Меню

Монастырь в крещатике

Крещатик. Крещатицкий Иоанно-Богословский мужской монастырь.

По местному Преданию сей монастырь был основан в ХVII веке беглыми монахами, которые ушли от униатов из Манявского скита в Галиции. Обитель была ликвидирована вместе с другими святыми монастырями Буковины в 1786 году на основании «Духовного регламента» австрийского императора Иосифа II. Своим знаменитым указом император проявлял лояльность о веротерпимости к вероисповеданиям и упразднял те монастыри, которые не способствовали делу народного просвещения или призрения (присмотра) за больными. В то время Православие было в тесной зависимости от государства. Народное образование находилось под строгим контролем государства, а Православной Церкви были даны гражданские права. После этого указа храм превратили в приходской.

Возобновлен монастырь был лишь только в 1931 году иеромонахом Михаилом (Мензаком) по благословению Священного Синода Румынской Православной Церкви.

В 1957-1959 гг. в монастыре подвизался преподобный Кукша (Величко) Одесский. Но вскоре в 1960 году братию монастыря насильно пересе¬лили в Почаевскую Лавру, а сюда перевели из Черновцов монахинь Свято-Введенского женского монастыря.

В 1962 году монастырь закрыли, а корпуса его использовали под «Базу отдыха». Монастырский источник переоборудовали в водозабор для завода минеральных вод, который построили возле монастыря.

В 1989 году государство передало монастырь Православной Церкви, который был возрожден 20 августа 1991 года.

На территории монастыря находятся:
храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ХVIIIв.);
новый Свято-Благовещенский собор с нижним храмом Рождества святого пророка Иоанна Предтечи (1993 г.);
часовня над чудотворным источником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (перестроена в начале XX в.);
часовня преподобного Кукши Одесского возле Свято-Благовещенского собора (1996 г.);
старый братский корпус (1957 г.);
трапезный корпус с Трапезной церковью (1999 г.);
три новых братских корпуса (1992-1996 гг.) и др.

Монастырь имеет свое собственное подсобное хозяйство и 10 гектаров земли.

Святыни обители: в нижнем храме собора находятся раки с частицами святых мощей преподобных Кукши Одесского и Лаврентия Черниговского, икона святой великомученицы Варвары, которая обновилась в алтаре; ков чег с частицами мощей многих святых.

В старом храме находится ковчег с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских. Паломники очень почитают чудотворный источник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Престольные праздники обители: 9 октября и 21 мая — святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы; 7 июля — Рождество святого пророка Иоанна Предтечи (в этот же день совершается традиционный Крестный ход из Черновцов в обитель).

ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1765-1768 гг.

Каменная, оштукатуренная. Ее композиционная схема строга и лаконична. Квадратный в плане основной объем с востока закруглен апсидой. Из южной стены притвора выступает невысокая массивная башня колокольни. Своеобразие рельефа обусловило необходимость дополнительных опор. Эту функцию выполняют контрфорсы, с юга и запада укрепляющие колокольню и с севера — апсиду. Церковь накрыта скатной крышей, под которой скрыты купольные перекрытия притвора и нефа и конха апсиды. Гладкие лишенные декора стены оживляют профилированные тяги карниза. Обрамленный архивольтом арочный вход во второй ярус колокольни связан с соседней террасой живописным мостиком. В интерьере памятника сохранились росписи рубежа XIX—XX вв. Часовня, XVII в. Поставлена на нижней террасе. Пострадала во время первой мировой войны. При восстановлении в 1918 г. получила теперешний облик, несколько отличный от первоначального.

Каменная, оштукатуренная, с деревянным завершением. Повторяет характерный для украинского зодчества тип трехчастного храма с одним верхом и колокольней над притвором, но продольная ось здания ориентирована на север, что продиктовано рельефом местности. Накрыта скатной, крытой гонтом крышей с большим выносом на выступах балок, как в большинстве деревянных церквей Буковины. Часовня завершена деревянным, крытым гонтом верхом, представляющим восьмерик на четверике, завершенный главкой с перехватом у основания. Завершение колокольни — своеобразная скатная с заломом крыша, увенчанная двухъярусной восьмигранной башенкой. Ансамбль памятника представляет оригинальный образец украинского зодчества XVII—XVIII вв.

Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.354-355, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь

Крещатицкая обитель расположена на правом высоком берегу Днестра (200 м над уровнем реки), который в этом месте разделяет Черновицкую и Тернопольскую области.

Старинное описание монастыря гласило, что его основали иноки Манявского скита (предположительно – на рубеже XVII-XVIII вв.), оставившие Галицию из-за притеснений со стороны униатов. По местному народному преданию (записано в 1935 г.), строил новую обитель купец Федор Прида: однажды ночью в пути он увидел свет и сошел с воза, думая, что впереди – чей-то дом, однако через несколько шагов оказался у обрыва, и решил в благодарность Господу за спасение воздвигнуть храм.

Старинные сооружения

Старейшие постройки обители – датируемая XVII в. часовня над источником св. ап. Иоанна Богослова и храм св. ап. Иоанна Богослова 1760-х гг. Оба сооружения – каменные. Часовня стоит у подножия длинной лестницы, ведущей к храму, и по своей архитектуре напоминает 3-частную церковь. Простой в своей основе – куб с полукруглой восточной стеной и скатной кровлей – Иоанно-Богословский храм своеобразен благодаря примыкающей с юга к притвору и укрепленной угловым контрфорсом башне колокольни, к входу в которую, на уровне среднего яруса, ведет переброшенный со склона мостик. По версии книги «Капли духовной воды из источника св. Иоанна Богослова в Крещатике» (1935), существовавшая на дверях храма надпись 1765 г. гласила, что эти двери поставил «Феодор, ктитора сын Прида» (упоминая ту же надпись, историк Виккенгаузер называет имя «Федор Гаджив»). В книге Д. Гобермана «По Северной Буковине» (1983) говорится, что храм построили в 1765 г. братья Михаил и Константин Талпа (по-Виккенгаузеру, Талпа пожертвовали монастырю землю в 1768 г.).

После включения Буковины в состав Австро-Венгрии (1774) монастырь был обращен в приход. Местный источник по-прежнему оставался центром паломничества: ок. 1882 г. здесь, после слушания акафиста св. ап. Иоанну Богослову и погружения в воду, исцелился мальчик Александр Тотоескул, который впоследствии стал священником и подарил храму книгу с акафистом св. ап. Иоанну Богослову (о. Александр оставил на ней дарственную надпись с рассказом о своем исцелении). В 1915 г. строения обители сильно пострадали от ударов снарядов (шла 1-я мировая война). После включения Буковины в состав Румынии (1918) православные жители края ходатайствовали о возрождении монастыря, и оно осуществилось в 1933 г. Некоторые иноки монастыря были в дальнейшем видными иерархами Украинской Православной Церкви. В их числе – митрополит Черниговский и Нежинский Антоний (Вакарик) (†2003), митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) (†2011).

В 1957-1960 гг. в обители жил знаменитый старец прп. Кукша Одесский (Величко) (†1964). Сравнивая Крещатик с Афоном, где он начинал свой монашеский путь, о. Кукша говорил: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!» В Крещатик к старцу приезжали его духовные чада, и жертвуемые ими средства он отдавал на благоустройство монастыря. Как-то раз о. Кукша благословил одной из духовных чад поискать удобное место для постройки большого братского корпуса. Найдя такое место на плато и сказав о нем старцу, она услышала в ответ, что в будущем там построят корпус, и это пророчество осуществилось спустя 30 лет.

В 1960 г. богоборческие власти перевели иноков в Почаевскую Лавру (о. Кукшу – в Одессу) и поселили в Крещатике инокинь закрытого в Черновцах Введенского монастыря, а в 1962 г. выдворили и их. После этого монастырь использовался как база отдыха, на источнике установили водозаборник для завода минеральной воды, открытого недалеко от обители. В 1989 г. монастырь возвращен Церкви. Ежегодно на престольный праздник в монастырь совершается крестный ход из Черновцов (возрожденная в сер. 1990-х гг. традиция восходит, предположительно, к 20-30-м гг. ХХ в.).

Поздние сооружения. Карстовая пещера

Памятником времен пребывания в монастыре прп. Кукши является братский корпус 1957 г. С 1991 г. в обители проведены новые строительные работы, возведены Благовещенский храм с нижним приделом Рождества св. прор. Иоанна Предтечи (1991-1998), часовня прп. Кукши Одесского (1996), 3 братских корпуса (1992-1996), трапезный корпус с церковью (1999-2002). Под монастырской горой есть карстовая пещера, где, по преданию, жили иноки, основавшие Крещатицкую обитель (в 2002 г. от источника к пещере проведена новая лестница).

Обитель находится на живописном склоне высокого правого берега р. Днестр. Ее старая усадьба стоит на террасах невдалеке от плато и окружена лесом, а новая – на краю самого плато. По словам австрийского историка Виккенгаузера, название местности «Крещатик» произошло от деревянного креста, стоявшего когда-то при целебном источнике на месте будущей обители и заметном всем проплывавшим по Днестру.

Смотрите так же:  Монастырь на александра невского

Сегодня в Крещатицкой обители есть следующие здания и постройки:

  • часовня над источником (XVII век, реконструкция XX века)
  • церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1768, памятник архитектуры)
  • собор Благовещения Пресвятой Богородицы с нижней церковью Рождества святого Иоанна Предтечи (1998)
  • часовня преподобного Кукши Нового (1996)
  • старый братский корпус (1957)
  • трапезный корпус с трапезной церковью (1999—2001)
  • три братских корпуса (1992—1996)
  • экономский корпус.

В 1957-1960 гг. в обители жил знаменитый старец прп. Кукша Одесский (Величко) (†1964). Сравнивая Крещатик с Афоном, где он начинал свой монашеский путь, о. Кукша говорил: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вон внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон!» В Крещатик к старцу приезжали его духовные чада, и жертвуемые ими средства он отдавал на благоустройство монастыря. Как-то раз о. Кукша благословил одной из духовных чад поискать удобное место для постройки большого братского корпуса. Найдя такое место на плато и сказав о нем старцу, она услышала в ответ, что в будущем там построят корпус, и это пророчество осуществилось спустя 30 лет.

  • Святой источник апостола Иоанна Богослова
  • В нижнем храме собора находятся раки с частицами святых мощей преподобных Кукши Одесского и Лаврентия Черниговского, икона святой великомученицы Варвары, которая обновилась в алтаре; ковчег с частицами мощей многих святых.
  • В старом храме находится ковчег с частицами святых мощей преподобных Киево-Печерских.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля)

    Рождество св. прор. Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля)

    Память св. ап. Иоанна Богослова 8 (21) мая, 26 сентября (9 октября)

    Память прп. Кукши Одесского 16 (29) сентября, 11 (24) декабря

    Адрес: 59415, Украина, Черновицкая область, Заставновский район, с. Крещатик

    Телефон: (03737) 3–12–72, 2–47–43

    В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

    Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь

    Часовня над источником апостола Иоанна Богослова

    Свято-Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь (Іоано-Богословський Хрещатицький монастир)

    В Украине, как и в других странах, именно монастыри стали ячейками христианской духовности. Они, как явление в истории и культуре украинского народа, получили распространение еще в княжеский период. Монастыри и соборы сосредоточили в своих руках источники образованности, которыми были книги и книгопечатание. Величие и монументальность церквей и монастырей, их физические размеры поражают до сих пор. Поэтому, естественно, что они стали регулирующими центрами в общественной жизни древней Руси. В средние века монастыри имели большое значение еще и как центры науки и распространители образования.

    Свято-Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь находится на самой границе Буковины с Галичиной, там, где Черновицкая область граничит с Тернопольской, где протекает Днестр, обнимая, как подкова, галицкий городок Залещики. На правом берегу, на горе, можно увидеть старую каменную церковь, которая издавна притягивала взгляды людей своей красотой и манила человеческие души, побуждая к тому, чтобы осмотреть это святое, удивительное место, в котором можно не только отдохнуть, почувствовать себя в загадочном мире, но и дать себе возможность познать святую, чистую, божественную силу.

    Об основании этого монастыря рассказывают так: «С давних времен тек из скалы источник, к которому на протяжении долгих веков гнали пастухи свои стада и именно они поставили там деревянный крест. От этого креста, стоящего на скале, происходит название села Крещатик».

    Обитель стоит на скалах высокого правого берега Днестра, окруженного лесом. Считают, что монастырь основали монахи Манявского Скита (современной Ивано-Франковской области, Прикарпатье), спасаясь от унии, засилья католицизма, которое вводили поляки. Под монастырской горой есть небольшая пещера карстового происхождения, где они жили.

    Две старейшие каменные постройки: часовня над источником и храм св. ап. Иоанна Богослова, соответственно, датируют XVII и XVIII вв. После включения Буковины в состав Австрии (1774 г.) обитель была преобразована в приход. Несмотря на это, источник оставался центром паломничества. Здесь, в конце XIX в. после слушания акафиста св. ап. Иоанну Богослову и погружения в источник, исцелился мальчик Александр Тотоескул. Впоследствии он стал священником и подарил храму книгу с акафистом св. ап. Иоанну Богослову. На этой книге о. Александр оставил дарственную надпись с кратким рассказом о своем исцелении.

    Во время Первой мировой войны церковь пришла в запустение, служба Божия не правилась, а пожар полностью уничтожил монастырский архив. В послевоенный период церковь осталась без настоятеля, только священники из других сельских церквей изредка в ней отправляли службу.

    После оккупации Буковины Румынией (1918 г.) православный народ начал ходатайствовать о возрождении обители. В 1933 г. приход объявили монастырем. Два года спустя в нем проживало уже десять монахов.

    Несколько крещатинских монахов стали выдающимися архиереями Украинской Православной Церкви. В частности, архиепископ Омский и Тюменский Мефодий был с 1933 г. послушником, переведенным в Крещатик из другой обители, принял там постриг. В сане иеромонаха получил назначение на приход. В 1964 — 1967 гг. руководил Черновицкой епархией. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим пришел в Крещатик в 1938 г., принял постриг, позднее был настоятелем монастыря. Митрополит Черниговский и Нежинский Антоний, прийдя в Крещатик в 1942 г. и, приняв постриг, нес в обители послушание эконома, со временем поступил в Московскую духовную семинарию.

    В 1940 г. Северная Буковина стала частью Советского Союза. Новая власть поначалу мирилась с существованием монастыря. В 1957 — 1960 гг. в обители жил преподобный Кукша Одесский (скончался в 1964 году). Известный старец сравнивал Крещатик с Афоном, где начинал свой монашеский путь: «Здесь я дома, здесь я на Афоне! Вот внизу сады цветут, точно маслины на Афоне. Здесь Афон! » В Крещатик к подвижнику приезжали многочисленные духовные чада. Их пожертвования прп. Кукша отдавал на строительство монастыря.

    У о. Кукши был дар прозрения и исцеления молитвами к Богу. В то время монастырь тайно посещали и чиновники, и партийные работники, и откровенные атеисты. У него для всех было духовное исцеление. Однажды старец благословил свою духовную дочь на поиски удобного места, где можно было бы построить большой корпус для монахов. Такое место нашлось на горе над обителью. Сказав об этом прп. Кукше, духовная дочь услышала от старца, что именно там и появится корпус. Эти слова оказались пророчеством, которое осуществилось через тридцать лет. В другой раз, когда во время Божественной Литургии преподобный Кукша находился в алтаре, из подсвечника на жертовник упала свеча и начался пожар. Огонь быстро потушили, но старец, увидел в этом событии подвох дьявола и сказал: «Враг и отсюда меня выживет». В 1960 г. советская власть начала постепенную ликвидацию монастыря, как действующей монашеской общины: братию перевели в Почаевскую Лавру, прп. Кукшу — в Одесскую Успенскую обитель, где он своими молитвами исцелял душевно больных людей. Это был образованный, добрый и искренне верующий человек. После смерти его канонизировали. Сейчас мощи прп. Кукши находятся в церкви Духовной семинарии в Одессе. Есть там и его образ. Буковина может гордиться своим новым святым монахом из Крещатика.

    После закрытия мужского монастыря, в Крещатике поселились монахини из Черновицкого Введенского монастыря, который в то время тоже закрыли, а в 1962 г. и их выселили оттуда. После этого монастырские сооружения использовали как базу отдыха, на источнике устроили водозабор для завода минеральной воды, расположенного неподалеку от обители. В 1989 г. монастырь вернули церкви. Благословение на его открытие дал Священный Синод.

    Украинской Православной Церкви объявил 20 августа 1991 г. В последующие годы здесь построили ряд новых сооружений. Среди них, не зная о пророчестве прп. Кукши, построили и корпус, о появлении которого предупреждал старец.

    Как добраться?
    Из Черновцов нужно отправиться в западную сторону, к селу Мамаевцы, затем на кольце повернуть направо на Тернопольскую трассу. Около 30 км через Кицмань ехать. Недоехав Днестр, перед с. Крещатик, свернуть на праву на грунтовку. Проехать по ней примерно 2 км, на развилке вернуть налево и так до самого монастыря.

    Свято-Иоанно-Богословский Крещатицкий монастырь на карте

    Иоанно-Богословский Крещатицкий мужской монастырь — Крещатик для монахов

    В горной обители живут коты-телохранители, паломники идут 50 км пешком, сами собой обновляются иконы и сбывается пророчество старца.


    К Покровскому. Первым делом нас повели в теплый храм, к святыням

    Ассоциации с Крещатиком у меня стереотипные: центр, каштаны, запах кофе и плюшевые собачки с жуткими зелеными глазами, прыгающие прямо в толпу. Однако есть еще в нашей стране и духовный Крещатик, где все совершенно иначе. Находится он за Черновцами, высоко в горах, у побережья Днестра. На машине от киевского Крещатика до Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря — 600 км. «Гугл» сказал, что ехать всего семь часов, однако на редакционном «Ланосе» мы добирались все 11. Дороги в нашей стране оставляют желать лучшего (похоже, «Гугл» не в курсе), а «конь» у нас хоть и ретив, но уже давно не молод. А уж на подъезде к Крещатику и вовсе без молитвы не обойдешься: повороты крутые, спуски резкие, не так вырулил — прыгнешь прямо в Днестр. Страшнее всего перед воротами монастыря — спуск градусов под 40, да еще и с поворотом. «Не боись! Или я зазря баранку уже 20 лет кручу!» — скомандовал водитель Володя, обычно тихий и молчаливый. Мы дружно перекрестились и через секунду, как ласточки, впорхнули прямо в раскрытые ворота монастыря.

    Отчасти благодаря оврагам здесь и появился в XVII веке монастырь, который монахи называют обителью апостола Любви — Иоанна, любимого ученика Христа. «Древнее предание говорит о купце Теодоре, который в одну из поездок не успел доехать до ближайшего села до темноты и заблудился, — рассказал наш провожатый, монах Феодосий. — Лошадь шла в кромешной тьме. Как вдруг возле себя Теодор Прида увидел свет. Слез с повозки, тут свет и погас. Решил купец дождаться рассвета, а утром увидел, что стоит у огромной пропасти над Днестром. Перекрестился и в знак благодарности велел возвести здесь храм. Со временем из скита Манявского сюда, в пещеры, пришли монахи, которых преследовали униаты. Мы спустимся туда чуть позже».

    Первым делом нам предложили подняться по высоким железным ступеням, пристроенным ко второму этажу братского корпуса. Сопровождали нас. монастырские коты, причем к каждому прибился свой и исполнял роль телохранителя. Меня все дни встречал и провожал на службы бело-серый пушистик месяцев двух от роду.

    Такого домашнего храма мы прежде не видели. Со стороны он напоминал большой скворечник на бетонных столбах. Чтобы взобраться, нужны здоровые и натренированные колени, но мы не пожалели усилий. Внутри Покровского храма необычайно уютно, а из больших окон открывается потрясающий вид на город, омываемый Днестром. А над водой стелется редкий туман.


    Храм Иоанна Богослова. Пережил войны и советское время

    «История монастыря практически утрачена, так как в 1915 году во время Первой мировой обитель была сожжена, — говорит монах Феодосий. — В 1933-м монахи возродили здесь жизнь, обитель владела 9 га земли, а владыка Никодим отстроил двухэтажный корпус для братии, в котором мы сейчас и находимся. Только в 1962 году монастырь таки закрыли на долгие 30 лет. Как и везде, большевики разрушили иконостасы, а иконы скинули со скал. Через несколько лет одна из женщин, собиравших в овраге хворост, неожиданно упала в яму. А выбралась оттуда с иконой в руках. Оказалось, она нашла главную святыню монастыря — древнюю икону Иоанна Богослова, перед которой проводили постриг в монахи, принимали сан, а миряне получали исцеление. Удивительно, но она почти не повредилась. Святыню передали владыке Никодиму, тот хранил ее у себя, а перед смертью завещал, чтобы икону вернули назад в Крещатик. Так и сделали. А еще в нашем монастыре обновляются иконы».

    «Когда монастырь закрыли, хотели сделать санаторий, — добавляет настоятель, отец Серафим. — Наш схимник Димитрий рассказывал, когда мирян заселили в этой корпус, по ночам по коридорам якобы ходил монах и кадил. Запах ладана стоял такой, что спать невозможно. Когда же принялись строить корпуса, то под воздействием оползней первый же дом дал крен, и стройку прекратили. Словом, идея с санаторием реализовывалась с огромным трудом».


    Правила. К причастию монахи выходят из специальной комнатки справа


    Храм. Здесь постоянно совершаются службы

    Вообще, постройки в горном монастыре, за исключением нового храма на вершине, небольших размеров. Отчасти это связано с оползнями. Из-за них нынче мало что осталось от пещерки, в которую пришли первые монахи. Паломники оставляют там любимые иконы и ставят свечи. Перед пещеркой — древний источник с целебной водой и купель. Ходить везде нужно только по длинным лестницам. Самый экстрим — это короткая дорога к храму на вершине. Лестница прибита вертикально к скале, и страховки никакой. «Молитвами страхуйтесть», — шутил наш провожатый. Неудивительно, что все монахи здесь стройные и очень подвижные, даже старички! Правда, братии немного — всего 16 человек. «С 2000 года вообще мало кто в монастырь уходит, — говорит отец-наместник. — После 1991 года ревность была, многие в монастыри уходили, возрождение было. А теперь затихло все. Может, интернет сбивает молодых с монашеского пути? Но на все воля Божья». В ходе беседы мы узнали, что некоторые молодые послушники по три раза уходили из монастыря, не выдерживая спартанских условий и отдаленности от мира. Но потом все же возвращались, уверенные, что только в монастыре их жизнь.

    «Мне в этом плане было проще, так как я из семьи верующих, — рассказал настоятель. — Папа был дьяком, один брат — священник на приходе, два других стали монахами, сейчас оба в архиерейском сане. Они меня очень поддерживали. Правда, в школе нам доставалось. По понедельникам постоянно на линейках «распинали», чтобы нескучно было. Только так лишь укрепляешься в вере. Да и мир не очень меня тянул, окончил 8 классов, даже аттестат не забрал, пошел служить в епархию к епископу Онуфрию, ныне Блаженнейшему. Здесь, в Крещатике, наместником был нынешний владыка Почаевский Владимир (Мороз). Он и предложил мне перебраться сюда, помочь братии петь на клиросе. Я долго собирался, но таки пришел в монастырь, здесь и остался. Вообще в юности иногда бывал в Залещиках — городок, что внизу. Там местные и рассказали, что прежде в горах монастырь был, от которого осталась только церквушка Иоанна Богослова и фундамент Благовещенского собора на горе. Остальные корпуса в жалком состоянии. Тогда я и представить не мог, что буду здесь наместником и стану свидетелем возрождения обители. Вот только наместником не очень хотел быть. После решения Священного Синода о назначении я два дня плакал. Не понимал, почему я. Но ведь Богу видней».


    Страховка молитвами. Короткий путь на вершину горы


    Источник. Паломников святая вода исцеляет, а монахам дает жизнь

    По традиции мы спросили, есть ли в монастыре старцы. «Старцев на самом деле много, просто они не явные, — говорит монах Феодосий. — Есть пророчество, что в последние времена истинные старцы будут скрыты под покровом смирения. Смирение будет их облачением. С виду они будут жить, как все, особо не выделяясь. Но будут и лжепророки. Только отличить старца легко. Посмотрите, живет ли он сам по заповедям Божиим и все ли делает с рассуждением. Не верьте, что старцев нет вообще. Причем теперь они могут жить не только в монастырях, но и в миру, у них могут быть семьи. Истинные духовные труженики будут всегда, до скончания века».


    Будни. Здесь спасаются не только молитвой, а и ежедневным трудом


    Все, что осталось от пещеры. Здесь жили первые монахи обители


    Святыня. Икону Иоанна Богослова особо почитают в монастыре

    «Здесь будут монахи в последние дни»

    Нас поселили в комнатку с панцирными кроватями и печкой на дровах. А чтобы работать, монахи выделили до утра лампу, которой подсвечивают ноты на клиросе, благословили книжечкой о жизни старца Кукши Одесского и шоколадом со словами: «Вы ведь так много работаете!» «В последние дни киевские, почаевские, все-все монахи сюда сбегутся, их здесь будет до 1000! А Кукша должен им место приготовить, — читаю пророчество великого исповедника. — Иди, сказал старец своей духовной дочери, и поищи на горе подходящее место, где можно будет построить корпус». Пошла сестра к вершине горы и увидела ровную большую площадку. Четко над монастырем! И сказала об этом отцу Кукше. Тот успокоился. Спустя 30 лет новое поколение монахов именно на этом месте воздвигло Благовещенский собор».


    Благовещенский собор. Отстроен по пророчеству отца Кукши

    «Преподобный Кукша Одесский пророчествовал, что надо восстанавливать храм на вершине горы, мол, отстроите — и монастырь возродится», — рассказал нам еще одну версию пророчества монах Феодосий. Строительство идет до сих пор, с 1991 года. Масштабы храма и его убранство впечатляют. Стены окрашены в розовые тона, а потолочные своды голубые, с квадратом для неба в центре. «Службы здесь проходят по выходным и праздникам. 7 июля, в храмовый праздник, к обители Ангела Любви идут крестным ходом — 50 км от Черновцов, пешком. Как-то к нам пришли почти 20 тысяч паломников! Ничего, мы только рады, места всем хватило. Разместили в гостиницах, палатках, амбарах, еду помогали готовить местные жители. Слава Богу! Два-три дня они у нас побыли, а потом вернулись домой».


    Келья наместника Серафима. ‘Здесь и жил старец Кукша’

    Великий старец и молитвенник Кукша Одесский прожил в Иоанно-Богословском монастыре три года (с 1957-го по 1960 г.). 83-летнего старца привезли из Почаева, спасая от нападок тамошнего благочинного Флавиана, который страдал завистью. С появлением отца Кукши в Крещатике монастырь из тихой обители превратился в место паломничества. Люди шли пешком, лишь бы получить благословение отца Кукши. Ему выделили келью на втором этаже братского корпуса (нынче там живет наместник обители). Когда духовные чада увидели, насколько прост и беден монастырь, стали передавать продукты, одежду, постели и одеяла. Старец обустроил несколько келий для приезжающих монахов и духовных чад и вообще очень любил Иоанновскую обитель, говоря: «Здесь я дома. Внизу сады цветут, точно маслины на Афоне!» Кстати, Кукша жил по афонскому уставу и приучал к этому духовных чад: днем работал, ночью молился, постоянно бил поклоны, доставая до пола не пальцами, а кулаками.


    В соборе. ‘Окошко’ для неба

    Село Крещатик Заставнивского района называют вторым Афоном

    Построенное на скале, деревню нет ни одного колодца. Вода поступает из монастырского чудотворного источника

    Село Крещатик Заставнивского района – едва ли не единственный населенный пункт в Украине, где жители пьют, стирают, кормят скот и моются минеральной водой, обогащенной ионами серебра. И это при том, что в селе, которое раскинулось на высоте 200 метров над уровнем Днестра, нет ни одного колодца. Вода, которую называют чудотворной, до Крещатика поступает из источника святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, что на территории Свято-Ивано-Богословского Крещатицкого мужского монастыря.

    Еще в 1960 годах до Крещатика приезжали одесские ученые, которые исследовали невероятные свойства целебной воды. Врачи выяснили, что вода идентична на просторах бывшего СССР есть только на Урале. Однако там ее очень мало, поэтому используют ее исключительно для лечения.

    С годами о Крещатик начали слагать легенды. Поговаривают даже, что его жители меньше болеют и имеют замечательное зрение. Тайна кроется в соседстве с монастырем, который в свое время был центром православия на Буковине, сейчас ему прочат судьбу Афон-горы.

    Целебный источник, который кормит все село

    Жители живописного Крещатика тысячелетиями придерживаются неписаного правила: своих родственников и знакомых сначала ведут в монастырь, а уже потом к себе в гости. В такой способ люди поклоняются месту, которое дает им жизнь.

    «Проблемы решаем силами бюджета сельсовета»

    Крещатицкий сельский председатель Мария Косоловская:

    Село Крещатик лежит на границе трех областей: Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой. Однако несомненной гордостью нашего населенного пункта есть Крещатицкий мужской монастырь. Благодаря этой святыне село особенно привлекательно для паломников и туристов. Нам есть что показать и чем гордиться. Чего стоит только тот факт, что в село, которое размещено на скалы и где нет ни одного колодца, жизнь таки продолжается. А недавно на Всеукраинском конкурсе проектов и программ развития местного самоуправления мы выиграли грант для создания нового водопровода. К сожалению, обещанные для этого 100 тысяч гривен нам до сих пор не дали. Поэтому решаем пока проблему силами бюджета сельского совета. Сейчас актуальным для села является строительство детского сада, которого в Крещатике до сих пор нет, и капитальный ремонт Дома культуры. Очень хочется создать нашей молодежи альтернативу барам и Интернет-кафе, где они проводят немало собственного времени.

    Чудотворный источник, который “кормит” все село, бьет фактически со скалы Днестра, который, словно подкова, омывает Крещатик. В этом году в монастырь посетили около 15 тысяч гостей, среди которых паломники из соседней Румынии, Польши, России и Беларуси. Два века подряд Крещатик встречает верующих, которые на праздник Иоанна Предтечи отправляются крестным ходом поклониться святому месту.

    Кроме нового собора, колокольни старой церкви и других исторических зданий, территория монастыря имеет и другие свои уникальности, которые манят паломников. В скале сохранилась скит-пещера, где четыре века назад молились трое монахов, которые скрывались здесь от последователей Люблинской унии. Сегодня через маленькое отверстие в нее пролазят паломники, чтобы очиститься и набраться Божьего благословения. Она не такая стремительная, как в Почаевской лавре, да и монахов, которые здесь молились, не канонизирован, однако с годами ее популярность только растет. Для больных, которые хотят окунуться в чудотворную воду, монахи специально оборудовали купель. После купания в воде преодолеть стремительную и неблизкую дорогу вверх (источник, купель и скит-пещера расположены в нижней части территории монастыря) ступенями становится намного легче.

    Отец Феодосий говорит, что история села Крещатик тесно переплетается с историей Свято-Ивано-Богословского Крещатицкого мужского монастыря. Да и само село называют монастырским. Ведь сначала был целебный источник, потом монастырь, а впоследствии здесь поселились люди. А в 1960 годах ныне уже канонизированный Святой Преподобный Кукша Одесский назвал Крещатик вторым Афоном. “Здесь я дома, здесь я на Афоне” (от авт. – На Святой Горе монах прослужил 17 лет. Ныне мощи Святого почивают в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре). Прослужив несколько лет в Крещатицком монастыре, старец предсказал его развитие. Хотя монахам сложно было поверить, что в труднодоступном месте, на горе, появится церковь. Однако через 30 лет случилось, как предсказал Преподобный Кукша. Поэтому сейчас в монастыре ждут на осуществление еще одного пророчества старца, когда Крещатик станет центром православия в Украине и не только.

    Дмитрий Гаврилюк показывает свое творение – колонки, куда вода поступает из источника. Фото автора

    Энтузиасты провели в селе воду

    Дмитрий Гаврилюк всегда проникается проблемами людей

    Каждый день жителя села Хрещатик Дмитрия Гаврилюка проходит в помощи людям. Для крестьян муж давно стал местной “скорой помощью”. Надо отремонтировать водопровод или трактор, подвести газ или узнать об историческом прошлом Крещатика — все обращаются к Гаврилюка, который имеет не только золотые руки, но и незаурядные организаторские способности и репутацию открытого и порядочного человека.

    Фактически именно благодаря собеседнику “Взгляда” до каждого дома в селе подвели воду. Сегодня крестьяне с ужасом вспоминают времена, когда в Крещатике была одна колонка, и чтобы набрать на целый день воды, надо было затемно занимать очередь. Начиная с 1970 годов, собеседник “Взгляда” начал активно писать к Заставнивского райкома партии письма с просьбой решить эту проблему. Муж не обижался, когда его просьбу с первого раза “не слышали”. Настырность – это еще одна неотъемлемая черта его характера. Так был проведен водопровод и постепенно на каждом подворье подворье села появилась вода, причем нешуточная, а целебная, из монастырского источника.

    Благодаря инициативе Гаврилюка 2005 года Крещатик был газифицирован. Причем эта довольно сложная для сел процедура прошла для жителей Крещатика довольно быстро и без никаких махинаций. “А как иначе, — говорит Д. Гаврилюк, — ведь деньги я собирал лично». Да и собственная сельсовет – также заслуга Дмитрия. К нему сельсовет была на два села и базировалась в соседних Репужинцях.

    Имеет наш собеседник одно хобби – ведет собственный архив истории села и его жителей. П. Дмитрий не только свято хранит историю Крещатика, а и сам является ее неотъемлемой частью. По преданию, село создано приблизительно в 1735 году купцом Тодором Придою, который на этом месте чудом спасся от наглой смерти. Поэтому, чтобы отблагодарить Бога за свое спасение, купец построил на этом месте храм Божий. А впоследствии привез из Венгрии в этой местности 14 семей, каждая из которых специализировалась на различных работах. Собственно, с этого и началось первое заселение этой местности. Прапрапрадед Дмитрия Гаврилюка был одним из членов семьи, которые первыми заселили Крещатик. Поэтому семье Гаврилюков есть что рассказывать следующим поколениям.

    О себе Дмитрий в шутку говорит, что он пожизненный депутат. С тех пор, как 1966 году вернулся в село из армии, по просьбе местной общины он постоянно становится народным избранником. В планах 63-летнего Дмитрия Гаврилюка проложить в селе центральный водопровод и дожить до 113 лет, а затем отпраздновать 100-летие дуба, которого посадил, когда ему было 13 лет.

    На территории Крещатицкого монастыря является собор Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1991 году с нижней церковью Рождества Святого Иоанна Предтечи.

    Церковь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, которая является памятником архитектуры.

    Колокольня и часовня над источником.

    Скит-пещера, где первыми молились монахи, которые бежали от унии.

    Купель с освященной целебной водой, в которой могут искупаться все желающие паломники.

    А также целебный источник святого апостола евангелиста Иоанна Богослова.

    Смотрите так же:  Саров женский монастырь