Меню

Картины пещеры ласко

Французская пещера Ласко (Grotte de Lascaux) — памятник невообразимо древней наскальной живописи, которая появилась за 15-18 тысяч лет до нашей эры. Она уникальна и по количеству рисунков, и по их сохранности. Эта своеобразная художественная галерея первобытных мастеров получила неофициальное название «Доисторической Сикстинской капеллы». Сегодня проход в оригинальный грот для туристов запрещен, но можно посетить искусственно воссозданную пещеру Ласко II (Lascaux II).

Пещера Ласко во Франции

Оригинальный грот Ласко был обнаружен случайно — в начале осени 1940 года группа подростков гуляла в лесу вблизи скал и нашла узкий лаз, открывшийся после падения дерева. Дети заинтересовались лазом, думая, что там могут быть спрятаны сокровища. И сокровища действительно были, хоть и совсем не те, на которые надеялись подростки.

Вход в пещеру Ласко, 1940 год

Обнаружив наскальные рисунки, школьники сообщили о необычной пещере учителю — так она и стала известна широкой общественности. Первым ученым, начавшим исследование грота Ласко, стал Анри Брейль. Уже спустя 9 дней после находки он посетил открывшийся лаз, составил описание рисунков и занялся установлением их подлинности. Спустя несколько месяцев, проведенных за исследованиями, Брейль сделал вывод, что живопись относится к перигорской культуре — эпохе позднего палеолита (сегодня исследователи относят ее к солютрейской культуре).

Французский палеонтолог Анри Брей вместе с другими археологами изучает рисунок зубра в Зале быков, 1948 год

С 1948 года Ласко открыли для туристов, и в течение следующих 15 лет количество посетителей неуклонно росло. В результате было замечено, что посещения нарушают экосистему пещеры, а сохранность наскальной живописи под угрозой из-за избытка углекислого газа, выделяемого посетителями. В течение 50-х годов предпринимались неоднократные попытки восстановить в гроте нужную атмосферу с помощью аппаратуры. Но все же в 1963 году Ласко решили закрыть для широкой публики.

Открыватели пещеры: Marcel Ravidat, Jacques Marsal, Georges Agniel и Simon Coencas, фото 1986 года

Сегодня посещения оригинальной пещеры по-прежнему запрещены — здесь работают ученые, регулируя температуру и уровень влажности, а также очищая стены от грибка 2 раза в месяц. Однако для туристов к 1983-му году была создана Ласко II — точная копия двух главных залов пещеры в натуральную величину. Искусственный грот находится в 200 метрах от настоящего. Также копии отдельных рисунков можно увидеть в парке То (Thot) вблизи коммуны Монтиньяк.

Как добраться до пещеры Ласко

Легендарный грот находится в районе Перигора на юге Франции. Он расположен в известняковой скале вблизи реки Везер, неподалеку от коммуны Монтиньяк.

Точный адрес: 24290 Монтиньяк, Франция.

Как добраться из Парижа:

Автобус:рейсом перевозчика Ouibus c парижского ж/д вокзала Берси можно доехать до города Бордо. В пути около 8 часов.

Поезд:от ж/д вокзала Бордо Сен-Жан поездом TER нужно добраться до городка Сарла (Sarlat). В пути почти 3 часа.

Автобус:на ж/д вокзале Сарла сесть на автобус №6 и ехать до остановки Place Pasteur около 7 минут.

Автобус:на остановке Place Pasteur сесть на автобус №7 и ехать до коммуны Монтиньяк около получаса.

Пешком:от остановки Place Tourny в коммуне Монтиньяк идти пешком около 2 км.

Поезд:с парижского ж/д вокзала Монпарнас на поезде TGV, идущем в сторону Бордо, доехать до станции Libourne. В пути почти 3 часа.

Поезд:на станции Libourne пересесть на поезд TER, идущий в сторону Tulle, и выйти на станции Niversac. В пути 1 час и 12 минут.

Автобус:на ж/д вокзале Niversac сесть на автобус №7 и ехать до Монтиньяка.

Пешком:от остановки Place Tourny в Монтиньяке идти пешком около 2 км.

Автомобиль:расстояние между Парижем и коммуной Монтиньяк — 520 км по трассе А20.

Пещера Ласко на карте

Древняя пещера Ласко не так уж велика, хотя и вмещает в себя более 2 000 наскальных рисунков. Условно она состоит из центрального Зала быков (или Ротонды быков) и двух ответвляющихся от него тоннелей — Осевого прохода и Кошачьего лаза. Последний, в свою очередь, делится на несколько зон, а также имеет отдельную ветку Колодец. Столь оригинальные названия части грота получили еще от Анри Брейля, однако в дальнейшем ученые решили не менять их.

  • Ротонда быков — самый интересный и крупный зал пещеры Ласко, его размеры составляют 6х17 метров. Свое имя он получил в честь изображенных здесь черных быков. Композиция включает всего 4 рисунка, но зато каких! Один из быков в длину протянулся на 5 метров — то ли фантазия художника преувеличила размеры животного, то ли изображение и вправду выполнено в натуральную величину. Но кроме быков здесь же можно найти и массу других рисунков: медведи, лошади, олени.
  • Осевой проход — более низкий и узкий тоннель сразу после Зала быков. Его стены расписаны изображениями оленей, коров, буйволов и лошадей, некоторые из них были закрашены методом распыления. Видимо, древние художники умели распылять краску из трубочки.
    • Пассаж — вторая ветка из Ротонды быков, где рисунки, увы, пострадали от перемещения воздуха.
    • Неф — высокий 20-метровый зал с изображениями все тех же коров и оленей. Но здесь также к ним присоединяются бизоны и некие символы, которые до сих пор не расшифрованы учеными. В этом месте Ласко есть и необычный рисунок то ли жилища, то ли ловушки для животных — загадочные черные квадраты.
    • Кошачий лаз — узкий и длинный зал с единственными во всей пещере Ласко рисунками кошек (точнее, животных из семейства кошачьих). Кроме них в гроте немало вездесущих быков, оленей и зубров, есть непонятные знаки, а также рисунок лошади анфас. Все остальные лошади здесь изображены в профиль.
    • Апсида — участок, ведущий к другому узкому и длинному тоннелю, Колодцу. Он богат на самые разные изображения, общей сложностью их здесь около 1 000 штук. Уникальным же среди них является рисунок северного оленя (единственный в пещере).
    • Колодец (или Шахта) — самый глубокий и оригинальный зал, в который ведет длинный, спускающийся вниз на 5 метров тоннель. В этом месте находится целая композиция, иллюстрирующая сцену охоты или же некий доисторический миф. На ней изображен буйвол, атакующий охотника, а также уходящий в сторону и, судя по всему, раненный носорог. Это первый рисунок в Ласко, на котором есть люди.
    • Интересно: в Зале быков на одном из наскальных рисунков изображен единорог — эта доисторическая картина и сейчас вызывает массу вопросов у исследователей.

      Единорог в Зале быков

      Часы работы и стоимость билетов

      Международный центр Ласко, где продаются билеты в пещеру и собираются туристические группы, имеет следующий график работы:

    • С 3 ноября по 30 марта — с 10:00 до 18:00;
    • С 31 марта по 8 июля — с 09:00 до 19:30;
    • С 09 июля по 31 августа — с 08:00 до 21:30;
    • С 1 сентября по 2 ноября — с 09:00 до 19:00;

    Последние посетители могут приобрести билеты на этот же день за 2 часа до закрытия.

    Стоимость билетов:

      Взрослый билет — 17 € (

    1 540 руб. ) грот и парк Thot;
    Детский билет (с 5 до 12 лет) — 11 € (

    807 руб. ) Ласко II; 13,7 € (

    1 004 руб. ) грот и парк Thot;

    Дети до 5 лет проходят с родителями бесплатно.

    Также можно посетить зону археологических раскопок за отдельную плату, но она открыта далеко не всегда.

    Подробности о билетах и графике работы смотрите на сайте Ласко.

    Панорамное фото пещеры Ласко

    В искусственную пещеру можно попасть только в составе группы и в сопровождении экскурсовода. Билеты приобретаются в международном центре Ласко в коммуне Монтиньяк, а сбор группы происходит неподалеку от грота — у сувенирного киоска.

    Экскурсионные туры проходят несколько раз в день на английском и на французском языках (на выбор). Туристы, которые приехали к гроту самостоятельно, присоединяются к одной из групп по времени, указанному в билете.

    А если хочется увидеть все перед поездкой, желающие могут совершить виртуальный тур по пещере Ласко.

    Создание реплики пещеры

  • Помимо наскальной живописи при исследовании Ласко также были обнаружены доисторические орудия труда, иглы из кости животных, каменные наконечники и другие следы пребывания людей.
  • Некоторые изображения нанесены на потолке пещеры или на стене в нескольких метрах от пола — очевидно, древние художники умели сооружать леса.
  • Для создания рисунка использовались окиси марганца и железа, а также охра — минералы размельчали в порошок, а затем смешивали с водой или жиром. Контуры некоторых животных вначале вырезали в скале, а потом заполняли красителем.
  • Международный центр Ласко IV, Монтиньяк, Франция

  • До Ласко II проще всего добраться на автомобиле, поскольку общественный транспорт к этому месту не ходит. От коммуны Монтиньяк (до которой тоже непросто доехать) можно только идти пешком.
  • В пещере, пусть даже созданной искусственно, поддерживается особый микроклимат, который нужен для сохранности рисунков. Поэтому температура внутри — около +13 градусов. Летом стоит захватить с собой теплую одежду.
  • Посетителям рекомендуется подобрать удобную обувь, в которой будет легко передвигаться по естественному известковому полу.
  • В самом гроте запрещено фотографировать, съемка разрешена только в одном зале у самого выхода.
  • Смотрите так же:  Скайрим пещера картспайр как пройти

    Выставка фрагментов пещеры Ласко в Женеве

    За огромное количество и разнообразие наскальной росписи пещеру Ласко сравнивают с другой археологической жемчужиной — гротом Альтамира. И пусть в Ласко II воссоздана лишь часть оригинальной достопримечательности, этого достаточно, чтобы привести в восхищение посетителей. Тот же факт, что добраться до грота нелегко, компенсируется обилием поблизости красивых городков. Интересно выглядит как сама коммуна Монтиньяк, так и расположенные рядом деревни Сен-Аманд-де-Коли и Сен-Леон-сюр-Везер. В них нет современной застройки — лишь старинные дома, которые смотрятся так же, как и во времена Средневековья.

    24290 Монтиньяк, Франция

    Официальный сайт пещеры Ласко

    С 3 ноября по 30 марта — с 10:00 до 18:00;
    С 31 марта по 8 июля — с 09:00 до 19:30;
    С 09 июля по 31 августа — с 08:00 до 21:30;
    С 1 сентября по 2 ноября — с 09:00 до 19:00

    Взрослый билет — 17 € (

    1 246 руб. ) Ласко II; 21 € (

    1 540 руб. ) грот и парк Thot;
    Детский билет (с 5 до 12 лет) — 11 € (

    Пещера Ласко II и парк — музей То

    Ради посещения пещеры Ласко II мы сделали большой крюк, но уж очень давно меня манила эта «Сикстинская капелла древнего мира». Искусство — это то, что всегда сопровождало человека. Как только появился человек, то он сразу стал художником.

    История изучения первобытного искусства

    Впервые наскальную живопись открыли в пещере Альтамира, в Испании в 1879 году. Испанский археолог — любитель Марселино Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочерью, во время прогулки случайно обнаружил пещеру. Зайдя внутрь папа с дочкой увидели, что своды пещеры украшены рисунками животных.

    Археолог начал изучать рисунки и позже вместе со своим другом из Мадридского университета опубликовал результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные были так потрясены открытием, что первоначально решили, что это подделка. Однако позже подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

    Техника наскальной живописи

    Пещеры с наскальной живописью расположены под землей, там всегда темно и холодно. Первобытные художники пользовались для освещения маленькими каменными плошками, залитыми животным жиром.

    Сначала на каменные стены наносили на стену тонкий контур. Для раскраски использовали охру и черный уголь, которые растирали в порошок. Этот порошок втирали а стену рукой, либо смешивали с животным жиром и выкладывали с помощью жесткого камыша или колючей ветки.

    Смысл наскальных рисунков

    Пещеры были не жилыми. Многие задавались вопросом — зачем нужно было рисовать картины на стенах, в которых никто не живет и к тому же там темно?

    Первобытные люди жили в природных гротах или небольших известняковых пещерах, имеющих выход на поверхность. Мы даже проезжали мимо такой деревни Тронглодитов, этими стоянками древних людей наполнена вся долина Дордонь.

    Первобытные люди были охотниками, и он животных зависела их жизнь. В пещерах изображены именно животные, причем те которые обитали в зоне жизни первобытного человека. Человек изображался схематично.

    В музее — парке То, который находится километров в трех от Ласко II, в вольерах содержат животных, ровесников первых поселенцев в Европе, именно на них охотился человек и именно их он и изображает. http://www.lascaux.fr/en/prepare-your-visit/visit-lascaux/parc-du-thot#ancre-carousel

    Ученые предполагают, что древние охотники использовали изображения животных для проведения религиозных ритуалов, связанных с охотой.

    Ощущения в Ласко II были те же, что и в церкви. Так что очень похоже, что при помощи наскальной живописи древние художники превращали пещеру в храм. Возможно животных они воспринимали как богов.

    Где смотреть наскальную живопись

    Альтамира — самая первая пещера с которой началось изучение наскальной живописи.

    Помимо Ласко в долине реки Дордонь находятся еще много пещер с рисунками первобытных художников. В некоторые нужно записываться заранее, но можно приехать на удачу. Пещеры в долине реки Дордонь во Франции: Фон-де-Гом, Ласко, Комбарель, Труа-Фрер.

    Пещера Ласко и Ласко II

    Наш путь до Ласко был длинным и нудным, я даже думала что мы не успеем. Особенно мы начали нервничать, когда на подъезде к пещере вдруг выяснилось, что билеты в нее нужно покупать в Монтиньяке. Это городок рядом с пещерой — в трех километрах.

    В туристическом офисе нам продали билеты и в музей «То». Кассир честно предупредила, что вряд ли мы туда сегодня успеем. Но муж бодро сказал: «заедем завтра». В общем, на завтра мы были обречены еще раз окунуться в мир древнего человека. В пещеру билеты продаются на время, без экскурсии туда никто не ходит, экскурсии идут на английском и французском языках.

    Пещера Ласко закрыта для посещений, открыта ее точная копия — Ласко II. Она также, как и оригинал расположена под землей. Копию создавали несколько лет, был скопирован каждый изгиб камня и каждый миллиметр рисунков. Все рисунке в Ласко II были выполнены соответствующей (первобытной) техников. Температурный режим и освещение там такое же как и в оригинале.

    Место сбора экскурсий — большой сувенирный ларек. И среди разбросанных бревен сидели люди. То ли ждали экскурсию, то ли думали об увиденном.

    Когда настало наше время, обозначенное на билетах, мы подошли к турникету ( мы логично решили, что именно здесь начнется экскурсия, тем более там был знак). Экскурсия была на двух языках на французском и английском, мы выбрали английский.

    Доисторическая живопись в пещере Ласко

    В 1940 году четыре французских школьника отправились по своей инициативе в археологическую экспедицию. Их внимание привлекло вырванное с корнями дерево. На месте, где оно росло, дети увидели зияющую в земле дыру и предположили, что это вход в расположенный неподалеку замок эпохи Средневековья.

    Один из юных археологов бросил в дыру камень. По шуму стало понятно, что яма здесь довольно глубокая. Школьники сгорали от любопытства, и даже страх перед неизведанным не оставил их. Дети немного расширили отверстие, спустились внутрь, но оказались не в замке, а в огромной пещере.

    Их взорам предстала удивительная картина. Со стен подземелья на них смотрели неведомые звери. Освещая стены фонариком, дети с интересом рассматривали картины. Они сами не верили в свое открытие.

    Закончив осмотр пещеры, школьники поспешили к учителю, чтобы сообщить о находке. Тот недоверчиво отнесся к рассказу детей, но все же согласился осмотреть пещеру. Когда он увидел рисунки, его изумлению не было предела.

    Слух об удивительной пещере быстро распространился по Франции. К пещере стали стекаться толпы туристов и зевак. Школьники-первооткрыватели предусмотрительно разбили неподалеку от пещеры свой лагерь и стали первыми хранителями пещерных ценностей.

    Так была открыта пещера Ласка, которую позже назвали «Сикстин­ской капеллой доисторической живописи», сравнив работы первобытных художников со знаменитыми фресками Микеланджело. Живописцы древности сумели создать такие работы, которые восхищают нас и сегодня. Ученые даже усомнились в подлинности картин, высказав предположение, что кто-то просто решил разыграть легковерных туристов и привлечь их в эти места. Но научная экспертиза доказала, что картины нарисованы еще в эпоху палеолита, то есть десятки тысяч лет назад.

    В пещере Ласко, кроме изображений людей и животных, встречаются картины со сложными сюжетами, на которых древние художники запечатлели эпизоды из своей жизни.

    На одной из картин изображен раненный копьем бизон, из живота которого вываливаются внутренности. Рядом с бизоном — поверженный человек. Возможно, его убил носорог. Мертвый человек изображен схематично, неумело, зато с удивительной точностью воссозданы все черты животных. Передавать человеческие черты художники научились спустя: много веков, а расцвета это искусство достигло в эпоху Ренессанса.

    Пещера пользовалась чрезвычайной популярностью у туристов, в день ее посещало около 1200 человек. Наплыв посетителей ухудшил микроклимат подземелья. Выдыхаемый сотнями людей углеродистый диоксид вредил уникальным картинам. Первые признаки разрушения наскальной живописи появились уже в 1955 году. А несколькими годами позже на стенах пещеры появились мох и зеленые водоросли.

    Смотрите так же:  Рисунки в каповой пещере

    Министерство культуры Франции, обеспокоенное положением дел, 20 апреля 1963 года закрыло пещеру для посетителей. В настоящее время в Ласка работает уникальная система, которая поддерживает температуру и влажность в пещере на нужном уровне.

    Чтобы хоть как-то компенсировать закрытие пещеры для широкой публики, в марте 1980 года было решено создать искусственное подземелье и воспроизвести в нем два наиболее впечатляющих участка Ласка — Большой Зал Быков и Картинную галерею.

    Чтобы добиться максимального сходства с оригиналом, при работе использовали множество стереоскопических фотографий. В результате неровная, покрытая трещинами поверхность пещеры Ласка оказалась воспроизведенной с филигранной точностью.

    С 1983 года пещеру Ласко-II открыли для: посещения.

    Искусство палеолита. Пещера Ласко

    Местонахождение: Франция, департамент Дордонь.
    Возраст изображений: 18–15 тыс. л. н.
    Дата открытия: 1940.

    Пещера Ласко? (также Ляско, фр. Lascaux) входит в число самых выдающихся памятников пещерного искусства. По драматичности истории открытия она уступает Альтамире , а по древности изображений – Шове , но по количеству и разнообразию рисунков оставляет обеих конкуренток позади, а по известности она, возможно, первая в мире.

    Ласко расположена в юго-западной Франции, в долине реки Везе?р, близ городка Монтиньяк на территории департамента Дордонь, который известен множеством обнаруженных стоянок первобытных людей и пещер с наскальными росписями. Знаменитая пещера Кро-Маньон, давшая название людям верхнего палеолита, – тоже отсюда. Дордонь даже заслужила в связи с этим титул «колыбели человечества», но возможно, точнее было бы называть её «детским садом человечества», учитывая, что человек как вид сформировался в Восточной Африке и только оттуда явился в Европу.

    Почему так называется?

    Название пещеры историческое. Пишут, что оно происходит из окситанского языка, означает «каменистое место», и фамилию Ласко носил дворянский род, владевший местными землями; по-видимому, так называли и саму местность.

    Как произошло открытие?

    Пещера была открыта случайно: 12 сентября 1940 года четверо юных искателей сокровищ обследовали узкий лаз в склоне холма и действительно нашли клад, только намного более ценный – грот с прекрасно сохранившейся доисторической живописью. Мальчишки сообщили о находке своему школьному учителю, а тот – аббату Анри Брейлю, знатоку первобытного искусства, скрывавшемуся в этих краях от немецкой оккупации. Брейль и стал первым исследователем пещеры. Кстати, именно Брейлю принадлежит идея о сакральном назначении расписанных пещер: «Когда мы посещаем украшенную пещеру, мы проникаем в святилище, где на протяжении тысячелетий разворачивались сакральные церемонии».

    Что было потом?

    Водить экскурсии в Ласко начали ещё в годы войны, а официально пещера была открыта для посещения в 1948 году и сразу стала одним из самых популярных туристических объектов Франции. То, что сохранялось в первозданном виде тысячелетиями, оказалось возможным разрушить за несколько лет – на полу пещеры появились мхи и лишайники, на стенах и потолке – водоросли и плесень. Чтобы спасти бесценные изображения, в 1963 году государство выкупило пещеру у частного владельца и закрыло её для туристов (часть рисунков, видимо, всё-таки оказалась утрачена). В 1983 году неподалёку от оригинальной пещеры открыли точную копию двух её «залов» – Ласко II. Она построена из бетона на стальном каркасе, а копии изображений сделаны профессиональными художниками с использованием красок, по составу идентичных древним. С 2012 года существует ещё передвижная выставка Ласко III, а в 2019 году в присутствии президента Франции состоялось торжественное открытие точной копии всей пещеры – Ласко IV.

    Как устроена Ласко и какие в ней есть изображения?

    Как и позднейшие храмы, первобытные святилища — пещеры — состояли из частей (пространств, зон), различающихся по своему назначению, по степени сакральности и, как следствие, по тем изображениям, которые размещались в той или иной части. Названия «залов» и «галерей» в Ласко, которые для удобства описания предложил Брейль, отчасти также заимствуют терминологию из церковной архитектуры.

    Центральная зона – «Зал Быков» (или «Ротонда»).

    По обеим стенам «Зала быков» тянутся вереницей разномасштабные и накладывающиеся друг на друга изображения животных, создавая впечатление кругового движения. На левой от входа стене движение начинает странный зверь с тупой мордой, отвисшим брюхом и двумя прямыми рогами (его называют «единорогом» или, что логичнее, «двурогом»), перед ним скачут дикие лошади, перекрывающие изображение огромного быка. Три похожих быка идут с правой стороны навстречу.

    Роспись идёт по верхней части стен и местами переходит на край потолка. Специалисты спорят, использовались ли для росписи потолка специальные подмостки или просто подножье стен со временем разрушилось, а тогда, тысячелетья назад, оно было достаточно высоким и пологим, чтобы выполнить эти рисунки стоя на нём.

    От «Зала Быков» отходят два ответвления. Одно ведёт в «Осевой проход» (или «Осевой тупик»).

    Здесь, в «Осевом проходе», находится самое, пожалуй, растиражированное изображение из Ласко, неизменно попадающее во все издания по мировой истории искусства. Это т. н. «Китайская лошадь», написанная золотистой охрой с чёрной контурной обводкой.

    Её менее известная соседка по стене не менее прекрасна:

    Другой выход из «Зала быков» продолжает узкий и низкий пятнадцатиметровый проход («Пассаж»), переходящий в «Неф» и далее в «Львиный тупик» (или «Кошачий лаз»).

    Но, видимо, самая важная зона в Ласко — это углубление в месте соединения «Пассажа» и «Нефа», названное «Апсидой», которое заканчивается провалом глубиной 6 метров — «Шахтой» (или «Колодцем»). Относительно небольшая «Апсида» (до 5 м в диаметре) просто переполнена рисунками животных и знаками, которые выгравированы, а не нанесены краской, трудноразличимы, к тому же наслаиваются друг на друга.

    Если «Зал быков» и «Осевой проход» — это «фасад» Ласко для современной публики, разрекламированный в многочисленных репродукциях, то «Апсида» вместе с «Колодцем» в значительной степени от неё скрыта. Как предполагают исследователи, и для самих первобытных посетителей пещеры это была её святая святых. Именно в «Колодце» находится самое таинственное изображение Ласко, т. н. сцена «корриды».

    Эта «фреска» не похожа ни на одно изображение в Ласко, да и во всём палеолитическом искусстве с трудом можно подобрать ей аналогии, хотя мотив драматического столкновения человека с быком (в данном случае — с бизоном) хорошо знаком по более поздней традиции. Уникальность сцены вкупе с её иконографической выразительностью и особо сакральным значением рисунка привлекла, разумеется, повышенное внимание специалистов и породила многочисленные интерпретации, которые стоит подробно рассмотреть в отдельном месте.

    Сколько лет всем этим рисункам?

    Датировка изображений Ласко проблематична, поскольку большинство из них выполнено окисью марганца (чёрная краска) и окислами железа (жёлтая, оранжевая и красная краски), не поддающимися радиоуглеродному анализу. Поэтому для анализа используют органические объекты, найденные в пещере — древесный уголь из светильника, остатки деревянной палки и др.

    На официальном сайте Ласко приводятся следующие сведения. В 1951 г. получена датировка 15,5 тыс. л. н. Позднее получены датировки для отдельных изображений – 17,190 ± 140 л. н. и 16,000 ± 500 л. н. Исследования в 1998 г. и 2002 г. дали датировки между 18,600 и 18,900 л. н.

    Что означают эти рисунки и для чего их делали?

    Это, наверное, самый интересный и самый трудный вопрос из тех, что связаны с палеолитической живописью. Разрешение его, если оно вообще возможно, находится в сфере совместных усилий археологов, искусствоведов, антропологов, специалистов по мифологии и психологии. Здесь можно отметить, что большинство исследователей, конечно, не устраивают наивные теории о примитивной магии (наподобие того, что первобытные охотники, изображая животных, пронзённых копьями, тем самым «наколдовывали» себе удачу на охоте). Понятно, что мы имеем дело со сложно организованным и целостным комплексом мифо-ритуальных практик. Рассмотрение этой крайне важной темы также уместно вынести за рамки статьи о Ласко, при этом можно отметить, что именно Ласко в силу своей исключительной сохранности даёт богатый материал для поисков в данной области.

    Можно ли совершить виртуальный тур в Ласко?

    Несколько лет назад такая возможность существовала на сайте Министерства культуры Франции, но сейчас виртуальная экскурсия там недоступна. Хочется надеяться, что это временные технические неполадки, потому что помимо всех прочих удобств такого посещения у него были и существенные преимущества перед «живым» осмотром копии знаменитого памятника. Вот как, например, описывает своё посещение Ласко II археолог Яков Шер, бывавший и в оригинальной пещере:

    «При том, что копии абсолютно идентичны оригиналу, восприятие совершенно иное и не в лучшую сторону. Сколько ни просят туристов громко не разговаривать – бесполезно. Одновременно в Ротонде бывает не менее двух групп экскурсантов: одна начинает экскурсию, другая заканчивает. Своды отражают гул толпы и громкие голоса гидов. Все это и, особенно, яркое освещение сразу устраняет впечатление таинственности и ощущение причастности к чему-то сакральному и непостижимому. Тогда я понял, что глубочайшее потрясение, которое я пережил в Ляско-оригинал, было от нескольких факторов. Разумеется, это – прежде всего, фрески, затем – звенящая тишина, прерываемая звуком стекающих капель воды, полумрак, в котором направленный луч фонаря нашего гида высвечивал отдельные росписи, осознание того, что им около 20 тыс. лет, приглушенные голоса специалистов и т. п. Ничего такого в Ляско-2 уже нет и никогда не будет».

    Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. — М., 1973.
    Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. — СПб., 2008.
    Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. — М., 1972.
    Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб., 1997
    Шер Я. А. Археология изнутри. Научно-популярные очерки. Кемерово, 2009
    Шер Я. А. Первобытное искусство. — Кемерово, 2006.

    Смотрите так же:  Наскальная живопись в пещере альтамира испания

    Картины пещеры ласко

    О чем молчат рисунки Ласко?

    Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 г. четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

    Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции – один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII–XV тысячелетиях до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре. Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк.

    Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 г. четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю. Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 г. вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провел несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнес к перигорской культуре. Несколько лет А. Брейль провел в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 г. вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений.

    Наскальные рисунки из пещеры Ласко

    С 1952 по 1963 г. по просьбе Брейля Андре Глори произвел новые раскопки на поверхности площадью 120 м^2 и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). Затем наскальную живопись Ласко изучали Анет Ламин-Эмперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 гг. Норбер Ожуля. Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после ее открытия, с 27 декабря 1940 г. В октябре 1979 г. Ласко вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер. В 1948 г. вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днем все больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. Были проведены серьезные земляные работы, изменившие уровень и свойства грунтов в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «зал быков». Вход в пещеру был закрыт тяжелой бронзовой дверью. В 1955 г. были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили с реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция – Ca(HCO3)2, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки.

    В 1957 г. в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер – около 1500 м^3. А. Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей. В 1960 г. в Ласко проявилась так называемая «зеленая болезнь»: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры. Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной «белой болезни», кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 г. микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963 г. Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.

    В начале 1970-х гг. началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 г. и получила название Ласко II. В 2000 г. аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 г. Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком. В 2002 г. Министерство культуры создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен был решить эту проблему. В 2006 г. заражение было почти полностью подавлено, но каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены от грибных волокон, так как они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь. Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения.

    Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялась с помощью радиоуглеродного анализа, выполненного Уиллардом Либби. Этот метод был применен при анализе древесного угля, найденного в светильниках из «шахты». Первый полученный результат (15,5 тыс. до н. э.) свидетельствовал о частом посещении Ласко в эпоху мадленской культуры, но этот результат был поставлен под сомнение А. Брейлем, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтской культуре. Позднее были проведены дополнительные анализы, результаты которых говорили всё-таки о принадлежности к мадленской культуре. Анализ был сделан на основе древесного угля, найденного во время раскопок А. Глори в «пассаже» и «шахте». Этот уголь относился к периоду ранней и средней мадленской культуры (около 17–15 тыс. до н. э.). В 1998 г. была получена датировка примерно в 18,6 тысячелетия до н. э.: был проведен радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты», показавших, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры. Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем. Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремневые орудия, заостренные при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской. Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко.