Летний дворец в летнем саду архитектор

Летний дворец в летнем саду архитектор

Летний дворец Петра I был построен в 1710–е годы на территории летней резиденции государя (Летнего сада) по проекту ведущего архитектора той поры Д.Трезини.

Летний сад всего на девять месяцев старше Санкт-Петербурга. Именно это место было выбрано для устройства резиденции по нескольким причинам. Во-первых, этот участок среди болот и лесов был давно обжит. Еще при шведах, в 60-е годы XVII века здесь находилась мыза с садом, принадлежавшая шведскому майору Конау. Во-вторых, место находилось довольно далеко от шума стройки Петропавловской крепости, а Петр хоть и был великаном с богатырской силой, страдал нервным расстройством и просыпался от малейшего шороха.

К осени 1710 года был разобран небольшой деревянный дом, остававшийся на территории Летнего сада от усадьбы Конау, на его месте началось строительство летнего дворца для Петра I.

Скромный дворец в своем облике воплотил все черты архитектуры петровской поры (стиля Петровское барокко). Прямоугольное в плане двухэтажное здание было завершено высокой четырехскатной крышей.

Фасады дворца оформлены предельно просто: стены прорезают прямоугольные окна в наличниках очень характерной для раннего барокко формы (в верхней их части находятся выступы, т. н. «уши»). Мелкая расстекловка окон, так же характерна для архитектуры начала XVIII века. Между этажами, на всех четырех фасадах размещены 29 терракотовых рельефов в прямоугольных рамах.

На рельефах, выполненных в 1714 году, изображены сцены из античной мифологии, связанные с темой моря, в аллегорической форме эти рельефы раскрывают, вероятно, о Северной войне. В создании этих рельефов принимал участие выдающийся немецкий мастер А.Шлютер.

Вероятно, именно он был автором декоративного рельефа, оформляющего вход во дворец. Здесь изображена богиня мудрости Минерва в окружении военных трофеев и победных знамен. Так же на фасадах можно встретить таких морских персонажей, как нереиды, тритоны, морские кони- гиппокампы с чешуйчатыми рыбьими хвостами. Здесь же древние боги и герои, а так же дельфины, которые воспринимались как символы спокойного моря. Водостоки по углам крыши выполнены в виде крылатых драконов. Венчал дворец флюгер-фигурка древнего покровителя русского воинства Георгия Победоносца.
В начале XVIII века берег Невы еще не был подсыпан и Летний дворец стоял прямо у воды. От Фонтанки к ступеням главного входа вел небольшой канал — «гаванец» для подхода лодок. Окрашенный в светло-желтый цвет дворец словно вырастал из воды.

Петр I очень любил этот уютный дворец, предназначенный не для официальных визитов, а для семейной жизни. На каждом этаже расположены были по шесть комнат. В верхнем этаже покои Екатерины Алексеевны, а в первом – покои самого Петра.

После смерти государя здание фактически не использовалось, лишь поддерживалось периодическими ремонтами.

Благодаря этому, интерьеры сохранились в практически первоначальном виде. Зеркала врезных рамах, голландские изразцы на печах, дубовые панели, мебель, привезенная из Европы, многочисленные предметы быта начала XVIII века, все это передает дух петровской эпохи.

Среди других помещений сохранилась и токарная комната, заполненная токарными станками и слесарными инструментами, компасами, различными приборами. Здесь Петр своими руками частенько мастерил разные вещи, например стул, или модель корабля.

Ведал всем этим хозяйством, как и токарными в других дворцах Петра, а были они почти повсюду, где он жил – А.К.Нартов, изобретатель и конструктор.

В июне 2009 года Летний сад был закрыт на реконструкцию, которая предположительно продлится два года, в связи с этим и Летний дворец закрыт для посетителей.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Семенникова Н.Летний сад.Искусство.Л.,1978

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I в Летнем саду является одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведен в 1710 – 1714 годах под руководством выдающегося зодчего Д. Трезини. Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер. Дворец расположен в северо-восточной части Летнего сада, который был заложен еще в первые годы основания города большой группой архитекторов и садовых дел мастеров. Неподалеку от дворца, на берегу Фонтанки, А. Шлютер начал работы по возведению грота, которые завершали после смерти зодчего архитекторы Г.И. Маттарнови и Н. Микетти.

В 1826 году по проекту К.И. Росси он был перестроен в Кофейный домик. Дворец Петра I был предусмотрен не для торжественных мероприятий, а, прежде всего, как жилище царя и его семьи. Здание дворца с подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу, украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Главный декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Барельефы служат для прославления военных успехов России. Петр I здесь изображен в образе Персея. Обращает на себя внимание барельеф над входом – богиня мудрости, покровительница наук и ремесел Минерва в окружении знамен и трофеев.

Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой, барельефы, лепной фриз под кровлей. Дворец сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров. На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. В интерьерах дворца, прежде всего, можно отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы, уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с лепными барельефам, живописные плафоны и др.

Для дворца характерен сильный контраст между строгим внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец можно назвать своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены победы русского оружия. На первом этаже дворца – две приемные, кабинет, спальня, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная. Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он любил работать. На втором этаже здания находятся приемная , тронная, спальня, детская, танцевальная, зеленый кабинет, поварня, гардеробная и помещение для дежурных фрейлин.

Посетителям Летнего дворца-музея будут интересны картины с изображениями жанровых сцен, редкие портреты, пейзажи, полотна с изображениями морских судов и сражений.

Одним из наиболее ценных экспонатов музея является вмонтированный в резную дубовую раму ветровой прибор, изготовленный в Дрездене. Его механизм приводится в движение с помощью флюгера в виде фигуры Георгия Победоносца, установленного на крыше. В 60-х года XX века под руководством архитектора А.Э. Гессена была проведена научная реставрация музея, которая помогла восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца.

Летний сад . Летний дворец Петра I

Архитекторы: Трезини Д.
Год постройки: 1710-1712
Стиль: Барокко

Фото — Mary, 06.2006.

Летний сад . Летний дворец Петра I Петровское барокко

1710 (1711)-1712 — арх. Трезини Доменико

1714 — барельефы фасада

1961-1964 — ремонтно-реставрационных работы

Адрес указан по данным сайта www.museum.ru/M127 .

Летний сад выходит на Дворцовую наб. у Прачечного моста ; нумерация по наб. Кутузова

начинается у Литейного моста и заканчивается у Прачечного моста через Фонтанку.

Летний дворец Петра I — один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга (самое старое каменное здание города). Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны.

В 1704 г., через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началось создание Летнего сада . Первые замыслы и планы принадлежали Петру: по его указу со всей России свозились различные породы цветов и деревьев, итальянским мастерам заказывали статуи для сада, сооружались первые фонтаны.

Одновременно с закладкой сада началось устройство летнего дома Петра. Летний сад был заложен на территории, принадлежавшей шведскому сановнику Конану. На карта конца XVII и начала XVIII в. в этом месте показана постройка — жилой дом. До того как был построен Летний дворец, Петр жил в доме Конау. Деревянный дом Конау вначале стоял на берегу Невы значительно западнее Фонтанки. Затем по приказу Петра в 1706-1708 гг. дом был перенесен на место, где теперь стоит Летний дворец. Это был небольшой домик «голландского фасада, пестро раскрашенный, с золочеными оконными рамами и свинцовыми переплетами». В 1711 г. царь приказал перенести это здание на другое место «близ Калинкина», а здесь построить каменное здание — дворец.

В 1710-1712 гг. по проекту швейцарского арх. Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец. По другой версии в 1710 г. начали строить Людские палаты, а стрительство самого Летнего двореца началось в 1711 г. Проект дворца для Петра I Трезини осуществил в голландском стиле, в архитектурных формах, близких к типовому проекту дома «для именитых». Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался «царским огородом». Анализ архивных документов и изучение здания во время ремонтно-реставрационных рабо 1961-1964 гг. позволили установить, что дворец никогда не перестраивался и не достраивался.

Смотрите так же:  Калининград дворец творчества

В первой пловине XVIII в. к главному (южному) входу в Летний дворец можно было подплыть на лодке: здесь была небольшая гавань или гаванец с пристанью, от которой шли каменный ступени. Гавань, имеющая форму ковша, появилась еще по постройки дворца. Первоначально она служила для подхода к саду на мелких судах. В 1705 г. Петр приказал углубить гавань на 8 футов и обложить ее стены каменными плитами. Гавань была засыпана, вероятно, при сооружении набережных Невы и Фонтанки.

В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг. Дворец предназначался только для летнего жительства, в нем тонкие стены, одинарные рамы и двери. Летний дворец строился быстро. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 г. Существует запись о том, что уже в апреле 1712 г. Петр жил в Летнем дворце. В это время барельефов еще не было. Дворец достраивал арх. Андреас Шлютер, приехавший по приглашению Петра в 1713 г. из Берлина.

Работы в Летнем дворце продолжались и после того, как в нем поселилися Петр. Так в мае 1719 г. в «четырех каморах» делались потолки «штукатурною работою», там же настилались дубовые полы.

(Лисаевич И., Бетхер-Остренко И. Скульптура Ленинграда. Искусство, Ленинград, 1965. С.10-13, [ 198 ], Mary)

Летний дворец Петра I
в 1-й пол. XVIII в.
(из колл.Берхгольца)
С сайта hermitage.ru
Добавил — yuriT

Летний дворец Петра I.
Андрей Мартынов.

Дворец Петра в Летнем саду.
К.П. Беггров
вторая пол. 1820-х-1830-е гг.

Открытка 1966 г.

Приложение к Топ-плану 2004
Добавил — IVa

Приложение к
Топ-плану 2004
Добавил — IVa

Летний дворец Петра I — двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши — водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа. Цоколь из тесаного камня, лепной фриз, рустованные углы здания, декоративные наличники окон.

Вход обрамлен порталом из черного мрамора, над которым — барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 29 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений — прославление морской силы России.

Барельефы

Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращениии России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современником Петра ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Создание барельефов было поручено немецкому арх.-скульпт. Андреасу Шлютеру (1659-1714), приглашенному Петром I в 1713 г. из Берлина. Однако смерть скульптора помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей неизвестны. Различное художественное качество барельефов, говорит, что мастеров было несколько. Самым ярким и профессиональным считается горельеф «Торжествующая Минерва» над входом в Летний дворец. Возможно, этот горельеф и барельефы на восточном фасаде «Амур на морском льве», «Амур на дельфине» были выполнены по эскизам А. Шлютера (дельфин в то время символизировал мир и спокойствие).

Над главным входом помещен барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями», два амура поднимают корону над ее головой.

Крайний слева барельеф изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины — богини плодородия (1ю). Колесницу с героями сюжета кони уносят в Таратар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине. Барельеф (2ю): Аталанта и Гиппомен. Аталанта обещала стать женой того, кто победит ее в беге, Гиппомен на бегу трижды бросал золотые яблоки, и Аталанта трижды останавливалась, чтобы подобрать их. Барельеф (3ю): Бой Персея с Медузой. Герой уже занес меч над поверженным чудовищем. На помощь спешит богиня Афина. Барельеф (4ю): Юпитер. Царь богов Юпитер с орлом и громовидными стрелами, у его ног богиня в короне. Правее главного входа Барельеф (5ю): Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, бог морей Посейдон и его супруга Афродита. Барельеф (6ю): Диана. Богиня охоты Диана с собаками на берегу моря. Крайний справа Барельеф (7ю): Венера и Адонис. Венера удерживает своего возлюбленного Адониса, который отправляется на смертельную охоту.

Барельеф (1в): Спящий мальчик на дельфине. Барельеф (2в): Мальчик (Амур?), ухватившись двумя руками за бороду морского козерога, несется по волнам. Барельеф (3в): Улыбающийся мальчик (Амур?) на дельфине мичтся по морю. Барельеф (4в): Амур верхом на морском коньке. Барельеф (5в): Европа с быками. Сцена, предшествующая похощению Европы Юпитером. Барельеф (6в): Актеон и Диана. Юноша Актеон, превращаемый богиней Дианой в оленя, спасается от своих собак.

Западный фасад (обращенный в сторону сада)

Барельеф (1з): Диана с нимфами. Богиня охоты Афродита купается со своими подругами-нимфами. Актеон, наблюдавший за ними, превращен разгневанной богиней в оленя. Барельеф (2з): Арион с лирой плывет по морю на своем спасителе-дельфине. Барельеф (3з): Бог Аполлон преследует нимфу Дафну, спасаясь, она превращается в дерево. На заднем плане видны парусные галеры петровских времен. Барельеф (4з): Богиня Венера, рожденная из пены морской, окруженная своей свитой — тритонами и нереидами. Барельеф (5з): Похищение царевны Европы богом Юпитером, принявшем облик быка, купидоны олицетворяют любовь. Барельеф (6з): Персей и Андромеда. На крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Адромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей — Петра-освободителя.

Северный фасад (обращенный к Неве)

Барельеф (1с): Амур в схватке с морским чудовищем. Барельеф (2с): Амур, играющий со львом. Барельеф (3с): Амур с мечом и шлемом шествует по волнам с морским слоном. Барельеф (4с): Бог природы Пан у куста камыша, в который превратилась преследуемая им нимфа, два купидона смеются на Паном. Барельеф (5с): Юпитер обрушивает стрелы молний на морских чудовищ. Барельеф (6с): Латона и ликийские крестьяне. Крестьяне, не давшие напиться воды Латоне, Аполлону и Диане, были превращены в лягушек. Барельеф (7с): Венера, рожденная из пены морской, плывет по морю, сопровождаемая Амуром. Барельеф (8с) Богиня Афина на облаке спускается к морю, где ее встречает сирена. Барельеф (9с): Нереида (морское божество) на морском коне.

Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.

(Лисаевич И., Бетхер-Остренко И. Скульптура Ленинграда. Искусство, Ленинград, 1965. С.10-13, Mary)

(Юрий Раков. Скульптурный Олимп Петербурга. Санкт-Петербург. Искусство-СПб. С. 38-44., Mary)

Минерва, окруженная
военными трофеями

Южный фасад.
(1ю) Похищение
Плутоном Прозерпины

(2ю) Аталанта и Гиппомен

(3ю) Бой Персея с Медузой

Северный фасад. (1с)
Амур в схватке
с морским чудовищем

(2с): Амур, играющий
со львом

(3с): Амур и морской слон

(4с) Бог природы Пан

(5с): Юпитер борется
с морскими чудовищами

(6с) Латона и
ликийские крестьяне

(8с) Афина и сирена

(9с) Нереида на морском
коне

Со стороны сада.
Северный и
западный фасады.

Западный фасад. (1з)
Диана с нимфами и Актеон

(2з) Арион на дельфине

(3з) Аполлон и Дафна

(5з) Похищение Европы Юпитером

(6з) Персей и Андромеда

Мощение Клинкерным
кирпичом XVIII века *
Фото — Т.В. Юркова, 2012
Добавил — IVa.

* Мощение Клинкерным кирпичом XVIII века раскрыто в ходе археологических изысканий 2009-2011 годов. Подобное мощение «ёлочкой»

использовалось при создании первых набережных нашего города.

Дворец невелик и прост по планировке: его размеры 25х15,9 м, высота до крыши — 8,1 м. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора, высота комнат — 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Мебельное убранство Летнего дворца почти не сохранилось.

На первом этаже были комнаты Петра I, на второй — его жены Екатерины и детей. Вестибюль превого этажа декорирован дубовыми филенками в рамках и четырьмя пилястрами, украшенными резными капителями с головками амуров. Большое панно — барельеф Миневры — вырезано из дуба. Дверь с наличниками из черного мрамора ведет в бывшую Приемную. В этой комнате Петр иногда принимал доклады. За дверью с железной решеткой находилась комната денщиков.

Смотрите так же:  Дворец искусства беларусь

Следующая комната — Вторая приемная (или Ассамблейная). Она украшена плафоном «Триумф России» (Г. Гзелль, 1719). Между окнами стоит «Адмиралтейское кресло» Петра I, ранее стоявшее в Адмиралтейской коллегии. На стенах портреты Петра и его сподвижников — Б.П.Шереметева, Ф.М.Апраксина, А.Д.Меншикова и др. За Второй приемной — узкая комната, где находилась одежда Петра.

Далее — кабинет. Интерьер кабинета украшают: изразцовая панель с изображением жанровых сценок, пейзажей, кораблей, изразцовая печь. Живописный плафон работы начала XVIII в. аллегорически изображает победу России над Швецией в Северной войне. В комнате представлены несколько вещей Петра I: корабельные часы с компасом, дубовый шкаф с резьбой, модель галеры, рабочее кресло. В кабинете Петр проводил, по-видимому, немного времени. Петр вставал в пятом часу утра, потом секретарь читал ему дела. После завтрака, в шесть часов Петр отправлялся на строительные работы, в Сенат или в Адмиралтейство. После обеда, в четыре часа, он работал, читал голландские газеты, много времени проводил в токарной мастерской. Вечером Петр отдыхал — ездил на ассамблеи или веселился дома.

Смежная с кабинетом комната — спальня. На плафоне здесь изображен бог сна Морфей с маковыми головками в руках и спящие амуры. В спальне находится реставрированная в 1953 г. кровать с балдахином. В большом камине (частично переделанном в XIX в.), по преданию, прятался шут Балакирев.

Следующая, угловая комната — Токарная (Кофейная). Токарная служила механической мастерской. Петр знал 14 ремесел, и это была его любимая комната. Здесь он не только увлеченно работал на станках, но и принимал сановников, решал государственные дела. Вход в Токарную был строго ограничен. В современном музее в этой комнате представлены станки, изделия, выточенные Петром из дерева и кости, одежда Петра I.

К Токарной примыкает столовая. Плафон в этой комнате прославляет деятельность Петра: перед его портретом изображена коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию. В глубине комнаты — окно в Поварню (кухню), через которое подавалась еда.

Поварня сохранила облик начала XVIII в. Стены комнаты облицованы изразцами, над очагом устроен навес, в мраморной раковине мыли посуду. Вода подавалась насосами.

Дубовая лестница ведет во второй этаж в покои Екатерины. Здесь особенно интересен Зеленый кабинет, сохранивший первоначальный облик. Кабинет украшен позолоченными пилястами, резьбой по дереву, овальными медальонами с изображениями четырех частей света. В углу — камин со скульптурными изображениями амуров. В нишах стен — три шкафа, застекленные маленькими стеклами. Здесь представлены экспонаты из коллекции Кунсткамеры.

После смерти Петра I, в недолгие годы царствования Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет — фактически высшая власть в стране, поскольку указ об учреждении этого органа гласил: «Никаким указам прежде не выходить, пока они в тайном совете не обсуждены».

Последующие сведения о Летнем дворце скудны. Летом 1728 г. в нем велись ремонтные работы (видимо, не только косметические, т.к. кроме белил и охры ко дворцу доставлялись кирпичи и черепица).

В 1740-х гг., после постройки растреллиевского Третьего Летнего дворца , Летний дворец Петра I был запущен, во дворце жили белошвейки и прачки, обслуживавшие царский двор В 1751 г., очевидец писал, «над большими покоями, в верхних аппартаментах, где и ныне живут белошвейки. потолки провалились». Позднее его отдавали на лето крупным сановникам. В 1753 г. в покои дворца вселился адмирал Голицын. Да и значительно позже, в начале XIX в., Летний дворец использовался как дача петербургских сановников. В летние месяцы здесь проживали граф Милорадович, князь Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, граф Канкрин и др.

Наводнение 1824 г. нанесло зданию значительные повреждения, которые однако же были «исправлены с соблюдением прежнего вида».

К 1934 г. Летний дворец был отреставрирован, в нем открылся музей, посвященный Петру I.

Во время Великой Отечественной войны воздушная волна от взрыва сорвала несколько оконных рам. Музейные экспонаты к тому времени уже были вывезены, на месте оставались только большой стол из Зеленого кабинета и медный бак из Поварни.

В ходе ремонтно-реставрационных работ 1961-1964 гг. были восстановлены барельефы на фасадах дворца, воссоздана мелкая расстекловка окон, расчищены и реставрированы плафоны и другая живопись в комнатах дворца.

Людские покои.
Фасад со стороны Фонтанки.
(из колл.Берхгольца) [200]

Фасад каменной галереи
при дворце в Летнем саду
в Петербурге
С сайта hermitage.ru
Добавил — yuriT

Аксонометрический план
СПб Сент-Илера.
1765-1773.

Кресло Петра I из
Адмиралтейств-
коллегии [1].С.99

Зеленый кабинет
в Летнем дворце.
[1].С.98

В Летнем дворце.
Фото 1950-х гг. [79]

Одна из комнат.
Фото 1950-х гг. (добавил Mary)

Людские покои и Галерея

1710-1712 — арх. Трезини Доменико (?)

Людские покои, двухэтажное каменное здание, были построены вдоль Фонтанки. у Летнего дворца Петра I. Восточная сторона фундамента здания уходила в воду, северный фасад примыкал к гаванцу. Архитектура здания была созвучна Летнему дворцу Петра. По углам фасады украшали русты, прямоугольные окна обрамляли лепные наличники. Расположение комнат было анфиладным. Это дает основание предполагать, что автором проекта был арх. Доменико Трезини. Кровлю украшала балюстрада из точеных балясин и тумб с вазонами.

Одноэтажная каменая галерея вдоль южного и западного берега гавани соединяла покои с дворцом Петра. В галерее находились жилые комнаты с изразцовыми печами. В летнее время в них жили Петр II и его сестра Наталья — дети царевича Алексея. По некоторым данным, здесь же были покои царевен Анны и Елизаветы. В одной из комнат размещалась Токарная.

Людские покои строились одновременно с дворцом с 1710 по 1712. В нижнем этаже было 23 комнаты, видимо, столько же и во втором. «Сведения палатам Летнего дворца с чем оные заняты» (покомнатная опись) раскрывают назначение этого большого здания. Две конаты были заняты голландскими плитками и картинами, в третье находились ящики с кроватями, в четвертой — китайская посуда, в пятой — обычная посуда, в других комнатах хранились конюшенные и судовые «припасы», царская одежда. В отдельных помещениях жили стрелки, карульные солдаты, матросы, часовщик, портной, столяр. Одну комнату занимал князь Федор Прозоровский, ведавший имуществом царицы, другая, видимо, была канцелярией кабинет-секретаря царя А. В. Макарова. Была комната занятая машинами и книгами. Имелись и незанятые помещения.

В большой комнате первого этаже разместили знаменитый Янтарный кабинет, подаренный Петру I прусским королем в 1717 г. (из описи не ясно был ли кабинет смонтирован). После смерти Петра Янтарный кабинет был собран в Зимнем дворце, затем перевезен в Царское Село.

Первый государственный музей

В девятой комнате нижнего этажа Людских покоев находились собранные Петром коллекции: анатомическая коллекция голландского ученого Ф.Рюйша, собрание различных диковинок, свозимых со всей России, — кости невиданных животных, рыб, камни с надписями, старое оружие, одежда, предметы быта разных народностей, награды. Сам Петр собирал часовые механизмы, астрономические приборы, циркули. Среди коллекции были произведения китайских мастеров из бронзы, резной кости, камня, дерева. Часть коллекции была перевезена из Москвы в 1714 г.

Первая публичная библиотека

В комнатах 17 и 18 Людских покое, расположенных в южной части второго этажа, размещали книги, прибывавшие из Москвы и прибалтийских городов. Позднее библиотека занимала уже три комнаты. Подрядная запись столяра Ивана Семенова дает представление об облике библиотеки первых лет. В трех комнатах стояли по углам и вдоль стен большие и малые шкафы с застекленными и глухими дверцами (всего 24). В самой большой комнате стоял стол с ящиками, здесь, видимо, хранились карты, чертежи, гравюры. В библиотеке Петра I было 1621 том литературы самого широкого профиля.

В 1712-1714 гг. началась закладка книжного фонда государственной библиотеки. С 1714 г. ведать государственным хранилищем книг был назначен Р. А. Арескин, а разбирать книжный фонд был взят И.-Д. Шумахер. В это время произошло отделение царской библиотеки от государственной. В государственную библиотеку книги поступали большими партиями — трофейные, умерших или разжалованных сановников. Была закуплена библиотека Арескина (2322 тома) и другие. За время размещения государственной библиотеки в Людских покоях (1714-1718) фонд вырос с 2000-2500 почти до 10 000 томов.

Смотрите так же:  Минский государственный дворец детей и молодежи вакансии

В 1718 г. вся коллекция вместе с библиотекой Петра была переведена в Кикины палаты , а после строительства Кунсткамеры в 1727 г. — на Васильевский остров. Личная библиотека царя с 1725 г. постепенно была передана Академической библиотеке.

После смерти Петра в 1725 г. в Людских покоях жил Петр II. Позднее здесь размещался архив придворной конторы. В 1780-х гг., когда строилась гранитная набережная Фонтанки, здание разобрали.

Скульптура «Мир и Изобилие» («Ништадский мир»)

На высоком гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца установлена скульптурная группа «Мир и Изобилие». Скульптура была заказана по распоряжению Петра I скульптору Пьетро Баратту (1722). Молодая женщина держит в одной руке рог изобилия, в другой — опущенный факел, символизирующий смерть на боле брани. Богиня победы Ника венчает Росиию лавровым венком. Аллегорическое изображение посвящено знаменательному для России событию — победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 г. мирного договора в городе Ништадте. Поэтому она еще так и называется «Ништадтский мир». Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества. ( добавил — Донжон )

[ 1 ]. Виктор Наумов Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников.

Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации

К моменту начала работ, которые обошлись в 220 млн руб., здание находилось в катастрофическом состоянии

Летний дворец, одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, был построен на небольшом участке земли между Невой и Фонтанкой, на месте бывшей усадьбы шведского подданного, майора Коннау. Автором проекта дворца был Доменико Трезини, в оформлении принимали участие Захаров, Матвеев, Шлютер. Двухэтажный дворец скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Дворец стал летней резиденцией императора: Петр I отдыхал здесь каждое лето начиная с 1714 года и до самой смерти в 1725 году.

Поскольку здание использовалось только в летнее время, то серьезного отопления в нем не было. Тонкие стены дома, ординарные рамы в окнах, а рядом — две большие реки. Все это в непростом северном климате Петербурга создавало дополнительные сложности для сохранения памятника истории и культуры. В результате к моменту начала реставрации Летний дворец, по мнению специалистов, находился уже в катастрофическом состоянии. Но, хотя общая сумма на реставрацию уникальной постройки в ходе работ была сокращена почти в четыре раза (по словам главного архитектора Государственного Русского музея Ирины Тетериной, от 891 млн руб. осталось 220 млн руб.), на качестве реставрации это не сказалось и она была выполнена в установленные сроки.

Дворец Петра I в Летнем саду. Фото: Наталья Шкуренок

Особый предмет заботы составили музейные объекты, качественная реставрация которых не проводилась с XVIII века. Из-за ограниченности в средствах реставраторы (работу выполняли специалисты Русского музея, в комплекс которого с 2004 года входит Летний дворец) часть экспонатов отреставрировали полностью, в том числе дубовые панели с барельефом «Минерва», ветровой прибор с флюгером на крыше и ряд предметов мебели, включая кухонный стол и 3 шкафа, а часть — тщательно расчистили от следов более ранних реставраций и ремонтов и законсервировали — это 11 живописных потолочных плафонов, 7 из которых имели размер приблизительно 2х4 м, 4 настенных живописных медальона, деревянные панели и живописные панно Зеленого кабинета.

Были проведены полная замена коммуникаций и гидроизоляция фундамента. К сожалению, пришлось полностью заменить старые, исторические рамы в окнах: и потому, что они пришли в полную негодность, и по той причине, что зданию требуются усиленные меры защиты от внешней среды, и по соображениям безопасности.

Реставрация Летнего дворца Петра I стала второй очередью проекта по реставрации всего Летнего сада, начавшейся еще в 2009 году. В 2012 году, после окончания реставрации и реконструкции Летнего сада, был объявлен конкурс на проектную документацию по реставрации Летнего дворца. По предварительным планам она должна была завершиться к 2019 году, но из-за проблем с финансированием и организационных сложностей к работе приступили только в конце 2019-го, сроки сдачи переносили несколько раз. И только к концу мая 2019 года работы окончательно завершили. Вскоре в Летнем дворце Петра I возобновятся экскурсии.

ЛЕТНИЙ САД — в Санкт-Петербурге, старейший дворцово-парковый ансамбль города.

За­ло­жен в 1704 году у лет­ней де­ревянной ре­зи­ден­ции императора Пет­ра I (1703) на бе­ре­гу Не­вы, на не­боль­шом ост­ро­ве, об­ра­зо­ван­ном ре­ка­ми Мой­ка, Фон­тан­ка и ис­кусственным Ле­бяжь­им ка­на­лом (про­рыт в 1716 году). Летний сад был за­ду­ман как об­шир­ная ре­гу­ляр­ная ком­по­зи­ция с гео­мет­рической сет­кой ал­лей, раз­де­лён­ных бос­ке­та­ми, фи­гур­ны­ми пру­да­ми, узор­ны­ми клум­ба­ми и другими ат­ри­бу­та­ми ба­роч­ных пар­ков. Он от­ра­зил вку­сы Пет­ра I, ко­то­рый дея­тель­но уча­ст­во­вал в его соз­да­нии. Пла­ни­ров­кой Летнего сада за­ни­ма­лись ар­хи­тек­то­ры И.М. Уг­рю­мов, Ж.Б. Леб­лон, М.Г. Зем­цов и др., мас­те­ра-са­до­во­ды Я. Ро­зен и др. О пер­во­на­чаль­ном ви­де Летнего сада да­ёт пред­став­ле­ние гра­вю­ра А.Ф. Зу­бо­ва: на­ряд­ные ба­роч­ные га­ле­реи ук­ра­ша­ли на­бе­реж­ную Не­вы, бы­ли вы­строе­ны двор­цы Пет­ра I и Ека­те­ри­ны I, оран­же­реи и мно­го­численные па­виль­о­ны. Наи­бо­лее яр­ким ба­роч­ным со­ору­же­ни­ем был не­со­хра­нив­ший­ся ка­мен­ный па­виль­он «Грот» (1714-1725 годы, по про­ек­ту А. Шлю­те­ра строи­ли ар­хи­тек­то­ры Г.И. Мат­тар­но­ви, Н. Ми­кет­ти и М.Г. Зем­цов). Слож­ней­шая фон­тан­ная сис­те­ма с ко­лёс­ны­ми во­до­подъ­ём­ны­ми ма­ши­на­ми обес­пе­чи­ва­ла при Пет­ре I ра­бо­ту мно­гочисленных фон­та­нов. От­ли­чительная осо­бен­ность са­да — бо­гат­ст­во и раз­но­об­ра­зие фло­ры: по ука­зу ца­ря в не­го за­во­зи­ли ли­ст­вен­ные де­ре­вья раз­ных по­род из различных об­лас­тей Рос­сии; цве­ты и кус­тар­ни­ки дос­тав­ля­ли из Шве­ции, Гол­лан­дии, Гер­ма­нии. По за­мыс­лу Пет­ра I здесь бы­ла со­б­ра­на уни­каль­ная, круп­ней­шая в стра­не кол­лек­ция итальянской де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ры ру­бе­жа XVII-XVIII веков. Ста­туи по­ку­па­ли го­то­вы­ми или за­ка­зы­ва­ли те­ма­тическими се­рия­ми у из­вест­ных мас­те­ров — Д. Бо­нац­цы, А. Тар­сии, Д. и П. Гро­пел­ли и др. Бе­ло­мра­мор­ные из­вая­ния ан­тич­ных бо­гов и ге­ро­ев, ал­ле­го­рии вре­мён го­да и при­род­ных сти­хий, рас­по­ло­жен­ные на фо­не зе­лё­ных бос­ке­тов, со­став­ля­ли еди­ный ху­дожественный ан­самбль. По опи­си 1736 года их бы­ло свыше 200, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни их ко­ли­че­ст­во и рас­ста­нов­ка не­од­но­крат­но ме­ня­лись.

Лет­ний дво­рец Пет­ра I — уни­каль­ный па­мят­ник, со­хра­нив­ший под­лин­ные чер­ты ар­хи­тек­ту­ры и де­ко­ра пет­ров­ско­го ба­рок­ко (1710-1714 годы, ар­хи­тек­то­ры Д. Тре­зи­ни, А. Шлю­тер; экс­по­зи­ция, по­свя­щён­ная куль­ту­ре и бы­ту начала XVIII века, вклю­ча­ет под­лин­ные ве­щи Пет­ра I). Зна­чи­тель­ность и на­ряд­ность фа­са­дам не­боль­шо­го ка­мен­но­го зда­ния при­да­ют 28 тер­ра­ко­то­вых ал­ле­го­рических ба­рель­е­фов, про­слав­ляю­щих морские по­бе­ды Рос­сии (про­ект Шлю­те­ра). По­кои Пет­ра I в Лет­нем двор­це со­хра­ни­ли пер­во­на­чаль­ную пла­ни­ров­ку и от­дел­ку.

В 1760-1780-е годы ан­самбль Летнего сада пре­тер­пел зна­чительные из­ме­не­ния. Раз­ру­ши­тель­ное на­вод­не­ние 1777 года на­нес­ло не­по­пра­ви­мый урон строе­ни­ям, зе­лё­ным на­са­ж­де­ни­ям и фон­тан­ной сис­те­ме са­да. Это бед­ст­вие, а так­же из­ме­не­ния ху­дожественных вку­сов об­ус­ло­ви­ли сме­ну ре­гу­ляр­но­го об­ли­ка Летнего сада на пей­заж­ный, свой­ст­вен­ный пар­кам эпо­хи клас­си­циз­ма. Од­ной из дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей Санкт-Пе­тер­бур­га ста­ла со­ору­жён­ная со сто­ро­ны Не­вы ажур­ная ог­ра­да-ре­шёт­ка (1770-1784 годы, ар­хи­тек­то­ры Ю.М. Фель­тен, П.Е. Его­ров).

К концу XVIII века Летний сад из­ме­нил не толь­ко свой об­лик, но и на­зна­че­ние, по­сте­пен­но ут­ра­тив ста­тус за­кры­той цар­ской ре­зи­ден­ции. Уже в середине XVIII века 1-2 раза в не­де­лю сад от­кры­вал­ся для про­гу­лок зна­ти, с начала XIX века он стал дос­ту­пен всем го­ро­жа­нам и сде­лал­ся лю­би­мым ме­стом от­ды­ха. В этот пе­ри­од в Летнем саде в сти­ле позд­не­го клас­си­циз­ма бы­ли по­строе­ны ка­мен­ный «Ко­фей­ный до­мик» (пе­ре­стро­ен из па­виль­о­на «Грот»; 1826, архитектор К.И. Рос­си, скульп­тор В.И. Де­мут-Ма­ли­нов­ский) и де­ревянный «Чай­ный до­мик» (1827, архитектор Л.И. Шар­ле­мань; рес­тав­ри­ро­ван в 1984 году). С южной сто­ро­ны са­да в 1825-1826 годах воз­ве­де­на чу­гун­ная ог­ра­да (архитектор Шар­ле­мань по про­ек­ту П.П. Ба­зе­на), воз­ле ко­то­рой в 1839 году по­ме­сти­ли ва­зу из ро­зо­во­го пор­фи­ра, дос­тав­лен­ную из Шве­ции. В 1855 году в Летнем саду уста­нов­лен па­мят­ник И.А. Кры­ло­ву (1848-1853 годы, скульп­тор П.К. Клодт, ба­рель­е­фы пье­де­ста­ла — по эс­ки­зам А.А. Аги­на).

До на­ших дней Летний сад име­ет гра­ни­цы пет­ров­ско­го пе­рио­да (к не­му ны­не при­мы­ка­ют Мар­со­во по­ле и Ин­же­нер­ный за­мок) с основными чер­та­ми его пер­во­на­чаль­ной пла­ни­ров­ки. Кро­ме Лет­не­го двор­ца, со­хра­нил­ся фи­гур­ный Кар­пи­ев пруд (1714-1716 годы). Зна­ме­ни­тая кол­лек­ция мра­мор­ной скульп­ту­ры ны­не на­счи­ты­ва­ет 38 ста­туй, 48 скульп­тур­ных бюс­тов и 5 скульп­тур­ных групп. С 1990-х годов мра­мор­ные скульп­ту­ры и бюс­ты за­ме­ня­ют­ся ко­пия­ми. Пло­щадь Летнего сада 11,7 га, в нём рас­тут около 3 тысяч де­ревь­ев бо­лее чем 10 по­род (ли­пы, клё­ны, вя­зы, ду­бы, ясе­ни и др.) и де­ко­ра­тив­ные кус­тар­ники. С 2002 года Летний сад вхо­дит в ком­п­лекс Рус­ско­го му­зея; в са­ду ве­дут­ся ар­хео­ло­гические и рес­тав­рационные ра­бо­ты. В со­ста­ве ис­то­рической за­строй­ки цен­тра Санкт-Пе­тер­бур­га Летний сад вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Related Post

Пермь дворец молодежи

Пермь дворец молодежи Дворец Молодежи г. Перми Дворец молодежи города Перми – одно из самых молодых учреждений культуры, с большим потенциалом и возможностями. Дворец молодежи города Перми – центр притяжения

Царское село дворец императора

Царское село: дворцы, парки, достопримечательности На фото: Царское село, Екатерининский дворец. Узорный партер на первой террасе перед Екатерининским дворцом напоминает орнамент паркета в его залах, он составлен из битого кирпича,

Дворец белосельских белозерских в петербурге

Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все