Монастырь антонио дымский

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Мужской Антониев-Дымский [1] монастырь Тихвинской епархии

  • Адрес: Россия, 187613, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Большедворское с/п, п. Красный Броневик, п/о Галично
  • Тел.: 8 (921) 098 97 47
  • Проезд: из Санкт-Петербурга автобусом с автовокзала на набережной Обводного канала в направлении на Бокситогорск или Пикалево, ост. «Галичино», затем 3 км пешком
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен в 15 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности близ Дымского озера.

    Прп. Антоний Дымский. На заднем плане — основанный им Антониев-Дымский монастырь. Икона кон. XVII в. (МИИРК)

    Первые века истории монастыря

    Один из древнейших монастырей Северо-Запада России, монастырь был вероятно основан в первой половине XIII века [2] преподобным Антонием Дымским, который поселился в уединённом месте на берегу Дымского озера, ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого [3]. Вскоре «во общее же упокоение братии» был построен другой храм, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Грамота на создание монастыря была пожалована благоверным князем Александром Ярославичем Невским [4], в связи с его чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония [5]. По преставлении святого Антония, его мощи были погребены в созданной им церкви.

    В XIV веке [6] в обители были обретены нетленные мощи преподобного основателя. Вероятно именно в день обретения мощей было установлено празднование памяти святого Антония 17 января.

    В 1409 году монастырь разорён и сожжен татарами Едигея, но перед разорением братия вновь предала мощи земле («да не поругаеми будут от врагов»), а всю церковную утварь, колокола и святыни были опущены на дно Дымского озера. Затем монастырь был возобновлен, в конце XVI века здесь нашли прибежище насельники разоренной Валаамской обители, принесшие с собой Валаамский устав. Но в 1611 году монастырь был снова разорён — теперь шведами Делагарди [7].

    Благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 году «монастырь на Дымях» был возобновлен и в него переселили насельников Валаамского монастыря, уничтоженного шведами. В 1655-1656 годах трудами строителя монаха Филарета в монастыре был построен собор во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Освященный 17 января 1656 года собор стал первым каменным храмом обители.

    В 1687 году монастырь сгорел, но затем был отстроен заново. В 1690 году обитель была приписана к Новгородскому Софийскому собору. Числится таковой и в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года.

    Антониев Дымский монастырь. Литография 1851 г.

    В 1744 году над местом сокрытия мощей основателя обители петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница.

    До 1764 года Антониев-Дымский монастырь владел 120 десятинами земли, к нему было приписано 111 крестьян. В ходе секуляризационной реформы того года монастырь был упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. Соборный храм стал приходским и 30 лет там служили белые священники.

    В конце XVIII века в бывшем монастыре отцом Авраамом Ксенифонтовым был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. В начале 1790-х годов отец Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы.

    1 сентября 1794 года по ходатайству архимандрита Тихвинского Большого мужского монастыря Игнатия указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила монастырь был восстановлен как общежительный третьеклассный, в него были переведены насельники Тихвинского монастыря числом около 30 человек. Монастырь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митрополит Гавриил, прислав его 11 октября 1795 года. Кроме ежегодного содержания, монастырь также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. В общей сложности доходы обители не превышали 110 рублей в год. Возрождение монастыря поддержал император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

    В феврале 1806 года настоятелем Герасимом (Гайдуковым) была предпринята реконструкция, а в 1840 году — ремонт монастырского Казанского собора, который был переосвящен во имя Святой Троицы. В 1839 году при игумене Амфилохии монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башнями, Святыми вратами и часовней. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус, в 1846 году — двухэтажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 году — двухэтажный паломнический корпус, а в 1850 году — хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пустыни к середине XIX века в монастыре собралась небольшая библиотека (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 1860-х годов, сохранился лишь с 1794 года. В 1867 году был построен двухэтажный корпус странноприимного дома.

    К концу XIX века в обители было по прежнему два храма — Троицкий собор и Предтеченская церковь. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Доходу способствовала ежегодная 4-х дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи и преставления преподобного Антония Дымского. В этот день, 24 июня, после Божественной Литургии, совершался крестный ход из монастыря на Дымское озеро.

    Разрушение в советские годы

    Предпоследний настоятель обители Мефодий, согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского), «восстановил против себя окружающее население, которое грозит поджогом» [8]. После 1919 года обитель была закрыта, братия выселена. Местные жители десятилетиями передавали рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого революционеры объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок Красный Броневик. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия монастыря один из его насельников, иеромонах Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в бывшем монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный Броневик». Однако «производство» состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения. В 1920-х годах была закрыта, затем разрушена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Однако, Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма — сюда приезжали богомольцы из Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В конце 1930-х годов собор был также закрыт.

    После Великой Отечественной войны в единственном оставшемся игуменском корпусе и гостинице была организована школа трактористов. В это же время было разорено и монастырское кладбище. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. Главный собор монастыря использовался под склад, а в 1956-1961 годах был разобран. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозём», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий.

    К началу 1990-х годов от прежних построек обители сохранились остов соборной колокольни, пустующий игуменский двухэтажный корпус, двухэтажный корпус странноприимного дома, здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных построек. Началом возобновления монастыря стало установление летом 1994 года стараниями прихожан Петропавловской церкви села Сомина креста на берегу Дымского озера. 30 января 1997 года представители комбината «Глинозём» передали ключи от странноприимного корпуса — единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания — насельникам Тихвинского Успенского Большого монастыря, и 30 октября того же года Антониев-Дымский монастырь был возобновлен как приписной скит Тихвинской обители.

    Богослужения вначале были возобновлены в домовой часовне в бывшем странноприимном доме. В 2000 году был выстроен новый трапезный храм, начато восстановление Троицкого собора. 16 июня 2001 года при раскопках на месте собора были обретены мощи преподобного Антония Дымского, вначале положенные в Успенском соборе Тихвинского монастыря, а 1 июня 2008 года возвращенные в возрождающуюся Дымскую обитель.

    Синодальным решением от 6 октября 2008 года монастырь был возобновлен как самостоятельный. Первое известное в истории монастыря архиерейское богослужение совершил в нём епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) 14 и 15 марта 2009 года [9]. К 10-летию обретения мощей основателя монастыря напротив монастырского озера была сооружена, а 7 июля 2011 года — освящена каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского. В 2012 году при Санкт-Петербургском Покровском храме на Боровой было открыто подворье монастыря. Так-как к 2013 году население посёлка Красный Броневик практически полностью состояло из монахов и людей, которые работают на обитель, встал вопрос о переименовании населенного пункта, увековечивающего «разгон» монастыря начала XX века [8].

    Храм Варлаама Хутынского Антониево-Дымского монастыря. Фото ок. нач. XXI в.

    Варлаамо-Хутынский храм

    Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в 2001 году.

    Антониево-Дымская часовня

    Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в 2011 году и освящена 7 июля того года.

    Первоначальные церкви обители были воздвигнуты при преподобном Антонии Дымском в XIII веке. Первой стал двухэтажный деревянный храм преподобного Антония Великого. Верхняя церковь этого храма была освящена либо во имя святителя Николая Чудотворца (согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского), либо в честь Покрова Божией Матери (согласно поздней редакции). Время утраты этого храма неизвестно.

    Первый каменный собор обители, отстроенный в 1655-1656 годах был также посвящен святому Антонию Великому, но впоследствии был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а затем — во имя Всесвятой Троицы.

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи

    Вскоре после устроения обители, при преподобном Антонии Дымском в XIII веке, «во общее же упокоение братии» был построен второй храм монастыря, «тёплый с трапезою», в честь Рождества Иоанна Предтечи. Время утраты этого храма неизвестно.

    В конце XVIII века в упраздненном в то время монастыре был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. Эта церковь была закрыта в 1920-х годах, а затем разрушена.

    Троицкий (б. Антониевский, Казанский) собор

    Монастырский собор был воздвигнут в 1655-1656 годы трудами строителя монаха Филарета. Собор стал первой каменной постройкой в обители. Первоначально собор был освящен во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем главным стал Казанский престол, а придел Антония Великого был устроен над гробом преподобного Антония Дымского).

    В результате реконструкции в феврале 1806 и ремонта 1840 года был надстроен второй этаж собора с главным престолом, освященным во имя Святой Троицы (справа, освящен 15 февраля 1806), и с приделом преподобного Антония Дымского (слева, освящен 24 февраля 1806). Первый ярус собора теперь состоял из приделов Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 августа 1849) и преподобного Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В итоге собор стал пятикупольным и четырёхпрестольным с двухъярусной колокольней. Был закрыт в конце 1930-х годов, а в 1956-1961 годах — разобран. С начала 2000-х годов велись восстановительные работы.

  • Прп. Антоний Дымский (XIII в.)
  • .
  • Герасим (Гайдуков) (упом. февраль 1806)
  • Амфилохий (упом. 1839) игум.
  • Иларий (упом. 1840) игум.
  • Мефодий (упом. 1913)
  • Феоктист (Кириллов) (последний настоятель) игум.

Настоятели монастыря

  • Игнатий (Бузин) (6 октября 2008 — 23 октября 2019)
  • Адриан (Дементьев) (с 23 октября 2019)
  • рака с мощами прп. Антония Дымского
  • железная шляпа прп. Антония Дымского — в предреволюционные годы хранилась рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе; весила более 3 кг.
  • список Казанской иконы Божией Матери — хранился в монастырском соборе, особо почиталась в предреволюционные годы, местонахождение после революции неизвестно
  • 1794 — при восстановлении монастыря сюда переведены насельники Тихвинского монастыря числом ок. 30 человек [10]
  • незадолго до 1917 — 55 насельников [11]
  • март 2001 — Антониево-Дымском монастыре (приписном скиту Тихвинского Успенского монастыря) — 2 насельника [10]
  • [Описи Антониева Дымского монастыря 1682, 1689 гг.], Архив СПбФИРИ РАН, ф. 132, оп. 2, ед. № 609.
  • [Опись Антониева Дымского монастыря 1583 г.], ВОИДР, 1850, кн. 6, с. 89.
  • Иоанн, иером., Историко-статистическое описание Дымского монастыря, СПб., 1861.
  • Павловский А. А., Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону, Б. м., 1907.
  • Мордвинов И. П., «Письмо в редакцию», Новгородский Север, 1915, № 33.
  • Мордвинов И. П., Старый Тихвин и Нагорное Обонежье, Тихвин, 1925.
  • Мильчик М. И., Варакин Е. П., «Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция», Народное зодчество: Сб. науч. тр., Петрозаводск, 1992, с. 141-154.
  • Белоброва О. А., «Две редакции жития Антония Дымского», ТОДРЛ, 1997, т. 50, с. 281-292.
  • Беловолов Г., свящ., «Преподобный Антоний Дымский — ученик Варлаама Хутынского», София. Новгород, 1998, № 2, 32-34.
  • Румянцева И., Кудряшев С., Монастыри Санкт-Петербургской епархии, СПб., 2000, с. 72-79.
  • Использованные материалы

    [1] Антониево-Дымский; Антонов что на Дымех.

    [2] Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского — известное в двух редакциях, конца XVII века и рубежа XVIII-XIX веков, — которое датирует событие 1243 годом. Однако, из-за спорности хронологии жития святого, распространение имеет и иная датировка, относящее основание обители к концу XII-началу XIII века. Так, на собственном сайте монастыря указано что обитель была основана примерно в 1205 году. См. http://dymskij.ru/history/

    [3] Согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского, верхняя церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, согласно поздней — в честь Покрова Божией Матери.

    [4] Согласно поздней редакции жития преподобного Антония Дымского.

    [5] Последнее дополнение — согласно официальному сайту монастыря, http://dymskij.ru/history/

    [6] Известны датировки обретения мощей 1330 и 1370 годом. Поздняя редакция жития святого Антония говорит что обретение состоялось через 97 лет после преставления.

    [7] По свидетельству поздней редакции жития святого Антония Дымского. Ранняя редакция жития не упоминает этих двух нашествий, а говорит лишь что древние сведения о монастыре не сохранились «от велия забвения и нерадения. и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты». В первой четверти XX века И. П. Мордвинов писал что он не обнаружил касательно этих двух разрушений «никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях. никаких преданий в Тихвине»

    Антониево-Дымский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

    Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.

    Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.

    Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.

    После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.

    Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.

    Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.

    За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.

    Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.

    С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

    16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.

    1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.

    Настоятелем был назначен игумен Игнатий (Бузин), ныне епископ Армавирский и Лабинский.

    С апреля 2019 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан (Дементьев), в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.

    Святые и подвижники благочестия

    Праздники и чтимые даты

    Святыни и святые источники

    Храмы и Богослужения

    Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во oбщее же о?покоeние брaтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.

    В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.

    Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря — преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.

    В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

    Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.

    В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: «В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами

    В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

    Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.

    В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.

    В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.

    Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные».

    На первом этаже было два придела — справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже — Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел — в честь преподобного Антония Дымского.

    Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.

    Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.

    Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.

    28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.

    В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

    Монастырь антонио дымский

    А. Демкин
    Российский паломник.
    Описание святых мест Северо-Запада России.

    © 2011, Андрей Демкин,СПб.
    Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

    1.Святое озеро, камень и крест св. Антония Дымского.

    Антоний Дымский родился в Новгороде в начале 13 века. Свой иноческий путь он начал в Хутынском монастыре, где он получил монашеский постриг. В 1238 г. избранием всей братии и благословением архим. Новгородского Спиридона (1229-1249) был послан преп. Антоний к Патриарху Константинопольскому Герману II (1224-1240) Обстоятельства этого посольства неизвестны, но известно, что Антоний (вероятно в сане иеромонаха) по каким-то причинам задерживался там 5 лет. Рукописное житие конца XVII в. повествует о том, что Антоний, «посетив святые места, с благословением Патриаршим вернулся». Антоний после блаженной кончины настоятеля монастыря преп. Варлаама (1/19 ноября 1243 г.) стал строителем и управителем Хутынской обители. В этот период в Хутынском монастыре был достроен и украшен (расписан) храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

    Из жития преподобного Антония известно, что он родился в XII веке в Новгороде в благочестивой семье. Он рано почувствовал влечение к иноческой жизни и пришел в Хутынский монастырь, упросив настоятеля Варлаама (св. прп. Варлаам Хутынский) принять его в число своих учеников. Через некоторое время был пострижен в монахи. Антоний пользовался любовью братии за смиренный характер и доброту, и на общем совете было решено послать его в Константинополь. В этом путешествии он посетил Святую Землю и через пять лет вернулся в обитель.
    После смерти Преподобного Варлаама братия хотела сделать отца Антония настоятелем, но, ища пустынного уединения, преподобный ушел на берег Дымского озера и поставил на холме келью. Впоследствии в 1243 году в поисках молитвнного уединения, Антоний ушел искать себе пустыньку, которую обрел на берегу Дымского озера, названного так из-за густых туманов — дымей, бывавшим над озером. Антоний Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме, а на озере обрел большой камень — валун, едва выглядывающий из воды. Святой приплывал к камню на лодке, и долго молился на нем, осуществляя подвиг столпничества на водах. Для большего изнурения своей плоти он постоянно носил на голове железную шляпу. Через много лет молва о его подвижнической жизни привела к нему людей, жаждавших разделить его подвиги. С общего согласия и испросивши благословения архиепископа Hовгоpодского Исайи они поставили церковь во имя Антония Великого с приделом Покрова Богоматери. Преподобный Антоний прожил в монастыре до конца жизни и преставился в лето Рождества Христова 1273-е месяца июня 24 числа. Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Мощи святого Антония были обретены нетленными в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского целы и ничем же вредимы и положены были открыто в раке в Антониевском храме. В 1409 году по случаю нашествия татар рака с мощами была опущена в землю.

    Память преподобного Антония чтится 17 января, вероятно в день обретения мощей. В 1655 г. в монастыре был построен Свято-Троицкий собор, в котором под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей Антония Дымского, устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа св. Антония Дымского (весом более 3 кг), широкие поля которой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском монастыре совершался крестный ход на озеро.

    Дымский монастырь впоследствие несколько раз подвергался разрушениям. В 1409 году обитель была полностью разрушена татарами, внезапно вторгшимися в новгородские пределы, под предводительством Едигая на Новгородские волости. Братия Дымского монастыря, во избежание надругательства, опустила раку с мощами в землю, под спуд, накрыв сверху каменной плитой, засыпала землей, а всю церковную утварь и колокола скрыла на дне озера, равно как и железную шляпу преподобного — считается, что именно с тех пор оз. Дымское стало именоваться также и «Святым». Братья же в ту годину оставили обитель на продолжительное время. Дата возобновления монашеской жизни в Антониево-Дымском монастыре после разорения татарами в 1409 г. — неизвестна.
    Однако в 1585 г. в нашествие шведов из-за полного уничтожения валаамского Спасо-Преображенского монастыря его братия вынуждена была уйти вглубь Новгородских пределов. Угроза нашествия нависла и над Антониево-Дымским монастырем. По благословению митрополита Новгородского Александра братия последнего была эвакуирована, а иноки валаамского монастыря были вселены в пустующий Антониево-Дымский монастырь. В 1611 году монастврь был разрушен шведами. Во время секуляризации монастырских земель обитель была упразднена и вновь открыта только в 1794 году. Мощи преподобного Антония Дымского находились в соборе Святой Троицы, в приделе преподобного Антония Великого. Кроме того, в соборе находилась древняя икона Казанской Божией Матери. По преданию преподобный Антоний заповедал всякому паломнику, приходящему в монастырь, прежде всего омываться в водах Святого озера. Эта традиция сохранялась в монастыре вплоть до 1917 года и возрождена ныне.

    После большевистского переворота монастырь разделил участь почти всех российских обителей. Для разгона монахов из Тихвина пригнали броневик, в честь которого пролетарии назвали населенный пункт, где находится монастырь «Красный броневик». Старожилы рассказывают, что один из иноков — иером. Иов. скрывался в близлежащих селах, тайно совершал крещения, отпевания, молебны. Однажды, он был найден и застрелен в пустынном месте большевистскими комиссарами-сатанистами, приняв мученическую кончину.

    Много лет в монастыре была психиатрическая больница, впоследствии монастырскими зданиями владел бокситогорский комбинат «Глинозем».

    Возрождение монастыря началось в 1994 году с установки на Дымском озере у Святого камня креста. Установка креста была приурочена к 770-летию со дня преставления преподобного Антония. Крест от монастыря к озеру несли крестным ходом — той самой дорогой, которой в старину совершался традиционный монастырский крестный ход.
    Днем возобновления Дымского монастыря стало первое празднование памяти «зимнего Антония» 17/30 января прямо на озере в 1997 году. За несколько дней до праздника — 27 января было подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви. С 1996 года по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского монастыря. 16 июня 2001 года были вновь обретены мощи преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь. 1 июня 2008 года мощи святого Антония Дымского были возвращены в Антониево-Дымский мужской монастырь, который вновь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года. Настоятелем назначен игумен Игнатий (Бузин).

    Преп. Антоний завещал, чтобы все посетители монастыря вначале совершали омовение в озере. Современная традиция предусматривает, что необходимо трижды обплыть или обойти ( возле креста и камня не так глубоко) вокруг креста и камня. Камень находится примерно в одном метре по правую руку от креста. При желании, можно взобраться на камень и вознести свою молитву Преп. Антонию.

    На берегу святого Дымского озера установлена новая каменна часовня св. Антония Дымского, устроена каменная набережная со ступенями к Святому озеру, оборудованы просторные кабины для переодевания.

    2. Фотографии святого озера, камня и креста.

    nord_ursus

    Записки северного медведя

    Среди лесов и болот юго-востока Ленинградской области, между городами Тихвином и Бокситогорском, находится Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь — не самый известный и далеко не самый большой, но один из самых древних православных монастырей Северо-Запада. Хоть и труднодоступным его не назовёшь (стоит он в трёх километрах от автодороги Петербург — Вологда), место, где он находится, оставляет впечатление настоящей глуши. Побывал я там 1 февраля 2019 года — монастырь стал третьим пунктом поездки на юго-восток области, после промышленных городов Пикалёво и Бокситогорска. А чтобы добраться до монастыря, нужно было ещё пройти пешком три километра от шоссе по дороге среди леса.

    Ночевал я в ту поездку в Бокситогорске, утром, когда подморозило до минус 16 градусов, осмотрел сам город, а в полдень пришёл на автостанцию и сел в пригородный автобус до Тихвина. Автобус был прилично набит пассажирами, но ехать всё равно недолго. Уже через 25 минут пути я вышел на остановке у деревни с названием Галично.

    2. Автобус неторопливо поехал дальше в Тихвин. Передо мной дорога. Это вид обратно, в сторону Бокситогорска. Совсем рядом (левее кадра, за перелеском) проходит и железная дорога. Это ещё Бокситогорский район, но уже у самой границы с Тихвинским.

    3. До монастыря, как уже сказано, три километра. Туда автобусы не ходят. Впрочем, это совсем небольшое расстояние. Можно и пешком пройти. Поворот к обители указывает деревянный крест.

    4. Мне идти прямо! Оживлённое шоссе остаётся за спиной, и шум его слышен всё меньше. Моя дорога идёт среди зимнего леса. После полудня потеплело где-то до -12, но снег всё так же скрипит и блестит на солнце, вдоль дороги высятся сосны, и слышно, как где-то стучит дятел.

    5. Местами какие-то дорожки уходят от обочины в глубину леса:

    6. Три километра я прошёл минут за сорок (потому что останавливался для фотографирования и любования природой). За всё это время лишь одна машина проехала мне навстречу. Так же было и на обратном пути.

    Монастырь, в который я иду, был основан в середине XIII века преподобным Антонием Дымским — монахом из Великого Новгорода, который принял постриг в Хутынском монастыре, и затем ушёл скитаться по лесным дебрям Русского Севера. В те времена здесь не существовало не то что Бокситогорска, но даже и Тихвина. Название монастыря Дымский, перешедшее в итоге и к самому святому, разумеется, к слову «дым» никакого отношения не имеет, и происходит от Дымского озера, на берегу которого монастырь находится, а также деревни Дыми, что поблизости отсюда; название это финно-угорское.

    Святой Антоний жил здесь в уединении. А полноценный монастырь возник уже после его кончины, когда там поселились первые монахи. При всей его древности, от старой обители теперь почти ничего не осталось. Монастырь несколько раз разрушался в ходе русско-шведских войн, затем отстраиваясь заново. Но в 20 веке был разорён после закрытия советской властью, начав возрождение в 1994 году.

    8. Хоть и к середине дня потеплело, но ранним утром мороз приближался к двадцати градусам, из-за чего у деревьев побелели ветки.

    9. Морозное серебро.

    12. Вот я и пришёл. На входе в монастырь — новые кирпичные ворота с иконой преподобного Антония. Дальше видна колокольня со шпилем и несколько зданий, в том числе и заброшенных. Народу — почти никого.

    Вообще-то здесь есть населённый пункт. А именно — посёлок с чрезвычайно революционным названием Красный Броневик. Но я даже не нашёл здесь каких-то его признаков, кроме пары деревянных домов рядом с монастырём, а население посёлка по состоянию на 2010 год насчитывало 10 человек. По местному преданию, название Красный Броневик пошло от того, что в 1919 году представители советской власти приехали сюда закрывать монастырь именно на этом виде транспорта. Затем здесь разместилась одноимённая посёлку коммуна по производству кирпича, которое, на самом деле, являло собой разборку на кирпич монастырских построек. В итоге от старого монастыря сохранились только колокольня (частично), один келейный корпус и странноприимный дом. После войны здесь было училище трактористов, потом психиатрическая лечебница, а потом здания были заброшены. В 1994 году монастырь был возрождён, и восстановление его продолжается и в наши дни. Активную финансовую помощь в этом деле оказывал и Бокситогорский глинозёмный завод.

    13. Свято-Троицкий собор — главный храм обители. Фактически это новодел, кроме колокольни — она сохранилась с середины XIX века.

    14. Двухэтажное здание рядом с собором. Наполовину заброшенное. Как я понимаю, оно построено в советское время, и сейчас тоже принадлежит монастырю. Во дворе штабелями хранится кирпич.

    15. Обитаемая половина здания:

    Снег, свежий воздух, тишина и спокойствие. Хоть и монастырь маленький, и почти ничего старого тут не сохранилось, но это один из самых атмосферных монастырей, которые я видел. Именно в таком месте и должна обитель находиться. В монастырях, расположенных в крупных городах, среди «житейского моря», атмосфера всё-таки нарушается, и даже трудно представить, как там это сочетается с монашеской жизнью.

    16. Вид собора спереди. Хорошо видна граница старой колокольни и нового здания. Перед входом три человека — они приехали на машине минут через десять после меня, и ниже ещё пару раз попадут в кадр.

    Внутри собора так же тихо и малолюдно. Впрочем, иногда сюда и паломнические группы приезжают — помогает в этом близость к Тихвину.

    17. В кирпичной кладке собора заметил интересную деталь — многие кирпичи подписаны именами жертвователей средств на восстановление обители.

    18. Ещё один монастырский храм — церковь Рождества Иоанна Предтечи (кстати, праздник этот — 7 июля, совпадает с днём памяти Антония Дымского). Построена в 2000 году.

    19. А это ещё одно сохранившееся старое здание — странноприимный дом (то есть гостиница для паломников). Пока что заброшен.

    20. От него идёт дорожка к Дымскому озеру (оно же Святое озеро). По бокам стоят стенды с фотографиями на тему жизни монастыря.

    22. У берега часовня Антония Дымского. Построена в 2012 году.

    23. Вот и озеро. Лёд, снег, лес. Во времена, когда сюда пришёл монах Антоний, пейзаж, наверное, был таким же. Хотя в наше время совсем близко отсюда находятся торфоразработки на местных болотах.

    24. Я немного погулял по льду озера. Между прочим, крест поставлен здесь не на зиму. Он с недавних времён стоит в озере постоянно, летом возвышаясь над водой. Рядом с крестом делали прорубь, видимо, на праздник Крещения.

    25. А у берега озера — лес. Тут слова, пожалуй, излишни.

    29. Посидев на скамейке, и полюбовавшись озером и лесом, возвращаюсь к монастырю.

    30. Ну а потом пришло время идти обратно. Той же дорогой, те же три километра до шоссе.

    32. С дороги порой хочется сойти и погулять в лесу, но это сложно — слишком глубокий снег.

    Короткое двухдневное путешествие подходило к концу. На уже знакомой остановке у деревни Галично я дождался всё того же автобуса Бокситогорск — Тихвин, чтобы, доехав до Тихвина, пересесть там через некоторое время на автобус в Петербург. На самом деле, я мог бы дождаться пикалёвского автобуса и на нём уехать в Питер прямо отсюда, но во-первых, мне тогда пришлось бы ждать на сорок минут дольше, а во-вторых, банально хотелось есть — в Бокситогорске я не пообедал, а до Питера ехать четыре часа. Так что я поехал в Тихвин (где уже был в октябре 2019 года), и немного погулял там в районе вокзала, найдя там же столовую.

    33. Железнодорожный вокзал Тихвина дореволюционной постройки. Автовокзал находится здесь же, левее кадра.

    34. Деревянная застройка тихвинских улиц:

    35. А здесь виден Спасо-Преображенский собор (построен на рубеже 17 и 18 веков). Дальше находится Тихвинский монастырь, но туда я в этот раз не ходил.

    Когда уже начинало темнеть, я дождался автобуса в Питер. Впереди было 4 часа пути с остановкой в Волхове. И в итоге — приезд на автовокзал на Обводном канале, откуда я накануне утром уезжал в Пикалёво, и дорога домой на метро. По приезду обратил внимание на разницу в погоде: если в момент отправления из Тихвина там было ясное небо и -10 градусов, то в Питере было -4 со снегопадом. Заметно климатическое различие между востоком и западом Ленинградской области.

    ЮГО-ВОСТОК ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. ЗИМА 2019:
    Пикалёво
    Бокситогорск
    Антониево-Дымский монастырь

    Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь

    Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь относится к числу старейших достопримечательностей Северо-Западного региона. Построена община монахом Антонием Дымским в XIII веке.

    Преподобный пользовался большим почитанием местных жителей. На пути в Тихвинскую обитель они посещали Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь для того, чтобы поклониться святому в Ленинградской области.

    Антоний Дымский известен удивительным подвигом. В течение многих лет он молился на огромном камне, вершина которого едва виднелась над поверхностью воды. Каждый день приплывая на лодочке, он проводил здесь долгие часы в праведной молитве. Известия о деянии Антония Дымского распространились по всей Руси. К нему стали присоединяться люди, желающие разделить с ним его образ жизни. Возникшая таким образом община послужила основанием для образования будущего монастыря.

    Рассказывают, что Антоний Дымский предписал каждому верующему перед вступлением в монастырь предварительно искупаться в озере. Князь Александр Невский по приезду в обитель обмылся водами святого водоема и избавился от мучившей его болезни. Завету преподобного следовали богомольцы в течение многих столетий, пока советская власть не приступила к повсеместному закрытию религиозных общин. В наше же время происходит постепенное возвращение к истокам.

    Омовение в Дымском озере представляет собой целый ритуал. По правилам нужно три раза вплавь или пешим ходом по мелководью обогнуть крест и камень. А затем, по желанию, взобраться на валун и обратиться с молитвой к святому Антонию Дымскому. Вблизи озера поставлена часовня, есть лавочка и перегородка для купальщиков.

    Первое религиозное сооружение в камне было построено в монастыре в 1655 году. Храм освятили в честь Святой Живоначальной Троицы. В 1687 году в монастыре дважды вспыхивал пожар, который удивительно быстро гасили. Считалось, что это святой спасал обитель от разрушения. Также общине приходилось переживать многочисленные разорительные нападения татарских войск. Но братья каждый раз спасали святыни, пряча их в глубинах озера. Поэтому водоем впоследствии и стали называть Святым.

    В 2008 году в Антониево-Дымский Свято-Троицкий монастырь были возвращены останки его основателя, хранимые в соседней Тихвинской обители.

    Из Петербурга до Тихвина через Колчаново, по объездной вокруг Тихвина (А-114). Дорога очень хорошая (если нет попутных фур). После виадука над железной дорогой — правый поворот и 3 км по дороге до монастыря. Парковка — справа за кустами возле монастырских ворот.

    Смотрите так же:  Какие монастыри есть в коломне

    Related Post

    Московский новоиерусалимский монастырь

    Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил

    Монастырь в эшо

    «Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь…» Католическая церковь св. Трофима в Эшо близ Страсбурга, в которой вновь с 1938 года почивают мощи святой мученицы Софии, матери свв.

    Мужской монастырь захарово

    Мужской монастырь захарово Главная » Иоанно-Богословский храм с. Плахино Захаровского района Иоанно-Богословский храм с. Плахино Захаровского района Плахино в качестве «пустоши что была за Ондреем за Раковым» упоминается в писцовых