. Ей понемногу лучше становилось. Уже и обливаться водой от источника начала. Уезжая, говорила, что почти здорова.

      А вот исцеления, записанные в тетрадке матушки Веры (фамилии и адреса опускаю):

      . 21 июня 1992 года в монастырь из Петербурга приехала женщина, заказала сорокоуст. Рассказала, что приезжала в обитель помолиться полтора года назад. Тогда она состояла на учете, была самой сложной больной в гинекологической консультации. В монастыре пила воду из источника, мазалась маслом от лампадки перед Тервенической иконой. Получила исцеление. Врач сказал, что не понимает, почему произошли все эти изменения и куда исчезла киста.

      . Женщине должны были сделать операцию по удалению опухоли головного мозга (больница в Озерках). Врач сказал, что в случае успеха может гарантировать только жизнь, предупредил о последствиях: парализация, умственная отсталость. Друзья и дочь больной приехали в монастырь, заказали сорокоуст о здравии, привезли в больницу воду из источника и масло от Тервенической иконы. Больная молилась, пила святую воду, мазалась маслом. Операция прошла успешно, предсказанных страшных последствий не было, врач не верил своим глазам.

      Образ является списком Касперовской иконы, которая, в свою очередь, является когтей древней Корсунской иконы. (Последняя считается творением самого святого апостола и евангелиста Луки.) Погрудное изображение Богоматери. Младенец у левого плеча Пресвятой Девы. В руке Иисус Христос держит свиток. Икона изображает ласкание Младенца и Богородицы, предчувствующей страдания Сына на земном пути. Иконографический тип — «Умиление».

      Тот небольшой опрос, который я провел в марте 2000 года в Покрово-Тервеническом монастыре, убедил меня, что местный источник имеет в обители ничуть не меньшую славу, чем Оятский источник во Введенском монастыре. Порежет, скажем, трудник ногу во время сенокоса — и к источнику. Заболит голова у монахини — возьмет полотенце, намочит, приложит к голове. И, по словам обитателей монастыря, порез заживет мгновенно, а боль как рукой снимет. Вот лишь некоторые примеры чудесных исцелений у святого источника.

      . Тамара, инвалид I группы. Приехала в монастырь с серьезным заболеванием позвоночника. Ходила согнувшись, испытывала сильные боли. Была неверующей. Исцелилась на источнике, уверовала в Бога.

      . Пенсионер из Лодейного Поля. Был некрещеным. В монастыре его звали Сан Саныч. Когда приехал к святому источнику, на одной ноге были 32 трофические язвы. Через неделю осталось только восемь. Еще через неделю зажили и последние язвы.

      . Монахиня София, 85 лет. Страдала сильными гипертоническими болями. Стала прикладывать к голове компресс, боли начали проходить.

      . Алексей, паломник. Приехал в монастырь наркоманом, кожа да кости, не мог есть нормальной пищи. Перестал принимать наркотики, окреп, постепенно отказался от диеты, начал работать, женился.

      . Настоятельница Лукиана. Страдала от гастрита, колита, панкреатита. По ее словам, еле передвигала ноги, с трудом могла пройти от ворот обители до храма по дороге, поднимающейся в гору. Совершенно поправилась, вернулась к активному образу жизни.

      . Роман, паломник. Приехал в монастырь весь покрытый красной сыпью. Сыпь была на руках, на ногах, на лице. Отец Лукиан благословил монахиню три дня читать молитвы и кропить его водой из источника. Вскоре сыпь полностью прошла. В монастыре Роман трудился на постройке надкладезной часовни.

      . Монахиня Леонида. Была в критическом состоянии. Диагноз: гормонально зависимая бронхиальная астма. Врачи помочь не могли. Получила исцеление в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы.

      Наутро я еще раз обошел монастырь вместе с матушкой Лукианой. Побывал в иконописной мастерской, которая обеспечивает иконами несколько храмов и монастырей, видел хозяйственные постройки, скотник, мастерские, гостиницу для паломников на пятьдесят человек, так называемый архиерейский дом, где останавливался митрополит Владимир. Видел храмтрапезную, который собирались освятить уже к Пасхе 2000 года. Гулял по аллее из лип и тополей, яблоневому саду. Видел монастырские земли. (Обитель занимает пятнадцать гектаров земли, и овощей, которые здесь выращивают, хватает до следующего урожая.) Знакомили меня и с планами обители. Уже начались работы по устройству водопровода. Планируется строительство богадельни (фактически она уже действует, нет только здания для нее), больницы, различных хозяйственных построек. Я смотрел, слушал и с трудом верил глазам и ушам: ведь, по фотографиям, еще несколько лет назад Тервеническая гора была просто свалкой с разрушенным храмом, заросшая дремучим лесом. А мне рассказывали, что отец Лукиан собирается еще построить над кладезем церковь, устроить пещерный храм под Троицкой часовней.

      Как же удавалось этим людям создавать все это — в наше-то голодное безденежное время?

      — Конечно, трудно было, — рассказывает настоятельница. — Трудно, но радостно. Мы чувствовали большой подъем. А вся тяжесть на первых матушек легла. Ведь они и строить помогали, и колодец рыли, и землю возделывали — все делали сами. Сейчас первая зима, когда сестры снег не убирают — мужчин хватает.

      К обители приписан также скит в деревне Пирозеро. Там монастырь восстановил каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери. По благословению митрополита Владимира церковь освящена в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Ежедневно в скиту совершаются чтение акафиста и молебны о страждущих от недуга пьянства.

      — Каждую минуту ощущаем присутствие Божией Матери, — говорит матушка настоятельница.

      Что ж, за те неполные сутки, что автор гостил в монастыре, он тоже его почувствовал. Уже покидая обитель, мне довелось услышать об удивительном событии, которое произошло здесь 13 октября 1996 года. Это был последний день приготовления в монастыре к престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Все напряженно работали и вдруг увидели над монастырем яркую семицветную радугу, концы которой были направлены не вниз, как обычно, а вверх. Словно бы это Сама Божия Матерь держала на вытянутых руках покров над Тервеничами.

      Адрес: 187735, Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Тервеничи, улица Нагорная, дом 30, Покрово-Тервенический женский монастырь.
      Телефон: +7 (813 64) 173 25, +7 (813 64) 573 25, +7 921 436 36 55, +7 921 350 55 20

      общественным транспортом от Санкт Петербурга, автобусом или поездом до г. Лодейное Поле (время в пути – примерно 4 часа ), а там местным автобусом до д. Тервеничи (примерно 1,5 часа). Местный автобус ходит 2 раза в сутки — 6.00 и 18.00.
      Из монастыря рейсовый автобус отходит с деревенской остановки в 7.30 и 19.30
      Справочная автовокзала Санкт-Петербурга тел: (812) 166-57-77.
      Справочная автовокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-23-50.

      Личным транспортом повернуть на 185-ом км шоссе Санкт-Петербург — Мурманск, от поворота у АЗС «Лукойл» примерно 75 км до д. Тервеничи.

      Координаты: 60°19’12.7″N 34°06’28.9″E

      Автор фото сверху вниз: GEX2004, Матишо, g_ggreg

      Смотрите так же:  Московский новоиерусалимский монастырь

    Related Post

    Монастырь святого нектария кос

    Монастырь святого нектария кос На родине Гиппократа В 460 году до Рождества Христова, на греческом острове Кос, в семье врача Гераклида и повитухи Фенареты родился сын, которого назвали Гиппократом. В

    Ленинск-кузнецкий женский монастырь

    Свято—Серафимо—Покровскийженский монастырь город Ленинск—Кузнецкий Кемеровской ЕпархииРусской Православной Церкви (Московский Патриархат) ‘notice’ /* Объявления */, ‘posts_per_page’ => -1 /* вывести все */ ) ); ?> have_posts() ) : $query->the_post(); ?> »

    Франкские монастыри

    Христианская церковь и франкское королевство (VI—VIII вв.) Хлодвиг с дружиной, а вслед за ними и остальные франки приняли христианство. Щедро раздавая церкви земли и ценности, король заручился ее поддержкой и