Кувуклия монастырь

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»

Придел архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Справа от входа находится придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII века, перед которым установлен киот с Тихвинской иконой Божией Матери — точным списком чудотворного образа.

В трапезе придела погребен Иоанн Корнильевич Шушерин (†1689) — жизнеописатель Патриарха Никона, воспитанный «при бедре» Святителя, проведший десять лет в ссылке за преданность ему и завещавший похоронить себя близ гроба своего учителя.

Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи

Под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящение придела соответствует первообразу и объясняется тем, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Предания связывают с этим местом в храме Гроба Господня два погребения: праотца Адама и первосвященника Мелхиседека — первого царя Иерусалима.

Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого — с нимбом вокруг главы.

Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон.

Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».

Иконы в иконостасе — современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. В боковых пролетах второго ряда изображены Святитель Филипп, митрополит Московский (†1569), и Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря.

В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.

Камень миропомазания

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).

Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски — Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, — кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном.

Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку. Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду.

В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, «в тумбах», помещались картуши с изображением истории предательства Иуды.

На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени. Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом.

Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков — царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном.

Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса — совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего «вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго».

От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз — четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.

Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

В южной части церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363). Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда — житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру.

В южной стене главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.

Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII — XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.

В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750—1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730—1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786—1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых — щедрых вкладчиков Воскресенской обители.

Приделы Страстей Господних

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь.

Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» — в древнем Иерусалиме, и «зде» — и Иерусалиме Новом.

Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: «Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски». У правого клироса в стену вмурована белокаменная плита с резной надписью, которая продолжает надпись на иконостасе и относится к храму Гроба Господня: «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане».

Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника — римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.

Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Текст «каменного путеводителя» отмечает: «Зде служат армяне». Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви.

Третий придел, как написано на фризе иконостаса, — «Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где «изображены», как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.

Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века:

Смотрите так же:  Женский монастырь китай-город

«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду».

В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.

16 декабря 1999 года церковь освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Придел, подобно прототипу, имеет четыре опорных столпа. Но если в иерусалимской церкви столпы низкие, а свод над ними — сомкнутый, то в Успенском приделе столпы высокие, предназначенные нести световую главу, — к сожалению, разобранную в XVIII веке. Темная, пещерного типа церковь-первообраз преображена в Новом Иерусалиме в стройный одноглавый храм, пронизанный льющимся сверху светом, который символизирует свет небесный, горний. Этот архитектурный образ воплощает тему Воскресения и Вознесения Богородицы, тему победы над смертью, торжества жизни вечной. Вместе с тем в планировке Успенской церкви сохранена память о событиях Страстной седмицы. В северной стене расположена маленькая «палатка», обозначающая место, где стояла Пресвятая Богородица, когда Её Сына и Господа пригвождали ко Кресту, и Ей Самой оружие пронзило душу (Лк. 2: 35).

С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году.

В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя — священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.

В XVIII веке свод Темницы был покрыт лепниной с изображением орудий Страстей Христовых, среди которых — мешочек Иуды с 30-ю сребрениками, цепи с гирями, факелы, бичи, гвозди. Современное паникадило в виде круга с лучами и шипами напоминает о Терновом венце Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.

Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.

Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень — подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

Первоначально камень в Иерусалиме был большим — в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.

Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.

Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя — как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями — пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19—20).

Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15—16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой — это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».

Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея — Господа Иисуса Христа в славе Своей.

Кувуклия и Гроб Господень

Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию

  • Рейтинг
  • Исторический период Иисус Христос, крестовые походы
  • Бюджет бесплатно
  • Религия христианство
  • Художественный Стиль крестоносцев
  • Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

    Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.

    В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, — вся Святая земля (Палестина), где находилось это святое для христиан место.

    Кувуклия — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню.

    В Кувуклии имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.

    Про гроб говорят все евангелисты: Мф. 27:60-28:8, Мк. 15:46-16:8, Лк. 23:53-24:24, Ин. 19:41-20:11. По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому, находился в саду недалеко от Голгофы и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.

    Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

    • Положение во гроб
    • Стража у гроба — власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело.
    • Воскресение Христово
    • Явление ангела Женам-мироносицам
    • «Не прикасайся ко Мне» — первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине)
    • История открытия Гроба Господня

      Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. В 326 г. его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий:

      «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

      Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:

      «Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».

      — Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

      По приказу Константина насыпь храма была срыта и

      «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

      К 335 г. над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

      Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма.

      Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю.

      С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году).

      Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

      Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 г. по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа.

      Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно.

      Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

      Иконы, лампады и отделка

      Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа.

      Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе.

      Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день.

      На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

      По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина:

      «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

      Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, 13 из которых принадлежат православным, ещё 13 католикам, 13 армянам и 4 коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.

      Первое описание на русском языке

      В начале XII в. игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:

      «Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя».

      — «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли».

      Придел Ангела это небольшое помещение (3,4 х 3,9 м) в восточной части Кувуклии, попасть в Гроб Господень можно только пройдя через него.

      Согласно Евангелию на этом месте, на камне отваленном от двери Гроба, сидел Ангел возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа:

      «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»

      Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил Архангел Гавриил. Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб.

      Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жен-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идет надпись по гречески:

      «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

      В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский священнослужитель армянам.

      Гроб Господень соединяется с приделом Ангела низким арочным входом (всего 112 х 72 см).

      Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с Кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен Коптский придел.

      Камень отваленный от двери Гроба

      Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк. 16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 г.

      Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI в. Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам.

      Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии.

      Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы, вне стен Старого города, справа от Сионских ворот.

      Кувуклия — это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

      Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. и была полностью разрушена мусульманами в 1009 г.

      Вторично Кувуклию отстроил в 1042–48 гг. византийский император Константин Мономах, затем в XII в. её обновили крестоносцы.

      В 1555 г. Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 г., когда была уничтожена опустошительным пожаром.

      Существующая Кувуклия восстановлена в 1809–10 гг. по проекту греческого архитектора Николая Комина (????????, 1770—1821) из Митилини.

      При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли).

      Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 г. и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

      Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию. Находится ли эта лампада сейчас на своем месте, неизвестно.

      Гроб Госпо?день
      или Свято?й Гроб
      греч. ????? ?????
      Кувуклия
      греч. ???????????
      досл. «покой, царская опочивальня»
      лат. Cubiculum
      Придел Ангела
      греч. ???????????? ??? ???????

    • 5.00–20.00 апр–сент, ежедневно
    • 4.30–19.00 окт–март
    • Как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени.
    • В дни христианских праздников доступ к святыням может быть затруднён.
    • Лучшее время посещения: с 16.00–17.00 до закрытия, когда меньше паломнических и экскурсионных групп.
    • Иерусалим, Старый город, Христианский квартал, Храм Гроба Господня

      Богослужение на Святом Гробе

      Католический престол, установленный на Гробе Господнем для совершения литургии.

      Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на Святом Гробе начались самое позднее в 335 году и продолжаются по настоящее время. Известен перерыв в богослужении с 1009 года по 1020 год, после разрушения Храма Гроба Господня Аль-Хакимом.

      Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

      Особенности богослужения

      Католическая торжественная месса совершается на престоле установленном перед Кувуклией.

      В обычные дни православные совершают литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом, а его левая сторона жертвенником. В этом случае священник всю литургию совершает коленопреклоненно, вставая только на каждение, на Малый и Великий входы, на чтение Евангелия и на вынос Святых Даров.

      Малый и Великий входы совершаются вокруг всей Кувуклии, а чтение Евангелия на священном камне в приделе Ангела.

      В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем, в этом случае Святой Гроб служит жертвенником.

      Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб Храм открыт для молящихся; в остальные дни недели литургия служится иерейским чином, это закрытые службы и присутствовать на них могут только члены святогробского братства.

      Армяне при совершении литургии обязаны приносить и возлагать на святое Ложе особую деревянную доску.

      Католики ставят для литургии на гробный камень особый стол, а иногда, при совершении торжественной мессы, престол располагают прямо перед входом в Кувуклию.

      Католики имеют в храме орга?н и постоянно используют его в богослужении.

      Доступ к Святому Гробу

      Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу. Согласно ему, сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя лучше всего молитву: «Воскресение Христово видевше…» медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесенные с собой иконы, крестики, медальоны и прочее. Многие стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

      Наилучшие дни для самостоятельного посещения Гроба Господня — это те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками. Наилучшее время с 16-17 часов и до закрытия Храма, когда схлынет основная масса паломнических и экскурсионных групп. Храм Гроба Господня открыт ежедневно, официальные часы посещения: в весенне-летний период — 5:00-20:00, в осенне-зимний период — 4:30-19:00 (однако, как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени).

      Борьба за освобождение Святого Гроба

      С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооруженном освобождении от неверных Святой земли и Гроба Господня распространилась среди западных христиан.

      На официальном уровне она была озвучена 24 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II, который призвал к вооруженному походу на восток. Его призыв породил Первый Крестовый поход, принесший освобождение Святого Гроба в 1099 году.

      Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году, Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно.

      С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года, когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны.

      С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата.

      Гроб Господень на Русской земле

      Закладывая святую обитель на реке Истре, Патриарх Никон мечтал о том, чтобы у каждого русского паломника была возможность прикоснуться к величайшим христианским святыням, не покидая родное Отечество. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Никон (один из лучших зодчих своего времени) строил в точном соответствии с храмом Гроба Господня по модели, подаренной ему в 1649 году иерусалимским Патриархом Паисием.

      Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

      История претворения в жизнь этого грандиозного проекта была не из легких. Опала Патриарха, отсутствие средств, обрушение целых конструкций и пожары грозили свести на нет великий замысел. Но все же его удалось претворить в жизнь – во многом благодаря настойчивости императрицы Елизаветы Петровны и богатым пожертвованиям московского фабриканта Цурикова.

      Кувуклия, к созданию которой причастен великий
      архитектор Бартоломео Растрелли. (1756–1761)

      К середине ХVIII века Воскресенский храм поражал своим великолепием. Над Гробом Господним была возведена двухярусная Кувуклия, богато украшенная изысканной лепниной по рисункам великого архитектора Б. Растрелли. Внутри мраморная часовня была отделана листовым золотом, от которого при свете горящих лампад исходило невыразимое сияние. Каждая деталь Кувуклии подчеркивала святость и величие этого места.

      В ХIХ и начале ХХ веков Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых паломниками мест. После революции святая обитель была превращена в музей, а в годы Великой Отечественной войны практически полностью разрушена фашистами.

      Так выглядит Кувуклия сейчас

      Реставрация Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря затянулась на многие годы. Не окончена она и до сегодняшнего дня. Однако доступ к Гробу Господню уже открыт. Поклониться святому ложу, которое является точным двойником иерусалимской святыни, можно в субботу и воскресенье с 11 до 16 часов.

      Покровский храм в Ясеневе

      Гроб Господень в Покровском храме выполнен из материалов, привезенных со Святой Земли. В приделе Ангела установлен постамент в виде чаши, где находится копия священного камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Ложе также выполнено по чертежам оригинала.

      Покровский храм в Ясеневе

      При торжественном освящении Кувуклии, совершенном в апреле 2012 года, прихожане с благодарностью вспоминали жертвователей, благодаря которым удалось осуществить уникальный проект «Образ Святой Земли» в Ясеневе. Капсула с их именами (а это почти 25 000 человек) при возведении Кувуклии была заложена в одну из ее стен. По мнению настоятеля храма архимандрита Мелхиседека, в церкви стираются границы времени и пространства. Когда мы предстоим перед Богом, вспоминая те или иные евангельские события, мы реально при них присутствуем. И преклоняя колени у копии Гроба Господня в московском храме, духовно оказываемся в Иерусалиме. При этом, подчеркнул отец Мелхисидек, благоговейное почитание святыни никогда не является копией. Оно всегда подлинное. Мы подлинно поклоняемся святым местам и в Москве, и в Новом Иерусалиме, и в далекой Палестине.

      В блокнот паломнику:

      Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

      Адрес: г. Истра, ул. Советская, д. 2.

      Как добратся: на общественном транспорте. С Рижского вокзала на электричке до ст. Истра или Ново-Иерусалимская, далее на автобусе до ост. «Монастырь».

      На автомобиле. Ехать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе через г. Истру до монастыря (45 км от МКАД).

      Покровский храм в Ясеневе

      Адрес: ул. Айвазовского, вл. 7–8

      Как добратся: м. «Ясенево», далее пешком (1 км).

      Автор: Администратор

    • Фото: Администратор
    • —>

      Продолжайте путешествие!
    • Тихвинская икона Божией Матери

    9 июля По преданию, это один из образов, написанных Евангелистом Лукой. В .

    Глазами француза

    Отправиться в Лавру в 32-градусный мороз в кибитке, продуваемой всеми ветрами? Такое .

    Алтари победы

    Юбилей храма – большой праздник для верующих людей. Многие москвичи, посещающие Свято-Троицкую .

    Парящие в воздухе

    Изобилие — первое, что приходит мне на ум при слове «Греция». Эти .

    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Отреставрирован Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

    Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря в подмосковной Истре полностью отреставрирован и готов к проведению богослужений — таково официальное заключение Министерства культуры. Напомним, обитель была основана в XVII веке Патриархом Никоном. Восстановление архитектурного ансамбля началось в 2008 году. Теперь, после окончания всех работ, последнее слово — за священноначалием Русской Православной церкви. Оно должно решить, когда состоится великое патриаршее освящение собора.

    В исторических документах XVII века главный собор Ново-Иерусалимского монастыря именовался великой церковью Воскресения Христова. Он был задуман Патриархом Никоном как образ храма Гроба Господня на Святой земле, однако судьба его оказалась непростой. В 1723 году шатер ротонды рухнул, через три года случился пожар. 20 лет храм простоял фактически без кровли, пока Елизавета Петровна не прислала столичных архитекторов. В 1941 году, при отступлении, фашисты взорвали Воскресенский собор. И вот, наконец, 2019 год.

    «Собор восстановлен полностью, чего не было никогда за всю его 360-летнюю историю. Об этом все мечтали, этого все ждали и, наконец, это сегодня свершается», — констатировал наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря игумен Феофилакт (Безукладников).

    Мы несколько лет следили за тем, как менялся Воскресенский собор, как постепенно воссоздавался уникальный 12-ярусный 24-метровый иконостас, как реставрировались изразцы, восстанавливалось убранство храма.

    И вот наместник Ново-Иерусалимского монастыря впервые ведет съемочную группу по целиком отреставрированному собору. Останавливаемся у главной святыни – кувуклии. Это место погребения и воскресения Христа. Как и все здесь, кувуклия была построена Патриархом Никоном по чертежам иерусалимской.

    «А дальше было интересно – в 1807 году там, в Иерусалиме, был пожар, и кувуклия разрушилась до основания. И поэтому оттуда уже присылались архитекторы, которые описывали и обмеряли нашу кувуклию. То есть Новый Иерусалим послужил Ветхому Иерусалиму», — рассказал игумен Феофилакт (Безукладников).

    Дверь в кувуклию инкрустирована драгоценными камнями и украшена резным изображением явления воскресшего Господа Марии Магдалине.

    «Мы с вами находимся в гробе Господнем, вот это — погребальное ложе Спасителя, — показывает игумен Феофилакт (Безукладников). — На северной стороне, полунощной стороне, как было написано в архивах, показан пустой гроб. Мы видим только головную повязку, ту плащаницу, в которую было завернуто тело Господа Иисуса Христа, и двух ангелов, сидящих там, где было положено тело Господа».

    Свод кувуклии покрыт копотью. Ее оставили специально как отголосок Великой Отечественной войны. Лестница на Голгофу. По просьбе Патриарха Никона из Святой земли был привезен кипарис, и монастырский мастер вырезал из него крест по размерам того, на котором был распят Спаситель.

    «Этот крест у нас почитается чудотворным. Он мироточит, часто благоухает, является, действительно, святыней, к которой люди приходят и получают исцеление, облегчение, утешение» — отметил игумен Феофилакт (Безукладников).

    Чтобы обойти весь храм Воскресения, со всеми его многочисленными приделами, не хватит и одного дня. Патриарх Никон, чье место последнего упокоения также находится здесь, мечтал воссоздать в подмосковной Истре Русскую Палестину. Наместник говорит, что все святыни, хотя формально и являются лишь образом и повторением иерусалимских, по вере людей могут творить чудеса.

    «Благодать Божию можно получить такую же, как там, в Святой земле, можно даже больше, а можно меньше – это уже зависит от Господа и от нашей веры», — убежден игумен Феофилакт (Безукладников).

    В ближайшее время наместник обратится к Патриарху Кириллу с просьбой о великом освящении храма Воскресения.

    Монастырь на крыше Храма гроба Господня

    Наиболее известным и почитаемым храмом для христиан всех конфессий является храм Гроба Господня в Иерусалиме. Он расположен на месте, где произошли самые важные события в жизни Господа Иисуса Христа — Его крестная смерть и славное воскресение из мертвых. Таким образом, под крышей храма объединены Голгофа и пещера Воскресения.

    Храм Гроба Господня в течение своей истории перестраивался несколько раз. Сегодня почти невозможно определить, как выглядел первоначальный храм. Инициаторами его строительства стали святые император Константин Великий и его мать императрица Елена. Они же обнаружили крест, на котором Христос был распят, а также камень, на котором лежало до Воскресения его бездыханное тело. Сегодня над этим камнем внутри храма располагается Кувуклия, часовня — сердце храма Гроба Господня.

    Первоначальный Храм Гроба Господня был разрушен персами в восьмом веке. За его восстановление взялись крестоносцы, которые на недолгое время отвоевали храм у мусульман. Впоследствии храм еще достраивался и нынешний вид приобрел в только в восемнадцатом веке.

    Начиная с 12 века земля, на которой стоит храм, и ключи от него принадлежат одной знатной мусульманской семье Юдех. Это произошло из-за того, что разные христианские Церкви вступили в спор о праве владения храмом. В итоге, султаном было принято решение разделить имущество храма на шесть частей — по числу Церквей, а землей распорядиться так, как уже было сказано.

    В результате раздела имущества Кувуклия досталась Иерусалимской Православной Церкви. Также право на присутствие в храме получили католики, армяне, копты, сирийцы и эфиопы. Разделу подверглось не только внутреннее убранство храма, но и. его крыша. На ней поселились коптские монахи. Копты, христиане Египта, потомки древних египтян. Копты прямо на крыше построили два десятка маленьких келий, а также создали храм в честь святой императрицы Елены. Так появился монастырь на крыше храма Гроба Господня, который не меняется внешне еще со временем крестоносцев, то есть с 12 века.

    В шестидесятые годы двадцатого века у коптов возник конфликт с эфиопами. Те решили занять принадлежавшие коптам помещения монастыря. Что и сделали. На праздник Крещения они в отсутствие коптов, которые уехали на Иордан, заняли их кельи и храм. Израильское правительство встало на сторону эфиопов, поскольку шла арабо-израильская война, а копты, как представители Египта, казались еврейскому государству враждебными.

    С тех пор монастырь на крыше Храма Гроба Господня принадлежит эфиопам, которые упорно не пускают туда коптов. Эфиопы не только контролируют крышу храма, но и охраняют доступ к древнему подземному озеру, расположенному прямо под храмом. Данное озеро, а скорее каменный резервуар, было создано для сбора воды, еще во времена святой Елены. Коптская и Эфиопская церкви не состоят в общении с Православием еще с пятого века. Однако их затянувшийся конфликт сильно беспокоит Иерусалимскую Православную Церковь, которая отвечает в целом за мирное сосуществование разных христиан внутри Храма Гроба Господня.

    Смотрите так же:  Владимирский монастырь спб

Related Post

Раифский монастырь венчание

Раифский монастырь венчание 6 июля 2019 в 15:00 — Андрей Бузик 24 июня по старому стилю / 7 июля по новому стилю воскресенье Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Петров

Монастырь германа аляскинского

Поездка в скит преп. Германа Аляскинского Скит преп. Германа Аляскинского был основан в горах Калифорнии иеромонахом Серафимом (Роузом) и его другом игуменом Германом (Подмошенским). Скрытый от людских взоров среди дикой

Дубовка Свято-вознесенский женский монастырь

Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка) Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка) — православная женская обитель в Волгоградской области, основанная в 1871 году. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, возрожден в 1991 году. При