Меню

Картины петровский дворец

Экскурсия в Петровский путевой дворец

Петровский путевой дворец был построен в конце XVIII века по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в лучших традициях романтической неоготики. Дворец возводился как место остановки и отдыха императорской семьи и сопровождающей их свиты перед въездом в Первопрестольную после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой».

Ближайшие сеансы на экскурсию в Петровский путевой дворец:

9 июля (вт) 11:30, 13:00 (450/250 руб.)
11 июля (чт) 14:00 (450/250 руб.)

Внимание!
При покупке билета НЕОБХОДИМО предоставить данные ФИО.
При планировании визита просьба учитывать, что дворец не приспособлен для посещения с детскими и инвалидными колясками.

Билеты можно также приобрести в кассе Музея Москвы.
Наличие билетов на интересующую дату просьба заранее уточнять по телефону: +7 (495) 637-70-05.

Во время войны 1812 года в Петровском путевом дворце располагалась ставка Наполеона Бонапарта. Именно отсюда он наблюдал, как горит непокорившийся ему город. Дворец, разоренный после отступления Наполеона, был восстановлен при императоре Николае I. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После революции 1917 года Дворец переходил из рук в руки: здесь располагался музей Красной авиации, а позднее — Военно-воздушная Академия. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная реставрация, длившаяся десять лет. Теперь Петровский путевой дворец — это Дом приемов мэрии Москвы и, как и в прежние времена, принимает гостей самого высокого уровня.

Городское экскурсионное бюро Музея Москвы приглашает на экскурсию по дворцу, где вы узнаете его историю, по «Казаковской лестнице» подниметесь в парадные залы Петровского замка и полюбуетесь великолепным куполом, расписанным в технике «гризайль».

История Петровского парка тесно связано с Петровским путевым дворцом. Вы можете дополнить экскурсию во Дворце прогулкой по парку, на которой вы узнаете, как отдыхала здесь аристократия, как «ходило по всем церквам» московское купечество, какое отношение к московским пожарным имеет «дьявольская кавалькада». В парке вы увидите Благовещенскую церковь, здания ресторанов «Эльдорадо» и «Аполло», виллу Николая Рябушинского «Черный лебедь».

Продолжительность: 1 час 15 мин.

Стоимость: в выходные дни и вечером — 600 руб. для всех категорий граждан, в будние дни — 450 руб., со скидкой* — 250 руб.

Продажа билетов закрывается за сутки до мероприятия.
?
Купить билеты можно онлайн и в кассах Музея Москвы (Зубовский б-р, 2, вход № 3, ст. м. «Парк культуры»)
вт-ср: 10:00–19:00, чт: 11:00–20:00, пт-вс: 10:00–19:00
Выходные дни: понедельник и последняя пятница месяца.

Место встречи: Ленинградский проспект, 40, м. «Динамо» (выход к Петровскому парку). Северный вход дворца (10 м левее центрального входа, первые две башни, между ними арка).

Просьба приходить за 10 минут до начала сеанса. При себе необходимо иметь паспорт (копию св-ва о рождении) и документ, удостоверяющий право на льготу (при покупке льготного билета).
ВХОД СТРОГО ПО ДОКУМЕНТУ.

* Цена со скидкой распространяется на: школьников, студентов ВУЗов очной формы обучения, пенсионеров, ветеранов ВОВ, многодетные семьи до достижения младшим ребенком 16 лет, инвалидов 1 и 2 группы, военнослужащих срочной службы, музейных работников и членов ICOM, держателей VIP-карт Музея Москвы.11

Петровский путевой дворец г. Москва

­
Построен дворец по приказу Екатерины II в 1777-1783 годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название — «путевой») на подъездах к Москве по проекту архитектора Матвея Казакова. Земля эта принадлежала Высокопетровскому монастырю, и дворец стал называться Петровским.

1774 году закончилась безоговорочной победой русского оружия русско-турецкая война, длившаяся шесть лет. Для проведения празднеств вселенского размаха Екатерина заказала Василию Баженову построить на Ходынском поле город-театр. Постройки Баженова, диковинные, с башнями и минаретами «на турецкий лад с разными вычурасами» очень понравились императрице. Казаков был первым помощником Баженова. Поэтому когда почти одновременно со строительством на Ходынском поле Екатерина поручила ему выстроить дворец, решил строить его в том же фантастическом стиле. Так дворцу выпала честь стать первым самостоятельным сооружением мастера русской неоготики.

Ансамбль дворца состоит из трехэтажного центрального корпуса и одноэтажных боковых сооружений, окружающих внутренний двор. Бело-красный, резной, узорчатый дворец-терем-замок окружен идущими полукругом зубчатыми крепостными стенами, великолепное внутреннее убранство дворца выполнено в духе чистого классицизма. Здания ни разу не перестраивали, а лишь обновляли к очередному приезду титулованной особы.

Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 году. По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа и чуть было не послужило причиной давки. В 1797 году перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I — сын Екатерины II. С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.

Драматическим в судьбе дворца ознаменовался 1812 год — во время Отечественной войны после начала великого пожара в Москве и поспешного отвода французских частей император Наполеон провел в Петровском дворце четыре дня. Во время отхода Петровский дворец был разграблен и подожжен, главный купол обрушился, рухнули перекрытия залов первого этажа, пострадала алебастровая лепнина. Но как только французы бежали, в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь. После Отечественной войны 1812 года дворец долгое время был в запустении, восстановительные работы начались только при Николае I, который, имея высшее инженерно-техническое образование, досконально знал архитектуру, имел отменный художественный вкус, прекрасно чертил и рисовал. Он лично курировал восстановление дворца в соответствии с первоначальным замыслом Казакова. Только Огюст Монферран, который восстанавливал дворец, превратил круглый зал, располагавшийся под куполом, в крытую галерею. Ремонтные работы продолжались более 10 лет.

В 1896 году Путевой дворец стал свидетелем ужасающей трагедии на Ходынском поле (расположенном перед дворцом). На Ходынке 18 (30) мая 1896 года в результате давки погибло более 1300 человек и еще более двух тысяч получили увечья. Все они были в числе пришедших на торжества по случаю коронации императора Николая II.

В Путевом дворце Николай II вместе с императрицей присутствовал на обеде для московского дворянства и волостных старшин в день той великой трагедии. Во время Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь. Тогда все стены парадных помещений были выкрашены в белый цвет.

Смотрите так же:  Пушкин музей дворец

В результате национализации собственности царской семьи Петровский путевой дворец перешел в распоряжение Наркомзема и Наркомпроса, потом Наркомата имуществ республики, потом опять был передан Наркомпросу, а затем перешел в ведение Управления Кремлем и домами ВЦИК. В результате хождения по рукам дворец был разграблен, существенно изуродован и заселен многочисленными жильцами.

Одно время здесь поселили пулеметную команду, потом Первую стрелковую дивизию, в парадных залах организовали столовую общепита районного Совдепа. Временные жильцы использовали резные двери, инкрустированные паркеты, дорогие обои как топливо. Денег на содержание, ремонт и реставрацию дворца не было.

6 февраля 1920 года царский дворец был передан «для утилизации» красной авиации. Практически все уцелевшее имущество (дворцовая мебель, картины, зеркала, скульптура, часы, посуда, предметы обихода, осветительные приборы, музыкальные инструменты) было предоставлено в пользование Главного управления воздушного флота, которое 16 июня 1923 года передало его Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского (в которой учились Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова), переименовав Петровский путевой дворец во Дворец красной авиации. Была произведена полная перепланировка, пробиты новые дверные проемы, пристроены деревянные тамбуры, уничтожены сводчатые потолки, приспособлены под собственные нужды интерьеры, тщательно продуманные гениальным Матвеем Казаковым. В Главном корпусе Петровского дворца размещались столовая, рабочие кабинеты управления академией и библиотека; в левом крыле — типография; в правом — моторная лаборатория; флигеля использовались под жилье.

Рядом, в память об академии, сейчас установлены бюсты Жуковского и Циолковского.
6 февраля 1998 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О передаче памятника градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения — Петровского дворца в государственную собственность Москвы«. При этом в документе было уточнение «обеспечить проведение работ по научной консервации и реставрации комплекса зданий Петровского путевого дворца, соблюдение условий его использования в дальнейшем как памятника истории и культуры федерального (общероссийского) значения». В качестве компенсации город предоставил военному ведомству жилые площади для военнослужащих в московских новостройках.

Начиная с 1998 года во дворце проводились реставрационные работы. Фактически речь шла о реставрации с приспособлением» — полномасштабной реконструкции интерьеров под новые нужды. Открытие дворца после 11-летней реконструкции изначально было запланировано к Дню города, но состоялось 5 марта 2009 года.

Сейчас в Петровском дворце Дом приемов Правительства Москвы с функциями гостиницы. На территории дворца появилось новое здание ресторана с подземным гаражом, выполненное в архитектурном стиле исторической застройки. Въезд в подземные помещения, вырытые на заднем дворе после уничтожения сада, располагается у боковых ворот. А тамбур ресторана, построенного во дворе вдоль ограды, перекрывает задние ворота.

Общая площадь помещений обновленного Петровского дворца — 17060 кв.м, из них подземная часть — 6785 кв.м. В главном корпусе организован музей. В здании 45 гостиничных номеров, в том числе два президентских апартамента.

Реставраторы сделали все, чтобы вернуть этому архитектурному памятнику первоначальный вид. Во всех помещениях по старинным чертежам с подбором дерева и рисунка восстановлены цветовая гамма стен и художественный паркет. Отреставрированы фасад и интерьеры. Возрождены гризайль на куполе, лепнина, мраморные камины, венецианские зеркала. В дальнейшем дворец будет обставлен мебелью и предметами интерьера, соответствующими исторической эпохе его возникновения. Появится в музейной части дворца и подлинная мебель с аббревиатурой «Петровский путевой дворец«, которая находится сейчас в музеях Санкт-Петербурга и Москвы. Петровский путевой Дворец Москвы можно посетить в составе организованных групп.

Адрес Петровского путевого дворца:

г. Москва, Ленинградский проспект, 40





Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).

До новых встреч на страницах нашего сайта «Усадьбы Дворцы Особняки».
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSSEmail или twitter

Петровский путевой дворец

Дворцовый ансамбль — первая самостоятельная работа Матвея Казакова. Зодчий, впоследствии перестроивший центр Москвы в палладианском стиле, для дворца на окраине города выбрал псевдоготику, объединив мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры. Расположилось величественное здание со стрельчатыми окнами на землях Высоко-Петровского монастыря. За что дворец и стал именоваться Петровским. Второе название — Путевой — объясняется его предназначением: для отдыха по пути из Петербурга в Москву. Дорога неблизкая — 700 километров.

Прообразом здания послужил временный город-театр в турецком стиле, построенный Василием Баженовым на Ходынском поле для торжеств по случаю подписания Кучук-Кайнаджирского мирного договора. Императрице работа понравилась, и она захотела похожий дворец. По задумке архитектора центральный купол символизировал православный храм, возвышаясь над башнями-минаретами, встроенными в боковые флигели. Богатство и величие Российской империи подчеркивали многочисленные лепные украшения, а пейзажный парк с гротами и беседками добавлял резиденции уюта.

Останавливалась Екатерина II в узорчатом замке лишь однажды, в 1787 году. Спустя 10 лет путевую резиденцию посетил перед коронацией Павел I. А впоследствии и Николай II.

В 1812 году императорский замок на время стал ставкой Наполеона. Бонапарт покинул охваченный огнем Кремль и наблюдал из окна дворца за тем, как полыхает Москва.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Так описывал те события Пушкин в «Евгении Онегине». Но лагерь французской армии размещался здесь недолго, всего четыре дня. Что не помешало солдатам и офицерам разграбить дворец и практически уничтожить парк. Выстояли только стены. После бегства французов в боковых крыльях был устроен временный госпиталь.

Восстановленный ансамбль

Восстанавливать ансамбль начали лишь при Николае I. Император, имея высшее инженерно-техническое образование, лично наблюдал за работой архитектора Огюста Монферрана. Французский зодчий за 10 лет полностью воссоздал творение своего именитого предшественника. Лишь круглый зал, располагавшийся под куполом, превратил в крытую галерею. Художник-декоратор Джузеппе Анжиоло Артари расписал сферический свод.

Одно из драматических событий российской истории происходило в непосредственной близости от Путевого дворца. В 1896 году по случаю коронации Николай II принимал во дворце делегацию от крестьян и варшавских дворян. А на Ходынском поле разместились временные театры для раздачи «царских гостинцев». 400 тысяч подарков. Ранним утром накануне гуляний прибыло уже полмиллиона человек. Закончилось все страшной давкой, в которой погибли почти 1400 человек.

После революции дворец отдали под Военно-воздушную академию имени Жуковского. Новые владельцы провели перепланировку, приспособив историческое здание под свои бытовые нужды: столовая и библиотека, кабинеты и моторная лаборатория. Во флигелях — жилье. Во время Великой Отечественной во дворце размещался штаб авиации дальнего действия.

Смотрите так же:  Одесские дворцы

Петровский путевой дворец сегодня

После передачи московской мэрии историческое здание стало Домом приемов столичного правительства. Окунуться в атмосферу былого величия императорского замка можно, побывав на экскурсиях, которые организует Музей города Москвы.

Петровский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Ленинградского проспекта, бывшего Петербургского тракта. Он был построен по просьбе Екатерины II в 1776-1789 годах замечательным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым и является, по всеобщему мнению, одним из лучших его творений в национально-романтическом стиле. Но почему же дворец, построенный по воле Екатерины II, носит название Петровского? Причина в том, что расположился он на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – тому самому, что дал название нашей старинной улице Петровке. Дворец возвели как место отдыха для путешествующей царской семьи.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург туда переехали царская семья, Сенат, правительственные учреждения. Но главные государственные святыни и, прежде всего, Успенский собор, в котором испокон веков проходило венчание на царство, а затем и коронация российских государей, по-прежнему оставались в Москве. А это значит, что хотя бы раз в жизни члены царствующего дома должны были совершать путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. Мы с вами привыкли быстро перемещаться в пространстве: самолет, скоростной поезд… Наши предки относились к этому иначе: ехали долго, с чувством, с толком, с расстановкой. И чем выше был ранг путника, тем дольше длилось путешествие.

Во времена Алексея Михайловича один из чиновников к месту своей службы в Сибири добирался в течение трех лет. Императорская семья путешествовала из новой столицы в Первопрестольную в течение двух-трех недель. В пути «царский поезд» останавливался для проведения встреч будущего императора с подданными. Для отдыха членов царствующей семьи и сопровождавших их придворных строились так называемые «путевые» дворцы. Их между Санкт-Петербургом и Москвой было несколько, но, несомненно, самым величественным стал Петровский путевой дворец. Его еще иногда называют подъездным, поскольку здесь была последняя остановка перед въездом будущего императора в Москву.

История строительства Петровского путевого дворца весьма интересна и тесно связана, как ни странно, с событиями Первой русско-турецкой войны (1768-1774 годы). 10 июня 1774 года Российская империя торжествовала. В небольшом местечке Кючук-Кайнарджи между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец Первой русско-турецкой войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, право держать военные корабли в Черном море и, главное, под протекторат России перешел Крым. Екатерина II решила достойно отметить это событие и повелела устроить большие народные гулянья в Москве.

Однажды императрица позвала к себе придворного архитектора Василия Ивановича Баженова и сказала ему: «Любезный мой Баженов, за три версты от города есть луг (Екатерина Великая имела в виду Ходынское поле); представьте, что этот луг – Черное море и что из города две дороги; ну вот, одна из двух сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого Вы построите столовую и назовет ее Азовом; на устье второго – театр и назовете его Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами… и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, гораздо лучше других».

Конечно, императрица, лукавила. Празднества были устроены с невиданным доселе размахом: на Ходынском поле появился сказочный город с деревянными крепостями, декорированными под камень и носившими названия взятых в ходе войны турецких крепостей; на лугу, изображавшем Черное море, были установлены корабли, служившие трибунами для зрителей, а вокруг расположились иллюминированные деревни и мельницы. Во время театрализованных представлений Азов брали штурмом, а в Керчи и Еникале устраивались роскошные балы и фейерверки. Для гуляющей публики фонтаны били вином, на столах были разложены жареные быки, а на деревьях развешаны жареные курицы.

Императрице гуляния очень понравились, и она решила построить здесь же, напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II повелела архитектору Казакову, ученику Баженова, работавшему вместе с ним над возведением ходынских павильонов, построить для нее каменную дачу, приписав к указу: «Фантазии своей не жалей…». Строительство Петровского путевого дворца велось очень быстро. Казаков приступил к работам в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. Все декоративные элементы (больше тысячи) были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Екатерина II впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.

Перед взором императрицы предстало великолепное здание, по структуре своей напоминавшее классицистическую усадьбу: главный дом с флигелями, парадный двор, проездные ворота на задний двор и там – еще два хозяйственных флигеля. Но внешне дворец казался сказочным замком, в котором причудливо сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо, увенчанное двойной аркой с гирькой и опирающееся на бочкообоазные колонны, соседствовало с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия; белокаменные древнерусские пояски прекрасно уживались со стрельчатыми готическими окнами.

Башенки-донжоны, придающие дворцу вид крепости, сверху были украшены зубцами-мерлонами, похожими на те, что поместили итальянские мастера на кремлевские стены, а проезды в задний двор фланкировали башенки, напоминавшие миниатюрные минареты. Дополняли это буйство фантазии архитектора многочисленные декоративные детали: пирамидки – «знак славы и памяти добрых государей», каменные шары, остроконечные звезды, винтовые дымоходы. «Праздник праздников», «дневная иллюминация» – так окрестили Петровский путевой дворец восторженные современники. Во дворце видели символическое воплощение так называемого «греческого проекта» императрицы.

Екатерина II, выиграв Первую русско-турецкую войну 1768-1774 годов, не считала борьбу России с Османской империей завершенной. Она планировала полностью вытеснить турок из Европы и возродить Византийскую империю во главе со своим внуком Константином Павловичем – она не случайно назвала его именно так. И тогда выбор места для строительства дворца оказывается не случайным: ходынские постройки – это взятые турецкие крепости, своеобразный отчет о проделанной сложной работе. А расположенный на одной оси с ними Петровский путевой дворец, купол которого напоминает знаменитую константинопольскую Софию, – это то, к чему нужно стремиться, планы на будущее.

Греческому проекту Екатерины не суждено было осуществиться, тем не менее, начиная с Павла I, все будущие императоры останавливались перед коронационными торжествами в Петровском путевом дворце. А в 1812 году дворец посетил император Наполеон Бонапарт. Он явился гостем незваным, сбежав из Московского Кремля, к которому вплотную подобралась огненная стихия. Проплутав целый день в дыму и пламени, Наполеон вечером 16 сентября добрался до дворца и потребовал провести его в покои его «брата Александра» – так он называл императора Александра I. Во дворце уже вовсю хозяйничали французские солдаты, так что первую ночь Наполеон провел на подоконнике, укрывшись шинелью.

Смотрите так же:  Дворец синтры

Наполеон работал с документами, развлекался и принимал французских подданных, проживавших в Москве. С просьбой компенсировать потери от пожара к императору приезжала модистка Мари-Роз Обер-Шальме. Она держала магазин на Кузнецком мосту и продавала товар втридорога, за что москвичи метко прозвали ее Обер-Шельмой. Именно здесь Наполеона видели ползающим по географическим картам, разложенным на полу: он прокладывал маршрут похода в Индию, намереваясь включить в состав своего войска и покоренную российскую армию. При отступлении из Москвы французы подожгли Петровский путевой дворец: обрушился купол и перекрытия, а то, что уцелело в огне пожара, разграбили окрестные крестьяне.

Дворец простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить восстановлением дворца. Таманский воссоздал внешний облик Петровского замка таким, каким его задумал его учитель, а вот интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир». Дворец вновь стал местом последней остановки царской семьи перед въездом в Москву. После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский)вокзал.

На Брестском вокзале все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Здесь проходили встречи с представителями сословий, балы и приемы. Именно отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. Со времен Николая I Петровский путевой дворец стал использоваться и как загородная дача членов императорской семьи, когда они находились в Москве. На первом этаже дворца располагалась приемная государя, комнаты членов императорской семьи, колонный зал, два вестибюля и четыре лестницы.

Одну из этих лестниц архитектор Таманский сохранил такой, какой ее задумал Казаков – с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России под скипетром императрицы Екатерины Великой. Второй этаж дворца делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Парадные помещения представляют собой большой купольный зал высотой шестнадцать метров и примыкающие к нему четыре гостиные. Главной достопримечательностью Купольного зала является роспись, выполненная братьями Артари. До пожара 1812 года купол был украшен лепниной.

В 1917 году жизнь Петровского путевого дворца резко изменилась – он был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Новые обитатели топили печи драгоценным паркетом и мебелью красного дерева, а картины и ценности из дворца бесследно исчезли. В 1923 году Анатолий Луначарский предложил передать дворец «для утилизации» Красной авиации, благо неподалеку находился Ходынский аэродром. И дворец действительно ожидала утилизация: военные начали приспосабливать его под свои нужды. В одном из флигелей разместилась типография, в другом – моторная мастерская, купольный зал использовали как столовую. В Петровском путовом дворце пробили новые дверные проемы, поставили перегородки.

Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского занимала дворец до 1996 года. После переезда военных здесь начались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец вернулся к выполнению представительских функций – он стал Домом приемов правительства Москвы. Сюда вновь приезжают высокопоставленные гости, здесь совершаются торжественные приемы и заседания. В Круглом зале дворца проходят концерты органной музыки, романсовая гостиная и концерты инструментальной музыки.

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ дворец, г. Москва

Петровский дворец был построен по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название — «путевой». Здесь во дворце несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М.Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце. При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная «лужковская» реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий.

Дата фотографий: 2019 год, 19 апреля.

События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Напротив дворца на Ходынском поле регулярно проходили военные учения и смотры парадов. С 1997 года дворец находится в ведении администрации города Москвы.

О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды. Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил «Черного лебедя» своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле «Черный лебедь» обосновалась большевистская ЧК.

5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 «заложников» из числа «представителей старого режима» — бывших министров, высших чиновников, священнослужителей.

Г-н Скалкин сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане «Золотой якорь», в 1899 году приобрел собственный ресторан » Эльдорадо » в Петровском парке.

Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала цыганка Варя Панина, знаменитая певица. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились Н.Д. Поликарпов и Л.Н. Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду.

Несколько лет назад Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капитальный ремонт. Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания «Мечел», на ее средства был проведен ремонт здания.