Меню

Храмы таштагола

Собор великомученика Георгия Победоносца

Новокузнецкая епархия, Таштагольское благочиние

История прихода храма Великомученика Георгия Победоносца г. Таштагол

Собор Великомученика Георгия Победоносца. Современный вид.

Строительство поселка Усть-Шалым началось на месте современного города в 1939 году одновременно с разработкой рудных месторождений. В 1960 году рабочий поселок был преобразован в город. Каких либо попыток открытия прихода за полвека не известно.

Приходское собрание в городе Таштагол было проведено 9 сентября 1990 года благочинным протоиереем и настоятелем Михайло-Архангельской церкви Новокузнецка Василием Буглаковым. Первое богослужение в переоборудованном под храм деревянном молитвенном доме совершил в Вербное Воскресенье 1991 года настоятель прихода священник Сергей Балахнин.

В мае 1991 года благочинный протоиерей Василий Буглаков освятил закладной камень под крестильный храм Сергия Радонежского. В 1992 г. закладывается фундамент крестильного храма. Весной 1993 г. настоятель Сергий Балахнин был переведен в другую епархию, а на его место назначен священник Михаил Еремин. При его непосредственном руководстве и личном участии 13 августа 1993 года на средства Таштагольской администрации местными строителями начата кирпичная кладка стен. В 1994 году завершены работы на железной кровле, а в летний сезон 1995 года возведен купол и установлен крест. В день памяти прп. Сергея Радонежского 8 ноября 1994 года в еще строящемся крестильном храме епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний в сослужении благочинного протоиерея Александра Пивоварова провел первое богослужение.

В 1995 году была закончена отделка крестильного храма, сделаны престол, жертвенник и хоры, начался монтаж иконостаса. На церковной территории оборудовали гараж, внутри храма – комнату по продаже духовной литературы и икон, комнату для священнослужителей, в подвале – склад. При храме открыта воскресная школа, создается библиотека. 28 сентября 1995 года правящий архиерей отслужил в крестильном храме Божественную литургию и вручил за большой личный вклад в завершение его строительства главе местной администрации Н.И. Шатилову высокую Патриаршую награду – орден св. кн. Даниила Московского III степени.

В конце 1995 года образуется новый Таштагольский миссионерский благочиннический округ, в который благочинным и настоятелем Георгиевского прихода назначается священник Иоанн Генсирук. Богослужения в крестильном храме стали проводиться ежедневно, кроме понедельника и вторника. При нем были закончены отделочные работы, сооружено металлическое ограждение с кирпичными стойками всей церковной территории на берегу р. Кондомы.

Архитектура крестильного храма совершенствуется. Вначале он представлял невыразительный силуэт, сведенный к тонкому металлическому барабану без какого-либо декора и мизерная главка. Дополняется все это незатейливым каменным прямоугольником первого яруса храма. Однообразный ряд окон и отсутствие колокольни никак не украшали плоскость бокового фасада и купол храма. С 1996 г. начались работы по достройке и совершенствованию облика храма. В пристройке, расположенной вдоль храма, сооружается второй этаж. На первом же оборудуется класс воскресной школы и церковная библиотека, на втором ризница, комната отдыха и подсобное помещение. Винтовая лестница позволила соединить подвальное помещение, первый и второй этажи хора, расположенного над притвором. В помещение воскресной школы монтируется другой вход с притвора храм. В 1997 г. по проекту архитектора Ю.М. Журавкова реконструируется купольная часть храма. На прежних хорах, расположенных над притвором, обустраивается кабинет настоятеля, архив, бухгалтерия и просфорную. Работы по реконструкции храма выполняли местные мастера (Тамара Недопекина, Нина Печенина). В 1998 г. было закончено оформление резьбой иконостаса художником Н.А. Чебкасовым по проекту архитектора В.Н. Усольцева, на средства Администрации г. Таштагола приобретается фото-иконостас в академическом живописном стиле софринской работы. К 2002 г. закончена реконструкция купольной части с нитрид-титановым покрытием под цвет сусального золота. Юргинский кооператив «Кедр» изготовил 7 куполов, кемеровский жестянщик Равиль Аффиулин покрыл их металлом. Произведена штукатурка стен храма, благо-устройство церковной территории. Помощь и личное участие в строительстве храма оказали зам. директора КМК Н.И. Шатилов, зам. губернатора АКО А.И. Копытов, Глава г. Таштагол В.Н. Макута, художники Н.А. Чепкасов, С.Г. Кулагина, строители Т. Недопекина, Ю.В. Соболев, Н. Иванов. По благословлению епископа Софрония, строящийся крестильный храм преп. Сергия Радонежского, престол которого еще не был освящен, переименовывается в св. Георгиевский по названию прихода, а непосредственно крестильный храм преп. Сергия планируется обустроить в нижней (подвальной) части здания.

При храме имеется воскресная школа и библиотека с фондом около 2 тыс. экз.

Епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир

Наречен во епископа 15 августа 2019 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. Хиротонисан 1 сентября 2019 г. за Божественной литургией в Донском монастыре г. Москвы.

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Последние телепередачи

Прогноз погоды. 8 июля 2019

7 июля 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 7 июля

7 июля 2019 г. «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

«Православный на всю голову!». Молитва за никому ненужных

7 июля 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 7 июля

7 июля 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

7 июля. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна

В чем помогает икона Святой Троицы?

— Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

— Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

— Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

Смотрите так же:  Зимние храмы москвы

Что такое Церковь?

— Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Таштагол расположен в 370 километрах к югу от Кемерово, в 530 километрах к юго-востоку от Новосибирска и в 3900 километрах к востоку от Москвы. Это самый южный кузбасский город, районный центр Таштагольского района. Его население составляет 23 тысячи человек (на 2019 год).

Город расположен в земле шорцев – «кузнецких татар». Некогда местные жители отливали железо и ковали доспехи для хакасов и русских. Впечатление от небольшого мастеровитого народа, собственно, и дало название региону: Кузнецкий острог, кузнецкий бассейн, Новокузнецк – все эти имена были даны благодаря автохтонному для земли вокруг Таштагола народу.

Город и начинался как место для жизни геологов и добытчиков железа, поэтому лишен единого ясно выраженного центра. Увидеть можно лишь символический центр: Камень на ладони (буквальный перевод с шорского слова «Таштагол») у центральной автобусной остановки микрорайона Шалым.

Еще одно лицо Таштагола это кирпичные пятиэтажки. Если средний советский индустриальный город выстроен панельными домами – грубыми, аскетичными, одинаковыми — то Таштагол дает знать себя накопившими пятьдесят лет жаркого сибирского солнца пятиэтажками с двускатными крышами. Эти пятиэтажки задают городу тон: уют и чувство защищенности.

Поселки рабочих здесь появились вскоре после открытия железного рудника в 1911 году, в 1939 году построен Таштагольский рудник, что привело к росту населения. Собственно город был образован в 1963 году из поселков Таштагол, Шалым и Кочура. Сегодня эти районы называются Усть-Шалым, Шалым и старый Таштагол.

Некогда на этих землях был раскинут отдельный Горшорлаг из десятка отделений, в одном из которых отбывал срок Лев Гумилев. Таштагол, не бывший городом во времена расцвета мрачного архипелага, счастливо избежал культурного влияния лагеря. Потому люди здесь под стать памятникам: это потомки геологов, учителей, врачей, татар-кузнецов.

Советское прошлое дает знать о себе кирпичной кладкой на домах: иногда это аполитичный орнамент, а иногда авангардистским шрифтом выложенная надпись, знаменующая 70-летний юбилей Советской власти.

Экзотика тюркского мира делает Таштагол похожим на города средней Азии: однако Таштагол не несет в себе зловещих тайн времен крушения Союза, как несут их призраки Душанбе и Андижана. Однако как и былой Туркестан, Шория испытала массивное культурное влияние колонизаторов. В семнадцатом веке это были казаки и стрельцы, пришедшие по следам Ермака. Позже сюда пришли староверы, спасаясь от преследований Москвы, а в девятнадцатом веке сюда пришла Алтайская духовная миссия. В память о ней на улице Поспелова поставлен памятник Василию Вербицкому, просветителю Алтая. Рядом находится разбитый в 2011 году сквер его имени.

Промышленный характер города дал ему непритязательный и довольно стандартный облик: ехать только ради города сюда не только из Москвы, но и из любого сибирского города нет особого смысла.

Наверх Последние изменения: 02.08.2019

Достопримечательности Таштагола

Бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев сказал некогда, что главное богатство Кузбасса — это люди. И здесь, в Таштаголе, видно, что это так. Концентрация памятников здесь выше всех в мире (шла речь о внесении города в книгу рекордов Гиннеса по этому показателю), и большинство их посвящено труженикам, делавшим город.

Так, в парке Боевой Славы на Ноградской увидим памятник погибшим горнорудным рабочим.

Как и любой шахтерский труд, добыча руды опасна и за время существования рудника в нем погиб 161 человек. На главной городской улице — улице Поспелова стоит памятник шахтеру.

Человек труда изображен и на вышке старого рудника: фигура человека с отбойным молотком прикасается к изображению серпа и молота.

Здесь человек выступает функцией и символом эпохи. Похож на него, хотя больше выражен как личность, и памятник геологу на улице Поспелова: за геологом шел горняк добывать железо для страны.

За геологом и горняком шел электрик, который строил инфраструктуру: памятник (ул. Ноградская) изображает человека, лезущего на столб ЛЭП за котом.

Всем троим (а когда нужно было, и коту) помогал врач и врач тоже стоит на улице Поспелова медного отлива скульптурой.

Недалеко от него стоит памятник учителю.

Герои памятников работали не только в Таштаголе, но и в глухих деревнях, куда до сих пор нет автомобильных дорог. Городом не забыт и тот, кто помогал этим людям делать свою работу: на улице Поспелова, 12, посреди теплых пятиэтажек, стоит памятник вертолету Ми-2.

Недалеко от парка боевой славы стоит выстроенный двадцать с лишним лет назад храм Георгия Победоносца, рядом с храмом часовня иконе Божьей Матери «Утоли моя печали», посвященная погибшим горнякам.

В парке Боевой Славы, недалеко от храма вмч. Георгия Победоносца, увидим главную скульптуру города: «Золотая Шория», бронзовая девушка на лосе. Девушка символизирует народ Шории, лось выступает образом силы, могущества и благородства. На рогах у лося петроглифы.

По дороге в Усть-Кабырзу, в поселке Усть-Кезес, можно найти дом, в котором родился Юрий Арбачаков: местная знаменитость, девятикратный чемпион мира по боксу (версия WBC).

Вокруг Таштагола расположились горы Зеленая, Мустаг, Курган и Утуя. Зеленая и Мустаг рослы: 1270 и 1570 метров. Эти горы излюблены туристами. Остальные две, да и все остальные горы представляют собой шорский национальный парк, составляющий всю территорию Таштагольского района.

Смотрите так же:  Храм александър невски

В Усть-Анзасе, недалеко от города, можно посетить музей под открытым небом «Тазгол», в котором воссоздан быт первопоселенцев, как автохтонных жителей, так и тех, кто пришел сюда жить из России.

Шерегеш, десятитысячный поселок рядом с городом, представляет собой огромный горнолыжный курорт (в сезон 2019 года его посетили более миллиона человека). Вообще, туристическая инфраструктура здесь хорошо развита: одних отелей более пятидесяти. Специально подобранный тур позволит познакомиться ближе с горами, реками и человеческим наследием этой земли: как шорским аутентичным (например, в Усть-Кабырзе), так и миссионерско-лагерным русским (от упомянутого выше музея «Тазгол» до остатков лагерей недалеко от Пызаса, километров двадцать на юг от города). Лагеря, впрочем, придется искать самим.

Наверх Последние изменения: 03.08.2019

Как добраться до Таштагола

Горная Шория, в которой расположен Таштагол ,представляет собой невысокий (до 2000 метров) горный массив с густой тайгой. Этот массив расположен на стыке гор Алтая, западного Саяна и Кузнецкого Алатау.

Добраться в город можно как по федеральной трассе, так и по железной дороге. Железнодорожная ветка Новокузнецк-Таштагол проложена в 1940 году, дорога от Новокузнецка на поезде составит 6-8 часов. На автомобиле путь составит около 4 часов, если выезжать из Новокузнецка.

Билет на автобус 692 Кемерово-Таштагол можно взять за 750-800 рублей. На такси возможно добраться за 5-6 часов, обойдется такая поездка в 6-7 тысяч рублей. Если ехать самостоятельно, на топливо уйдёт полторы-две тысячи рублей.

Можно добраться и с юга: в 2008 году открыта дорога на Турочак, благодаря ей путь из Горноалтайска в Таштагол на автомобиле составит 4-5 часов.

Уникальный тенгрианский храм в тайге уже третий год возводит житель Таштагольского района Александр Тудегешев. В будущем он планирует стать настоящим шаманом и постоянно проводить здесь обряды.

Центр всего

Если действительно способности и силы шамана передаются по наследству, как считается у шорцев, то Александр – шаман потомственный. Его прабабушка, говорят, была очень сильной шаманкой. Сам 41-летний Александр уже сейчас проводит обряды. По его словам, многого еще не постиг. Пока просто некогда. Много сил отнимает возведение храма.

«Всё началось с того, что мне во сне приснился этот храм, – рассказывает Александр Гаврилович. – Кто-то невидимый показал мне, как он должен выглядеть, место, где он должен стоять. Показали во сне, что я буду здесь службы вести, молитвы читать. Вот я и решил его построить».

Живет Тудегешев в своем доме в небольшой таежной шорской деревне Средние Кичи. Семьей пока не обзавелся. А после того вещего сна и вовсе распродал скот и начал возводить храм Бога неба «Тегрэ».

Сооружение и впрямь необычное. Другого такого в Кузбассе нет. Хозяин заводит нас внутрь и предупреждает, чтобы мы ни в коем случае не прикасались к священному бубну. Его может брать в руки только шаман. К слову, и этот бубен, и одежду шамана, увешанную разными ленточками, Александр изготовил собственноручно. Так же, как и всё внутреннее убранство храма он сделал сам.

«Это единый Бог, вся жизнь пошла от него, Он – центр всего, – объясняют нам значение вырезанной из дерева статуи многоликого бога. – С одной стороны – лик Бога-создателя, с другой – Бога-разрушителя. Он имеет силу и создавать, и разрушать».

А вокруг главного божества в разные стороны света смотрят духи огня, ветра, земли и воды.

«А вот это нож и бич, – показывает нам Александр атрибуты для проведения обрядов. – У каждого шамана должны быть такие, это – его хранители в том мире. Они по силе равны».

На верхней фасадной части храма изображен орел, и этому тоже есть объяснение: «Одному человеку было видение, сказали, что надо на храме изобразить эту птицу».

С духами на равных

Из словарей можно узнать, что тенгрианство или тенгризм – обозначение доисламской и добуддийской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствует культ Тенгри, обожествлённого неба.

«Эта вера раньше была у нас, только потом всё ушло в шаманизм, – поясняет Александр Тудегешев. – А по сути, что шаманизм, что тенгрианство – это родственные направления. В них всё одно: и божества, и покровители».

Службы в этом храме будет вести сам Александр – как только закончит его строительство и начнет набирать силу шамана. Но он уже и сейчас проводит обряды.

«Сейчас уже нет настоящих шаманов. Есть люди, которые пытаются как-то шаманить, что-то делать. Сами учатся», – откровенно рассказывает он. А на вопрос, что должен уметь делать шаман, подробно перечисляет: «Раньше они и от болезней лечили, и предсказывали судьбу, управляли природой, зверями, с духами общались. Сильные шаманы могли и с Богом общаться, кто слабее – только с земными духами природы. Вот, например, у шорцев есть священная береза, пайхаза, на которую ленточки вешают. Она тоже как святая. Она живет в трех мирах. Корни ее – это нижний мир, ствол – средний, а ветки и листья – верхний мир. Вот и шаман должен общаться с духами во всех трех мирах. Но при этом он остается светлым».

Говорят, что раньше шаманы, глядя на человека, сразу могли сказать – есть у него такой же дар или нет. Но сейчас, по словам Тудегешева, можно самому догадаться по некоторым признакам:

«Это проявляется с детства, у каждого по-разному. Кому-то что-то видится, кого-то будто что-то давит во сне, еще что-то происходит… В общем, если с того мира кто-то начинает беспокоить».

А Александру четко дали понять: надо строить храм. И уже третий год он занят этим делом.

«Сейчас я почти ничего не умею, но буду развивать дар, учить древние молитвы, черпать силы у природы. Она их дает, если ее научился чувствовать, – говорит будущий шаман. – Пока же все силы уходят на стройку. Правда, и ее сейчас остановил. Не хватает денег. Хотя мне помогают люди, власти. Но деньги закончились, и я бы не отказался от помощи финансовой. И был бы рад, если бы кто-то смог помочь профессиональным советом и делом. Я ведь не строитель. С ошибками строю, по мере строительства учусь»…

И традиции, и туризм

Храм стоит в лесу у дороги, что ведет из Таштагола в поселок Усть-Кабырзу. По этому маршруту часто ездят туристы. И ни один не проезжает без остановки мимо такой достопримечательности. Тем более что у храма оборудован родник, и любой желающий может набрать здесь чистой таежной воды. А заодно и сделать пожертвование на строительство. У входа на огороженную территорию надпись на шорском: «Золотая Шория благословляет вас».

Смотрите так же:  Служба в храме пасхи

По сути, этот храм постепенно становится своеобразным духовным центром шорцев, где шаман будет проводить обряды, тем самым сохраняя древние традиции.

Вместе с тем это место уже сейчас привлекательно для туристов. Особенно тогда, когда Тудегешев проводит обряд. Многие задерживаются, чтобы посмотреть. Здесь же гостям предлагают купить кедровый орех, сувениры, а также вкусные пироги с капустой или творогом, которые печет родственница Александра Оксана Шулбаева. Она помогает и присматривать за храмом, пока Тудегешев уезжает по делам в город.

А нам он сам предложил сделать обряд на дорожку. Но прежде какое-то время смотрел будто прямо сквозь меня.

«Да, он смотрел какая у вас душа, какой вы человек, – уже потом объяснила мне Оксана. – Раз он вам сам предложил сделать обряд, значит, вы ему понравились».

Пока Александр будет оставаться здесь до осени и по мере возможности вести стройку. Но на зиму храм закроет. А круглый год храм будет открыт, когда будет построен полностью.

Вот так выглядит шаманское облачение. Фото: Виктора Сохарева.

517 километр — это затерянный в тайге маленький поселок, где живут люди, обслуживающие железную дорогу. Сложная трасса, перемежающаяся склонами и неоднократно пересекаемая горными речками, не позволяет добраться сюда обычным транспортом, кроме как внедорожниками или электропоездом. В тридцатые годы прошлого столетия, при строительстве железной дороги Новокузнецк — Таштагол в районе поселка Петухов лог, в скале нужно было пробить 300-метровый тоннель. Эту тяжелую работу выполняла 17 колонна Шорлага, состоявшая из репрессированных, в числе которых были священнослужители, монашествующие, простые православные христиане, епископ и один родственник патриарха Тихона.

От тяжелой работы и плохого питания заключенные быстро теряли силы и способность работать. Их расстреливали и сбрасывали в вырытый недалеко от лагеря могильник. В 1939 году, в день Святой Пасхи двенадцать заключенных — священников и мирян, начали с молитвы и обращения к начальству с просьбой перенести работы на другое время в честь праздника. Все двенадцать просителей были похоронены заживо.

Со слов местных жителей, ныне построенный храм стоит на месте усыпанном костями невинно убиенных людей. Не случайно это место получило название «кузбасская Голгофа».

В 1994 году благодетели возвели маленькую деревянную часовню в память о невинно пострадавших православных христианах. По окончании строительства на склоне горы забили три ключа с чистейшей родниковой водой.

В 2001 году, на месте захоронений, по благословению первого управляющего Кемеровской епархией архиепископа Софрония, силами трёх православных приходов – города Таштагола, поселков Темиртау и Каз начато строительство деревянного храма в честь новомучеников и исповедников российских. К весне 2006 года строительство храма и оснащение его необходимой церковной утварью было полностью завершено, установили поклонный крест, на святом источнике соорудили купель, все это 9 сентября того же года освятил преосвященнейший епископ Аристарх. Рядом вырос целый паломнический комплекс — двухэтажный деревянный гостевой дом — может принять до 40-50 паломников, на первом этаже устроена трапезная.

Вода из освященных ключей стекается в бетонную купель глубиной полтора метра и размером три на семь метров, разделенную на две части – открытую купель и закрытую купальню. Мало где на святых источниках есть такие оборудованные купели. Вблизи маленькая часовенка, освященная в честь всех святых, в земле Сибирской просиявших, всегда открытая для молящихся.

Ежегодно, начиная с 2001 года, в день празднования Собора сибирских святых, 23 июня, 517-й километр становится местом паломничества сотен верующих, прихожан и духовенства церквей Таштагольского благочиния, паломников из Кемерова, Новокузнецка, Осинников, Прокопьевска, Калтана, Междуреченска и других городов области. Совершается крестный ход на 517-й километр, т. к. нормальной автомобильной дороги сюда нет, поэтому крестный ход начинается как крестный «езд» — на электричке, и только с железнодорожной платформы, берёт начало непосредственно «ход» с иконами и хоругвями. Добравшись до места, а паломников обычно около 500 человек, храм всех не вмещает и соборная литургия проходит рядом, прямо под открытым небом. Затем совершается водосвятный молебен — освящение воды малым чином на святом источнике, после чего верующие набирают целебной воды и погружаются в купели с холодной живоносной водой.

Как добраться: на электропоезде Новокузнецк-Таштагол сначала необходимо пройти около километра вдоль железнодорожной насыпи до поклонного креста, установленного справа от железной дороги. Потом около полкилометра идти налево, по лесной тропке, ведущей в живописный лог, где и стоит сам поселок и до стоящего на возвышении храма и святого источника.