Ионавский монастырь

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Расписание богослужений

Богослужения: ежедневно. Божественная литургия в будние дни – 8. 20; в воскресные и праздничные дни – 9. 00. Исповедь в 8.00. По окончании литургии ежедневно в храме-усыпальнице служится молебен (кроме двунадесятых праздников, Страстной и Светлой седмиц). В верхнем храме служится панихида. Вечерние богослужения: 17. 00. По воскресеньям в 16.00 — молебен с акафистом св. прав. Иоанну Кронштадтскому.

воскресная школа

детские лагеря

молодежные клубы

О Иоанновском монастыре на Карповке

В 1899 на своей родине в селе Сура о. Иоанн Сергиев (впоследствии — св. прав. Иоанн Кронштадтский) основал Иоанно-Богословскую общину. Община была очень бедна, поэтому о. Иоанн решил приобрести в столице участок земли для подворья. В том же году он получил в дар небольшой участок земли на р. Карповке. Весной 1900 о. Иоанн освятил место для подворья. Руководить строительством он благословил свою духовную дочь – А. С. Сергееву, впоследствии первую настоятельницу Иоанновского монастыря, игумению Ангелину. Обитель была заложена в сентябре 1900 и уже через 2 года построена (арх. Н. Н. Никонов). Были возведены 2 храма: главный, верхний, Двенадцати Апостолов, и нижний, во имя прп. Иоанна Рыльского (небесного покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского). В корпусе напротив храмового здания жили паломники и причт, а рядом были кухня, хлебная, просфорная, трапезная на 200 человек и библиотека. В 1907–1908 было построено здание для лазарета, иконописной и рукодельной мастерских. В 1902 Сурское подворье по прошению о. Иоанна переименовано в самостоятельный женский монастырь во имя прп. Иоанна Рыльского.

Сразу после октябрьского переворота началось планомерное закрытие монастырей и подворий. 20 августа 1923 инокиням и послушницам обители (около 200 человек) было предписано в двухнедельный срок покинуть монастырь. 1 марта 1926 вход в усыпальницу о. Иоанна был замурован. Почти все монахини Иоанновского монастыря в начале 1930-х были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.

Долгое время помещения монастыря были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом, лабораториями.

В 1989 власти вернули обитель Церкви, а 14 июня 1990, через несколько дней после своего избрания на престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Ленинград, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. В тот же день был открыт доступ верующих в усыпальницу. 3 ноября 1997 в крипте, рядом с гробницей св. прав. Иоанна Кронштадтского, были погребены мощи первой настоятельницы обители схиигум. Ангелины, перенесенные с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.

После возобновления обитель сначала служила подворьем Пюхтицкого женского монастыря, а в 1991 подворье обращено в самостоятельный Иоанновский ставропигиальный монастырь. Престольные праздники: верхний собор: 13 июля – Собор Двенадцати Апостолов; 2 января – св. прав. Иоанна Кронштадтского. Нижний храм: 31 августа и 1 ноября – прп. Иоанна Рыльского. Храм-усыпальница: 24 февраля, 27 ноября – св. царицы Феодоры; 2 августа – св. Пророка Илии.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальный женский монастырь

Сюда, к гробнице Батюшки о. Иоанна Кронштадтского приходят те, кто хочет хотя бы на несколько минут забыть тяготу земную, укрепить веру и надежду.

Этому великому молитвеннику и светильнику церкви Христовой монастырь обязан своим возникновением.

Строительство монастыря началось весной 1900 года по проекту архитектора Никонова, который был рассмотрен и утвержден императором Николаем II, на небольшом участке земли, пожертвованном отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским. Батюшка с большим вниманием следил за ходом работ. Святыми молитвами, благословением, заботами и трудами старался как можно лучше обустроить обитель.

Первоначально отец Иоанн Ильич Сергиев предполагал устроить здесь новое подворье Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного отцом Иоанном на родине, в Архангельской губернии, но с помощью Божией монастырь оказался слишком значительной постройкой в городе, чтобы ему оставаться просто подворьем. По ходатайству о. Иоанна, в 1903 году подворье стало самостоятельным монастырем. Он был назван Иоанновским в честь Небесного покровителя Батюшки – преподобного Иоанна Рыльского, во имя которого был заложен первый храм Обители в нижнем этаже здания.

Отец Иоанн освятил его 17 декабря 1901 года. Со дня освящения малого храма в нем ежедневно совершалось богослужение.

Небывалая любовь народа за добро и помощь, его огненная вера и забота о духовном облике Обители привлекли мощную поддержку и пожертвования, и всего год спустя был освящен главный престол собора во имя Собора Двенадцати Апостолов с двумя приделами. Правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, а левый – во имя святителя Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, освященные в 1903 году при участии отца Иоанна.

Иоанновский монастырь 1900-е гг.

Храм венчали пять мозаичных куполов с золочеными крестами, а на его западной стороне возвышалась колокольня. Пламенной молитвой благословил Батюшка монастырь: «Благодарю Господа за радость освящения своего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России – Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной и великолепной Невы-реки.

Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века, — и да процветает в Обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь, да соберет новый храм в стенах своих множество благочестивого народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере».

Насельницы Иоанновского монастыря 1910 гг.

В январе 1903 года определением Святейшего Синода Иоанновский монастырь получил статус первоклассного. Еще при жизни Батюшки его святыми молитвами и трудами монастырь стал вполне благоустроенным и находился на полном самообеспечении. В обители проживало более 350 насельниц. В монастыре были золотошвейная, белошвейная мастерские, лазарет на 10 коек, просфорная с двумя печами; в одной большой печи выпекалось за раз тысяча просфор. Перед монастырем с восточной стороны, был разбит сад, а с западной находился образцовый огород, с которого сестры ежегодно снимали большой урожай, несмотря на то, что им был занят лишь небольшой клочок земли.

В 1903 году был устроен Вауловский Успенский скит в Борисово-Глебском уезде Ярославской губернии. Сам Батюшка любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря».

Много трудов, тревог и забот принял Батюшка, стараясь устроить возможно лучше как самую Обитель, так и возвысить духовную жизнь ее насельниц. Господь помог ему насадить и вырастить могучее, многоветвистое, плодоносное древо, под сенью которого будут укрываться и спасаться от житейских бурь и непогоды многие и многие благочестивые души во все века, пока будет стоять Святая Обитель. Немало видел Батюшка утешения и радостей от преданных ему всей душой сестер Обители, начиная от настоятельницы, а также в службе Божией, во время совершения Божественной Литургии. Он часто говаривал, что чувствует себя здесь как у себя дома. Приезжал в монастырь иногда усталый, измученный и говорил, что он приехал отдохнуть.

Эту поистине свою Обитель Праведник выбрал местом своего успокоения, и после его блаженной кончины паломничество в монастырь стало еще более многолюдным. В усыпальнице с раннего утра до позднего вечера непрерывно служились панихиды. Один из современников писал:

«Тысячи богомольцев идут ко гробику Батюшки, как бы к живому своему утешителю, целителю и наставнику. Идут не только, чтобы вознести молитвы о упокоении его чистой души в месте светлее, месте покойнее, но и себе чают получить здесь утешение Христово и избавиться от всякой скорби, гнева и нужды».

В 1923 году Обитель была закрыта. Но пройдя через десятилетия страданий, забвения и запустения монастырь возродился в 1989 году.

Молитвенным предстательством святого праведного о. Иоанна Кронштадтского, трудами и авторитетом Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бытность его митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским была вновь открыта эта Обитель. Монастырь был передан как подворье Пюхтицкому монастырю.

Восстановление храма усыпальницы 1989-1990 гг.

Батюшка о. Иоанн Кронштадтский при жизни духовно окормлял эту Обитель, поэтому участие пюхтицких сестер в возрождении Иоанновского монастыря было знаменательным.

Видя вновь благолепную Обитель, трудно представить, что десять лет назад стояла мерзость запустения на Святом месте. Монастырь представлял собой печальное зрелище. В здании размещалось более 20 разных организаций. Вся структура помещений была нарушена. Необходимо было произвести огромные ремонтно-восстановительные работы, ликвидировать перегородки, стены, двери, чуждые изначальной планировке и искажавшие внутренний вид Обители.

Но постепенно, с Божией помощью, Обитель стала возрождаться. По молитвам святого Праведника Господь послал добрых людей, с помощью которых восстанавливается монастырь.

С первых дней восстановления Обитель находится под постоянным попечительством и заботой Первосвятителя Русской Православной Церкви. Вступление Алексия II на Патриарший Престол совпало с церковным прославлением святого Иоанна Кронштадтского. Святейший Владыка возглавлял празднования, посвященные канонизации Батюшки.

Святейший Патриарх совершил освящение главного храма во имя Собора Двенадцати Апостолов.

Обитель на Карповке воистину является Петербургским домом Святейшего Владыки. Его покои располагаются в бывших покоях о. Иоанна Кронштадтского. Без участия Святейшего не проходит в монастыре ни одно значительное событие и его приезд в Обитель – всегда радость для насельниц и прихожан монастыря.
Воистину сбывается пророчество о. Иоанна Кронштадтского: «Просветится место это и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного — многоизвестным».

Обитель имеет подворье с храмом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенное на территории бывшей усадьбы графа Шувалова в пос. Вартемяки.

К празднованию 100-летнего юбилея монастыря воссоздан храм-часовня Покрова Божией Матери в ограде Обители.

Воистину духовным центром всего монастыря можно назвать усыпальницу дорого Батюшки, где почивают его святые мощи.

Сестры всегда во всех трудных обстоятельствах обращаются к нему с молитвою, свято чтут слова проиерея Иоанна Орнатского, сказанные сестрам у гроба святого Пастыря: «Не плачьте, теперь он ближе к Вам и уже никогда не уйдет от Вас. В нем Вы приобрели себе игумена, с Вами будут его честные останки, над которыми будет витать его бессмертный дух. Ходите на его могилу, водите к ней паломников, которые пойдут непрерывной чередой».
И теперь, как и прежде, тысячи паломников стекаются со всего мира, чтобы помолиться угоднику Божию и попросить его помощи, избавления от душевных и телесных скорбей, недугов и болезней. Молитвами Батюшки уже в наше время совершаются многие дивные чудеса. Очень часто в усыпальницу приходят и приезжают люди из разных мест с тем, чтобы рассказать сестрам о полученном исцелении по молитвам Батюшки о. Иоанна и отслужить благодарственный молебен на его могиле. Многие случаи благодатных исцелений записаны и хранятся сестрами. Часть из них опубликованы в книге «Светильник веры и благочестия».

Все сестры постоянно чувствуют помощь и незримое покровительство святого Праведного о. Иоанна Кронштадтского. Как при жизни Батюшка все время заботился о своей Обители, так и теперь не оставляет своей помощью и заступлением.

Иоанновский монастырь —
Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Архитекторы: Никонов Н. Н.
Год постройки: 1900-1902
Стиль: Византийский

Иоанновский женский монастырь — наб.Карповки, 45

Свято-Иоанновский ставропигиальный монастырь

наб. Карповки, 45

1900-1902 — арх. Никонов Ник. Ник.

В 1899 г. о. Иоанн Кронштадтский основал в своем родном селе Сура Иоанно-Богословскую женскую общину. Вскоре о. Иоанн решил устроить общинное подворье в Санкт-Петербурге.

Часть земли была куплена, а участок № 2 по Силину (ныне Иоанновкому) пер. между наб. Карповки и Песочной ул. (ныне ул. Профессора Попова) был подарен потомственным почетным гражданином Семеном Григорьевичем Раменским, председателем общества вспоможения бедным Владимирской церкви и Малоохтенского благотворительного общества при церкви св. Марии Магдалины. 8 мая 1899 г. о. Иоанном было освящено место будущего подворья. Закладку подворья 16 сентября того же года освятил викарный епископ Ямбургский Борис. Строилось здание по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова. В следующем году здесь появилась небольшая деревянная часовня с шатровым завершением, построена по проекту Н. Н. Никонова, освящена во имя прп. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о. Иоанна. Наблюдать за постройком монастыря о. Иоанн благословил свою духовную дочь Анну Семеновну Сергееву. 27 октября 1901 г. она была пострижена в монашество с именем Ангелина и стала заведующей Сурским подворьем.

Смотрите так же:  Московский новоиерусалимский монастырь

Строительство главного храма затягивалось, о. Иоанн решил устроить небольшой храм в нижнем этаже здания. 17 декабря 1901 г. по благословению митрополита Антония новая церковь была освящена самим о. Иоанном во имя прп. Иоанна Рыльского.

Комплекс монастыря был возведен всего за два года. В 1902 г. монахиня Ангелина была награждена наперстным крестом за успешную деятельность по строительству обители. О. Иоанн обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию с просьбой о переименовании Сурского подворья в Санкт-Петербургский женский монастырь Двенадцати Апостолов. Владыка Антоний предложил назвать монастырь Иоанновским в честь небесного покровителя батюшки прп. Иоанна Рыльского. О. Иоанн с благодарностью согласился.

В 1903 г. община в Суре была обращена в монастырь, а подворье в самостоятельную обитель. Матушка Ангелина была назначена настоятельницей.

Главный храм обители собор Двунадесяти Апостолов занимает два верхних этажа храмового комплекса. Храм был освящен 17 декабря 1902 г. митрополитом Антонием в сослужении о. Иоанна Кронштадтского. Правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери был освящен 24 апреля 1903 г. епископом Гдовским Константином, он же 14 октября того же года освятил левый во имя прп. Андрея Критского и Марии.

Пять куполов собора и звонница были покрыты разноцветной черепицей. В окнах находились витражи с изображениями апостолов работы П. К. Венига и Ф. К. Платонова. Образа для двухъярусного дубового иконостаса написал Ф. К. Платонов, другие – М. В. Нестеров. Жертвенник и пристол были изготовлены из белого мрамора.

В 1903 г. на Песочной ул. (ныне ул. Профессора Попова) было окончено строительство пятиэтажного дома причта . Рядом в 1907-1908 гг. было возведено здание лазарета, мастерских, типографии и келий для 200 сестер. Тогда же в подвальном этаже по проекту Н. Н.Никонова была устроена небольшая усыпальница, выложенная белым итальянским мрамором. Мраморный иконостас для нее был изготовлен в мастерской А. А. Баринова. Образа также написал Ф. К. Платонов. Средства на строительство храма-усыпальницы пожертвовала Анна Яковлевна Лежоева. В 1907 г. она стала насельницей монастыря, была пострижена с именем Иоанна и исполняла обязанности казначея обители.

О. Иоанн любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря». И это место он сам выбрал для своего упокоения, обратившись к митрополиту Антонию с особым прошением об этом. 15 декабря 1904 г. Николай II написал на его докладе: «Разумеется, желание почтенного о. Иоанна Сергиева будет исполнено». 20 декабря 1908 г. О. Иоанн скончался. 21 декабря 1908 г. митрополит Антоний освятил в усыпальнице придел во имя прор. Илии и благ. цар. Феодоры – по именам небесных покровителей родителей о. Иоанна. 23 декабря здесь в беломраморной гробнице и был погребен батюшка.

На втором этаже под алтарем главного храма сохранялись покои о. Иоанна. Они оставались неприкосновенными вплоть до закрытия обители. Когда монастырь стал возрождаться, всю обстановку удалось восстановить благодаря сохранившемуся описанию. Ныне в этих помещениях располагаются патриаршие покои.

Настоятелем храма с 1904 г. был протоиерей Иоанн Николаевич Орнатский. С января 1909 г. монастырь стал первоклассным.

Иоанновский монастырь.
Фото начала 1900-х гг.

Иоанновский монастырь.
Фото 1900-х гг.

Иоанновский монастырь | Приход

Официальная страница прихода Иоанновского ставропигиального женского монастыря.

На базе нашего прихода существует и успешно функционирует целая система групп по социальной работе (общин). У нас Вы сможете стать частью сообщества православных христиан, принять участие в поездках и мероприятиях, освоить новые для себя виды деятельности, получить помощь и поддержу в трудной жизненной ситуации.

Контакты:
тел.: +7 (921) 586 83 99
+7 (911) 967 33 96
почта: [email protected]







«ОН БЫЛ ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ, КОТОРЫЙ ДУШУ СВОЮ ПОЛАГАЕТ ЗА ОВЦЫ СВОЯ»: ОТПЕВАНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ ОЧКАЛОВА

3 июля в храме Двенадцати апостолов Иоанновского монастыря было совершено отпевание новопреставленного протоиерея Георгия. Возглавил чин отпевания протоиерей Николай Беляев в сослужении клириков обители и других храмов. Проститься с батюшкой пришло около 300 человек.
Показать полностью… Погребен отец Георгий на монастырском кладбище на подворье монастыря в д. Вартемяги — за алтарем церкви свв. мцц. Веры, Надежы, Любови и Софии.

После погребения священнослужители и чада батюшки собрались на поминальный обед в монастырской трапезной.

Вспоминая отца Георгия, протоиерей Николай Беляев сказал: «Он был пастырь добрый, который душу свою полагает за овцы своя. Он был ревностный священник, любил богослужение, в особенности поминовения. Многие старались батюшке чем-то услужить, что-то подарить, и каждого благодетеля о. Георгий записывал в помянник и поминал не месяц, не два, а годы. Очень любил о. Георгий поминать усопших, которые теперь, будем надеяться, его встречают и радуются вместе с ним. Он был очень добрый, и все, кто обращался к нему за помощью, получали от него утешение, не только молитвенное, но и материальное. У него не было сбережений, не было богатства, не было машины, у него была очень скромная квартира, все деньги, которые он получал от монастыря или от благодетелей, батюшка раздавал людям. Будем надеяться, что за его милосердие Господь упокоит его душу «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная».

Протоиерей Олег Гаврилов рассказал о том, что ходил на исповедь к отцу Георгию, будучи прихожанином Иоанновского монастыря, советовался с ним, также став священником. «Он умел говорить о вере просто, понятно, без богословских рассуждений, давал хорошие наставления. – сказал о. Олег. — Если человек был грешен, назначал правильные епитимии – мягкие, но спасительные, которые направляют человека на путь истинный. О. Георгий был очень щедрым, добрым, милостивым человеком. Вместе с о. Михаилом они часто помогали нуждающимся, были кормильцами многих семей. О. Георгий был великим молитвенником. Ему предлагали принять монашество, но он отказывался, объясняя, что то правило, которое он имеет, достаточно большое, он уже с трудом его исполняет. Он считал, что в монашестве это правило должно стать еще больше, поэтому он не решался принять монашество, думая, что тогда, может быть, будет недостойным монахом. Но, по сути, он вел монашеский образ жизни: много молился, исполнял большое молитвенное правило, клал много земных поклонов, так что у него руки были в мозолях. Он был Божий человек, Божий священник. Для нас он был примером для подражания: нестяжательный, молитвенник, добрый, милостивый. Если кто-то обращался к нему за помощью, всегда старался помочь. Этим, к сожалению, злоупотребляли мошенники, потому что он был человеком простым, всем верил, всем доверял и старался всем помочь. Слава Богу, что он был в нашем монастыре, потому что похожего священника у нас в монастыре нет – простеца, человека, который много молится, совершает много подвигов, очень доступного. Нам его будет не хватать».

Иерей Алексий Заруцкий вспомнил о том, как служил с о. Георгием. «Он всегда подстраивался под человека. Несмотря на разницу в возрасте, мне всегда было очень легко с ним служить. Он был очень простым человеком. Отец Георгий был очень жизнерадостным, постоянно вспоминал какие-то истории из семинарии, где он учился, вспоминал своих одноклассникав, друзей, близких. Я постоянно слышал новые истории о новых людях. Для него все эти люди были как живые, потому что он сам был очень живым человеком».

Еще много теплых слов прозвучало в адрес отца Георгия. Священники и чада батюшки с любовью вспоминали своего сослужителя и духовного отца, которого сподобились знать, с которым сподобились служить, получать его молитвенную помощь и поддержку. Вспоминали о том, как батюшка умел несколькими словами утешить человека, вспоминали его чувство юмора, которое способно было воодушевить унывающего человека. Юмор был всегда со смыслом, с Божией благодатью. Вспоминали, как батюшка учил постоянно молиться, исповедоваться, следить за своими поступками. Даже епитимьи, которые он давал, чаще всего были связаны с молитвами и с поклонами, и целью их было направить человека на правильный путь. Отмечали, что батюшка много молился, многих поминал, люди постоянно чувствовали его молитвенную помощь. Он был редкий пастырь, каких не много.

Да упокоит Господь его душу в селениях праведных! Будем молиться за нашего батюшку, и будем надеяться, что и он будет молиться за нас там.

Источник: Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, г. Санкт-Петербург.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Иордан, ты очень много помнишь,
В твоих волнах видна седина,
Иисусу Навину на помощь
Показать полностью…
Открывал объятья ты до дна.

И застыв почётным караулом,
В путь Израиля благословлял,
А затем бежал с весёлым гулом,
Пробиваясь к жаждущим полям.

Годы мчались, как стрела из лука,
Но, взгляни, теперь на берегу
Навина праправнуки и внуки
Слушают Господнего слугу.

Грубо сотканный верблюжий волос
В скромности накинут на плечо.
Там пророка неподкупный голос
К покаянью тысячи влечёт.

Автор: Григорий Пушников.

Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена

6 ИЮЛЯ СОВЕРШАЕТСЯ ПРАЗДНОВАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
Показать полностью…

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году. Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.

Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.

Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Источник: Азбука веры.

НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СЕРАФИМЫ (2019) | Мультфильм для Всей семьи.

В основе сюжета — захватывающая история девочки, которая лишилась родителей в начале Великой Отечественной войны. Приключения Серафимы, воспитанницы детского дома, начинаются, когда она попадает в здание старинного храма. Последующие события не только помогают Серафиме раскрыть тайну гибели родных, но и меняют всю ее жизнь.

«Это будет не пересказ жития батюшки Серафима, а история девочки, которая попадает в трудную жизненную ситуацию и батюшка ей помогает», -отметил Игорь Мещан, зам. председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви.

Приятного Вам просмотра!

«ЯВИВШИЙСЯ ЕМУ ВО СНЕ ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ПОСОВЕТОВАЛ ВЗЯТЬ В ДОМ ДЕВОЧКУ-СИРОТУ. »

Священномученик Александр (память святого совершается 6 июля) родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии.
Показать полностью… Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться.

В 1868 году Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат спросил Александра: «Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!» – «И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, – вспоминал он впоследствии, – и я бессознательно отвечал: как хотите. »

Отец Евгении служил священником в храме в селе Апазове Казанского уезда в приходе, состоявшем в основном из крещеных татар. Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был рукоположен во священника ко храму в селе Александровское Чистопольского уезда.

Но прослужил он здесь недолго. В 1871 году тяжело заболел его тесть, и, когда отец Александр приехал навестить больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, так как он собирается уходить за штат по болезни. Отец Александр не хотел переходить в село, где жило много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство. Но было трудно отказать тестю, которого отец Александр искренне любил, он – согласился и написал прошение, но с большими оговорками, так что в тот момент был почти уверен, что ему откажут. Тесть, прочитав прошение, встал на колени перед иконой Спасителя и молился перед ней с такой верой, что отец Александр, бывший тут же, понял, что Господь эту молитву услышит. И действительно, вскоре он был переведен в Покровский храм в село Апазово, где прослужил большую часть жизни. Хотя отец Александр знал татарский язык в совершенстве, местные крещеные тартары с неудовольствием приняли его, так как в это время среди них началось движение за назначение в приходы священников из татар, а отец Александр был чисто русским. В начале своего служения он был назначен увещателем отпадших, а затем и окружным миссионером. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.

В 1881 году отец Александр овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во сне отец Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала большой ему помощницей.

«В 1881 году. более двухсот душ отпало. в мусульманство, – писал отец Александр. – Я немного пал. духом и хотел уйти в другой приход; но предварительно пошел в церковь, помолился и о намерении писать прошение после литургии забыл… Я продолжал служить и работать, насколько мог. Слава Богу, в 1883 году мои отступники все возвратились в православие, и я еще более ожил духом. Однако же меня стала чаще беспокоить мысль, почему это школа производит малое влияние на инородцев, которые продолжают стремиться в мусульманство. Я начал заглядывать повнимательнее в учебники и пособия. Оказывается, учебники по Закону Божию составлены пусто и темно, а еще хуже пособия. Меня это поразило. Я написал об этом доклад. что таковое содержание книжек составляет сеяние не пшеницы, а плевел…»[1] «В 1887 году я убедился, что миссионерские курсы при академии приносят больше вреда, чем пользы, ибо там, не преподавая необходимых сведений о христианстве, весьма подробно выясняли учение Мухаммеда, без сопоставления его с христианским – а от сего крещеные инородцы-курсисты отатаривались. Я, как миссионер архиепископа, написал ему о том доклад, который сдан был владыкою на рассмотрение Совета академии и для составления новой программы для курсов, о чем я просил владыку. »[2]

В 1900 году отец Александр был назначен служить в Троицкий собор в городе Мамадыш, где в 1905 году в связи с революционными волнениями у него начались неприятности, – мамадышская интеллигенция стала упрекать его в устарелости и отсталости его взглядов, найдя поддержку в своих суждениях и среди местного духовенства; в результате создалась невозможная для отца Александра обстановка в городе, и он попросил архиерея перевести его на старое место, но архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин) предложил ему вместо этого поступить без вступительных экзаменов, как человеку пенсионного возраста, в Казанскую Духовную академию, куда отец Александр и был принят в 1906 году.

Он имел право прослушивать все лекции, пользоваться академической библиотекой, но, как не сдававший вступительных экзаменов, не имел права писать семестровые работы, сдавать экзамены и переходить с курса на курс. Однако, выслушав весь курс преподаваемых в академии предметов, он мог получить удостоверение, что в течение четырех лет прослушал академический курс по выбранному им отделению. Отец Александр выбрал отделение миссионерское. Он мечтал, прослушав курс академии, вооружиться новыми знаниями и послужить еще Церкви Христовой на миссионерском поприще.

Оценив вполне за свою долгую жизнь важность знаний, он за четыре года не пропустил ни одной лекции, первым приходил в аудиторию и последним уходил из нее, а все свободное время проводил в библиотеке. Он был самым усердным богомольцем и священнослужителем академического храма. Являя собой образец исправности в исполнении своего послушания, он к тому же призывал и своих однокурсников, которые по возрасту годились ему во внуки. И когда, бывало, студенты не приготовят вовремя учебную работу, протоиерей Александр мягко им замечал: «Эх, молодые люди. Вам погулять все хочется, вот дело то и стало. а ведь жизнь не ждет. В жизни придется волей-неволей быть аккуратными, вот и надо бы приучаться к этому в академии. Ведь потом, небось, других учить этому будете»[3].

Оканчивая академию, он стал размышлять, какое выбрать место служения. Один из учившихся с ним студентов предложил ему поехать в Екатеринбургскую епархию, откуда сам был родом, а кроме того, там проживало много мусульман, а отец протоиерей был известен как опытный противомусульманский миссионер.
Отец Александр последовал его совету и в 1911 году был направлен служить в Успенский храм Каслинского завода Екатеринбургской епархии. 22 декабря 1912 года он был назначен епархиальным миссионером.

«В течение всей моей 44-летней службы, – писал отец Александр, – все передвижения мои с места на место были под руководством Промысла Божия, который. направлял службу мою на миссионерское служение инородцам. Даже супружество мое состоялось не по моему выбору, а как будто по случайности, приведшей меня в село Апазово. Даже и то обстоятельство, что, несмотря на мои усердные труды в Духовной академии, мне не дали формально ученой степени, послужило к тому, что я теперь служу “инородцам”. Да будет же святая воля Господа Бога моего. до конца дней моих…»[4].

Делясь с собратьями богатым опытом на поприще миссионерской деятельности, отец Александр писал: «Наша довольно продолжительная, пастырская и миссионерская деятельная практика дала нам возможность убедиться в том, где и в чем скрывается условие успеха. Итак, любовь – любовь не на словах, в виде учения Христова, но любовь – жизнь Христова в нас – крайне необходима для успехов в пастырской и миссионерской деятельности. Только жизнь любви в пастырях и пасомых может обновить приходскую жизнь и “восстановить приход”, раздираемый самолюбием тех и других»[5].

Через несколько лет после принятия в 1906 году закона о свободе совести, все воочию смогли наблюдать его отрицательное влияние на нравственное состояние общества. «Совесть человека есть зеркало жизни его, – писал отец Александр, – догреховная она была совокупностью совершенств, отпечаток образа и подобия Божия – а греховная она стала отпечатком нравственного уродства сердца человеческого, “сознанием” своих самолюбивых, чувственных страстей и пороков. “Свобода” таковой “совести” должна быть всемерно ограничиваема и утесняема.

Всякая ли “совесть” должна в одинаковой степени пользоваться “свободою” проявления своего внутреннего содержания и всякая ли религия может пользоваться свободою воспитания своих исповедников? Нельзя же сравнить в правах пользования “свободою” христианства, проповедующего любовь ко всем, и мухаммеданства, проповедующего ненависть к врагам и убийство иноверцев. Можно теперь понять и то, какая великая ошибка кроется в даровании “свободы” вероисповеданий. Не свобода здесь нужна, а лишь веротерпимость»[6].

Но свобода для развития всякого рода греха расширялась, захватывая все большие слои народа, и в конце концов завершилась разбоем.

В первый раз семидесятилетний старец был арестован в конце 1917 года за распространение религиозно-нравственных книг на татарском языке. Только после удостоверения татар, что в книгах нет ничего контрреволюционного, совет рабочих депутатов освободил священника. Вторично протоиерей Александр был арестован красногвардейцами 22 июня 1918 года и в ночь на 23 июня – расстрелян[7]. Палачи, не удовлетворившись расстрелом, нанесли ему несколько столь сильных ударов, что лицо его обезобразилось до неузнаваемости, в боку зияла страшная рана, одна нога была сломана и проколота ступня, «и в конце концов [его], связанного по рукам, бросили в яму»[8].

Тело пастыря-мученика было найдено после ухода из селения красногвардейцев. 7 июля 1918 года в Успенском храме Каслинского завода состоялось отпевание протоиерея Александра Миропольского и священников Петра Беляева и Петра Смородинцева и двадцати семи мирян. Пострадавшие от безбожных властей священномученики были погребены около Успенского храма[9].

При­ме­ча­ния:
[1] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. № 37. С. 886-887.
[2] Там же. № 38. С. 913.
[3] Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 16. С. 309-310.
[4] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. № 39. С. 943.
[5] Там же. № 48. С. 1149, 1152.
[6] Там же. № 41. С. 978-980.
[7] ОГАЧО. Ф. И-226, оп. 20, д. 291, л. 268 а.
[8] Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 16. С. 291.
[9] Там же. С. 289-294.

Источник: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. — Тверь, 2008. — С. 415-419.

ВИЛЕНСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ

Собор Виленского Свято-Духовского монастыря. Фото 2000-гг.

Монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе Виленской епархии

  • Адрес: Ausros Vartu g. 10, LT-01129, Vilnius, Lietuva
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Обитель расположена в Старом городе Вильнюса. Монастырские стены вплотную примыкают к римо-католическому костелу святой Терезы.

    Храм на месте казни Виленских мучеников

    После казни в 1347 году мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в дубовой роще на окраине Вильны (ныне Вильнюс), где казнили преступников, эта земля стала чтиться православными. Через два года, христиане, пользуясь покровительством второй жены великого князя Литовского Ольгерда, Иулиании, выпросили себе для молитвы горку — место казни святых. Здесь была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Ее престол, по преданию, расположился на месте дуба, на котором пострадали за исповедание Пресвятой Троицы Виленские мученики. В эту церковь перенесли и их обнаруженные нетленными чудотворные мощи.

    Троицкий монастырь и православное братство в борьбе с унией

    На 1585 год эта церковь являлась храмом православного Троицкого монастыря, при котором в то время возникло, а к 1588 году окончательно оформилось братство Живоначальной Троицы для сохранения Православия. Знаменательным событием в жизни братства явился приезд в Вильну в июле 1588 года патриарха Константинопольского Иеремии, который утвердил «сие угодное Богу Братство» и выдал ему грамоту, в которой предписывал иметь в братском доме школу для преподавания греческого, латинского и русского языков, а также типографию для печатания книг Священного Писания. Многие состоятельные члены Братства дарили ему дома и угодья, что давало возможность приглашать в школу лучших в Западном крае учителей и построить собственный храм.

    К концу 1594 года стали появляться тревожные слухи о подготовке унии с римо-католицизмом и вести об измене Православию некоторых иерархов. Когда слухи подтвердились, именно члены Троицкого Братства, особенно ревностный школьный проповедник Стефан Зизаний который раскрывал тайные замыслы инициаторов унии, забили тревогу. В 1596 году Зизаний был «отлучен от Церкви» епископами вставшими на путь унии. На Брестском Соборе того года все восемь представителей от Виленского православного Братства высказались против унии.

    Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и «вразумить» православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение «Антиграфы» составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея «Гармония». В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию.

    Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) «Фринос» послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря.

    Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой

    Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий — около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии.

    В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

    Во время Русско-Польской войны 1654-1667 года, Вильну на время заняли русские и в монастыре был похоронен князь Мышецкий, руководивший стойким сопротивлением польской осаде. Когда город вновь заняли поляки в 1661 году Свято-Духов монастырь стали обвинять в измене, в пособничестве Москве. Обитель оскудевала братией, но при ней продолжала существовать школа.

    Монастырь пользовался поддержкой со стороны Петра I, который дал монастырю жалованные грамоты и льготы.

    Во время страшного пожара в 1749 году Свято-Духов монастырь сгорел полностью, за исключением маленькой девичьей церкви. Русское правительство отпустило на возобновление церкви 6000 рублей. При почти полном исчезновении православного населения в Вильне, деяетльность монастыря имела особое значение. Последнее жестокое надругательство над монастырем поляки-католики совершили в 1794 году, ограбив его, учинив насилие над настоятелем — восьмидесятилетним старцем Георгием, одним из горсти монахов, оставшихся в обители.

    Свято-Духов монастырь в Российской империи

    Возрождение обители началось с 11 августа 1794 года, когда Вильна стал губернским городом Российской империи. Свято-Духов монастырь был определен как штатный второклассный с соответствующим жалованием. В 1796 году братство при монастыре было распущено, а в 1797 году монастырь был передан в ведение архиепископа Минского Иова.

    В 1833 году по ходатайству настоятеля Платона (Рудинского) и по просьбе виленского генерал-губернатора князя Долгорукова обитель была переведена в первый класс, что влекло за собой улучшение ее материального состояния. Святейший Синод выделил необходимые средства, и в 1836-1837 годах по благословению архиепископа Полоцкого Смарагда Свято-Духовская церковь была перестроена по образцу православного храма, так как ранее походила на костел.

    Архимандрит Платон (Городецкий) провёл в монастыре большие восстановительные работы. В 1844 году церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была превращена в монастырскую трапезную, были сооружены святые врата. 4 июня 1845 года архиепископ Виленский Иосиф (Семашко) освятил главный престол в перестроенной церкви Святого Духа.

    Архиепископ Виленский Иосиф был большим почитателем обители и Виленских мучениов. В 1850 году он на свои средства устроил покатый сход в пещеру, где почивали мощи мучеников. Он же оплатил устройство пещерной церкви. Иконы для алтаря были написаны академиком Хруцким. 14 апреля 1851 года последовало освящение пещерного храма во имя мучеников Виленских. Стараниями владыки Иосифа и на пожертвования прихожан сооружена бронзовая, чеканная, позлащенная рака, в которую 14 апреля 1852 года были помещены мощи мучеников. При устройстве церкви архиепископ Иосиф приготовил для себя в пещере каменный гроб и прикрыл его чугунной доской с надписью: «Помяни, Господи, раба Твоего святителя Иосифа. Святи мученицы Антоние, Иоанне и Евстафие, молите Господа о мне, грешном, 1850«. Там он и был похоронен в 1868 году.

    6 августа 1865 года по утверждении устава митрополитом Иосифом после литургии было вновь торжественно открыто Виленское Свято-Духово братство. Теперь его целями стали благотворительность и содействие народному образованию.

    Колокольня и соборный храм Виленского Свято-Духова монастыря. Фото 1943-1944 гг.

    После революции 1917 года

    В 1915 году, при наступлении немцев, мощи Виленских мучеников были вывезены из монастыря в Москву.

    С 1922 по 1939 год монастырь находился на территории Польши, и вместе со всей Виленской епархией, был в составе Польской Православной Церкви.

    В пределах послевоенного СССР обитель не только осталась открытой, но и благоустроилась. 13 июля 1946 года состоялось торжественное возвращение мощей святых Виленских мучеников в монастырь, где с тех пор торжественно отмечается этот день. В 1959-1960 годах в церкви Святого Духа было оборудовано паровое отопление, в 1976 году весь монастырский комплекс был подключен к городской системе теплоцентрали. В 1982 году восстановили и освятили придел во имя апостола Иоанна Богослова в главном храме, тогда же был оборудован лифт на колокольне, а также благоустроен братский корпус.

    После распада СССР, при митрополите Виленском Хризостоме, соборный храм Святого Духа был основательно обновлен. В 1996-1997 годах произвели капитальный ремонт перекрытий пола главного храма, деревянные балки заменили металлическими, а пол выложили керамическими плитками. Одновременно расширили пещерную церковь и сделали к ней два входа. Внутри и снаружи церковного здания провели косметический ремонт. В июле 1997 года широко отмечался 400-летний юбилей монастыря и 650-летие со времени убиения Виленских мучеников. В то время на молитвенную память о посещении Свято-Духова монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители евхаристические сосуды.

    В 1993 году в Свято-Духовом монастыре была открыта общедоступная библиотека духовной литературы, насчитывавшая ко второй половине 2000-х около 13 тысяч томов. По воскресеньям в монастыре проводились встречи священнослужителей с мирянами, беседы по вопросам веры, просмотры аудио и видеоматериалов. В течение последних лет монастырь ежедневно предоставлял бесплатные обеды примерно тридцати нуждающимся, была устроена небольшая гостиница для паломников.

    На территории монастыря в заново отстроенном здании разместилось управление Виленской епархии: «Архиепископия» — канцелярия епархии; «Православное хозяйство», в ведении которого находятся имущественные дела; резиденция правящего архиерея, священноархимандрита Свято-Духова монастыря.

  • 1797 — 13 монахов, четверо из них жили и служили в иных подведомственных Свято-Духовой обители монастырях.
  • 2-я пол. 2000-х — 3 архимандрита, 1 игумен, 1 иеромонах, 1 иеродиакон.
  • Настоятели и наместники

    • Леонтий (Карпович) (ок. 1609 — ?) архим.
    • Мелетий (Смотрицкий), преемник Леонтия
    • Амвросий (Юшкевич) (1731 — 1734)
    • Сильвестр (Ляскоронский) (1741 — 1744 [1])
    • Авраамий (Флоринский) (1758 — 1762)
    • Варлаам (Шишацкий) (1787 — 1789)
    • Георгий (упом. 1794)
    • Даниил (Натток-Михайловский) (1797 — 1800)
    • Епифаний (Канивецкий) (1807 — 6 февраля 1808)
    • Тимофей (Самбикин) (14 марта 1808 — 10 февраля 1813)
    • Платон (Рудинский) (упом. 1833 — 27 сентября 1838)
    • Платон (Городецкий) (28 апреля 1839 — 8 сентября 1843)
    • Евсевий (Ильинский) (27 июня 1845 — 4 декабря 1848)
    • Александр (Добрынин) (31 августа 1851 — 17 октября 1860) .
    • Павел (Поспелов) (6 октября 1893 — 19 июля 1895) .
    • Серафим (Адамов) (12 июня 1909 — 11 февраля 1913)
    • Антоний (Марценко) (октябрь 1922 — 25 февраля 1923)
      • Василий Виноградов (1942 — 1944)
      • Никита (Якерович) (1985 — 1988)
      • Адриан (Ульянов) (1988 — 1990)
      • Никита (Якерович), 2-й раз (1990 (27-28 декабря 1993) — не позднее 2002)
      • Виленские владыки (упом. 7 июня 2012)

    Related Post

    Монастырь римская

    Римский монастырь Тор де Спекки – привет из Средневековья У тех, кто оказался в Риме на мартовские праздники, была (и будет в следующем году) уникальная возможность посетить один из самых

    О василий даниловский монастырь

    Бездомные. Похоронить по-христиански Если при жизни бездомный еще может расчитывать хоть на какую-то помощь, то после кончины его, как правило, ждет лишь безымянная могила. Кто помогает таким людям отправиться в

    Покровский женский монастырь в москве как доехать

    Покровский женский монастырь в Москве на Таганке Кратко о Покровском монастыре – описание для туристов и паломников Адрес: Москва, улица Таганская, д. 58Проезд: ст. метро «Марксистская», «Пролетарская», «Крестьянская Застава» Покровский