Икона покров пресвятой богородицы в каком храме

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным твоим омофором.

В каждом Покровском храме в иконостасе рядом с образом Спасителя Вы увидите храмовую икону – Покрова Пресвятой Богородицы. В нашем храме две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе.

Первые иконы, посвященные этому празднику, были написаны на Руси. Связано это с тем, что праздник прижился именно у нас, Византия его не знала. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку.

Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Ней Ангелы – считается, что это изображение того, чуда которое еженедельно совершалось во Влахернском храме.

Само празднование Покрова Божией Матери было установлено на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155-1174 гг.), тогда же был возведен первый Покровский храм на Руси – Храм Покрова на Нерли.

История праздника такова: как записано в древнем Патерике, это событие произошло в 910 году, во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. В это время Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!» В этом храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. И как говорит Церковное Предание, вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых пророков, апостолов, Ангелов, славящих Пречистую хвалебными именами. Рядом с Богородицей, поддерживая ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом. Житие блаженного Андрея, автором которого был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания, не говорит, когда произошло это чудо. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

Теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан. И праздник Покрова стал на Руси одним из самых любимых.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Празднование 1 / 14 октября

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный,
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Величание в праздник Покрова
Пресвятой Богородицы

Икона Покрова Пресвятой Богородицы, празднование 1 / 14 октября

Прошлое — это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать.

К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно — историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени.

Древний Царьград поражал современников своими храмами и дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался бы особенно большим — всего несколько сот жителей, даже внутри городских стен — нивы, огороды, виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это был один из крупнейших городов ойкумены — обитаемого мира — столица огромной Византийской империи, царь городов и город царей. Владения Второго Рима простирались от Дуная на севере до Тигра и Ефрата на юге, от Кавказских гор на востоке до Адриатики на западе. Византия постоянно воевала, то приобретая новые земли, то обороняя от врагов собственные. Жители империи называли себя ромеями («римлянами»), и Константинополь был для них Новым Римом, где жили представители разных народов: греки, сирийцы, скифы, славяне. Всех их объединяла православная вера, сохраненная в чистоте с апостольских времен и закрепленная деяниями Вселенских Соборов.

В VI веке, во времена правления императора Юстиниана, ходил по улицам Царьграда поэт и пономарь Роман Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес. Служил он в первейшем храме империи — соборе во имя Святой Софии — Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток («кондакион», по-гречески) и проглотить его.

И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами 1 октября.

Четыре века спустя по тем же улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в царьградских храмах.

В Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы».

Предполагают что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями.

Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!»

Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…

И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу», — ответствовал тот.

И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. «Видишь ли, брате. » — «Вижу, святый отче…»

И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет — моление Пречистой о грешном роде человеческом.

Смотрите так же:  Первомайск храм

Много свидедетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины. А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже — от агарян, в 866 году — и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной.

Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее.

И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником. Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом.

…А теперь перенесемся из знойного, роскошного и богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий князь Андрей Боголюбский (1111—1174) — второй сын великого князя Юрия Долгорукого.

Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от внутренней розни. «Яко тамо (в Царьграде) сущая народы в церкви милостиво покры, тако и нас, грешных раб Твоих, покрой кровом крилу Твоего», — писали древнерусские книжники.

Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова — в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире — огромный златоглавый Успенский собор. Над главными Золотыми воротами города — храм Положения ризы Богоматери… Но самый первый на Руси храм Покрова, что на Нерли, так и остался непревзойденным творением зодчих.

Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», — читается на службе в праздник Покрова.

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии.

1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских.

Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.

…В прошлые времена русские крестьяне, собрав урожай, готовились к свадьбам: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком». Девушки-невесты всегда ставили на Покров свечи перед иконой праздника — которая раньше поставит, та прежде и замуж выйдет. До Покрова крестьяне хранили пожинальник — последний сноп с последней сжатой полосы, на Покров же его торжественно выносили во двор и давали скотине, чтобы оберечь ее от зимней бескормицы и иных бед.

Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, — именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно пишется в темно-красных тонах — в цветах императорского пурпура. В центре на амвоне — знакомый нам Роман Сладкопевец со свитком в руках, живший задолго до Андрея юродивого. Но и этот Андрей стоит рядом — в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом Сладкопевцем — византийский император, Вселенский патриарх, иноки, народ, а надо всеми — Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир.

А еще выше — образ Того, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя.

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Праздник Покрова. Покров Пресвятой Богородицы. История Покрова

14 октября- Покров Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. В ЧЕМ ПОМОГАЕТ БОГОРОДИЦА

На иконе изображен светлый образ Пресвятой Богородицы, которая укрывает нас от врагов. Ее Покров и защита простирается не только на наши тела, а в первую очередь – на наши души

Смотрите так же:  Богородский храм в уфе

Пресвятая Божия Матерь, наша Защитница, держит Свой светлый омофор, молиться Ей через эту икону можно в самых разных случаях. Недугующе могут выздороветь, тем, кто нуждается в материальной помощи – их проблемы могут решиться, нуждающимся в жилье часто приходит от Богородицы неожиданная помощь в решении этого вопроса. Мир в семье, поиск и обретение второй половинки, помощь в спасении души, своей и родных.

Наличие иконы Покрова Пресвятой Богородицы, и молитвы Божией Матери, помогут сохранить ваш дом от огня.
Пресвятая Богородица через эту икону является помощницей в земледелии, сохраняя посевы и помогая в выращивании хорошего урожая. Не единожды молитвы иконе Покрова помогали людям в защите от непогоды – либо от проливных дождей или от сильной засухи.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа..

ПРАЗДНИК ПОКРОВА- ИСТОРИЯ. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОКРОВ ?

Точной даты и истории появления праздника Покрова Пресвятой Богородицы не существует. Но большинство исследователей придерживаются мнения о том, что начало события, которые произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года, и явились днем, когда был установлен праздник Покрова.

Столица Византии, Константинополь, в то время находилась в окружении неприятеля. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились великие святыни – риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. Сюда их привезли паломники из Иерусалима. Люди всю ночь находились в храме и молились о своем спасении от неприятеля. Во время всенощной они неожиданно увидели явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении ангелов и святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, а в других- что Ее видели только святой Андрей со своим учеником Епифанием, которые тогда находились в храме.

Богородица начала молиться на коленях, после этого подошла к храмовому престолу, сняла с себя покров (покрывало) и раскрыла его над людьми в храме. Этот Ее покров и стал знамением о защите христиан от врагов.

«на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших».

Люди смотрели, как покрывало, накинутое Богородицею висело над ними в виде покрова. Через некоторое время видения не стало видно — Царица Небесная вместе и ее покров исчезли, но все почуствовали благодать, которая опустилась на них.

По молитвам Божией Матери Константинополь был спасен от захвата и разорения, это событие навсегда осталось в людской памяти, а Церковный календарь прибавился этим Великим Праздником Покрова.

Существует одно из мнений что, враги, которые нападали на город и не смогли выиграть в этой битве благодаря Покрову Богородицы, были как раз наши предки — русы. Документально известно, что в 911 году от киевского князя Олега («Вещего») в Византию прибыли послы из Руси. Они подписали мирный договор, который наконец-то прекратил войны и набеги на христианскую византийскую империю.
Возможно, это явление Богородицы в Константинополе очень потрясло нападавших. Ведь очень скоро, менее чем через сто лет, Русь стала тоже православным государством. А чудо явления Божией Матери и Ее Покрова воспринимается, как покровительство всем, кто молится и просит заступничества Царицы Небесной. Со временем на Руси, в отличие от греческой Церкви, Покрову Пресвятой Богородицы стали уделять важное значение, он превратился в один из любимых праздников.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы у нас стали отмечать еще в 12 веке при князе Андрее Боголюбском. Благоверный князь основал первый в нашем государстве храм Покрова Божией Матери, который находится на реке Нерли во Владимирской области.
В каждом городе есть храм, именуемый в честь Покрова Матери Богородицы, только в Москве и области их больше ста. В честь этого события названы улицы, города, села, а самый известный в стране — это храм Покрова Божией Матери, собор Василия Блаженного на Красной площади.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы молим Божию Матерь о помощи и о защите:

«Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы- народный праздник

На Руси этот праздник был переходным и всегда считался границей между ушедшим летом и наступающей зимой. К этому времени уже убраны урожаи с полей, сделаны все заготовки на зиму.
А на Покров и свадебку сыграем. Считалось, что браки, заключенные в этот день праздника– крепкие и счастливые. Поэтому этот праздник стал очень «популярным» для свадеб.

Люди, связанных с военной службой, считают заступничество иконы Покров Божией Матери очень важным перед военными битвами. В Запорожской Сечи главным храмом был Покровский, в котором казаки перед походом молились о помощи Пресвятой Богородицы, а после него – в нем же благодарили Святую Деву.

Главный Покровский храм страны, собор Василия Блаженного, был построен царем Иваном Грозным в честь победы над турками, война с которыми началась как раз накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ПРАЗДНИК ПОКРОВА

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

ВИДЕОФИЛЬМ — ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ

Праздник, который называется Покров Пресвятой Богородицы

Икона к празднику Божией Матери Неопалимая Купина

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

На Руси имеется праздник Покров Пресвятой Богородицы. Он занимает второе место, так как на нашей территории свыше тысячи монастырей и других объектов по данным, «Храмы России».

Икона Покрова Богородицы по количеству распространения по русской земле не отстаёт. В каждом храме, каждой церкви обязательно есть икона Покров Пресвятой Богородицы. Их почитают, перед ними молятся.

О чём молится, о чём просит народ Божию Матерь

Конечно, о защите от иноземных врагов, от злых людей, от напастей, болезней. Ведь Она покрыла своим омофором народ, защитила от врага.

Как сказано выше, в России выстроено 1300 с лишним храмов, церквей, соборов, посвящённых Покрову. Хочется рассказать об одном храме, по архитектуре, вызывающий восторг. Это церковь на Нерли. Трудно представить более изящного строения. Миниатюрная, изящная — «белая лебедь»: так её называют в народе.

Построил её Андрей Боголюбов в 1165 году после Волжского похода. Он понял, что Богородица защищает Русь, покрыв своим омофором. Резьба украшает все фасады. Фигуры имеют определённый смысл. Вверху — родоначальник рода, к которому относится Присно Дева — царь Давид с гуслями. Со всех сторон находится по орлу, ниже — львы. Соседство зверей символически говорит о согласии и мире, установившихся при князе.

Храм находится в 1,5 км от станции Боголюбово, Владимирской области.

Куда ехать, чтобы попасть в Покровский собор

Много соборов, храмов находится в Москве, вот названия некоторых из них:

  • Покровский собор, Красная площадь.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Москва.
  • Покровский собор на Новокузнецкой улице, Москва.
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, село Акулово, Московской обл. Внешне ничем не знаменита, но о ней знают в России многие. Славится людьми, которые строили и в ней служили.
  • Кроме того, в Москве есть монастыри, например:

  • Покровский ставропигиальный женский монастырь.
  • Храмов Покрова в Санкт-Петербурге не меньше:

    • Храм Покрова Пресвятой Богородицы при политехническом институте. Освящён 15 декабря 1913 г. (по ст. ст.). С 1923 г. по 1993 г. был закрыт. 10 апреля 1995 г. храм был освящён.
    • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке, Санкт-Петербург, Всеволожский р-н.
    • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой, 1891—1893 гг. Сейчас это подворье Антониево-Дымского монастыря и другие.
    • Некоторые иконы и храмы Покрова других городов:

    • Икона церкви Покрова села Селезнёва, Спас-Клепиковский р-н Рязанской обл., XVIII в.
    • Икона Покровская Храмовая Бутырская, XIX в.
    • Большинство древних икон, кроме соборов и церквей Москвы и Петербурга, являются достоянием Третьяковской галереи Москвы и Русского музея Санкт-Петербурга.

      Так что ехать надо в столицы, чтобы помолиться о помощи. Хотя почти в каждом городе есть церковь Покрова.

      Можно приобрести икону и поместить дома. Для охраны икону Покрова Пресвятой Богородицы следует вешать над входной дверью или в комнату. Для других целей помещают в «красном углу» на восточной стороне.

      События, послужившие к учреждению Праздника

      Версий много, событие давно минувших дней, трудно установить истину. Исследователи «кто во что».

      Но основная версия повествует о 910 годе. Обстановка критическая — сарацины (может, булгары или ещё кто-то) осаждают Константинополь. Во Влахернском храме всенощная, плачут люди, молятся, просят спасения от порабощения.

      Среди молящихся были два юродивых Христа ради: Андрей и Епифаний. Где-то в середине ночи примерно в четвёртом часу, Андрей увидел, как вверху по воздуху через царские врата вошла Богородица со свитой. Рядом, с одной стороны,был Иоанн Предтечи.

      С другой — Иоанн Богослов. Вокруг шли святые. Сняв с головы омофор, Она встала перед алтарём. Затем распростёрла его над всеми присутствующими. По преданию, омофор был подобен космическому огню. Покров Богоматери заставил врагов бежать захватчиков от города.

      Смысл видения в том и заключался, что жители будут спасены, враг отступит.

      Как и когда появился праздник на Руси

      В этом вопросе тоже много версий. Традиционно считают, что праздник установлен (1164) в честь победы русского войска под водительством Андрея Боголюбского над булгарами. Считается, что Богородица покрыла войско через Владимирскую икону Божией Матери, с которой они шли в бой.

      В связи с этим событием было написано несколько произведений, среди них «Слово на праздник Покрова» Божией Матери.

      Икон Покрова Богородицы греческих как таковых написанных в древние времена, нет. Вообще, кроме русских, считается, что икон Покрова Богоматери, нет. Хотя, есть фреска 1570 годов на притворе собора Грачаница, Сербия. Она плохо сохранилась, размыта, но видна центральная фигура Богородицы, по сторонам сопровождающие святые.

      Русских икон начиная с XIV века много:

    • Икона Новгорода, монастырь Зверина, 1399 г.
    • Покровского монастыря, 1360 г., Суздаль. Сейчас местонахождения Третьяковская галерея, Москва.
    • Новгородская икона, XVI век. Пребывает в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.
    • Кроме того, в XVII веке образовался особый стиль содержания икон. Возник он, когда появилось государство казаков на Днепре. Композиция икон совершенно не соответствует рассказу о виденном Андреем Юродивым. Богородица изображена иначе. На некоторых иконах выше Её головы изображён Иисус Христос.

      Главное отличие казачьих икон заключается в том, что на них в качестве молящегося народа всегда только казаки. На Азовской — на первом плане перед Божьей Матерью с младенцем изображён Георгий Победоносец на коне, его казаки почитают.

      Были древнейшие иконописи, означающие событие Покрова Пресвятой Богородицы. Например:

    • На Западных вратах Богородице — Рождественского собора Суздаля (1227-1238). Это прекрасные позолоченные фигуры.
    • Роспись собора Снетогорского монастыря 1313 года изображает образ Покрова Пресвятой Богородицы.
    • В чём значение иконы

      Значение иконы Покрова заключается в её исцеляющей силе. Соединив два мира: небесный и земной, она защитит страну, город, дом от врагов; исцелит от тяжёлой болезни, даст здоровье, благополучие. По молитве о родных, близких людей, она их покроет своим омофором и спасёт от бед.

      Что такое православный образ Покрова Пресвятой Богородицы

      Это означает каноническая иконография. То есть, отвечающая стандарту, принятому церковью в VI – VII веках.

      Канон включает много правил и принципов изображения:

    • Каждая деталь одежды имеет смысл.
    • Определённый принцип изображения пространства. Определённые цвета одежды. Мафорий (верхнее покрывало, закрывающее фигуру с головы до ног) Пресвятой Богородицы на канонических иконах должен быть красного цвета – символ девственности и материнства. Нижнее одеяние в основном синее, что символизирует принадлежность к земному и небесному.
    • При изображении окружающего вида должны соблюдать церковно-историческую достоверность.
    • Обязательное изображение символов, указывающих на принадлежность иконы православию и т. д.
    • Древние иконы Покрова Пресвятой Богородицы, о которых упомянуто выше, вполне удовлетворяют каноническим требованиям.

      В заключение можно сказать

      Жизнь сложна, человек попадает во всякие ситуации, приключаются болезни и другие беды. Не всегда врачи помогают, находится выход из сложного положения.

      Что делать, кто поможет

      Часто помощь приходит от святых, в том числе от Богородицы. У Неё много чудотворных образов. Не последнее место среди них занимает икона Покрова Пресвятой Богородицы. Много случаев, когда по молитве перед ней Богородица исцеляла тяжёлые болезни, спасала в трудную минуту, особенно часты случае спасения городов от врагов, защиты от бед, злых людей.

      Икона покров пресвятой богородицы в каком храме

      Иконы праздника Покрова Пресвятой Богородицы

      Самые ранние изображения Покрова не дошли до нас. Праздник был установлен на Руси в 60-е гг. XII в., а самые ранние образы начала XIII в. не сохранились. Древнейшее изображениепраздника встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом. Там изображена стоящая в профиль Богородица, над которой – поднятый вверх плат.

      Уже к к XIV столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.

      В Новгороде было принято изображать, как бы в разрезе, храм. Под его сводами –согласно эпизоду из жития Андрея Юродивого – изображалась Богородица, молящаяся с воздетыми руками и стоящая на облаке. Над Нею ангелы держат распростертый покров. В нижней части новгородских икон изображаются закрытые Царские врата, справа от которых стоит Андрей Юродивый, указывающий рукой своему ученику Епифанию на это чудо. В Новгородских иконах есть еще одна замечательная деталь – слева от Царских врат (иногда бывает и справа), примерно на уровне середины высоты храма писали престол, за которым стоят три великих святителя (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов). Это включение в иконографию праздника Покрова свидетельствует опочитании трех святителей на Руси.

      Ранний суздальский извод икон Покрова очень существенно отличается по содержанию от Новгородского. Самое главное, что в центре суздальской иконы под Богородицей, молящейся на воздухе за людей, на церковном амвоне стоит юноша, держащий хартию. На некоторых иконах тексты хартий сохранились. К нашему изумлению мы можем прочить на этих хартиях: «Дево днесь Пресущественного рождает…». Это начало Рождественского кондака, а юноша с хартией – святой Роман Сладкопевец, византийский поэт, написавший множество церковных гимнов. Именно ему исследователи приписывают создание Акафиста Пресвятой Богородице. Он был поставлен архидиаконом главного собора империи, и первое служение должно было совершаться в праздник Рождества Христова. Святой Роман очень боялся, т.к. не обладал сильным голосом. Накануне праздника во сне ему явилась Матерь Божия, повелела съесть кусочек свернутого пергамена, и на следующий день он пропел свой знаменитый кондак. Часто слева от центрального амвона изображаются император Лев Мудрый, в период правления которого случилось чудо Покрова, и его супруга Феофана.

      В XVII в. композиция образа Покрова меняется. Вместо симметричной сцены изображается шествие на Небеса по облакам, к Спасителю, который также изображается в облаках. Шествие возглавляет Богоматерь, держащая на руках небольшой покров, а за Ней – сонмы святых. Икона символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род. Очень часто на иконах конца XV-XVI в. Встречаются контаминированные сюжеты, объединяющие сюжеты Новгородского и Суздальского изводов. Например, изображается Роман Сладкопевец, над ним – Богородица, но покров держит не Она Сама, а ангелы над Ней. Этот список очень часто встречается в XVI в.

      Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затопленводами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии.

      Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале XXI века, остановитесь перед образом Покрова Богородицы — он есть в любом храме. Посмотрите на икону внимательнее, и вы увидите ожившую в линиях и красках человеческую историю и в то же время — святыню, как бы окно в другой мир, где нет ни времени, ни пространства. Где вместе с нами, ныне живущими на земле, возносят молитвы Всевышнему Богу Ангелы и святые всех времен и народов, и души благочестивых наших предков.

      Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, — именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно пишется в темно-красных тонах — в цветах императорского пурпура. В центре на амвоне со свитком в руках — знакомый нам пономарь Роман Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес, живший в VI веке во времена правления императора Юстиниана, задолго до Андрея юродивого.

      Служил он в первейшем храме империи — соборе во имя Святой Софии — Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток («кондакион», по-гречески) и проглотить его.

      И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков (день памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами1 октября).

      Святой Андрей стоит рядом — в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом Сладкопевцем — византийский император, Вселенский патриарх, иноки, народ, а надо всеми — Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир.

      Смотрите так же:  Храм царского села

    Related Post

    Знаменский храм в новгороде

    Храм Жен Мироносиц в Нижнем Новгороде (Храм Иконы Божией Матери Знамение в Нижнем Новгороде; Мироносицкий храм; Знаменский храм) Д ата постройки последнего здания — 1649 гг. Реставрация росписей в 2010-е

    Храм на попова белгород

    Храм на попова белгород Церковь Преображения Господня построена в 1813 г, на месте пришедшего в ветхость храма на средства прихожан. Архитектор — Васильев Е. Л. По его проектам построены Уни-верситетская

    Чердынь храмы

    Чердынь. Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Церковь Иоанна Богослова. Монастырь Иоанна Богослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году. Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкой Урала.