Храм свт Григория неокесарийского

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ НЕОКЕСАРИЙСКОГО В ДЕРБИЦАХ

К оглавлению — храмы Москвы

Адрес храма: 109180, Москва, ул. Б. Полянка, 29а (м. «Полянка»).
Телефон храма: (495) 959-00-11

История: предание связывает строительство храма на этом месте с освобождением из татарского плена великого князя Василия II, возвратившегося в Москву в день празднования памяти святого — 17 ноября 1445 г.

Существующий храм построен в 1662 — 1679 гг. на средства духовника царя Алексея Михайловича — Андрея Савинова Постника.

Строительство велось, предположительно, царскими мастерами И. Кузнечиком и костромичом Карпом Губой. Иконы для иконостаса написаны иконописцами Оружейной палаты при участии Симона Ушакова.

Четверик храма и второй ярус колокольни опоясаны по верху великолепными изразцовыми фризами, выполненными в мастерской Степана Полубеса.

В 1765 — 1767 гг. с южной стороны трапезной сооружен придел Григория Богослова, в 1830 — 1834 гг. — северный придел Боголюбской иконы Божией Матери.

Храм закрыли в 1939 г., часть икон были переданы в запасники ГТГ, ГРМ и ГИМ, там же хранятся царские врата гл. престола.

Вновь храм освящен в 1996 г.

День памяти: 17/30 ноября

Богослужение: по воскресеньям и праздникам — Литургия в 9.30 час, всенощное бдение в 17 час.
Устроен баптистерий для крещения взрослых, работает лавка православной литературы и церковной утвари.

Храм святого Григория Неокесарийского в Дербицах — апрель 2009 года.


Храм святого Григория Неокесарийского в Дербицах.

Храм святого Григория Неокесарийского в Дербицах.

Апрель 2009 года.

Купола храма.

Колокольня.

Колокольня храма.

Апрель 2009 года.

Каменная церковь выстроена в 1667-1669 гг. тщанием духовника царя Алексея Михайловича Андрея Савинова вместо прежней деревянной. Достраивалась в 1679 г.
Богато декорированный посадский пятиглавый храм с сомкнутым сводом, редкой двухъярусной трапезной и шатровой колокольней.

Известен прекрасными изразцами работы Степана Полубеса. Приделы: Григория Богослова (1765-1767 гг., южный), Боголюбской Божией Матери (1831-1834 гг., северный) и Тихона Амафунтского (на втором ярусе трапезной).

Храм закрыт в 1939 г., в нижнем ярусе колокольни пробит проход для пешеходов.
Ремонтировался в советское время, в 1990 г. возвращён верующим.

Купола – с другой стороны.

Колокольня вблизи.

Колокольня вблизи.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Апрель 2009 года.

Московская церковь св. Григория Неокесарийского на Полянке

«»

Одна из самых красивых в Москве церквей, единственная освященная во имя этого святого, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Уникальный памятник русской истории и архитектуры с «пряным, восточным привкусом», как характеризуют его современные специалисты, храм был закрыт в советское время, но его старинный облик сохранился с давних времен. Он был основан в древней Москве по особому случаю еще в XV веке, а история строительства каменного храма, дожившего до наших дней, оказалась сопряжена с трагической судьбой его фактического создателя, священника, ставшего духовником царя Алексея Михайловича.

Св. Григорий родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии приблизительно в 3 в. от Рождества Христова. Он получил прекрасное образование и даже, отправившись в Александрию, учился там у самого Оригена. Вернувшись на родину, св. Григорий удалился от мира в пустыню и вел там святую жизнь в молитве и посте, обретя от Бога дар прозорливости и пророчества. О святом подвижнике узнал епископ города Амассии и решил поставить его епископом в родной Неокесарии. Св. Григорий согласился и перед хиротонией горячо молил Бога и Царицу Небесную открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. И было святому чудесное видение во время молитвы – ему явилась Сама Пресвятая Богородица вместе с Апостолом Иоанном Богословом. И от него святой услышал просимое знание о том, как следует истинно и достойно исповедовать Святую Троицу. Св. Григория немедленно записал все услышанное от Апостола в чудесном видении. И именно на этом Откровении потом было основано православное учение о Святой Троице, развитое Вселенскими учителями, Отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, а также составлен и сам Символ Веры. Св. Григорий Неокесарийский не дожил до этого. Он скончался около 266 – 270 г.

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьезно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Свою близость с царем священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьезными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре

Смотрите так же:  Храм во влахерне

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», — красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен — московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

Трагические последствия холерной эпидемии еще долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учрежден Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведен в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. И хотя ко времени перестройки колокольни замосквореченской церкви этот план еще не был создан, его идеи, как видно, уже витали в воздухе. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобожденные» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

Церковь святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах с давних времен называли «Красным», то есть красивым. Церковь, словно, одета в яркую нарядную одежду. Представить сложно, что только на украшение фасадов здания ушло 9 тысяч изразцов! Пройдя через трагические события 30-х годов прошлого века, гонения и осквернение, церковь вновь радует нас своей яркой живописной красотой. Полюбоваться памятником истории и архитектуры XVII века можно в Замоскворечье, во время прогулки по одному из старинных районов Москвы – Полянке.

Примечательно, что в настоящее время храм Григория Неокесарийского в Дербицах является единственным в мире, названным в честь этого святого.

Первый деревянная церковь святителя Григория Неокесарийского был построен еще в XV веке. Согласно преданию, в ноябре 1445 года князь Василий II Темный, взятый в плен татарами, был освобожден за баснословный по тем временам выкуп – 200 тысяч рублей. Находясь в неволе, князь дал обещание, по возвращении построить храм на том месте, откуда будет виден Московский Кремль.

Василий II вернулся в Москву 30 ноября 1445 года, в день, когда отмечался праздник Святого Григория Неокесарийского. По приказу князя и был заложен храм в честь этого святителя.

Место, где была построена церковь было глухое, покрытое мхом. Оно находилось в низине, часто затапливалось разливами Москвы-реки и поэтому эту церковь часто называли «храмом в Дербицах». В древности дербью на Руси называли топкое болотистое место.

В середине XVII века на Руси вспыхнула эпидемия чумы и службы в церкви прекратились. Церковь несколько лет была в запустении и только благодаря священнику Андрею Савинову наступил новый этап в истории церкви. В ней вновь возобновились богослужения и, более того, по инициативе Андрея Савинова рядом со старым церковным зданием началось возведение новой церкви. Причем, в работе принимали участие лучшие мастера, часто выполняющие царские заказы: зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа, иконописец Симон Ушаков, а также изразцовых дел мастер Степан Иванов, по прозвищу Полубес.

Деньги на строительство, по велению царя Алексея Михайловича, были выделены из казны. И церковь Григория Неокесарийского в Дербицах получилась на славу. Строительство велось с 1668 по 1679 годы. Причем, все эти годы в старой деревянной церкви проходили службы. В ней Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной (матерью Петра), здесь же будущий император был крещен. Увы, царь не дожил до окончания строительства и осветил храм его наследник, сын Федор Алексеевич, (от брака с Марией Милославской).

Яркие краски церковного здания придают храму праздничный нарядный вид. Фасады строения окрашены в цвет сурика, а большинство архитектурных деталей выделено белой и бирюзовой краской.

Одно из главных украшений храма — килевидные кокошники, тремя рядами обрамляющие его основной объем. Пять луковичных глав установлены на глухих барабанах. Кресты украшены царскими коронами, что подчеркивало принадлежность церкви к придворным храмам.

Основной объем здания и колокольня опоясаны изразцовым ободком, краски которого до сих пор сохранили свою яркость и насыщенность. Изразцы имеют рисунок «Павлиное око», они сложены так, что церковь похожа на дивный сказочный цветок. В народе сразу стали называть её Красной, то есть красивой. Недаром, сохранилось предание, что Наполеон мечтал перенести ее на ладони в Париж.

Внутреннее убранство храма под стать его внешней красоте. Стены расписывали костромичи и переяславцы.

Главная святыня храма — чудотворная Боголюбская икона Богоматери XIX века. Также здесь хранятся иконы Божией Матери — Утоли моя печали и Нечаянная Радость, Семистрельная и другие. В храме находится ковчег с частицей мощей святителя Григория Неокесарийского, частицы мощей Московских святителей Филарета и Иннокентия, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского и других святых.

Москва, ул. Большая Полянка, 29-А

Как доехать до церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Храм находится напротив выхода из метро «Полянка».

Официальный сайт церкви святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

В настоящее время церковь святителя Григория Неокесарийского в Дербицах восстановлен в первоначальном виде. Интересно то, что он сразу был акустически рассчитан на звучание мужского хора. И сейчас в церкви под управлением Николая Белова поет чудесный мужской хор «Наследие веков», отличающийся художественным вкусом, прекрасной манерой исполнения и интересным репертуаром.

Смотрите так же:  Нижегородском храм в честь иконы божией матери скоропослушница

Событие, которое произошло в 1999 году в храме Святителя Григория Неокесарийского на Полянке

Неслучайный разговор

Это было в 1999 году. Как-то раз мы были в гостях у моего одноклассника и друга, Михаила Народицкого. Михаил, его супруга Елена, дочь Марина и тёща Татьяна Васильевна являются прихожанами храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке. Они рассказали нам о том, что храм, в который они ходят, теперь полностью отреставрирован, в нём имеется даже рака для мощей Святителя, а вот сами мощи обрести никак не удаётся. За ними обращались в разные места, о которых говорили, что там они пребывают, ездили даже в Испанию, но все напрасно.

Церковь Григория Неокесарийского. Улица Большая Полянка A.Savin, CC BY-SA 2.5

Разговор запомнился. Спустя некоторое время мы уехали в Лондон.

Успенская церковь на Найтсбридж

По воскресеньям мы ходили на литургию в лондонскую церковь Успения Божией Матери и Всех Святых на Найтсбридж. В тот день служил владыка Антоний, митрополит Сурожский. В храме было принято во время литургии упоминать всех святых, «честные мощи коих пребывают в храме». Неожиданно мы услышали, что владыка среди других имен назвал имя святителя Григория Неокесарийского.

Сразу же после службы мы подошли к владыке Антонию и рассказали ему про московский храм Григория Неокесарийского и про сложности с обретением мощей. Владыка сказал, что маленькая частичка мощей запаяна в аналойной иконе храма, но он обязательно посмотрит еще и в другом месте, в котором, возможно, имеется другая частица мощей Святителя.

Прошло много недель, владыка Антоний болел, редко появлялся, на наши осторожные вопросы говорил, что ищет и молится, просил набраться терпения и подождать.

Я вскоре снова оказался в Москве, зашёл к своим друзьям и поведал им об обнаружении мощей в лондонском храме. Они очень обрадовались, быстро организовали письмо-запрос настоятеля храма на Полянке игумена (ныне епископа) Иеронима (Чернышова), адресованный владыке Антонию.

В эти дни позвонила моя жена, Татьяна, и радостно сообщила, что была в Успенской церкви, и владыка Антоний подтвердил, что нашёл мощи и готов их передать. Татьяна спросила владыку, как можно организовать передачу, он ответил, что бывает так, что мощи перевозят не только священнослужители, но и мирские люди, и он готов передать частичку мощей нам, чтобы мы отвезли её в Москву.

Мешочек, в котором была перевезена частица мощей Святителя Григория Неокесарийского Павел Петров, CC BY-SA 3.0

Перед отъездом в красном углу квартиры я обнаружил и захватил с собой в Лондон мешочек для просфор, вышитый нашей православной знакомой Наталией Гулая.

С нетерпением мы дождались воскресенья 13 июня 1999 г. После литургии мы смиренно подошли к владыке Антонию, он попросил нас немного подождать, удалился в алтарь, вернулся и передал нам частицу мощей.

Владыка Антоний митрополит Сурожский передаёт частицу мощей Святителя Григория Неокесарийского

Вы не можете представить себе те чувства, которые охватили в этот момент не только мою семью и меня, но и многих присутствующих в церкви, которые знали о нашей просьбе и всячески помогали и сопереживали нам. Мы стали благодарить владыку, на что он сказал: «Это не я сделал, а Господь»

Фотография на память Александра, прихожанка Успенского храма на Найтсбридж, CC BY-SA 3.0

Мы положили частичку в приготовленный мешочек, сердечно поблагодарили владыку за его доброту, и он на память сфотографировался с нами.

Это была последняя встреча с владыкой Антонием митрополитом Сурожским, который во многом изменил нашу жизнь и, я знаю, судьбы многих других.

Спустя две недели мы уехали из Лондона. В Шереметьево нас встретил настоятель храма Святителя Григория Неокесарийского на Полянке Иероним (Чернышов) с представителем Патриархии и принял мощи. Мы попросили вернуть нам мешочек в память об этом событии, что он и сделал после торжеств.

Вечером 29 ноября 1999 г., в канун памяти Григория Неокесарийского, в московском храме Святителя на Полянке Святейший Патриарх Алексий II возглавил торжественное всенощное бдение, во время которого встретил святыню.

Патриарх Алексий II в храме свт. Григория Неокесарийского 29 ноября 1999 года

Мы благодарны Господу за то, что он подарил нам возможность быть причастными к этим событиям, а также иметь счастье слышать голос владыки Антония митрополита Сурожского, посещать его четверговые чтения, принять его доброту, помощь и благословение.

Татьяна, Юлия и Павел Петровы, прихожане храма «Храма Большое Вознесение»

Москва, Лондон, 1999 год

Статья подготовлена по материалам: Павел Петров, CC BY-SA 3.0.
Фото: неизвестен, Public Domain.

День памяти Святителя

30 ноября день памяти Святителя Григория Неокесарийского, Чудотворца.

Храм свт. Григория на Полянке

Храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Полянке) — один из красивейших храмов Москвы.

Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца.

Частица мощей свт. Григория Неокесарийского была подарена царицей Параскевой Феодоровной (супругой царя Ивана V) князю Григорию Волконскому, который в 1811 году передал её в храм.

После Октябрьского переворота мощи пропали, а храм был закрыт.

В 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим.

С 1994 года в храме святителя Григория Неокесарийского возобновлены богослужения, а к 1996 году храм был окончательно восстановлен: фасады выкрашены красно-оранжевой краской — суриком, все архитектурные элементы выделены белилами и бирюзой, вызолочены кресты.

Альфа банк пожертвовал средства на раку для мощей Святителя.

Храм свт Григория неокесарийского

Приход храма Свт.Григория Неокесарийского

Приход храма свт. Григория Неокесарийского – это люди разного возраста, совсем молодые и уже состоявщиеся в светской жизни, люди объединенные стремлением научиться жить по заповедям Господа нашего Иисуса Христа,
Показать полностью… которые вместе участвуют в богослужениях, изучают Священное Писание и историю христианства, обсуждают с батюшками вопросы христианской жизни, совершают паломнические поездки, принимают активное участие в приходских праздниках и благотворительных делах…

Наш приход всегда рад всем интересующимся и ищущим, начинающим христианскую жизнь и тем, кто давно воцерковлен, всем кто хочет и готов потрудиться в храме во Славу Божию.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

От Юности Моея † Православие †

— Батюшка! Говорят, к врачам обращаться не стоит. Сам Господь исцелит!
— Как же Он тебя исцелит? Сам, что ли, должен тебе явиться, или Ангела прислать прикажете? Не слишком ли дерзостно требуешь у Бога чудо? А он ведь и посылает к тебе слуг Своих — врачей. Ведь врачевство, тоже — дар Божий. Этим даром служили Богу и ближним Святые Целители Пантелеимон, Косьма, Дамиан и многие другие. Врачом был Св. Апостол и Евангелист Лука. А Святитель нашего времени, архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) — даже профессором медицины! Лечили и молились.

?Игумен Валериан Головченко

Молодежный отдел Московской городской епархии
Приход храма Свт.Григория Неокесарийского запись закреплена
ДЕТИ — СЕМЬЯ — ТВОРЧЕСТВО
†ПОСТНАЯ ТРАПЕЗА. ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ. РЕЦЕПТЫ†

С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А может, она начинается
Показать полностью…
С молитвы прабабки моей,
С нательного детского крестика,
С Причастья у Царских Дверей.

С чего начинается Родина?
С часовни у Красных Ворот,
С Заступницы Матушки Иверской,
К которой стремится народ.
С чего же она начинается?
С признания в детских грехах;
Отчизна моя отражается
В священника добрых глазах.

С чего начинается Родина?
С церквушки над тихой рекой,
Со Спасова древнего образа,
С горящей свечи восковой.
А где же она завершается?
В бездонной небес синеве,
Где время и вечность сливаются
В молитве о Русской Земле.

Автор протоиерей Артемий Владимиров

Палаточный лагерь «Валаам-2019»

Друзья!
Приглашаем всех желающих посетить Валаам!
Формат путешествия — ШЕСТИДНЕВНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ на острове, с экскурсиями, походами, играми, общением, посиделками у костра и песнями под гитару, а также посещение храмов и скитов. Проводится по благословению Владыки Панкратия.

Пятый юбилейный лагерь пройдёт в этом году в формате четырёх тематических смен под руководством интересных священников из Петербурга, которые не дадут вам скучать!
Показать полностью…

Евангельские смыслы о семье раскроют протодиакон Пётр Стукал и иерей Иоанн Мераджи в первой смене «ЛЮБОВЬ И ВЕРА» с 16 по 21 июля.
https://vk.com/topic-179162866_39187381

Творчество и исскуство ждёт всех желающих во второй смене
«ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ» с 23 по 28 июля с иереем Игорем Марчуком.
https://vk.com/topic-179162866_39187378

Третья смена «ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ» с 30 июля по 4 августа с протоиереем Александром Дягилевым будет интересна как для тех, кто ещё ищет свою вторую половинку, так и для состоявшихся супружескиих пар.
https://vk.com/topic-179162866_39187375

Четвёртая смена «МОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ» с 6 по 11 августа с протодиаконом Иоанном Диденко и иереем Кирилом Никитиным интересна тем, кто хочет разобраться в себе, найти свои таланты и своё предназначение!
https://vk.com/topic-179162866_39187356

У НАС КАЖДЫЙ СМОЖЕТ НАЙТИ СЕБЕ ТО, ЧТО ЕМУ ПО ДУШЕ!

Вас ждёт:
— Походная романтика, общение и новые друзья!
— Красивая природа Валаама!
— Вкусная еда, приготовленная на костре!
— Спортивные и коммуникативные игры!
— Вечера у костра и песни под гитару
— Священник, с которым можно пообщаться неформально!
— Большая и интересная программа посещения основных святынь Валаама.
— ОТДЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ по на остров «Святой»!
Ну, и, конечно, никто не исключал вероятность ВСТРЕТИТЬ СВОЮ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ!

СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: https://vk.com/topic-179162866_39173741

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ:
8(812)929-00-24 Пётр Серов
+7(931)542-88-58 Александр Аверьянов

Либо писать в личку:
Пётр Серов — По всем вопросам
Александр Аверьянов — руководитель смен
Павел Ильющенко — руководитель смен.

Организатор лагеря — молодёжный проект — Социальный центр «Институт семьи».

В Москве, на станции метро «Партизанская», стоит памятник — пожилой бородатый мужчина в шубе и валенках вглядывается куда-то вдаль. Пробегающие мимо москвичи и гости столицы редко утруждают себя тем, чтобы прочесть надпись на постаменте. А прочитав, вряд ли что-то поймут — ну, герой, партизан. Но для памятника могли бы подобрать кого-нибудь и поэффектнее. Но человек, которому установлен памятник, эффектов не любил. Он вообще мало говорил, предпочитая словам дела.
Показать полностью…

21 июля 1858 года в селе Куракино Псковской губернии в семье крепостного крестьянина родился мальчик, которого назвали Матвеем. В отличие от многих поколений своих предков, мальчик пробыл крепостным менее трёх лет — в феврале 1861 года император Александр II отменил крепостное право.
Но в жизни крестьян Псковской губернии мало что изменилось — личная свобода не избавила от необходимости тяжело трудиться день за днём, год за годом.

Выросший Матвей жил так же, как и его дед и отец, — когда пришла пора, женился, обзавёлся детьми. Первая жена Наталья умерла в молодости, и крестьянин привёл в дом новую хозяйку Ефросинью. Всего было у Матвея восемь детей — двое от первого брака и шестеро от второго. Менялись цари, гремели революционные страсти, а жизнь Матвея текла заведённым порядком. Был он крепок и здоров — младшая дочь Лидия родилась в 1918 году, когда отцу стукнуло 60 лет. Vk.Com/bestmoscow

Устоявшаяся советская власть стала собирать крестьян в колхозы, но Матвей отказался, оставшись крестьянином-единоличником. Даже когда в колхоз вступили все, кто жил рядом, Матвей меняться не захотел, оставшись последним единоличником во всём районе. Ему было 74 года, когда власти выправили ему первые в жизни официальные документы, в которых значилось «Матвей Кузьмич Кузьмин». До той поры все звали его просто Кузьмичом, а когда возраст перевалил за седьмой десяток — дедом Кузьмичом. Был дед Кузьмич человеком нелюдимым и малоприветливым, за что за глаза звали его «бирюком» и «контриком». За упрямое нежелание идти в колхоз в 30-е мог Кузьмич и пострадать, однако беда прошла стороной. Видимо, суровые товарищи из НКВД решили, что лепить «врага народа» из 80-летнего крестьянина — это перебор. К тому же дед Кузьмич обработке земли предпочитал рыбную ловлю и охоту, в которой был большой мастер.

Когда началась Великая Отечественная война, Матвею Кузьмину было почти 83 года. Когда враг стал стремительно приближаться к деревне, где он жил, многие соседи поспешили в эвакуацию. Крестьянин с семейством предпочёл остаться. Уже в августе 1941 года деревня, где жил дед Кузьмич, была оккупирована гитлеровцами. Новые власти, узнав о чудом сохранившемся крестьянине-единоличнике, вызвали его и предложили стать деревенским старостой. Матвей Кузьмин немцев за доверие поблагодарил, но отказался — дело-то серьёзное, а он и глуховат стал, и подслеповат. Речи старика гитлеровцы посчитали вполне лояльными и в знак особого доверия оставили ему его главный рабочий инструмент — охотничье ружьё.

В начале 1942 года, после окончания Торопецко-Холмской операции, неподалёку от родной деревни Кузьмина заняли оборонительные позиции части советской 3-й ударной армии. В феврале в деревню Куракино прибыл батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии. Горные егеря из Баварии были переброшены в этот район для участия в планируемом контрударе, целью которого было отбросить советские войска. Перед отрядом, базировавшимся в Куракино, была поставлена задача скрытно выйти в тыл к советским войскам, находящимся в деревне Першино, и внезапным ударом нанести им поражение. Для осуществления этой операции нужен был проводник из местных, и немцы вновь вспомнили о Матвее Кузьмине.

13 февраля 1942 года его вызвал командир немецкого батальона, заявивший — старик должен вывести гитлеровский отряд к Першино. За эту работу Кузьмичу пообещали денег, муки, керосина, а также роскошное немецкое охотничье ружьё. Старый охотник осмотрел ружьё, по достоинству оценив «гонорар», и ответил, что согласен стать проводником. Он попросил показать место, куда точно нужно вывести немцев, на карте. Когда комбат показал ему нужный район, Кузьмич заметил, что никаких сложностей не будет, поскольку он в этих местах много раз охотился.

Слух о том, что Матвей Кузьмин поведёт гитлеровцев в советский тыл, мигом облетел деревню. Пока он шёл домой, односельчане с ненавистью смотрели ему в спину. Кто-то даже рискнул что-то крикнуть ему вслед, но стоило деду обернуться, как смельчак ретировался — связываться с Кузьмичом и раньше было накладно, а теперь, когда он был в фаворе у фашистов, и подавно. В ночь на 14 февраля немецкий отряд, который вёл Матвей Кузьмин, вышел из деревни Куракино. Они шли всю ночь тропами, известными только старому охотнику. Наконец, на рассвете Кузьмич вывел немцев к деревне.

Но прежде, чем они успели перевести дух и развернуться в боевые порядки, по ним вдруг со всех сторон был открыт шквальный огонь… Ни немцы, ни жители Куракино не заметили, что сразу после разговора деда Кузьмича с немецким командиром из деревни в сторону леса выскользнул один из его сыновей, Василий…

Василий вышел в расположение 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады, сообщив, что у него есть срочная и важная информация для командира. Его отвели к командовавшему бригадой полковнику Горбунову, которому он и рассказал то, что велел передать отец, — немцы хотят зайти в тыл к нашим войскам у деревни Першино, но он выведет их к деревне Малкино, где и должна ждать засада. Чтобы выиграть время для её подготовки, Матвей Кузьмин всю ночь водил немцев окольными дорогами, на рассвете выведя их под огонь советских бойцов. Командир горных егерей понял, что старик его перехитрил, и в ярости выпустил в деда несколько пуль. Старый охотник опустился на снег, окрасившийся его кровью… Немецкий отряд был разбит наголову, операция гитлеровцев была сорвана, несколько десятков егерей были уничтожены, часть попала в плен. Среди убитых оказался и командир отряда, который застрелил проводника, повторившего подвиг Ивана Сусанина.

О подвиге 83-летнего крестьянина страна узнала почти сразу. Первым о нём рассказал военный корреспондент и писатель Борис Полевой, позже обессмертивший подвиг лётчика Алексея Маресьева. Первоначально героя похоронили в родном селе Куракино, но в 1954 году было принято решение перезахоронить останки на братском кладбище города Великие Луки.

Удивителен другой факт: подвиг Матвея Кузьмина был официально признан фактически сразу, о нём писались очерки, рассказы и стихи, однако в течение более чем двадцати лет подвиг не был отмечен государственными наградами. Возможно, сыграло роль то, что дед Кузьмич фактически был никем — не солдат, не партизан, а просто нелюдимый старик-охотник, проявивший великую силу духа и ясность ума.

Но справедливость восторжествовала. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 83-летний Матвей Кузьмин стал самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза за все время его существования.

Если будете на станции «Партизанская», остановитесь у памятника с надписью «Герой Советского Союза Матвей Кузьмич Кузьмин», поклонитесь ему. Ведь без таких людей, как он, не было бы, может быть, и нас самих.

Related Post

Храмы горят

Разумеется, в условиях политического, гражданского, вооруженного противостояния, которое мы видим последний год на Украине, радикальные политические силы и религиозные организации, обслуживающие их интересы, пытаются использовать авторитет УПЦ в своих целях.

Служба в храме пасхи

Праздничная Пасхальная служба может разниться в отдельных приходах временем начала, также как и будние богослужения могут начинаться в различное время. Однако от повседневного это богослужение отличается особой торжественностью. Правила поведения

Казанский храм петровское

ПЕТРОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ) Петровский Казанский храм. Фото ок. нач. XXI в. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Петровском Шатурского благочиния Московской епархии Престолы: Казанской иконы