Меню

Картинки джума мечеть

Джума-мечеть в Дербенте

Джума-мечеть — самая древняя не только в РФ, но и во всех странах бывшего Союза. Она была выстроена в 734 г. и стала самым большим городским сооружением. На то время в Дербенте уже имелось семь мечетей, по одной на каждый магал (район города, аналог христианского прихода). После их число возросло ещё в два раза. Но Джума-мечеть стала главной, не относящейся к какому-то конкретному району; именно здесь горожане совершали пятничный намаз («джума-намаз»). Мечеть на удивление неплохо сохранилась и не так давно была внесена ЮНЕСКО в Список объектов наследия.

На протяжении многих столетий мечеть перестраивали неоднократно. Согласно надписи над входом, как минимум в 1368—1369 гг. её восстанавливал после землетрясения бакинский мастер. Постепенно мечеть «обрастала» дополнительными постройками: в 1474 г. при ней начали строить медресе, и полностью архитектурный комплекс сложился только к 1815 г. Самая большая на Северном Кавказе и долгое время единственная в Южном Дагестане, Джума-мечеть собирала мусульман не только Дербента, но и многочисленных окрестных районов.

В 1930 г. мечеть закрыли, как закрывали и православные церкви по всему СССР. С 1938 г. по 1943 г. она принадлежала управлению внутренних дел. Здесь держали заключённых, и слава о тюремных застенках шла дурная. Но, как это произошло и с несколькими особенно значимыми православными церквями, на третьем году Великой Отечественной войны Джума-мечеть разрешено было вернуть верующим. Восстанавливали и ремонтировали здание буквально всем городом, на собранные частные пожертвования.

Во внутреннем дворе Джума-мечети растут три платана-патриарха (в восточной традиции их зовут чинарами), которые возвышаются над стенами и хорошо видны из многих точек города. Назначение платанов было самое утилитарное: во-первых, они любят воду и вытягивают её из земли, так что в мечети всегда сухо. Во-вторых, мощные корни платанов делают грунт надёжнее. В 2012 г. эти тысячелетние великаны признаны природными памятниками и охраняются государством.

До наших дней дошли все основные постройки комплекса: главное здание соборной мечети, медресе и жилые строения. Сама по себе мечеть представляет собой трёхнефную конструкцию длиной 68 м с куполом высотой 17 м. Такая подобная базилике конструкция в сочетании с ориентированностью по сторонам света позволила предположить, что мечеть была выстроена на месте ещё более древнего христианского храма.

В 2019 г., к празднованию 2000-летия Дербента, была завершена капитальная реставрация Джума-мечети.

Внешний облик мечети не назовёшь парадным или броским — скорее, это сдержанное здание полно многовекового достоинства. Интерьер тоже скромен. Внутри можно увидеть прямоугольные колонны метровой толщины, отделяющие три части мечети одна от другой, и стрельчатые арки традиционной формы. Согласно одной из легенд, под полом мечети при её строительстве был закопан сосуд с золотыми монетами, чтобы было на что отстроить святыню, если её разрушат. На каждой из 40 колонн поэтому была надпись, сообщавшая, что под ней сокровища нет — оно под следующей. Последняя же колонна «признавалась», что и у неё нет ничегошеньки, а у кого — она знать не знает.

Практическая информация

Джума-мечеть расположена в Старом городе, в запутанном лабиринте улиц. Впрочем, если верить жителям Дербента, то все они в любом случае так или иначе ведут к мечети.

Расположенная в самом центре Ичан-Калы, Джума мечеть (пятничная) занимает самое важное место среди всех остальных мечетей Хивы. Главным ее отличием является нехарактерная для мечетей архитектура. Невзирая на традиции, Джума мечеть не имеет ни входных арок, ни входных порталов, ни даже традиционных купольных перекрытий. Вместо всего этого Джума мечеть представляет собой одноэтажное сооружение с массивной стеной и тремя входами. Все это несоответствие связано с тем, что когда в конце XVIII века на пожертвования ханского сановника Абдурахмана Михтара началось строительство мечети, до нее на этом месте уже существовала мечеть. В дань древним традициям, мастерам было дано распоряжение построить мечеть именно такой, какой она была ранее, в X в.

Центральный вход в мечеть расположен на единственной прямой улице Хивы, идущей от цитадели Куня-Арк. Сам вход представляет собой деревянную дверь, которая богато декорирована узорной резьбой. Возраст двери насчитывает более семи веков.

Смотрите так же:  Из аэропорта ататюрк к голубой мечети

Но самым необычным в Джума мечети является непосредственно комната для молитв. Её крыша опирается на колонны, общее количество которых превышает две сотни. Колонны имеют разную высоту, варьирующуюся от 4 до 5 метров. Это комната — музей, рассказывающий о стиле хивинской резьбы по дереву в разные времена. Несколько колонн датируются X в. и представляют собой большой интерес. Пара десятков колонн датируется XI-XIV веками, если судить по стилю орнамента. Колонны, относящиеся к XVI веку, выполнены плоским рельефом с явным подражанием древним мастерам.

Все колонны очень гармонично сочетаются друг с другом, несмотря на то что у каждой из них своя история. Так, некоторые колонны попросту достались по наследству, другие были перенесены сюда из старинных зданий, а несколько колонн стали частью военной добычи. Тем не менее, их объединяет то, что все они восхитительны в своем богатом орнаменте и необычной резьбе, и основание каждой из колонн представлено в виде кувшина и цветущими из него растениями.

В самой середине южной стены расположены вложенные друг в друга стрельчатые арки. Свет в Джуму мечеть попадает через три специальных потолочных отверстия, создавая тем самым невероятную игру света в полумрачном помещении.

Джума мечеть и построенный в то же время минарет являются центром Ичан-Калы и точкой отсчета при осмотре достопримечательностей Хивы.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

Силовики не нашли бомбу в махачкалинской мечети

Угроза минирования джума-мечети в Махачкале, информация о которой поступила сегодня правоохранителям, не подтвердилась, сообщило МВД Дагестана. Пользователи в Instagram призвали поскорее найти и наказать автора сообщения о бомбе.

Как писал «Кавказский узел», о том, что полицейские вывели из центральной джума-мечети в Махачкале людей и обследуют здание на предмет возможного наличия взрывного устройства, сообщил сегодня источник в правоохранительных органах.

Сообщение о минировании джума-мечети, расположенной в Махачкале по проспекту Имама Шамиля, поступило в 18:05 мск в дежурную часть МВД по Республике Дагестан по телефону. Оно оказалось ложным, говорится на странице МВД Дагестана в Instagram.

«В результате обследования территории сотрудниками кинологической службы, служебными собаками и специальными техническими средствами взрывные устройства не обнаружены», — говорится в этом сообщении.

МВД отмечает, что по тревоге были подняты наряды полиции, здание было оцеплено, а люди, находившиеся в мечети и поблизости от нее, были эвакуированы.

«В настоящее время проводятся мероприятия по установлению злоумышленника, причастного к передаче ложных сообщений об актах терроризма», — говорится в сообщении.

За три часа с момента размещения, к 23.30 мск 18 мая, оно собрало 8838 просмотров и 95 комментариев.

«Нужно ловить таких и сажать лет на пять, потом будут знать. А полиция сработали вроде ничего, оперативно», — написал marat.myragov.

«Видимо, у них нет мозгов, иначе не звонили бы, это разве шутка», — согласен gasansalamov22.06.78.

«Каждый получит по своим заслугам, и получит наказание по закону. Сотрудники полиции в любом случае делают свою работу, хорошо хоть они есть — кто может разобраться, чтоб народ невинный не пострадал», — написал 0211zuha.

«Что за волна телефонных звонков», — отмечает estdila.

«Опасней всего, если будут поступать подобные звонки часто, и со временем сотрудники потеряют бдительность. А злоумышленники явно не спят, предлагаю проверить по интернету, подобные истории, где и в каком городе, стране проходили и чем они заканчивались, необходимо аналитическое мышление. Жизни людей важнее всего», — заявила monica777777.

Напомним, 13 мая в Махачкале после сообщений о минировании были эвакуированы железнодорожный вокзал, аэропорт Уйташ, здания Северной автостанции и ЦУМа. В результате обследования территорий взрывные устройства обнаружены не были. Ложные сообщения о заложенных бомбах на прошлой неделе поступали также и в других регионах Юга России — на Кубани, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Волгоградской и Ростовской областях.

Дербентская «толерантность» — две церкви, одна мечеть

Почему в новом бренде Дербента христианских символов больше, чем мусульманских?

Старейший город России Дербент получил официальный бренд, который призван улучшить репутацию города как инвестиционного и туристического центра. Однако эксперты сомневаются в том, что создание бренда улучшит имидж города и республики в целом. Корень проблем, по их мнению, — в ошибочном понимании бренда территории как некоей «красивой картинки» для привлечения туристов.

Смотрите так же:  Прямая трансляция с открытия мечети в москве

Как сообщается на официальном сайте Дербента, в основу имиджевого знака «Бренд ‘Дербент'» вошли 6 равноправных логотипов. Каждый из них изображает одну из достопримечательностей города: крепость Нарын-Кала (основной знак), мавзолей дербентских ханов, церковь Св. Всеспасителя, дербентская Джума-мечеть, синагога Келе-Нумаз, церковь Покрова Пресвятой Марии.

По задумке логотип «должен отражать прошлое и настоящее города, хорошо ложиться на сувенирную продукцию».

«Кавказ.Реалии» поинтересовался у автора идеи, генерального директора благотворительного фонда «Я люблю Дербент» Самура Рамазанова, с чем связано то, что среди логотипов — перевес в сторону христианской веры. Он ответил, что это отражает толерантность.

«Согласно маркетинговым исследованиям, проведенным аналитическим центром ‘Каспиум’, были установлены самые узнаваемые символы города. Так было решено при создании логотипов использовать образы Нарын-калы, мавзолея дербентских ханов и Армянской церкви. Чтобы подчеркнуть одну из характерных особенностей города — толерантность, были также разработаны логотипы трех религий. Потому и получили в итоге два логотипа с христианской символикой», — сообщил Рамазанов.

В качестве основных фирменных цветов логотипа избраны песочный, синий и темно-серый цвет.

Официального документа подтверждения логотипа нет, а юридически логотипы — собственность благотворительного фонда «Я люблю Дербент». Фонд разработал бренд и дал согласие на его бесплатное использование.

«В условиях ограниченного человеческого и финансового капитала территории вынуждены вступать в ожесточенную конкуренцию за ресурсы, — считает экономист Халил Халилов. — Выигрывает тот, кто находит свое место в новом мире. В этом плане брендинг Дербента — инструмент, который должен удерживать, привлекать жителей, посетителей и инвесторов. Многие города и регионы за рубежом уже давно и успешно используют этот инструмент».

По его мнению, проблема заключается в том, что те, кто создает бренды, имеют ошибочное понимание сути создания бренда.

«К сожалению, при разработке брендов некоторые действуют по веянию, не разобравшись в проблематике, что приводят к сомнительным с точки зрения их эффективности результатам. Корень проблем — в ошибочном понимании бренда территории как некоей ‘красивой картинки’ для привлечения туристов», — отмечает Халилов.

Экономист уверен, что, во-первых, при разработке бренда необходим сложный анализ сильных и слабых сторон города относительно конкурентов, процесс выявления идентичности. Во-вторых, туристы — далеко не единственная, а зачастую и не самая важная аудитория брендинга.

По мнению эксперта, нужно обращаться и к опыту других городов, принимая во внимания тот факт, что успешные города фокусируют свое внимание на воодушевлении местных жителей, консолидации локальных сообществ или привлечении инвесторов и бизнесменов. То есть нужно соединить имидж и репутацию Дербента с его привлекательностью с точки зрения туризма, жизни и инвестирования.

«Если в выбранном бренде Дербента все это получилось, то будем считать, что город также имеет план развития, управления и защиты столь ценного городского актива», — заключает эксперт.

Напомним, в январе в республике был презентован «Бренд ‘Дагестан'». Cообщалось, что этим знаком будет отмечаться продукция местных производителей, которые пройдут отбор.

Годом ранее на обсуждении бренда представители власти заявляли, что производители должны платить за брендовую маркировку продукции. Сами производители скептически относятся к этому проекту. По их мнению, для вывода продукции дагестанских производителей на общероссийский рынок следует сначала наладить логистику.

10 самых крупных мечетей России

Открывшаяся на проспекте Мира московская Соборная мечеть стала одной из крупнейших не только в России, но и в Европе.

В среду, 23 сентября, состоялось официальное открытие московской Соборной мечети, закрытой на масштабную реконструкцию с полной перестройкой ещё в мае 2005 года.

Обновлённая Соборная мечеть стала одной из крупнейших не только в России, но и во всей Европе. Общая площадь — 18 900 квадратных метров, первое место в нашей стране. Мечеть может вместить до 10 000 молящихся, что, правда, уступает мечети в Махачкале.

И хотя само предназначение мечети не заключается в том, чтобы быть самой крупной, разные города и регионы всё же стараются найти какой-нибудь аспект, в котором религиозные здания, расположенные на их территории, выделялись бы из ряда других. Следуя этой традиции, АиФ.ru решил собрать список из десяти крупнейших российских мечетей, опираясь на количество молящихся, которые могут совершать намаз прямо на территории здания.

10. Центральная мечеть Назрани

Смотрите так же:  Как батюшка только а мечети

Центральная мечеть в городе Назрань была построена порядка 20 лет назад. Названа она в честь Мухамад-Басира Оздоева, погибшего во время осетино-ингушского конфликта в 1992 году. Мечеть рассчитана на то, чтобы единовременно принять порядка 2 тысяч верующих.

9. Сургутская соборная мечеть

На удивление в рейтинг попала и крупнейшая мечеть, расположенная на территории Уральско-Сибирского региона, — Сургутская соборная мечеть, которая, как и назранская, вмещает порядка 2 тысяч человек. Интересно, что при мечети в Сургуте было открыто медресе — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и духовной семинарии. К росписи молебенного зала привлекались специалисты творческих мастерских из Уфы и Набережных Челнов.

8. Центральная мечеть в Алхан-Юрте

В 2012 году открылась одна из крупнейших мечетей Чечни, расположенная в селении Алхан-Юрт Урус-Мартановского района. В мечети одновременно смогут совершать молитву более двух тысяч человек. На нижнем этаже расположено медресе вместимостью до трёхсот человек с отдельными помещениями для юношей и девушек, а также комнаты для совершения пятничной молитвы для женщин. Новой мечети в Алхан-Юрте присвоено имя местного жителя, бывшего муфтия Чечни, богослова Магомед-Бешира-Хаджи Арсанукаева.

7. Самарская соборная мечеть

На седьмом месте по вместимости — Самарская собрная мечеть, в которой одновременно совершать намаз могут порядка 5 тысяч человек. В архитектурный комплекс входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся. Общая площадь комплекса — 4800 квадратных метров. Мечеть была открыта для верующих 28 ноября 1999 года. Проект кирпичного здания с минаретом высотой 67 метров и куполом диаметром 13,5 метра подготовил Расим Вальшин.

6. Нижегородская соборная мечеть

Нижегородская Соборная мечеть — одна из старейших мечетей страны. Она была открыта в 1915 году на Казанской набережной. Здание принадлежит татарской общине города и вмещает до 5000 верующих. В 1994 году по соседству с мечетью было построено здание, в котором открыли медресе «Махинур». До этого уроки проходили на втором этаже мечети.

5. Мечеть имени Султана Делимханова в селе Джалка

В 2011 году состоялось открытие одной из крупнейших на тот момент мечетей страны, располагающейся в селе Джалка. Она рассчитана на 5 тысяч мест. Открытие мечети приурочено к 60-летию первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

4. Соборная мечеть Санкт-Петербурга

Столько же, 5 тысяч человек, вмещает Соборная мечеть Санкт-Петербурга, строительство которой началось ещё при Российской Империи. На протяжении очень долгого времени она являлась крупнейшей мечетью на европейской части страны. Строительство было продиктовано соображениями политкорректности: с присоединением к России при Александре III Средней Азии при дворе стремились соблюдать интересы мусульманской общины. Мечеть выполнена в стилизованных формах самаркандской и каирской архитектурных школ.

3. Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова

Строительство одной из крупнейших мечетей не только России, но и Европы в столице Чеченской Республики, Грозном, было завершено 16 октября 2008 года. «Сердце Чечни» названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова. Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость — более 10 тысяч человек. Столько же верующих могут молиться и в примыкающей к основному зданию летней галерее и площади. «Сердце Чечни», построенная в классическом османском стиле, считается и одной из самый красивых мечетей страны. Центральный зал накрыт огромным куполом диаметром 16 метров и высотой 32 метра. Высота четырёх минаретов — по 63 метра, это одни из самых высоких минаретов на территории России.

2. Московская Соборная мечеть

Официально открытая 23 сентября 2019 года обновлённая Московская мечеть по вместимости занимает лишь вторую строчку. Правда, пока на практике проверить заявленную цифру в 10 тысяч молящихся одновременно не удалось. Возможно, после того, как мечеть будет открыта широкой публике, этот показатель вырастет. Зато Соборная мечеть, без сомнений, является крупнейшей по площади — 18,9 тысяч квадратных метров. Высота купола составляет 46 метров, а минареты возвышаются над городом на 72 метра, что пока является рекордным для нашей страны показателем.

1. Центральная Джума-мечеть Махачкалы «Юсуф Бей Джами»

Одна из красивейших мечетей России, центральная Джума-мечеть Махачкалы, была построена как подобие легендарной «Голубой мечети», расположенной в Стамбуле. Интересно, что возведение стало возможным благодаря помощи одной из богатых турецких семей. Строительство завершилось в 1997 году. После реконструкции в 2007 году Джума-мечеть может вместить в своих стенах до 15 тысяч человек.