Монастырь товарково

Районы Калужской области — Дзержинский район

История Дзержинского района уходит вглубь веков. В IV –V веках н.э. на берегах реки Угра появились первые поселения славянских племен вятичей, главным занятием которых являлось скотоводство.

В период татаро-монгольского нашествия угорские земли оказались в составе Черниговского княжества. В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат двинул свои войска на Москву. Около двух месяцев шла битва за переправы на Угре. Не дождавшись помощи литовского короля Казимира, татары вынуждены были отступить. На месте «Великого стояния на Угре» установлен памятник русским воинам, стойко сражавшимся с полчищами Золотой Орды.

В начале XVII века ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского у села Товарково наголову разбило польско-литовских захватчиков.

В 1718 году по указу Петра I предприимчивый калужский купец Тимофей Карамышев основывает на р. Суходрев мануфактуру по производству парусного полотна. Под парусами, что ткались на берегах реки Суходрев, бороздили моря и океаны молодой российский флот, чуть не весь английский и половина военного флота французского.

Центром Дзержинского района является город Кондрово, впервые упомянутый в писцовой книге Медынского уезда в 1615 году. Город расположен на реке Шаня. Герб города Кондрово отражает его тесную связь с производством бумаги.

Что посмотреть в Кондрово:

  • памятник основателю города, герою военного похода на Литву Дмитрию Кондыреву
  • Кондровский краеведческий музей
  • музей бумаги Троицкой бумажной фабрики
  • Свежий воздух лесов, чистые реки и озера, многочисленные памятники природы и культуры, исторические места – все это способствует развитию всех видов туризма:

    Дзержинский район – агротуристический регион с привлекательной сельской местностью, красивейшими пейзажами, озерами, долиной реки Угры. Все это позволяет развивать сельский туризм (агротуризм) – отдых в сельской местности (возможно с сельскохозяйственной деятельностью), знакомит с особенностями жизни народа. Агроусадьбы Дзержинского района предложат знакомство с крестьянским бытом, катание на лошадях, общение с животными, крестьянский обед, рыбалку, русскую баню, отдых на природе.

    Познавательный туризм охватывает маршруты по дворянским усадьбам и историческим музеям:

    Активный, экстремальный туризм – пешие маршруты по району, сплав по рекам Угра и Суходрев.

    Жизнь района наполнена интересными событиями и мероприятиями, которые стали традиционными:

  • Уже 12 лет в г. Кондрово проходит межрегиональный фестиваль авторской песни «Посвящение друзьям». На нем собираются поклонники бардовской песни из Беларуси, Украины, С-Петербурга, Москвы, Кирова и др.
  • С 2005 года в д. Никола-Ленивец дважды в год проходит фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Для создания музея под открытым небом приглашаются российские и зарубежные архитекторы, выбирается тема. В 2009 г. – «Вне Земли», в 2008 – «Ноев ковчег». Зимнее «Архстояние» традиционно приходится на празднование Масленицы. Фестиваль «Архстояние» включает научно-практическую и исследовательскую часть.
  • В июне 2009 г. в д. Матово был дан старт новому проекту «Экология звука». Экология звука — возможность увидеть, услышать, почувствовать. Экология звука – песня, небо, вода, ветер… Это концерт лучших мастеров песенного искусства на фоне красивейших пейзажей долины реки Угра.
  • 1. В имении калужской мещанки Ольги Косолаповой, близ деревни Муковниной Медынского уезда, учредить женскую общину с наименованием ея Свято-Николаевскою, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, о чем для напечатания во всеобщее известие сообщить Правительствующему Синоду, редакциям «Церковных Ведомостей» и «Правительственного Вестника» по принятому порядку, а Его Преосвященство уведомить Указом.

    2. Представить г. Синодальному Обер-Прокурору и испросить Высочайшее соизволение на укрепление за Свято-Николаевскою женскою общиною 61 десятины 914 кв. саженей, или сколько окажется в натуре земли, жертвуемой калужской мещанкой Ольгой Косолаповой, для чего передать в канцелярию Обер-Прокурора Святейшего Синода на время надобности настоящий протокол с приложением относящихся к делу документов.

    3. Касательно укрепления за Свято-Николаевскою общиною участка земли, именуемого «старчик», предоставляемого в количестве 1 десятины 78 сажен в собственность общины малоярославецкою мещанкою Марией Гусевой и крестьянами деревни Муковниной Игнатием Тарасовым, Симеоном Сидоровым, Афанасием Артемовым, Афанасием Анрюшиным и Григорием Артемовым, суждение особо, по представлении калужским епархиальным начальством надлежащих документов».

    Место для общины, необитаемое, глухое, находилось в 10 км от Тихоновой пустыни, между селами Полотняный Завод и Товарково, известных обилием раскольников. В версте от него в густом лесу стояла часовня, воздвигнутая над могилой зверски убитого злодеями старца Филарета. По преданию, его почитали православные и старообрядцы, следовательно, это произошло до церковного раскола (конец XVII века). В часовне находилось множество икон, здесь совершались панихиды по убиенному старцу. В народе это место называется «старчик». Созданная община стала пополняться сестрами, развернулось строительство келий и храма. К 1899 году насчитывалось около ста насельниц.

    Старца Герасима народная молва нарекла блаженным и Христа ради юродивым, жил он затворнически в деревянной келье неподалеку от общины. Подвижник имел дар прозорливости, что проявлялось не только в словах, но иногда и в поступках, движениях, символически показывавших духовное состояние человека или в момент посещения, или в его будущей жизни.

    29 июня 1898 года в день памяти преподобного Тихона Калужского иеросхимонах Герасим почил о Господе. Тяжело было сестрам без старца. Крест духовного руководства общиной взял на себя его ученик иеромонах Герасим, в миру Михаил Гаврилов (1868-1918 гг.), он же был основателем Сергиевого скита в 1906 году и его игуменом.

    Сестры с благоговением относились к памяти иеросхимонаха Герасима. С помощью Божией и заботами благодетелей, почитателей старца, начались работы по устройству усыпальницы в подполе Николаевской церкви, где было погребено тело усопшего. Спустя год после смерти все было готово к проведению богослужений в подземном храме. Престол освятили в честь преподобного Тихона Калужского 10/23 июня 1899 года при большом стечении народа.

    Деревянная Николаевская церковь с храмом-усыпальницей находилась в скиту общины. Священники Михаил Бессонов и Александр Добров часто совершали панихиды. Благодаря благословению матушки Елисаветы, настоятельницы общины, долго сохранялась деревянная келья старца с вещами и множеством икон, среди них были привезенные из Иерусалима.

    Первые 15-20 лет становления проходили в очень сложной обстановке. Дважды, в 1904 и 1907 годах, община приступала к строительству новой церкви, для чего даже построила свой кирпичный завод и железнодорожную ветку. Сестры освоили обжиг и доставляли кирпич прямо на стройку, которую благословил владыка Вениамин, удовлетворив прошение настоятельницы монахини Евфросинии. Предполагалось, что храм будет трехпрестольным: в честь Иверской иконы Божией Матери, архистратига Михаила и Всех святых. Но построить его так и не удалось.

    Сестрам приходилось самим строить, пахать, сеять и при этом соблюдать монастырский порядок жизни. Нередко голодали, им нечем было поделиться даже с немощным человеком. В Государственном архиве Калужской области сохранилось дело 1907 года, в котором имеется информация о чудесном исцелении парализованной Дарьи Селищевой после купания в святом колодце преподобного Тихона. Эта девушка жила в Николаевской обители и сильно заболела. Из-за бедности настоятельница не могла ей ничем помочь и отпустила в мир. Позаботиться о ней взялись сестры Радины, которые попросились вместе с больной перезимовать в Тихоновой пустыни. Молитва у святых мощей преподобного и крепкая вера в Бога помогли девице Дарье. Чудесным образом ноги, совершенно иссохшие, после первого купания начали приобретать нормальный вид. Свидетельство о чуде подписал вместе с другими монашествующими отец Ириней (Ткаченко), который стал духовником сестер после закрытия монастыря.

    К 1915 году Николаевская женская община укрепилась материально. С 1914 года игуменией монастыря была Алексия (Парфентьева). Родом из тверских крестьян, в монашестве пребывала с 1868 года, ранее проживала в Санкт-Петербурге. При ней 190 сестер содержались исключительно на средства благотворителей и проценты от вечного вклада (8150 руб.) по завещанию умершего И.В. Беспалова. В обители проживала петроградская мещанка Анна Никитична Проворова, которая внесла 21 января 1916 года 22 000 рублей в Калужское отделение Государственного банка России под четыре процента государственной ренты.

    Община имела 182 десятины (40 десятин под пахотой, остальное – лес и усадьбы) земельных наделов. Содержала два подворья: одно в г. Петрограде, другое в г. Медыни Калужской губернии. Первое приобретено по дарственной записи 15 февраля 1911 года и вводному листу № 719, это был трехэтажный каменный дом в шесть окон с двухэтажным деревянным флигелем в 12 окон и надворными постройками. Все имение оценивалось в 35 000 руб., приносило чистого дохода 1500 рублей в год, располагалось на большом Охтенском проспекте, дом № 77, реквизировано большевиками в конце 1917 года.

    Второе пожертвовано общине по духовному завещанию, утвержденному окружным судом от 23 октября 1915 года и вводному листу № 187, заключалось в одноэтажном деревянном доме в девять окон с небольшим флигелем и надворными постройками, оцененными в 600 рублей. Доход от имения составлял 300 руб. в год.

    При самой общине имелись скотный двор, приносивший в год 400 рублей, башмачная и ковровая мастерские. Было также 22 жилых строения, из них четыре корпуса в два этажа с каменным первым этажом, все остальные дома были деревянными. При монастыре действовал сиротский приют.

    Игуменья Алексия не раз ставила перед епархиальным руководством вопрос о преобразовании общины в женский монастырь. К 1918 году молитвы и просьбы сестер были услышаны. В том же году преосвященному Феофану, епископу Калужскому и Боровскому, передали письмо из Святейшего Правительствующего Синода о удовлетворении его ходатайства о преобразовании Свято-Николаевской женской общины в Медынском уезде в женский общежительный монастырь с наименованием его Свято-Николаевским и с таким количеством сестер, какое обитель в состоянии будет содержать на собственные средства, указ датирован январем 25 дня 1918 года. В это же время вышел в свет декрет Совета Народных комиссаров об отделении церкви от государства.

    События 1918 года достигли и стен Свято-Николаевского монастыря. Внезапно Великим постом 18 апреля умер 50-летний игумен Герасим (Гаврилов), настоятель Сергиева скита, что у села Мстихина, и духовник Муковнинского Свято-Николаевского монастыря. 24 апреля его похоронили в нижней церкви Успения Пресвятой Богородицы в скиту. А летом того же года восемь представителей новой власти села Полотняный Завод во главе с комиссаром Федором Семеновым в сопровождении вооруженных красноармейцев прибыли в Свято-Николаевский монастырь. Они объявили перепуганным сестрам о «низложении власти патриарха и архиерея» и пообещали виселицу в случае неповиновения. Представитель советской власти зачитал решение об упразднении монастыря и создании на его основе трудовой коммуны. Приказали организовать «монастырские советы». При этом комиссары начали вывозить кирпич, произведенный сестрами, и раздавать окрестным жителям в знак наглядности «праведных» начинаний узурпаторской власти. Так новая власть обнажила свой злобный характер, начав свою деятельность с открытого грабежа. А когда узнали, что устроитель обители иеросхимонах Герасим (Брагин) похоронен в монашеском облачении с золотым наперсным крестом, то вскрыли могилу. Увидев на батюшке деревянный крест, впали в бесовское состояние и растерзали останки отца Герасима, разбросали по двору, главу поместили на заборе. И сестры вспомнили пророческие слова любимого старца: «…и в земле мне грешному не будет места».

    В конце июля 1918 года монастырь был преобразован в трудовую коммуну. Всех начальствующих сестер отстранили и выбрали совет из восьми человек, из-за чего в монастыре появились раздоры и ссоры, что было на руку новой власти.

    Некоторые сестры покидали монастырь и уезжали к родственникам. Казалось, другого выхода в такой ситуации не было. А тем, кому некуда ехать, помогало выжить упование на Бога, крепкая вера давала силы смиренно пребывать в таком искаженном богоборческой властью монастыре. И Господь не посрамил их надежд. Недалеко от монастыря в селе Карамышеве в тихом молитвенном уединении проживал иеромонах Ириней, бывший насельник Сергиева скита. К нему и обратились сестры с просьбой стать их духовным наставником. После недолгих молитв и раздумий батюшка принял это предложение.

    Известно о нем немногое. Родился иеромонах Ириней (в миру Иван Корнеевич Ткаченко) в 1866 году в деревне Андреево Харьковской губернии. Из крестьян. После смерти жены в 1896 году поступил в монастырь Тихонова пустынь. В 1901 году пострижен в рясофор. 17 марта 1907 года принял постриг в мантию с именем Ириней. В 1909 году перемещен в Сергиев скит, где в том же году рукоположен в иеродиакона, через два года – в иеромонаха. Награждался священноначалием в 1913 году набедренником, в 1926 году – наперсным крестом. С 1911 года нес послушание казначея скита. С 1913 по 1917 год пребывал в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни, затем вернулся в Сергиев скит. В 1919 году скитян разогнали, и он нашел приют в Карамышеве.

    Организованная по приказу властей коммуна состояла из 60 трудоспособных сестер, а 30 были у них на иждивении. Сестры продолжали жить по монастырскому уставу. В Никольском храме служил иеромонах Ириней. Однако это продолжалось недолго. 24 апреля 1923 года губисполком приказал ликвидировать все монастырские артели, как «рассадники контрреволюции». Коммуну закрыли, приказали всем разойтись. Духовник предложил сестрам устраиваться в близлежащих деревнях и соблюдать монашеский уклад жизни. На паях покупали дома или селились у родственников. Иконы, облачения, церковную утварь и другие монастырские вещи разместили по этим домам или отдали на хранение благочестивым прихожанам.

    Иеромонах Ириней поселился в селе Товаркове и стал служить в храме святителя Николая с приделом в честь Корсунской Иконы Божией Матери. Его построил в 1800 году Афанасий Гончаров, владелец Полотняного Завода. Спустя 63 года служащий священник на собственные средства возвел здесь колокольню. В Товаркове проживали монахини Иулиания (Свиридова), келейница духовника, Евдокия (Любкина), Анастасия (Ивлева), Анна (Фролова), Феодора (Вахнина), Матрона (Астахова), Наталия (Чернощекова). Пять сестер поселились в Полотняном Заводе, четверо – в селе Карамышеве, четверо – в селе Троицком, две монахини жили в Кондрове, трое – в деревне Старое Уткино, одна – в селе Барятине при игумене Илии (Геравко), две – в селе Никольское и трое в селе Льва Толстого при игумене Ионе (Бронникове).

    Жившие в ближайших деревнях и селах сестры систематически посещали иеромонаха Иринея для исповеди и совместной службы, как в товарко вской церкви, так и на квартире, где вычитывались все молитвы, положенные по уставу монастыря. Отец Ириней был строг, категорически запрещал им отстраняться от церкви и монастыря. Для укрепления духа сестер и крестьян, для сохранения веры Христовой он составлял молитвы, приближенные к нуждам людей тех лет, обращенные ко Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. К сожалению, в архиве УФСБ не сохранился полный текст этих молитвословий. Он постригал сестер в рясофор и схиму.

    Вот что вспоминала Мария Власовна Положенцева (1876- ? гг.): «Купила дом на паях в Товаркове. Духовник Ириней одно время просил нас не расходиться, говоря, что монастыр и закрыли временно и, возможно, мы скоро вернемся обратно. Но несмотря на это часть сестер поуезжала. А мы, как желавшие вернуться в монастырь, оставались при Иринее. В 1930 году несколько сестер за антисоветскую агитацию выслали, а Иринея продержали в тюрьме несколько дней и выпустили. Другие сестры проживают в разных селах вокруг Товаркова. Они ведут монашеский образ жизни, работая по деревням или в колхозе или просто побираясь» .

    Смирнова Пелагия Сергеевна (1887-? г г.) сообщала: «Построила дом в Полотняном Заводе. Вместе со мною Авдеева, Петрыкина и Куракова. В доме у себя мы оставили монастырский порядок. Духовником остался наш прежний монастырский монах Ириней (Ткаченко). Он строго держался монастырских обычаев, чему учил и нас, за малейшее послушание давал выговор. Например, мне объявил выговор за то, что без его ведома поступила на работу в артель строителей» .

    За более чем десятилетний подв иг духовничества в сокровенном монастыре иеромонах Ириней получил от Бога дар духовного рассуждения и проникновенной молитвы. Люди все больше говорили о том, что в селе Товаркове живет духоносный старц, который помогает всем страждущим. По его молитвам исцелялись больные. За советом и помощью к нему стекались крестьяне не только близлежащих деревень, но и из Курской и Орловской областей. Многие почитали его святым человеком. Сам отец Ириней говорил об этом так: «Монашествующим я категорически запрещал распространять слухи обо мне и моих «святостях», но почему такая легенда ходила в народе, объяснить не могу».

    Монахини свято чтили память о иеросхимонахе Герасиме, основателе монастыря. Волосы его хранили сь как святыня на квартире духовника, и те больные, которые к ним прикладывались, часто получали исцеление.

    Шло время. Власти не давали покоя монашествующим, искали повода всячески усложнить им жизнь, время от времени проводили проверки и аресты. Отца Иринея, например, арестовывали четыре раза. Массовые аресты сестер Свято-Николаевского монастыря проводились в 1930 и в 1932 годах. Одновременно с введением в 1932 году пятилетнего плана Сталин подписал декрет, в котором значилось, что к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто» на всей территории СССР. Эта запись в декрете затронула судьбы миллионов православных людей.

    12 мая иеромонаха Иринея в четвертый раз арестовали по подозрению в агитации против советской власти и колхозного строительства и отправили в Вяземский исправительно-трудовой дом. Вместе с ним были арестованы другие священники: Иоанн Александрович Мещерский и Константин Васильевич Соколов из Карамышева, игумен Илия Гиравко, бывший заместитель настоятеля Сретенского скита монастыря Тихоновой пустыни, который с 1919 года служил приходским священником в селе Барятине, и другие священники, хорошо знакомые отцу Иринею. Были арестованы также 19 сестер Свято-Николаевского монастыря. Монахинь разместили в тюремной камере, и они, чтобы не впасть в уныние, начали петь псалмы. Тюремному начальству это не понравилось, арестанток перевели в морг, где было холодно и стоял запах мертвечины. Тогда монахини стали отпевать покойников и скоро почувствовали, что стало тепло, запах исчез.
    Допросы закончились, по постановлению тройки ПП ОГПУ Западной области монашествующих вместе с духовенством осудили по статье 58 (п. 10) УК РСФСР и сослали на север в лагеря на три года. Иеромонах Ириней получил пять лет лагерей. Последними его словами на допросе были следующие: «Повторяю, я человек религиозный, своему делу предан и уверен, что народ вернется к вере, и любовь к церкви оживет, но его [народ] никто не мог направить на правильный путь. А потому я только желал стать его [народа] столпом в дороге любви к Богу и святости». Дальнейшая судьба отца Иринея Ткаченко нам неизвестна. Все сестры отбывали срок в г. Архангельске.

    К концу 1932 года начали возвращаться с Урала сестры, репрессированные в 1930 году. В Николаевском храме Товаркова тогда служил священник Василий Иванович Еремеев-Новиков. В 1935 году вернулись из ссылки остальные сестры. О судьбе не вернувшихся данных нет. Сокр овенная жизнь монастыря продолжалась. Ее центром были Николаевский храм в Товаркове и Рождественский в селе Рождестве. В церковной сторожке первого проживала схимонахиня Иулиания (Свиридова), бывшая келейница старца Иринея, которая вернулась из ссылки в 1935 году, а в церковной сторожке другого храма жила еще одна бывшая келейница старца Иринея монахиня Ангелина (Фролова) . В храме Рождества Христова служил священник Аркадий Григорьевич Жиганов. Храм каменный, построен в 1906 году вместо старого деревянного. Строительством руководил священник Сергий Комаров. Строился храм большей частью на средства владельца Московского мраморного завода, крестьянского сына из деревни Сабельково, Ивана Васильевича Орлова по проекту московского архитектора Кадомцева, а иконостас из резного белого мрамора изготовили мастера завода И.В. Орлова. Деньги на храм собирали также по подписке, и на одном из листов есть запись, что святой праведный Иоанн Кронштадский пожертвовал 100 рублей на эту стройку.

    Жизнь Николаевского монастыря тайно продолжалась. Наступил 1937 год. Началась новая волна арестов. Среди множества арестованных были священники Аркадий Жигалов и Василий Еремеев-Новиков, монахини Иулиания (Свиридова), Мария (Астахова), Мария (Аристархова), Варвара (Куракова), Ирина (Петрыкина), Ксения (Положенцева), Наталия (Чернощекова), Мария (Куракова), Александра (Юхочева). Все они были осуждены по статье 58 УК РСФСР за контрреволюционную деятельность. Священники и монахини Иулиания (Свиридова) и Мария (Астахова) были расстреляны, остальные отправлены в лагеря НКВД на 10 лет. Известно, что Наталия (Чернощекова) умерла в Карагандинском лагере 21 ноября 1942 года, а Варвара (Кулакова) вынесла весь ужас лагерей и вернулась из УСВИРЛАГА в 1947 году. О судьбе остальных репрессированных монахинь в настоящее время сведений нет. Никольский храм в селе Товаркове был закрыт и разрушен, Рождественский на Угре оставался как бы действующим, но в нем некому было служить. О том, как жили остальные сестры, где находились в годы войны, мне неизвестно.

    Некий иеромонах Никон (Воскресенский Николай Николаевич) до принятия монашества служил в селе Вязичня Мосальского района в храме святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Был арестован и судим по статье 58 УК РСФСР. Срок отбывал в лагерях НКВД в Брянской области. После освобождения в 1947 году искал, где можно устроиться священником. Нигде власти его не принимали. И вот однажды он со своей внучкой приехал на святой источник в Тихоновой пустыни, поселился у трех сестер в селе Льва Толстого. Услышал от них, что здесь живет духоносный старец, иеромонах Свято-Тихонова монастыря Палладий (Суханов Петр Иванович). Отец Тихон, не став ужинать, сразу отправился к нему. Тот, накормив путешествующих, сказал, что в храме села Рождества нет священника и посоветовал идти к епископу за благословением служить там. Иеромонах Никон так и поступил. И все получилось, как сказал отец Палладий. Господь послал сестрам нового духовника, который прослужил в селе Рождестве до 1958 года.

    29 июня 1958 года, в праздник преподобного Тихона Калужского, чудотворца, отец Никон с монахинями отслужил на источнике водосвятный молебен. Властям это не понравилось. Долго пришлось батюшке мытарствовать, но в итоге Господь судил ему служение в Псково-Печерской Лавре, где он достиг высокого духовного состояния и почил о Господе в 1969 году.

    Жизнь Николаевского монастыря тем временем еще теплилась. Схимонахиня Тихона, монахиня Нила, блаженная монахиня Дорофея, монахиня Александра (Кузнецова), монахиня Ангелина (Фролова), монахиня Агния, монахиня Анфиса, слепая монахиня Иулиания, монахиня Клавдия другие ютились возле храма Рождества Христова на Угре, но в 1961 году и он был закрыт. И все же монастырь не прекратил своего существования. А всего лишь по воле Божией его центр переместился из села Рождество в село Барятино Дзержинского района в храм Рождества Пресвятой Богородицы, где несколькими годами ранее усилиями священника Андрея Павликова, бывшего офицера, участника Великой Отечественной войны, здесь были собраны сестры Николаевского монастыря и других разоренных обителей.

    На этом закончим повествование о бывшем Свято-Николаевском женском монастыре близ деревни Муковниной и о судьбах сестер, которые, несмотря на все испытания, хранили веру в Господа и верность монашеским обетам.

    Монастыри и храмы Дзержинского района

    Калужская Свято-Тихонова пустынь

    В XV столетии на берегу речки Выпрейка, в нескольких километрах от ее впадения в Угру, появилась монашеская обитель Успения Пресвятой Богородицы. Его основателем стал преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец. Один из величайших подвижников Русской Православной Церкви. В скиту монастыря находится родник, источник Святого Тихона, объявленный в 1991 году государственным памятником природы.

    День памяти преподобного Тихона Калужского —

    29 июня

    Место нахождения: с. Льва Толстого.

    Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (1796 г.)

    Построен на средства помещика гене­рал-майора Александра Александровича Позднякова и его жены. Существовавшая несколько лет монашеская женская община в 1995 г. была преобразована в женский мона­стырь — Богородицерождественскую девичью пустынь.

    Главной святыней монастыря является чудотворная икона Божией Матери «Ломов­ская» (или Ламская).

    Место нахождения: с. Барятино.

    Храм в честь Спаса Нерукотворного

    Образа (1820 г.)

    Построен помещиком и содер­жателем Кондровской бумажной фабрики Павлом Григорьевым Ще­почкиным на собственные сред­ства.

    Храм во имя Святой Живоначальной Троицы

    Построен помещицей и содержательницей Троицкой бу­мажной фабрики Верой Иванов­ной Хлюстиной на собственные средства.

    Место нахождения: г. Кондрово.

    Храм в честь Рождества Христова при Угре

    (1906 г.)

    Построен на средства причта и прихожан. Место исторически значимое для России: здесь в 1617 году князь Дмитрий Пожарский разгромил укрепленный лагерь польско-ли­товских захватчиков.

    Место нахождения: п. Товарково.

    Храм Владимирского скита

    Создание скита началось в 2007 году со строительства храма в честь Владимирского иконы Божией Матери. В храме имеется два престола: верхний, освященный 8 августа 2019 года в честь иконы Божией Матери «Владимирская», и нижний – во имя преподобного Сергия Радонежского, освященный 5 августа 2011 года.

    С сентября 2012 по август 2019 года был построен музейный комплекса «Великое Стояние на Угре». Первый в России музейный комплекс, экспозиция повествует о военной компании 1480 года, о конце татаро-монгольского ига, о рождении Российского государства.

    Место нахождения: с. Дворцы.

    Храм в честь иконы Божией Матери «Знамения» с нижним храмом в честь преподобных Германа, Зосимы и Савватия Соловецких при Угр (2012 г.)

    Подворье Калужского Крестовоздви­женского монастыря.

    Место нахождения: д. Корокино.

    Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1876 г.)

    Построен на средства крестьянина Василия Егоровича Кожевникова.

    Место нахождения: с. Фролово.

    Храм во имя Живоначальной Троицы (1802 г.)

    Построил подпоручик Никита Алексее­вич Муромцев.

    Место нахождения: с. Никола-Ленивец.

    Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1866 г.)

    Построен на средства прихожан и жерт­вователей.

    Место нахождения: с. Ярлыково.

    Храм (молитвенный дом) в честь Преображения Господня (1900 г.)

    Место нахождения: п. Полотняный Завод.

    Родник освященный в честь преподобного Тихона Калужского, приписанный к Свято-Успенской Тихоновой пустыни, расположен в 1.2 км северо-восточнее села имени Льва Толстого Дзержинского района Калужской области. Святой источник — кладезь святого Тихона, хорошо обустроен, является истоком реки Веприка. Еще одно название почитаемого родника — Серебряный источник.

    Пустынь находится недалеко от Калуги. Она была основана в конце XV века преподобным Тихоном Медынским (Калужским) и ко времени правления Ивана Грозного приобрела большую известность. Разорённая во время Смуты, Тихонова Пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Живописный архитектурный ансамбль монастыря сформировался в XVIII-XIX вв.

    Преподобный Тихон Калужский, Медынский — один из небесных покровителей Калуги. Этот угодник жил в XV веке, во времена Ивана III. Святой подвизался в уединении на берегу реки Веприки, был пустынником. Жилищем ему служило дупло большого дуба. Постепенно вокруг старца собрались люди, искавшие молитв и уединения. В 1485 году возник монастырь, Тихонова пустынь. Только семь лет отпустил Господь святому Тихону на устройство обители. Старец своими руками выкопал колодец, который и ныне почитается священным. Преподобный Тихон Калужский почил сном праведника в 1492 году.

    «В нескольких шагах от монастыря находится шестигранная, наподобие столбов, часовня, построенная в 1838 году над остатками дуба, в дупле которого, по преданию, подвизался в молитве и безмолвии преподобный Тихон. В трех верстах от монастыря находится священный колодец, вырытый преподобным Тихоном; в 1887 году здесь построена деревянная, в византийском стиле, церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник»», — писал С. В. Булгаков в 1913 году.

    В 1887 г. с благословения Калужского епископа Григория над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, был построен деревянный храм на каменном фундаменте и с кирпичным цоколем в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был пятиглавый и имел форму креста. К северной стене храма примыкали две купальни: мужская и женская. С юго-восточной стороны храма находилось одноэтажное деревянное на каменном фундаменте здание братских келий. С северо-западной стороны храма находилось здание для приезжающих богомольцев женского пола, соединенное внутренним коридором с женской купальней. Все здания и постройки, прилегающие к храму, были обнесены деревянной оградой.

    Колодец преподобного Тихона как место его подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. После закрытия монастыря (1918) храм на источнике преподобного Тихона и все постройки в конце 20-х гг. были полностью уничтожены, а место огорожено забором и обнесено колючей проволокой, чтобы не допустить паломников к святому источнику. Его замуровывали бетоном, но тщетно: источник находил выход в других местах. Купальню накрыли бетонными плитами. Но даже в таких условиях, по архивным данным, в 1952 г. Свято-Тихонов источник посетило 10000 человек из Калужской, Брянской, Смоленской, Московской, Орловской, Тульской областей и даже из Украины.

    И поныне, в трех километрах от обители, среди густого леса находится монастырский скит. Расстояние от Тихоновой пустыни до источника небольшое — прогулочным шагом можно дойти примерно за пол-часа, перед входными воротами находится большая автостоянка — это говорит о том, что здесь бывает много народа. Приезжают паломники организовано на автобусах и поодиночке. Тихое уединённое место. Скамейки под сенью деревьев, мостики, цветы. Всё располагает к неспешности, всё здесь умиротворяет. Рядом с храмом источник преподобного Тихона построены две небольшие купальни с купелями. У кладезя по-прежнему происходят исцеления.

    Установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского (Медынского), 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен.

    Адрес: 249102, Калужская область, Дзержинский район, село Льва Толстого

    Телефон: (484 34) 2-38-87

    на общественном транспорте с автостанции Калуги, автобус следующие в направлении: Товарково, Кондрово, Дворцы, Медынь до остановки «Село Льва-Толстого». От Москвы можно доехать до Калуги на поезде и далее на автобусе. Также можно от московской автостанции рейсами Калужского направления: Москва-Товарково, Москва-Кондрово до остановки «Село Лев-Толстое».

    На личном транспорте из Москвы по Киевскому шоссе поворот на Медынь, от Калуги 20 км, расстояние 174 км.

    Координаты: 54°36’59.5″N 36°04’17.5″E

    Авторы фото Штаер, baladoun, Sergey Bulanov, mva59

    Адрес: Калужская обл., Малоярославецкий р-н, 1,5 км к ЮЗ от д.Букрино

    Настоятель храма:

    Клирики храма:протоиерей Сергий Суранов

    Монастыри Калужской епархии — Успенский Гремячев женский монастырь в селе Гремячево

    Свято-Успенский Гремячев женский монастырь в селе Гремячево

    Адрес: 249131, КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, СЕЛО ГРЕМЯЧЕВО, СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ЛИХВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Телефон: +7-980-511-07-23

    Настоятельница: игумения Михаила (Осипова)

    Клирики: иерей Павел Жаров

    Официальный сайт Калужской епархии — приходы — город Обнинск — Храм Рождества Христова

    Храм в честь Рождества Христова

    Адрес: г. Обнинск, ул. Энгельса
    Телефон: (48439) 5-48-97

    Настоятель храма: иерей Игорь Горня

    Клирики храма: иерей Виталий Шатохин, иерей Борис Титов

    Официальный сайт Калужской епархии — приходы — город Обнинск — Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

    Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

    Адрес: г. Обнинск, ул. Любого, 5-А
    Телефон: (48439) 6-48-99

    Настоятель храма: протоиерей Сергий Вишняков

    Клирики храма: протоиерей Георгий Кривенко, иерей Евгений Кандыбин

    Официальный сайт Калужской епархии — приходы — Жуковский район — Воскресенский храм в Трубино

    Храмы в честь Воскресения Христова и иконы Божией Матери «Знамение»

    Адрес: Жуковский район, с. Трубино (Воскресенское)

    Настоятель: священник Максим Белоножкин

    Монастыри Калужской епархии — Калужский Свято-Лаврентьев монастырь

    Калужский Свято-Лаврентьев монастырь

    Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

    Адрес: 248010, г. Калуга, ул. Широкая, 49

    E-mail: [email protected]

    Телефон: 55-59-36; 8 (961) 120-69-06

    Официальный сайт: http://splavrenty.ru

    Монастыри Калужской епархии — Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь

    Спасо-Преображенский Воротынский
    женский монастырь

    Адрес: г. Калуга, Пригородная зона, с. Спас на Угре

    Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмилович)

    Клирики: протоиерей Вадим Кобяков, иерей Вячеслав Федоров

    Сайт монастыря: spasnaugre.ru

    Монастыри Калужской епархии — Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

    Рождества Пресвятой Богородицы
    Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

    Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

    Телефон: 8 (48438) 4-37-39

    Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

    Официальный сайт: www.pafnuty-abbey.ru

    Монастыри Калужской епархии — Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь

    Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы
    Калужская Свято-Тихонова Пустынь

    Адрес: 249842 Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19.

    Телефон: 8(48434) 4-43-11

    Наместник: архимандрит Тихон (Завьялов)

    Монастыри Калужской епархии — Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь

    Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь

    Адрес: Калужская область, Мещовский район, пос. Искра

    Телефон: (48446) 9-26-75, 9-23-83

    Настоятель: архимандрит Георгий (Евдачев)

    Монастыри Калужской епархии — Богородично-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино

    Женский монастырь Богородично-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино

    Адрес: Калужская область, Дзержинский район, с. Барятино

    Телефон: (48434) 3-37-45, (910) 513-05-32

    Настоятельница: игумения Феофила (Лепешинская)

    Клирики: архимандрит Гавриил (Москаленко)

    Адрес сайта: www.feofila.ru

    Монастыри Калужской епархии — Крестовоздвиженский мужской монастырь в Калуге

    Крестовоздвиженский мужской монастырь в Калуге

    Адрес: 248021 г. Калуга, ул. Поле Свободы, д.65а

    Тел.-факс: 8(4842)54-70-63; 79-93-14, 8-915-891-55-55

    Настоятель: иеромонах Тихон (Шепеленко)

    E-mail: [email protected], [email protected]

    Сайт монастыря: http://hram-krest.ru/

    Монастыри Калужской епархии — женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на реке Калужке

    Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на реке Калужке

    Адрес: г. Калуга, ул. Покровская, 10

    Телефон: 8(4842) 50-02-65

    Настоятельница: игумения Параскева (Ляхова)

    Клирики: протоиерей Георгий Витков, иерей Максим Шишин, иерей Иоанн Голенок

    Официальный сайт: http://nakaluzhke.ru

    Монастыри Калужской епархии — Казанский Девичий женский монастырь

    Казанский Девичий женский монастырь

    Адрес: 248000 Калуга, ул. Монастырская, д.1

    Телефон: 8 (4842) 57-68-20

    Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмиллович)

    Клирики: иерей Владимир Литвишко

    Монастыри Калужской епархии — Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь

    Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь

    Адрес: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2

    Телефон: +7 (48431) 2-14-69

    Настоятельница: игумения Николая (Ильина)

    Клирики: протоиерей Алексий Порядный, иерей Сергий Кошманов, иерей Владимир Матвийчук

    E-mail: [email protected]

    Официальный сайт: http://stnikolamon.ru/

    Официальный сайт Калужской епархии — приходы — город Калуга — Описание

    Административным, экономическим и культурным центром Калужской области является город Калуга. Он расположен на левом возвышенном берегу р. Оки. Численность населения по сведениям 2000 г. составляет 356 000 человек.

    Официальный сайт Калужской епархии — приходы — Боровский район — Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

    Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

    Адрес: Боровский район, д. Тимашово
    Телефон: +7 (962) 096-60-62
    Адрес web-сайта: http://timashovo.cerkov.ru

    Настоятель: протоиерей Антоний Сомик

    Монастыри Калужской епархии — сведения

    На территории Калужской губернии с древних времен существовало 44 монастыря, из них 27 было основано в XIII––XVI вв:

    Калужское епархиальное управление — контакты

    Почтовый адрес Калужского епархиального управления:

  • 248000 Калуга, ул. Набережная, 4
  • Контактные телефоны и электронные адреса Калужского епархиального управления:

  • +7 (4842) 56-27-00; +7 (4842) 74-47-00
  • В Калужском епархиальном управлении установлена цифровая АТС позволяющая напрямую соединяться с нужным внутренним абонентом. Для этого наберите основной номер (например 56-27-00), после начала автоматического речевого сообщения наберите внутренний номер абонента (если Ваш телефон работает в импульсном режиме, то предварительно нажмите кнопку перехода в тональный режим «*»). Если Ваш телефон или линия не поддерживают данные функции, то просто дождитесь окончания автоматического речевого сообщения и Ваш звонок будет перенаправлен дежурному секретарю епархиального управления.

    Если Ваш городской абонентский номер закреплен за «старой», не цифровой АТС и при дозвоне на номер 56-27-00 происходит сброс Вашего вызова, воспользуйтесь резервным номером 74-47-00, все добавочные номера работают.

  • Секретарь Калужской епархии — игумен Мефодий (Пронькин)
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 112
    e-mail:[email protected]
  • Заведующий канцелярией — Бугров Богдан Николаевич
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 117
    e-mail:[email protected]
  • Инспектор по кадрам — Маричева Елена Константиновна
    Тел.: 8 (4842) 57-65-00 или 8 (4842) 56-27-00 доб. 134
    e-mail:[email protected]
  • Секретарь Епархиального совета — иерей Максим Лихонин
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 118
    e-mail:[email protected]
  • Главный бухгалтер — Белова Наталья Николаевна
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 131
    e-mail:[email protected]
  • Бухгалтер — Арефьева Алла Борисовна
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 132
    e-mail:[email protected]
  • Кассир — Копейкина Ольга Яковлевна
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 133
  • Банковские реквизиты:

    Калужская Епархия Русской Православной Церкви
    ИНН 4027023098
    КПП 402701001
    Банк ОАО «Газэнергобанк»
    БИК 042908701
    р/сч. 407 038 103 800 000 000 97
    к/сч. 301 018 106 000 000 007 01

    Валютный счет:
    SABRRUMMKD1
    SAVINGS BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION, Kaluga office, City branch 8389 Kaluga, Russia
    а/с 407 038 400 222 402 033 09
    KALUGA EPARCHY
    Калужское Епархиальное Управление

  • Проректор по учебной работе — протоиерей Сергий Третьяков
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 154
    e-mail:[email protected]
  • Проректор по научной и богословской работе — Волкова Анна Геннадьевна
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 158
    e-mail:[email protected]
  • Проректор по воспитательной работе — иеромонах Василий (Скоренко)
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 130
    e-mail:[email protected]
  • Секретарь Ученого совета — протоиерей Николай Казаков
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 156
    e-mail:[email protected]
  • Проректор по заочному отделению – протоиерей Василий Петров
  • Секретарь заочного отделения — иерей Сергий Гандера
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 155
    e-mail:[email protected]
  • Заведующий Канцелярией КДС — иерей Вячеслав Мосуренко
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 153
    e-mail:[email protected]
  • Библиотека
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 129
    e-mail:[email protected]
  • Вахта семинарии
    Тел.: 8 (4842) 57-72-71 или 8 (4842) 56-27-00 доб. 136
    • Торговый зал:
      Тел.:
      8 (4842) 56-27-00 доб. 137
    • Журнал «Православный Христианин»
      Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 128
      e-mail:[email protected]
    • Газета «Наша Вера»
      Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 128
      e-mail:[email protected]
    • Газета «Вера Молодых»
      Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 128
      e-mail:[email protected]
  • Отдел по миссионерской работе
    Председатель: протоиерей Георгий Казанцев
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 147
    e-mail:[email protected]
  • Комиссия по религиозному образованию и духовному просвещению
    Секретарь: иерей Игорь Горня
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 142
    e-mail:[email protected]
  • Отдел по культуре
    Председатель: иерей Николай Жерздев
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 141
    e-mail:[email protected]
  • Комиссия по изучению истории епархии в ХХ веке и канонизации святых
    Председатель: протоиерей Андрей Безбородов
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 143
    e-mail:[email protected]
  • Епархиальная ревизионная комиссия
    Председатель: протоиерей Николай Алиев
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 148
    e-mail:[email protected]
  • Отдел по работе с молодежью
    Руководитель: иерей Андрей Беловинцев
    e-mail:[email protected]
  • Отдел по взаимодействию с силовыми структурами
    Руководитель: иеромонах Дорофей (Соколов)
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 140
    e-mail:[email protected]
  • Отдел по взаимодействию с казачьими подразделениями
    Руководитель: протоиерей Сергий Сосков
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 140
    e-mail:[email protected]
  • Отдел по взаимодействию с учреждениями УФСИН
    Руководитель: протоиерей Василий Гаднай
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 140
    e-mail:[email protected]
  • Отдел по имущественным отношениям и государственной регистрации
    Руководитель: Фомин Иван Юрьевич
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 127
    e-mail:[email protected]
  • Отдел по церковной благотворительности и социальному служению
    Руководитель: протоиерей Алексий Пелевин
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 148
    e-mail:[email protected]
  • Комиссия по защите окружающей среды
    Руководитель: иерей Александр Земцов
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00
  • Отдел по издательской и информационной деятельности
    Руководитель: иерей Илия Комягин
    Секретарь: Колесников Игорь Игоревич
    Тел.: 8 (4842) 56-27-00 доб. 128
    e-mail:[email protected]
  • Официальный сайт Калужской митрополии — Калужская епархия — епархия сегодня

    Калужская митрополия — структурное подразделение Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), объединяющее православных христиан, живущих на территории Калужской области (юго-запад от г. Москвы).

    Епархиальный архиерей — митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).

    Епархиальный архиерей имеет кафедральные храмы в двух городах — Калуге и Боровске.

    В Калуге расположен Свято-Троицкий кафедральный собор (возвращен Церкви в 1991 году; был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 27 июня 1999 года; Указом Святейшего Патриарха Алексия II № 4400 от 24 августа 1999 года Свято-Троицкому собору присвоен статус кафедрального собора Калужской епархии).

    В Боровске находится Благовещенский кафедральный собор.

    Калужская епархия условно поделена на 10 благочиний (округов):

  • 1-й округ: Боровский р-н официальный сайт;
  • 2-й округ: Жуковский р-н;
  • 3-й округ: г. Обнинск, Спас-Загорье Малоярославецкого р-на официальный сайт;
  • 4-й округ: Малоярославецкий р-н;
  • 5-й округ: г. Калуга официальный сайт;
  • 6-й округ: Ферзиковский и Тарусский р-ны;
  • 7-й округ: Дзержинский р-н официальный сайт;
  • 8-й округ: Медынский р-н;
  • 9-й округ: Перемышльский р-н;
  • 10-й округ: Бабынинский и Мещовский р-ны.
  • В целях более эффективной работы епархиальных Отделов и лучшей их связи с приходами и другими каноническими подразделениями Калужской епархии в Епархии действуют Комиссии. Работа комиссий призвана координировать основные направления деятельности Епархии и служить привлечению к этой работе приходов.

    В Калужской митрополии существуют следующие отделы:

  • Отдел по церковной благотворительности и социальному служению
    Руководитель: протоиерей Алексий Пелевин
  • Отдел по миссионерской работе
    Руководитель: протоиерей Георгий Казанцев
  • Комиссия по изучению истории епархии в ХХ веке и канонизации святых
    Руководитель: протоиерей Георгий Витков
  • Епархиальная ревизионная комиссия
    Руководитель: протоиерей Николай Алиев
  • Отдел по делам молодежи
    Руководитель: иерей Андрей Беловинцев
  • Отдел по взаимодействию с силовыми структурами
    Руководитель: иеромонах Дорофей (Соколов)
  • Отдел по издательской и информационной деятельности
    Руководитель: иерей Илия Комягин
  • Отдел по взаимодействию с казачьими подразделениями
    Руководитель: протоиерей Сергий Сосков
  • Отдел по взаимодействию с учреждениями УФСИН
    Руководитель: протоиерей Димитрий Сахаров
  • Отдел по имущественным отношениям и государственной регистрации
    Руководитель: Фомин Иван Юрьевич
  • Отдел религиозного образования и катехизации
  • Руководитель: иерей Игорь Горня
  • Отдел по культуре
  • Руководитель: иерей Николай Жерздев
  • В Калужской епархии действует Епархиальный суд.

    На территории Калужской епархии находятся 7 действующих монастырей:

  • 1. Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь;
  • 2. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Тихонова Пустынь;
  • 3. Свято-Геогиевский Мещовский мужской монастырь;
  • 4. Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь;
  • 5. Казанский Девичий женский монастырь;
  • 6. Женский монастырь Богородично-Рождественская Девичья пустынь.
  • 7. Женский монастырь в честь Калужской иконы Божией Матери
  • Количество действующих монастырей — 7:

    Количество монашеских скитов — 3:

  • Cкит в честь святого преподобного Ефрема Сирина мужского монастыря Свято-Успенская Тихонова пустынь,
  • Cретенский скит мужского монастыря Свято-Успенская Тихонова пустынь,
  • Владимирский скит мужского монастыря Свято-Успенская Тихонова пустынь.
  • Количество монашеских общин — 1:

  • женская монашеская община при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Серебряно Мещовского р-на,
  • Общая статистика по храмам — 211:

  • соборов — 9,
  • храмов — 162,
  • часовен — 25,
  • молитвенных домов — 15
  • Количество священнослужителей: 231:

    Количество духовных школ — 3:

  • Калужская духовная семинария (высшая, действует с 1992 года),
  • Калужское духовное училище (среднеспециальная, действует с 1996 года),
  • Вечерняя трехгодичная Богословская школа для взрослых при Калужской духовной семинарии.
  • Количество православных гимназий — 2:

  • Калужская православная гимназия в г. Калуге (открыта в 1996 году),
  • Православная гимназия при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в г. Малоярославце (открыта в 2004 году).
  • Количество православных Духовно-просветительских центров — 6:

  • Духовно-просветительский центр «Вера, Надежда, Любовь» в г. Обнинске с храмом в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
  • Православный молодежный центр Калужской епархии «Златоуст»,
  • Православный молодежный центр «Русич» в п. Товарково,
  • Духовно-просветительский центр в честь сщмч. Кукши в пос. Лесной Мещовского р-на,
  • Духовно-просветительский центр «Фавор» г. Калуга,
  • Духовно-просветительский историко-культурный центр при Никитском храме г. Калуга.
  • Количество воскресных школ — 69.

    Количество православных братств — 1.

    Количество православных сестричеств — 3.

    Количество периодических изданий Калужской епархии — 3:

  • Журнал «Православный Христианин»,
  • Газета «Наша вера»,
  • Газета «Вера молодых».
  • Количество периодических изданий Калужской духовной семинарии — 1:

    Количество приютов — 1:

  • Детский приют для девочек «Отрада» при Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре в г. Малоярославце,
  • Количество православных библиотек — 45.

    Адрес: 248000, г. Калуга, ул. Набережная, д. 4, Епархиальное управление.

    Телефоны:

    Банковские реквизиты:

    Калужская Епархия Русской Православной Церкви
    ИНН 4027023098
    КПП 402701001
    Банк ОАО «Газэнергобанк»
    БИК 042908701
    р/сч. 407 038 103 800 000 000 97
    к/сч. 301 018 106 000 000 007 01

    Калужская Епархия
    ИНН 4027023098
    КПП 402701001
    Банк: Отделение №8608 Сбербанка России г.Калуга
    БИК: 042908612
    Р.сч: 40703810422240103291
    Кор.сч: 30101810100000000612

    Валютный счет:
    SABRRUMMKD1
    SAVINGS BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION, Kaluga office, City branch 8389 Kaluga, Russia
    а/с 407 038 400 222 402 033 09
    KALUGA EPARCHY
    Калужское Епархиальное Управление

    Калужская епархия граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской епархиями.

    Территория составляет 29,9 тыс. км?

    Численность населения области — 1002,9 тыс. человек (на 2009 год).

    Районы: Бабынинский, Боровский, Дзержинский, Жуковский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Перемышльский, Тарусский, Ферзиковский.

    Города: Калуга, Обнинск.

    Вашего прихода или храма нет в списке?

    Пришлите нам исторический очерк и фотоматериалы на адрес:

    Смотрите так же:  Монастырь в глубинке

Related Post

Мужской монастырь луга

Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь Монастырь расположен на одном из островов живописного Череменецкого озера, недалеко от г. Луги. Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое документальное упоминание о Череменце

Богоявленско-анастасиин монастырь кострома расписание богослужений

Православный Богоявленский-Анастасиин женский монастырь Костромская область, Город в границах 1917 года Название: Богоявленский-Анастасиин женский монастырь Тип постройки: Монастырь Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская, 26 Расписание богослужений смотрите на официальном Web-сайте:

Монастырь на александра невского

Последние комментарии ссылки на источник даны!1 час 5 минут назад Как же вас звать-величать?4 часа 58 минут назад Стро?гановы (Строгоновы)11 часов 50 минут назад Северная Сосьва12 часов 5 минут назад