Кирилло-афанасьевский монастырь ярославль

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Ярославский Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

Настоятельство монастыря. Первый настоятель.

Настоятельство в монастыре пережило четыре, неодинаковых по времени и форме периода:

а) с самого основания монастыря до учреждения Духовных штатов, т.е. до 1764 г. настоятели обители были игумены;

б) с учреждения духовных штатов до конца 1857-го года монастырь числится заштатным, и настоятели его именовались строителями;

в) по указу Священного Синода от 10-го декабря 1857-го г., монастырь был возведен в степень третьего класса, и настоятели стали носить сан Архимандритов;

г) с 1895-го года настоятелями обители состоят Преосвященные викарии.

Первый настоятель – игумен Симон, он упоминается в 1623 году.

Дальнейшее развитие монастыря

Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 годах — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви.

В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 года монастырь закрыли.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь.

Собор Афанасия и Кирилла.

Каменный собор во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

Собор во имя патриархов Афанасия и Кирилла — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом.

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был «распространен и по местам украшен живописью» росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки.

Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1612—1705)

Церковь Спаса Нерукотворного (Спасо-Пробоинская) была основана в 1612 году, в 1614 году Спасо-Пробоинский храм сгорел, сгорел и следующий в 1658 году, сгорел и третий в 1670 году. Каменный храм Спаса Нерукотворного был построен старанием земского старосты Ивана Мякушкина в 1696-1705 годах.

Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831–1832 годах у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела — Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П. Я. Панькова.

В 1873 году теплый и холодный храмы были соединены в одну теплую церковь, а придел, бывший в трапезе, перенесли в алтарь настоящего храма, на левую его сторону.

В 1909–1911 церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектора А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского.

В обоих приделах иконостасы сооружены в древнерусском стиле. Пол во всей церкви и приделах положен новый из метлахских плит. Десять глав, заново вызолочены червонным золотом.

Частица мощей святителя Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце.

В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 году.

28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Под руководством администрации семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

О правилах монастыря.

Распорядок дня обители:

6.00 – Утреннее правило. Полунощница.

16.00 -17.00 – Отдых.

17.00 – Вечернее богослужение.

19.30 – Повечерье. Вечернее правило.

События современной истории

28.01. 2012 года в Кирилло-Афанасиевский монастырь прибыл ковчег с мощами свт. Афанасия Великого.

06.06.2012 года 400 — летие обретения иконы Спаса Нерукотворного Образа и основания Спасо-Пробоинского храма в городе Ярославле.

04.05.2019 года Принесение десницы великомученика Георгия Победоносца в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь.

29.08.2019 г. Празднование 400-летия Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря.

Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле

Кирилло-Афанасиевская обитель находится в самом центре Ярославля рядом со зданием Ярославской областной думы. Из средневековых монастырей этого города он был основан последним. Сегодня это единственный действующий мужской монастырь в Ярославле.

История Кирилло-Афанасиевского монастыря

Кирилло-Афанасиевский монастырь появился в Ярославле в 1616 году в память освобождения России от польского нашествия и завершения Смутного времени. Выбор небесных покровителей — святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских — не случаен: они были ревностными защитниками чистоты веры, а в начале XVII века в Россию вместе с поляками стало проникать католичество. Однако формальным поводом основания монастыря, по преданию, стало чудесное обретение образа Спаса Нерукотворного.

Смотрите так же:  Женский монастырь в гСерафимович

Обитель сразу получила материальную поддержку от царя — Федор Михайлович жаловал ей несколько угодий, началось строительство деревянных храмов.

На рубеже XVII-XVIII веков деревянные церкви сменяются основательными каменными, возводятся высокие стены и келейный корпус.

В последующие века до революции монастырь оставался небольшой, но известной и посещаемой обителью.

В 1925 году обитель закрыли, здания храмов передали администрации мебельной фабрики, в келейных корпусах поселились горожане.

За почти столетие строения сильно обветшали, старинные росписи были закрашены, колокольни храмов были разрушены, к концу века в древних стенах поселились бездомные, и, когда в 2005 году церкви вернули верующим, обители требовались серьезные реставрационные работы. Храмы приписали к духовной семинарии, и восстановление началось с помощью учащихся. В 2009 году монастырь был официально признан действующим.

Что посмотреть в Кирилло-Афанасиевском монастыре

В наши дни в монастыре можно увидеть два храма: храм святителей Кирилла и Афанасия 1664 года постройки. В нем частично сохранились фрагменты росписей XVII столетия.

Вторая монастырская церковь — Спасо-Пробоинский храм. Сейчас он восстанавливается.

Также можно осмотреть монастырскую ограду с башнями XVIII века и келейный корпус начала XIX века.

Стараниями прихожан при монастыре создан небольшой музей, экспонаты которого рассказывают об истории обители. Также паломники и туристы могут побывать в “Монастырской трапезной” и попробовать старинные русские блюда, приготовленные по монастырским рецептам, отведать выпечку, попить кваса — и все это по очень приятным ценам.

Паломникам о Кирилло-Афанасиевском монастыре

Сейчас в монастыре хранятся две основные святыни: список чудотворного образа Спаса Нерукотворного (оригинал иконы был уничтожен в советское время) и частица мощей святого Афанасия Александрийского.

Паломники стремятся побывать в Кирилло-Афанасиевсом монастыре в его престольные праздники: в день памяти Кирилла и Афанасия Александрийских 31 января и день святого Алексия Московского — 25 февраля.

Кирилло- Афанасиевский мужской монастырь г. Ярославля

Официальный приходской сайт

Кирилло- Афанасьевский монастырь г. Ярославля

Контактная информация

  • Тип монастыря: мужской
  • Статус: действующий
  • Состояние: восстанавливаемый
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): богослужения совершаются ежедневно
  • Наместник: игумен Феодор (Казанов)
  • Престольные праздники: Кирилла и Афанасия Александрийских, 31 января
    свт. Алексия Московского, 25 февраля
  • Святыни: Список чудотворного образа Спаса Нерукотворенного,
    частица мощей свт. Афанасия Александрийского
  • Краткая историческая справка: Кирилло-Афанасиевский монастырь получил свое наименование в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

  • Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912 — на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

    Драгоценным сокровищем обители, достойным «благочестивого чествования», являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

    Особо почитался Образ Нерукотворного Спаса, остававшийся невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем. А уничтожили икону люди уже в советское время. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

    В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди.

    Многое пришло в неузнаваемый вид, разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской, от былого величия ничего не осталось.

    С тех пор и до недавнего времени территория этого святого места была практически отхожим местом. В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Кирилла и Афанасия стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда в храмы пришли семинаристы, они нашли их в ужасающем состоянии: окна и двери были выбиты, всюду громоздились груды мусора.

    Под руководством администрации Семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

    В мае 2007г два храма и другие постройки были переданы Ярославской епархии. Первая служба в возрожденном храме 31 января 2008г проходила архиерейским чином – ее возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. С этого срока начался отсчёт новый жизни обители.

    С 2009 года решением Святейшего Синода, это действующий мужской монастырь. Богослужения ведутся здесь по монастырскому уставу.

    Теперь можно увидеть и главный храм монастыря — церковь Кирилла и Афанасия. Много лет она стояла закрытой. На стенах проглядывают фрагменты фресок 17 века, в основном, плотно закрытые слоями штукатурки. Реставрация этого храма еще в планах, в 2010 году удалось отремонтировать только кровлю и укрепить фасад. Закончено строительство ограды с башнями. Еще летом, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

    29 января 2011 г в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса (список с древнего чудотворного образа), возвращенной из Троицкого храма поселка Смоленское. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители.

    Для встречи иконы в Святых вратах обители собралось большое количество ярославцев.

    Прошли годы, и в святую обитель вновь возвращается икона Спасителя — чудотворный список с древней святыни. Знаменательно что, что событие это произошло накануне Престольного праздника — св. святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских. Это явный знак милости Божией не только к монастырю, но и к древнему городу Ярославлю.

    28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

    В самом центре Ярославля на площади Челюскинцев можно увидеть довольно непримечательный комплекс Кирилло-Афанасиевского монастыря. На первый взгляд создается впечатление, что он заброшен, но это не так — постепенно древняя обитель возрождается, а храмы реставрируются. Афанасиевскому монастырю в Ярославе уже без малого 400 лет (будет в 2019 году), и как большинство российских православных обителей, он имеет богатую и интересную историю. Кириллово-Афанасьевский монастырь в Ярославле был основан в 1616 году, но история его началась немного раньше. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского проходило через Ярославль. В то время в городе вспыхнула сильная эпидемия моровой язвы, счет умерших шел на тысячи, а когда уже ничего не помогает (в то время с лекарствами было как-то не очень хорошо), люди обращаются к Богу.

    Смотрите так же:  Святыни в донском монастыре в москве

    Жители города и ополченцы молились об освобождении города от болезни у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, которая находилась в небольшой деревянной часовне в Пробоинском переулке.

    Как это не наивно, но Бог услышал молитвы, и мор прекратился. На пару лет об этом забыли, но после того, как из России были изгнаны поляки, жители решили воздать должное и основали на месте часовни монастырь.

    Крест на территории Кирилло-Афанасиевского монастыря

    Вход в монастырь

    Все постройки монастыря изначально были деревянные, в том числе и два главных храма обители: церковь в честь Спаса Нерукотворного и в честь Афанасия и Кирилла Александрийских. В конце XVII века деревянные постройки заменили на каменные. Церкви, построенные в то время, сохранились до наших дней, правда в весьма неприглядном виде (если сравнивать, например, с церковью Ильи Пророка или Успенским собором).

    Помимо церквей появилась монастырская стена и братский корпус. Церковь в честь Афансия и Кирилла Александрийских находится практически на том самом месте, где в 1612 году была обретена главная святыня монастыря — икона Спаса Нерукотворного.

    Собор Кирилла и Афанасия Александрийских

    Церковь Кирилла и Афансия

    Памятник архитектуры XVII века

    Интересно, что второй храм Афанасиевского монастыря долгое время был самостоятельным приходом и не относился к обители. Церковь Спаса Нерукотворного также назвали Спасской или Спас Обыденный или Спасо Пробоинской (по месту расположения).

    Спасская церковь Кирилло-Афанасиевского монастыря

    Церковь Спаса Нерукотворного

    Монашеский корпус Афансиевской обители был довольно мал и не превышал 10 послушников, но между тем, сам монастырь пользовался большой популярностью у верующих. В 1925 году Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле постигла судьба многих христианских обителей России — он был закрыт, а в его стенах сначала разместилось общество слепых, а после Великой Отечественной войны все помещения монастыря были сданы в аренду сотрудникам протезного завода.

    В бывших братских кельях был устроен детский сад и жилые коммунальные квартиры. В самих церквях располагались склады, магазин и даже хлев для животных. В 1970-х годах здания обители заняла мебельная фабрика.

    Ни одни из новых хозяев не относились к постройкам с должной заботой, в результате колокольни обеих церквей были сломаны, и за годы советской власти все строения пришли в ужасающее состояние. Когда в 2005 году территория монастыря была возвращена церкви, то стены храмов буквально разваливались на глазах, внутри были горы мусора и частенько ночевали лица без определенного места жительства. Постепенно монастырь стали приводить в порядок, но до финала еще очень далеко. В 2010 году прямо во время молебна рухнула одна из стен монастыря, но каким-то чудом никто не пострадал.

    В 2011 году в монастырь вернулась икона Спаса Нерукотворного, которая так чтима верующими, и с тех пор число паломников в монастырь сильно увеличилось. Несмотря на довольно неприглядный вид Афанасьевского монастыря, горожане очень любят и чтят это место. Мы оказались здесь совершенно случайно, просто прогуливались мимо и решили зайти. Честно говоря, монастырей в таком бедственном состоянии мы почти не видели и очень надеемся, что со временем найдут деньги на его реставрацию, и Кирилло-Афанасиевский монастырь станет одной из популярных достопримечательностей Ярославля.

    Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

    Кирилло-Афанасиевский монастырь на карте

    Поделиться «Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле»

    Ваc также могут заинтересовать эти публикации

    ЯРОСЛАВСКИЙ КИРИЛЛО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото нач. XXI в.

    Ярославский мужской монастырь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских Ярославской епархии

  • Адрес: Россия, 150000, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17
  • Тел.: +7 (8452) 73-04-14
  • Официальный сайт: http://мужской-кирилло-афанасиевский-монастырь.рф/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Древнейшее упоминание о монастыре говорит об игумене обители Вассиане под 1570 годом. Однако, других свидетельств о существовании монастыря до 1615 года нет. Основание — или возобновление — обители в том году связано с чудесным событием смутного времени [1].

    В конце марта 1612 года для сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие умерли. Жители обратились к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с Толгской иконой Богоматери. Но протопопу Илье во сне явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Когда отец Илья проснулся и нашел в часовне икону, он не увидел на ней ни пылинки. Он засомневался, но когда он уснул, ему опять явился Господь и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии,» что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время крестного хода произошло чудо — исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы обыденную церковь. После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

    В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к Ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к устроению обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Монастырь открылся в том же году и с того времени управлялся игуменами.

    Царь Михаил Феодорович благосклонно относился к обители и дал ей во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В государевой грамоте от 1619 года, значилось:

    Вдобавок с монастырских вотчин «никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела,» монастырские крестьяне освобождались также от суда «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным,» право суда оставалось только за государем и за игуменом «с братьею.» Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину «придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды

    По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку,» где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити.»

    В ответ на челобитную 1627 года царь вдобавок даровал грамоту по которой впредь монастырских людей «в целовальники имать не велели

    Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Так, летописная запись говорит что в 1658 году «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре

    Первую каменную церковь обители во имя святителей Афанасия и Кирилла возвели в 1664 году. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия.

    Территория монастыря была небольшой, обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны. С других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская

    В XVIII веке по парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

    При секуляризационной реформе в 1764 году, указом императрицы от 31 марта, обитель была причислена к заштатным. В том же году в монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой.

    25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, в котором от огня пострадали оба храма, игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда монастыря. А «всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб

    В 1773 году игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной Югской иконы Богоматери в Углич, Рыбную слободу (ныне Рыбинск) и Мологу.

    В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; подновления коснулись и главного храма обители. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

    12 декабря 1857 года император утвердил синодальное определение о возведении монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Его родичи и потомки продолжили покровительствовать обители.

    Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.

    С 1895 года монастырь стал резиденцией викарного епископа Угличского.

    Вновь монастырь подвергался перестройкам на рубеже веков: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в начале XX века проводились работы в соборной церкви.

    По сложившемуся к концу синодального периода обычаю каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из кафедрального Ярославского Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна, ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

    Упразднение и запустение

    В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 монастырь закрыли. При этом часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

    В 2006 году храм святителей Кирилла и Афанасия стал церковью возрожденной семинарии. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда сюда пришли семинаристы, они нашли храмы с выбитыми окнами и дверьми, заваленными грудами мусора. После нескольких месяцев труда Алексиевский придел стал вновь пригоден для богослужения.

    В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

    Собор Ярославского Кирилло-Афанасиевского монастыря. Фото нач. XXI в.

    Кирилло-Афанасьевский собор

    Каменный собор во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

    Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был «распространен и по местам украшен живописью,» росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

    В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

    Спасо-Пробоинский храм

    Деревянный храм в честь образа Спаса Нерукотворного на Пробойной улице не раз горел и восстанавливался.

    • Вассиан (упом. 1570) .
    • Варфоломей (упом. 1627) строитель .
    • Николай (? — 1881)
    • Феодосий (Рождественский) (31 марта 1881 — 16 февраля 1886) .
    • Сергий (Воскресенский) (18 марта 1901 — 26 марта 1906)

    • Феодор (Казанов) (22 октября — 24 декабря 2010) и/о наместника
    • Феодор (Казанов) (24 декабря 2010 — 21 апреля 2011) наместник
    • Феодор (Казанов) (21 апреля 2011 — 27 декабря 2019)
    • Никодим (Федоров) (с 27 декабря 2019) иером.
    • образ Нерукотворного Спаса — список с древней чудотворной иконы, возвращен в монастырь из Троицкого храма поселка Смоленского 29 января 2011 года
    • частица мощей свт. Афанасия Александрийского — принесена 28 января 2012 года

    К концу синодального периода

  • чудотворный образ Нерукотворного Спаса — явлен в 1612 году, оставался невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь: икону находили на пепелище не тронутую пламенем. В советское время икона была уничтожена.
  • частица мощей свт. Кирилла Александрийского — сохранялась в ризнице в серебряном ковчежце
  • икона митр. Московского свт. Алексия — в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году; находилась в теплом Алексиевском приделе
  • антиминс свт. Димитрия Ростовского — преподан святителем Димитрием во время освящения каменного храма в 1705 году; находился в Спасской церкви
  • Использованные материалы

    [1] Это событие изложено в «Сказании о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских«.

    Смотрите так же:  Белгородский свято-троицкий монастырь

    Related Post

    Женский монастырь в херсоне

    Приозёрное. Благовещенский женский монастырь. Благовещенский общежительный женский монастырь находился в 12 верстах на северо-запад от города Херсона в живописном месте на полуострове, между озерами Белое и Безмен, и относился к

    Барышский жадовский монастырь

    В Совете Федерации одобрили поправки, разграничившие туризм и паломничество Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» В Церкви вынесен на общественное обсуждение проект документа «О неприкосновенности жизни человека

    Жадовка монастырь ульяновская область

    Туры из УльяновскаЭкскурсии по Ульяновску Паломнический тур в Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь из Ульяновска Туристическое агентство «Эмиль-Тур» приглашает ульяновцев посетить Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь в посёлке Самородки Барышского района Ульяновской