Храм в селе бараново

Храм в селе бараново

Бараново.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Храм Тихвинской иконы Божией Матери села Бараново, был основан 19 сентября 1871. Даты окончания строительства и освящения храма не сохранилось. Вообще о храме,и о его дореволюционной истории сохранилось очень мало материала.

С приходом советской власти многие храмы были закрыты, но в Тихвинском храме продолжались богослужения и молитвы. Власти всеми способами пытались официально закрыть храм,очень часто прибегая к явному обману высшего руководства. Прихожане,можно сказать,стояли до последнего, но всё-таки в 1940 году храм был окончательно закрыт.

В 1943 году от немцев было освобождено село Бараново. Во время отступления немецкие войска, думая что на колокольне храма сидит русский наводчик, открыли артиллерийский огонь по храму. Была взорвана колокольня, повреждены крыша и центральный купол, на стенах остались отметины от снарядов. Во время освобождения села было захвачено много пленных, и чтобы они не замерзли ночью, так как был февраль, их закрыли в храме. Ночью неожиданно для всех вспыхнул пожар внутри храма. Пленных быстро вывели, а почти все внутреннее убранство храма сгорело.

После войны настали трудные времена, и о восстановлении храма никто не думал. Спустя несколько лет храм кое как накрыли (что и сохранило его от множественных разрушений), и использовали как склад.

С началом 90-х годов началось возвращение Церкви ее святынь. Был возвращен Курской епархии и Тихвинский храм. Но то что осталось от него с трудом можно было назвать храмом. Разрушенная колокольня, проржавевшая крыша, отсутствие центрального купола. Черными дырами зияли окна без рам, осыпавшаяся штукатурка и т.д.

В 1999 году началось восстановление храма . Совместными силами тогдашнего настоятеля , председателя колхоза, спонсоров, да и простых прихожан ,храм все более и более приобретал свой вид, восстановление идет до сих пор. И прихожане не теряют уверенность, что после долгих лет бездействия церкви, с помощью Божией она приобретет свой истинный облик, и станет местом пристанища православных христиан.

9 июля 2009 года храм был заново освящён архиепископом Курским и Рыльским Германом

Настоятель Храма Тихвинской иконы Божией Матери — иерей Евгений Логачев.

Село Кулевка.
(Церковь Тихона Задонского)

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь Тихона, Епископа Воронежского и Задонского — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Кулевка Горшеченского района Курской области.

История Кулевки берет свое начало с конца 18 в., когда здесь поселился однодворец Родион Кулик, от которого и произошло название села. До 1928 г. территориально село входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.

Архиепископ Дмитрий Самбикин в документах середины 1880-х годов отмечал: Тихоновская церковь в селе Кулевке, Нижнедевицкого уезда каменная с колокольнею, начата постройкою и окончена в 1869 году. Земли пахатной 33 десятины и усадебной. Два деревянных подцерковных дома. Прихожан 845 душ.

Эти данные вступают в противоречие с трудами П. Никольского, который в 1900 году утверждал, что Тихоновская (деревянная) церковь была построена в 1892 году. В этот период в штате храма числились: священник Всеволод Михайлов и псаломщик Павел Долгополов. Церкви принадлежало 34 десятины пахотных земель.
Приход насчитывал 247 дворов, в которых проживал 2061 человек.
XX век

19 августа 1940 года церковь в Кулевке была закрыта, однако, судя по всему не надолго.

Существуют данные, что до 31 октября 1945 года в церкви служил отец Тихон Недригайлов, после чего был переведен в Крестовоздвиженский храм села Кошары, что под Белгородом. Церковный совет кулевского храма обратился к архиепископу Курскому Питириму с ходатайством о назначении к ним настоятелем диакона Тихона Захарова (1903 – после 1978). Это ходатайство было подкреплено письменными отзывами Тихона Недригайлова и священника Вознесенской церкви города Нижнедевицка Михаила Пояркова, в которых они характеризовали кандидата самым положительным образом.

25 ноября 1945 диакон Тихон Захаров был рукоположен в сан священника к церкви в селе Кулевка. Весной 1948 года священник Тихон Недригайлов, ставший благочинным Рыльского округа, хлопотал перед архиереем о переводе отца Тихона Захарова в село Любимовку Кореневского района. Он писал, что в Кулевке Захаров «впал в крайнюю бедность и живет исключительно для оплаты непосильного подоходного налога». 31 марта 1948 г. архиепископ Курский Алексий удовлетворил просьбу и перевел отца Тихона Захарова в Любимовку.

В 1949 году в церкви временно служил Михаил Попов. В 1950 должность настоятеля храма в Кулевке стала вакантной, и священник Тихон Захаров дерзнул обратиться к епископу Курскому Нестору с просьбой о возвращении. Просьба была удовлетворена 4 июля. Однако через год священник тем же архиереем был низведен на должность псаломщика. Причина – непогашение взносов. Отец Тихон сдал приходские дела новому священнику Иоанну Автономову, объяснил возникшую задолженность бедностью прихода, неблагоустроенностью церкви, плохой посещаемостью и сообщил, что «всегда болел за храм душою». Владыка перевел Тихона в село Бегощи Крупецкого района к Знаменской церкви.

1 октября 1957 г. настоятель храма в Кулевке отец Иоанн Автономов умер. Пользуясь этим, директор местной школы возбудил вопрос о закрытии храма, который находится по соседству с учебным учреждением. В отсутствии священника школьники били стекла в храме и хулиганили на колокольне. Никого из священников, ищущих место, кулевский приход не прельщал. Отпугивала неблагоустроенность церкви, отсутствие полов, неопределенная будущность. Директор школы не хотел останавливаться на районном уровне и просил о закрытии церкви областное начальство. Если бы храм в Кулевке еще на несколько недель остался бы без настоятеля, его действительно могли закрыть. Но тут назначение в Кулевку «с благодарностью принял» священник Тихон Захаров. В 1958 году осиротел приход Дмитриевской церкви в селе Болото и отец Тихон несколько месяцев служил на два храма. Он не только выезжал на требы на территорию болотского прихода, но и совершал Божественную Литургию в храме св. Димитрия Солунского. Однако большое расстояние между приходами, проблемы со здоровьем и… ревность кулевцев привели к тому, что священник Тихон Захаров все реже и реже стал выбираться в Болото. А потом болотскую церковь закрыли. В 1962 году отец Тихон был награжден наперсным крестом, в 1972 году – возведен в сан протоиерея. 20 января 1977 года протоиерей Тихон Михайлович Захаров вышел за штат по состоянию здоровья. Скончался он после 1978 года.

Настоятель Храма Тихвинской иконы Божией Матери: иерей Александр Пешков.

В настоящее время церковь в Кулевке является объектом исторического и культурного наследия (код памятника 4600809001).

Использованная литература:
Д. Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884»
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г.»
Использованы материалы сайтов: apochki.prihod.ru, warthroughthelens.orgСело Болото. Церковь

Село Болото.

Димитрия Солунского

Церковь Димитрия Солунского — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Болото Горшеченского района Курской области.

До 1928 года территориально село входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Болото, Нижнедевицкого уезда, деревянная с такою же колокольнею, построена в 1783 году. Земли пахатной 56 десятин большей частью песчаной. К этой церкви приписаны: Предтеченская церковь села в Нижних Борках и Сергиевская в селе Вислой. Прихожан 1530 душ; деревни Верхния и Нижния Борки (где есть церковь). Три штата».

В 1890 году церковь великомученика Димитрия Солунского была перестроена в камне. Священником в это время служил Дмитрий Стефанович Мешковский, позже переведенный в Покровский храм села Хвощеватовка.

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник Тихон Михайлович Лихницкий и псаломщик Иван Иванович Родионов. Приход насчитывал 69 дворов, в которых проживало 828 человек.

В 1958 году в Дмитриевской церкви села Болото два месяца служил священник Тихоновского храма села Кулевка Тихон Захаров. Вскоре церковь закрыли.

Настоятель Храма Дмитрия Солунского — протоиерей Андрей Ерега.

Церковь Дмитрия Солунского является памятником истории и культуры народов Российской Федерации и объектом культурного наследия (код 4600808001).

Использованная литература:
Д. Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884»
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г.»

Село Ключ.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Ключ Горшеченского района Курской области.

Ключ – старинное русское село. Возникло в первой половине XVIII в. До 1928 года территориально входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Ключе, Нижнедевицкаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1799 году (а по клировой ведомости в 1803 г.) на месте прежде бывшей деревянной. Один штат. Прихожан 1220 душ, деревня Быстрина (ныне – Быстрик, в 2 верстах)».

Архиепископ Самбикин продолжает: «Село Ключ (или Дубинино), в 35 верстах от г. Нижнедевицка и в 10 верстах от границы Курской губернии. Название «Ключ» взято от множества ключевой воды, а другое название села – «Дубинино», вероятно потому что это село было окружено вековым дубовым лесом. Лет 250 назад местность, где ныне село, было приютом разбойничьих шаек. В 5 верстах от села, в логу, некогда окруженном густым лесом, по преданию, жил атаман разбойников Юрка Темирязев. Разбойничьи его подвиги вынудили правительство (при царе Алексее Михайловиче) выслать против него войско и Юрка был схвачен и взят в Москву, а сообщники его частию были побиты, а частию разбежались; после сего стали являться поселенцы и основали нынешнее село Ключ.

Первые поселенцы были из Ефремова и Тулы. Около 1730 года таких переселенцев собралось до 500 душ и тогда ими была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Побуждением к посвящению в честь Казанской Богоматери было явление на колодце (и доселе существующем среди села) чудотворной иконы. Эта икона, по единогласному преданию жителей села, ныне находится в церкви пригородней Старооскольской Стрелецкой слободы.

Взята она была из села по следующему случаю. Благочинный священник Стрелецкой Старооскольской церкви, благоговея пред чудотворною иконою Казанской иконы Божией Матери, решился перенести ее из села Ключ, тогда принадлежавшей Курской епархии и находившагося в его ведомстве. По случаю празднования чудотворной иконы 8 июля в селе Ключ было многолюдное стечение богомольцев, не помещавшихся в малой церкви. Благочинный поставил это на вид жителям села и указал на неприличие и какие то законы, будто бы запрещавшие иметь чудотворную икону в деревянном храме, а потому убедил жителей Ключа построить каменную церковь, а до времени ея постройки икона взята была благочинным в Стрелецкую подгородную церковь.

Каменная церковь в селе Ключ была начата постройкою в 1794 году и окончена в 1798 году. В это время (1799 год) село Ключ отошло по епархиальному управлению к Воронежскаму Преосвященству. Жителям села Ключ, когда те обратились к бывшему своему благочинному возвратить их чудотворную икону, было отказано. Жаловались они Курскому Преосвященному, но тот дозволил им только снять копию с иконы. Снятая с чудотворной иконы Казанской Богоматери копия свято чтится жителями села».

Смотрите так же:  Храм wat mahathat

На рубеже XIX-XX веков в штате Казанской церкви числились: два священника (Василий Данков и Митрофан Мишин), диакон (Митрофан Илларионов) и два псаломщика (Иван Станков и Илья Богомолов). У церкви отмечено 39 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 244, в них проживало 2414 человек.

Казанский храм – один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Официально закрывался властями 5 августа 1940 года. Однако в период оккупации богослужения возобновились. Росписи внутри церкви сделаны в советское время.

Настоятелем храма является иерей Александр Абдумуратович Каримов (в апреле 2012 года награжден наперсным крестом).

В настоящее время церковь является памятником истории и культуры народов Российской Федерации и объектом культурного наследия (код 4600000508).

Село Ясенки.
Церковь Воздвижения Креста Господня (утрачена)

Воздвижения Креста Господня — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Ясенки Горшеченского района Курской области.

Когда в Ясенках началось возрождение литургической жизни, церковной общине для совершения богослужений передали здание бани. А когда-то здесь храм разрушили, чтобы построить баню… И какой храм! Еще в XIX веке сразу же после постройки ясеновскую церковь отмечали как выдающуюся «по замечательной красоте своей архитектуры».
Основание села

Само село Ясенки ведет свою историю с XVIII в., когда в этих краях обосновались выходцы из Московской и Черниговской губерний. По другой версии, село Ясенки обязано своим появлением на карте переселенцам из другого села Курской губернии с похожим названием – Ясенок. К середине XVIII века в Ясенках появился храм. Это была деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Сначала маленькая. С 1777 года — побольше.
Каменный храм

К началу XIX века и большой деревянный храм не мог вместить всех прихожан. Пришлось с 1828 г. взяться за постройку новой каменной церкви. Через 17 лет основные работы были закончены, и в 1845 году состоялось в Ясенках освящение каменного двухпрестольного храма. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Но и мученицу Параскеву ясеновцы не забыли, освятив в ее честь южный придел храма.

Однако на этом строительство не закончилось. В 1857 году в Ясенках снова были торжества – освящали еще один придел (северный) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вот что писал об этом событии архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов: «Церковь в Ясенках, Нижнедевицкого уезда, каменная с колокольнею, замечательна красотою архитектуры, построена в 1845 году с приделами св. Параскевы Пятницы (с правой стороны) и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Прежде существовавшая церковь была посвящена св. вел. Параскевы — Пятнице. Один причт. Земли 66 десятин. Прихожан 1380 душ; деревни: Сомовка и Пятницкая».

Закончив стройку, занялись благоукрашением. К концу XIX века устроили в каждом приделе иконостас. На это благое дело благотворители, среди которых были не только помещики, но и простые благочестивые крестьяне, не поскупились – потратили около 5.300 рублей. Сумма по тем временам немалая. Да и колокола никогда не отличались дешевизной. А их на колокольне был полный комплект – семь штук. Главный весил 127 пудов 27 фунтов. Его звук, говорят, доносился аж до самого Воронежа. Дворов в приходе в 1900 году было 389, в них проживало 3283 человека.

С особым благоговением относились прихожане к одной святыне, выделявшей ясеновскую церковь из ряда окрестных храмов. Это была деревянная статуя Спасителя в терновом венце. Что стало с ней после революции – неизвестно. В список исчезнувших святынь следует включить и три Евангелия. Самое древнее из них было напечатано еще при Петре Первом в 1697 г. Два других – во второй половине XVIII века. В 1865 году в соседней Кулевке была построена Тихвинская церковь и священноначалие приняло решение оставить в штате ясеновского храма одного священника (с 1798 года их было двое). Но к концу XIX века стало ясно, что одному священнику в Ясенках не справиться со всеми приходскими заботами. Второй штат был снова открыт в 1899 году.
Священство

В конце XIX в. была предпринята попытка перечислить всех священников, которые ранее служили в Ясенках. Некоторым из них даже давалась краткая характеристика. Не всегда лестная.

Отец Михаил Гаврилович Владимиров был первым священником, о котором сохранились хоть какие-то данные. Впервые упоминается он в церковных документах в 1780 году. Известен и год его упокоения – 1792-й. После смерти отца Михаила в Ясенки был определен священник Иаков Никифоров, с некоторыми перерывами служивший здесь до 1814 года. В 1798 году, когда в ясеновской церкви было открыто второе штатное священническое место, на его место определили отца Гавриила Георгиевича Попова, прослужившего в Ясенках до 1826 года и умершего в 1831 году.

Недолго прослужил в ясеновском приходе отец Андрей Иванович Песков: с 1814 по 1819 год. А вот священник Никанор Иванович Владимиров связал свою судьбу с Ясенками на длительный период времени. С 1819 по 1838 год он предстоял престолу в местном храме, затем уступил штатное место своему зятю священнику Василию Ильичу Полянскому, который служил в Ясенках четверть века. В 1863 г. отец Василий по возрасту вышел за штат и просил, чтобы его место досталось зятю – священнику Иоанну Петровичу Смирницкому.

Отец Симеон Гавриилович Дубровский, упоминавшийся в качестве клирика храма с 1827 года, умер в 1836 году. «Место его было зачислено за семьей, а требы исправлял безместный священник Иоанн Богомолов, — сообщает дореволюционный историк. – Так как к дочери о. Дубровского не нашлось жениха, то место было представлено в 1847 году Аристарху Андреевичу Ингеницкому». В синодальную эпоху (и это один из ее минусов) священническое место иногда оказывалось наследством, а то и приданным. В 1868 году отца Аристарха сменил его сын Андрей, который и священствовал в Ясенках до 1902 года. В 1904 году в ясеновской церкви служили священники Георгий Николаевич Кузнецов и Иоанн Николаевич Белозоров, определенный на вновь открытую вторую вакансию в 23 июля 1899 года. Имелись при храме два штатных псаломщика, а периодически появлялись и диаконы. В 1900 году упоминается диакон Митрофан Дубянский и псаломщик Василий Попов.

Среди прочих духовных лиц дореволюционного периода, служивших в Ясенках, хотелось бы выделить отца Иоанна Федорова. Его послужной список чрезвычайно разнообразен. Довелось ему служить простым приходским священником в глубинке России и полковым духовником в Персии, окормлять казаков и моряков, получать награды от одних государственных мужей и спасаться бегством от других. Родился протоиерей Иоанн Семенович Федоров в 1872 г. в Острогожском уезде Воронежской губернии. А умер в 1940 году в Югославии. Последние двадцать лет жизни этого священника прошли в эмиграции. Начинал же он свое церковное служение в нашем крае. 4 декабря 1895 г. выпускник Воронежской духовной семинарии Иван Федоров был рукоположен в сан диакона к храму в селе Ясенки Нижнедевицкого уезда и служил здесь до 25 марта 1900 года.

С 1920 по 1925 гг. в Крестовоздвиженском храме села Ясенки служил священник Алексий Макарович Гришин (1877-1958), уроженец Воронежа. Старожилы Дмитриевской церкви села Болото еще помнят этого батюшку, так как последний период своей жизни он жил там.

О том, кто служил в Ясенках в годы гонений, и кто был последним настоятелем впоследствии разрушенного храма, в настоящее время сведений не имеется. В материалах одного из следственных упоминается без инициалов некий священник Кущнев, который мог служить в Ясенках в начале 1930-х гг. Но точной информации на этот счет пока не имеется.
Перед закрытием

Подробное повествование об истории ясеновского прихода в дореволюционный период оканчивается 1904 годом. Документы последующего периода еще мало изучены и систематизированы, а большей частью утеряны. В начале XX века приход ясеновского храма входил в первый благочиннический округ Нижнедевицкого уезда Воронежской епархии.

Надо полагать, что в 1922 году храм в Ясенках не избежал печальной участи быть ограбленным под благовидным предлогом изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья.

В конце 1920-х – первой половине 1930-х годов по Центральному Черноземью прокатилась лихорадка районирования. В результате перекраивания края село Ясенки дало имя Ясеновскому району, хотя центр этого района власти выбрали село Нижнее Гнилое, ныне Сосновка. Возможно, именно выделение Ясенков из общего списка сел стало причиной того, что власти с удвоенной энергией взялись за уничтожение храма. К концу 1930-х годов приходская жизнь в селе замерла на долгие семь десятков лет…
Закрытие храма

28 июля 1939 года храм был взорван. По свидетельству местных жителей, окончательно останки храма в Ясенках были сметены в 1950-е годы. Когда читаешь документы о закрытии церквей, складывается впечатление, что в 1930-е годы в СССР не было никакого иного стройматериала, кроме добытого при разрушении храмов. Ведь строительство большинства объектов советской культуры велось исключительно из обломков «культовых зданий», многие из которых являлись, кроме всего прочего, настоящими памятниками архитектуры. Храм Воздвижения Креста Господня в Ясенках был из их числа. Увы, восстановить его в прежних размерах едва ли теперь удастся. Ясенки уже не те, что полтора века назад.
Век XXI: возрождение прихода

Однако церковь – это не только архитектурное сооружение. И в Ясенках всегда были люди, которые не скрывали своей веры и принадлежности к церкви. Они ходили по праздникам в соседнюю Кулевку, где храм уцелел в лихолетье. А в начале XXI века по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия образовали местную церковную общину в родном селе.
Существенную поддержку новообразованному приходу оказал Александр Викторович Гусев, руководитель местного сельхозпредприятия – председатель колхоза, как его здесь называют по привычке. В бессрочное пользование верующим было передано здание бывшей бани. Пришлось, конечно, потрудиться, чтобы приспособить его для совершения богослужений. Но и тут приходскую общину, состоящую в основном из пожилых женщин, не оставили. На Вербное Воскресенье 4 апреля 2004 г. открылась новая страница в истории ясновского прихода. В этот день впервые после долгого перерыва в Ясенках была совершена Божественная Литургия.

Настоятель Крестовоздвиженского храма — иерей Михаил Зиборов.

Использованы материалы сайтов: apochki.prihod.ru, gorshechnoe.ru
Использованная литература:
Д. Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884»
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г.»

Село Старое Роговое.
Церковь Архангела Михаила.

Село возникло на месте бывшей деревни Роговой, разоренной татарами в 1612 году, и вновь возрождённой в 1659. Селение окружал густой лес, выступ которого, напоминавший по форме рог, подходил к самому краю села. Отсюда и его название — Роговое. До 1928 года село территориально входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии.

Смотрите так же:  Храм воскресенске

В селе в 1783 году была построена деревянная Архангельская церковь. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Роговом, Нижнедевицкого уезда, деревянная с колокольнею, построена в 1783 году. Земли пахатной 40 десятин (по общему плану в 2-х местах); сверх того 8? десятин (пожертвованных ряд. Бабенковым, по ровну церкви и причту; но она находится в ведении церковного старосты ?). Из плана видно, что церкви должно принадлежать 5 десятин лесу строеваго и 5 десятин дровянаго, но где и кто владеют этим лесом неизвестно. Прихожан 1500 душ; деревни: Геросимова (2 версты), Новая Роговая (3 версты), Рышкина (3 версты), Ровенки (5 верст)».

По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Архангельской церкви числились: священник и псаломщик Василий Восточный. Церковь владела 50 десятинами пахотных земель. Приход насчитывал 388 дворов, в которых проживало 2710 человек.

Есть предположение, что храм перестраивался в 1808-1814 годах в камне.

По некоторым данным, человеком по фамилии Гончаров, в 1905-1907 годах в селе была построена новая каменная церковь иконы Божией Матери «Знамение». В селе было 2 начальных школы — земская и церковно-приходская, состоящая из 3-х классов. Эти школы посещали дети наиболее зажиточных крестьян. Обучали здесь законам божьим и молитвам.

18 июля 1940 года церковь в Роговом была закрыта.

Храм «выстоял» и в период борьбы с православием, и в военное лихолетье. С первого дня своего существования и по сегодняшнее время, церковь не меняла своего высокого предназначения — в нем не хранили зерно, не устраивали концертов, а возносили молитвы Богу, как и должно быть. Может быть и поэтому в селе нет пустующих домов, продолжают рождаться дети и люди не отчаиваются, встречают новый день с надеждой на лучшее, каждый по-своему внося частичку хорошего в наше общее завтра.

Ныне в храме служит священник Иоанн Сорока.

Использованы материалы сайта: gorshechnoe.ru
Использованная литература:
Д. Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884»
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии за 1900 г.»

Храм Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки

Средние Апочки. История храма и села

О дереве, камне и душе

Каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки был построен в 1811 году, незадолго до вторжения в Россию войск Наполеона. Само село упоминается в исторических документах с 1691 года [Никулов А.П. Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края). – Курск. 1997. 576с. – с.85]. До постройки кирпичной церкви жители Средних Апочек молились в деревянном храме, который так же был освящен в честь почитаемого на Руси греческого святого Димитрия из Солуни. По словам старожилов, старый храм находился восточнее современного, где-то в районе нынешнего клуба. Благодаря исследованию историка Анатолия Павловича Никулова, установлено имя мастера, руководившего строительством кирпичного храма. Это крестьянин Сила Васильевич Гладков [Там же. – с.458].

Через 20 лет, в 1831 году, к храму была пристроена колокольня, и архитектурный ансамбль среднеапоченской церкви приобрел законченный вид. Однако в период воинствующего безбожия храм в Средних Апочках был изуродован до неузнаваемости. Колокольню снесли, а основное здание использовали в хозяйственных нуждах (здесь хранили зерно и удобрения, пилили доски), отчего оно теряло былое благолепие, стремительно ветшало и разрушалось. Но самое печальное не это. Невидимым образом разрушалось что-то в душах людских. Менялся жизненный уклад, деформировались нравы, выросло несколько поколений людей, которые, глядя на храм, видят лишь груду искусно сложенных кирпичей. Они не против того, чтобы в селе был храм. Но они искренне не понимают, зачем храм нужен именно им. И даже не задают себе этого вопроса. Сейчас в Средних Апочках множество хозяйственных построек, в которых никто уже не мычит и не телится; двухэтажная школа, в которой скоро некому будет учиться, и разрушающийся храм, в котором сейчас некому молиться.

В начале XIX века ситуация была иной. Тогда среднеапоченским богомольцам было тесно в деревянной церквушке и они, как дети, радовались строительству нового просторного кирпичного Дома Божьего. Они понимали, что здесь, под сводами церкви, а не в убогой хатке, крытой соломой и обмазанной глиной, пройдет самая важная часть их жизни.

Не хотелось, чтобы история нашего храма превратилась в очерк по архитектуре или в дефектную ведомость. Хотелось, чтобы она была историей живой веры, объединяющей судьбы пастырей и прихожан среднеапоченского храма, как живых, так и усопших.

По словам архиепископа Курского Германа, «восстановление порушенных храмов и зданий – не самоцель. Главное – восстановить храм души русского человека, из которого многие десятилетия старались вытравить все святое. Результаты этого налицо в нашей реальной жизни» [Герман, архиепископ Курский и Рыльский. Слово к читателям Высокопреосвященнейшего Германа, архиепископа Курского и Рыльского. // Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Мужская Пустынь. Фотоальбом].

С 17 декабря 2010 года

Cвященник Владимир Михайлович Русин. С 2005 года служит в Покровском храме села Кунье. В Средние Апочки назначен по совместительству.

Более подробную информацию Храма Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки можно прочитать на сайте http://apochki.prihod.ru

с.Кунье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Покровский храм

Строительство каменного храма.

К началу XIX века деревянный куньевский храм совсем обветшал. В 1809 году в Кунье началось строительство нового, каменного, храма. Для обеспечения стройки материалами в селе построили кирпичный завод, дававший 30 000 штук кирпича в год /3. стр.366/. Храм в Кунье был возведен уже после Отечественной войны 1812 года, в 1816 году. Эта дата и указана в справочнике по Курской епархии, выпущенном в дореволюционные времена. /7/.

В одном современном научном сборнике храм в селе Кунье ошибочно назван Свято-Димитриевским. Годом постройки храма авторы этого издания считают 1812. /8. стр.205/.

«Одноглавая, шестистолпная, трехапсидная, приземистых пропорций», — так охарактеризовали нашу церковь специалисты из Курского краеведческого музея, проводившие искусствоведческую экспертизу несколько лет назад.

Кто был инициатором и главным строителем новой церкви в селе Кунье, пока не выяснено. Лет семь тому назад при планировке прихрамовой территории бульдозер извлек из-под земли две могильные плиты. Надписи на плитах сообщали, что под ними были погребены надворный советник Андрей Тельс, скончавшийся в 1829 году, и «флота капитан-лейтенант» Александр Тельс, скончавшийся четырьмя годами ранее. Интервал между датами их рождения так же невелик. Поэтому резонно предположить, что они были братьями. Во Ржавце, соседнем селе, у Тельсов было поместье, возможно пожалованное им (или их родителям) за усердную службу. И, по всей вероятности, в строительстве нашего храма они принимали не самое последнее участие, поскольку завещали себя похоронить у его стен. А во Ржавце и по сей день одну из улочек называют Тельцово.

Во Ржавце жила так же помещица Платонова (или Платониха, как ее называли крестьяне). На свои средства она пристроила к куньевской церкви Владимирский придел, а возможно и Иверский тоже. Из уважения к этой набожной женщине в праздники и воскресные дни богослужения в храме не начинали до ее приезда. Звонарь забирался на колокольню и сверху внимательно следил, когда на горизонте появится помещичья тройка. При подъезде Платонихи к церкви начинался перезвон. Колокола приветствовали подъезжающий экипаж. Колокольчики под дугой отзывались на приветствие.

Куньевские звонари до революции имели в своем распоряжении четыре колокола, доставшихся каменной церкви в наследство от деревянной . В настоящее время прихожане собираются на службу под звон одного большого колокола, маленького колокольчика и обрезанного кислородного баллона.

Настоятель Покровского храма — иерей Владимир Русин.

Знаменка. Церковь иконы Божией Матери «Знамение»
Знаменский храм

Построен в 1830 году. Освящен в 1863 году. Закрыт по решению властей 11 июля 1937 года и передан сельскому совету «под школьное строительство». (В документах тех лет знаменская церковь названа Покровской).

Колокольня разрушена полностью. Храм сохранился частично, но о его восстановлении речи не ведется. Приход возрожден. Богослужения проводятся в молитвенном доме.

Настоятель: иерей Евгений Логачев (по совместительству).

с.Удобное Приход в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Молитвенный дом.Образован в октябре 2008 года.

Храм Тихвинской иконы Божией матери

Храм иконы Тихвинской Божьей матери в селе Бараново Горшеченского района.

На территории хозяйства «Курское поле» расположены два действующих храма — храм Тихвинской иконы Божией матери в центральной усадьбе в селе Бараново, он трехпрестольный — Тихвинской иконы Божьей матери, покрова Пресвятой Богородицы и Александра Невского. И храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Куньи — один из древнейших в Курской области, действующий по сей день.

У храма Тихвинской иконы Божией матери непростая история. Холодной зимой 1943 года на территории села Бараново шли кровопролитные жестокие бои. Захваченная в кольцо крупная немецкая группировка пыталась выйти из окружения из-под Воронежа и прорваться к Старому Осколу .

Немцы прямой наводкой били по церкви, сбивая артиллерийского наводчика, разрушили колокольню, повредили снарядами стены, эти рваные раны остались и сегодня, напоминая о тех страшных днях. Немцы были разбиты. После освобождения более 800 пленных закрыли на ночь в церкви. Чтобы согреться, немцы разожгли костер, начался пожар, и храм изнутри выгорел полностью. Возмущенные сельчане и солдаты вывели пленных — особо злостных расстреляли, остальных отправили в соседнее село на пересылку. С тех пор храм стоял разрушенный. Война закончилась.

Восстанавливая школу, часть кровли церкви использовали как стройматериал. Налетевшая однажды буря снесла крест с центральной колокольни, он упал и воткнулся в кровлю. Но сельчане всячески оберегали храм и сохранили в том виде, в котором он был.

Шло время, люди потянулись к вере, а храма не было. По инициативе Александра Николаевича Лихачева и поддержке сельчан с 2004 года началось его восстановление. Полностью переделали крышу, сделали колокольню, позолотили купола, кресты, несколько месяцев назад закончили роспись стен. Храм действует уже пять лет и становится известен. Сюда постоянно привозят чудотворные иконы, люди приезжают из Старого Оскола и Губкина . Для того чтобы храм радовал глаз и выполнял свое предназначение, сделано очень много, но до полного возрождения еще далеко.

Александр Николаевич Лихачев, директор ООО «Курское поле».

Благодатное «Курское поле»

Курская земля славится своими благодатными полями и великими сынами, посвятившими всю свою жизнь работе на земле и процветанию родного края. Сегодня «Курское поле» под руководством Александра Николаевича Лихачева — одно из хозяйств Горшеченского района, заслуженно претендующее на звание лучшего.

Вот уже более 50 лет хозяйством достойно руководит династия Лихачевых. Возглавив отстающее хозяйство «Сталинский путь» в 1954 году, отец Николай Иванович Лихачев за короткий срок сделал его миллионером, присоединив в 1959 году еще одно хозяйство. Хозяйство стало называться «Завет Ильича». Когда он заболел, его сменил старший сын Владимир Николаевич Лихачев. Под его управлением хозяйство было одним из лучших в области. После повышения Владимира Лихачева по службе, с февраля 1989-го и по сей день хозяйством «Курское поле» (переименовано в 2007 году) успешно руководит младший брат, Александр Николаевич, и прилагает все усилия для его процветания и благополучия сельчан.

Смотрите так же:  Храм пантелеймона санкт-петербург

Сегодня в «Курском поле» работает около 100 человек, здесь сохранилось ядро опытных, умелых специалистов. Хозяйство занимается растениеводством, обрабатывая 4800 гектаров пашни. В посевах — по тысяче гектаров озимых, подсолнечника, более 1500 га яровой пшеницы, гороха, ячменя. Вся земля обрабатывается, структура выдерживается, причем так называемую новую поверхностную технологию хозяйство применяет уже более 30 лет.

Важно отметить, что в «Курском поле» приложили все усилия для сохранения системы орошения. И сегодня в хозяйстве почти 1300 гектаров орошаемых земель. Запустив в прошлом году орошение на 200 гектарах, в перспективе восстановление всей системы. Однако это очень тяжело в наше время, учитывая высокие затраты на электроэнергию. По словам Александра Николаевича, смысла в поливе по такой цене просто нет.

Тем не менее, хозяйство не стоит на месте, а намерено увеличить урожай. Для этого сделано немало: в прошлом году приобретена современная техника, три мощных трактора и инвентарь к ним, намечена покупка комбайнов. В планах и развитие животноводства. У руководства хозяйства благие цели — сохранить нормальный облик села и создать достойные условия для работы и жизни людей. Главное — найти понимание и поддержку со стороны государства.

Еще больше материалов по теме: «XI Курская Коренская ярмарка»

Храм Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Средние Апочки

Курская митрополия Щигровская епархия Горшеченское благочиние

Храмы Горшеченского района: Утраченные и сохраненные. Краткие сведения

Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Каменный.
По сведениям историка А.П. Никулова, кирпичная церковь в с. Бараново, заменившая деревянный храм, «основана 19 сентября 1871 года на средства помещицы Веры Александровны Картамышевой и прихожан»[1]. Официально закрыта в 1940 году[2]. Во время Великой Отечественной войны использовалась для содержания пленных и той, и другой воюющими сторонами. В феврале 1943 года при освобождении села Бараново в плен советским воинам сдалось множество мадьяров. Их заперли в здании церкви. Однако ночью пленных оккупантов пришлось спешно эвакуировать из храма, поскольку там начался пожар[3]. По рассказам, храм загорелся из-за попыток мадьяров согреться. Огнем внутри помещения было уничтожено все, что напоминало и недавнем благолепии: остатки иконостаса, иконы и т.д. Всех пленных, опять же по слухам, расстреляли в окрестностях села.
Восстановление церкви и прихода в Бараново началось в 1990-е годы. Когда настоятелем храма был протоиерей Василий Чепканич, была построена заново на старом основании колокольня. При нынешнем настоятеле иерее Евгении Логачеве завершилась роспись и храм был освящен. Чин освящения 9 июля 2009 года совершил архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Большой вклад в реставрацию церкви внес руководитель местного сельхозпредприятия А.Н. Лихачев.

Село Бекетово (Лачиново).
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Строился с 1787 по 1793 годы по инициативе помещика секунд-майора Н.И. Лачинова[4]. Разрушен.

Село Березово.
Покровский храм. Каменный.
Строился с 1782 по 1806 годы[5]. Разрушен.

Село Богатырево.
Димитриевский храм. Построен в 1807 году[6]. Закрыт по решению президиума Курского облисполкома от 3 сентября 1937 года «под снос»[7]. Разрушен.

Село Богородицкое.
Храм Рождества Христова.
Построен к 1765 году[8]. Закрыт по решению властей 28 октября 1939 года[9]. Разрушен.

Село Болото.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского. Каменный.
Деревянная церковь в селе была построена в 1756 году, а каменный храм в Болото — к 1890 году[10]. Официально решение о его закрытии принималось дважды: 26 апреля 1939 года[11] и 28 декабря 1962 года[12]. Богослужение возобновлялось во время Великой Отечественной войны. После последнего закрытия церковное здание планировалось перестроить под клуб, но еще до принятия решения о закрытии оно использовалось колохозом «Родина» как склад. Возрождение прихода началось вначале 1990-х. Настоятель: протоиерей Андрей Ерега.

Село Боровка.
Храм Михаила Архангела. Деревянный.
Построен в 1900 году и через год освящен[13]. Закрыт по решению Президиума Курского облисполкома от 19 мая 1935 года[14]. Разрушен.

Село Быково.
Троицкий храм. Каменный.
Построен в середине XIX века[15]. Разрушен.

Село Вислое.
Храм преподобного Сергия Радонежского. Деревянный.
Первая церковь в селе Вислое была построена в 1770 году. Последняя – в 1903 году[16]. Она была закрыта в 1939 году[17]. Последний настоятель висловской церкви священник Василий Емельянов расстрелян в 1941 году[18]. Храм разрушен.

Село Геросим.
Храм Рождества Христова.
По данным А.П. Никулова, построен в 1801 году[19]. Справочная книга Курской епархии, издававшаяся в 1909 году, указывает иную дату постройки: 1892 год[20]. Храм закрыт по решению Президиума Курского облисполкома от 23 ноября 1936 года и «передан под снос»[21]. Разрушен.

Село Головище.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Деревянный.
Построен в 1869 году[22]. Разрушен.

Село Горшечное.
Храм Рождества Христова. Деревянный. Построен в 1848 году[23]. Разрушен.
Храм святителя Николая. Каменный. Решение о его строительстве было принято на уездном собрании в 1896 году[24]. Закрыт в 1930-е годы. (В решении о закрытии горшеченской церкви, принятом Президиумом Курского облисполкома 22 апреля 1936 года, она названа Михайло-Архангельской)[25].
Возрождение прихода и восстановление церкви в Горшечном началось в 1990-е годы. В 2011 году началось строительство колокольни, которой храм лишился в советский период своей истории.
Настоятель: протоиерей Василий Чепканич, благочинный Горшеченского округа.

Село Знаменка.
Храм иконы Божией Матери «Знамение». Каменный.
Построен в 1830 году. Освящен в 1863 году[26]. Закрыт по решению властей 11 июля 1937 года и передан сельскому совету «под школьное строительство»[27]. (В документах тех лет знаменская церковь названа Покровской)[28].
Колокольня разрушена полностью. Храм сохранился частично, но о его восстановлении речи не ведется. Приход возрожден. Богослужение проводятся в молитвенном доме.
Настоятель: иерей Евгений Логачев (по совместительству).

Село Ключ.
Храм Казанской иконы Божией Матери. Каменный.
Построен в 1798 году. Освящен в 1803 году[29]. Историю храма и села от основания до середины XIX века описал местный священник Иаков Богомолов[30]. Один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Официально закрывался властями 5 августа 1940 года[31]. Однако в период оккупации богослужения возобновились.
Настоятель: иерей Александр Каримов.

Село Кулевка.
Храма Тихвинской иконы Божией Матери. Каменный.
Строился и первоначально был освящен в честь святителя Тихона Задонского. Заложен в 1895 году. Освящен в 1903 году[32]. Один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Был закрыт по решению властей 19 августа 1940 года[33]. Вновь открыт во время Великой Отечественной войны. Официально стал именоваться Тихвинским вследствие ошибки советских чиновников, регистрировавших приход.
Настоятель: иерей Александр Пешков.

Село Кунье.
Покровский храм. Каменный.
Строительство велось в 1809-16 годы. В 1903-04 годы храм был расширен, построены два придела. Один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. История храма описана в двух книгах[34].
Настоятель: иерей Владимир Русин.

Село Мокрец.
Храм Владимирской иконы Божией Матери. Каменный.
Строительство началось в 1876 году. Освящение состоялось в 1895 году[35]. 16 мая 1937 года храм «передан на культурные нужды колхоза «Пятилетка»[36]. Разрушен.

Село Нижние Апочки.
Храм святых Косьмы и Дамиана. Деревянный.
Построен в 1893 году. Освящен в 1918 году[37]. Разрушен.

Село Нижние Борки.
Храм в честь Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи.
Строился с 1882 по 1886 годы[38]. По решению властей 5 июня 1936 года храм «передан под культурные нужды»[39].
Разрушен.

Село Никольское.
Храм святителя Николая. Каменный.
Построен в 1830 году[40]. Закрыт властями 25 июля 1940 года[41]. В период войны на короткое время богослужения в церкви возобновились, но после ареста последнего настоятеля службы в никольском храме уже не совершались. Разрушен.

Село Новомеловое.
Троицкий храм.
Строился в 1830-е годы. Освящен в 1842 году[42]. Разрушен.

Село Панское.
Храм Казанской иконы Божией Матери. Каменный.
Построен 1808 тщанием местной землевладелицы генерал-майорши Исаковой. Три престола: центральный — Казанской иконы Божией Матери, южный – мученицы Параскевы, северный – святителя Николая[43]. Разрушен.

Село Ровное.
Храм святителя Митрофана Воронежского. (Данные требуют проверки и уточнения).
В документах 1900 года не упоминается. По всей видимости, был построен незадолго до рокового 1917 года. Разрушен.

Село Солдатское[44].
Храм Архангела Михаила. Деревянный.
Третья по счету деревянная церковь в Солдатском была освящена в 1853 году. В 1903 году состоялась закладка каменного трехпрестольного храма, но его строительство осталось лишь мечтой[45]. Сгорел.

Село Сомовка.
Храм святой великомученицы Варвары. Каменный.
Построен по проекту воронежского архитектора Кюи в 1864-66 годы[46]. Разрушен.
Храм Пресвятой Троицы. Каменный.
Построен в 1880-е годы. Указывают, что он был точной «копией с Троицкого храма Санкт-Петербургской Сергиевой пустыни»[47]. Верхний престол храма был освящен в честь Пресвятой Троицы, а нижний – в честь преподобного Афанасия Афонского.
Разрушен.

Село Сосновка (до 1966 года – Нижнее Гнилое).
Покровский храм. Каменный.
Деревянный храм в честь святителя Митрофана был освящен в Нижнем Гнилом в 1845 году. Он сгорел 24 сентября 1887 года от непогашенной вовремя свечи. Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе возвели к 1898 году. Он сразу же был признан одной из самых лучших по архитектуре церквей Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии[48]. Разрушен.

Село Среднедорожное.
Храм Архангела Михаила. Каменный.
Построен в 1810 году[49]. Разрушен.

Село Средние Апочки.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского. Каменный.
Начало строительства датируется 1811 годом[50]. Советскими властями закрывался дважды. Первый раз 21 апреля 1938 года[51]. Богослужебная жизнь возродилась в годы войны. Второй раз власти закрыли церковь в Средних Апочках 11 августа 1950 года[52].
Возрождение прихода началось в 1989 году.
Настоятель: иерей Владимир Русин.

Село Старомеловое.
Храм святителя Николая. Деревянный.
Новая деревянная церковь в Старо-Меловом была построена в 1782 году из старой церкви, купленной селянами в городе Острогожск. Через два года состоялось освящение храма. В 1806 году церковь покрыли железом. В 1854 году храм был перенесен на другое место и существенно перестроен. Можно сказать, пережил свое уже третье рождение. В некоторых документах этот год стал указываться годом строительства церкви[53]. Разрушен.

Село Старороговое.
Храм Архангела Михаила. Каменный.
Строительство началось в 1876 году. Освящение состоялось в 1900 году[54]. Один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Храм был закрывался по решению курской областной власти 13 августа 1940 года[55].
Ныне в храме служит священник Иоанн Сорока.

Село Удобное.
Молитвенный дом. Приход в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Образован в октябре 2008 года.
Настоятель: иерей Игорь Харитонов.

Related Post

Храм иверской иконы на мичуринском

Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери в Очаково-Матвееском АДРЕС: Мичуринский проспект, д. 68 НАСТОЯТЕЛЬ: иерей Валерий БАРАНОВ Инвестор и подрядчик: ООО ПСФ «Крост» 10 апреля 2019 года , в

Детская литургия в храме

В нашем Храме проходят детские литургии. Что это за службы? Раз в месяц в нашем храме проходит детская литургия, что же это и для кого?Интервью с руководителем воскресной школы при

Православные храмы узбекистана

Приходы Русской Православной Церкви в Узбекистане сегодня: миссия в новых условиях исламского контекста Впервые за много лет российские социологи провели полномасштабное исследование в Узбекистане, получив не только качественные, но и