Меню

Изображение этого устройства найдено в пещере

Южно-Уральская экспедиция кафедры археологии обнаружила фрагменты новых пещерных рисунков

Новые фрагменты палеолитических рисунков в Игнатьевской и Каповой пещерах обнаружили летом 2019 года студенты исторического факультета МГУ, проходящие практику в Южно-Уральской археологической экспедиции под руководством к.и.н., доцента кафедры археологии исторического факультета В.С.Житенёва.

«Особенно впечатляющими открытиями стали фрагменты рисунков и участки стен с изображениями, скрытыми естественными образованиями. А также геометрические знаки в виде точек и линий на участках стен, где ранее наличие следов изобразительной деятельности не было известно», — рассказал В.С.Житенев.

Новые находки расширяют имеющиеся представления о полноте и разнообразии изобразительного ансамбля Игнатьевской пещеры, а новейшие методические подходы, используемые в ходе работ, сулят новые открытия.

«Теперь с ещё большей уверенностью можно говорить о позднепалеолитическом возрасте значительной части красных рисунков изобразительного ансамбля Игнатьевской пещеры», — отмечает В.С.Житенев.

По словам В.С.Житенева, «одной из целей Южно-Уральской археологической экспедиции, в решении которой принимают участие и студенты, является завершение каталогизации изображений и их фрагментов, основанное на современных строго научных методических и методологических принципах изучения пещерного искусства в археологическом контексте».

Работы в пещерах будут продолжаться, а последующий анализ в лабораториях исторического факультета уточнит и расширит полученные в поле результаты.

В этом году с пещерными рисунками работали студенты Е.Садова, В.Баскова, П.Данелия, И.Козловская, М.Груздева, Т.Максутов, Ю.Анисовец, А.Мищенко, Ю.Хайрулина, А.Чепелева, С. Мамонова, М.Солоднева, Ю.Кузьминова, У.Кутузова, А.Сучкова.

Игнатьевская пещера расположена в 280 км от Челябинска на берегу р. Сим. В 1980 г. археологической экспедицией под руководством В.Т.Петрина в Игнатьевской пещере была зафиксирована настенная живопись. Всего было известно более 50 настенных изображений, расположенных в Большом и Дальнем залах. Рисунки выполнены красным минеральным и черным (древесным углем) пигментами. Репертуар изобразительного ансамбля представлен в основном красочными нечитаемыми пятнами; разнообразными, преимущественно геометрическими, знаками; а также единичными зооморфными (преобладают фигуры мамонтов и лошадей) и антропоморфными изображениями. Стиль большинства красных изображений серьезно отличается от привычного «верхнепалеолитического реализма». С 2009 г. исследования в Игнатьевской пещере проводит Южно-Уральская археологическая экспедиция исторического факультета МГУ. Новый этап в изучении пещеры стал возможен благодаря прекращению доступа на памятник неконтролируемого потока туристов.

Капова пещера расположена в 400 километрах от Уфы, на берегу р. Белая в природном заповеднике «Шульган-Таш» в Башкирии. Она представляет собой один из наиболее известных памятников с монументальной палеолитической живописью в Европе. Среди представленных образов на стенах можно встретить таких ярких представителей фауны, как шерстистый носорог, бизон, лошадь и, конечно, мамонт. Рисунки на стенах пещеры были созданы около 17 000 — 19 000 лет тому назад. Особый интерес представляет достаточно редко встречающиеся в Европе фигуры рыбы и зооантропоморфа (существа, сочетающего в себе черты человека и животного, иногда — фантастического). С момента открытия в 1959 г. настенных палеолитических изображений Каповой пещеры и до начала 1990-х гг. было известно о более, чем 50-ти явных изображений и их фрагментов. Основной массив изображений Каповой пещеры составляют неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стёртых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения.

Древние рисунки в пещерах Чарама — изображения инопланетян?

В 2019 году, исследуя пещеры, расположенные недалеко от индийских селений Чандели и Готитола (Центральная Индия), индийские археологи обнаружили наскальные рисунки, возраст которых составляет около 10 тысяч лет. По версии некоторых ученых, на них изображены представители инопланетной цивилизации и их летательные аппараты.

Археолог Джей Эр Бхагат считает, что проживавшим на этой территории древним людям когда-то довелось стать свидетелями высадки на Землю инопланетной экспедиции. Пораженные увиденным, они увековечили произошедшее событие, изобразив на стенах пещеры как самих существ, так и их корабли.

Бхагат прокомментировал находку так: «Рисунки сохранили свои цвета, которые, несмотря на возраст, почти не поблекли. Странные фигуры изображены с напоминающими оружие предметами в руках и не имеют определённых черт лица. На некоторых рисунках пришельцы, похоже, изображены в космических скафандрах».

Местные жители сообщили ученым передаваемую из поколения в поколение легенду о приходивших в деревню человекоподобных существах, которых они называли «рохела». Будто бы люди маленького роста прилетали с неба в имевшем круглую форму объекте и, прежде чем улететь, общались с жителями деревни, и даже забирали некоторых с собой на корабль. Назад улетевшие с инопланетянами уже не возвращались.

На доисторических картинах, которым в прошлом поклонялось племя Чарама, изображены одетые в скафандры гуманоиды, держащие в руках похожие на оружие предметы. Ртов и носов у них нет. Найдено также изображение стоящего на трех опорах диска, имеющего «антенны».

Выполненные натуральными красками рисунки, несмотря за прошедшие тысячелетия, не выцвели, что само по себе уже необычно. Хорошо просматриваются похожие на цифры узоры. По мнению Дж. Бхагата, нарисованные на стенах скалы изображения существ и их аппаратов имеют большое сходство с тем, что мы видим в современных фильмах про инопланетян.

Индийский департамент археологии и культуры принял решение обратиться за помощью в изучении рисунков к NASA и ISRO (индийское агентство космических исследований). Ученые считают, что найденные в пещерах индийского штата Чхаттисгарх наскальные изображения внесут свою лепту в поиске ответа на вопрос: имели ли жители Земли контакты с инопланетянами.

Но, по мнению уфологов, обращаться с подобной просьбой о помощи в NASA – плохая идея. Сторонники теории заговоров считают, что американцы хорошо осведомлены о том, что наша планета регулярно посещается представителями нескольких инопланетных цивилизаций. Стараясь как можно надежнее скрыть эту информацию, американские ученые всегда стремятся или уничтожить любые доказательства существования инопланетян, или дискредитировать их всеми возможными способами.

Надо отметить, что свидетельств возможного контакта древних людей с представителями иных цивилизаций археологами и историками найдено великое множество. К ним относятся легенды о сошедших с неба богах и полубогах, рисунки одетых в скафандры существ и их кораблей. А также — обнаруженные в пластах угля различные статуэтки и детали неизвестных нам машин.

Несмотря на то, что большинством «официальных» ученых теория палеоконтакта всерьез не воспринимается, она с каждым годом становится все популярней у населения планеты. С ее помощью можно объяснить наличие высоких технологий у древних цивилизаций, которые позволили им возвести такие величественные сооружения, как египетские пирамиды или ливанский Баальбек, а также знания астрономии и устройства мира древними шумерами и индейцами Майя.

Изображение Иисуса Христа, сделанное еще при его жизни, оказалось подлинным

Нетленная библиотека

Смотрите так же:  Пещеры италии

Похоже, человечество получило письменное свидетельство реальности Иисуса Христа, появившееся еще при его жизни. Он упомянут в нескольких — так называемых — свинцовых книгах.

Информация об обретении «свинцовых книг» противоречивая. По одной из версий, они были найдены в 2008 году в пещере в Иордании — якобы их частично вымыло водой во время наводнения. А местный — иорданский бедуин — наткнулся на артефакты и выкопал.

Пещера, где лежали книги, особенная — по некоторым данным, в ней прятались христиане еще в 70 году нашей эры.

Иорданский бедуин передал книги своему израильскому партнеру — тоже бедуину по имени Хасан Сайда (Hassan Saida), чтобы организовать продажу. Тот приценивался, консультировался с экспертами. Так о находке стало известно ученым.

По другой версии, которую распространил потом сам Сайда, «свинцовые книги» всегда были у него. А нашел их его дедушка еще сто лет назад. Тоже в христианской пещере.

В 2011 году несколько книг попали в руки британскому профессору-египтологу Дэвиду Элкингтону (David Elkington) и его жене Дженнифер. От них о книгах и стало известно общественности. Пять лет назад сообщение профессора о том, что они существуют, вызвало сенсацию. Но и споры.

По словам ученых, книг — 70. Одни повествуют о последних годах жизни Иисуса Христа. Другие — о его распятия, воскрешения и вознесения. В одной из книг якобы имеется план Иерусалима , нарисованы кресты, на которых были распяты Иисус и казненные вместе с ним разбойники. Кресты установлены за стенами Иерусалима. И отдельно помечено место, где находилась могила Иисуса — пещера-гроб, в которой он был похоронен. И в которой воскрес спустя три дня.

Размеры книг разные — одни с кредитную карточку, другие меньше, другие больше — с российский паспорт. Листы в них свинцовые, сшиты свинцовой же проволокой. На листах — главным образом символы. Они не выгравированы, а наплавлены. Символы — на древнееврейском, арамейском, древнегреческом языках. Попадаются иероглифы, цепочки значков, напоминающих шифр. И рисунки.

Подделкой тут и не пахнет

Предварительный металлургический анализ показал: листы скорее всего были изготовлены в первом веке нашей эры. Это и дало Элкингтону основание утверждать, что писали книги те, кто непосредственно видел Иисуса Христа

На одной из страниц крупно изображено лицо человека. Это Он, — предполагал ученый. И называл свинцовые книги важнейшей находкой в истории человечества, способной затмить по значимости легендарные свитки Мертвого моря, обнаруженные в 1947 году.

«Портрет Иисуса», конечно, далек от художественного совершенства, Но ценно само изобразительное свидетельство. Ведь никаких более убедительных доказательств существования Спасителя нет. Даже евангелия нельзя считать таковыми, поскольку они появились спустя сотни лет после распятия и были составлены на основе устных рассказов, которые люди передавали друг другу.

Как водится, историки не очень поверили, что книги со столь ценными свидетельствами подлинные. Полагали, что они либо поддельные, либо относятся к более позднему сроку, чем заявлено. То есть, не к земной жизни Сына Божьего. Что не столь интригующе.

И вот на днях получены результаты исследований, которые провели профессор Роджер Уэбб (Professor Roger Webb) и профессор Крис Джейнес (Professor Chris Jeynes) из Универстета Суррея (University of Surrey’s Nodus Laboratory at the Ion Beam Centre). Ученые сравнили свинец книг с тем, который производили римляне более 2000 тысяч лет назад. Его образцы нашли во время раскопок. Свинец оказался идентичным.

Дополнительно профессора отметили, что свинец книг не обладал даже минимальной радиоактивностью, которая свойственна современным образцам — ее наводит не распавшийся полоний.

И еще. На страницах свинцовых книг следы коррозии — такие, которые не могли образоваться за несколько сотен лет. Только за тысячи. И подделать подобные следы невозможно никакими способами.

Вывод: книги настоящие — того самого времени. Сейчас они находятся в Иордании. Свинцовые книги хранит местный департамент древностей (Department of Antiquities in the Jordanian capital Amman). Но не прячет — предоставляет доступ ученым. Стало быть, возможны новые открытия и откровения.

КСТАТИ

Странные слова

Свинцовые книги обязательно расшифруют, переведут и издадут, как в свое время издали весьма спорное «Евангелие от Иуды» .

В них уже нашли весьма странное откровение. Мол, Иисус был членом древней секты, существовавшей до него, как минимум, тысячу лет, а появилась она еще во времена Царя Давида. Мол, Иисус ставил перед собой цель восстановить храм Соломона, в котором люди однажды увидели истинный лик Бога. А Бог этот сочетал в себе мужское и женское начало одновременно.

Вы жили там. В вашем пра-пра-пра… предке. Там жил даже неандертальский кузин вашего пращура, денисовская тетка вашей пра-пра-пра… бабки. Там – это в пещерах, в отчем доме всех людей, начале начал.

Самый большой, самый населенный, самый известный «дом» наших предков. Святая святых антропологов. Заповедник сенсаций археологов. Культурный объект особой ценности и всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится в Испании, в районе города Бюргос.

Предвестниками долгой славы пещеры стали находки, сделанные на ее территории еще в XIX веке. В 1868 году здесь началось строительство железной дороги из горного массива Сьерра-де-ла-Деманда, где добывались руда и уголь. В этой местности должна была пролегать узкоколейка. Для ее постройки понадобилось прорубить в скалах траншею. Тогда-то и явился миру настоящий склад древних останков.

Впрочем, постоянные раскопки начались в пещере только в 1970-х. Вначале здесь, правда, находили кости животных (амфибий, ящериц, голубей, млекопитающих, этрусских носорогов, кабанов, ланей и др.). А в 1994 году впервые наткнулись на гоминид. Это оказались самые важные и самые древние в Европе свидетельства эволюции человеческого рода. Останки, которые сохранила пещера, датируются временем от почти миллиона лет назад до бронзового века. Народу здесь жила тьма: от Homo antecessor, гейдельбергских людей до нас – сапиенсов.

Пещера сохранила не только кости, но и орудия труда – всего 100-200 каменных артефактов олдованского облика (олдувайская (олдованская), или галечная, культура – наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения острого края камень просто раскалывался пополам; возникла около 2,7 млн лет назад. Исчезла примерно 1 млн лет назад; первые галечные орудия начали изготавливать еще австралопитеки – NS).

Интересно, что условия захоронения указывают на возможный каннибализм. Не исключено, что и люди, и животные, найденные здесь, были съедены. Их кости свалены в одну кучу. Вопрос в том, был ли это обычный или ритуальный каннибализм. Если последний, то это, как ни крути, уже зачатки культа, а с ним и религии.

Это не дом – это могила. Ниже уровня залегания костей нет. Но более богатого на древние останки места, наверное, не найти (более 1600 человеческих останков). По крайней мере, пока такое не обнаружено.

Смотрите так же:  Пещера око бога

Пещера представляет собой своего рода шахту, куда, по-видимому, сбрасывали своих покойников уже знакомые нам гейдельбергские люди. Привлеченное запахом разлагающихся тел, сюда же попадало зверье: среднеплейстоценовые медведи Денингера, львы, рыси (лесные кошки), лисы, волки, мелкие куньи и грызуны. Выбраться отсюда они уже не могли. Датировка останков – около 430 тыс. лет назад. Орудий по понятным причинам нет.

Именно это уникальное место называют пещерой всех людей. Это и понятно. Здесь жили все: неандертальцы, денисовцы и сапиенсы (кроманьонцы – наши прямые предки). Попеременно. И долго.

Пещера находится в Солонешенском районе Алтайского края на берегу реки Ануй. Алтай, как известно, вообще известное излюбленное место обитания древних людей. Именно здесь были найдены останки (несколько зубов и две фаланги пальцев) знаменитого денисовского человека. Здесь и больше нигде. Пока. Хотя кое-какие непонятные, не укладывающиеся ни в одну классификацию черепа нашли в соседнем Китае. Предполагают, что это как раз и могут быть останки денисовцев. Но в тех местах, где они были найдены, очень тепло, поэтому ДНК, увы, не сохранилась (а вот из останков в Денисовой пещере ДНК как раз извлекли и выяснили, что 4,5% генов денисовцев содержатся в крови коренных меланезийцев). Так что сказать доподлинно, разумеется, нельзя. Уже примерно 280 тыс. лет назад в пещере стали жить неандертальцы.

Вообще пещера известна давно. Еще с XIX века. О ней как об объекте «не представляющем никакого интереса» писал еще миссионер, протоирей Василий Вербицкий. А в 1926 году пещеру посетил художник Николай Рерих. В 1977-м она стала открытой для археологии. Раскопки здесь ведутся с 1982 года по сей день. За это время выявлено более 20 (!) культурных слоев разных эпох.

На границе 11-го слоя, который считается «денисовским», археологи откопали миниатюрные каменные иглы из костей птиц, изящное кольцо-подвеску из мягкого мрамора, ожерелья из зубов животных, подвески из ракушек, бусины из скорлупы страусиного яйца (конечно, принесенные откуда-то издалека), украшения из поделочного камня, браслет из редкого камня хлодолита, который при разном освещении меняет свой цвет, и т.д.

Высока вероятность, что все это добро принадлежало денисовцам. А ведь в те времена наши далекие предки – кроманьонцы – что и могли, так это делать грубые скребки и рубила. Не исключено, что кто-то на этой планете был талантливее нас. По крайней мере, кое в чем нас опередил. Этим «кто-то» могут быть денисовцы.

Находится на индонезийском острове Флорес. Именно здесь в 2003 году нашли останки знаменитого флоресского человека, которого некоторые антропологи до сих пор отчаянно пытаются отнести к микроцефалам. Большинство ученых эту точку зрения не разделяет, приводя исчерпывающие доводы. Но ведь и неандертальцев тоже «не признавали», называя их когда-то просто дефективными кроманьонцами. Это традиционно.

Интересно, что обнаруженные в этой пещере кости были не окаменелыми, а похожими, скорее, на. мокрую промокашку или картофельное пюре. Остров-то тропический, а костям, как выяснилось, около 12 тыс. лет. Чтобы доставить их на «материк» в целости и сохранности да и просто взять в руки, местный археолог Томас Сутикна изготовил самодельный препарат из клея-момента и лака для ногтей. Нелегко даются открытия, что и говорить.

В 2004 году нашли еще останки. Сложив все вместе, удалось составить внешний облик флоресского человека. Получился, прямо скажем, невысокий гоминид (около 1 м ростом) с длинными руками, свисающими до колен, с крошечным мозгом объемом около 400 куб. см. – меньше, чем у шимпанзе. А еще в пещере были найдены примитивные каменные орудия. Ученые предполагают, что их умели делать еще питекантропы Явы, которые являются предками флоресцев и у которых был гораздо больший мозг, чем у их потомков. Сами флоресцы постепенно деградировали в этих райских кущах, но как делать орудия – не забыли.

Флоресцы, или, как их еще называют, хоббиты, стали одним из видов человеческого рода. Наравне с неандертальцами и денисовцами. Поэтому пещера Лианг Буа так важна.

Еще одно знаменитое место. Очередной объект всемирного наследия. Находится в Испании, в 30 км от города Сантандер.

Рисунки эпохи позднего палеолита (15-8 тыс. лет назад) на стенах пещеры впечатляют. Столь анатомически правильная, да еще и цветная живопись для тех времен – настоящий шедевр. Здесь и бизоны, и лошади, и кабаны, и отпечатки ладоней. Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими красками естественного происхождения. Помимо прочего художники каменного века использовали естественные неровности стен – чтобы создать трехмерный эффект изображений.

В 1879 году Алтамиру открыл археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей девятилетней дочерью. Позже его обвинили в фальсификации. Никто не верил, что древние могли так рисовать. Однако после смерти несчастного археолога, когда похожие рисунки нашли в других местах, исследователь был реабилитирован.

В 1960-1970-х годах в пещеру хлынули туристы. Альтамиру посещало до 1500 человек в день. Все это крайне негативно сказалось на «картинной галерее» пещеры. На стенах появилась плесень (от сырости), хрупкие рисунки начали портиться. В 1977 году пещеру закрыли на реставрацию. В 1982-м открыли, но резко сократили поток туристов – до 20 человек в день. В 2002 году пещеру закрыли вообще. Впрочем, рядом открыли ее точную «копию», полюбоваться которой сегодня может любой желающий.

Аналогичными по значимости являются пещеры Шове и Ласко, находящиеся во Франции и тоже расписанные удивительно реалистичными изображениями всевозможных животных.

Краски Древнего мира: красная охра

Перед вами отпечаток руки на стене пещеры Шове на юге Франции, сделанный с помощью красной краски. Этот наскальный рисунок был создан около 32–30 тысяч лет назад и относится к ориньякской культуре, как и рисунки из испанской пещеры Альтамира (около 36 тысяч лет назад). Любопытна техника исполнения отпечатка, мало отличающаяся от современных граффити: краска набиралась в рот или в трубочку, вроде полых костей, и распылялась поверх ладони, выступавшей в роли трафарета.

Рисунки из пещер Шове и Альтамира — один из первых примеров полихромной древней живописи, для которой использовалось несколько пигментов разного цвета: красный, черный, белый, реже желтый. По возрасту их превосходят только изображения, найденные в 1990-х годах в пещерах острова Борнео. Средний возраст наскальных рисунков в пещере Лубанг Джериджи Салех — 40 тысяч лет, а максимальный — 51 тысяча (см. На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2019). Это самый ранний дошедший до нас пример изобразительного искусства.

Смотрите так же:  Пещера скельская на карте

Изображение животного из пещеры Лубанг Джериджи Салех на Борнео. Фото из статьи M. Aubert et al., 2019. Palaeolithic cave art in Borneo

Во всех этих произведениях доисторического искусства главным компонентом красной краски является красная охра — природный коричневато-вишневый пигмент. Охры состоят из смеси глинистых минералов (монтмориллонит, каолинит и других) с оксидами и гидроксидами железа разной стехиометрии: преимущественно Fe2O3 (гематита), FeOOH (гётита/лепидокрокита) и его гидратов. Образуются они в результате выветривания богатых железом горных пород в приповерхностных условиях, особенно хороши для их поиска зоны, примыкающие к железным месторождениям. За вишнево-красный цвет отвечает гематит и Fe 3+ , но если в охре много воды в форме H2O или OH-групп, то она приобретает желто-оранжевые оттенки за счет окраски гидроксидов и гидратов железа.

Охровые скалы в провинции Руссильон, Франция, использовавшиеся как источник охр с палеолита до Нового времени. Фото с сайта de.wikipedia.org

Красная охра встречается реже желтой, оранжевой или коричневой, ведь отвечающий за вишневый цвет гематит, в отличие от желтых и оранжевых соединений железа, не образуется при самом процессе выветривания, а наследуется из разрушающейся породы. Однако древние художники нашли иной способ ее получения. Желтая охра при прокаливании до

250°C теряет воду, превращаясь в красную. Как свидетельствуют находки из пещеры Сибуду (Южная Африка), этот факт был известен еще 58 000 лет назад: многочисленные фрагменты красной и желтой охры были обнаружены вместе со следами очагов. Обжиг желтой охры до красной — одно из наиболее ранних свидетельств химической технологии у людей. После термической обработки и измельчения полученный порошок желаемого цвета смешивали с водой и животными жирами, и получалась простая, но стойкая краска. В более поздних слоях Сибуду (возрастом 49 тысяч лет) были найдены и более сложные комбинации: пигмент смешивали не с водой, а с молоком копытных. В этом факте не было бы ничего удивительного, если бы это не происходило задолго до одомашнивания крупного и мелкого рогатого скота.

Делать краску из красной охры научились задолго до первых известных примеров наскальной живописи. Небольшая мастерская по ее производству была обнаружена в пещере Бломбос (Blombos Cave) в Южной Африке в слоях с датировкой 100 000 лет (см. В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок, «Элементы», 18.10.2011). Фрагменты гематитсодержащей горной породы перемалывались в ступках из раковин моллюска Haliotis midae из рода морские ушки с помощью пестика-гальки из кварцита, смешивались с измельченными в порошок костями, а затем разбавлялись водой для создания хорошо ложащейся коричнево-красной смеси. Гематит давал цвет, толченая кость увеличивала объем производимого пигмента, а содержащиеся в ней животные жиры работали в качестве фиксатора.

Ступка для измельчения краски из пещеры Бломос. Фото из статьи C. Henshilwood et al., 2011. A 100,000-Year-Old Ochre-Processing Workshop at Blombos Cave, South Africa

Однако ни в пещере, ни в ее окрестностях не обнаружено ни одного наскального изображения. Так что получаемая красная охра использовалась скорее всего в ритуальных целях, в основном для росписи тел. Справедливости ради стоит заметить, что кровь совершенно точно применялась для этого гораздо раньше, и лавры «самой первой красной краски», наверное, стоит отдать именно ей, вот только следы ее применения до нас не дошли.

До более сложных многосоставных пигментов, вроде тех, что делали жители пещеры Бломбос, для нательной живописи использовались так называемые «мелки» — трехгранные фрагменты мягких охр возрастом более 250 тысяч лет, обнаруженные во множестве африканских пещер. Примерно к этому же времени относятся и наиболее ранние свидетельства применения красной охры неандертальцами в Европе — 250–200 тысяч лет назад.

Открытая самой первой, эта красная краска долго не выходила из моды и использовалась всеми известными цивилизациями древнего мира в самых разных декоративных целях. Так, в неолитической Испании для украшения керамики применялась техника «almagras» (от исп. «красная охра»): красная охра смешивалась с глиной и наносилась в углубления на необожженных сосудах. После обжига гематит проявлял красно-коричневый оттенок на фоне более светлой глины.

Фрагменты украшенной красной охрой керамики с неолитических стоянок Испании (5–4 тысяч лет до н.э.). J. Carrasco Rus et al., 2019. Los registros funerarios neoliticos de laSima» LJ11″ (Loja, Granada). Nuevos datos y cronologias

Статуя первого фараона Среднего царства Ментухотепа II (2061–2010 г. до н. э.), тиара покрашена красной охрой. Фото с сайта en.wikipedia.org

Красная охра была оптимальным пигментом для росписи помещений и керамики благодаря отсутствию химических реакций с содержащейся в воздухе водой и с солнечным светом, а также возможности переносить высокие температуры, сохраняя свой цвет. Для украшения стен и статуй в более поздние времена ее обычно смешивали с гипсом (CaSO4) или кальцитом (CaCO3) — именно такие комбинации находятся при изучении египетских гробниц, дворцов Крита или в Междуречье (Месопотамии).

Более того, эта краска была настолько универсальной, что с ее помощью даже начали красить ткани. Во время раскопок, которые производил французский археолог Жак де Морган в 1894–1895 годах в районе комплекса пирамид фараона Аменемхета II (1914–1879/1876 г. до н. э.), была обнаружена мумия, обернутая в красные ткани. Эти достаточно хорошо сохранившиеся ткани времен Среднего царства были повторно изучены в конце восьмидесятых годов с помощью метода рентгенофлуоресцентного анализа, который показал, что за красный цвет отвечает гематит — главный компонент красной охры.

Леонардо да Винчи (1452–1519), «Автопортрет сангиной», около 1512 года. Туринская королевская библиотека (Royal Library of Turin). Изображение с сайта en.wikipedia.org

Судя по текстам из Месопотамии, там эта техника также применялась в то же самое время, причем красная охра ассоциировалась с кровью, а процесс окрашивания — с выпуском крови. Но еще до появления льняных и шерстяных тканей красную охру использовали как краситель для кожи. Изучение слоев возрастом 12 400–12 000 лет до настоящего времени с артефактами натуфийской культуры в пещере Хилазон Таштит (Израиль) указало на существование там мастерской по выделке кожи, в которой активно применялась красная охра — вероятно, именно для окраски конечного продукта.

Красная охра никогда не выходила из моды, а далекие предки древних «мелков» используются и сегодня. Это сангина (от лат. sanguis «кровь»), состоящая из смеси красной охры и мела или каолинита, которой рисовал Леонардо да Винчи и которую до сих пор можно купить в магазине товаров для творчества. Так что увидев вишнево-красный или оранжевато-красный оттенок на древнем произведении искусства или фреске, вы можете смело утверждать, что это та самая вездесущая красная охра.