Меню

Изменения в положении русской православной церкви

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви

Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви было утверждено на заседании Священного Синода 27 июля 2009 года (журнал № 55). Изменения в Положение внесены на заседаниях Священного Синода 31 января 2011 года (журнал № 1) и 29 июля 2019 года (журнал № 50).

Полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов. Собор епископов принимает решения в силу полномочий, данных от Бога архиереям как преемникам апостолов: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило).

Осуществляя церковное управление, епископы пребывают в единении с клиром и возглавляемым ими народом Божиим: «Где является епископ, там да будет народ». Святитель Киприан Карфагенский утверждал: «Епископ в Церкви, и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви». Он же подчеркивал, что «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», а своим пресвитерам свидетельствовал о принятом им правиле «ничего не делать по одному своему усмотрению, без совета вашего и без согласия народа». «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша, — говорил святитель, — требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа. могли распорядиться во всем по общему соглашению».

Таким образом, Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо «кто слушает совета, тот мудр» (Притч. 12. 15; 24. 6).

Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие.

I. Цели и задачи Межсоборного присутствия

1. Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

2. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий.

3. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом.

II. Состав Межсоборного присутствия

1. Председателем Межсоборного присутствия является Патриарх Московский и всея Руси.

2. Члены Межсоборного присутствия избираются Священным Синодом из числа архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви.

3. Состав Межсоборного присутствия пересматривается Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси раз в четыре года.

III. Структура Межсоборного присутствия

1. Священный Синод избирает президиум Межсоборного присутствия. В составе президиума избирается секретарь Межсоборного присутствия. Постоянные члены Священного Синода входят в состав президиума по должности.

2. Межсоборное присутствие или его президиум образуют комиссии и рабочие группы и избирают их состав из числа членов Межсоборного присутствия, а также председателей и секретарей. Председатели комиссий входят по должности в президиум Межсоборного присутствия. К своей работе комиссии могут приглашать экспертов, по согласованию с президиумом.

3. В Межсоборном присутствии действует редакционная комиссия в составе, определяемом Патриархом Московским и всея Руси.

4. Межсоборное присутствие имеет свой аппарат. Руководителем аппарата является секретарь Межсоборного присутствия.

5. При Межсоборном присутствии действует экспертный совет. Состав экспертного совета утверждается и изменяется Священным Синодом по представлению Патриарха Московского и всея Руси.

IV. Регламент Межсоборного присутствия

1. Решение о включении вопроса в повестку дня Межсоборного присутствия принимается Поместным или Архиерейским Собором, либо Священным Синодом.

2. Вопросы, включенные в повестку дня Межсоборного присутствия, направляются в комиссии и рабочие группы по резолюции Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх может также принять решение о направлении отдельных вопросов на отзыв предстоятелям, синодам или соборным органам самоуправляемых Церквей, епархиальным архиереям или учреждениям Русской Православной Церкви, а также на обсуждение епархиальных собраний (съездов).

3. Комиссии готовят заключения по порученным им вопросам.

Заключение комиссии должно содержать конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса и, в качестве приложения, сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения.

4. Заключения комиссий направляются в редакционную комиссию, которая, рассмотрев документы при участии представителей профильной комиссии, передает их в президиум.

5. Президиум может:

  • передать документ на обсуждение пленума Межсоборного присутствия;
  • принять решение о направлении документа на отзыв в епархии и/или публикации его для проведения общественной дискуссии;
  • в исключительном случае представить документ на непосредственное рассмотрение Священного Синода;
  • Во втором случае, до рассмотрения документа пленумом, он направляется в редакционную комиссию, которая при участии представителей профильной комиссии вносит предложения по отзывам и комментариям, поступившим из епархий или выраженным в ходе общественной дискуссии.

    Президиум также обсуждает текущие вопросы деятельности Межсоборного присутствия и принимает по ним решения либо представляет их на рассмотрение Священного Синода.

    6. Протоколы заседаний президиума и пленума Межсоборного присутствия подписываются секретарем и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси. Заключения пленума Межсоборного присутствия подписываются Патриархом.

    7. Священный Синод, рассмотрев представленные ему заключения, передает их на рассмотрение Архиерейского или Поместного Собора, либо принимает по ним собственное решение.

    8. Отзывы предстоятелей, синодов или соборных органов самоуправляемых Церквей, епархиальных архиереев или учреждений Русской Православной Церкви, заключения епархиальных собраний (съездов) направляются Патриарху Московскому и всея Руси, а затем, по его резолюции, передаются на обсуждение Межсоборного присутствия. В отдельных случаях эти отзывы и заключения могут быть представлены Патриархом непосредственно Священному Синоду.

    9. Аппарат Межсоборного присутствия:

  • осуществляет делопроизводство Межсоборного присутствия и ведет его архив;
  • обеспечивает практическую подготовку заседаний пленума и президиума Межсоборного присутствия, а также ведение протокола этих заседаний.
  • V. Обеспечение деятельности Межсоборного присутствия

    Межсоборное присутствие и его аппарат финансируются за счет средств общецерковного бюджета.

    Архиерейский Собор внес изменения в Устав Русской Православной Церкви

    Москва, 1 декабря 2019 г.

    Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2019 года.

    Учитывая особый статус широкой автономии Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложение, поступившее от Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, выделить в самостоятельную главу положения Устава Русской Православной Церкви (далее — Устав), касающиеся Украинской Православной Церкви, руководящий центр которой находится в Киеве.

    Кроме того, в межсоборный период Священный Синод одобрил ряд изменений в порядок канонизации подвижников благочестия в лике местночтимых святых и в порядок их дальнейшего общецерковного прославления (журнал № 66 от 15 июля 2019 года), что требует отражения в Уставе Русской Православной Церкви.

    Священным Синодом были образованы новые структуры Русской Православной Церкви в зарубежье (журнал № 99 от 21 октября 2019 года и журнал № 116 от 27 декабря 2019 года). Необходимо предусмотреть их представительство на Поместных Соборах.

    Принимая во внимания установления, описанные в одобренном Архиерейским Собором Положении о монастырях и монашестве, следует внести коррективы в порядок управления монастырскими подворьями, упомянутый в Уставе.

    Помимо этого, предлагается внести уточнение в Устав, исключив передачу Патриаршему местоблюстителю Патриаршей прерогативы награждать архиереев наградами Русской Православной Церкви.

    Наконец, в связи с поступившим обращением от Патриаршего Экзарха всея Беларуси и Синода Белорусского Экзархата, Священный Синод представил Архиерейскому Собору предложения по внесению изменений в Положение о суде Русской Православной Церкви.

    С учетом изложенного Освященный Архиерейский Собор постановляет:

    I. Внести следующие изменения в Устав Русской Православной Церкви:

    1. Включить в Устав после главы IХ новую главу нижеследующего содержания, с изменением нумерации последующих глав:

    «Глава X. Украинская Православная Церковь

    1. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии.

    2. Украинской Православной Церкви предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении в соответствии с Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года «Об Украинской Православной Церкви».

    3. В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года «Об Украинской Православной Церкви», Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.

    4. Органами церковной власти и управления Украинской Православной Церкви являются ее Собор и Синод, возглавляемые ее Предстоятелем, носящим титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». Центр управления Украинской Православной Церкви находится в городе Киеве.

    5. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

    6. Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси.

    7. Архиереи Украинской Православной Церкви избираются ее Синодом.

    8. Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором.

    9. Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов и участвуют в их работе в соответствии с разделами II и III настоящего Устава и в заседаниях Священного Синода.

    10. Решения Поместного и Архиерейского Соборов являются обязательными для Украинской Православной Церкви.

    11. Решения Священного Синода действуют в Украинской Православной Церкви с учетом особенностей, определяемых самостоятельным характером ее управления.

    12. В Украинской Православной Церкви действует собственная высшая церковно-судебная инстанция. При этом суд Архиерейского Собора является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви.

    В пределах Украинской Православной Церкви такие канонические прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются епархиальным архиереем с последующим утверждением митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви.

    13. Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси».

    2. Исключить из главы ХI Устава статью 18.

    3. Изложить пункт д) статьи 5 главы III («Архиерейский Собор») Устава в следующей редакции: «д) канонизация святых и общецерковное прославление местночтимых святых»;

    4. Внести в статью 25 главы V Устава («Священный Синод») пункт следующего содержания: «ф) канонизация местночтимых святых и вынесение вопроса об их общецерковном прославлении на рассмотрение Архиерейского Собора»;

    5. Изложить пункт в) статьи 15 главы IV Устава в следующей редакции: «в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в статье 7 главы IV настоящего Устава, кроме пунктов ц, ч и э».

    6. Дополнить статью 4 главы IX («Церковный суд»), изложив ее в следующей редакции:

    «Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами следующих инстанций:

    а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

    б) высшими церковно-судебными инстанциями Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;

    в) высшим общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви за исключением Украинской Православной Церкви;

    г) судом Архиерейского Собора, с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».

    7. Во всех статьях Устава, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

    8. Изложить статью 9 главы XVII («Монастыри») Устава в следующей редакции:

    «Монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами. Деятельность подворья регламентируется уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и своим собственным гражданским уставом. Подворье в церковно-иерархическом (каноническом) порядке подчинено епархиальному архиерею епархии, на территории которого оно находится, а в хозяйственном — тому же архиерею, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье».

    II. Внести следующие изменения в Положение о церковном суде Русской Православной Церкви:

    1. Во всех статьях Положения о церковном суде, где упоминается «Общецерковный суд», изменить его именование на «Высший общецерковный суд».

    2. Дополнить третий абзац пункта 2 статьи 1 Положения о церковном суде, изложив его в следующей редакции:

    «2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды:

  • епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий;
  • высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) — с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви;
  • Высший общецерковный Суд — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви;
  • Архиерейский Собор Русской Православной Церкви — с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви».
  • 3. Дополнить пункт 2 статьи 31 Положения о церковном суде, изложив его следующим образом:

    «2. Архиерейский Собор рассматривает в качестве церковного суда второй инстанции дела в отношении архиереев:

  • рассмотренные Общецерковным судом первой инстанции и направленные Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом на рассмотрение Архиерейского Собора для вынесения окончательного решения;
  • по апелляционным жалобам архиереев на вступившие в законную силу решения Высшего общецерковного суда первой инстанции и высших церковно-судебных инстанций Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей.
  • Смотрите так же:  Церковь христианская в волгограде

    Священный Синод или Патриарх Московский и всея Руси вправе направить на рассмотрение Архиерейского Собора иные дела, подсудные нижестоящим церковным судам, в случае, если данные дела требуют авторитетного судебно-соборного решения».

    4. Изложить пункт 2 статьи 28 Положения о церковном суде в следующей редакции:

    «Высший общецерковный суд рассматривает в качестве апелляционной инстанции, в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения, дела:

    • рассмотренные епархиальными судами и направленные епархиальными архиереями в Высший общецерковный суд для окончательного разрешения;
    • по апелляционным жалобам сторон на решения епархиальных судов;
    • рассмотренные высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) и переданные предстоятелями соответствующих частей Русской Православной Церкви в Высший общецерковный суд;
    • по апелляционным жалобам сторон на решения высших церковно-судебных инстанций Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций).
    • Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

      5. Исключить пункт 6 статьи 50 Положения о церковном суде.

      6. Дополнить главу 6 Положения о церковном суде новой статьей следующего содержания со смещением нумерации последующих статей:

      «Рассмотрение дел в отдельных высших церковно-судебных инстанциях.

      1. Апелляционные жалобы на решения епархиальных судов епархий Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов направляются в высшие церковно-судебные инстанции указанных частей Русской Православной Церкви (при наличии в таковых высших церковно-судебных инстанций).

      2. Высший Общецерковный суд рассматривает апелляционные жалобы на решения, принятые как в первом рассмотрении, так и в апелляционном порядке высшими церковно-судебными инстанциями Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов.

      3. Данная статья не распространяется на Украинскую Православную Церковь».

      III. Изложить пункт 15 статьи 2 Положения о составе Поместного Собора в следующей редакции:

      «По два делегата — одному клирику и одному мирянину:

    • от Патриарших приходов в США,
    • от Патриарших приходов в Канаде,
    • от Патриарших приходов в Италии,
    • от Патриарших приходов в Финляндии,
    • от Патриарших приходов в Туркменистане,
    • от Патриарших приходов в Республике Армения,
    • от Патриарших приходов в Королевстве Таиланд и приходов Московского Патриархата в Юго-Восточной и Восточной Азии.
    • Делегаты избираются тайным голосованием на собраниях представителей приходов в каждом из указанных приходских объединений. Процедуру избрания устанавливает это собрание.

      Избранные делегаты утверждаются Патриархом (в период местоблюстительства — Священным Синодом).

      Церковные учреждения в дальнем зарубежье, не входящие в состав епархий или приходских объединений, перечисленных в настоящей статье, представлены на Поместном Соборе руководителем Управления по зарубежным учреждениям».

      Изменения в положении структур Русской православной церкви в БССР во второй половине 1950 — первой половине 1960-х гг Текст научной статьи по специальности « Религия. Атеизм»

      Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Василицын Андрей Геннадьевич

      В статье рассматривается положение структур Русской православной церкви в БССР в годы антицерковной кампании, проводившейся в СССР в конце 1950-х начале 1960-х гг. Анализируются основные направления государственной религиозной политики. Сделан вывод о том, что осуществленные мероприятия внесли изменения в управление и финансово-хозяйственную жизнь приходов и монастырей, подорвали экономическую базу и ограничили права духовенства .

      Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Василицын Андрей Геннадьевич,

      Текст научной работы на тему «Изменения в положении структур Русской православной церкви в БССР во второй половине 1950 — первой половине 1960-х гг»

      ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТРУКТУР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950 — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ. Василицын А.Г.

      Василицын Андрей Геннадьевич — старший преподаватель, кафедра истории Беларуси, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

      Аннотация: в статье рассматривается положение структур Русской православной церкви в БССР в годы антицерковной кампании, проводившейся в СССР в конце 1950-х -начале 1960-х гг. Анализируются основные направления государственной религиозной политики. Сделан вывод о том, что осуществленные мероприятия внесли изменения в управление и финансово-хозяйственную жизнь приходов и монастырей, подорвали экономическую базу и ограничили права духовенства.

      Ключевые слова: Русская православная церковь, антирелигиозная кампания, реформа приходского управления, духовенство, приход.

      Русская православная церковь является структурой, которая во многом определяет духовные ориентиры современного общества. Ее институты участвуют в культурном и общественном диалоге, оказывают значимую социальную поддержку государству. Взаимоотношения государства и РПЦ в XX в. прошли непростой путь. Период обострения борьбы с религией в СССР, пик которого пришёлся на 1958-1964 гг., внес существенные изменения в структуру приходского управления Русской православной церкви, функционирование ее институтов. Цель работы — проанализировать изменение в положении институтов Русской православной церкви в период антицерковной кампании.

      Источниковой базой статьи стали документы фондов Государственного архива Российской Федерации и Национального архива Республики Беларусь. Методологическую основу составили принципы историзма и научной объективности. В работе применялись общенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, а также специально -исторические методы.

      Обострение борьбы с религией во многом было обусловлено кадровыми переменами в партийном руководстве СССР. Н.С. Хрущев в своей политике опирался на группу идеологов, которые не одобряли существующую практику работы с церковью, считая ее пережитком сталинизма. После принятых ЦК КПСС в 1954 г. постановлений, касающихся необходимости улучшить научно-атеистическую пропаганду и усилить идейную борьбу с религиозными воззрениями, избегая административного нажима на местах, партийные идеологи начали активное наступление на церковные структуры.

      4 октября 1958 г. ЦК принял постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», в котором отмечалась активизация работы религиозных организаций. В связи с этим всем партийным, общественным структурам и государственным органам предписывалось осуществить мероприятия, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.

      Постановления Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г. «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей» были первыми актами, направленными на подрыв материальной базы РПЦ. Перед правительством БССР и уполномоченным Совета по делам РПЦ ставилась задача внести в Совет Министров СССР предложения о сокращении количества монастырей. Механизм предусматривал уменьшение земельного фонда обителей путем установления повышенной ставки налога с земельных участков, находящихся в

      пользовании монастырей и отмены льгот по налогу со строений и земельной ренты, установленных для монастырей ранее. Постановлением «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений. » были повышены налоги на производство свечей, в результате чего на них значительно выросли закупочные цены. Одновременно запрещалось продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских. Следует отметить, что разница от продажи свечей составляла большую часть доходов многих храмов. Поэтому постановление, вступившее в силу 1 октября 1958 г., привело к краху приходских бюджетов [1, д. 51, л. 20].

      Определяющими положение структур РПЦ стали появившиеся в марте 1961 г. постановление правительства СССР «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» и разработанная Советом по делам РПЦ «Инструкция по применению законодательства о культах». Постановление было разослано Советом Министров БССР 19 апреля 1961 г. во все райисполкомы областей республики [2, д. 30, л. 20].

      Значительные изменения были внесены в процедуру открытия церквей. Ранее ее определяло постановление СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия церквей», дополненное 17 февраля 1955 г. постановлением № 259 «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий». В соответствии с ними решения по ходатайствам верующих об открытии молитвенных зданий принимал Совет Министров БССР по согласованию с Советом по делам РПЦ. Заявление верующих об открытии церкви, сохранившей церковный вид и утварь, подлежало удовлетворению независимо от количества действующих церквей в городе и районе. Мартовское правительственное постановление 1961 г. значительно усложняло процедуру регистрации церквей и существенно расширило основания для их закрытия. В соответствии со статьей 31 «Инструкции» договор о пользовании церковным зданием мог быть расторгнут, если религиозным обществом не соблюдались его условия, и если в установленном порядке местными органами власти было принято решение закрыть молитвенное здание. Такая размытая формулировка давала властям возможность инициировать закрытие практически любого храма [1, д. 50, л. 128]. Согласно «Инструкции» при снятии с регистрации общины и закрытии церкви культовое имущество распределялось между местными финансовыми органами и музеями, которые получали предметы исторической ценности. Распределение государством храмового имущества, переданного общинам в безвозмездное пользование в соответствии с постановлением от 17 апреля 1943 г. «Об утверждении положения о порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества» фактически отменяло пункт о безвозмездной передаче.

      Самые значительные изменения были внесены в «Положение об управлении РПЦ», принятое на Поместном соборе в 1945 г. Под давлением Совета по делам РПЦ Архиерейский Собор 18 июля 1961 г. утвердил постановление Синода «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни» [3, с. 6], которое изменило всю структуру приходского управления. В соответствии с ним на приходском собрании, которое созывалось с разрешения местного исполкома без согласования с духовенством, избирался приходской совет. Священнослужители на приходские собрания не допускались и в его деятельности не участвовали. Церковный совет являлся исполнительным органом. Под его контроль перешли все финансово-хозяйственные дела прихода. Церковные советы несли ответственность перед местной властью за здания и имущество храмов, получали штамп и печать, зарегистрированные местными органами. Фактически руководителями приходской жизни становились председатели церковных советов или старосты, как правило, подобранные местными органами из людей часто неверующих.

      Священник на приход назначался архиереем для совершения богослужений и нанимался общиной для исполнения религиозных треб по договору, который исполнительный орган мог расторгнуть в любое время в одностороннем порядке. Настоятели храмов сохраняли обязанности духовного руководства приходами и отвечали за организацию богослужебной жизни, но как не входящие в состав исполнительных органов, не участвовали в хозяйственно-финансовой деятельности общины. Настоятели перестали выполнять

      функции главы приходской общины. Власть епархиального архиерея над приходами также была юридически минимизирована. К архиерею приходская община могла обращаться лишь по вопросам богослужебного характера, а после снятия с регистрации настоятеля приход становился подведомственным только государственным органам [4, с. 15-17].

      «Инструкцией» устанавливался порядок, согласно которому приходы и монастыри обязаны были беспрепятственно допускать должностных лиц государственных органов к периодическому осмотру имущества, проверке приходно-расходных книг и других документов для установления правильности пользования находящимся в их ведении имуществом и получения сведений, необходимых при обложении налогом служителей культа и других лиц.

      Изменилась и налоговая политика властей в отношении служителей церкви. Мартовское постановление 1961 г. вернуло все категории священнослужителей и церковнослужителей в положение «некооперированных кустарей» и определило их налогообложение по ст. 19 Указа Верховного Совета СССР в размере до 81% от суммы дохода [5, д. 302, л. 2-3].

      Ранее обязательные взносы на содержание епархиального управления и архиерея, на патриархию, содержание духовных учреждений и в пенсионный фонд теперь вносились исполнительными органами только на добровольных основах [1, д. 51, л. 40].

      Советское законодательство о культах периода антирелигиозной кампании второй половины 1950-х — начала 1960-х гг. было направлено на подрыв экономической базы и источников доходов институтов РПЦ через увеличение налоговых ставок. Была усложнена процедура открытия приходских церквей, одновременно расширены основания для снятия с регистрации общин и ликвидации церковных сооружений, что предопределило их массовое закрытие в начале 1960-х гг.

      Внесенные в 1961 г. изменения в «Положение об управлении РПЦ» привели к перестройке приходского управления. Отстранение духовенства от руководства общиной в перспективе вызвало падение авторитета священнослужителей, привело к злоупотреблениям со стороны церковного актива, многочисленным конфликтам и ослаблению приходской жизни.

      1. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф. 951. Оп. 3.

      2. НАРБ. Ф. 951. Оп. 4.

      3. О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни: Постановление Священного Синода Московской Патриархии, 18 апреля 1961 г. // Журнал Московской Патриархии, 1961. № 8. С. 6.

      4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г. // Журнал Московской Патриархии, 1961. № 8. С. 15-17.

      5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 6991. Оп. 2.

      РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

      Храм Христа Спасителя

      Русская Православная Церковь (или Московский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

    • Официальный сайт: http://www.patriarchia.ru/
    • Каноническая территория: большинство б. СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Эстония), Китай, Япония, Монголия; в «диаспоре» наиболее представлена в Германии, США, Франции, также действует в других странах Западной Европы, Северной Америки, Южной Америки, Азии и в Новой Зеландии; на канонической территории других поместных Церквей ведает рядом представительств и иных учреждений
    • Богослужебный язык: основной церковнославянский, в Молдавии молдавский (румынский), в Японии японский, в Китае китайский, в ряде канонических уделов и приходов иные языки народов б. СССР; в «диаспоре» также английский, испанский, французский, многие другие языки мира
    • Календарь: юлианский
    • Кафедральный собор: Христа Спасителя в г. Москве (патриаршая резиденция в Московском Данилове монастыре)
    • Предстоятель: Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
    • Место в диптихе: 5
    • Состав: 421 архиерей; 310 епархий; 40 514 клириков (35 677 пресвитеров, 4 837 диаконов — 2019) [1]; 38 649 храмов (или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, без учёта 977 приходов дальнего зарубежья — 2019) [1]; 1012 монастырей (на канонической территории 972 (474 муж., 498 жен.); в дальнем зарубежье 40 — 2019) [1]; 55 высших духовных школ (5 академий, 50 семинарий — 2019) [1]; ок. 180 млн. членов (2019) [2]
    • Каноническое устройство

      Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

      • Священного Писания и Священного Предания
      • канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов
      • постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси
      • Устава Русской Православной Церкви (последние поправки были внесены в 2019 году)
      • Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации. Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

        Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с патриархом Московским и всея Руси.

        Устройство канонической территории Русской Православной Церкви с 28 декабря 2019 г.
        • ранее см. Киевская митрополияКонстантинопольской Православной Церкви
        • Свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)
        • Московские и всея Руси митрополиты

        • Свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
        • Свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
        • Свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
        • Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
        • Свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
        • Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
        • Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
        • Свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
        • Свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
        • Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
        • ? Герман (1566)
        • Свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
        • Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
        • Антоний (май 1572 — нач. 1581)
        • Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
        • Свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)
        • Патриархи Московские и всея Руси [3]

        • Свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
        • Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606) [4]
        • Сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
        • Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
          • Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
          • Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
          • Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
          • Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)
            • Свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
            • Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
            • Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
              • Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
              • Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
              • Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
              • Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
              • Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)
                • Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
                • Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
                • Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
                  • Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
                  • Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
                  • 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
                • Свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
                  • Сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
                  • Сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
                    • Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
                    • Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
                    • Сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
                    • Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
                    • Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
                    • Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)
                      • Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский
                      • Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)
                        • Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий
                        • Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)
                          • Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский
                          • Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)
                            • Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский
                            • Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)
                            • Исторические титулы предстоятеля

                            • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 [5])
                            • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 [6])
                            • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 [7])
                            • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
                            • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
                            • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)
                            • 1700-1701 — в России 1201 монастырь, из них 965 мужских и 236 женских [8]
                            • 1738-1741 — 624 монастыря, получавших содержание [9]
                            • по распоряжению от 31 марта 1764 — в Великороссии 387 монастырей (226 штатных; заштатных — 1 класс 20 монастырей, 2 класс 56 монастырей, 3 класс 85 монастырей, всего 161 монастырь с 1247 монахами) сохранены, прочие упразднены [10]
                            • 1901 — 121 архиерей (из них 13 на покое) [11]
                            • 1907 — храмов — 51413 (735 соборных, 1765 монастырских, 38588 приходских, 2173 домовых и при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5280 приписных и упраздненных, 2457 кладбищенских; часовен и молитвенных домов 20113) [12]. Мужских монастырей — 540 (самостоятельных — 438, приписных — 102); монастырских, архиерейских и патриарших подворий — 34; архиерейских домов — 76. Женских монастырей — 367 (самостоятельных — 345, приписных — 22); женских общин — 61; подворий и отделений женских монастырей и общин — 20. Общее количество монашествующих — ок. 90000 человек: мужчин (монахов и послушников) — ок. 24000, женщин (монахинь и послушниц) — ок. 66000 [13]
                            • 1914 — 98 363 874 верующих, 68 епархий, 54 174 храма, 117 915 белого духовенства (включая псаломщиков), 1 025 монастырей (550 мужских и 475 женских), 29 128 монашествующих (11 845 муж. пола и 17 283 жен. пола), 65 501 несущих монастырское послушание (9 485 послушников и 56 016 послушниц), 4 духовных академии, 57 духовных семинарий, 185 духовных училищ, 72 епархиальных женских училища, 37 528 церковных начальных школ [11]
                            • 1 января 1915 — 3246 протоиереев, 47 859 священников, 15 035 диаконов, общим числом 66 140 человек [12]
                            • 1917 — 179 архиереев (из них 21 на покое) [11]; действовало более 60 тыс. православных церквей [2]
                            • 1928 — действует более 30 тыс. приходов [14]
                            • 1939 — незакрыты ок. 100 церквей [15]; к нач. осени в СССР зарегистрированных архиереев 4 (2 правящих и 2 викарных), иных священнослужителей между 200–300, примерно столько же действовавших храмов [16]
                            • 1945 — Храмов и молитвенных домов — 10243; архиереев — 41; институт — 1, курсов — 4; монастырей — 104, насельников — 4632 [17]
                            • 1947 — Храмов и молитвенных домов — 14092; архиереев — 66, священников и диаконов — 9617; духовных академий — 2 с 31 учащ., духовных семинарий — 8 с 309 учащ.; монастырей — 99, насельников — 4668 [17]
                            • 1949 — Храмов и молитвенных домов — 14477; архиереев — 73, священников — 11835, диаконов — 1280; духовных академий — 2, духовных семинарий — 8; монастырей — 75, насельников — 4787 [17]
                            • 1950 — Храмов и молитвенных домов — 14273; архиереев — 71, священников — 11571, диаконов — 1664; духовных академий — 2 с 107 дневн. и 38 заоч. учащ., духовных семинарий — 8 с 546 дневн. и 39 заоч. учащ.; монастырей — 75, насельников — 4748 [17]
                            • 1959 — Храмов и молитвенных домов — 13324; архиереев — 68, священников — 10835, диаконов — 1077; духовных академий — 2 с 178 дневн. и 150 заоч. учащ., духовных семинарий — 8 с 940 дневн. и 320 заоч. учащ.; монастырей — 56 (20 муж. и 36 жен.), насельников — 880 муж. и 3769 жен. [18]
                            • 1960 — Храмов и молитвенных домов — 13008; священников и диаконов — 11407; духовных академий — 2, духовных семинарий — 8, дневн. учащ. духовных школ — 667; монастырей — 42 (14 муж. и 28 жен.), насельников — 813 муж. и 2911 жен. [18]
                            • 1961 — Храмов и молитвенных домов — 11572; священников — 8252, диаконов — 809; духовных академий — 2 с 197 дневн. и 65 заоч. учащ., духовных семинарий — 5 с 380 дневн. учащ.; монастырей — 33 (13 муж. и 20 жен.), насельников — 721 муж. и 2327 жен. [18]
                            • 1962 — Храмов и молитвенных домов — 10149; духовных академий — 2, духовных семинарий — 5 с 364 дневн. и 128 заоч. учащ.; монастырей — 22, насельников — 2185 [18]
                            • 1964 — Храмов и молитвенных домов — 7873; духовных академий — 2 с 200 дневн. и 157 заоч. учащ., духовных семинарий — 4 с 211 дневн. и 177 заоч. учащ.; монастырей — 16 [18]
                            • 1967 — священников — 6694, диаконов — 653 [18]
                            • 1988[19] — 76 епархий; 74 архиерея; 6893 прихода; 7397 клириков (6674 священника, 723 диакона); 22 монастыря с 1 190 монашествующими; 5 духовных школ (2 академии, 3 семинарии)
                            • 1 февраля 1997 — 124 епархии; 18000 приходов, 390 монастырей (185 мужских; 242 — в России, 89 — на Украине, 57 — в других странах); 146 архиереев (122 правящих, 24 викарных); вне территории бывшего СССР — 7 епархий, 172 храма, 9 монастырей [12]
                            • август 2000 — более 19 000 приходов; ок. 480 монастырей; более 150 архиереев, 17 500 священников, 2300 диаконов [20]
                            • 2004 — 26 590 приходов (в России — 12 638, на Украине — 10 377, в дальнем зарубежье — 275); 652 (по др. свед.: 655) монастыря (321 мужской, 334 женских); более 200 монастырских подворий и скитов; в монашеских обителях на территории России более 10 тысяч насельников и насельниц; 24 184 священника; 161 приют; 183 дома престарелых; более 1,5 тыс. благотворительных столовых; 9 468 воскресных школ; 453 молодежных центра [12]
                            • 1 ноября 2006[21] — епархий — 136 (Россия — 68, Украина — 35, Белоруссия — 11, Молдавия — 6, Казахстан — 3, Прибалтика — 3, Средняя Азия — 1, Бакинско-Прикаспийская — 1, Дальнее зарубежье — 8); архиереев — 171 (епархиальных — 131, викарных — 40, на покое — 13); приходов — 27393; монастырей 708 (335 муж. и 373 жен.), монастырских подворий и скитов — 389; духовенства — 29450 (26158 свящ., 3292 диак.); насельников — 15992 (5920 муж. 10072 жен.); православных гимназий, лицеев, школ — 201; воскресных школ — 9920; церковных приютов — 113; православных молодежных центров — 431; общеобразовательных школ, в которых преподаются «Основы православной культуры» и (или) другие факультативы духовно-нравственной направленности — 11184; окормляемых Церковью больниц — 2867, детских домов — 1578, иных социальных учреждений — 1892; социальных учреждений Церкви (дома престарелых, богадельни, сестричества милосердия, благотворительные столовые, центры реабилитации для наркозависимых и лиц, страдающих алкоголизмом) — 1433; окормляемых Церковью воинских частей — 2072, исправительных учреждений — 1198
                            • июнь 2008 — 156 епархий; 196 архиереев (148 епархиальных, 48 викарных); 29 141 приход; 30 544 священнослужителя; 769 монастырей (372 мужских, 392 женских); 11 051 приходских воскресных школ; 463 молодежных центра [12]
                            • ок. нач. 2009 — 164,1 млн. членов (в б. СССР: 113,5 млн. в России, 30 млн. на Украине, 8,2 млн. в Белоруссии, 5,9 млн. в Казахстане, 4,1 млн. в Молдавии, 1,4 млн. в Прибалтике, 1 млн. в Средней Азии — 2009) [22]
                            • февраль 2019 — 293 епархии, 57 митрополий; 354 архиерея (282 правящих); 35 171 пресвитер; 4 816 диаконов; 34 764 прихода; 455 мужских монастырей и 471 женский монастырь; в странах дальнего зарубежья действуют 891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата (включая РПЦЗ) [23]
                            • январь 2019 — учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья); 309 епархий (из них 19 в дальнем зарубежье); 382 архиерея; 40 514 клириков (35 677 пресвитеров, 4 837 диаконов); 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия, без учёта 977 приходов дальнего зарубежья; 1012 монастыря (972 монастыря на канонической территории (474 мужских, 498 женских) и 40 в дальнем зарубежье); в монастырях проживают 5 883 насельника и 9 687 насельниц (включая рясофоров); действует 5 академий и 50 семинарий в которых на начало 2019-2019 учебного года обучаются ок. 14 тыс. студентов; ок. 11 тыс. воскресных школ, в которых обучается свыше 175 тыс. воспитанников; 145 православных общеобразовательных организаций [1]
                            • Система духовного образования Русской Православной Церкви включает общецерковную аспирантуру; ряд высших церковных учебных заведений — духовных академий, университетов и институтов; развитую двухступенчатую сеть профессиональных учебных заведений состоящую из духовных семинарий и духовных училищ. Подробнее см. Учебные заведения Русской Православной Церкви

                              Кроме Московской епархии (городской и областной), в прямом архиерейском ведении патриарха Московского и всея Руси состоит разветвленная сеть ставропигиальных учреждений — монастырей, благочиний (как объединенных в особые управления, так и отдельных), духовной миссии, подворий и представительств, отдельных приходов. Подробнее см. ст. Патриаршая область Русской Православной Церкви.

                              Программа экзамена по предмету История Русской Православной Церкви (магистратура)

                              Программа вступительных испытаний по предмету «История Русской Православной Церкви» для поступающих в магистратуру в Казанскую духовную семинарию по профилю «История Церкви» включает в себя минимально необходимый круг проблем, знакомство с которыми является обязательным для лиц, желающих обучаться по указанному профилю. Вся история РПЦ хронологически разделена в данной программе на три блока, по каждому из которых абитуриент в экзаменационном задании получает по одному вопросу. По каждому из блоков в программе отдельно дана литература, рекомендуемая для подготовки к экзамену. Критерии оценки ответов следующие:
                              • «отлично» — вопросы раскрыты полностью, показано знание дополнительных материалов, знакомство с источниками по истории церкви и историографией;
                              • «хорошо» — вопросы раскрыты полностью или с небольшими недочётами, знания дополнительных материалов не продемонстрировано;
                              • «удовлетворительно» — вопросы в целом раскрыты, но с существенными недочётами;
                              • «неудовлетворительно» — вопросы в целом не раскрыты, знания по предмету носят фрагментарный характер, либо отсутствуют.

                              Раздел I. Досинодальное время в истории Русской Православной Церкви.

                            • Начало христианства на Руси. Деятельность равноапп. Кирилла и Мефодия. Христианство в русских пределах до св.Владимира.
                            • Князь Владимир, его исторический выбор. Обстоятельства крещения Руси. Начало христианизации Руси.
                            • Распространение христианства после кн. Владимира. Канонический статус и структура Русской Церкви, отношения с Константинополем. Позиция Церкви в междоусобной борьбе князей.
                            • Прп. Феодосий Печерский и начало монашества на Руси. Духовное просвещение в домонгольский период.
                            • Русская Церковь в монгольский период. Монгольское нашествие и его влияние на жизни церкви. Взаимоотношения церковной иерархии с Ордой.
                            • Становление Московской митрополии. Роль Церкви в возвышении Москвы. Митр. Пётр и перенесение центра митрополии в Москву. Взаимоотношения русских митрополитов и московских князей. Митр. Алексий и кн. Дмитрий Донской. Митр. Киприан и спор о замещении митрополичьей кафедры после смерти митр. Алексия.
                            • Прп. Сергий Радонежский, значение его подвига. Ученики прп. Сергия, распространение монашества. Деятельность крупнейших монастырей.
                            • Общая характеристика периода «разделённой митрополии» в русских княжествах, сохранивших национальную и политическую независимость от Великого княжества Литовского.
                            • Начало автокефалии Русской Церкви. Фактическое установление автокефалии Московской митрополии в 1448 г.
                            • Возрастание роли государства в жизни Церкви. Теория «Москва – третий Рим». Церковная деятельность Василия III.
                            • Развитие церковной жизни в землях западной Руси. Возникновение Великого княжества Литовского, объединение русских земель под властью литовских князей. Религиозная ситуация в Великом княжестве до принятия католичества. Усиление польского влияния в Литве, принятие католичества, изменение в положении Православной Церкви.
                            • Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую в сер. XV в.
                            • Причины и последствия Брестской унии. Упадок православия в землях западной Руси в XVI в. Феномен православных братств. Взаимоотношения православных с католиками и протестантами в Речи Посполитой. Брестские соборы 1596 г., введение унии. Проблемы канонического положения православной Церкви после 1596 г., их решение. Народное противодействие введению унии.
                            • Русская Церковь в правление Ивана Грозного. Окончательная победа иосифлянства на высшем уровне. Созидательная деятельность митр. Макария. Стоглавый собор. Опричнина и отношение Церкви к ней. Судьба митр. Филиппа.
                            • Установление патриаршества в Русской Церкви. Начало визитов восточных патриархов в Московское царство в XVI в. Объективные и субъективные причины введения патриаршества в 1589 г. Изменение епархиальной структуры Русской Церкви. Последствия установления патриаршества.
                            • Церковь в период Смутного времени. Религиозный аспект Смуты. Роль Лжедмитрия I в организации католической экспансии в России. Патриарх Иов и противодействие самозванцу. Патриарх Игнатий. Преследование православия при Лжедмитрии II. Осада Троице-Сергиева монастыря. Православные мученики Смуты. Последний этап Смуты. Подвиг патриарха Гермогена по защите православия в Москве. Победа народного ополчения. Воцарение Михаила Романова.
                            • Новая парадигма церковно-государственных отношений в правление царя Михаила и патриарха Филарета.
                            • Жизнь и деятельность патриархов Иоасафа и Иосифа.
                            • Деятельность патриарха Никона. Специфика его патриаршества. Причины и предыстория «книжной справы» при патриархе Никоне. Богослужебные исправления и реакция на них. Алексей Михайлович и Никон: перипетии взаимоотношений. Теократическая идея Никона. Секуляризационная политика царя. Монастырский приказ и отношение патриарха к нему. Конфликт царя и патриарха. Уход и осуждение Никона. Роль восточных иерархов в осуждении патриарха.
                            • Возникновение и укоренение старообрядческого раскола. Кружок «ревнителей благочестия». Конфликт «ревнителей» и Никона. Иван Неронов и Аввакум. Начало раскола. Соборные осуждения раскольников. Развитие раскола после падения Никона. Политическая сторона борьбы со старообрядчеством. Соловецкий бунт. Роль раскольников в восстаниях стрельцов. Обзор дальнейшей истории старообрядчества. Расколы внутри старообрядческого движения.
                            • Западнорусская Церковь в XVII в. Киево-Могилянская академия. Православие в Речи Посполитой в XVII в. Роль Церкви в освободительной борьбе русского народа. Митрополит Петр Могила. Учреждение и просветительская миссия Киево-Могилянской академии. Киевская митрополия после присоединения Левобережной Украины к России.
                            • Проблемы церковной жизни в России накануне петровских реформ
                            • Феодор Ртищев и начало школьного образования в Москве. Первые русские школы. Братья Лихуды и Славяно-греко-латинская академия.
                            • Влияние малороссийской «латинской» школы на русское богословие. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий.
                            • Церковно-государственные отношения при последних патриархах. Секуляризация церковной и общественной жизни в конце XVII в. Предпосылки петровских реформ.
                            • Литература, рекомендуемая для подготовки.

                              1. Петрушко В.И. История Русской Церкви с древнейших времён до установления патриаршества: учеб.пособ. М.: ПСТГУ, 2010.
                              2. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. – Опубликовано на http://www.sedmitza.ru/text/436227.html.
                              3. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2009.
                              4. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2 т. – М.: Изд-во Сретенскогомон., 2009.
                              5. Знаменский П. В. История Русской Церкви. – Мн.: Белорусский экзархат, 2005.

                              Дополнительная литература.

                              1. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. (4 ч.). – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1997–2002.
                              2. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. В 11 т. (7 кн.). – М.: Изд. Валаамского мон., 1994–1997.
                              3. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – М.: Институт русской цивилизации, 2009.
                              4. Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. – М., 2006.
                              5. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М., 1996.
                              6. Федотов Г. П. Святые древней Руси. – М.: АСТ, 2003.
                              7. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 2008.
                              8. Покровский И. Русские епархии в XVI–XIXвв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1897.
                              9. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – М., 1998.
                              10. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. –СПб., 1877.
                              11. Православная энциклопедия. М., 1998 – по наст.вр.
                              12. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992–1892. В 3 т. 2002–2004.
                              13. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI–XIVвв. М., 1972.
                              14. Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. – Варшава, 1931.
                              15. Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т.– М., 1996.
                              16. Каптерев Н. Ф. Собрание сочинений. В 2 т.– М., 2008.

                              Раздел II. Синодальный период в истории Русской Православной Церкви.

                            • Общая характеристика Синодальной эпохи (1700-1917). Упразднение патриаршества, преобладание Государства над Церковью, превращение Церкви в Ведомство Государственного Управления. Количественный рост Церкви. Богословская мысль. Возрождение старчества.
                            • Учреждение Синодального управления. Период местоблюстительства. Петр I и Церковь. Митрополит Стефан Яворский — Местоблюститель патриаршего престола. Первые шаги Петра I по реформированию института Церкви. Еп.Феофан Прокопович — архитектор Синодальной системы. Подготовка и принятие Духовного Регламента – Устава Духовное коллегии. Учреждение Духовной Коллегии (Св.Синода).
                            • Попытки секуляризации церковных вотчин. Указ 26 марта 1762 г.
                            • Русская Православная Церковь в царствование императрицы Екатерины II (1762-1796) и имп. Павла I (1796-1801). Екатерина II и Церковь. Секуляризация церковных земель 1762-1764 г.г. Деление монастырей на 3 класса. Церковь при Павле I. Поддержка Павлом I папы, иезуитов и мальтийского ордена.
                            • Приходское духовенство в ХVIII в. Формирование сословия духовного чина; наследственность службы, сословный характер школы.
                            • Духовное образование в послепетровское время (до конца XVIII в.). Увеличение количества духовных школ. Учебный процесс. Материальное обеспечение системы духовного образования.
                            • Епархиальное управление в послепетровское время (до конца XVIII в.). Увеличение количества епархий. Создание духовных консисторий.
                            • Миссионерство в ХVIII в. Просвещение народов Поволжья: Комиссия новокрещенских дел. Миссионерство в Сибири. Свят. Павел Конюскевич. Основание Иркутской кафедры и её святители Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Нерунович) и Софроний (Кристалевский). Миссионерство среди калмыков. Обращение старообрядцев. Братья Денисовы. Образование Единоверческой Церкви (1800).
                            • Монастыри и монашество в ХVIII в. Монашество как инструмент социальной политики Государства. Указ 1764 г. и его последствие. Угроза пресечения монашества. Подвижники иноческого благочестия ХVIII в. Схиархимандрит Паисий (Величковский) — возродитель традиций старчества.
                            • Русская Православная Церковь в царствование императора Александра I (1801-1825). Эпоха мистицизма. Личная религиозность Александра I. Император и Синод. Обер-прокурор князь Голицын А.И. Создание духовной цензуры. Митрополит Платон (Левшин), архиепископ Феофилакт (Русанов) и епископ Филарет (Дроздов). Петербургское Библейское общество. Реформа духовного образования 1808-1814 г.г. Министерство духовных дел и народного просвещения. Понижение статуса Синода в системе государственного управления. Упразднение «Двойного министерства».
                            • Русская Православная Церковь в царствование императора Николая I (1825-1855). Запрет перевода Священного Писания, ужесточение цензуры. Усиление обер-прокурорского надзора. Учреждение особой канцелярии обер-прокурора. Обер-прокурор Протасов Н.А. Реформа церковного суда. Устав духовных консисторий.
                            • Русская Православная Церковь в царствование императора Александра II (1855-1881). Церковные реформы. Реформа 1858-1867 г.г., «Положение о духовных школах». Зарождение церковной публицистики и журналистики. Обер-прокурор гр. Д.А. Толстой.
                            • Русская Православная Церковь в царствование императора Александра III (1881-1894). Обер-прокурор К.П. Победоносцев. Усиление духовной цензуры. Контрреформа духовного образования при Александре III.
                            • Приходское духовенство в XIX в. Изменение правового положения духовенства. Меры по уничтожению сословной замкнутости духовенства. Меры в пользу улучшения быта духовенства при Николае I. Отмена телесных наказаний при Александре II. Ужесточение контроля над приходским духовенством при Александре III.
                            • Монастыри и монашество в XIХ в. Перемена отношения правительства к монастырям. Улучшение материального положения монастырей. Развитие старческого служения. Прп. Серафим Саровский. Оптина пустынь. Свтт. Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Св.прав. Иоанн Кронштадтский.
                            • Миссионерство в XIX в. Учреждение в 1865 г. православного миссионерского общества. Н.И. Ильминский — просветитель татар. Архимандрит Макарий (Глухарев) — миссионер Алтая. Свт. Макарий (Невский). Апостольская проповедь русских миссионеров в Америке. Миссионерство на рубеже ХIХ-ХХ вв. Миссионерские съезды в Казани (1897), Одессе (1898) и Иркутске (1910). Издание журнала «Миссионерское обозрение» (с 1896). Миссионерская деятельность на Камчатке Нестора (Анисимова)(1885-1962). Св.рв.ап. Николай (Касаткин) — просветитель Японии (1836-1912). Русская духовная Миссия в Корее (с 1897).
                            • Русская Православная Церковь на рубеже столетий (XIX-XX в.в.). Конец «Эпохи Победоносцева». Митр. Антоний (Водковский). Проекты реформы Церкви. Предсоборное присутствие. Церковь и первая русская революция (1905-1907 г.г.). Участие духовенства в политических партиях и работе Думы. Церковь и Первая мировая война. Церковь и Временное Правительство. Ликвидация института обер-прокуратуры. Министерство исповеданий. А.Н.Карташев.
                            • Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (Учебное пособие) – М.: Изд-во Учебного комитета Русской Православной Церкви, 2004. – 839 с.
                              — Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (Учебное пособие) – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 816 с.
                              — Цыпин В. прот. История Русской Церкви: Синодальный период (Учебное пособие для студентов ОЗО) – Сергиев Посад: Изд-во Московской духовной семинарии, 2004. – 241 с.

                              Дополнительная литература

                              — Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917) – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – Ч.1. – 800 с.
                              — Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917) – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – Ч.2. – 800 с.
                              — Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988-1917). — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997 – 608 с.
                              — Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – Т.2. – 568 с.
                              — Левченко И.В. Русская Православная Церковь и государство: Учебное пособие / И.В. Левченко. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997. — 160 с.
                              — Русак В. История Российской Церкви – М., 2002. – 328 с.
                              — Римский С.В. Российская Церковь в эпоху великих реформ (1860-1870 г.г.) – М.: Крутицкое Патриаршье подворье, 1999. – 568 с.
                              — Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900-1927. — СПб.: «Сатис», 2002. – 314 с.
                              — Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX в. – Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999. – 284 с.
                              — Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период 1700 – 1917. -М.: Русская панорама, 2003. – 264 с.

                              Раздел III . Русская Православная Церковь после падения царского режима. Советское и постсоветское время.

                            • Периодизация Истории Русской Православной Церкви XX века.
                            • Подготовка к Поместному Собору Русской Православной Церкви: Предсоборное Присутствие. Религиозная политика царя-страстотерпца Николая II.
                            • Положение Русской Православной Церкви после Февральской Революции 1917 года. Предсоборный Совет.
                            • Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.: периодизация, участники, основные решения, события, происходившие в стране во время работы Собора.
                            • Святейший Патриарх Тихон. Русская Православная Церковь в годы Гражданской войны. Антицерковная политика Советского государства.
                            • Образование Русской Православной Церкви Заграницей: причина появления, основные деятели, события, отношение к событиям внутри Советского государства и положению Русской Православной Церкви.
                            • Обновленческий раскол: образование, основные деятели. Григорианский раскол, движения «катакомбников», «непоминающих».
                            • Преемственность церковной власти после кончины Патриарха Тихона. Митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский) и Декларация 1927 года.
                            • Гонения на Русскую Православную Церковь в 30-е годы XX века.
                            • Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Изменение политического курса Советского государства. Положение приходов Русской Православной Церкви на оккупированной территории.
                            • Государственно-церковные взаимоотношения в 40-60-е годы XX века.
                            • Катакомбное, иосифлянское движения, религиозные диссиденты.
                            • Положение Русской Православной Церкви в период «хрущевских» гонений.
                            • Подготовка и проведение празднования 1000-летия Крещения Руси.
                            • Возрождение Русской Православной Церкви в 1990-е годы. Государственно-церковные отношения в новейший период. Положение епархий и приходов Русской Православной Церкви за пределами Российской Федерации. Количественный рост Русской Православной Церкви.
                            • Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
                              Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Вече, 2010.
                              Митрофанов Г. прот. История Русской Православной церкви 1900-1927. – Сатис, 2002.
                              Кострюков А. РЗЦ в первой половине 1920-х годов. – М.: ПСТГУ, 2007.
                              Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1996.
                              Очерки истории 1917-1988 гг. – М.: Издание Московской Патриархии, 1988.
                              Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских. Год 1918. – Казань, 1996.

                              Смотрите так же:  Почему церковь была заинтересована в продаже этих грамот