Монастырь в горнале

Обитель в приграничной полосе

«В Горнале побыла.
Душа поет, будто благодатью напиталась»
Из слов одной паломницы.

Горнальский Свято-Николаевский мужской монастырь Курской епархии в списках паломнических направлений турагентств не значится. Причин тут несколько. Находится он на границе с Украиной, а въезд в приграничную зону сегодня затруднен. Необходимо заранее оформлять пропуск. С другой стороны, нет в монастыре еще величественных соборов, выложенных тротуарной плиткой дорожек и ухоженных цветников, хотя природные ландшафты здесь завораживают взгляд, особенно в летнюю пору. Братия немногочисленна, среди дня и не встретишь. Насельники вместе с трудниками подвизаются на огороде, скотном дворе или строительных работах. И только во время совместных молитв на утреннем и вечернем правилах, праздничных богослужениях можно увидеть всех, чьими неустанными трудами возрождается древняя монашеская обитель, сердцем которой является чудотворная икона Божией Матери «Пряжевская». Ради Небесной Заступницы, которая являет Свою помощь в многочисленных чудесах и исцелениях, и стремится сюда православный люд.
«Благодаря молитвам перед иконой Матери Божией «Пряжевская» в нашей семье произошло долгожданное чудо. Я забеременела и выносила очень хорошего ребеночка – девочку Машеньку». Кузнецова Оксана. Курск.

«Моя дочь Марина попала в аварию три года назад. У нее был перелом позвоночника. Я молилась перед Пряжевской иконой Божией Матери, ходила крестным ходом из Горналя в Мирополье. Божия Матерь услышала мое моление: дочь ходит самостоятельно. Я благодарю Божию Матерь». Раба Божия Нина п. Коренево.

Так начиналась монастырская жизнь

Свято-Николаевский Белогорский монастырь, имеющий почти 350-летнию историю, был закрыт советской властью в 1922 году. Двух монахов расстреляли в Спасо-Преображенском соборе, нескольких насельников – на горе «Фавор». Небольшой горстке удалось уйти в Сумы, кто-то из братии ушел в Суджу, унося туда чудотворный образ Божией Матери. Сначала монастырь превратили в колонию для беспризорников, затем – для малолетних преступников, а после Великой Отечественной войны – в спец-интернат для сирот с задержкой умственного развития. В 1996 году чудотворный образ Пряжевской иконы Богородицы был обретен в Свято-Троицком храме. И вскоре, в 2001 году, здания, принадлежащие обители, были переданы Русской Православной Церкви. Но то, что красиво прописали на бумаге, в действительности выглядело удручающе. Братии, пришедшей из Рыльского монастыря по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия и архимандрита Ипполита (Халина), отдали полуразрушенный братский корпус с прогнившей крышей. Храмовый комплекс, в котором располагалась ранее домовая Покровская церковь, кельи и игуменские покои, забирали с трудом. В Покровской церкви был устроен интернатовский клуб со сценой в алтарной части, помещения насельников принадлежали местным жителям, которые, хотя там и не жили, со своей собственностью не собирались расставаться.
– Монастырь передали епархии 4 декабря, в праздник Введения во храм Пречистой Девы Марии. Первое богослужение отслужили на престольный праздник 19 декабря. И с тех пор служба совершалась каждый день, – вспоминает настоятель монастыря игумен Питирим (Плаксин). – Я и два послушника поселились в левом крыле бывшего братского корпуса. Правое – было обрушено до подвала. Коридор перегородили полиэтиленовой пленкой, разбитые окна также закрыли пленкой. Двери с трудом подогнали, чтобы они стали закрываться. Во время оттепели или дождя мы подставляли под крышу «дежурные» тазики. Как сейчас помню, их было 14 штук. Отопление отсутствовало. Господь смягчил сердце директора интерната, и он разрешил нам использовать электрическую сеть учреждения, тогда мы смогли подключить обогреватели. Потом нам отдали еще три келии, находящиеся при домовой церкви. В двух поселились иеромонах и иеродиакон, из третьей сделали трапезную. Так начиналась наша монастырская жизнь.
В течение нескольких лет длился капитальный ремонт братского корпуса и храмового комплекса. В домовой церкви, бывшей местом увеселения, со стен счистили краску и старую штукатурку, а затем выполнили новую отделку под фресковую роспись. Церковь освятили в честь святителя Николая, так как два соборных храма – Николаевский и Спасо-Преображенский – были разрушены. На их месте мальчишки гоняли в футбол. Ситуация кардинально стала меняться, когда четыре года назад интернат расформировали, детей перевели в другие учреждения. К слову, из воспитанников школы-интерната две девушки ушли в женские монастыри, а одни паренек так и остался жить в обители и трудиться вместе с братией. За 12 лет соседства с обителью некоторые работники интерната пришли к вере и воцерковились. Они пели на клиросе, убирали храм, помогали на других послушаниях.
– Мы всегда чувствовали на себе руку Божию. К примеру, видели, что на завтра хлеба нет. Купить не за что. И тут, вдруг, приедут два-три паломника, привезут что-нибудь на панихиду, буханку хлеба, крупу какую-то. Вот и обед. Так что, голодными мы не были, это точно, – вспоминает отец Питирим.

«Благодарность Божией Матери за дарование ребенка. Молилась перед образом. В 2013 г. родилась дочь». Калмыкова Ольга.
«Весной 2012 г. Пряжевская икона Божией Матери была в Курске. В храме св. вмч. Пантелеимона Целителя мы, родители, приложили младенца Илью к иконе, попросив у Богородицы исцеления ножек для младенца (у ребеночка двусторонняя косолапость тяжелой степени), чтобы он сам пошел, без операций. Сегодня младенец Илья ходит сам (ему 1 год 3 мес.)». Семья Орловых.

Монастырь возрастает

Сегодня вид монастыря постоянно меняется, хотя у него до сих пор отсутствует полноценная ограда: монастырские постройки стоят вперемешку с домами сельчан. Но очаги монастырской хозяйственной деятельности на каждом шагу. В скором времени начнется строительство малого собора в честь святителя Николая Чудотворца. Его будут воссоздавать на старом фундаменте по сохранившимся фотографиям. Эскиз уже готов, сейчас разрабатывается проект. Храм будет площадью 180 кв. м и вмещать до 300 человек.
– Мы старались не прерывать службу, и, по всей видимости, от этого и зависело дальнейшее обустройство обители, как духовное, так и материальное, – полагает отец Питирим. – За прошедшее время полностью отреставрирован домовый храм. В нем установлен добротный красивый иконостас и произведена роспись стен. Отремонтированы братские кельи. Для паломников также обустроены помещения. Сейчас ведется реставрация монастырской гостиницы на 90 человек. Постепенно мы выкупаем квартиры у бывших сотрудников интерната, которые еще живут на территории обители. В настоящее время осталось невыкупленными шесть квартир, 16 квартир уже принадлежат монастырю. Эти помещения мы ремонтируем и предоставляем их в основном для паломников, которые приезжают семьями и с детьми. Теперь у них есть возможность, никого не беспокоя, пожить в монастыре какое-то время.
— Когда монастырь только открылся, приходило много людей, желающих послужить Богу, но тяжелые бытовые условия выдержали не все. В настоящее время в монастыре 18 насельников, пять послушников и пара десятков трудников и трудниц. По российским меркам, наверное, маловато, а вот, к примеру, по греческим – это большая монашеская обитель. В Греции 50 человек братии – уже Лавра.
Как говорит игумен, монастырский устав в обители нестрогий. Следуя советам преподобного Иоанна Лествичника, он старается вести братию средним путем. Обитель находится в начальной стадии восстановления, поэтому братии приходится много трудиться по ее обустройству. Для того чтобы прокормить себя и паломников, энергично развивает сельскохозяйственную деятельность. У монастыря гектар земли, где выращиваются картофель и различные овощные культуры. Есть прекрасная пасека, благодаря заботе иеродиакона Мелетия (Пестунова) – мед постоянно присутствует на столе в трапезной. Недавно разбит виноградник, на котором высажено около 100 кустов виноградной лозы. Сорта в основном столовые, но в перспективе планируется разведение технических сортов, из которых можно будет изготавливать вино для богослужений – кагор. Приводится в порядок старинный монастырский фруктовый сад, который прежним хозяином был запущен и превратился в небольшой лесок. Есть небольшой птичник с курочками-несушками и солидная молочная ферма в 50 голов. Бычки, телята и, конечно, кормилицы-буренки. Молоко пользуется таким успехом, что его вмиг разбирают местные жители и паломники. Да и понятно, экологически чистое, без гормонов и антибиотиков. На прилавках магазинов такое сейчас не купишь. Несмотря на имеющийся технический автопарк, в хозяйстве три лошади, которые запросто справляются с бездорожьем. Лошадки – подопечные монаха Геронтия (Ширлина
– Нельзя сказать, что послушание важнее молитвы и поста, – говорит отец Питирим. – Все должно быть вместе, соединено воедино. Достичь этого можно не вдаваясь в крайности, постепенно; молиться, трудиться и идти к Богу. Хотя сегодня в монастыре больше преобладает принцип «трудиться», молимся, наверное, мало. Это потому, что святое место надо обустроить. Много нелегких послушаний. Монастырь должен прокормить и себя, и приходящих людей. Например, трудиться в коровнике тяжело, но это проявление любви к остальной братии.
– Монастырь – это не стены, это души монахов и тех людей, которые приходят сюда, чтобы получить духовную помощь, молитву, утешение. Вот недавно, по предложению иеродиакона Мелетия, возродили древнюю монашескую традицию – чтение Неусыпаемой Псалтири, братия без перерыва полные сутки читает и просит помощи и милости у Господа для нуждающихся.

«Благодарность иконе Божией Матери «Пряжевской» за исцеление рабы Божией отроковицы Анны, болящей Наталии и болящей Любови от онкологической болезни и заболевания поджелудочной железы».
«Благодарю Пресвятую Богородицу за исцеление через Ее «Пряжевский» образ. Четыре года встречала крестным ходом икону в Рыльске. Исцелилась от болезни, которая, по словам врача-гинеколога, не проходит без медицинского вмешательства». Раба Божия Любовь Н., 2012 г. г. Рыльск.

Старооскольцы

Старооскольцы в Горнальский монастырь поехали по благословению старца Алексея Федоровича Астанина почти сразу после открытия обители. Вместе с братией они переносили все превратности неустройства быта, трудились на послушаниях и ходили крестным ходом в Украину. Из пожертвованных «именных кирпичиков» сооружена колокольня, сейчас она водружена над некогда центральным входом – святыми вратами. Каждые пятнадцать минут раздается колокольный звон, он словно напоминает: спешите, люди – время лукаво. Для многих монастырь стал не только школой духовного возрастания, но и местом обретения жизненного пути.
– В первый раз я приехал сюда со старооскольцами в 2005 году. Просто выпала такая возможность – ради интереса, – рассказывает монах Агафангел (Луковский), который тогда еще не предполагал, что его монашеская стезя начнется с уборки навоза, собственноручного доения коров и заготовки дедовским способом кормов. Сейчас он «заведующий» молочной фермой. – В следующем году приехал пожить месяцок-другой. Так совпало, что на тот момент я оказался без работы. Решил пожить здесь – от города отдохнуть, а вид тут красивый, спокойно… Потом уже в 2010 году приехал – опять без работы остался, и личного свойства кризисы мучили. Думал, поживу летом, да так и остался. Почему остался? Вначале благодать особая дается, близость Бога ощущается почти физически – ради этого и остался. А потом – как у Диккенса в «Посмертных записках Пиквикского клуба», когда герой беспокоился за старую запряженную лошадь: хоть она и еле держалась под уздой, но если ее распрячь – непременно бы упала да и пропала. Я понял, что без этого уже не смогу, не устою…
– Однажды мы приехали в Свято-Николаевский монастырь под Рождество, – рассказывает одна из постоянных паломниц. – Снега было немного. Ушли на ночную службу, а она длинная, монастырская, закончилась в семь часов утра. Хотим выйти, а дверь открыть не можем – так снегом завалило. Сугробы выше человеческого роста. Монахи давай дорогу прочищать, чтобы мы могли в корпус попасть. Так мы и шли: монахи впереди дорогу прокладывают, а мы за ними. Символично это…
– Здесь время будто останавливается, – говорит другая женщина. – Молитвы, служба, послушания – весь этот уклад благотворно влияет на душу, что-то в ней раскрывается, потом происходят и внешние изменения: на работе все нормализуется, у детей – порядок.

«3 декабря 2011 года в Старый Оскол в храм Александра Невского была привезена икона Божией Матери «Пряжевская». В храме я пробыла около пяти часов и дала обет приехать в монастырь к иконе. 19 декабря мы с паломниками приехали в Горналь. После инсульта у меня почти не двигалась левая нога, я ее не чувствовала. После моления перед иконой в храме и монастыре я стала чувствовать ногу. Благодарю Божию Матушку за исцеление». Татьяна. г. Старый Оскол.

О монастырях, современном обществе и любви

– Значение монастыря в жизни общества достаточно весомо, – полагает игумен Питирим. – Люди видят, что есть совсем другая, иная жизнь, и начинают задумываться, с какой целью монастырь существует, что там делают, для чего кто-то избирает иноческий путь. Хотя сегодня монастырей со сложившимся укладом, твердой практикой, с монахами, которые были бы воспитаны на святоотеческих традициях, мало. В России почти все монастыри молодые, в своей истории имеют пару десятков лет. А монастырский уклад формируется столетиями.
В 90-е годы, после того, как закончилось время удушающего атеизма, люди в поисках ответа на духовные вопросы спешили в храмы и зарождающиеся обители. По мнению отца Питирима, несмотря на многолетнюю антирелигиозную пропаганду, общество тогда было духовно здоровее, чем сейчас. А сегодня часто на шее – крестик, а в душе – нолик. Как полагает настоятель, одна из причин – декларирование распущенности на телевидении и в других СМИ. Все это развращает и расхолаживает людей, делает их беспечными.
– Наше общество все больше разделяется на тех, которые в Церкви, и на людей, которые не хотят ничего знать о Церкви и своей духовной жизни, – сокрушается отец Питирим. – Они видят только материальную сторону жизни, которую стремятся быстрее наладить. Но я не думаю, что монашеская жизнь сойдет на нет. Да, сейчас не идут толпы в монастырь, но зато ныне люди приходят осознанно. Они серьезно убеждены, что это их путь.
– Что побуждает человека оставить мирскую жизнь?
– Только любовь к Господу и забота о своей душе. Если человек думает, что монастырские стены оградят его от проблем мирской жизни – это опасное заблуждение. Скорее всего, здесь он не задержится. Многие представляют монастырское бытие по-своему, совсем не так, как оно существует в действительности.
Отсюда разочаро-вания: не нашли, чего искали. В монастыре надо трудиться и духовно, и физически, и никаких мирских развлечений. В монастыре мятущийся ум находит дол-гожданный мир, а изнемогшая душа обретает тихую пристань. Но сюда идут не за легкой жизнью, чтобы отдыхать и прохлаждаться. Хотя у монаха могут быть свои «развлечения», к примеру, в лес сходить, помолиться, грибочки пособирать.
– Мы много говорим о любви к Богу. А с чего она начинается?
– С любви к ближнему. Хочу рассказать о случае, который мне поведали на Афоне. К монаху-отшельнику, живущему в келье возле монастыря святого Павла, пришел путник, который так сильно заболел, что не мог дальше идти. С каждым днем ему становилось хуже. Монах понял, что надо его как можно скорее переправить на материк в больницу. Он взваливает грузного мужчину на спину, хотя сам небольшого роста, болезненный, и возраст его уже за 60, и несет к пристани, благо, что она располагается недалеко. Впоследствии он сам удивлялся, как смог донести человека, чей вес превышал его собственный. Когда они так добираются до пристани, то оказывается, что полицейский катер из-за шторма не может пристать к берегу. Больной в отчаянии просит монаха помолиться. Тот говорит, молись и ты, и оба опускаются на колени. В это время катер пристает к берегу. Поистине этот эпизод подтверждает слова апостола Павла: «… ибо любящий другого исполнил закон… Христов» (Рим.13,8),
В Горнальский Свято-Николаевский монастырь старооскольские паломники приехали накануне престольного праздника, 15 декабря. Они прожили в монастыре два дня. Декабрь больше напоминал затянувшийся ноябрь с дождем и ветром, но погодные капризы не портили настроение. На воскресную службу собрались богомольцы из Суджи, Курска, приехал микроавтобус из Ракитянского района. Люди долго исповедовались, большинство причащалось. После службы вместе с братией торжественно прошествовали на совместную трапезу. Впереди иеромонах нес богослужебную просфору, из который вынималась частица в честь Пресвятой Богородицы. После трапезы просфора была разделена и роздана для вкушения всем присутствующим. Так совершается древняя монастырская традиция – чин о Панагии. Его смысл – представить живое присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы. Уезжали паломники с грустью, словно отрывались от родного дома. Пограничники автобус не задержали, лишь заглянули в салон. Конечно, ограничение свободного проезда в обитель создает серьезные неудобства и паломникам, и братии. Чтобы оформить пропуск, потребуется время. Заказать его может и настоятель монастыря игумен Питирим (Плаксин). Для этого на монастырскую электронную почту необходимо выслать запрос и ксерокопию паспорта. С 2019 года подготовка документа займет 15 дней. Для курян пропуск будет действителен три года, для остальных россиян – год.

Смотрите так же:  Свято-иоанно-предтеченский женский монастырь

Электронная почта обители: [email protected].

Светлана Воронцова

  • Навигация
  • Главная
  • Храмы и монастыри
  • Монастыри
  • /
  • Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь
  • Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь

    • Первое упоминание: 1671 г.
    • Адрес: 307816, Суджанский район, с Горналь
    • Телефон: (471-43)3-17-77
    • На карте Яндекс: Расположение
    • Настоятель(ца): игумен Питирим (Плаксин)
    • Эл. почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
    • Сайт: http://www.gornal.prihod.ru/
    • Б елогорская Николаевская мужская пустынь располагается в 30 километрах от города Суджи Курской области на белых утёсах правого берега реки Псел. Предание утверждает, что во времена переяславских князей здесь было древнее укрепление.

      Монастырь был основан в 1671 году иеромонахами разорённого татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская область) монастыря. Сначала в монастыре были одни лишь кельи. Вскоре на монашеское прошение на строительство храма во имя свт. Николая обитель в качестве царских дарений получила земли и мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а так же «в церковь Николая Чудотворца книги, ризы, всякие сосуды и всякую церковную утварь».
      Из Острогожской обители монахи вынесли икону свт. Николая Чудотворца, в честь которой в 1688 году и была построена небольшая монастырская церковь. Она была деревянной, как и все монастырские строения того времени.
      Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Пустынь жила продажей извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. На эти средства была построена летняя деревянная церковь Преображения Господня, за свою величину называемая соборною. К 1733 году монастырь «пришёл в ветхость»: колокольня упала, в Преображенском храме стало опасно служить. Деревянные строения разобрали и из их остатков построили часовню на монастырском кладбище. В часовне разместили старые иконостасы.
      Тогда же, при игумене Паркисе, в монастыре возвели каменный храм в честь Преображения Господня, колокольню и монастырскую стену.
      В 1770 году обители принадлежало 80 крестьянских дворов. Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, мёда и воска с монастырских пасек. Имелись рыбные ловы и скот, особенно много содержали рабочих волов.
      В Николин день в монастыре проходила ярмарка.
      В 1777 году освятили новую каменную церковь в честь свт. Николая Чудотворца.
      В 1781 – 1784 годах (в игуменство Константина (Савурского)) на месте старой Николаевской церкви построили трапезную.
      В 1785 году монастырь имел благоустроенный вид: две монастырские церкви, братский и настоятельский корпуса и большую трапезную окружали деревянные стены с четырьмя башнями. Однако обитель, только что построенная и обновленная, в этом же году по секуляризации была закрыта и превращена в приход.
      От монастыря остался лишь Преображенский собор, служивший приходским храмом вплоть до 1863 года.
      Но после закрытия обители в Преображенском храме стало совершаться чудесное самовозгорание свечей и лампад по утрам, повторяющееся до тех пор, пока не была обретена Пряжевская икона Пресвятой Богородицы (принесённая в 1671 году из Дивногорского монастыря, судя по размерам, она была, вероятнее всего, вынута вместе с иконой свт. Николая из иконостаса разорённой татарами обители). Открытие иконы произошло в 1792 году, и с той поры начали происходить чудеса и исцеления.
      В 1858 году от пряжевской иконы исцелился суджанский купец Косьма Купреев, решивший по обету в благодарность восстановить обитель на свои средства. В ответ на его прошение Высочайшим повелением от 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь с учреждением архимандрии. Первыми её насельниками стали Косьма Иванович с сыновьями Фёдором и Владимиром.
      В 1865 году был заложен небольшой каменный храм Николая Чудотворца, через четыре года была освящена церковь Покрова пресвятой Богородицы. Третья монастырская церковь – соборная, в честь Преображения Господня – была заложена в 1888 году.
      В 1878 году в Мирополье проживал Ф.М. Достоевский, неоднакратно посещавший Белогорскую пустынь. Впечатления о посещении обители отражены в его романе «Братья Карамазовы».
      Через тридцать лет с начала возобновления монастыря над равниной «на высоком белом пьедестале» вырос великолепный монастырский архитектурный ансамбль, прекрасно сочетающийся с местным ладшафтом.
      Купола Преображенского собора и Покровской церкви, построенных в русско–византийском стиле, были видны за десятки километров.

      Монастырь закрыли в 1922 году, его помещения заселила колония для малолетних преступников.
      После Великой Отечественной войны в нескольких уцелевших постройках разместили школу–интернат для детей офицеров, погибших на войне. До нашего времени сохранился храм Покрова Пресвятой Богородицы, братский корпус, трапезная, гостиница, некоторые служебные и хозяйственные постройки, башня и почти разрушенные монастырские стены.
      Монастырь возвращён епархии в декабре 2001 года, возобнавлён крестный ход с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери.

      Восстановление монастыря

      С момента передачи монастыря проделана большая реставрационная работа, прежде всего, отремонтирована крыша на храмовом комплексе и двух примыкающих к нему крыльях (храм похож на парящую птицу). Закончены работы по обустройству братских и настоятельских келий, заново перекрыта крыша на братском корпусе, на святых вратах, на административном корпусе.

      — В Никольском храме, — уточнил настоятель монастыря игуменПитирим, — заменен пол в алтаре. Полностью пришлось перебрать балки, потому что раньше там была устроена сцена, так как храм служил клубом. Установлен дубовый иконостас, написаны иконы Деисусного чина, два больших киота для чудотворной Пряжевской иконы Божией Матери и Киево-Печерских святых, 84 частицы мощей которых находятся в ковчеге при этом образе.

      В 2008 году завершена роспись храма. Работы выполняли известные московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский. Они расписывали трапезную в Коренной пустыни, левый предел Большого Донского собора в Донском монастыре, собор монастыря во имя зачатия прав. Анны Московской. Сейчас они работают над росписью Успенского собора знаменитой Святогорской Лавры.

      В 2005 году иконописцы расписали западную стену в нашем храме, свод и стены алтаря, в 2006 появились изображения Пантакратора в центре храма, архангелов и четырех евангелистов, летом 2007 года – двунадесятые праздники на потолочном своде и образа некоторых великих преподобных отцов, особо почитаемых в монашестве, и преподобных отцов из Собора Курских святых. На фасаде храма написаны три иконы – святителя Николая над входом – главная икона Горнальского Свято-Николаевского монастыря, а по бокам от входа – архангел Михаил и архангел Гавриил.

      В братском корпусе восстановлены рухнувшие десять лет назад и межэтажные перекрытия, смонтировано отопление, проложены коммуникационные сети. Закончены штукатурные работы в помещениях цокольного этажа, в которых размещена монастырская трапеза.

      Братия монастыря состоит из восьми монахов, есть послушники и трудники.

      Большую спонсорскую помощь оказывает уроженец этих мест Анатолий Иванович Дзюба. Он построил на своей малой родине в селе Гуево красивый храм во имя Рождества Богородицы – это скит нашего монастыря, с него и началась современная история обители. Анатолий Иванович помог отреставрировать чудотворный Пряжевский образ Божией Матери.

      Когда монастырь только открыли, о нем мало кто знал. Сейчас в обитель приезжает все больше и больше паломников из Белгорода, Старого Оскола, Воронежа, Липецка, Москвы. За каждым воскресным и праздничным богослужением в монастырском храме молятся прихожане с Украины. Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы. Этот чудотворной образ Богородицы посетил почти все церковные благочиния Курской епархии, а также Белгородскую и Ярославскую области России, Киевскую и Сумскую области Украины.

      Ревностные труды по восстановлению и благоукрашению обители были высоко оценены архиепископом Курским и Рыльским Германом. Владыка наградил Знаменской медалью II степени жертвователей монастыря – москвичей Анатолия Ивановича Дзюба и Юрия Федоровича Алексеева, а также Владимира Александровича Облогина и главного бухгалтера монастыря матушку Макарию.

      ?ВПЕРВЫЕ в обители ВЫПУЩЕНО РЕПРИНТНОЕ ИЗДАНИЕ ЕДИНСТВЕНННОЙ СОХРАНИВШЕЙСЯ КНИГИ 1912 ГОДА «БЕЛОГОРСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ И ЕЁ СВЯТЫНИ»?

      Рекомендуем всем приобрести в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре (стоить будет недорого) репринт единственной сохранившейся в Суджанском краеведческом музее книжечки об истории, святынях и отдельных чудесах обители.
      Показать полностью…

      Это наиболее древний из известных документов о Горнальском монастыре (на момент издания книги 1912 год — Бологорская Николаевская пустынь).

      Репринтное издание сопровождается рецензиями

      1) игумена Питирима (Плаксина)-настоятеля монастыря (который с Божией помощью можно сказать возродил обитель на современном этапе)

      2) Екатерины Худяковой- редактора-консультанта телеканала «Сейм» и

      3) Татьяны Семеновны Исаенко — старшего научного сотрудника Суджанского краеведческого музея (ныне пенсионер).

      Позднее издание можно будет приобрести и в Курске-в подворье монастыря — Покровском храме на проспекте Хрущева!

      ?Обратите внимание на 12 страницу приложенного издания из фондов Суджанского краеведческого музея 1912 г.

      И немного фрагментов на основе книги:

      ОБ ИСЦЕЛЕНИИ СУДЖАНСКОГО КУПЦА

      Чудесное исцеление больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь (в Горнали Суджанского района) и отслужить перед Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери молебен.
      По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали.

      ОБРЕТЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

      Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” – одна из святых Курской земли – до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни (сейчас Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь). Основанная в 1671 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления, несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

      “Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, — писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

      И проистикают милостью Божией Матери и Господа и поныне. Свидетельство тому — множество современных приношений на иконе. А начало всем этим привескам положил случай, описанный в приложенном старинном издании.

      Обязательно ознакомьтесь с этим изданием: Белогорская Николаевская пустынь и её святыни (издание 1912 года)-из музейного фонда. и как подарок (сувенир) из этого святого места.

      Суджа. Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня.

      Пряжевская икона Божией Матери несколько лет назад обретена вновь в Троицком храме Суджи. Суджанскому художнику Ивану Белому во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела образ обновить. Только Лика Пречистой не коснулся художник, не дерзнул. С тех давних пор перед образом сами собой зажигаются лампады, свечи, люди исцеляются от смертельных недугов.

      В недоброй памяти 1937 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках. В эту ночь монахам, расположившимся на ночлег в нашем городе, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении Святителя Николая, — настоятель Свято-Троицкого храма священник Евгений Шестопалов с благоговением возжигает свечи перед Пряжевской иконой. Пресвятая Богородица сказала, что Ее поместили в место разврата и запустения (Успенский собор в скором времени был превращен в Дом культуры) и повелела инокам нести Ее икону туда, где Ее встретит старец Симеон. Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около нашей Троицой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно здесь, в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма теперь сама вдруг начинает проявляться из-под слоя штукатурки. И в этом мы видим Божий Промысел. Пряжевская икона пришла к нам через гонения, через пожар сорок третьего (настоятель отец Иоанн Переверзев тогда спас ее), и теперь она в нашей Троицкой церкви. Это тем более знаменательно, что Церковь чтит Пряжевский образ на третий день после праздника Святой Троицы. Молитва перед Пряжевской иконой особенно помогает в болезнях позвоночника и ног, в женских болезнях, перед родами. Рядом с ней — образ Святителя и Чудотворца Николая. Время от времени по нему медленно стекает вниз крупная капля густого, желтоватого мира. Как будто бы прямо с Небес на грешную землю!

      Свято-Троицкому храму в городе Судже 200 лет (1811 год). Сам город маленький – меньше восьми тысяч жителей, а храм большой: от пола до купола 23 метра, а общая площадь его помещений – около 500 квадратных метров. При советской власти в храме был склад конторы «Заготзерно».
      Отец Евгений принял храм в страшном запустении: «Представляете, на колокольне деревья росли!» Затеял капитальный ремонт. И когда на церковном дворе копали траншею для водопровода, то буквально в трех метрах от сторожки, в которой поселился отец Евгений с матушкой Ксенией и детьми, обнаружили в земле человеческие останки.

      Эхо войны. Храм горел всю ночь. Жители окрестных улиц слышали предсмертные стоны и крики сотен раненых венгров, которых гитлеровцы затолкали в Троицкую церковь, да сами, как утверждают теперь, подожгли, наглухо заперев все выходы. Немцы отступали поспешно, им было не до раненых союзников-мадьяров.

      Свято-Троицкий храм города Суджи с 1943 года буквально стоял на костях. До самого недавнего времени в алтаре, под престолом, Православные находили гильзы, человеческие ребра и позвонки, пока не получили из Минобороны Венгерской Республики разрешение на эксгумацию останков. Похоронили несколько сот скелетов тут же, возле храма, в братской могиле под крестом. Жестокая смерть примирила их с русской землей, на которую непрошенными гостями они пришли убивать.

      Свято-Троицкий храм является памятником архитектуры XIX века. Он расположен в центре города. Церковь была закончена строительством в 1811 г., в ту пору, когда классический стиль в русской архитектуре уже вступил в последнюю фазу своего развития. В этом памятнике формы классической архитектуры были поданы своеобразно, в сочетании с предшествующим стилем барокко. Ко всему, по народной традиции храм был украшен цветными керамическими и лепными деталями, которые придавали ему нарядный и даже изысканный облик. К сожалению, к концу XX века декор был утрачен.

      План здания крестообразный, с трапезной — притвором. На этом притворе возведена двухъярусная колокольня; первый ее этаж восьмигранный, а второй — круглый. Такой прием известен в архитектуре классицизма, но по традициям этого стиля поверхности стен обычно не содержат обильных украшений. Здесь же керамические цветные розетки сплошными полосами опоясывали нижние ярусы колокольни, изящные пилястры были каннелированы и также украшены красивыми розетками. Живописный лепной орнамент покрывал круглые поверхности колокольни. Главный подкупольный барабан был декорирован таким же способом. В целом архитектурный облик этого здания создавался не только объемами и масштабной соразмерностью, но и обильным применением цветных декоративных элементов. Все это напоминало мотивы народного искусства — цветную керамику, вышивку, ткачество и другие его виды. В 1994 году в силу разрушения лепных деталей, не поддающихся восстановлению, было решено их удалить и нанести новый слой штукатурки. В планах прихода восстановить первозданный внешний облик церковного здания.

      История Троицкого прихода уходит корнями в древность. Тем не менее, известно, что во время основания г. Суджи (1664 г.) Троицкой церкви не существовало. Как узнаем из описи г. Суджи, составленной стольником и воеводою Герасимом Семеновичем Рагозиным, в местности, занимаемой ныне приходом Троице-Вознесенской церкви, находилась только одна Вознесенская церковь, выстроенная за стенами города на посаде или в слободе. В эту церковь жалована была царем Алексеем Михайловичем на содержание причта подцерковная земля, находившаяся в общем владении с причтом Архангело-Михайловской церкви и причтом Преображенской церкви; первоначально этой земли жалуемо было 60 четвертей и сенных покосов на 500 копен; а затем, в царствование Федора Ивановича, это количество земли в 1679 г. было увеличено еще на 200 четвертей. В этот счет входила только удобная земля. К концу XIX века, благодаря захвату посторонних лиц, жалованной земли для Троицкой церкви имелось с остальными тремя церквами 1147 десятин 1862 саж.

      Первым священником в Вознесенской церкви был Иван Захарьев, он же Терлецкий, один из трех сыновей Захария Григорьевича Терлецкого, пришедшего в Суджу из польского местечка Омбишева.

      Вознесенская церковь была деревянная, небольшая, с узкими окнами, колокольня стояла отдельно и была деревянная. По своему устройству Вознесенская церковь походила на церкви того времени, в ней в западной части, возле паперти, находился «бабинец» — отделение, занимаемое женщинами-старухами, в бабинце около стены были лавочки, на которых сидели во время долгих богослужений. В самой церкви стены были расписаны изображениями из истории Ветхого Завета. Иконостас был трехъярусный, грубой резной работы. Живопись также была груба. Клиросы обставлены иконами в киотах.

      Что же касается, собственно говоря, Троицкой церкви, то она по времени своего основания гораздо позже Вознесенской: тем не менее, она уже является существующею в 1701 г., как это видно из одной старинной описи г.Суджи. Но, нужно думать, что она основана несколько ранее этого времени.

      По обветшалости церкви и по бедности прихожан, не могущих ее поддерживать, решено было, по указанию епархиальной власти, присоединить Троицкую церковь к Вознесенской, из двух церквей, таким образом, составилась одна под общим именем Троице-Вознесенской.

      В прежнее время церкви утверждались на деревянных столбах и имели деревянную крышу; через эти два обстоятельства церкви не могли долго существовать в прежнем виде, по причине ветхости должны были или ремонтироваться или же вновь перестраиваться. Этому закону времени надлежала неминуемо и Троице-Вознесенская церковь — в 1778 г. она настолько была ветха, что прихожане порешили вместо нее выстроить новую каменную церковь, при этом им пришлось склонить на свою сторону прихожан Архангело-Михайловскои церкви соединиться в один приход и общими средствами выстроить одну большую каменную церковь, в которой в числе других престолов был бы устроен престол во имя Архангела Михаила; на такое предложение прихожане Архангело-Михайловскои церкви по причине начавшегося разрушения своей церкви должны были согласиться.

      Епархиальное начальство вполне удовлетворило просьбу прихожан обоих церквей и, таким образом, была заложена одна большая каменная церковь с главным приделом во имя Живоначальныя Троицы и боковыми приделами: южным правым во имя Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и северным левым — во имя Архангела Михаила. Постройка этой церкви окончилась в 1812 г., и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.

      Но по соединении Архангельской церкви с Троице-Вознесенскою и земля подцерковная Архангельской церкви соединена была с землею Вознесенской церкви. Таким образом, при Троице-Вознесенской церкви образовался многолюдный приход, причем духовенство пользовалось, по сравнению с другими приходами, большими земельными угодьями. При Успенской же церкви и приход был небольшой, а земельных угодий совсем не было, приход жил бедно. По этим причинам духовенство Успенской церкви совместно с прихожанами стало ходатайствовать пред епархиальным начальством о причислении земли Архангельского прихода к Успенской церкви. Ходатайство это имело положительный результат, и в 1831 г. земля Архангельской церкви была присоединена к Успенской церкви. Вскоре после этого прихожане задумали расширить свой храм устройством еще двух приделов, в правой стороне — во имя Святителя Митрофана, а в левой — во имя Сретения Господня.

      Из донесения Курского губернского архитектора Воронова Курскому губернатору Бибикову Н.П. об окончании строительства в 1857 г. ряда церковных и гражданских зданий указано, что «. окончена пристройка к Троице-Вознесенской церкви в г. Судже на средства прихожан двух теплых приделов. 25 сентября 1857 года архиепископом Курским и Белгородским Сергием освящены антиминсы, бывшие на престолах этих приделов» (Госуд. Архив Курской обл., фонд 483, оп.1, дело 4, №5).

      Таким образом, Троицкая церковь стала пятипрестольной и оставалась таковой вплоть до 1919 г. В клировых ведомостях за вышеуказанный год (фонд 217, №1, дело 4185, арх. №5) указаны следующие приделы: Троицкий, Вознесенский, Тихвинский, Сретенский, Митрофановский. Здесь же содержатся сведения о том, что по штату при ней были положены два священника, дьякон и два псаломщика. Домов и других принадлежащих зданий в начале советского периода уже не было. В этом году была отобрана и церковная земля.

      Один из священников, служивших в храме во время революции — протоиерей Михаил Иванович Малеванный — похоронен в 1922 г. у южной стороны церкви. Имя еще одного священника Троицкого храма известно из «Книги памяти жертв политических репрессий» (изд. Курск, 1996г. с. 226). Это Сергеев Дмитрий Васильевич, родившийся в 1857 г. в с.Стаканово Щигровского района. Арестован 27 августа, расстрелян 3 ноября 1937 г. Реабилитирован 13 июня 1989 г.

      Во время страданий за веру и разорения Домов Божьих Троицкий храм эта участь постигла 8 мая 1940 г. В Курском государственном архиве хранится дело №202 о закрытии, основанном на решении исполкома «в связи с распадом церковного совета и не совершениями богослужений». Но в конце дела приложено прошение церковного старосты Ефросиний Андриановны Найденко с подписью членов приходского совета о нарушениях со стороны «Заготзерно» договора о совместном использовании здания церкви и незаконном занятии левого предела храма зерном, где совершалось богослужение. Таким образом, постоянные обращения верующих в прокуратуру говорили об обратном.

      Возобновление церковной жизни произошло с началом Великой Отечественной войны. 7 декабря 1941 г. состоялось собрание, где отец Иоанн Переверзев, бывший клириком здесь до закрытия, сообщил, что Горуправление разрешило открыть храм и начать ремонт по восстановлению. В протоколе общего собрания прихожан Троицкой церкви г.Суджи, состоявшегося 9 августа 1942 г., содержится письменное свидетельство о пребывании в этом храме чудотворной иконы: «собрание обсудило вопрос о чтимой иконе Божией Матери «Пряжевская», в прежнее время имевшей местопребывание в Белогорской Пустыни, а в начале революции перенесенной в г.Суджу, сохраненной до сего времени и находящейся в нашем храме, и постановило просить Преосвященнейшего Епископа Курского и Белгородского дать благословение остаться иконе в нашем храме и городе». Так, чаяниями и заботой прихожан в Судже на протяжении многих лет пребывала чудотворная святыня. Удивительным образом она сохранилась здесь и во время оккупации, хотя храм, в котором она находилась, пережил трагические события: в феврале 1943 г. через г.Суджу началось движение отступающих немецких войск. О. Иоанну Переверзеву — настоятелю храма — было приказано очистить место для размещения раненых. Позже, в докладной записке Архиепископу Питириму он сообщал: «Через час времени храм был заполнен массой раненых мадьяр. На полах была послана солома, около стен поставлено несколько печей. Несколько раз мы с членами приходского Совета просили солдат быть осторожными и предупреждали об опасности возникновения пожара. Однако случившееся несчастье не оказалось возможным предотвратить. В одну ночь храм загорелся. Пожар быстро распространялся, тушить было некому и нечем. Огнем уничтожены ценный иконостас, престол, жертвенник, сосуды, книги, священнические одежды и прочее. Утварь мною была вынесена еще до пожара. 2 марта при отступлении последних частей немцы подожгли крышу храма и колокольню. Во время пожара слышны были многочисленные взрывы снарядов. Таким образом, прежде величественный храм, отрада и утешение верующих православных людей, стоит теперь в жалком и неприглядном виде без крыши, окон, остались только стены».

      В своем письме священник умолчал о человеческих жертвах этого пожарища. Между тем, пожилые жители хорошо помнят, как раненых венгров заперли и подожгли в храме. Горевших заживо мадьяр, пытавшихся вырваться из огненного ада, хладнокровно расстреливали. Старики вспоминают, что едкий дым тянулся из окон три дня, а на церковном полу плотно лежали обугленные кости. И на месте бывшего алтаря они лежали, и около храма тоже. После войны об этой истории старались не вспоминать — не свои ведь погибли, а враги, которых прикопали тут же, по всему церковному двору. Не раз впоследствии на венгерские останки наталкивались при проведении хозяйственных земляных работ, да так и оставляли.

      Вернулись к кровавым суджанским событиям 43-го года спустя десятки лет. По благословению Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия в 1999-2000 г.г. под руководством областного патриотического клуба «Поиск» и финансовой поддержке международной ассоциации «Военные мемориалы» курскими, Курчатовскими, черемисиновскими подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить. Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 г. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии. Ухаживает за мемориалом Троицкий приход.

      Дата похорон совпала с днем крестного хода с Чудотворной Пряжевской иконой, которая уцелела в страшном пожаре. Находившаяся ранее в Николо-Белогорском монастыре, носимая каждый год Крестным ходом в Мирополье, Суджу и окрестные села, она славилась чудесами и исцелениями. В советское время традиция Крестных ходов, естественно, прекратилась. На долгое время святыня оказалась в забытьи у народного почитания. И только 26 октября 1996 г. с благословения и с участием Архиепископа Ювеналия состоялся Крестный ход с иконой в бывший Белогорский Горнальский монастырь — прежнее место ее пребывания.

      Послевоенная история храма — это непрерывное, трудоемкое восстановление здания церкви. Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через три года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 г. Архиепископом Курским и Белгородским Питиримом храм был освящен (кроме Сретенского и Митрофановского придела) и признан соборным. В 1956 г. Троицкую церковь посетил Архиепископ Иннокентий.

      Все время течение ремонтных работ осуществлялось под чутким руководством правящих Архиереев.

      Пряжевская Богородица (Евгений Муравлев. «Благовест». 28 сентября 2001)

      Горналь

      Монастырь на крутом берегу реки Псел. Речка внизу, под обрывом, кажется узкой синей лентой. Вдали, за рекой, — украинские степи. Рубеж.
      Обитель, посвященная Святителю и Чудотворцу Николаю, — в запустении, в ней уже который год живут больные дети, брошенные родителями. Один Господь печется о них. Огромный пятикупольный храм Белогорского Свято-Николаевского монастыря в пограничном селе Горналь Суджанского района Курской области разрушен до основания. На заасфальтированной площадке лежит, уткнувшись носом в землю, гипсовый пионер, над монастырскими воротами ржавеет старая пятиконечная звезда — «наше наследие»…
      Дети в интернате, бывшем монастыре, десятилетия не видели священника, не слышали молитвы.
      Вот так, никто и не заметил, как вдруг оказались на краю земли: последний раз граница пролегала здесь в XVI столетии. Тогда и явилась в России Пряжевская икона Пресвятой Богородицы, а в XVIII веке оказалась она в Белогорском Николаевском мужском монастыре, где стали селиться иноки из Воронежской, Курской, Орловской, других земель… Татьяна Ильинична Иванова, нянечка интерната, рассказывала, как однажды она, оступившись, чуть было не провалилась под землю. Землю раскопали, нашли гроб, когда его открыли, то увидели в гробу монаха в полном облачении, с крестом, казалось, что он не умер, а спит. Но едва прикоснулись к нему, все рассыпалось в прах: и гроб, и тело, и облачение…
      В нескольких километрах от монастыря, в придорожном лесу, стоит крест — место захоронения монахов, бежавших из разграбленной чекистами обители. В том лесу настиг рабов Божиих конный отряд «краснозвездных дьяволов», от рук которых иноки приняли мученические венцы. Какой-то благочестивый человек поставил на том святом месте крест, похоронив под ним тела преподобномучеников. Много раз крест вырубали из земли, но наутро «на месте сем» видели новый крест и дивились такому чуду.

      Эхо войны

      Храм горел всю ночь. Жители окрестных улиц слышали предсмертные стоны и крики сотен раненых венгров, которых гитлеровцы затолкали в Троицкую церковь, да сами, как утверждают теперь, подожгли, наглухо заперев все выходы. Немцы отступали поспешно, им было не до раненых союзников-мадьяров.
      Свято-Троицкий храм города Суджи с 1943 года буквально стоял на костях. До самого недавнего времени в алтаре, под престолом, Православные находили гильзы, человеческие ребра и позвонки, пока не получили из Минобороны Венгерской Республики разрешение на эксгумацию останков. Похоронили несколько сот скелетов тут же, возле храма, в братской могиле под крестом. Жестокая смерть примирила их с русской землей, на которую непрошенными гостями они пришли убивать…

      Суджанское чудо

      Пряжевская икона Божией Матери несколько лет назад обретена вновь в Троицком храме Суджи.
      Суджанскому художнику Ивану Белому во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела образ обновить. Только Лика Пречистой не коснулся художник, не дерзнул… С тех давних пор перед образом сами собой зажигаются лампады, свечи, люди исцеляются от смертельных недугов.
      В недоброй памяти 1937 году, когда закрыли Белогорский монастырь в Горнале, приехали в Суджу монахи с Пряжевским образом на руках.
      — В эту ночь монахам, расположившимся на ночлег в нашем городе, явилась Сама Царица Небесная в сопровождении Святителя Николая, — настоятель Свято-Троицкого храма священник Евгений Шестопалов с благоговением возжигает свечи перед Пряжевской иконой. — Пресвятая Богородица сказала, что Ее поместили в место разврата и запустения (Успенский собор в скором времени был превращен в Дом культуры) и повелела инокам нести Ее икону туда, где Ее встретит старец Симеон… Наутро монахи проснулись и стали расспрашивать местных жителей, где живет тот старец Симеон, к которому нужно нести чудотворный образ. Но никто не мог ничего сказать. Бродя по улицам города, изгнанники остановились около нашей Троицой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахов осенило, что Богородица повелела им поместить икону именно здесь, в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А закрашенная уже в наши дни икона Сретения на апсиде храма теперь сама вдруг начинает проявляться из-под слоя штукатурки. И в этом мы видим Божий Промысел. Пряжевская икона пришла к нам через гонения, через пожар сорок третьего (настоятель отец Иоанн Переверзев тогда спас ее), и теперь она в нашей Троицкой церкви. Это тем более знаменательно, что Церковь чтит Пряжевский образ на третий день после праздника Святой Троицы. Молитва перед Пряжевской иконой особенно помогает в болезнях позвоночника и ног, в женских болезнях, перед родами.
      Рядом с ней — образ Святителя и Чудотворца Николая. Время от времени по нему медленно стекает вниз крупная капля густого, желтоватого мира. Как будто бы прямо с Небес на грешную землю!

      До края земли

      От Суджи до Горналя километров 20 по автотрассе. Уже пятый раз, укрепляемые благодатью Святого Духа, преодолевают эти версты участники крестного хода из Троицкого храма в Николаевский монастырь с Пряжевской иконой Божией Матери. Пряжевская Святыня возвращается на несколько часов в несуществующую обитель, где на месте храма, на переносном престоле совершается Божественная литургия, а по пути… «Пресвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и спаси», — возносится молитва верных, и молитвой этой, крестным ходом освящается суджанская земля, сердца наполняются радостью и любовью, как встарь.
      Вокруг святынь вращается Земля! А если нет, просто срывается с орбиты, как это случилось в XX веке. Но Господь терпелив и милостив, Он возвращает Землю на круги своя.
      Раньше перед встречей Пряжевской иконы суджанцы белили хаты. Теперь выходят на дорогу, крестятся на образ, а иные сосредоточенно молчат, вспоминая что-то давно минувшее, пережитое. Лихое было время, есть что вспомнить, да не забыть бы.
      Крестный ход с чудотворной иконой в Суджу и окрестные села был утвержден в 1890 году в память чудесного спасения Августейшей Семьи Императора Александра III. Теперь крестоходцы идут из Суджи в Горналь по местам былой славы Руси, как бы в память о ней, под холодным и пасмурным небом, к новому русскому рубежу.
      Путь только начинается, и близко время, когда на высоте Горналь, над обрывом, загудит благовест Николаевского монастыря. Крестный путь намечается к новой небесной цели…

      Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

      Смотрите так же:  Остров родос монастырь цамбика

    Related Post

    Монастырь святого варфоломея

    Армянский монастырь Святого Варфоломея Уважаемые друзья! Сегодня я хотел рассказать о монастыре Святого Варфоломея, остатки которого расположены в Западной Армении в провинции Ван (ныне тер. Турции). Напомню, что апостол Варфоломей

    Монастырь такцанг лакханг

    Монастырь «Гнездо Тигрицы» (Такцанг-лакханг) в Бутане Монастырь располагается в 10 км. к северу от города Паро, на скале высотой 3120 м. (900 м. над уровнем долины Паро). Монастырь имеет много

    Самый древний монастырь в россии

    Какой самый древний монастырь россии Монастыри, как известно, являются неотъемлемой частью истории и культуры России. Каждый старинный город России радует жителей и гостей потрясающей картиной – величественными куполами храмов, монастырей