Меню

Храмы галицко-волынского княжества

Храмы галицко-волынского княжества

Раздел I ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА.

ТЕМА 1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Зодчество Галицко-Волынского княжества было своеобразным. Очень важно отметить расхождения в художественных чертах, присущих архитектуре Волыни и Галичины.

Волынь в искусстве была прямой наследницей Киевской Руси и последовала византийско-киевские традиции. Достопримечательности Владимира — Волынского — Мстиславов Успенский собор и «Старая катедра» (руины храма) очень подобны памятников архитектуры Киева и Чернигова.

Искусство Галиции развивалось другим путем, наследуя достояние западной художественной культуры. Наличие природного строительного камня позволила галицким мастерам заменить им обычный кирпич и разнообразить декоративное убранство зданий резьбой растительных и геометрических орнаментов, игрой тонов облицовочного камня, использованием рельефных изразцов с изображением грифонов, орлов, воинов.

Реконструкция древнего Галича

Успенский собор. Владимир-Волынский

Церковь св. Пантелеймона. Ивано-Франковская обл.

Рассмотрите Успенский собор, возведенный волынскими архитекторами, и церковь святого Пантелеймона, творения галицких зодчих. Как в архитектуре этих зданий оказались византийско-киевские и западноевропейские (романские) художественные традиции?

К сожалению, о высоком уровне архитектурного искусства сейчас можно судить преимущественно по летописным описаниям княжеских дворцов и храмовых сооружений. До нашего времени сохранилось немного архитектурных памятников времен Галицко-Волынского княжества. В известном Галицко-Волынской летописи упоминается о чрезвычайно красивые здания в Холме. Особое внимание привлекает описание собора Иоанна Златоуста: его свод опирался на резные капители с изображением человеческих голов, «римское стекло» (то есть цветные витражи) в окнах храма создавало удивительное освещение помещения, пол был литой из меди и олова и сверкала подобно зеркалу. Два входа в храм были украшены резьбой по белому галицкому и зеленом холмском камнях и расписаны красками и золотом.

Олеский замок. Львовская обл.

Замок Любарта. Луцк

На территории княжеского Галича до сих пор найдены фундаменты около тридцати церковных зданий. Только церковь святого Пантелеймона (ныне — костел святого Станислава) уцелела до наших времен.

Вероятно, что наибольшим галицким храмом была церковь Успения, остатки которой найдены у реки Лимницы. Кладка фундамента чрезвычайно прочная, а материал для нее подобран очень тщательно. Это свидетельствует о том, что здесь должна была стоять самая высокая (а может, и самая старая) церковь княжеского Галича, которая могла сравниться лишь с Софийским собором в Киеве.

Среди руин Благовещенской церкви в 1884 году было открыто фрагмент пола, мощеной полив’яними изразцами вроде сложного коврового узора, и обломки каменной резьбы — львиный маскарон*.

Древнейшее здание Города — католический костел святого Варфоломея с охранной башней, возведенной в XII веке.

Самая известная архитектурная достопримечательность Луцка — замок Любарта, великолепный образец светской архитектуры времен Галицко-Волынского княжества. Этот замок является одним из старейших в Украине. Сводный последним великим князем Любартом в 1340-1385 годах, он служил столичной резиденцией правительства и князя. Именно роль последнего центра Галицко-Волынского государства, наследницы Киевской Руси, делает этот замок самым выдающимся среди других замков Украины.

* Маскарон — скульптурное украшение в виде лица человека или головы животного, что напоминает маску.

Архитектура и изобразительное искусство Галицко-Волынской Руси.

18-10-2019

В Галицко-Волынском княжестве развивались архитектура, живопись, художественные ремесла. Крепостные, оборонительные и культовые сооружения в главных городах выполнялись в традициях византийской и местной народной архитектуры. В конце XI века в архитектуре наблюдаются значительные романские влияния, особенно в Галиче и Владимире на Волыни. Например, обычный тип церквей (так называемых трехнефный), удлиняется в направлении восток-запад через пристройку третьей пары столбов. Такие церкви в середине имеют шесть пилонов, сюда принадлежат церкви Владимира, Галича, Холма и других городов. Они составлены преимущественно из тесаных камней, их покрытия, отделка фасадов с двумя башнями, порталы, капители, полихромная резьба, витражи имеют вы-разный романский стиль. Такой, например, церковь святого Пан-телеймона в Галиче (1200), которая имеет роскошный романский портал и другие резные из камня детали. В центре староукраинской культуры Галиче было найдено более ЗО фундаментов различных строений тринавна церквей и одной ротонды, которые указывают на переплетение восточных, по-ходных и местных архитектурных традиций.

Яркую картину сооружения Даниилом церкви в Холме подает летопись, рассказывая, что церковь была «хорошая и теплая». Церковь имела четыре своды и «стояли на четырех головах человеческих, вырезанных одним умельцем; три окна украшены стеклами рим-скими».

Каменное зодчество в Галицко-Волынском княжестве было очень распространенным. Городские застройки, оборонные и церковные сооружения выполняли лись опытными строителями. Летопись сообщает, что, например, городские укрепления на Волыни сводил «муж хитрый» Алеша. Архео-логические раскопки открыли много новых и интересных материалов об архитектуре и искусстве в Галицко-волынской государству.

В Галицко-Волынском княжестве высокого уровня развития на-была живопись. Украинским живописное искусство, как доказывает, академик Айналов, возникло еще в дохристианские времена. Существенное влияние на его развитие сделал стиль византийской живописи, царивший в те времена не только в старокиевской государстве, но и по всей Европе. Визан-тийський живопись, как известно, вырос на почве античного, который в своей основе был реалистическим. Христианский живопись порвал с реалистич-ными традициями и перешел к стилизованной декоративности, вместо жизнедеятельности утверждал аскетизм. Именно в этом варианте хри-стиянський живопись пришел из Византии в Украину. Его характер-ной чертой было то, что отдельные фигуры размещались на картине в небесной гармонии, а не в жизненном беспорядке. Это был достаточно высокий уровень живописного искусства, но пришел в Древнюю Русь в несколько видоизмененных формах, в частности, в форме монументального искусств, т.е. декоративного рисования на стенах, и в форме книжки-вых миниатюр (рисунков и начальных букв в текстах книг) . Мону-ментальное искусство тоже претерпело определенные изменения, в частности в технике рисования. Оно пришло в Украину в форме стенной росписи и в виде мозаики. Стенная роспись нашими живописцами был назва-ний фресками. Так, монументальное искусство делится на мозаику и фрески.

В Галицко-Волынском княжестве отделка интерьеров древнерусских дворцов, храмов, княжеских дворов осуществлялось мозаиками, фресками, резным камнем, иконами. Выдающимся памятником живописи тех времен есть миниатюры в летописях и художественное оформление книг. Ис-ки характеризуют XII века как начало самостоятельного художественного творчества в Украине.

Архитектура Галицко-Волынского, Черниговского и Смоленского княжеств XI-XIIIвв..

Галицко-Волынская земля, лежавшая на юго-западной окраине Руси, в плодородных и обильных естественными богатствами верховьях Западного Буга и Днестра, была с глубокой древности густо населена и покрыта сетью больших и малых поселений сельского и городского типа. Ранние полугосударственные объединения у славянских племен бужан-волынян известны здесь уже по первым упоминаниям о Руси авторов раннего средневековья. Архитектурная история Владимира Волынского уходит ко временам Владимира Святославича, который построил здесь собор. От этого памятника ничего не сохранилось; можно лишь предполагать, что архитектура данного храма, если он действительно был каменным, не выпадала из общего стиля архитектуры X-XI веков.

Памятники же Владимира-Волынского, возникшие в
XII столетии, очень тесно связаны с памятниками Киева и Чернигова. Успенский собор, восстановленный в конце XIX века архитектором Г.И. Котовым на основании древних развалин, был сооружен в 1160 году по типу собора Печерского монастыря.

Храм не имел ни башен, ведших на хоры, ни каких-либо пристроек, нарушавших строгую геометричность масс здания, которое завершалось полукружиями закомар и массивной главой. В убранстве его фасадов, как и в соборе черниговского Елецкого монастыря, имеются некоторые романские детали; таков, например, пояс аркатуры. К Успенскому собору близок трехнефный храм XII века, сохранившийся в развалинах над р. Бугом. Владимир-Волынский был крупным средоточием строительных кадров. На его территории, под землей, лежат руины более чем десяти каменных построек XI-XII веков.


Мстиславов храм во Владимире-Волынском — древнейший на Волыни памятник архитектуры, кафедральный собор Владимиро-Волынской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата) Он был построен в 1160 г. волынским кн. Мстиславом Изяславичем по типу шестистолпного крестовокупольного одноверхого храма (как Кирилловская церковь в Киеве), что свидетельствует, что его строили киевские строители. Стены храма гармонично расчленены арками на полуколонны; имел фресковые росписи; перестроен в 18 в. Общий вид монументальный, несмотря на не очень удачную реставрацию, выполненную 1896—1900 архитекторами А. Праховым и Г. И. Котовым. Свято-Успенский собор во Владимире-Волынском — единственный памятник на Волыни, дошедший до нас со времён Древнерусского государства. Правнук Владимира Мономаха, Мстислав Изяславич, который был удельным князем во Владимире, а позднее великим Киевским князем, построил новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Освящение храма было после росписи в 1160 г. После освящения храм стал кафедральным, продолжая историю первой епископской кафедры Волынской епархии основанной на этих землях в 992 г. В честь 1000-летия Волынской епархии вблизи собора в 1992 г. установлен памятный крест.

Смотрите так же:  Храм воскресения в шипулино

Особым ответвлением волынской архитектурной школы является зодчество маленького Гродненского княжества. Границы Волынской земли достигали на севере течения Немана, где и стоит город Гродно, рано оказавшийся во власти Литвы. Внимание исследователей давно привлекал единственный сохранившийся здесь памятник XII века – Борисоглебская церковь на Коложе, предместье древнего Гродно. При рассмотрении истории русского зодчества, его обычно присоединяли к полоцко-смоленскому кругу памятников, от которых он все же отличается многими своими особенностями.

Борисоглебский храм в Гродно дошел до нас в очень разрушенном виде. Храм сложен целиком из тонкой плинфы. Он был увенчан, как предполагал П.П. Покрышкин, тремя главами. Особенность храма составляют его круглые кирпичные колонны, несущие своды и главы и придающие свободный, «зальный» характер интерьеру. По стенам, снизу доверху, идут ряды голосников, усиливавших «звонкость» пространства церкви. К хорам, в западной части храма, примыкали своеобразные и, должно быть, неширокие деревянные балконы, шедшие на значи-тельной высоте вдоль боковых стен храма вплоть до алтаря. Внутри стен его боковых апсид располагались лестницы, выводившие на эти «балконы». Полы храма были выстланы характер-ными для архитектуры XII века майоликовыми квадратными, треугольными и фигурными плитками. В алтарной апсиде было каменное седалище для священнослужителей. Особенно эффектны были фасады Борисоглебской церкви, расчлененные плоскими трехобломными лопат-ками со скругленными углами и богато украшенные выложенными из майоликовых разноцветных плиток крестами и вставками полированного гранита разных оттенков.

Борисогле?бская (Коло?жская) це?рковь в Гродно, Коло?жа — одно из сохранившихся архитектурных сооружений Республики Беларусь периода Древней Руси. Расположена на высоком берегу реки Неман. Вместе с комплексом памятников Замковой горы объявлена историко-архитектурным заповедником. Входит в число объектов, предложенных правительством Беларуси в качестве кандидатов на занесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Православная церковь
Борисогле?бская (Коло?жская) це?рковь Барысаглебская (Каложская) царква
Коложская церковь — единственный сохранившийся (в искажённом виде) памятник чёрнорусского зодчества
Страна Республика Беларусь
Город Гродно
Конфессия Православие
Епархия Гродненская епархия
Архитектурный стиль Романский стиль

Раскопками на территории древнего кремля в Гродно были открыты новые памятники зодчества XII века. В центре кремлевского высокого мыса лежат руины второго кирпичного шестистолпного храма, условно называемого «Нижняя церковь». Как и коложская церковь, он сложен из тонкой плинфы; в обработке его фасадов также применены огромные цветные пятна полированных и необработанных плоских валунов гнейса и гранита; в убранство верхних частей стен, помимо майоликовых плиток, были введены зеленые поливные блюда и чаши. Композиция плана отличается от коложской церкви. С востока из плоскости фасада очень слабо выступает дуга средней апсиды, боковые врезаны в толщу стены – эта особенность напоминает прием, примененный в соборе полоцкого Спасо-Евфросиниева монастыря. Расположение столбов свидетельствует, что глава храма была сдвинута к западу, и композиция масс здания была, как и в Коложе, асимметричной. В этой связи следует отметить, что плоские, со скругленными углами, лопатки фасадов имеются только на осях столбов, углы же здания лишены лопаток и срезаны под углом в 45°, как и углы внутренних квадратных столбов. В западной части храма были расположены хоры; ход на них был устроен также своеобразно – в юго-западном углу, в особой полукруглой кирпичной коробке. Как и в коложской церкви, в стены были заложены многочисленные голосники.

Живописное убранство храма, по-видимому, ограничивалось иконами, размещавшимися на небольшой деревянной алтарной преграде, украшенной вызолоченной гравированной медью. Богатство декоративной фантазии проявилось и в яркой красочности майоликового пола храма.
В подкупольной части пол был украшен сложным орнаментом, а около порталов – вымостками из полированного гранита.

Своеобразие архитектурных форм и, в особенности, полихромное убранство фасадов майоликой и натуральным камнем, не встречающееся в архитектуре домонгольского времени и невольно заставляющее вспомнить о полихромии русского зодчества XVII столетия, позволяют считать гродненскую архитектурную школу особой ветвью русского зодчества XII-XIII веков. Мы не знаем, имело ли маленькое Гродненское княжество своих зодчих или использовало строитель-ные силы своей метрополии – Волыни или Смоленска. Но кто бы ни были эти строители, в Гродно ими были созданы памятники, имеющие свой местный облик, не находящие себе прямых аналогий в постройках других школ феодальной Руси.

Галицко-Волынское княжество в конце XIII веков Борисоглебский собор в Вышгороде[1]
Башня в Столпье Местонахождение: Вышгород (Украина) Создание: Первое упоминание – 1021 год

С 40-х годов XII века начинается большое строительство смоленских князей, которые, по словам летописца, имели «любовь ненасытную о зданиях» и, обстраивая свою резиденцию, хотели сделать ее «вторым Вышгородом» (см. рис. в таб.) В этом выражалась не только приверженность смоленских князей к киевской художественной традиции, но и желание поднять значение своей столицы ее связью с культом первых русских святых Бориса и Глеба. Смоленск был местом гибели одного из братьев – Глеба, и Смядынь, урочище на берегу речки Смядыни, стала местом княжеской резиденции и вновь выстроенного Борисоглебского княжеского монастыря.

Смядынь имела и определенное экономическое значение: она являлась «Торговой стороной» Смоленска; здесь был центр внешней и внутренней торговли княжества; по соседству находился поселок немецких купцов, в котором стояла их церковь Девы Марии.

Сохранившиеся в развалинах храмы Борисоглебского монастыря сооружены в 40-х годах

Монастырь
Борисоглебский монастырь
Современный вид места, где раньше был расположен Борисоглебский монастырь.
Страна Россия
Город Смоленск
Конфессия Православие
Первое упоминание 1138 год
Состояние не сохранился

XII века согласно двум каноническим типам крестово-купольного здания. Малая церковь (Василия?) была небольшим четырехстолпным храмом; полуколонны средней пары лопаток выделяли центральное членение фасада, имевшего, судя по старым рисункам, трехлопастное завершение; эта форма, использованная полоцким зодчим Иоанном для обработки постамента под барабаном, здесь была перенесена на фасад самого здания.

В 1145-1146 годах был построен большой шестистолпный монастырский собор – «великая церковь» Бориса и Глеба. В западной части собора были хоры с лестницей, вероятно, внутри западной стены. Фасады членились плоскими лопатками с полуколоннами, а полукружия апсид были оживлены тонкими тягами. Обстроенный в 80-х годах XII века с трех сторон галереями, предназначавшимися под усыпальницу смоленских князей, Борисоглебский собор приобрел облик пятинефного храма. Он имел нарядные майоликовые полы и был украшен фресками.

Две другие церкви XII века – Петра и Павла середины XII в. и храм Иоанна Богослова, возведенный князем Романом Ростиславичем в 1173 году, – представляют собой варианты типа малого храма на Смядыни.

Для большого строительства смоленских купцов и князей работали специальные корпорации кирпичников, знаки и клейма которых часто встречаются на кирпичах смоленских зданий. Кирпичная кладка скрывалась под побелкой или обмазкой, сообщавшей фасадам гладь и монолитность, напоминающую в известной мере памятники Новгорода. Общий облик храма был также прост и монументален. Полуколонны лопаток, глубокие теневые пятна порталов усиливали мощь и пластичность фасада, скромно украшенного строгим пояском аркатуры или выложенными из кирпича крестами.

Орловский И. И. План Борисоглебского собора. По материалам раскопок 1908 г.

Использование романских деталей обогащало художественный опыт смоленских зодчих. Венцом их творчества был храм Михаила Архангела, которому не было равного по «изрядной красоте» на всем русском Севере – «в полунощной стране». Напоминая здесь сказанное выше о поразительной по смелости и новизне композиции церкви Пятницы в Чернигове, связываемой с заказом князя смоленской династии Рюрика Ростиславича и его зодчим Петром Милонегом, можно оценить по достоинству вклад смоленского архитектурного искусства в сокровищницу русского зодчества. По-видимому, этим объясняются и широкая популярность смоленских зодчих, и влияние их приемов на архитектуру смежных областей.

Для сравнения церквь Пятницы в Чернигове

Все древние храмы Смоленска были расписаны, к сожалению, от смоленской монументальной живописи осталось очень немного. В церквах Петра и Павла и Иоанна Богослова сохранились орнаментальные росписи в откосах окон, в Петропавловском храме в камере на хорах

Рококо.

Рококо – (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённостьформ, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Peruckenstil, Zopfstil).

Особенности архитектуры рококо и эстетика дизайна интерьера и экстерьера.

Для стиля рококо характерно большое количество сложных лепных и резных узоров, затейливых ЗАВИТКОВ, КАРТУШЕЙ, РОКАЙЛЕЙ, РЕЛЬЕФОВ. В сооружениях архитектуры этого стиля чистые поверхности стен почти исчезают или замаскировываются вычурной отделкой в связи с чем теряется ясная и четкая ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА.

РОКОКО получил свое распространение в архитектуре, живописи, скульптуре, ювелирных изделиях, резьбе, керамике.

Архитектура РОКОКО – это городской дом, небольшой особняк французской аристократии, утопающий в зелени садов.

В этих зданиях не было единого решения наружного объема и внутреннего пространства. Оно создавалось в соответствии с требованиями комфорта.

Для интерьеров РОКОКО характерна безудержная роскошь и ювелирная тонкость отделки. Светлый камень приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности.

Живопись РОКОКО тесно связана с интерьером дома, получила распространение в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, в гобеленах преобладают пейзажи, мифологические и современные галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя.

У художников РОКОКО можно учиться тонкой культуре цвета, умению строить композицию декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнуто светлая палитра, предпочтение серебристо-голубых. Золотистых и розовых оттенков.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ШКОЛА

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ШКОЛА — одна из наиболее значительных школ древне-русского изобразительного искусства и архитектуры.

На­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся в середине XII века главным образом на тер­ри­то­рии Га­лиц­ко­го и Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ско­го кня­жеств, объ­е­ди­нив­ших­ся в 1199 году. Ис­пы­та­ла за­мет­ное влия­ние искусства Поль­ши, Че­хии и Венг­рии. Сре­ди пер­вых па­мят­ни­ков Галицко-волынской школы — кня­же­ский дво­рец и 4-столп­ная церковь Спа­са (2-я половина 1140-х годов), Ус­пен­ский со­бор (пред­по­ло­жи­тель­но ру­беж 1140-1150-х годов) в Га­ли­че. На строи­тель­ст­ве, су­дя по роман­ской стро­ительной тех­ни­ке, ра­бо­та­ли польские мас­те­ра, хо­тя и цер­ковь, и со­бор, вы­пол­нен­ные из бе­ло­го кам­ня и ук­ра­шен­ные резь­бой, име­ли тра­диционную кре­сто­во-ку­поль­ную струк­ту­ру. Во 2-й половине XII века на тер­ри­то­рии Га­лиц­ко­го княжества поя­ви­лись (ве­ро­ят­но, при уча­стии венгерского зод­че­го) не­боль­шие бе­ло­ка­мен­ные цен­трические хра­мы — ро­тон­ды и квад­ри­фо­лии. Значительно пе­ре­стро­ен­ная церковь Святого Пан­те­леи­мо­на в селе Шев­чен­ко­во (конец XII — начало XIII веков) близ­ка к ев­ропейским хра­мам цис­тер­ци­ан­ско­го ор­де­на; ви­зантийская 4-столп­ная струк­ту­ра со­че­та­лась в ней с го­тической кон­ст­рук­ци­ей.

На Во­лы­ни доль­ше со­хра­ня­лись ки­ев­ские тра­ди­ции: 6-столп­ный кир­пич­ный Ус­пен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском (1157-1160 годы) ана­ло­ги­чен со­бо­ру Ки­рил­лов­ско­го монастыря в Кие­ве.

К Галицко-волынской школе от­но­сят так­же зод­че­ст­во Грод­нен­ско­го княжества, где строи­ли боль­шие кир­пич­ные 6-столп­ные кре­сто­во-ку­поль­ные хра­мы, ук­ра­шая их фа­са­ды круп­ны­ми шли­фо­ван­ны­ми кам­ня­ми, по­лив­ны­ми ке­ра­мическими плит­ка­ми и блю­да­ми (час­тич­но со­хра­ни­лась Бо­ри­сог­леб­ская церковь на Ко­ло­же в Грод­но, конец XII века). Оче­вид­но, по­сле пе­ре­не­се­ния сто­ли­цы Галиц­ко-Во­лын­ско­го княжества из Гали­ча в Холм в этом го­ро­де по за­ка­зу князя Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча воз­ве­ли церковь Святого Ио­ан­на и Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на («свя­тых Без­мезд­ни­ков»), а так­же де­ревянную сто­ро­же­вую баш­ню-дон­жон на ка­мен­ном ос­но­ва­нии. Церковь Святого Ио­ан­на, су­дя по опи­са­нию Ипать­ев­ской ле­то­пи­си, име­ла вы­ра­жен­ные западные чер­ты — под­пруж­ные ар­ки опи­ра­лись на ка­пи­те­ли в ви­де че­ло­ве­че­ских го­лов, пор­та­лы бы­ли де­ко­ри­ро­ва­ны рез­ным бе­лым и зе­лё­ным кам­нем (рез­чик — не­кий «хыт­рец Ав­дей»), в ок­на встав­ле­ны «рим­ские стёк­ла» — вит­ра­жи. Близ го­ро­да ус­та­но­ви­ли «столп ка­мен» — ко­лон­ну на по­ста­мен­те, увен­чан­ную из­вая­ни­ем ор­ла.

Во 2-й половине XIII — начале XIV веков под воз­дей­ст­ви­ем го­ти­ки по­яви­лись баш­не­об­раз­ные хра­мы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва в Га­ли­че и Святейшего Ни­ко­лая во Льво­ве. То­гда же в западных и северных рай­онах кня­же­ст­ва ста­ли стро­ить обо­ро­нительные со­ору­же­ния но­во­го ти­па — пря­мо­уголь­ные и круг­лые в пла­не ка­мен­ные и кир­пич­ные баш­ни (в Стол­пье, Бе­ла­ви­не, Ка­мен­це-Ли­тов­ском, Чер­то­рый­ске, Грод­но и др.). Они ана­ло­гич­ны западно-ев­ропейским дон­жо­нам.

Про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си Галицко-волынской школы очень не­мно­го­чис­лен­ны и раз­но­род­ны. «До­б­ри­ло­во Еван­ге­лие» (около 1164 года, РГБ) пред­став­ля­ет ме­ст­ный уп­ро­щён­ный ва­ри­ант искусства ви­зантийского кру­га; ещё бо­лее схе­ма­ти­зи­ро­ва­но ре­ше­ние ико­ны «По­кров Бо­го­ро­ди­цы» (ру­беж XI-XII веков или начало XIV века, Национальный ху­дожественный му­зей Ук­раи­ны, Ки­ев). Ми­ниа­тю­ры Га­лиц­ко-Во­лын­ско­го Еван­ге­лия начала XIII века (Мо­ск­ва, ГТГ) от­ли­ча­ют­ся уве­рен­ным по­строе­ни­ем объ­ё­ма, слож­ной цве­то­вой гам­мой и экс­прес­си­ей об­ра­зов, ха­рак­тер­ны­ми для ви­зантийской жи­во­пи­си это­го вре­ме­ни.

Иллюстрация:

Га­лиц­ко-во­лын­ская шко­ла. Ус­пен­ский со­бор во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском. 1157-1160 годы. Архив БРЭ.

Художественные достижения Галицко-Волынского княжества

Искусство Галицкого и Волынского княжеств во времена их пребывания в составе Киевского государства связано с доминированием киево-византийских традиций, которые в дальнейшем обогатились собственными особенностями, что обусловило неповторимость художественной культуры Галичины и Волыни.

Литература в соответствии со средневековыми традициями была направлена на укрепление христианских мировоззренческих ориентаций. Эту функцию прежде всего выполняли распространены в Галичине и Волыни морально-поучительные произведения киевских епископа Кирилла Туровского и митрополита Климента Смолятича, житийные произведения (агиография) и произведения, прославлявшие подвиги мучеников за веру и таким образом укрепляли религиозные наставления, пробуждали патриотические чувства. Так, большую популярность приобрели «Сказание о убивании в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора», а также летописная повесть о казни в орде рязанского князя Романа Ольговича.

в то же Время своеобразие исторической, социальной и культурной ситуации детерминировала обновление тематики литературного творчества. С начала XIII в. в литературе возникает образ героя-победителя в так называемых «духовных повестях» («О трех королей-волхвов», «О Таудада-рыцаря», светские повести «Александрия», «Троянская история» и др.). Это было обусловлено переориентацией общественного сознания с героя «аскетического идеала» идеал «героя борца» и указывает на то, что в украинской культуре появляются ранньогуманістичні идеи. В языке рукописей, церковнославянском в своей основе начинает ощущаться влияние местных народных говоров.

Довольно популярным был сборник афоризмов и присказок поучительного содержания под названием «Пчела». Крепкой была традиция редактирования переводной литературы, которые предпринимались в направлении ее «осовременивание», что свидетельствует о переосмыслении византийской культуры. В литературные сборники времен Галицко-Волынского государства включались апокрифические произведения, труда Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Феодосия Печерского, Иоанна Грешного, которые пытались переосмыслить литературную традицию византийской и древнерусской культур.

О наличии древней летописной традиции в галицкой земле еще в киевский период свидетельствует летописное «Повесть об ослеплении Теребовлянского князя Василия Ростиславича братьями Святополком и Давидом». Новая страница в истории летописания связано с Галицко-Волынская летопись, охватывающая события с 1205 по 1292 г., содержит документы, отдельные летописные записи, что были составлены в городах Владимире, Галиче, Холме, Пинске, Любомле. В летописи отражены главные события в истории Галицко-Волынского княжества. Язык произведения по своим поэтическим стилем приближается к литературной, содержит яркие, меткие образы и метафоры. Летопись насыщенный народными преданиями, дружинним эпосом, песнями, а также народными поговорками и пословицами. Западноевропейские ориентации культуры Галичины и Волыни сказались на светском характере этой летописи и близости его стиля к стилистике европейских средневековых хроник.

Основой устного поэтического и музыкального народного творчества в Галицко-Волынском княжестве были древнерусские традиции, которые оказались в таких жанрах, как сказки, легенды, предания, притчи, пословицы, поговорки и т.д. Народное песенное творчество представляли веснушки и гаивки, выразительные, купальские, петрівчані, жнивові песни. Сохранились и традиции искусства скоморохов — народных лицедеев, певцов, музыкантов, танцоров.

Архитектура Галицко-Волынского княжества отличалась доминированием сакрального строительства, сочетанием киево-византийских и европейских романских традиций. Развитие архитектуры в Галицкой и Волынской землях имел свои особенности. Основным строительным материалом в волынской земли оставалась кирпич, менялась только ее форма. В галицкой земле обнаружили значительные залежи известнякового камня, из которого строили городские стены, храмы и княжеские дворцы. Использование различных строительных материалов в галицкой и волынской архитектуре повлекло значительные расхождения как в конструкции сакральных сооружений, так и в их декорировании.

Строительство культовых сооружений находилось под личным попечительством правителей, поощрялось и поддерживалось ими материально. Интенсификация сакрального строительства была тесно связана и с ускоренным развитием градостроительства в регионе. В XIII-XIV вв., особенно за князя Данила Галицкого, закладывают ряд новых городов и замков. Самыми могущественными из них были Луцк, Острог, Кременец, Львов, Хотин, Данилов, Белгород-Днестровский, Холм, Львов. Город Холм, куда Даниил Галицкий перенес столицу 1237 г., был построен из белого известняка с использованием элементов декора (карнизами, фризами, рельефными поясами) из зеленого известняка. Такое сочетание белого и зеленого камня придавало особую прелесть сооружениям Холма. В городах Галичины-Перемышле, Звенигорода Василию, Галиче было начато строительство церквей из белого камня, с широким применением резного орнамента в романском стиле. Яркими образцами галицкой каменной архитектуры является Успенский собор, двухэтажный княжеский дворец с дворовой церковью св. Спаса, церковь святого Пантелеймона, холмский кафедральный собор св. Иоанна Златоуста, церкви Рождества Богородицы и св. Кузьмы и Демьяна, храм Иоанна Крестителя и т.д.

Для архитектуры того времени было особенно значимым возведения оборонительных сооружений. Именно в эти времена строятся первые каменные крепости и замки в Бресте, Каменце-Подольском, Хотине, Белгороде-Днестровском и др. Приглашенные из Европы мастера внедряли фортификационные новшества в Холме впервые было заложено башню донжон, по образцу которой оборонительные башни были сооружены в большинстве галицких и волынских городов. О высокий уровень оборонно-фортификационного искусства в Галичине свидетельствует пятиэтажная деревянная наскальная крепость Тустань IX-XIV веков на Львовщине. Застройка крепости началась еще в IX в. Обнаруженные на скалах языческие символы указывают, что она была заложена еще в дохристианские времена. Удачно выбранная местность, продуманная система водоснабжения, которая исправно функционирует до сих пор, свидетельствует о значительный опыт русичей в фортификационных делам уже на то время.

Изобразительное искусство частности иконопись, Галицко-Волынского княжества имело своей основой византийские и древнерусские традиции. Одновременно иконопись Галичины и Волыни включал ряд своеобразных особенностей, прежде всего стремление к реалистичности и динамичности, экспрессивности образов. Это отразилось, в частности, в стремлении художников наметить индивидуальные признаки творческих манер, легкую объемность образов, что существенно отличает галицко-волынский иконопись от византийских образцов. Вместе с тем характерными чертами иконописи Галичины и Волыни является лаконизм и целостность композиции, сочетание контрастных красок, эмоциональная насыщенность образа-символа, что оказывается в таких иконах, как «Святой Юрий-победоносец», «Красилівська Богородица», «Ченстоховская Богоматерь» и др. Иконописи Галицко-Волынского княжества присуще сочетание византийских традиций, наследия Киевской Руси и местного народного искусства. Примером этого является икона Богоматери-Одигитрии конца ХІІІ-ХІУ вв. из Покровской церкви Луцка, в которой присутствуют народные орнаментальные мотивы (рубашка младенца Иисуса украшена вышитыми цветочками).

В галицкой земле появился новый вид сакрального искусства, неизвестный в Киевской Руси, -литые оловянные и бронзовые иконы и крестики. Известны также большие бронзовые и оловянные иконы, весом до 30 кг.

Искусство ком’яних иконок известное во всей древнерусской земли, но наибольшее распространение оно получило в галицкой земле. Выявлено иконки с изображением Богородицы, Иисуса Христа, Архангела Михаила и других святых.

Монументальная роспись продолжал киевские традиции отделки интерьера. Фресками были расписаны алтарные части главных храмов Волыни и Галича. С последней четверти XII в. фрески на светскую тематику были распространены в княжеских палатах. О высоком уровне мастеров монументальной живописи Галицко-Волынского княжества свидетельствуют росписи в Польше, которые сохранились в костеле в Сандомирі, часовни Св. Креста на Вавеле в Кракове, в костеле Вислиці, замковой капелле в Люблине и т.д. На территории Украины до нашего времени почти не сохранилось значительных фрагментов фресок, за исключением росписи Армянского собора во Львове.

Мозаичных панно не сохранилось вообще, есть только упоминания о существовании мозаичной живописи в галицкой земли, которые подтверждаются остатками смальты в руинах галицких церквей.

В христианские времена, преследуя идолопоклонство, церковь не поощряла развитие скульптуры. Установление статуй не было принятым, но православные храмы украшались рельефными изображениями и декоративными рельефными плитками. Рельефы украшали церкви Св. Пантелеймона в Галиче и Иоанна Златоуста в Холме, Успенский собор в Галиче. Древнее рельефное изображение Богородицы обнаружено в Успенском храме Галича, при восстановлении которого в наше время использовались материалы разрушенной татарами княжеской церкви. Ярким образцом скульптуры той эпохи является шиферный рельеф XIII ст., который изображает св. Димитрия.

К рельефной пластики также принадлежат многочисленные керамические плитки — поливані (покрытые эмалью) и неполивані. На них выявлено 13 сюжетных композиций с рельефными изображениями грифона или орла. До наших дней в некоторых галицких селах сохранились печи, выложенные из кафеля, изготовленного еще в княжеские времена.

Древнейшими образцами искусства книжной миниатюры «Трирский Псалтырь», или «Молитвенник Гертруды» (984-999 гг.), Добрилово Евангелие (1164 г.). Расцвет книжной миниатюры XIII в. запечатлел, в частности, Архиерейский Служебник из Перемышля. Изображение выполнено в соответствии с канонами византийского искусства — образы являются удлиненными, с маленькими головами. Значительная часть миниатюр XIII в. являются копиями фресок храмов, в которых создавались рукописные книги.

Особенно славились галицкие мастера искусством резьба по кости. В Звенигороде найдено костяную иконку Богородицы очень тонкой ювелирной работы, аналогов которой не выявлены ни в древнерусском, ни в византийском искусстве.

Достаточно развитым в Галицко-Волынском княжестве было ювелирное искусство различных техник (скань или филигрань, чернь, перегородчатая и вікончаста эмали, зернь). Найдено много золотых и серебряных чаш, сложных крестов (энколпионов), сложных браслетов и медальонов. Обнаружено много женских украшений — серьги с тремя бусинками, стеклянные, бронзовые, серебряные и золотые браслеты (в том числе сложные), колтки — особые заколки для волос. К ювелирным украшениям относятся также женские и мужские гривны, которые вместе с тем играли роль денежных знаков.

Итак, культура Галицко-Волынского княжества отмечено следующими чертами: наследование и продолжение культурных традиций Киевской Руси; тесные связи с культурой Западной Европы; признание православия как духовной, мировоззренческой основы; признание православной церкви центром духовной жизни, консолидирующей силой общества; повышенная значимость аристократической и городской культуры; особое внимание к развитию образования.

Смотрите так же:  Кратко о храме энгельса