Меню

Мечети в ханты-мансийске

Настоятель мусульманской общины Ханты-Мансийска просит у властей мечеть

Исповедующим ислам приходится молиться в приспособленном здании барачного типа.

Ханты-Мансийск, 25 апреля АиФ-Югра. Настоятель мусульманской общины Ханты-Мансийска Рустам Хазрат заявил, что в городе необходимо построить мечеть и воскресную школу.

Это, по его мнению, поможет справиться с распространением ваххабизма. Речь об этой ситуации зашла на совещании в администрации Ханты-Мансийска.

«В Ханты-Мансийске отсутствует нормальное здание соборной мечети, воскресной школы и нет дипломированных учителей-богословов. Отчасти именно этим и можно объяснить начавшееся массовое распространение идей ваххабизма и фундаментализма, которые несут в себе фактор разрушения межнационального и межконфессионального мира и благополучия, сложившегося в Ханты-Мансийске», – обратился к главе города Рустам Хазрат.

При этом настоятель общины отметил, что даже с появлением таких объектов в самое ближайшее время исправить ситуацию будет непросто: «Я далек от иллюзий и не берусь утверждать, что с появлением соборной мечети и воскресной школы нам за короткое время удастся справиться с этим недугом, так как многое уже упущено. Но если ничего не делать, то мы проиграем. Отстаивая в судах свое право на свободу слова и вероисповедания, лидеры радикального ислама стремятся захватывать мечети, пропагандируют лживые ценности и призывают к неправомерным действиям. На эту удочку попадается очень много мусульманской молодежи».

О том, что мечеть окружной столице необходима, разговоры идут еще с тех пор, как в Сургуте была сдана в эксплуатацию первая очередь мусульманского храмового комплекса. В декабре 2004 года при участии экс-губернатора Югры Александра Филипенко был заложен символический камень на месте будущего возведения исламского храма.

В 2007 году верховный муфтий России Талгат Таджуддин представил окружным властям проект будущей мечети в столице нашего региона. Однако до сих пор исповедующие ислам жители Ханты-Мансийска ходят молиться в приспособленное здание барачного типа.

В соцсетях и на городских форумах шли разговоры, что мечеть в Ханты-Мансийске собираютс строить по улице Свободы в Самарово. На предполагаемом под строительство мечети участке пока не ведутся строительные работы, однако паспорт объекта есть.

При этом вопрос строительства мечетей в Югре считается одним из самых наболевших. Мусульмане округа неоднократно высказывали критику в адрес муниципальных властей. Так, представители мусульманской диаспоры и национально-культурных центров Нягани обсудили с главой города Владимиром Нефедьевым вопросы строительства новой мечети.

Прошло девять лет с того дня, когда была забита первая свая в основание нового культового заведения мусульман. Однако, дальше этого работы не пошли. Недавно назначенный имам мечети Эль-Байрам Иляс хазрат решил вновь поднять эту тему на уровне городской власти и внутри общины и обсудить вопрос возобновления строительства. Возводить объект такого масштаба, опираясь только на благотворительность прихожан, очень сложно — ориентировочная стоимость мечети, в зависимости от проекта, будет не один десяток миллионов рублей. Как отметил на встрече глава города, в основе такого большого дела обязательно должно быть социальное партнёрство с бизнесом. Поэтому, участники встречи приняли решение рассмотреть возможность сотрудничества с крупными городскими предприятиями, сообщает организационно-аналитический отдел думы Нягани.

Отметим, что за прошлый год иностранными гражданами было совершено 56 преступлений. И эта тенденция растет прогрессирующими скачками. Так, за текущий квартал уже было совершено 10 преступлений. Количество нарушений миграционного законодательства также растет – в прошлом году их было 1600, 72 иностранца были выдворены за пределы Российской Федерации, сообщили в администрации города.

«Мы готовы усилить свою работу по профилактике таких негативных проявлений, но без соответствующей материальной поддержки со стороны города это будет невозможно. Прошу вас, Василий Александрович, как Главу города, Администрацию Ханты-Мансийска, депутатов городской Думы обратить пристальное внимание на существующее положение дел», – резюмировал Рустам Хазрат.

Сибирские имамы ушли к другому

В Региональном духовном управлении мусульман (РДУМ) ХМАО-Югры назревает скандал. Имамы нескольких мечетей ищут возможность уехать из региона в другие приходы. Рассказывают, что виной всему новая политика регионального муфтия Тагира Саматова: он хочет полной самостоятельности, поэтому РДУМ тихо вышло из состава Центрального духовного управления мусульман России. Губернатор Наталья Комарова уже в курсе инцидента. Подробности – в расследовании РИА «ФедералПресс».

Центральное Духовное Управление Мусульман России (ЦДУМ России) – централизованная религиозная организация мусульман, объединяющая под своим началом региональные духовные управления мусульман и местные мусульманские религиозные организации (мечети и общины) России.

Региональное духовное управление мусульман ХМАО-Югры было создано и утверждено в 1999 году ЦДУМ России. Но, как стало известно «ФедералПресс», РДУМ Югры уже несколько лет живет самостоятельной жизнью. При этом глава Управления Тагир Саматов регулярно посещал мероприятия Центрального управления. «Он до последнего получал деньги из ЦДУМ. С момента выхода в 2012 году он получил в порядке более 1,5 млн рублей, о чем местные имамы даже не знают», – сообщил источник «ФедералПресс».

Тогда же, в октябре 2012 года, совет имамов, приближенных к Тагир Саматову, внес в свой устав принципиальные изменения, которые противоречат порядку, принятому в ЦДУМ России. Информация об изменении устава и выходе из ЦДУМ России стала известна и растиражирована СМИв конце 2019 года, когда ЦДУМ провел плановую проверку уставных документов. В 2019 году верховный муфтий ЦДУМ России Талгат Таджуддин по результатам проверки направил губернатору ХМАО-Югра Наталье Комаровой официальное письмо (есть в распоряжении редакции) с просьбой вмешаться в ситуацию.

В правительстве региона подтвердили получение письма и уточнили, что, когда глава региона начала задавать вопросы о выходе из ЦДУМ России муфтию Тагиру Саматову, он публично отрицал этот факт. По информации источников агентства, Наталья Комарова старалась уберечь Тагир хазрата от пагубных последствий. По словам директора департамента общественных и внешних связей ХМАО Елены Шумаковой, губернатор округа Наталья Комарова находится в диалоге с ЦДУМ: «Она ждет решения от Центрального духовного управления мусульман и переводит в правовую плоскость».

В РДУМ ХМАО-Югры признают, что ЦДУМ недовольно их измененным уставом, но говорят, что продолжают поддерживать отношения с Центральным управлением. «У ЦДУМ есть претензия к нашему уставу, но мы продолжаем работать с ЦДУМ. Большого конфликта нет», – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» помощник и сын муфтия РДУМ ХМАО Камиль хазрат Саматов. С самим муфтием Тагиром Саматовым поговорить не удалось, корреспонденту агентства сообщили, что его нет на месте и посоветовали позвонить на следующей неделе.

Утверждение Камиль Саматова о их взаимодействии с ЦДУМ, по информации Центрального управления, не соответствует действительности, ЦДУМ ни раз пытались встретиться с руководством РДУМ ХМАО и обсудить ситуацию. «РДУМ ХМАО-Югры, возглавляемое Тагир хазрат Самтовым, еще в 2012 году незаконно и тайно вывело себя из состава ЦДУМ России В целях разрешения возникшей ситуации, руководством региона и другими заинтересованными государственными органами ХМАО, согласно решению нашего Пленума, направляем в ХМАО делегацию ЦДУМ России. Мы обращаемся к вам с просьбой встретиться с нашей делегацией, обсудить все имеющиеся у вас вопросы и не допустить дальнейшего усугубления ситуации», – говорится в обращении ЦДУМ России за 2019 год.

Известно, что в суд были направлены иски о признании главного документа муфтията Югры незаконным. Слушание состоялось 13 января – ЦДУМ России не удалось доказать свою правоту и региональное духовное управление мусульман получило самостоятельность. Правда ставить на этом точку в ситуации, по информации редакции, пока преждевременно. «Слушание прошло 13 января 2019 года. Суд отказал в иске ЦДУМ. Это не первый прецедент таких отношений между региональным и центральным управлением», – уточнил в разговоре с «ФедералПресс» помощник муфтия РДУМ ХМАО-Югры Камиль Саматов.

Смотрите так же:  Где в москве построят мечети

Имамы радикального ислама

Новая редакция устава Управления, внесенная сторонниками Тагира Саматова, позволяет избирать и прекращать полномочия муфтия меджлисом РДУМ ХМАО, а назначать и смещать священнослужителей разрешено югорскому муфтию. В Центральном духовном управлении России в обоих случаях это полномочия Верховного муфтия, который учитывает рекомендации Совета улемов [консультативный орган, в который входят мусульманские богословы из всех исламских объединений страны, – прим.ред] и мусульманских религиозных организаций, входящих в ЦДУМ.

Напомним, что из себя представляет население ХМАО-Югры, которое исповедует ислам. Согласно статистическим данным последней переписи населения (2010 год), из 15 % тех, кто исповедует ислам, 9,4 % составляют татары и башкиры. Это те, кто приехал в Югру в период активного освоения нефтегазового комплекса. Они люди работают на месторождениях. Остальная часть мусульман, выходцы из Средней Азии и Кавказа, живут в городах. У татар и башкиров одно религиозное воспитание (традиционно сдержанная демонстрация религиозной принадлежности, поведение, посещение мечети во время религиозных обрядов), у второй группы – прямо противоположное. Таким образом, и имамы это подтверждают, основной контингент прихожан мечетей РДУМ ХМАО-Югры – это выходцы из Средней Азии и Кавказа.

Получи муфтий региона самостоятельность в выборе священнослужителя, на него могли бы легко оказывать давление группы влияния той или иной диаспоры, обещая всестороннюю поддержку мечети. И назначение имама становится в прямую зависимость не от образования, а от финансов и прочих факторов. Кстати, в Ханты-Мансийском округе подобный прецедент чуть не случился в 2013 году в одном из городов нефтяной компании «Лукойл».

Тагир Саматов уже воспользовался новыми изменениями в уставе и самостоятельно назначил имамов, прошедших обучение в Саудовской Аравии и поддерживающих связи с шейхами этих стран, открыто придерживающих идеи радикального ислама в городах Лянтор и Салым, – рассказывает собеседник агентства на условиях анонимности.

Кроме того, РДУМ ХМАО-Югры вступило в недавно созданное «Духовное собрание мусульман России» под лидерством председателя ДУМ Чувашской Республики Альбира Крганова. Эта организация декларирует объединение различных муфтиятов под своей крышей, но обещает им соблюдать политику невмешательства во внутренние дела каждой организации. Что как раз устраивает югорского муфтия.

Независимость ради должности

Профессор Московского государственного лингвистического университета и исламовед Роман Силантьев, оценивая ситуацию рассказал, что возможное смещение с должности могло подтолкнуть муфтия Тагира Саматова изменить устав и выйти из ЦДУМ. «По неофициальной информации, возможно, муфтия Тагира Саматова хотели снять и ему нужно было стать независимым, чтобы сохранить пост. ЦДУМ контролировал все общины Югры, следил, чтобы не было рассадников ваххабизма», – отметил Роман Силантьев.

Собеседники «ФедералПресс» рассказывают, что муфтий РДУМ ХМАО хочет войти в ново созданную структуру «Духовного собрания мусульман России» и для этого активно участвует на его мероприятиях.

Еще одна предполагаемая причина – пропагандистская война против ЦДУМ. «Распространялись слухи, что верховный муфтий неадекватен, может взять и сместить любого регионального муфтия без причины. Но эта информация недостоверна», – считает он.

Эту информацию опровергли в ЦДУМ России, заявив, что руководство Центрального управления не собирается лишать должностей действующих имамов и руководства РДУМ ХМАО. «Напротив, ЦДУМ России готово, сохраняя единство нашей Уммы, согласно уставу ЦДУМ России, выдать всем действующим сейчас священнослужителям мечетей ХМАО именные указы о назначении и впредь оказывать всяческое содействие и помощь в вашем ответственнейшем служении духовно-нравственному возрождению общества. Если действующее руководство РДУМ ХМАО-Югры принуждает вас к поддержанию данного раскола, мы готовы, в случае необходимости, восстановить в должности всех, без исключения, незаконно освобожденных от должностей, имамов», – говорится в обращении ЦДУМ от 9 ноября 2019 года.

Сейчас речь уже идет не о взаимоотношениях с религиозными конфессиями, а о национальной безопасности – ЦДУМ контролировал общины Югры, сдерживал их от перехода к радикальному направлению ислама. «Пытаясь пожизненно управлять своим духовным управлением, Тагир Саматов может быть смещен как раз той силой, которая сейчас дает ему почувствовать себя хозяином. Когда радикальных имамов в округе станет больше, чем тех, кто учился в университетах Уфы и Казани, они выберут себе другого муфтия», – рассказывает эксперт по национальной безопасности на условиях анонимности.

По информации источников РИА «ФедералПресс», сейчас имамы, недовольные выходом РДУМ из ЦДУМ и несогласные с политикой Тагира Саматова, готовы покинуть регион в ближайшее время.

Справка «ФедералПресс»:

По итогам 2019 года правоохранительными органами официально было объявлено, что только из Сургута 20 жителей уехали воевать на стороне ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). О 2019 году пока можно судить только по открытым источникам, где восемь человек были упомянуты в новостях, как осужденные в России за связь с ИГИЛ или убитые в ходе военных действий на территории Сирии. Реальные цифры другие. Так, эксперты говорят о том, что на сегодня в боевых действиях на стороне ИГИЛ в Сирии участвуют от 150 до 200 человек, выходцев из Тюмени и автономных округов.

Югру и Ямал эти люди используют в качестве регионов, в которых можно заработать легкие деньги на торговле продуктами питания, одеждой, непродовольственными товарами, на строительстве, ремонте и отделке жилья. Многие предпочитают нелегальный бизнес в сфере горюче-смазочных материалов. Заработанные в регионе деньги дают возможность вернуться на историческую родину сказочно богатым человеком (возможность отсидеться в районах, где участкового видят раз в полгода).

Организация ХМГОБФ ПО ССМ «ДОВЕРИЕ»

Руководитель:ИНН / КПП:Количество учредителей:Дата регистрации:
Председатель президиума фонда Аминов Рустам Ринатович
8601032442 / 860101001
4
29.06.2007
Статус: Действующее

ОКФС: 50 — Собственность благотворительных организаций

ОКОГУ: 4220003 — Региональные и местные общественные объединения

ОКОПФ: 70401 — Благотворительные фонды

ОКАТО: 71131 — Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра (Тюменская область), Города окружного подчинения Ханты-Мансийского автономного округа Югры (см. также 71 180), Ханты-Мансийск

Основной (по коду ОКВЭД ред.2): 94.99 — Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки

Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД 2:

58 Деятельность издательская
58.13 Издание газет
Наименование ИНН Доля Сумма
Абдурахманов Абдулманаф Шахбанович 860101275058
Адыгезалбеков Валех Искендер оглы 860101961787
Гулиев Нуру Фатулах оглы 860100019044
МАМЕДАЛИЕВ ГАБИБ АГАХАН ОГЛЫ 860104146692
. показать исторические данные.

Регистрационный номер: 027001014455

Дата регистрации: 10.08.2007

Наименование органа ПФР: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 2088600000840

Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 09.01.2008

Регистрационный номер: 860000374686001

Наименование органа ФСС: Государственное учреждение — региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре

ГРН внесения в ЕГРЮЛ записи: 2078600023555

Дата внесения в ЕГРЮЛ записи: 15.08.2007

Мечеть нам нужна еще и для противостояния вербовщикам…

«Мечеть нам нужна еще и для противостояния вербовщикам…»

Прошедший круглый стол с участием представителей Совета по делам национально-культурных объединений и религиозных организаций Ханты-Мансийска затронул сразу несколько тем, которые в той или иной мере относятся к межнациональным отношениям в нашем городе.

Смотрите так же:  Нижнекамск мечеть адрес

— Прежде, чем мы начнем наш разговор, я хотел бы поблагодарить всех вас за эту встречу. И первое, о чем бы я хотел рассказать – это удивительная история, которая происходит прямо сейчас, — сказал Рустам Хазрат Аминов, имам хатыб местной мусульманской организации Махалля города Ханты-Мансийска. – Дело в том, что для начала полномасштабных работ по возведению мечети в Ханты-Мансийске у нас не хватает средств и ресурсов. На сегодняшний день есть, конечно, определенные результаты, достигнутые благодаря поддержке городских властей, в частности Главы Администрации Максима Павловича Ряшина: был проведен отсып участка, завезены более 1 300 машин с грунтом и песком и так далее.

Сейчас идет проектирование здания мечети и территории, прилегающей к ней. В связи со всем этим мы обращались в организации различного уровня, к бизнесменам с просьбой помочь в этом богоугодном деле. В том числе мы отправили к Главе Чеченской республики Рамзану Кадырову нашего имама из Горноправдинска с письмом, где выражалась просьба о помощи в постройке мечети в этом поселке. Конечно, мы надеялись на то, что наши просьбы будут услышаны, но понимали, что к Рамзану Ахматовичу обращаемся с такими просьбами не только мы.

После этого произошло одно чудесное событие. Один из наших прихожан, простой водитель маршрутного такси, дагестанец Рамазан Лабазанов, понимая всю сложность ситуации, позвонил своему хорошему знакомому, тот позвонил следующему и так далее. Таким необычным способом, который возможен, пожалуй, только в кино, о нашей проблеме узнал Рамзан Кадыров. И первого мая мне звонит наш Рамазан и сообщает, что ему лично позвонил Глава Чеченской республики, узнать, как обстоят дела и что необходимо для строительства. Я, признаюсь, поначалу не поверил в такую весть, посчитал ее шуткой. Но мой собеседник настойчиво уверял меня, что Рамзан Ахматович дважды звонил и интересовался. Дальше события стали развиваться стремительно: к нам приехали представители чеченских диаспор из округа и области, чтобы убедиться в том, что в ХантыМансийске проживают чеченцы, и что мы не являемся последователями различных религиозных течений, сект, запрещенных на территории Российской Федерации. Увидев, что мы придерживаемся традиционного ислама, они пообещали, что в ближайшее время нам будет дан ответ от Рамзана Кадырова. Конечно, у нас есть очень большая надежда на помощь, потому что в этом случае процесс постройки мечети в Ханты-Мансийске значительно ускорится. Со стороны представителей чеченской диаспоры даже рассматривался вариант предложения своего готового проекта мечети, что существенно упростило бы наши планы и возможности. Но мы сами тоже не сидим, сложа руки в ожидании помощи откуда-то свыше. У нас создан специальный фонд, благотворительные средства которого идут именно на строительство мечети.

По мнению Рустама Хазрата Аминова, строительство храма – дело важное не только для нашего города, но и для округа в целом, столицей которого является Ханты-Мансийск: «Более того, я считаю, что мечеть будет полезна и не для мусульман. Это будет красивое здание, которое станет еще одним украшением нашего города. К нам приезжают гости из разных уголков России, из-за рубежа, мы рады любому, вне зависимости от его религиозных убеждений. Но сами понимаете, что то небольшое здание мечети, которое существует сегодня, скажем так, неспособно вместить всех желающих, и отдать почести гостям в ней уже затруднительно».

В перспективе существует возможность создания при мечети духовной школы.

В части работы по просветительской деятельности Духовное управление мусульман Югры и Местная мусульманская религиозная организация Махалля Ханты-Мансийска реализует социально-ориентированный проект «Я знаю, я уважаю и я понимаю русский язык», миссией которого является поддержание межнационального и межконфессионального мира и согласия в югорском обществе. Целевой аудиторией проекта являются трудовые мигранты и их дети, прибывшие в Ханты-Мансийский автономный округ из стран Средней Азии и Закавказья, а основной задачей – образование, воспитание духовности и нравственности, популяризация русского языка и литературы. В рамках проекта проводится детский творческий конкурс «Коранические чтения». Он ориентирован на детей в возрасте 8-16 лет, из числа обучающихся общеобразовательных учреждений округа. Реализация данного конкурса будет способствовать формированию правильного представления об Исламе, а также иметь образовательный и воспитательный эффект направленный на дальнейшую интеграцию детей мигрантов в социальную и культурную среду Югры. Финансирование конкурса осуществляется за счет собственных и благотворительных средств Регионального Духовного управления мусульман округа и собственных средств Махалля города.

Кроме того, Духовным управлением мусульман Югры совместно с Духовным управлением мусульман Дагестана и местными мусульманскими религиозными организациями городов округа реализуется духовно-просветительский проект «Маулид — ан — Наби» (Рождение Пророка Мухаммада). Ежегодно Югру посещают делегации для поддержки в проведении мероприятия, посвященного Рождению Пророка, в рамках, которого проводятся встречи с прихожанами из числа мусульманской молодежи. Данное мероприятие служит целям духовно-нравственного просвещения, а также целям профилактики экстремистской угрозы и радикализации молодежной среды. Гости принимают активное участие в праздновании, а также отвечают на интересующие молодежь вопросы. Подобное общение способствует укреплению межрелигиозного и межнационального диалога как в самой Югре, так и между Югрой и Дагестаном.

И еще один конкурс, который проводится Духовным управлением мусульман Югры и местной мусульманской религиозной организацией Махалля города – социально-ориентированный проект «Югра – территория Мира», который занял первое место в окружном конкурсе «Поддержание межнационального и межконфессионального мира и согласия, развитие межнационального сотрудничества», проведенном Департаментом общественных связей округа в августе 2013 года. Миссией проекта является поддержание межнационального и межконфессионального мира и согласия в молодежной среде. В ходе реализации проекта будет организована серия просветительских мероприятий в молодежной среде с целью формирования правильного представления об Исламе и противодействия влияния деструктивных сект. Сам проект ориентирован на молодежь в возрасте 15-20 лет из числа обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования.

В рамках реализации данного проекта проводятся конференции, круглые столы, лекции по теме «Традиционный Ислам – основа духовной безопасности в молодежной среде Югры» с приглашением ученых и экспертов.

И все же стоит признать, что, несмотря на всю проводимую работу мусульманских общин, все же в округе имеются случаи вовлечения молодежи в ряды запрещенных в Российской Федерации террористических организаций. Однако оговорюсь, что это ни в коей мере не означает, что духовенство и представители диаспор плохо выполняют свою работу.

Отвечая на вопрос, почему такое происходит, Магомедали Рамазанов, заместитель председателя Совета, представитель местной общественной организации «Национально-культурный центр народов Дагестана» сказал: «На самом деле, работа и впрямь ведется очень большая, поверьте. Если раньше при слове «ваххабизм» люди думали, что это обычное направление ислама. А раз так – то пусть сами и разбираются в религиозных вопросах. То сегодня мы видим, что борьба уже ведется на уровне государства. Я считаю, что мы должны начать, в первую очередь, с самих с себя. С города. Собрать мусульман, которые имеют авторитет и уважение соплеменников – в образовании, в спорте, в медицине, в бизнесе, в правоохранительных органах, в политике. Создать площадку для работы. Ведь молодежь, которая сегодня имеет постоянный доступ в Интернет, трудно будет наставить на правильный путь одними только разговорами и увещеваниями. Нам надо показать, что в городе есть люди, помимо духовных лидеров и руководства диаспор, которые добились всего сами, следуя правилам традиционного ислама, без уклона в какие-то радикальные явления. Нам надо показать, что путь экстремизма всегда оканчивается кровью невинных и не имеет ничего общего с именем Аллаха. Это самая главная задача. И, на мой взгляд, строительство мечети в Ханты-Мансийске – это очень важный шаг. Ведь сейчас вербовщики действуют не только в Интернете, но и собирают возможных будущих террористов на квартирах, рассказывают им про свои идеи, переворачивая весь смысл ислама, обрабатывают мозги. А если в городе будет мечеть, медресе, где богословы помогут разобраться прихожанам в Коране, в заповедях, объяснят значения сур, то тогда подобных квартирных встреч будет гораздо меньше».

Смотрите так же:  Как ходить в мечеть мужчине

Православие как религия всегда держится на старцах – на людях, которые не только хранят в себе веру, но и стараются делиться своими знаниями с теми, кто приезжает к ним в скиты, в монастыри. В исламе тоже есть истинно верующие, кто чтит, соблюдает и передает традиции. И их слово всегда было самым веским аргументом для правоверных мусульман. Но именно эти хранители знаний и мудрости являются самыми злейшими врагами для ваххабитов, которым не нужна правда, не нужна истина. Поэтому они стараются физически уничтожить тех, кто готов жить в мире с представителями иных конфессий, иных религий. Примеров тому достаточно. И поэтому приглашать знатоков ислама на различного рода дискуссии, беседы – дело очень затруднительное.

— Надо сказать, что одними разговорами с прихожанами, детьми, молодежью мы не обходимся, — продолжил свой рассказ Рустам Хазрат Аминов, имам хатыб местной мусульманской организации Махалля города Ханты-Мансийска. – В частности, у нас проходит такая замечательная, на мой взгляд, акция «Литературная гостиная», где каждый желающий может ознакомиться с творчеством писателей и поэтов разных стран, разных мировоззрений. Помимо этого, мы стараемся увлечь молодежь спортом. У нас есть прихожанин Абдул, который занимался вольной борьбой, имеет разряд и хочет тренировать подростков. Но пока, к сожалению, нет площадки для этого.

— На самом деле, дело это можно решить, — заметил Андрей Макаренко, ответственный секретарь Совета, заместитель начальника управления общественных связей Администрации Ханты-Мансийска. – Буквально три месяца назад к нам в город по приглашению приехал из Ямала спортсмен, который сегодня руководит секцией вольной борьбы, помещение для которой было предоставлено спортивным комплексом «Дружба». Поэтому такие важные вопросы все же решаются.

Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться сегодня мусульманскому духовенству – книги по исламу. Нет, они есть, они востребованы. Но дело в том, что судебные решения по признанию той или иной книги экстремистской, которые могут быть вынесены в любом регионе страны, но обязательны для всех, порой просто невозможно своевременно отследить. А доказывать потом проверяющим инстанциям свою правоту – дело весьма хлопотное. Конечно, список запрещенных в России книг всегда отслеживается, но все же возможность попасться на упущении остается всегда.

— Знаете, мой внук занимается хоккеем и у них в команде есть ребята разных национальностей. Но это действительно команда, в которой не важен разрез глаз и цвет кожи, — рассказал Анатолий Корнеев, директор МБУ «Городской информационный центр». – Потому что они все работают на достижение общей цели. И если это могут сделать дети, то как нам всем научиться у них такому единству и сплоченности? Понятно, что всегда будут желающие вбить клин в наши отношения. Но тогда и бороться с ними тоже нужно всем вместе, не перекладывая заботу о пришлых только на плечи мусульманских организаций.

По словам Рустама Хазрата Аминова, работа с детьми – это еще один наиважнейший фактор в укреплении межнациональных отношений: «Нам необходимы учителя, для которых таджикский, узбекский азербайджанский или, к примеру, киргизский языки будут родными. Но при этом они должны иметь и диплом учителя русского языка и литературы. Это позволит быстрее интегрировать детей, позволит им лучше приспособиться к жизни в России, понимать своих сверстников и не быть отчужденными. И такие преподаватели есть. Мы готовы привлечь их к работе в мечети, но, к сожалению, не имеем средств для оплаты их работы. Пока эта идея не нашла своего продолжения, но, учитывая ее назревшую необходимость, уже стоит об этом задуматься».

В завершение встречи председатель Совета по делам национально-культурных объединений и религиозных организаций Ханты-Мансийска Тагир Аюпов отметил: «Я считаю, что если кому-то из здесь присутствующих или живущих в городе мусульман каким-то образом попадет в руки журнал на арабском языке – не важно, какой он направленности – то его вряд ли станут читать. Я считаю, что наши городские национально-культурные объединения делают очень много со своей стороны для того, чтобы не допустить возникновения каких-либо столкновений или негативных ситуаций. Но создание сплоченного общества, настоящей дружбы народов, которой мы все не столь давно заслуженно гордились, живя в Советском Союзе – это дело всех нас: православных, правоверных, прочих верующих, даже атеистов. Только вместе, только без лишнего пафоса и самолюбования мы сможем изучить этот вопрос и работать над ним».

Религиозные объединения

Местная религиозная организация православный Приход храма в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Духовное управление мусульман ХМАО-Югры

Местная религиозная организация православный Приход храма Покрова Божией Матери г. Мегиона ХМАО-Югры Тюменской области Ханты-Мансийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Местная мусульманская религиозная организация «Махалля»

Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» № 2 г. Нижневартовска

Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» гп.Пойковский

Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» сп. Салым

Местная мусульманская религиозная организация г. Радужный

Местная мусульманская религиозная организация города Когалыма

Местная мусульманская религиозная организация города Лангепаса

Местная мусульманская религиозная организация города Нефтеюганск

Местная мусульманская религиозная организация города Нягань

Местная мусульманская религиозная организация города Покачи Соборная мечеть

Местная мусульманская религиозная организация города Сургута

Местная мусульманская религиозная организация города Урая

Местная мусульманская религиозная организация города Ханты-Мансийска

Местная мусульманская религиозная организация городского поселения Белый Яр Сургутского района

Местная мусульманская религиозная организация городского поселения Новоаганск

Местная мусульманская религиозная организация городского поселения Талинка

Местная мусульманская религиозная организация Махалля (г. Пыть-Ях)

Местная мусульманская религиозная организация Махалля № 1 г. Нижневартовска

Местная мусульманская религиозная организация Махалля № 2 г. Мегион

Местная мусульманская религиозная организация Махалля г. Лянтор

Местная мусульманская религиозная организация Махалля г. Югорска

Местная мусульманская религиозная организация Махалля г.Белоярский

Местная мусульманская религиозная организация Махалля городского поселения Федоровский

Местная мусульманская религиозная организация махалля п. Ульт-Ягун

Местная мусульманская религиозная организация Махалля пгт. Излучинск

Местная мусульманская религиозная организация сельского поселения Горноправдинска

Местная мусульманская религиозная организация сельское поселение Нижнесортымский

Местная религиозная организация Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нягань

Местная религиозная организация «Римско-католический приход Святого Иосифа Труженика» в г. Сургуте

Местная религиозная организация «Римско-католический приход Святого Николая» в г. Нижневартовске

Местная религиозная организация «Церковь Благодати» евангельских христиан-баптистов города Ханты-Мансийска

Местная религиозная организация «Церковь евангельских Христиан п. Приобье»

Местная религиозная организация «Церковь Евангельских христиан поселка Горноправдинск»