Меню

Мечеть в гяндже

Ансамбль Шейха Бахауддина, Гянджа

Ансамбль Шейха Бахауддина

Главным Гянджинским историческим ансамблем является историко-архитектурный комплекс, созданный Шейхом Бахауддином, куда входят Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Мечеть была построена в XII веке (1606 год), во времена правления Шаха Аббаса, по имени которого также называют мечеть. Эта настоящая гордость Гянджи. В этом году ей исполнилось 400 лет! Здание было построено по проекту зодчего, астронома и везира шаха Аббаса — Шейх Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть, построенная из красного кирпича, представляет приземистое, но широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой, и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крыша мечети – огромный металлический купол диаметром 17 метров.

Будто из середины здания мечети «вырастают» два высоких минарета, увенчанные вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в XIX веке. Но все равно их оригинальное конструкторское решение поражает своей оригинальностью.

Известно, что Шейх Бахауддин был отличным астрономом. Свои знания он применил в строительстве мечети: ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. До сих пор гянджинцы проверяют по исчезающей тени время — точность абсолютная.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время (было разрушено во время советской власти). В данное время мечеть и медресе восстановлены и функционируют.

Немного позже Джума-мечети Шейх Бахауддин построил рядом Чекяк-хамамы.

Баня состоит из двух сообщающихся залов. Большого — с бассейном и фонтаном в центре, предназначенного для отдыха, и малого – для купания. Возведённая из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен. Зимой жарко, летом — прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим опять-же в стенах и полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан. Само ощущение, что моешься в бане, где проводил время сам шах Аббас, придавала процедуре купания особую остроту ощущений.

С 2002 года Чекяк-хамамы приобрёл статус памятника культуры международного значения и находится под охраной ЮНЕСКО.

И третья по времени постройка в ансамбле Шейха Бахауддина – Гянджинский караван-сарай. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце XX века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Здание караван-сарая – двухэтажное, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Гянджа — это второй по величине город в Азербайджанкой Республике. Расположен он на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Город является центром исторической области Арран. Несколько раз название этого региона Азербайджана менялось. Так, в период с 1804 по 1918 годы он назывался Елизаветполь, с 1918 по 1935 — снова носил название Гянджа, в 1935 был переименован в Кировабад (в честь С. Кирова), а в 1989 ему было вновь возвращено историческое имя. По последним данным, возраст Гянджи насчитывает более 2500 лет.

В городе имеется железнодорожная станция на ветке Баку — Тбилиси, а также аэропорт. По данным на 2007 год численность населения Гянджи составило 350 тысяч человек.

На протяжении многих и многих веков Гянджа играл немаловажную роль в истории и жизни страны. Всегда он был очень развитым городом, здесь жили и работали лучшие мастера- ремесленники, производившие замечательные изделия из глины, керамическую посуду, ковры, ювелирные украшения. В настоящее время все это хранится в государственных музеях Азербайджана. Кроме того, Гянджа является родиной всемирно известного восточного поэта Низами Гянджеви, автора поэмы «Семь красавиц», человека ставшего частью национального наследия Азербайджан. В городе имеется немало памятников Низами, также стоит мавзолей, где он похоронен.

Не раз город являлся столицей различных ханств и княжеств, в составе которых оказывался. Немало испытаний пришлось пройти городу, прежде чем он дожил до наших дней: много раз он оказывался разрушенным в результате набегов захватчиков, междоусобных войн, сражений. А однажды случилось так, что еще не погубленное людьми погубило сильнейшее землетрясение, разрушившее город до основания. Но не привык город сдаваться. Оставшиеся в живых после губительной катастрофы люди общими усилиями восстановили былую мощь Гянджи, в результате чего он еще потом долгое время оставался весьма значимым торговым центром на караванных дорогах Великого Шелкового пути.

Сегодня древний город Гянджа — весьма привлекательный туристический объект, посмотреть на достопримечательности которого съезжаются путешественники со всего мира. Кроме того, город знаменит еще и тем, что участвует в проекте по восстановлению торгового маршрута Великого Шелкового пути.

Происхождение названия

Этимология слова «Гянджа» еще до конца не изучена, а относительно правильного истолкования этого топонима имеются различные мнения. «Гянджа» (у арабов — «Джанза», а у грузин — «Гяндза») раньше воспринималась как пехлевийское слово, обозначавшее «клад», «сокровище», «место хранения урожая». Однако ни одно из этих толкований не имеет научно обоснованных доказательств. Согласно Реслеру, термин этот имеет азербайджанское происхождение. Но есть и такие исследователи, которые соотносят слово «Гянджа» с названием племени Ганджаков. Кстати, существование данного племени и их обитание на территории современного Азербайджана в науке давно было доказано. Ряд мест как в Азербайджане, так в Средней Азии связан с именем этого племени. Итак, следовательно, последний вариант происхождения термина имеет более достоверную основу.

Легенда о рождении города

Как и у всякого другого древнего загадочного города Востока, у Гянджи есть своя легенда. Она гласит о том, что некогда арабский наместник Мазъяд совершал переход через Арран. И вот, когда наступила ночь, он развернул шатер поблизости от трех холмов. В шатре он, как и полагается после трудного дня путешествия, заснул и увидел весьма интересный сон. Так, ему приснилось, будто он стоит посреди открытой местности и с ним кто-то разговаривает, только был это не человек, а просто голос. Во сне голос рассказал ему тайну, о которой никто прежде не знал. Оказалось, что в одном из трех холмов, рядом с которыми в шатре спал наместник, зарыт клад с сокровищами. Голос приказал арабу: «Оседлай коня и веди его к холмам. У холма, возле которого он остановится и забьет копытом, начни копать, и обнаружишь клад. Заложи на этом месте новый город и назови его Гянджа (то есть «клад»)». С этими словами наместник проснулся. Он сразу же взял коня и повел его к холмам. К великому удивлению Мазъяда конь остановился возле одного из них и стал бить копытом. Мазъяд спешился. Под холмом он действительно обнаружил бесценный клад — огромные котлы, доверху наполненные золотом и драгоценными камнями. Затем наместник исполнил все, что ему повелел голос во сне. Так собственно и появился город Гянджа. Однако все это лишь легенда. А хотя кто знает…

Смотрите так же:  Султан ахмет мечеть в стамбуле

Достопримечательности Гянджи

Старая крепость. Руины некогда величественной крепости можно увидеть на подступах к городу. Сейчас от ее былого величия остались лишь бесформенные каменные глыбы. Крепостная стена тянулась вдоль всего берега реки Гянджачай. Но со временем вода, служившая верным охранником крепости, подобралась ближе и подточила и без того ветхие ее стены.

Когда-то здесь располагались две мощные башни на расстоянии около 600 метров друг от друга. Знаменитые ворота древней Гянджи служили воротами крепости.

Ворота древней Гянджи. Знаменитые врата Гянджи появились на свет благодаря стараниям кузнеца Ибрагима ибн Османа в 1063 году. Изготовил он их по приказанию правителя из династии Шеддадидов. Ворота представляют собой шедевр ремесленного искусства того времени, они были изготовлены из литого железа и с внешней стороны украшены орнаментами и узорами методом чеканки. Среди орнамента на «куфи» были выбиты имя мастера и дата изготовления ворот. В 1139 году с воротами произошло интересное событие. Воспользовавшись недавним землетрясением, практически разрушившим город и уничтожившим его жителей, грузинский царь Деметр I совершил нападение на Гянджу и в качестве трофея захватил городские ворота. А уцелевшие после катастрофы немногочисленные гянджинцы потом на собственных спинах несли ворота весом в несколько тонн. До настоящего момента сохранилась лишь одна створка ворот. Она вмонтирована в стену Келатинского монастыря, расположенного напротив могилы грузинского царя Давида IV.

Древнее городище Гянджа. Городище расположено в 7 — 10 километрах к северо-востоку от современной Гянджи. В общей сложности, с учетом всех предместий, территория городища составляет 810 гектар, в пределах же крепостных стен — около 250 гектар.

Во внутренней части крепости здания были очень плотно пристроены друг к другу и отделены узкими кривыми улочками. С 1930-х годов на территории городища проводились раскопки, благодаря которым было обнаружено сразу несколько культурных слоев и миру были открыты такие сенсационные находки, отражающие быт и хозяйственную жизнь города, как керамический водопровод, монеты 10 — 11 веков, изделия из стекла, фаянса, керамики, меди и железа.

Результаты раскопок позволили даже выдвинуть предположение о том, что возможно город был основан не в 9 веке, а гораздо раньше. В городище были обнаружены остатки целых жилых кварталов с руинами кирпичных домов, глинобитными очагами, тандырами, древними светильниками наподобие керосинок, керамические изделия с изображениями животных и орнаментом из арабских надписей. Кроме того, были найдены глиняные статуи животных, что встречается весьма редко в культуре мусульманских стран.

В настоящее время многие из этих находок хранятся в музеях Азербайджана.

Мавзолей Имам-задэ. Мавзолей шейха Ибрагима, возведенный на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 6 веке, является одной из главных достопримечательностей города. Мавзолей также известен под названиями «Гей-Имам», которое произошло от голубого цвета его купола, и «Имам-задэ», являющееся традиционным названием мавзолеев, где погребены потомки пророка Али (дословно «Имам-задэ» можно перевести как «Сын пророка»).

Мавзолей Имам-задэ является мусульманской святыней, куда ежегодно совершают паломничество сотни верующих. В комплекс мавзолея входят кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. Все они впоследствии были обнесены кирпичной стеной. Старинное кладбище в Гяндже — единственное место в стране, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Самым красивым во всем ансамбле является купол мавзолея, облицованный ярко-голубыми изразцовыми плитками. На голубой облицовке четко выделяется темно-синий штампованный рисунок. Высота купола — 2,7 метра, диаметр — 4,4 метра. Высота самого мавзолея составляет 12 метров. В 19 веке мавзолей был отреставрирован, но, несмотря на это, вид он имеет весьма ветхий. Мечеть при мавзолее функционирует до сих пор.

Ансамбль Шейха Бахауддина. Историко-архитектурный комплекс 17 века, созданный Шейхом Бахауддином, включает в себя Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

Джума-мечеть была построена во времена правления шаха Аббаса, поэтому иногда именно так ее и называют. Она — несомненная гордость Гянджи. Здание было построено по проекту зодчего, астронома и визиря шаха Аббаса — Шейха Бахауддина, прямого потомка Низами.

Мечеть из красного кирпича, представляет собой приземистое, широкое здание. Оно состоит из молельного зала, разделенного на две половины (для мужчин и женщин) большой ширмой и маленьких смежных комнат. Окна мечети украшают узорные решетки-шебеке. Перед массивными воротами мечети когда-то расстилалась базарная площадь, окруженная лавками и вековыми платанами. Крышей мечети является огромный металлический купол диаметром 17 метров.

При мечети имеются два высоких минарета, увенчанных вышками для осмотра окрестностей. Минареты были отреставрированы и слегка видоизменены в 19 веке.

Во дворе мечети находится медресе, построенное в то же время, которое, к сожалению, было разрушено во время советской власти. Однако в настоящее время оба объекта восстановлены и прекрасно функционируют.

Джума-мечеть имеет одну интересную особенность. Так как Шейх Бахауддин был отличным астрономом, он применил свои знания и в строительстве. Так, ровно в полдень исчезает тень, падающая на западную стену строения. Это указывало правоверным, что пришло время полуденного намаза. По сей день гянджинцы проверяют по исчезающей тени время — точность абсолютная.

Чеяк-Хамам — это баня, состоящая из двух сообщающихся залов. В центре большого зала расположены бассейн и фонтан (он предназначен для отдыха), малый предназначен для купания. Возведенная из красного кирпича, баня имеет два больших и пять малых куполов. На макушке больших куполов расположены полукупола, которые играли роль вентилятора: от них вентиляционные трубы расходились по пространству внутри стен, зимой там было жарко, а летом — прохладно. Баня отапливалась дровами. В подвале находилось два паровых котла. Пар подавался в залы по керамическим трубам, проходящим также в стенах и в полу бани. Пар равномерно циркулировал и отапливал все помещение. Эта уникальная система 400-летней бани идеально проработала до 1963 года. И все эти столетия баня была очень популярна среди горожан.

С 2002 года Чекяк-Хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай является третьей по времени постройкой в ансамбле Шейха Бахауддина. Сегодня здание средневекового караван-сарая играет роль Храма знаний. В конце 20 века здесь удобно расположился Гянджинский гуманитарный колледж. Караван-сарай представляет собой двухэтажное здание, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. В здании также размещается музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавадхана. Не так давно на территории исторического ансамбля, во дворе мечети, на месте могилы бесстрашного правителя Гянджи — Джавадхана, погибшего 3 января 1804 года при защите Гянджи от иноземных захватчиков, была построена гробница. В 1990-е годы прошлого столетия останки Джавадхана были перенесены сюда со старинного городского кладбища. Начавшееся в 2004 году строительство продолжалось несколько месяцев. При его возведении строители придерживались требований средневековой архитектурной школы. Памятник открылся в 2005 году и занял достойное место среди других памятников 17 века.

Мавзолей Низами Гянджеви. Низами Гянджеви, родившийся в 1141 году был одним из образованнейших людей своего времени. Всемирную известность он получил как автор «Хамсе» (Пятерицы), в которой были объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Большая часть лирики Низами посвящена любви. Другие всемирно известные произведения Низами — поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искендер-намэ».

Смотрите так же:  Мечети в коломягах

По сей день мавзолей остается местом паломничества и поклонения поэтов. Он расположен при подъезде к городу с юго-западной стороны. Усыпальница представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Гянджа – второй по величине город страны, памятник древнейшей культуры, индустриальный центр западного Азербайджана. Город с историей, которая насчитывает 2.5 тысячи лет (в 2013 году Гянджа отметит 2507-летие), представляет большой интерес для туристов. Эта область обладает богатым природным, культурным и историческим наследием.

Здесь много лесов, виноградников, озер, рек и гор. Район знаменит многими минеральными источниками и уникальной лечебной нефтью — нафталан. Эта природная субстанция используется как самое эффективное лекарство для лечения дерматологических, ревматических и неврологических заболеваний. Гянджинский санаторий «Нафталан» расположен в историческом центре древней столицы Азербайджана. Кроме того в 48 км к юго-востоку (50 минут на машине) от Гянджи располагается город Нафталан, в котором множество профильных лечебниц.
В регионе расположен знаменитый Гёйгёльский заповедник, который является первым заповедником в Азербайджане. В результате разрушительного землетрясения, которое разрушило гору Кяпяз (XII) образовалось большое горное озеро Гёйгёль, окруженное со всех сторон горами Малого Кавказа. Воды озера, которое расположено на высоте 1600 м над уровнем моря в живописной ложбине реки Агсу – это большой аквариум с великолепной ихтиофауной. Например, здесь обитает редкая озерная форель. Цвет и чистота воды просто поразительна: она самая чистая среди многих горных водных резервуаров Кавказа. Длина озера приблизительно 2.5 км, ширина 600 м, а глубина 93 м; с января по март оно замерзает. Крутые берега Гёйгёля покрыты густыми дубовыми и грабовыми лесами, в которых к тому же растут дубы, грабы и буковые деревья. Здесь также встречаются фруктовые деревья, такие как яблоня, груша, вишня и слива. В сезон дождей на берегах озера можно собирать грибы и ягоды. В лесу есть олени, дикие кабаны, медведи, волки, рысь и многие другие виды животных. Эта территория является идеальным местом для купания, прогулок, путешествия, семейных пикников.

Гянджа — Родина великого Низами. Нельзя быть в Гяндже и не посетить мавзолей великого поэта, возле которого стоит монументальный памятник поэту из мрамора высотой 20 метров. Позади него расположены вылитые из металла фигуры, изображающие сюжеты произведений Низами. В городе именем Низами названы музей, галерея изобразительного искусства, театр поэзии.
Город древнейшей культуры Гянджа сохранила облик красивого города с множеством памятников зодчества.

Один их главных – Джума-мечеть – центральная мечеть Гянджи. Выдающийся азербайджанский поэт Вазех долгое время преподавал в медресе при Джума-мечети. Сохранил свою первоначальную красоту мавзолей шейха Ибрагима.
Есть также несколько других старинных мечетей: мечеть Гызыл Гаджалы, Озан, Бала Багбан, Шарафханлы, Шахсеван и другие. Среди старинных памятников архитектуры: большой и малые мосты (XII в.), дворец Дарус Султана (XII в.), башни, соборная мечеть медресе, бани, караван-сараи, комплекс сооружений Имамзаде (XVI в.) – красивое здание с синими куполами, которое было построено как мавзолей Имама Баджиры ибн Ибрагима. Представляет интерес здание первого парламента Демократической республики Азербайджана, перед ним раскинут большой городской парк. Здесь же находятся остатки стен крепости XVI столетия. Выделяются своими поразительными цветами и привлекательными куполами городские бани. Рядом находится могила Джавад-хана. Чтобы узнать больше об истории Гянджи туристы могут посетить местный краеведческий музей, где хранится более 30 тысяч экспонатов, которые расположились в 18 выставочных залах.

В Гяндже множество парков и живописных аллей, в которых приятно побродить в летний денек, самым большим и красивым из которых считается «Хан багы» («Ханский сад»), названный так в годы правления Джавад хана (1748-1803).

Городские парки и аллеи — Физули, Нариман Нариманов, Победы, Фикрета Амирова, также чрезвычайно популярны у местного населения и гостей Гянджи.

На территории города также действуют Олимпийский Комплекс с его богатой спортивной инфраструктурой.
Также советуем вам посетить гянджинский рынок, где можно купить и отведать местные дары природы. А чтобы было, куда все это сложить обратите внимание на продающиеся здесь же плетеные корзины — «сябят». Только в этом удивительном городе плетут корзины из речного камыша. Хотя обычные корзины плетут, конечно, по всему Азербайджану, но из речного камыша — только в Гяндже и ее окрестностях.

Отели:

  • Ramada Plaza Ganja;
  • Vego Hotel;
  • Ganja Hotel;
  • Karvansaray Hotel;
  • Deluxe Hotel.

ТОП-10 памятников города Гянджа — ФОТО

Новости-Азербайджан. Гянджа — один из старинных и красивейших городов Азербайджана — становится Меккой для туристов. По количеству своих достопримечательностей и исторических мест он совсем не уступает Баку и сегодня является вторым по значимости городом страны. Здесь родился и творил автор «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви, через Гянджу проходил знаменитый Великий шелковый путь и до сих пор действует православная церковь 19 века. Представляем вашему вниманию ТОП-10 мест, где обязательно нужно побывать туристу во время посещения Гянджи.

Джума-мечеть

Зодчий, астроном и везирь шаха Аббаса Шейх Бахауддин являлся прямым потомком поэта средневекового Востока Низами Гянджеви и сыграл важную роль в архитектуре Гянджи. Например, джума-мечеть носит имя шаха Аббаса, ведь именно во времена его правления в 17 веке она была построена. При возведении минаретов мечети астроном применил оригинальное конструкторское решение: ровно в полдень исчезала тень, падающая на западную стену строения, что указывало правоверным о приходе времени полуденной молитвы. Сегодня это один из главных исторических памятников Гянджи. Вместе с такими памятниками как караван-сарай и Чекяк-хамам он входит в ансамбль Шейха Бахауддина.

Чекяк-Хамам

Баню Чекяк-хамам Шейх Бахауддин построил позже, после мечети. Баня изначально предназначалась для знати, но впоследствии здесь разрешили отдыхать всем горожанам. В бане два зала: большой с бассейном и фонтаном в центре для отдыха, и малый, предназначенный для купания. У здания необычное строение — на макушке куполов расположены полукупола, играющие роль вентиляторов. Расходящиеся от них по пространству внутри стен вентиляционные трубы приводили к тому, что зимой в помещении было жарко, а летом прохладно. Не менее уникальной являлась и паровая система бани, которая идеально проработала более 400 лет. С 2002 года Чекяк-хамам приобрел статус памятника культуры международного значения и находится под охраной ЮНЕСКО.

Караван-сарай

Эта постройка стала третьей в ансамбле Шейха Бахауддина. Здание караван-сарая — двухэтажное, включающее в себя 15 залов и 54 комнаты. При его строительстве были применены в качестве стройматериалов смесь глиняно-известкового раствора с яичным белком и обожженный красный кирпич. Сегодня средневековый караван-сарай играет роль храма знаний. В конце XX века здесь расположился Гянджинский гуманитарный колледж, а также музей поэтессы Месхети Гянджеви.

Усыпальница Джавад-хана

Недалеко от мечети Шаха Аббаса находится усыпальница Джавад-хана, выполненная в стиле средневековой архитектурной школы. Она возведена в честь бесстрашного правителя Гянджи, погибшего при взятии города русскими войсками в начале 19 века. Усыпальница установлена на месте могилы Джавад-хана, которую уничтожили в советский период. В начале 2000-х годов она была случайно обнаружена во время реконструкции городской площади: надпись на фарсидском языке на надгробной плите, изготовленной из мрамора, говорила о том, что могила принадлежит Джавад-хану. В 2005 году при поддержке Фонда Гейдара Алиева была возведена усыпальница, и таким образом, память о Джавад-хане увековечили.

Смотрите так же:  Прямая трансляция с открытия мечети в москве

Мавзолей Низами

Родившийся в Гяндже великий поэт Низами Гянджеви внес неоценимый вклад в историю не только азербайджанской, но и мировой литературы. Всемирную известность ему принесла «Хамсе» (Пятерица), в которой объединены пять поэм, отобразившие не только высокое мастерство пера поэта, но и его этические и философские взгляды. Мавзолей Низами Гянджеви находится при въезде в город и является местом паломничества и поклонения поэтов. Оно представляет собой современное монументальное сооружение цилиндрической формы из красного гранита, обтесанное на манер полукруглых граней. Внизу находится вход в мавзолей, кажущийся просто крохотным на фоне величия всей постройки. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.

Мавзолей Имамзаде

Памятник XIV века Мавзолей Имамзаде расположен в нескольких километрах от Гянджи. Название «Имамзаде» — это традиционное название мавзолеев, где похоронены потомки пророка Али. Здесь находится гробница шейха Ибрагима, возведенная на месте погребения сына Имама Мухаммеда Багира. В свою очередь, мавзолей также известен под названием «Гей-Имам», связанным с голубым цветом его купола. Мавзолей является мусульманской святыней, в комплекс входит также кладбище, маленькие мечети, караван-сарай и другие сооружения. В свою очередь, находящееся здесь старинное кладбище — единственное место в Азербайджане, где встречается наибольшее количество памятников с портретными изображениями.

Центр Мехсети Гянджеви

Поэтесса Мехсети Гянджеви являлась яркой представительницей исламского Возрождения XII века. Она была исторической личностью, принимала участие в поэтических собраниях при дворе правителя Гянджи, султана Мухаммеда. Центр Мехсети Гянджеви в Гяндже был построен в 2019 году по инициативе Фонда Гейдара Алиева и сегодня функционирует в качестве творческого учреждения. В читальном зале центра представлены книги о жизни и творчестве, литературном наследии Мехсети Гянджеви, рубаи поэтессы на азербайджанском, русском и английском языках в электронном формате, а также издания о выдающихся поэтах и мыслителях, азербайджанской музыке и ковроткачестве. В выставке национальных костюмов демонстрируются образцы национальной одежды, которую носили женщины в эпоху Мехсети. В картинной галерее представлены различные табло, посвященные образу Мехсети Гянджеви и ее рубаи, произведения искусства, монументальные произведения.

Церковь Александра Невского

В начале октября в Гяндже торжественно отметили 130-летие русской православной церкви Александра Невского. Единственный православный храм в западном регионе Азербайджана был возведен в 1887 году на месте старинного кладбища на благотворительные средства как местных православных, так и мусульман. В 30-40-х годах прошлого столетия работа церкви была приостановлена, а в здании функционировал краеведческий и антирелигиозный музей. Лишь после Второй мировой войны храм вновь возобновил работу и открыл свои двери для прихожан. Среди уникальных икон церкви — икона святого благоверного князя Александра Невского и святой Марии Магдалины, которые сохранились еще с дореволюционного периода.

Бутылочный дом

В неприметном переулке Гянджи находится необычный бутылочный дом, который стал современной достопримечательностью города. Двухэтажный особняк возведен местным жителем Ибрагимом Джафаровым в 1966-67 годах в память о брате, пропавшем во время Второй мировой войны. При строительстве использовалось 48000 стеклянных бутылок различной формы и размеров, а также красочные камни, привезенные из Сочи. Большой портрет пропавшего брата Юсифа Джафарова нанесен на фасаде дома, стены которого также украшены записками об Олимпийских играх в СССР 1980 года. Сегодня в этом необычном здании живут дети и внуки Джафарова, которые мечтают обновить дом в память о своем деде.

Хан багы

Ханский сад был заложен в 1700 году, а свое название получил в годы правления Джавад-хана. До 1850 года в парке росли лишь фруктовые деревья, однако затем здесь были высажены и декоративные растения. В 2010 году сад Хан багы был реконструирован и теперь это современный парк с фонарями и современными скульптурами, сохранивший также свои старинные деревья. В парке есть мини-зоопарк, искусственный пруд с белыми лебедями, инсталляция из кустарника в форме пианиста за роялем в натуральную величину, а также стилизованные под старину фаэтоны. Хан багы — любимое место горожан и туристов, которые любят посидеть в местной чайхане, где можно выпить чая из «армуды» с айвовым вареньем.

Bir Memarl?q Blogu

Джума-мечеть в Гяндже

08 Понедельник Окт 2012

Комплекс сооружений Джума-мечети расположен на левом берегу р.

Джума-мечеть( 2-ая половина XIX в.)

Гянджачай, в центральной части города. Построена, в 1606 году по проекту архитектора Шейх Бахеддин Мохаммеда АмиляТакже часто называется «Мечеть шах Аббаса», так как была построена по поручению персидского шаха Аббаса I Великого в годы его правления. Он включает монументальное здание мечети, выстроенное в середине двора, входной портал с двумя симметрично расположенными по его сторонам минаретами, и здание медресе, остатки которого сохранились до наших дней.
Главной в комплексе является сама Джума-мечеть, построенная в 1606 г. Ее план имеет квадратную форму и состоит из центрального квадратного молитвенного зала и примыкающим к его углам небольших помещений. В трех стенах зала, кроме южной, расположены неглубокие ниши, а в южной устроен михраб. Вход в мечеть расположен с северной стороны.
Характерной чертой планового решения является большое количество помещений и проемов,соединяющихся между собой портальными нишами и залом. Центральный зал решен трехсветным. Квадратное основание его в третьем ярусе переходит при помощи тромпов в восьмигранник и далее в окружность — основание купола. Постепенное изменение геометрических
форм по высоте является конструктивным приемом, подготовившим опору для сооружения большого купола диаметром в 14 м.
Интерьер большого зала мечети имеет скромное убранство. Ниши перекрыты стрельчатыми сводами, а плоскости стен ниш прорезаны по вертикали тремя проемами. Арки дверных проемов трехцентровые, а оконных — имеют простые шебеке, с выполненным из гажи растительным орнаментом позднего происхождения.

Михраб мечети украшен трехъярусными сталактитами со вставленными в них

план и разрез Джума-мечети(Гянджа)

зеркалами, также позднего происхождения (после реставрационных работ в 1854 — 1855 гг.).
На высоте 4,2 м от пола на северной, западной и восточной стенах зала устроены небольшие ложи, якобы предназначавшиеся для женщин. Большой купол мечети изнутри гладко оштукатурен.
Купол опирается на стены центрального зала, имеющие толщину 1,0 — 1,3 м.
Перекрытия всех помещений — своды, сложенные из кирпича с земляным покрытием снаружи.
Хорошо сохранился кирпичный пояс у наружного основания купола на крыше мечети.
Все фасады мечети решены в лаконичных формах. Главный фасад прорезан большой стрельчатой аркой портала с двумя неглубокими нишами. При входе во двор с обеих сторон портала имеются два минарета, гладкая поверхность которых покрыта рисунками геометрической формы. Минареты завершены «короной» развитого карниза балкона «шерефе».
Здание Джума-мечети построено из обожженного кирпича размером 20х20х4,5 см,кладка выполнена на гажевом растворе.

В 2008 году здание мечети было капитально отреставрировано. В ходе ремонтных работ были найдены вложенные в конверт старые российские царские купюры столетней давности. Эта находка позволила сделать вывод, что в последний раз ремонтно-восстановительные работы на территории мечети проводились в 1910 году, а не в конце XVIII века при Джавад-хане, как это предполагалось ранее.

Источник:

К.М. Мамед-заде Строительное Искусство Азербайджана( с древнейших времен до XIX в.)