Крыпецкий монастырь в псковской области

Крыпецкий монастырь
«Псковская земля» Елена Морозкина, Т.В. Вересова

Крыпецкий Иоанно — Богословский мужской монастырь

Крыпецкий Иоанно — Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в в 23 километрах от Пскова. Основатель обители — Савва пришёл в Псков с Св. Афонской горы или из Сербии и сперва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой.

Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни.

В 1487 году был официально основан мужской монастырь «на вече». Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным. Ныне существующий каменный собор построен в 1557 году.

Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что — либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова.

Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крипецкого монастыря. В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крипецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни.

Связь Крыпецкого монастыря с Москвой при Борисе Годунове приняла обратный характер: на погибель Москве. Демократический Псков в смутное время стоял за самозванцев, даже выдвинул своего. Существует легенда, что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь; что в монастыре он переночевал. Здесь у Григория были знакомые и он передал своё имя монаху Леониду, с которым поспешил дальше. Быть может эту историю слышал в Пскове Пушкин: ведь «Борис Годунов» написан им на Псковщине.

В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре пребывал «во иночестве» Афанасий Лаврентьевич Ордин — Нащокин — крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя. Он был образован, великолепно владел ин. языками, знал математику. Он становится министром иностранных дел, организовал на Чёрном море и на Каспии флот. В 1672 году удаляется от гос. дел и становится монахом Антонием. При нём уничтожили звонницу и над трапезной церковью надстроили столп колокольни по московскому образцу.

В нач. 18 века монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 году он сильно горел «от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу».

В нач. 19 века в монастыре живал митрополит Евгений Болховитинов — просвещённый человек, друг Державина. Евгений Болховитинов много писал, собирал историю Псковских монастырей, написал «Историю княжества Псковского». С 1816 по 1822 год Е. Болховитинов возглавлял Псковскую епархию и жил в Снетогорском монастыре. Он ценил особую красоту Крыпецкого монастыря. Для него трапезную палату превратили в настоятельские покои, сняв с неё своды и расширив окна. Колокольню ещё раз перестроили, но теперь на санкт-петербургский манер.

Монастырь был закрыт в 1918 году, а собор — в 1923 году. В 1990 году монастырь передан государством церкви.

В к. 19 — н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903г.). Имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием — пророчеством о своём погребении «головой на север». Слова Корнилия — «и будет это на бедствие Росси» — вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. лицом на восток. Монах Корнилий — уроженец д. Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве монаха Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука (мирское имя Корнилия) с 3 лет был наделён удивительным даром прозорливости, ясновиденья. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество — неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику. Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: «Другому пожелаешь — себе получишь!». Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события. А в 1900 г. за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий сказал: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина.»

В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов. Корнилий предсказал также день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.

«Похоронят меня, — говорил, — вся Россия заплачет.» И действительно, через год началась русско — японская война. Стала «плакать Россия». Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. «Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончаться бедствия России. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди хотевшие исполнить последнюю волю покойного: передать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди от которых зависело решение этого вопроса усомнились в достоверности этого пророчества.

В 1917 — 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни. Серебряковцы разорили его, увели скот, увезли все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы из отряда Серебрякова. Начались допросы.

И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 — 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени.

Совсем недавно, в 1997 году останки Корнилия были перезахоронены. Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным.

В 1990 г. Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь передан Русской Православной Церкви. Ощутимое возрождение обители началось только в 1995 г. — год 500-летнего юбилея со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого. С этого времени в монастыре снова затеплились молитва и духовная жизнь ее обитателей. В настоящее время в монастыре братии около 25 человек.

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его преподобный Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелие. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее.

В те времена в Пскове у стен Троицкого собора (на Крому) бурлило псковское вече. Над головами собравшихся возвышалась многоступенчатая «степень» — трибуна со «степенными» посадниками и князем. Однако «нейгодного» князя могли со степени и «сопхнуть»!… (Князь во Пскове не пользовался большой властью: он был военоначальником, а в мирное время вместе с представителями города вершил судебные дела. Княжеская дружина дополняла народное ополчение). Первый каменный Троицкий собор был возведен в 1138г. и связан с именем кн. Всеволода Гавриловича, изгнанного новгородцами и, в пику им, принятого псковичами.

Явившись на княжение во Псков, Ярослав потребовал увеличения своих доходов. Псковичи не соглашались и отрядили в Москву двух посадников, снабдив их грамотами, в которых были записаны древние права вечевого города. Иван 111 (1462-1505) не признал эти грамоты, сказав, что «то грамоты не самих князей великих». Псковичам пришлось уступить. Назрело недовольство.

Княжьи люди пустили в ход оружие, «чего и искони во Пскове… не бывало, и расперечишася с людьми на князи дворе, с пьяными князодворцы, и се почаше битися…». Князь известен так же подменой «смердьей грамоты» (грамоты определяющей статус смердов) в ларе Троицкого собора .

Образ недоброго князя Ярослава и его княгини отражен в одном из 22 –х житийных клейм на иконе из КРЫПЕЦКОГО монастыря, написанной в начале ХУ1 веке. На иконе изображен Иоанн Богослов, святитель Савва 1 архиепископ Сербский, преподобный Ефросин Псковский и преподобный Савва Крыпецкий. На этой иконе святой Савва Крыпецкий изображен высокого роста, с седой круглой, но не длинной бородой. Сейчас икона возвращена монастырю и находится в храме Иоанна Богослова.

Через 60 лет, когда на месте деревянной церкви стали возводить каменную, монастырскому священнику Исайе случилось видение, в котором преподобный указал место, где покоятся его останки. В Москве на Макарьевских соборах 1547-1549 годов, преподобного Савву причислили к лику святых.

з стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве.

Жил в монастыре во второй половине Х1Х века подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий Крыпецкий чудотворец. Старец еще за 17 лет до казни царской семьи предвидел: «Не будет у нас царя! Сменят его как плохого хозяина». Отец Корнилий предсказал и день своей кончины (23 декабря 1903г.) и то, что положат его не по чину Православной церкви, а головой на север. «Похоронят меня, вся Россия заплачет», — говорил блаженный Корнилий, — «когда обретут останки и переложат – окончатся бедствия России». Обретение мощей отца Корнилия Крыпецкого произошло 22 июля 1997г. Останки о. Корнилия поместили в раку и перенесли в храм, а в 1999г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 11 было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного Псковской епархии.

Собор св. Иоанна Богослова построен игуменом Феоктистом в 1555-1557гг., вскоре после прославления в лике святых основателя обители. Одноглавый на высоком подклете, с крестовым сводом собор построен из местного камня в характерном для Пскова стиле. Южный придел был освящен во имя св. Саввы, архиепископа Сербского (память 12 января, 30 августа). В подклете под этим приделом, в описи 1764г. упоминается часовня над мощами преп. Саввы Крыпецкого. «Мощи Преподобного почивают под спудом в его же храме, в стене под жертвенником». В 1820-1822гг. нижний этаж был перестроен, с северной стороны освящен придел свв. пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В ХХ веке в верхнем храме с севера и слева при входе в нижний храм находилась ризница и библиотека.

Смотрите так же:  Монастырь мужской приколы

ревняя галерея соединяла собор с колокольней, где существовала домовая настоятельская (ранее трапезная) теплая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1586-1587гг.). Над ней в третьем ярусе колокольни находилась церковь св. Иоанна Лествичника. Верхний ярус со шпилем и колоколами был надстроен в 1820г. На колокольне, кроме восьми колоколов больших (самый большой 69 пудов, отлит в 1695г.) и двух поменьше (отлитых в 1559 и 1577гг.) были «железные русские часы».

Чудесным был всегда источник преп. Саввы, «на ручье, текущем из Большого озера, с южной стороны монастыря есть «Копанец» — пруд, специально вырытый, именуется Святым озером.

В 1913 году при игумене Иоанникии на станции Торошино была построена деревянная часовня, затем обращенная в 1921 году в церковь. В 1960-х годах церковь сгорела.

В 1918 году монастырь перестал существовать. До 1923 года еще действовал собор Иоанна Богослова как приходская церковь. 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. На месте монастыря некоторое время располагался приют для голодающих детей, а затем совхоз. Монастырь стал быстро разрушаться.

Особенно сильно он пострадал в период Великой Отечественной войны. В войну в монастыре скрывались партизаны.

В 1990г. Крыпецкий монастырь, его поросшие травой развалины храмов и колокольни передали Псковской епархии. Возглавил долгий путь восстановления монастыря игумен Дамаскин (Сахнюк, день памяти 29 ноября). Будучи рукоположен в дьяконы, а впоследствии пострижен в монашеский чин настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, через некоторое время по воле Божией был направлен на службу в приходские храмы.

В 1999 году братия монастыря поселилась в новом благоустроенном братском корпусе, в котором разместились келий для насельников, братская и праздничная трапезная, монастырская библиотека. В этом же году было восстановлено чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым ежедневно совершается чтение всей Псалтири и поминовение всех благодетелей, жертвователей обители. Богослужения совершаются ежедневно.

Крыпецкий монастырь в псковской области

Подписка на рассылку

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Больше десяти лет празднование Рождества Иоанна Предтечи становится престольным праздником для прихожан Собора Рождества Иоанна Предтечи и братии Иоанно-Богословской Савво-Крыпецкой мужской обители.

В этот день в древнем соборе ХII века (c 2007 года — подворье Крыпецкого монастыря) проходит торжественное праздничное богослужение, собирающее множество православных христиан, псковичей и гостей нашего города, почитающих великого во пророках – святого славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечу.

Накануне в 17 часов будет отслужено всенощное бдение с литией. Службу совместно с братией обители проведет наместник Савво-Крыпецкого монастыря и настоятель подворья игумен Савва.

Перед Литургией состоится исповедь для всех желающих.

7 июля в 7 часов 30 минут утра начнется водосвятный молебен, а в 9 часов – Божественная Литургия с праздничным молебном и крестным ходом.

Всенощное бдение, по обычаю, началось в 17 часов в Успенском храме. Воскресная служба соединялась с празднованием памяти всех русских святых. Прослушать песнопения бдения>

Утром 30 июня колокольный звон призвал братию и богомольцев на Божественную литургию. Пел братский хор.

По молитве «Отче наш» игумен Савва прочитал проповедь на Неделю всех Российских святых.

Начиная с XVI века после прославления сонма русских святых митрополитом Московским Макарием, в Русской православной Церкви появилась мысль почтить особым праздником всех святых вместе. Только в середине XX века праздник всех русских святых прочно вошел в церковную жизнь. Особенно торжественно он отмечался в 1988 году, когда праздновалось тысячелетие Крещения Руси.

Каждый россиянин в этот день прославляет Бога за милость и проявление безчисленного множества святых, явленных на Русской земле.

Всенощное бдение в Неделю Всех святых служилось в Успенском храме. Служба правилась по Цветной Триоди. Воскресные песнопения соединялись со службой всем святым. Вместе с братией совершали молитву трудники, паломники. Прослушать догматик 8 гласа знаменного роспева>

Божественная литургия началась в 9 утра по окончании праздничного колокольного звона.

По молитве «Отче наш» седмичный священник прочитал проповедь святителя Луки Симферопольского.

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ

Неделя всех святых дает нам повод вдуматься в то, какими многоразличными путями шли святые Божьи люди по тернистой дороге в Царство Божие.

Очень различны были условия их жизни, их стремления и наклонности и их характеры; очень различно складывалась и их жизнь и, соответственно этому, их ум и сердце склонялись больше всего к исполнению какой-либо одной из заповедей Божиих.

Среди них были люди нисколько не интересовавшиеся вопросами государственной и общественной жизни, делами мирскими, житейскими и всецело охваченные только одним стремлением – быть во всегдашнем общении с Богом.

20 июня в Доме церковных собраний Спасо-Елеазаровского монастыря по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона прошел обучающий семинар.

Встреча, в которой приняли участие псковские священники, общественники, а также представители администрации областного и муниципального уровней, была посвящена проблемам оформления заявок на получение грантов для реализации социальных проектов различной направленности.

В ходе семинара был проведен разбор приоритетных проектов с обоснованием основных этапов их формирования и реализации. Кроме того, состоялся взаимный обмен полезным опытом.

Праздничное богослужение на праздник Пятидесятницы имеет древние корни. Христианское празднование Сошествия Святого Духа на учеников Иисуса Христа известно с апостольких времен.

По традиции ветхозаветной Церкви православные храмы на праздник Пресвятой Троицы украшаются березовыми ветками, цветами и свежескошенной травой. Таким образом, и храмы Крыпецкого монастыря были украшены зеленью и молодыми березовыми деревцами.

15 июня 2019 года в 17 часов праздничное богослужение прошло в Успенском храме. Вся служба была посвящена исключительно празднику Пятидесятницы: воскресные песнопения отменялись. Прослушать песнопения на праздник Пятидесятницы>

Всенощное бдение с литией и полиелеем служил монастырский иеромонах со служащей братией.

По окончании праздничного колокольного звона. Божественная литургия началась в 9 часов утра .

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь Псковской епархии Московского Патриархата.

Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его Прп. Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелие. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее.

Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель.

В те времена в Пскове у стен Троицкого собора (на Крому) бурлило псковское вече. Над головами собравшихся возвышалась многоступенчатая «степень» — трибуна со «степенными» посадниками и князем. Однако «нейгодного» князя могли со степени и «сопхнуть»!… (Князь во Пскове не пользовался большой властью: он был военоначальником, а в мирное время вместе с представителями города вершил судебные дела. Княжеская дружина дополняла народное ополчение). Первый каменный Троицкий собор был возведен в 1138г. и связан с именем кн. Всеволода Гавриловича, изгнанного новгородцами и, в пику им, принятого псковичами.

Хоть времена тогда были суровые, но кража на Крому считалась тяжким преступлением и наряду с государственной изменой каралась смертной казнью. В 1476г. здесь произошла битва псковичей с князем Ярославом Васильевичем Стригой-Оболенским и его людьми, о которой ярко рассказал летописец. Ссора произошла из-за того, что княжной человек взял у ехавшего на Торг псковитянина «наручье» капусты для княжного барана. Ярослава псковичи не любили, говорили о нем, что князь «злосерд», «на пскович не люб». Он стеснял псковские свободы в пользу Москвы, не забывая о собственной выгоде.

Явившись на княжение во Псков, Ярослав потребовал увеличения своих доходов. Псковичи не соглашались и отрядили в Москву двух посадников, снабдив их грамотами, в которых были записаны древние права вечевого города. Иван 111 (1462-1505) не признал эти грамоты, сказав, что «то грамоты не самих князей великих». Псковичам пришлось уступить. Назрело недовольство.

Княжьи люди пустили в ход оружие, «чего и искони во Пскове… не бывало, и расперечишася с людьми на князи дворе, с пьяными князодворцы, и се почаше битися…». [1] Князь известен так же подменой «смердьей грамоты» (грамоты определяющей статус смердов) в ларе Троицкого собора .

А история монастыря гласит о чуде исцеления жены псковского князя Ярослава Оболенского по молитве братии монастыря во главе с преподобным Саввой. В свой монастырь преподобный Савва не впускал женщин, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Для встречи преподобного Саввы с княгиней была построена трехкилометровая гать через болота — «Ярославов мост». Тогда же в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Скончался Савва 28 августа (по ст.ст.) в 1495 году.

Позднее Ярослав снова княжил во Пскове, но во времена мора преставился с княгинею и положены они у св. Иоанна в Завеличье.

В 1581 году, в царствование Иоанна Грозного, монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Братия перебралась под защиту стен Псковского Кремля, оставив одного монаха Иоанна. Он и рассказал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы его поджечь. Пораженный чудом Стефан Баторий отпустил всех пленников и отвел свое войско.

Из стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве.

В ХУ11в. В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг под именем Антоний государственный деятель, боярин Афанасий Ордин-Нащокин.

В монастыре в Х1Х веке трудился ученый, археолог, историк, писатель — просвещенный архипастырь митрополит Евгений (Болховитинов). При нем обитель была перестроена и благоукрашена.

В 1923г. Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. Монастырь сильно пострадал еще до войны. Разрушены были храмы и стены монастыря. Известный псковский историк и архитектор Е.Н. Морозкина приняла активное участие во включении комплекса монастыря в состав памятников республиканского значения. В конце 50-х годов ХХ века, посетив Крыпецы, она писала: «Теперь вместо сокровищ здесь сохраняются драгоценный покой и вдохновенная тишина. Они не только в удалении от мира – они заключены в самой архитектуре, в том, что в ней нет ничего резкого, даже пяты свода не найдешь: стена переходит в него постепенно. Они — в этом контрасте мягкого света внутри и яркого блеска снаружи. Высота свода соответствует размерам человеческого тела, и здесь необыкновенно хорошо себя чувствуешь». Тогда были начаты первые реставрационные работы под руководством Б.С. Скобельцина, которые не были завершены.

Собор Св. Иоанна Богослова построен игуменом Феоктистом в 1555-1557гг., вскоре после прославления в лике святых основателя обители. Одноглавый на высоком подклете, с крестовым сводом собор построен из местного камня в характерном для Пскова стиле. Южный придел был освящен во имя св. Саввы, архиепископа Сербского (память 12 января, 30 августа). В подклете под этим приделом, в описи 1764г. упоминается часовня над мощами преп. Саввы Крыпецкого. «Мощи Преподобного почивают под спудом в его же храме, в стене под жертвенником». [2] В 1820-1822гг. нижний этаж был перестроен, с северной стороны освящен придел свв. пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В ХХ веке в верхнем храме с севера и слева при входе в нижний храм находилась ризница и библиотека.

Древняя галерея соединяла собор с колокольней, где существовала домовая настоятельская (ранее трапезная) теплая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1586-1587гг.). Над ней в третьем ярусе колокольни находилась церковь св. Иоанна Лествичника. Верхний ярус со шпилем и колоколами был надстроен в 1820г. На колокольне, кроме восьми колоколов больших (самый большой 69 пудов, отлит в 1695г.) и двух поменьше (отлитых в 1559 и 1577гг.) были «железные русские часы».

В 1855г. над главной святыней обители – мощами преп. Саввы была устроена серебряная рака. В 1864-1865гг. монастырь был обнесен кирпичной оградой с тремя башнями. Вне стены находилось кладбище, дом для богомольцев, хозяйственные постройки, сады и огороды.

Смотрите так же:  Сергеевка свято-сергиевский монастырь

Чудесным был всегда источник преп. Саввы, «на ручье, текущем из Большого озера, с южной стороны монастыря есть «Копанец» — пруд, специально вырытый, именуется Святым озером. Вода золотистая, как вино, словно собрала в себя солнечный свет», — пишет Е.Н. Морозкина. [3]

Не прекращался поток богомольцев к мощам преподобных Саввы и Корнилия и в более поздние времена запустения. Окунуться в источник целебной воды, взять с собой в обратную дорогу святой его воды приходили люди из дальних деревень. Монастырь стоял среди леса и дороги к нему не было.

В 1990г. Крыпецкий монастырь, его поросшие травой развалины храмов и колокольни передали Псковской епархии. Возглавил долгий путь восстановления монастыря игумен Дамаскин (Сахнюк, день памяти 29 ноября). Будучи рукоположен в дьяконы, а впоследствии пострижен в монашеский чин настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, через некоторое время по воле Божией был направлен на службу в приходские храмы. О. Дамаскин вспоминал: «Один Бог знает как я устал от мытарств, когда тобою руководит не духовное лицо, а староста храма. За его спиной стоит управляющий по делам религии и тоже руководит. Причем руководит тем, в чем совершенно не разбирается. Почему длинные службы? Зачем так долго исповедуешь?» [4]

В 1990г. отец Дамаскин пришел с молитвой просить благословения у Псковского Владыки – Архиепископа Владимира (Котлярова). Владыка спросил: «Вы представляете, чего это будет вам стоить? А справитесь ли вы?»

С Божией помощью и молитвами Владыки, с молитвой и крепкой верой в устройство Крыпецкой обители о. Дамаскина его многочисленные духовные чада, послушники, трудники и монахи поднимали из руин храмы. Шло строительство домов и стен монастыря, распахивалась целина под огороды, разводили скот и сажали сады. Отец Дамаскин сам умел класть печи, строить дома, водить самосвал, а еще игумен умел петь «Херувимскую» на Литургии так, как никто другой!

В 1995 году в нижнем подклете храма Иоанна Богослова прошло торжество – 500 лет со дня преставления преподобного Саввы. На Божественной Литургии присутствовал Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский. Эта архиерейская служба стала началом монашеской жизни монастыря.

Впервые мне привелось посетить монастырь в 1998 году, зимой. Мы приехали проведать своего дальнего родственника, пришедшего работать во Славу Божию в Крыпецкий монастырь. Очень непонятной была жизнь монахов и трудников для нас. Как обращаться, о чем разговаривать, что одеть в монастыре, как молиться, как здороваться – все было другим, не похожим на наши мирские привычки. Постепенно раз за разом, приезжая в Крыпецы мы постигали духовный смысл монашеского делания и благодать святого места. Тишина ума, мирная и трудовая жизнь этого места приносила радость и давала силы на жизнь после отъезда домой.

Однажды в Псковском музее мы увидели Синодик Крыпецкого монастыря, он читался с 1719г. до прекращения деятельности монастыря после революции в 1923г. Вновь ч тение Синодика благословил игумен Дамаскин на Пасху Господню в 2000 году. Я обратилась к настоятелю за разрешением посмотреть чьи имена он хранит и по благословению настоятеля открылись переписанные от руки списки имен, а иногда и фамилии родов, чью память и поныне хранит святое место и Православная церковь. По существу перед нами раскрывается особая история духовного подвига и участия в жизни монастыря многих и многих светских и духовных лиц.

Ранее чтение Синодиков было самым почетным послушанием, на которое не каждый мог получить благословение. Для поминовения родов в Синодиках люди должны были внести в монастырь за усопших дары или поминаемые чем-то отличились для жителей города, княжества или России в своих деяниях.

В Синодике упомянуты священнослужители и монахи Крыпецкого монастыря, Цари и Царицы, Великие князья и княгини, родовитые бояре и члены их семей, купцы, крестьяне и простые скотники. Особое внимание обращает на себя в Синодике поименное поминовение с молитвой тех, кто погиб на стенах Псковского Кремля при его осаде войсками Стефана Батория в 1582г. и шведского короля Густава в 1615г.

В Синодике мне встретились уже знакомые имена — бояр Ординых-Нащокиных и графов Сиверсов.

Обратившись к архивам, историческим исследованиям, отчетам о путешествиях и литературным источникам ХУ11-ХХвв. после возвращения домой многое раскрылось нам по-новому в истории монашествовавших в Крыпецах. К.М. Бороздин в «Опыте исторического родословия дворян Нащокиных» раскрыл историю рода Государева думного дворянина Богдана Ивановича Ордин-Нащокина и рода Боярыни Прасковьи Борисовны Нащокиной.

Род этот прославил Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) один их самых образованных государственных деятелей при дворе Алексея Михайловича Романова. А.Л. Ордин-Нащокин в 1665-1666гг. был воеводою в Пскове, прославился же как дипломат в польских вопросах и заключил Андрусовский мир, по которому Россия возвращала себе Смоленск, Чернигов и получала Левобережную Украину с Киевом. Незаурядный экономист он способствовал строительству мануфактур и заводов, впервые организовал международную и регулярную почтовую связь, с его именем связано распространение садоводства в России и многое другое.

В 1672г. он удаляется от мирских дел в Крыпецкий монастырь и принимает монашеский постриг под именем Антоний. На первый взгляд для светского человека окончание жизненного пути государственного деятеля простым монахом может рассматриваться как поражение, но со стороны духовного рассуждения крыпецкое монашество – знак высшей оценки и вечной памяти духовного достояния этой одаренной личности. «Блажен, кого Ты избрал и приблизил» (Пс. 64, 5).

Еще один прославленный насельник Саввы — Крыпецкого монастыря происходил из рода графов Сиверсов. Он пришел из Питера в монастырь накануне революции после встречи с двумя монахами – Протасием и Гервасием. Они пригласили молодого человека с собой в обитель, где Эдуард (в крещении Сергий) получил послушание и позднее принял монашеский постриг. Его жизнь – это поистине удивительная история духовного подвига и пример преодоления бесчеловечных условий послереволюционного периода в истории нашей страны. Сегодня имя иеросхимонаха Сампсона (графа Сиверса) чтит вся Русская Православная церковь, его письма к духовным чадам (нашим современникам) и наставления в жизненном пути представляют очень глубокое понимание смысла жизни человека и путей просветления его души. Вот слова его воспоминаний о монастыре: «Маленькая такая, уютная-уютная обитель. Посередине обители кирпичный храм с одним приделом. По стенам – деревянные строения: баня, прачечная, трапезная, покои игумена, братский корпус, амбары, где хранилось все богатство, которое давала нам земля, чтобы прокормиться. Скотный двор – за оградой, отдельно по всему монастырю могилы и надписи: «схимник такой-то…». Схимники лежат… Оказывается – все это непокорные бояре, которых Иван Грозный насильно постригал, и здесь они умерли. Так много их было».

Из более поздних воспоминаний старца Сампсона об укладе монастыря в предреволюционные годы: «С утра до 5 часов, до выхода на работу, в трапезной читали утреннее правило. Вся братия, кроме старцев, которые были неспособны читать. Схимники были. Отшельники были! Интересная братия была. Молодых не было. Там было 3-4 человека с Афона – за участие в ереси «имябожников». Их лишили сана, и они были под запрещением, на общих работах наравне со всеми. Братию впоследствии частью погубили, частью расстреляли, часть разбежалась. Там их много погибло. «Имябожников» Афон выгнал из Пантелеймонова. Они придумали, что, произнося имя «Иисус», мы соединяемся с Самим Господом, поэтому не надо никакого причастия, никакой исповеди, никаких таинств. Такая прелесть (уклонение от истины)…. Литургию служили три старичка: двое пели, а один служил – не способные ни к каким работам. Бывает даже повар бросает чистить картошку и идет петь на клирос и читать часы, потому что все на работе… А какие синодики там! О, это книги, а не синодики. И все прочитывалось за каждой литургией: за благодетелей и строителей за сотни лет, со времен Ивана Грозного, и все эти бояре, все были там. Они любовно читают их, полуслепые, с катарактами. И горе, если он «как-то» прочтет! Недопустимо! Проскомидия была у Саввы Крыпецкого три часа. А гласное поминание было только новопреставленных, а в воскресенье и в Господские праздники «со святыми» не пелось. Там был строгий устав».

В 1919г. раненый и чудом не расстрелянный (тогда еще инок Александр) был спасен монахами Крыпецкого монастыря Мардарием и Власием для будущих подвигов во Славу Божию.

В Иоанно-Богосвловском Крыпецком монастыре жил и работал Митрополит Евгений (Болховитинов). В 1822 году Владыка Евгений написал ряд работ по истории Псковского края, подготовил свод Псковских летописей, издал отдельными брошюрами описания Снетогорского, Крыпецкого, Святогорского, Иоанно-Предтеченского монастырей и Никандровой пустыни. Деятельность Митрополита Евгения – члена Российской Академии, Общества Истории и Древностей Российских, друга Г.Р. Державина в Пскове и в Киеве, куда он был позднее направлен, может стать примером для наших современников. Сам Владыка в одном из писем заметил: «Недостаточно образованны те, которые не знают своего родного: не следует пренебрегать малым, без которого великое не может быть совершено».

Жизнь монастыря сегодня следует своему Уставу, настоятель игумен Савва старается через любовь наставлять братию, приходящих трудников и приезжающих паломников. По-прежнему монашеское правило начинается в 5:30, переходя в Литургию. Работа от зари до зари, ее много в монастыре, необходимо накормить не только своих, но и всех, кто пришел в монастырь. У Крыпецкого монастыря есть подворье в Пскове, находится оно на бывшей территории самого древнего – Иоанно — Предтеченского монастыря (13 век), где восстановлен прекрасный храм Рождества Иоанна Предтечи и дом настоятеля. Здесь паломники могут помолиться и передохнуть.

Странноприимство, которое на Руси всегда было обязанностью христианина, сегодня в миру – редкое явление. В монастырях это правило, хотя я встречала исключения (два монастыря в Республике Коми Михайло-Архангельский мужской в Усть-Выми и женский в селе Ыб) не впускали на свою территорию. Иногда еще можно услышать рассуждения такого толка, что: «В монахи уходят слабые люди, пусть они попробуют в миру нести свой крест!» Я же скажу в ответ: «Какая Благодать дана людям, знающим дорогу в монастырь; дорогу для трудничества, молитвы и молчания, которое очищает сердце».

Автор — Кирова Марина Сергеевна.

1. Лествичник Иоанн, преподобный. Лествица. – М.: Сибирская Благозвонница, 2013. – 573с.

2. Закон Божий. Для семьи и школы.- Изд. Репринтное, 1957.

3. Свт. Феофан (Говоров). Что такое христианская жизнь и как на нее настроиться? СПб., 1991

4. Псковские летописи. Т.11.с.204 — 205

5. Уминский А., протоиерей. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. – М.: Никея, 2012. – 160с.

6. Бороздин К.М. Опыт исторического родословия бояр Нащокиных. — Спб, 1841.

7. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли.– М., 1991. — 624с.

8. Крыпецкая обитель. –Изд. 2-ое, доп., 2002. –136 с.

9. Крыпецкая обитель. Святые подвижники благочестия Крыпецкого монастыря. История обители. – Псков, 2010. – 496с.

10. Морозкина Е.Н. Затерянный мир забытого монастыря /сб. Псковская земля. – М.: Искусство, 1986

11. Морозкина Е. Щит и зодчий. Путеводитель по древнему Пскову.- Псков: Отчина, 1994. — 132с.

12. Степанов Ю. От Трувора до наших дней. Календарь Псковской истории.- Псков, 2002. – 104 с.

13. Собор Рождества Иоанна Предтечи Х11 век., 2007. – 30с.

[1] См.: Псковские летописи.Т.11.с.204 — 205

[2] См.: Клировая ведомость 1921г. — Гос. Архив Псковской области, Великолукский филиал.

[3] См.: Морозкина Е.Н. Затерянный мир забытого монастыря /сб. Псковская земля. – М.: Искусство, 1986

[4] См.: Крыпецкая обитель. –Изд. 2-ое, доп., 2002. – с.122-123

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь является одним из самых необыкновенных святых мест, которые довелось посетить автору. Паломнику,не пожалевшему времени на дорогу в Крыпецкий монастырь, откроется совершенно удивительное место. Крыпецкий монастырь — редкий образец сохранившихся древних благочестивых укладов монастырской жизни, гаромонично вписавшихся в современное окружение.

Крыпецкий монастырь не похож на некоторые современные «евромонастыри», отгородившиеся высокими стенами с евроотделкой и пластиковыми окнами, со строгой охраной на воротах и невидимыми простому паломнику иноками. В Савво-Крыпецком монастыре вы не увидите вывешенных на видно место прайс-листов со стоимостью экскурсий по монастырю, с ценами на требы, со стоимостью проживания в монастырской гостинице. В храмах Крыпецкого монастыря свечи лежат свободно — рядом лишь ларчики для сбора пожертований на храм, размер которого зависит только от ваших возможностей. Если есть возможность, в монастыре вас приютят на ночь, не спрашивая, сколько вы готовы платить за проживание. В трапезной Крыпецкого монастрыря для трудников для вас, при необходимости, найдется место за братским столом.

Смотрите так же:  Краткий пересказ ночь келья в чудовом монастыре

Приехав в Савво-Крыпецкий монастырь вы сможете погрузиться в атмосферу монашеской жизни. Еще один удивительный факт: вы, вероятно, заметили, что в названии Крыпецкого монастыря отсутсвует определение мужской или женский этот монастырь. Исторически получилось, что после бесовского разорения святого места, восстанавливать Крыпецкий монастырь приехали вместе отцом Дамаскиным (1947-2007) и будущие Христовы невесты (Мария Голуб). И до сих пор братия и сестры живут в одной восстановленной ими совместно обители, и ни у кого не поднимается рука погнать кого либо за ворота. Крыпецкий монастырь принимает и трудников, и трудниц.

Нахождение в Крыпецком монастыре, молитва в любовно и бережно восстановленных древних храмах, соприкосновение со святыми мощами основателя монастыря преподобного Саввы Крыпецкого (XV век), провидца и чудотворца преподобного Корнилия (1841 — 1903), чтение зримых (колодчик на болоте) и незримых молитвенно-подвижнеческих следов преподобного Никандра Пустынножителя (1507 — 1581), преподобного Нила Столбенского (+1554), омовение водами Святого источника, созерцание простой и бесхитростной повседневной жизни монастыря — все это незримо подвигает человека на шаг дальше от тьмы, возжигая тихий, но сильный свет в его душе.

Молитва святому преподобному Савве Крыпецкому: Преподобне отче Савво, пустынный подвижниче, в телеси ангеле воине Христов доблественне, веры правило, церкве утверждение, благочестия образе, добродетелей светило, трудов, поста, воздержания, чистоты н целомудрия предводителю, помощниче всем нуждающимся, странствующим вождю, плавающим кормчию, обуреваемым пристанище, ослабевающим помоще, обидимым заступление, печальным утешение, вдовицам и сирым покрове, алчущим питание, нагим одеяние, плачущим утешение, болящим исцеление, ненадеющимся надеяние, христиан всех ходатайство и защищение; призри милостивно на ны, припадающия к святым мощем твоим, внемли молитвам нашим и подаждь коемуждо от нас благопотребная, просимая от тебе. Вемы, святче Божий, яко имаше дерзновение ко Владыце Христу Богу, и елика аще воспросиши у Него дастся нам. Аще же и недостойни есмы благодати Его, обаче твоя молитва да сотворит ны ея достойны, много бо может прилежная молитва праведного якоже рече апостол. Сам убо ты воздвигни нас из глубины греховныя, неверныя просвети, еретики обрати, заблуждшия в нас от православия к познанию истинныя веры настави, всей же церкви исходатайствуй мир и святыню, едимомыслие в вере, умов благопостояние, соревнование в благочестии, единодушие в братолюбии, верность к отечеству, преданность предержащей власти, начальствующим кротость и человеколюбие, рабом же нестроптивость, родителем благопопечение о чадех, чадом же страх и послушание, девствующим чистоту н целомудрие, брачным же верность н непорочность ложа, всем же грешным покаяние, кающимся прошение, в злоключениих же терпение и упование, в надежде же спасение даруй. Избави же всех нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напа-дения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от напрасные смерти, и от всякаго зла, да тако вси тобою просвещаеми, наставляеми, утешаеми, утверждаеми и сохраняеми, славим прославив-шаго тя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое предстательство, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Но отсутствие зримой стражи на Святых вратах Крыпецкого монастыря не означает, что каждый сможет восступить на его территорию. Извилистая грунтовая дорога к Крыпецкому монастырю от деревни Тупицы знает немало случаев, когда автомобиль с паломниками по дороге к монастырю на ровном месте подбрасывало в воздух и переворачивало, вынося с дороги. И известна всего одна авария, произошедшия с автомобилем по дороге из Крыпецкого монастыря. Эта авария унесла жизнь ее воссоздателя и наместника — архимандрита Дамаскина (Сахнюка) в 2007 году. На месте этой аварии установлен памятный крест, который можно видеть слева от дороги подле моста через речку. Отец Дамаскин погребен за алтарем Иоанно-Богословского собора в Крыпецком монастыре.

Подробно про историю Крыпецкого монастыря, его подвижников вы сможете прочитать на сайте Крыпецкого монастыря На сегодняшний день братии — около 25 человек, а с трудниками — около 70 человек.

О чудотворной воде Святого озера в Крыпецком монастыре: Озеро, называемое Святым, также имеет древнее название Копанец, показывающее его рукотворный характер. Вода в Святом озере монастыря славится в веках своими чудесными свойствами. Еще преподобный Корнилий Крыпецкий исцелял страждущих водой из Святого озера. Теперь на Святом озере ыв монастыре стоит часовня преподобного Саввы Крыпецкого с купелью для крещения и купальня для окунания. Вода в озере теплая и мягкая, однако после окунания чувствется значительная очищающая от сверны сила воды Святого озера.

Один из двух главных монастырских котов — иерокот Томас. Некоторые думают, что это камышовый кот. Но, вероятно, кот унаследовал черты котов британской и бенгальской породы. Кот прекрасно определяет состояние души паломников и подходит только к тем, у кого «нет больших камней за пазухой».

Около гостиницы обитает более робкий черно-белый кот Пират с очень характерной «медвежьей» походкой.

Вид Савво-Крыпецкого монастыря со стороны дороги. Святые ворота Крыпецкий монастырь. Машину можно оставить справа у ворот. Паломничество в монастырь требуется предварительно согласовывать с Братией по тел +7-911-351-55-11 (братский корпус) или +7-911-361-10-90 (иеромонах Мардарий) .
Вечерняя дорога к Крыпецкому монастырю сама по себе является набором прекрасных картин земли и неба, радующих паломника. Придорожный домик Крыпецкого монастыря облюбовали аисты.
Если вы приехали в Крыпецкий монастырь с ночевкой, получив благословение, заезжайте в ворота с левой стороны и поставьте машину слева у монастырской гостиницы. Гостиница монастыря в Крипецах.
Правила посещения Крыпецкого монастыря: нельзя курить, пить спиртные напитки, сквернословить, пользоваться телефонами в храмах монастыря, носить одежду противоположного пола и снимать фото и видео с коммерческими целями. Монастырская гостиничная келия в монастыре в Крыпецах.
Иеромонах Мардарий (на снимке не он) расскажет вам (по предварительному согласованию по телефону) о Крыпецком монастыре. Вид на Иоанно-Богословский собор и Успенский храм с колокольней, курантами и трапезной на закате.
Раннее утро в Крыпецком монастыре. Время в монастыре не подверженно мирским декретным метаниям и отличается от Московского на — 1 час. Вид на Иоанно-Богословский собор и Успенский храм с колокольней, курантами и трапезной.
Успенский храм монастыря на фоне предгрозового неба. Звонница Крыпецкого монастыря.
Монастырская стена Крыпецкий монастырь. Виноградная лоза у монастырской стены.
Вид со стороны Святого озера на Успенский храм с трапезной в Крыпецком монастыре. Святое Озеро, часовня преподобного Саввы и Купальня в Крыпецком монастыре.
Внутри часовни преподобного Саввы. Купальня на Святом озере в Крыпецком монастыре.
Внутри купальни преподобного Саввы Крыпецкого Чудотворца. Купель.
Крест на Святом озере в монастыре. Крыпецкий камень, символизирующий тяжесть человеческих грехов.
Вид с колокольни на Иоанно-Богословский собор и территорию монастыря. Внутри на гульбища Иоанно- Богословского собора.
Успенский храм Крыпецкого монастыря. Возвращенная отцом Дамаскиным из музея монастырская икона «Избранные святые», на которой в полный рост изображены благоверный князь Всеволод-Гавриил, преподобный Евфросин Елеазаровский и преподобный Савва Крыпецкий.
Список Иверской иконы Божией Матери Савво-Крыпецкого монастыря написан рукой афонского монаха-иконописца Георгия из Карули в 2006 году. История иконы. Вид на Успенский и Иоанно-Богословский храмы Крыпецкого монастыря.
Новый резной липовый иконстас Иоанно-Богословского собора. Выполнен мастерами из Минска. Покрыт тремя различными тонами морилки, создающими неповторимую игру света и объемное звучание алтаря. Алтарь храма Св. Саввы, расписанный молодым белорусским иконописцем, который будет расписывать весь монастырь.
Лестница в надалтарную часть Успенского храма Крыпецкого монастыря. Старинная столбовая церковь под колокольней Успенского храма Крыпецкого монастыря.
Лестница внутри часовой башенки. Современные электронные куранты Крыпецкого монастыря.
Рабочее место звонаря Крыпецкого монастыря. Вид с колокольни Крыпецкого монастыря.
Вид на Святое озеро. За часовней начинается ныне непроездная дорога Ярослав мост. Справа за болтом на расстоянии четырех километров находится место добровольного отшельничества преподобного Никандра с колодчиком, вырытым им на болоте у разбитого молнией камня. Вид с колокольни Крыпецкого монастыря.
Монастырское кладбище и строительство нового братского корпуса. На месте захоронения преподобного Корнилия, мощи которого перенесены в Иоанно-Богословский собор, из земли до сих пор исходит благоухание. Башня-часовня во имя Св. Андрея Первозванного. В ней создается уникальный изразово-мозаичный интерьер. В часовне будут помещены для поминовения списки российских моряков, погибших на морях.
Трапезная монастыря. Вид на собор монастыря.
Если вы едите в Крыпецкий монастырь, не возбраняется захватить с собой упаковку котокорма для котобратии (сухой или влажный Вискас).
Везде в Крыпецком монастыре вы сможете встретить ласточек.

Как доехать до Савво-Крыпецкого монастыря: (распечатать карту проезда в монастырь PDF файл)

В Крыпецкий монастырь на автомобиле: Из Петербурга через Гдов — самая живописная дорога. Доезжаем до Ершово. В центре у одноэтажного магазина слева (там большая площадка) сворачиваем налево — асфальт закончился — едем до деревни Большая Дуга — правый поворот — едем до деревни Тупицы — левый поворот и аккуратно без Париж-Даккаровских маневров едем до монастыря. Взбитый неспрессованый песок на дороге может вызвать «песокопланирование» по аналогии с аквапланированием. Поэтому на песке машину нужно водить, так будто вы ведете катер по воде. Кроме того, дорога имеет ряд крутых поворотов, в которых с трудом могут разойтись встречные машины.

В Крыпецкий монастырь на автомобиле: Из Петербурга через Лугу — самая быстрая дорога. Доезжаем до объездной Пскова. сворачиваем направо. На развилке у поста ДПС — еще раз направо. Вскоре справа будет чудесная заправка, на которой хороший обед обойдется в 150-200 рублей. — едем по объездной и сворачиваем на Ваулино — далее до деревни Тупицы (асфальт на этом этапе закончился) — в Тупицах правый поворот и едем через все деревни до монастыря.

В Крыпецкий монастырь на автомобиле: Из Москвы через Остров: Доезжаем до объездной Пскова — сворачиваем налево. На развилке у поста ДПС — направо. Вскоре справа будет чудесная заправка, на которой хороший обед обойдется в 150-200 рублей. — едем по объездной пропускаем поворот на Ваулино — проезжаем до виадука через дорогу и перед ним поворачиваем направо — до развилки с указателем на монастырь — налево (внимание — указатель установлен ПОСЛЕ поворота!) — далее до деревни Тупицы (асфальт на этом этапе закончился и началась «стиральная доска») — в Тупицах правый поворот и едем через все деревни прямо до Крыпецкого монастыря.

Внимание! на многих картах указана дорога к монастырю через Торошино и Подбровье. Это издержки бездушной аэрофотосъемки — дорога различима — это древний Ярослав мост. Но по нему нельзя ни проехать, не пройти.

Для пеших паломников Крыпецкого монастыря:
От Псковского крома (кром — это то , что в Москве называют кремлем, но Псков — это не Москва) до деревни Тупицы идет автобус №114. Далее — пешком 14 километров через деревни Голованово и Скоморохова Гора. В Голованово есть колодец слева у дороги и родник — справа по единственной улице в центре деревни уходящей вправо. В зимнее и темное время суток следует быть осторожным — вокруг живут волки.

Адрес монастыря:
180550, Россия, Псковская область, Псковский район, Торошинская волость, Иоанно-Богословский Савво- Крыпецкий монастырь. Телефон +7-911-351-55-11 (братский корпус) или +7-911-361-10-90 (иеромонах Мардарий). Наместник монастыря — игумен Савва (Комаров).

Подворье монастыря во Пскове: 180007, Россия, г.Псков, ул. Максима Горького, д. 5-а. Подворье Крыпецкого монастыря тел. 8 911 351 5511

Заказ треб в храмах монастыря онлайн ЗДЕСЬ Для тех, кто не может внести пожертование, требы бесплатны. Пожертвовать на монастырь онлайн можно ЗДЕСЬ

Банковские реквизиты Крепицкого монастыря:

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь ИНН 6018008227, КПП 603701001, ОГРН 1036000901914 р/сч. 40703810951010100093, валютные счета — 40703840151010200158, 40703840251010100158, в Псковском ОСБ № 8630 г. Псков БИК 045805602, кор./сч. 30101810300000000602

Новости сайта: Новые описания источников Новгородской области: Источник Варалламо-Хутынского монастыря, святой источник Михайло-Клопского монастыря и Живоносный источник в Бурегах. Сообщаем, что на святом источнике в Турово устраивается новая деревянная часовня.

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.

Копирайт автора статьи: © 2011 Андрей Демкин Вы можете использовать материалы статей с обязательным уведомлением автора — А. Демкина и с обязательной ссылкой на автора и его публикацию.

Related Post

Кувуклия монастырь

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены

Остров родос монастырь цамбика

Монастырь Цамбики на острове Родос 3 причины, почему пляж Цамбика – самый красивый на Родосе Прекрасных пляжей на Родосе – море, но пляж Цамбика, на наш взгляд, однозначно лучший и

Монастырь римская

Римский монастырь Тор де Спекки – привет из Средневековья У тех, кто оказался в Риме на мартовские праздники, была (и будет в следующем году) уникальная возможность посетить один из самых