Меню

Как проходит пятница в мечети

11 идей проведения пятницы и «Почта на джума»

Вопрос места пятницы в нашей жизни –не новый, а очень даже часто обсуждаемый.

Вопрос роли пятницы в жизни наших детей –менее обсуждаемый, но не менее актуальный.

Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами идеями, как можно и нужно сделать так, чтобы пятница осталась тёплым воспоминанием детства в сердцах наших детей. А также хочется поделиться одной удачной идеей-поделкой, которая сможет сплоить всю семью вне зависимости от возраста.

Материал для повторения

На арабском языке пятница звучит как «джума». Слово «джума» происходит от трехбуквенной основы «джа-ма-а», что означает «собирать».

Все мусульмане встают утром, чтобы приготовится к специальной пятничной молитве – «джума-намазу». Они совершают полное омовение («гусль»), надевают лучшие одежды, мажутся благовониями. Конечно, мусульманин всегда должен хорошо выглядеть и соблюдать личную гигиену. Что же касается пятничной молитвы, то это становится ещё более предпочтительным.

Так же поступал и наш Пророк (мир ему и благословение). Он говорил: «Пятница – это лучший из дней, в который когда-либо всходило солнце.. Затем мусульмане всего мира, как большая-большая семья, собираются вместе в мечетях, слушают специальную пятничную лекцию — хутбу, совершают джума-намаз, читают молитвы, а после — общаются. Таким образом, мусульмане поддерживают себя, свои дружеские связи и отношения, подпитывают себя знаниями и укрепляют веру.

Пятница –хороший повод для посещения друзей и родственников. «Джума» благотворно влияет на семейные отношения. В пятничный день, который является выходным во многих мусульманских странах, праздничная атмосфера наполняет дом каждого верующего, всем членам семьи доставляя радость.

А нам слабо?

Как всё красиво и складно написано в книгах и статьях! Наверняка, в жизни многих из нас так и обстоит дело в семье.

А как мы отмечаем пятницу вместе с детьми?

Почему-то мне кажется, что большинство из нас … никак. Ведь для многих из нас пятница — рабочий день, когда надо идти в школу, на занятия, а маме-папе на работу… Папы, дедушки, старшие братья стараются обязательно посещать мечеть в этот день. А детей с собой не берут, и это понятно, ведь на пятничную молитву в переполненную мечеть в первую очередь должны прийти взрослые мужчины. Есть те, кому не обязательно приходить на специальный пятничный намаз. Например, дети, женщины, путники или больные люди. Да и папы стараются выкроить перерыв в работе, съездить на пятничную молитву и опять вернуться к своим делам…

Но всё равно, это не повод, чтобы обделять вниманием «госпожу всех дней», как говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)!

Вот несколько идей, которые помогут всем нам почувствовать пятничный день каким-то особенным!

1. Заранее, в четверг приберитесь дома. Можно даже повесить незамысловатое праздничное украшение.

2. Примите ванну, подстригите ногти, приведите себя в порядок к пятничному дню (это является сунной делать именно пятницу).

3. Возьмите за правило именно в пятницу надевать свою лучшую, нарядную или новую одежду, а не по понедельникам.

4. Больше читайте Священный Коран. Даже, если вы не умеете, то старайтесь научиться. А пока учитесь, включайте аудиозаписи.

5. Пригласите в гости друзей и родственников, читайте вместе Коран.

6. Приготовьте к совместной встрече какой-нибудь поучительный рассказ, выучите хадис или поставьте сценку.

7. Старайтесь каждую пятницу вместе с детьми приготовить вкусное угощение.

8. Совместно с детьми мастерите поделки, рисуйте.

9. Устраивайте интересные прогулки.

10. Старайтесь всей семьёй вместе проводить время.

11. Очень хорошо по пятницам устраивать детям выходной от детского садика, если они его посещают.

В общем, делайте всё, чтобы наш главный день недели стал ярким, полезным, насыщенным, интересным, необычным и незабываемым!

Почтовый ящик – «Почта на джума»

А ещё нам хочется поделиться одной идеей, которая воплотилась в нашей семье – это Почтовый ящик – «Джума».

1. Возьмём коробку небольшого размера и обклеим её синей бумагой.

2. Сверху прорезаем щель для писем.

3. На передней панели прорезаем дверку.

4. С обратной стороны коробки не забываем сделать отверстие для подвеса.

5. Украсьте коробку надписями.

6. Из бусинки и резинки соорудите замочек для дверки.

Почтовый ящик готов! Повесьте его на стену и в течение всей недели опускайте в ящик записки с приятными словами всем членам своей семьи. Дети могут нарисовать картинки или открытки.

Ну, а в пятницу, джума, открывайте почтовый ящик и наслаждайтесь приятными эмоциями в кругу своей семьи!

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Если Всевышний Аллах желает какой-либо семье блага, то приводит их к мягкости» (со слов Аиши, сборник Ахмада).

Научитесь замечать самое важное и приятное в ваших взаимоотношениях и сообщать о нём самым близким:

«Сегодня был необыкновенный суп!»,

«Спасибо, что поднял ложку, которая выпала у меня из рук»,

«Так было приятно, что ты помахал мне в окно!»,

«Ты так аккуратно сложил свои шортики и положил их на место, мне было очень приятно!»

Такие бумажные послания помогут вам освежить отношения с супругом, заговорить с ним на новом языке, ведь часто мы перестаём замечать то, что когда-то уносило нас на облака.

Такой метод общения очень хорош при общении с подростками, с которыми часто бывает не договориться на словах…

Маленькие дети тоже любят сюрпризы! Подарите им их.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Подарки усилят любовь между вами, а посему старайтесь это делать, дабы любить друг друга и укреплять между собою связь».

Гл. редактор журнала «Светлячок и его друзья»

Как проходит пятница в мечети


Неоднозначную реакцию вызвал пост, выложенный на просторах Интернета одним из пользователей, который сравнил ограждаемые места во время пятничного намаза в Московской Соборной мечети с бронированием столиков в ресторане, назвав это «беспределом и дискриминацией». За постом последовало немало комментариев, поддерживающих автора, содержание которых порой переходило рамки любой этики и морали. Ситуацию, названную автором поста «беспределом и дискриминацией», прокомментировал муфтий Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов:

«Комментируя создавшееся обсуждение вокруг проведения Джума-намаза в Соборной мечети Москвы, для начала процитирую хадис Посланника Аллаха (мир ему): «Воистину, дела оцениваются по намерению» (аль-Бухари). То, что верующий намеревался прийти пораньше и занять первые ряды, – похвально и будет вознаграждено Всевышним в соответствии с его намерениями.

О достоинстве раннего прихода на Джума-намаз свидетельствует такой хадис: «Тот, кто в пятницу, совершив омовение, отправится в мечеть в первый час, будет подобен тому, кто принес в жертву верблюда. Тот, кто отправится в мечеть во второй час, будет подобен тому, кто принес в жертву быка. Тот, кто отправится в мечеть в третий час, подобен тому, кто принес в жертву барана. Тот, кто отправится в мечеть в четвертый час, подобен тому, кто принес в жертву курицу. Тот, кто отправится в мечеть в пятый час, подобен тому, кто принес в жертву куриное яйцо. До тех пор, пока имам не произнесет такбир, ангелы присутствуют там и слушают Коран» (Муслим).

Приводится также хадис: «В пятницу ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать» (аль-Бухари).

В любой организации существуют свои порядки. Относительно первых рядов, ставших предметом споров, нужно принимать в расчет тот факт, что Московская Соборная мечеть является центральной мечетью страны, ее посещают официальные делегации из разных стран. Исламская этика подразумевает особое отношение к гостям, которым всегда отдаются соответствующие почести согласно статусу и определенному протоколу.
Не стоит забывать слова Посланника Аллаха: «Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим, а также тот, кто не почитает и не уважает старших» (ат-Тирмизи). Достаточно вспомнить его личный пример отношения к прибывавшим к нему делегациям (даже во главе с неверующими) и слова: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, уважительно относитесь к нему» (Хаким).

В Священном Коране Всевышний говорит: «О верующие, будьте покорны Аллаху (Богу, Господу), [назиданиям] Пророка и [будьте солидарны в благом с] вашими руководителями (4:59). К сожалению, столь важным положениям ислама не придается значения. На первое место выходит желание все подстроить под себя вопреки усилиям администрации и волонтеров создать все условия для комфортного пятничного пребывания в мечети порядка 20 тысяч прихожан единовременно. К следованию шариату зачастую применяется чересчур буквальный подход, когда прихожане в стремлении занять первые ряды даже на обычный намаз могут встать за имамом и не знать, что они отводятся для имамов и муэдзинов, то есть тех, кто может заменить его в молитве в случае необходимости.

Существующий порядок в Соборной мечети продиктован насущной необходимостью, а не желанием руководства ущемить права верующих. Но, к сожалению, именно из-за отсутствия понимания ислама и положения вещей создается фитна, сеется смута в мусульманском сообществе с переходами на личности и чуть ли не с обвинениями имамов в неверии. Первый, кто дал ход подобным обсуждениям, берет на себя большую ответственность, ведь относительно смутьянства и внесения раздора в Священном Коране сказано: «…Но знайте, знайте, смута хуже и пагубнее [по грешности], чем убийство (2:191).

Смотрите так же:  Бедия мечеть

Руководство мечети готово пойти навстречу прихожанам и при необходимости сократить количество выделенных рядов. Прежде чем запустить подобные негативные настроения на просторах Интернета, следовало обратиться к имамам с просьбой дать соответствующие разъяснения. Именно так и пристало поступать верующим в случае возникновения недопонимания. Недаром Посланник Всевышнего (мир ему) сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]» (ат-Тирмизи).»

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Пятничные проповеди — как возможность двигать умму к прогрессу

Пятничная проповедь в мечети

Наступает пятница, и масса мусульман устремляется в мечеть, так как пятничный намаз предписан для приверженцев ислама. Но, наверное, кроме обязательного следования верующими кораническому постулату об отправлении коллективной молитвы, в этот благословенный день у людей формируется особое духовное состояние. Пятничной молитве предшествует хутба (проповедь), с которой выступает имам. На что она должна быть направлена? Какие нюансы освещать? Об этом IslamNews побеседовал с мусульманским публицистом и мыслителем Теймуром Атаевым, автором книги «Красота и гармония в исламе».

— Теймур бей, что есть пятничный намаз для верующих?

— Аспект пятничного намаза — один из наиболее беспроблемных для уммы, так как все мусульмане с пиететом относятся к этому действу. Здесь нет каких-либо дискуссий, ибо для всех мусульман молитва в общем строю в пятый день недели — очевидность.

Другое дело, в контексте коранического призыва к этой молитве нередко за бортом внимания остается тот факт, что Всевышний, говоря об устремлении «к поминанию Аллаха» в дневное время пятницы (вплоть до оставления торговли), поясняет: «Так будет лучше для вас» (Коран, 62: 9). Следовательно, пятничный намаз — в интересах самих верующих. В таком раскладе нет ничего удивительного, поскольку аналогичная ситуация просматривается и вокруг жертвенных животных (в дни Курбан байрама), «ни мясо, ни кровь» которых «не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (Коран, 22: 37).

Смотрите так же:  Мечеть в старом городе в ташкенте

— Но если пятничный намаз — не просто наказ верующим поминать Аллаха (для механического исполнения Слова), а призыв к действу во благо прислушивающихся к словам Создателя, значит должны просматриваться какие-то моменты, демонстрирующие плюсы для соблюдающих постулат?

— Так оно и есть. Безусловно, важнейший акцент молитвы, как о том говорится в Коране — поминание Аллаха. В хадисах же раскрывается, что пятничным утром следует предварительно искупаться, одеться в лучшую одежду и умаститься благовониями. При соблюдении этих положений, а также в случае заблаговременного прихода в мечеть, совершения намаза из двух ракятов, внимательного прислушивания к хутбе и исполнения совместной с имамом молитвы, верующему «будут прощены грехи, которые он совершит до следующей пятницы и еще в течение трех дней» (Муслим). Сюда же добавляется совершение двух дополнительных намазов из четырех ракятов — до и после основной молитвы.

— Какая прекрасная награда! Но не получится ли так, что человек, воспользовавшись этими обещаниями, пусть и искренне исполняя предписанное, как бы заранее обелит свои возможные последующие грехи до следующей пятницы?

— А кого мы хотим обмануть? Если самих себя, никаких проблем. Аллаху же ведомы все наши истинные помыслы: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Коран, 50: 16), т. е шейная артерия. Тут уж не обелишь себя при всем своем желании.

Кроме того, для большинства мусульман пятничный намаз — не обыденная молитва. Это все-таки ощущение особой ауры взаимоотношений со Всевышним. Раз в неделю ты по-особому общаешься с Богом: находясь в общем ряду с другими верующими, понимая, что в этот же день сотни миллионов людей на всей планете также поклоняются Господу в едином порыве. И внимание всех без исключения направлено в одну точку.

Тонкость тут еще в том, что если каждодневное отправление пяти намазов в суматохе повседневных дел может нести иногда характер исполнения молитвы исключительно на основе обязанности (становясь как бы обыденным действом), к пятнице верующие готовятся. А очень часто ждут этот день, желая во время нахождения в мечети от земной повседневности, сосредоточившись на общении с Господом. То есть, если готовясь к молитве, ты с утра очищаешься телесно (приняв душ), параллельно, ты внутри себя желаешь «очиститься» и духовно (через свои намерения и помыслы), оставив за пределами мечети мирские проблемы. Возможно, именно внутреннее стремление приверженцев ислама к обретению внутри себя в пятничный день духовной стези, выражающееся в искреннем желании поклонения всей душой Творцу (с оставлением всякого рода низменных страстей за дверьми Дома Бога), и является тем стержнем, который позволяет верующим надеяться на прощение Всевышнего и Его награду. Однако, к сожалению, в ряде случаев приходящие на пятничный намаз не могут полностью сосредоточиться на общении с Аллахом и абстрагироваться от всего наносного.

— В чем вы видите причину этого?

— Ну сколько раз имам может просить выключать звук мобильных телефонов или, хотя бы, громко не разговаривать по нему? А как быть, когда верующий, обращающийся ко Всевышнему с дуа (мольбой), оказывается не в состоянии чувствовать духовное приближение к Создателю, так как в непосредственной близости от него три-четыре человека ведут дискуссию, к тому же на тему, совершенно далекую от пятничной тематики? Или вдруг в тишине имам в очередной раз вынужден зачитывать через микрофон номера автомашин, которые перекрыли путь к выезду из гаража многоэтажки, располагающейся возле мечети.

Не самая лучшая картина. К тому же ситуация с искусственным перекрытием движения в немалой степени может отражаться и на тех, кто проживает либо работает по соседству с мечетью.

— Однако периодически такое происходит. Допустим, некто еще не пришел к необходимости совершать пятничный намаз. Но может ли данный факт являться основанием для кого-то из устремившихся к мечети создавать искусственные сложности для немолящихся в этот день? По какой причине спешащие на молитву на своих авто не должны думать о том, что их неправильная парковка может не позволить кому-то выехать в нужное для них время по своим личным делам? Где гарантия, что кто-то в этот момент не нуждается в срочной медицинской помощи, да и вообще, мало ли, у кого какие дела были запланированы на дневное время? При этом, как говорилось имамом в преддверии хутбы в одной из мечетей, на вопрос владельца «зажатого» автомобиля, неужели нельзя парковаться по правилам, желающий помолиться ответил таким образом, что он-де «не играется, а исполняет предписание Аллаха».

— К тому же таким своим действием ты закрыл проезд машине «скорой помощи», что гипотетически может привести к ущербу для чьего-либо здоровья…

— Наверное, здесь уместно привести слова Всевышнего о том, что намаз «оберегает от мерзости и предосудительного» (Коран, 29: 45). К тому же, Коран призывает усердствовать «на пути Аллаха надлежащим образом» (Коран, 22: 78). Игнорирование же этих коранических положений вполне может поспособствовать искусственному проявлению у немалого количества неприязни к сообществу верующих. В особенности, если некто столкнется с такими отрицательными моментами не единожды.

— Не считаете ли Вы, что во время хутбы следует актуализировать вопросы культуры поведения верующих?

— Конечно. Да и делается это. Вообще, по моему субъективному мнению, проповеди, наряду с вопросами духовного характера, вполне могут освещать злободневные для общества проблемы, включая как раз и аспект культуры поведения людей. Например, еще в 2019 г. глава азербайджанского Госкомитета по работе с религиозными объединениями Мубариз Гурбанлы обращал внимание на необходимость усиления религиозно-просветительской работы в целях доведения до молодежи информации, раскрывающей несоответствие радикальных идей сути мусульманской религии. Так почему этот и иные схожие вопросы не отражать во время хутб?

Вместе с тем, не менее важным представляется акцентирование в проповедях внимания на милосердии, прощении и человеколюбии. Ведь это же значительно действеннее в раскрытии светлой сути ислама, нежели «реклама» угрозы «расплатой» в мирской жизни или «адом» — в Следующей. Разве не мягкость пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) привела к успеху его посланничества (Коран, 3: 159)? Согласно же хадису, Всевышний записал: «Моя милость опережает Мой гнев» (аль-Бухари). Так по какой причине не вести проповедь в направлении пропаганды коранических принципов милосердия, сострадания и терпимости, тем более что, возможно, поддержку именно такого рода, ожидает немалое количество верующих, переживающих из-за каких-то своих «скользких» шагов? Правда, здесь на поверхности проявляется другой вопрос — насколько имам в состоянии читать хутбу кратко?

— Что Вы имеете в виду?

— Дело в том, что на постсоветском пространстве пятница, в отличие от ряда мусульманских стран, обычный рабочий день. И с каким бы пиететом верующий не относился к пятничному намазу, в очень частых случаях он должен строить свой режим в пятый день недели, исходя из рабочего графика. Поэтому вполне очевидно, что для немалого количества людей вопрос успевания в мечеть к моменту азана (призыв к молитве) не очень, мягко говоря, легкий. Тем более что начало пятничного намаза обычно попадает на время в районе часа дня, то есть момент завершения первой (и начала второй) смен в школах и вузах — следовательно, без пробок не обойтись. К тому же многие должны вернуться на рабочее место без опоздания. И это еще без учета того, что данные часы совпадают со временем дневного обеда.

Непосредственно пятничная коллективная молитва длится мизерное количество минут (всего два ряката). Но если верующий намеревается реализовать внутреннее желание совершить дополнительные намазы и обратиться с дуа ко Всевышнему, это увеличивает время его пребывания в мечети. Плюс — еще хутба, вокруг которой происходит довольно щепетильный, если можно так выразиться, нюанс. Речь тут как раз идет о длительности проповеди. Иногда она сильно затягивается, но есть ли необходимость в этом? Согласно хадисам, молитва и проповедь пророка были краткими. При этом посланник Мухаммад длительность «молитвы мужчины и краткость его проповеди» назвал кладовой «его опыта в вероуставе». Наверняка, у каждого может быть свое восприятие причины такого подхода пророка к пятничной проповеди, но, вне зависимости от этого, факт остается фактом: речь шла о том, чтобы хутба забирала не так много времени верующего. Так зачем же искусственно подводить определенное количество пришедших на намаз лиц к нервному ожиданию (в буквальном смысле слова) окончания хутбы? Когда верующий задумывается не над ее содержанием, а о том, как он объяснит начальству причину своего опоздания на важную встречу — конференцию, переговоры и т.п.

— Действительно, щепетильный момент. Но как тогда быть с актуальными проблемами, которые в своих проповедях могли бы освещать имамы? Ну, скажем, вопрос обновления исламской мысли, который Вы всегда актуализируете.

— В моем понимании, здесь многое зависит от искусства (может, своего рода, таланта) имама в преподнесении темы. Прежде всего, он сам должен понимать предмет разговора и чувствовать «аудиторию». Многое, если не все, зависит от первых слов имама, когда практически все прислушиваются к нему. И если он сумеет привлечь внимание верующих, то и 10 минут достаточно, как минимум, для обозначения проблемы. Тем более что нередко имамы одну тему «разбивают» на месяц (т. е. на несколько хутб).

Конечно же, на сегодня тема обновления исламской мысли — актуальна. Но, с другой стороны, это нелегкий вопрос, а для кого-то, болезненный. Ведь многие мусульмане опасаются определений «реформирование», «модернизация» или «обновление» в преломлении к исламской мысли. Поэтому тут нужна взвешенность и тщательный подбор аргументов. Иначе чистые, искренние намерения могут привести к противоположному результату.

Смотрите так же:  Где в москве построят мечети

Но, в любом случае, пытаться надо. Ведь ежели не ставить эти вопросы сегодня, мы просто упустим время для продвижения мусульманского сообщества вперед.

Беседовала Наиля Каримова

Пятница – день мусульман

16 183 Ноябрь 22, 2013

Пятница — день обязательного посещения мечети

Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара, и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘, который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара.

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

1. В пятницу желательно читать суру «Пещера», как на это указывают сообщения, передаваемые от сподвижников.

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

3. В пятницу желательно больше читать благословение (салават) на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как на это указывает хадис, переданный Абу Даудом (1047).