Храм святой софии новгороде

Софийский собор в Новгороде

С самого момента основания, а произошло это на заре 11 века, новгородский собор Святой Софии был и остается по сей день одним из символов этого древнерусского города. Построенный «по образу и подобию» Софийского собора в Киеве, он все же имеет свои особенности и сам становится образчиком для новгородского стиля церквей. Величавое, мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов, четыре из которых свинцового цвета, а пятый сверкает на солнце золотыми бликами.

Справедливости ради надо сказать, что дошедший до современников Софийский собор — это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали из дерева искусные новгородские плотники. Однако здание простояло около полувека и в очередном пожаре сгорело дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести каменную церковь, похожую на так любимый отцом киевский Софийский собор. Собственно, и мастера-то для строительства были вызваны из Киева — в Новгороде в ту пору практиковалось возведение деревянных строений.

Стены собора скрывали (а может быть, и верно стерегут какие-то сокровища по сей день) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира. По легендам, именно его «схоронку» нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву. Кроме личных кладов в тайниках собора в свое время хранилась и казна Новгородской республики.

Интерьеры и архитектура собора

Корсунские, или Сигтунские ворота — это военный трофей, который привезли новгородцы из завоеванного шведского города Сигтуны. Ворота представляют собой редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком. Сделали их мастера немецкого Магдебурга, изобразив на бронзовых пластинах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Над сюжетами размещены поясняющие надписи на латинице, а чуть ниже — перевод на русский язык. В самом низу размещены 3 фигурки литейщиков: двух авторов-немцев и новгородского мастера, который собрал и дополнил ворота перед установкой в церкви.

Еще одна реликвия собора, которую в 70-х годах 16 века Иван Грозный увез в Александровскую слободу, — Васильевские ворота. Они также являются ярким образцом филигранного мастерства умельцев Средневековья. Название свое ворота получили по имени заказчика — архиепископа Василия Калики, чей портрет мастер увековечил на вратах. На изготовленных из меди и украшенных золотом Васильевских вратах изображены евангельские сюжеты. Не обошлось и без Китовраса (кентавра из легенд), которого так любили изображать мастера древнего Новгорода. Этот же персонаж увековечен и на Сигтунских воротах.

История возведения собора

Выстроенный из плит известняка и ракушечника, поначалу собор и снаружи, и изнутри был светлее и приветливее, изначально необработанный камень в середине 12 века оштукатурили, смягчив грубый вид, а внутреннее убранство собора блистало богато изукрашенными окладами икон, драгоценной утварью. За свою историю Софийский собор претерпел немало изменений, перестроек (были заложены открытые галереи, которые «не прижились» в холодном климате, и собор приобрел более строгий «хмурый» вид, позже пристроена «Златая» паперть), «врос» в землю почти на 1,5 метра и даже был разграблен опричниками Ивана Грозного, которые вывезли из ризницы иконы, колокола и драгоценную утварь и даже выломали знаменитые Корсунские ворота.

После реконструкций в Средние века и разрушений, причиненных во время Великой Отечественной войны (в то время из собора были вывезены в фашистскую Германию резные деревянные сени и иконостас, впрочем, позже их нашли и вернули на родину), этот храм божий приобрел мрачный, строгий, даже суровый вид. Внутреннее пространство не очень удачно разбито иконостасом с иконами, датируемыми 14-16 веками, фрески 11 века сильно потускнели, а большинство из них не сохранилось до сегодняшнего дня. Причиной тому — неудачные реставрационные работы, которые проводились в соборе Святой Софии в начале 20 века, и военные действия Первой мировой.

К счастью, на древней штукатурке, которая сохранилась и по сей день, ученым удалось обнаружить надписи прихожан, живших в 11-13 веках, — о различных событиях в городе, тексты молитв и. автографы, а при раскопках были обнаружены образчики мозаики, которой были украшены столбы перед алтарем, фрагменты пола. Также дошли до наших дней некоторые фолианты из некогда богатой библиотеки, которая была собрана в Софийском соборе, — исторические летописи, сборники рецептов и описания трав, математические трактаты.

В качестве усыпальницы новгородский собор Софии служит святым княгине Анне (жена Ярослава Мудрого), князю Владимиру (основатель собора и сын Ярослава Мудрого) и его жене Александре, князьям Федору и Мстиславу (брат и дед Александра Невского), архиепископам Никите и Иоанну. Также в этом храме погребены и другие знатные князья, первые архиепископы и причисленные к лику святых.

С приходом к власти большевиков в конце 20-х годов богослужения в храме прекращают и открывают в его стенах антирелигиозный музей, выставив на всеобщее обозрение «несметные богатства» церкви из числа драгоценностей, которые хранились в ризнице. После войны разрушения, причиненные Софийскому собору, были ликвидированы, и вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия он был отделом музея-заповедника Новгорода. А 16 августа 1991 года в торжественной обстановке патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возвращенный русской православной церкви Софийский собор Великого Новгорода.

Храм святой софии новгороде

Описание Собора Святой Софии в г. Великий Новгород

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Собор был строго симметричным и ещё не имел галерей. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействем архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В 1930 собор был закрыт и вошёл в состав Новгородского музея-заповедника. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005-2007 произведена реставрация куполов собора.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV-XVI) и Рождественский (XIV-XVI, отдельные иконы — XIX век). Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.
  • В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII-XIX вв

    На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

    Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.

    По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

    16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора; крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007. Точную копию креста оставили и в испанском музее.

    Паломнические поездки к Собору Святой Софии в г. Великий Новгород

    Собор Софии Премудрости Божией в Великом Новгороде

    Софийский собор в Великом Новгороде — уникальная в своем роде жемчужина православной Церкви, древнейший храм начала ІІ века, построенный славянским народом. Величественное белоснежное здание отливает чистотой, полностью соответствуя своему названию — Собор Софии Премудрости Божьей.

    Исторические сведения о самой древней церкви Новгорода

    Шел 989 год, когда сгорела гордость Новгорода, 13-главая церковь, на месте которой впоследствии и вырос величественный Софийский собор Премудрости Божьей. Следует заметить, что это произошло ещё до крещения Руси. В Великом Новгороде уже поклонялись Спасителю Иисусу Христу задолго до всеобщего принятия христианства на русской земле.

    Храм является благодатным наследием великой княгини Ольги, прабабки князя Ярослава Мудрого, который прибыл в Новгород Великий с женой Ингегердой, крещеной Ириной, для присутствия при закладке Софийской святыни на месте сгоревшей церкви.

    В 1045 году новый храм был заложен их сыном, новгородским князем Владимиром, а через 7 лет был построен и освящен епископом Лукой. По преданию, буквально чрез 20 дней после освящения святыни Владимир Ярославич умер и был похоронен в построенном комплексе, невольно подготовив для себя достойное место захоронения.

    Величественное здание было возведено в константинопольском стиле, внутренние стены отделаны мозаикой и фресками, западный портал украшен Магдебургскими воротами, визитной карточкой которых являлось обилие скульптур.

    София того времени стала не только духовным центром, но и политическим. В ее помещениях принимались иностранные послы, важные гости.

    В IX веке при соборе:

  • открылась иконописная школа, выдававшая впоследствии мировые шедевры;
  • скриптории вели переписи и украшения рукописных творений;
  • историки писали летопись города и храма;
  • работала большая библиотека.
  • Стены величественного Софийского собора в Нижнем Новгороде хранят исторические моменты народных вече, здесь благословляли на войну Александра Невского.

    Возрождение храма

    Множество исторических памяток старины было вывезено в Германию во время грабежа немецко-фашистскими войсками во время оккупации Новгорода, однако, буквально после войны храм был восстановлен.

    С 1930 по 1991 годы в величественном здании находился новгородский музей-заповедник, и только 16 августа 1991 года патриарх Алексий ІІ освятил его при передаче Русской православной церкви.

    По свидетельству очевидцев во время Литургии над куполами собора появилась сияющая радуга.

    За 2 года, с 2005 по 2007, были реставрировано все купола Софийского храма, а их пять, что означает Иисус и четыре Евангелиста — апостола, шестой расположен над лестничной башней.

    Купола выполнены в форме луковичного шлема, символизирующего о готовности священства и охранного войска Небесного сражаться за души человеческие на грешной земле.

    Охранная святыня храма

    Интересна история свинцовой фигуры голубя, украшающего центральный купол. Согласно легенде, во время похода в 1570 году против новгородцев Ивана Грозного, жители осажденного города увидели голубя — символ Духа Святого, который сидел на вершине Софийского креста. От вида пролитой новгородцами крови птица окаменела.

    Немного позже к одному из монахов явилась Богородица и сообщила, что голубь послал сам Бог для охраны города, пока он на кресте, город охраняем небесной силой. Во время войны крест был сбит при авианалете и вывезен оккупантами в столицу Испании.

    Прошло более полувека, место нахождения охранной святыни собора Софии было найдено настоятелем кафедрального храма, архиепископом Новгородским и Старорусским в Мадриде.

    Важно! Только после переговоров президентов двух стран 16 ноября 2004 года состоялась передача голубя в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ, в Испании осталась его точная копия.

    Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни.

    Основные чудотворные святыни и мощи

    В храмовых постройках находится 3 великолепных иконостаса и множество отдельных икон.

    По преданию, именно икона «Знамение Богородицы» стала защитницей новгородского края в битве 1169 года между суздальцами и жителями Великого Новгорода. Суздальцы решили захватить земли вольного города и осадили его огромным войском. Все жители славного города понимали, что своими силами им не справиться и стали молиться, пребывая в покаянии и посте.

    Через три дня настоятелю Иоанну было повеление установить икону «Знамение» на стене Новгорода. Во время выноса «Знамения» колокола собора Софии зазвонили сами по себе.

    Как только святой лик появился на стене, в него вонзились вражеские стрелы, тогда произошло чудо, «Значение» само повернулось лицом к жителям Новгорода. Все увидели, как из глаз Божьей Матери катятся слезы. В то же время густая тьма спустилась на захватчиков, они в панике начали нападать друг на друга, вражеское войско в страхе бежало с новгородской земли.

    Историки XX века провели анализ состояния иконы и подтвердили, что там есть следы от стрел. Отличительной чертой святого лика Божьей Матери Премудрости новгородской, относящейся к XV веку, является красный цвет, который символизирует очищающую и защищающую кровь Иисуса Христа.

    Интересно! Особо чтимой является икона Божьей Матери Тихвинская, украшающая Рождественский Иконостас, как помощница и защитница при заключении Столбовского мира. Ризу для этого образа заказала сама царевна София Алексеевна.

    Сам Вседержитель был основателем этой российской святыни. По преданию перед греческими мастерами, ведущими роспись свод церкви Спаса Вседержителя, было поставлено задание изобразить Спасителя с открытой рукой, благословляющей всех присутствующих в храме. Все было сделано по рисунку художника, но каково было удивление мастеров на следующий день, когда они увидели, что благословляющая рука сжата в кулак.

    Трижды перерисовывали мастера образ Христа, и трижды чудо повторялось. Затем в помещении прозвучал голос, повелевавший оставить все как есть, ибо Сам Господь держит в Своей руке Великий Новгород.

    Святой лик Богородицы «Успение» уникален тем, что в нем хранится часть мощей Нифонта. Список выполнен в 1914 году в Киеве-Печерской Лавре в качестве подарка Софии, поэтому в ней и поместили мощи святого.

    Святитель Нифонт был архиепископом Новгородским, по его молитвам в 1135 году были прекращены распри между жителями Киева, Новгорода и Чернигова. Будучи архиепископом Софийским, способствовал возведению церкви Божьей Матери и много внимания уделял украшению внутренних помещений софийского сбора.

    Мощи святителя хранятся в Киево-Печерской Лавре, хранителями их стали Антониевские пещеры.

    Во время войны жители города вывезли икону из города, от страшной бомбежки именно состав новгородцев чудным образом не пострадал. Только в 1994 году святой лик был возвращен храму, а в 1995 году на нем укрепили «Звезду Девства».

    Уникальной исторической ценностью Софии является Алексеевский крест, установленный на западных стенах архиепископом Новгородским Алексием.

    Внимание прихожан привлекает высокий уровень исполнения креста, изготовленного в 1359-1376 годах. По одним сведениям, уникальную святыню изготовили в честь прекращения междоусобной вражды в самом Новгороде. По другой версии — в честь подавления бунта стригольников, третье предположение связывает появление креста с победой Куликовской битвы.

    Живые цветы украшают надгробия священных особ, среди которых:

  • княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого;
  • князь Владимир;
  • князь Мстислав;
  • князь Федор;
  • архиепископ Никита;
  • архиепископ Иоанн;
  • архиереи XVIII-XIX веков.
  • В свое время царь Борис Годунов подарил храму великолепное, полное величия паникадило.

    Современная жизнь собора Софии Премудрости Божьей

    Посетить Софийский комплекс можно с 8 утра до 8 вечера.

    В 10.00 совершается Божественная литургия. Со среды по воскресенье в 18.00 можно посетить богослужение вечернее, при этом по четвергам совершается великая вечеря с чтением акафиста святому Никите, а на воскресном вечере читается акафист Божьей Матери «Знамение».

    Важно знать! в Храме Софии не совершают Таинств крещения и не отпевают усопших.

    Уникальная святыня русского православия внесена в списки ЮНЕСКО, все желающие могут посетить этот комплекс. Сотрудниками действующего музея-заповедника проводятся экскурсии.

    При храме прихожане и жители города могут посещать Воскресную школу, Хранительную службу, библиотеку и даже присутствовать в иконописной мастерской.

    Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород)

    Собор Софии Премудрости Божьей в Великом Новгороде — самая древняя сохранившаяся каменная постройка в России. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Свидетельница многих исторических событий, новгородская Святая София менее чем на сто лет моложе крещения Руси и на несколько лет старше трагического раскола Христианской Церкви.

    1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.

    Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь

    Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).

    Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).

    Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.

    Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.

    С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».

    Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.

    С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

    К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.

    В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».

    Современное состояние

    Передача Святой Софии Церкви состоялась в 1991 году и подготавливалась очень тщательно. Была проведена реставрация, по инициативе архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого) создан Консультационный совет, выработавший подход к обеспечению сохранности уникального памятника в его новом положении. И вот, 16 августа собор освятил Святейший Патриарх Алексий II, совершилась первая литургия, а когда крестный ход вышел на улицу, то люди увидели: в небе над храмом парит радужный венец.

    Праздничное ликование кончилось. Начались будни. Святая София открыта ежедневно, в течение двена-дцати часов. Службы проводятся ут-ром и вечером за исключением понедельника, а в остальное время любой желающий может бесплатно зайти в собор. По большим праздникам он часто бывает переполнен. В таких условиях поддержание памятника в должном состоянии требует непре-станного и напряженного труда.

    Однако, несмотря на все сложности, Святая София живет и здравствует. За двадцать лет, истекшие с момента ее передачи Церкви, ее состояние не ухудшилось, что подтверждают профессионалы. Более того, были отреставрированы некоторые иконы, заменена система кондиционирования (старая функционировала начиная с 1960-х годов).

    Премудрость созда себе дом.

    Главный храм Новгорода посвящен Софии, Премудрости Божией, а между тем его престольный праздник —Успение Пресвятой Богородицы. Как же так получилось? Начнем издалека. В Византии (а русские «Святые Софии» — прямые наследницы константинопольской) долгое время вообще не существовало престольных праздников, да и праздники Господские и Богородичные не были столь четко разделены, как теперь. Однако к моменту освящения Софийского собора в Константинополе (360 год) христиане ясно понимали, что под Софией, Премудростью Божией, следует понимать Христа, воплощенное Слово Божие. Это нашло отражение во многих письменных памятниках того времени. На Руси, однако, как справедливо отмечал Георгий Флоровский, «в. Софийских храмах издавна престольный праздник совершается в Богородичные дни». Так, в первой русской Софии — киевской — престольным праздником является Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, здесь произошло некоторое смещение смыслового акцента —с самой Премудрости Божией на Ее вместилище, то есть с Христа на Божию Матерь. «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь», — говорится в Книге притчей Соломоновых. Под «Домом», согласно общепринятому толкованию, понимается Божия Матерь, из Которой воплотилось Слово Божие. Но дом Божий — это также и храм, и это двойственное значение, судя по всему, нашло свое отражение в установлении престольных праздников русских Софийских соборов. Для новгородской Софии такое установление произошло довольно поздно, при архиепископе Геннадии (+1505). Именно он «повеле» праздновать Успение Пресвятой Богородицы как престольный праздник Святой Софии, ориентируясь при этом, по-видимому, на Москву с ее главным Успенским собором, ибо и сам он был московским ставленником — из архимандритов Чудова монастыря.

    Софийский собор во все века был богат чтимыми иконами и драгоценной утварью. Все, что могло послужить к вящей славе Господа и «Дома Святой Софии», новгородцы помещали в своем главном храме.

  • икона Софии Премудрости Божией
  • икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
  • икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»
  • икона Успения Пресвятой Богородицы (с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского)
  • мощи свт. Никиты Новгородского
  • мощи свт. Григория Новгородского
  • мощи свт. Иоакима Новгородского
  • мощи свт. Луки Новгородского
  • мощи свт. Аркадия Новгородского
  • мощи свт. Иоанна Новгородского
  • мощи свт. Мартирия Новгородского
  • мощи свт. Антония Новгородского
  • мощи свт. Василия Новгородского
  • мощи свт. Симеона Новгородского
  • мощи свт. Аффония Новгородского
  • мощи блгв. кн. Владимира Ярославича
  • мощи блгв. кн. Анны Новгородской
  • мощи блгв. кн. Феодора, брата святого блгв. кн. Александра Невского
  • мощи блгв. кн. Мстислава Храброго
Смотрите так же:  Смолино курган храм

1. Центральный купол 2. Центральный неф 3. Главный иконостас 4. Алтарная апсида 5. Богородице-Рождественский придел 6. Южная галерея (Мартирьевская паперть) 7. Западная галерея (Корсунская паперть) 8. Северная галерея 9. Иоанно-Богословский придел 10. Лестничная башня 11. Купол над лестничной башней

Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нар- текс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами.

Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем харак-теризуется как пятинефный, трех- апсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где рас-положены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтаж-ной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек».

КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру.

Смотрите так же:  Храм сергия радонежского в туле

Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополни-тельные. То есть в древности Софийский собор был темнее. Затем, в древней Святой Софии не было высоких иконостасов. Их роль выполняли низкие алтарные преграды, позволявшие молящимся следить за богослужением, происходившим в алтаре. Иконостасы в Софии появились только в конце XIV века. Сейчас их три. Наиболее известные — главный, с иконами XIV—XVII веков, и иконостас Богородице-Рождественского придела (основная часть икон написана в первой половине XVI века).

Но, конечно, дух древнего Новгорода чувствуется во внутреннем пространстве храма, стесненном массивными столпами, лишенными какой бы то ни было архитектурной нарядности, всем своим видом подчеркивающими свою сугубую функциональность. Еще легче ощутить его в лестничной башне, расположенной в юго-западной части собора. Лестница, обвивающаяся несколько раз вокруг столпа, ведет на «полати» (хоры). Ее широкие ступени помнят князей, бояр, знатных людей новгородских — словом, всех тех, кто слушал церковную службу, стоя на хорах (в древности это место считалось привилегированным и исполняло роль своего рода «правительственной ложи»). В стенах башни на разной высоте есть четыре «каморы», прикрытые железными дверцами. Это тайники, где хранилась казна (в летописях о ее местонахождении всегда так и пишут: «У Святей Софии на полатех»), В случае военной угрозы тайники замуровывались. Чем еще любопытны стены этого «служебного» помещения? Местами на них сохранились куски древней штукатурки с процарапанными граффити XI—XII веков. Древние новгородцы, как и наши современники, писали на стенах! Только тексты были несколько иные, чем теперь. Обычно в них содержится молитвенное обращение к Богу — за себя или за кого-то из близких. Вот типичное: «Помоги, Боже, нашему Луке».

Смотрите так же:  Храмы таштагола

Путеводитель по Софийскому собору

1. Придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

2. Алексеевский крест (воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве)

3. Паникадило (главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым)

4. Мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя Александра Невского

5. Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

6. Фрески XI века, в главном куполе собора

7. Мощи святителя Григория в «темничке»

8. Мощи святителя Иоанна Новгородского

9. Магдебургские (Сигтунские) врата (бронзовые двери первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора; в настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский)

10. Лестница на хоры

11. Граффити (открыты в конце XIX века; сратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века)

12. Мощи благоверной княгини Анны Новгородской

13. Место погребения Новгородских святителей. Древний уровень пола

14. Фрески XII -XIII веков. Равноапостольные Константин и Елена, а также малый Деисус

15. Мощи благоверного князя Владимира Новгородского

16. Царское место (установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет)

17. Корсунские врата

18. Мощи благоверного князя Мстислава Храброго

19. Рождественский придел и его иконостас

20. Чудотворная икона Богоматери «Тихвинская»

21. Мощи святителя Никиты

22. Придел святых Богоотец Иоакима и Анны

23. Чудотворная икона Богоматери «Знамение»

24. Икона «Софии Премудрости Божией»

25. Центральный Успенский иконостас

26. Крест с купола Святой Софии и голубь (на кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа: по легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь; видав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса; после Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним)

27. Мозаика в Алтаре Софийского собора (вход только церковно-священнослужителям)

28. Икона Успения Богоматери с мощами святителя Нифонта Новгородского

29. Фреска свт. Поликарпа Смирнского 1109 (видна только с хоров)

Престольные праздники

Адрес: Великий Новгород, Софийский собор, Кремль, д. 11

Софийский собор находится на территории Нов-городского детинца, в самом центре Великого Новгорода. Надо полагать, что специальных трудностей с тем, чтобы добраться до него, у читателей не возникнет. Единственное, о чем следует помнить, так это о том, что на машине в детинец заехать нельзя. Личный автотранспорт надо парковать где-нибудь поблизости. GPS-координаты: 58.522178, 31.276729.

Расписание богослужений

Божественная Литургия совершается ежедневно в 10:00.

Вечернее богослужение — в 18:00 (кроме понедельника и вторника).

Если в понедельник и пятницу нет великих праздников или памятей великих святых, то в четверг вечером — великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому.

В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

Софийский собор открыт ежедневно С 7:00 до 20:00. Храм действующий, вход бесплатный. Вход в Софийский собор через северные двери.

София Новгородская – легенды древнего храма

«Где Святая София, тут Новгород!»

В еличественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города. Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом. Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.

Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.

Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.

В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.

С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:

Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода. В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты. « Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»

Голубь на кресте Софийского собора

П римечательно, что крест вывезли во время Великой Отечественной войны в Испанию. В войне на стороне Третьего Рейха принимали участие также добровольцы из Испании — так называемая «Голубая дивизия». (Дивизия обрела своё название по синим рубашкам — форме ультраправой партии — Испанская Фаланга). Во время одного из советских артобстрелов несколько снарядов попали в центральный купол Святой Софии, и крест сильно наклонился вниз. Религиозные испанцы решили святыню увезти, потому что им казалось, что в большевистской России святыни оскверняют. Долгие годы он стоял в Инженерной академии. Под ним была надпись, что этот крест находится на хранении в Испании и вернётся в Россию, когда исчезнет безбожный большевистский режим.

Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.

Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.

Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!

Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола. Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы… Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы

3. Правая рука Иисуса

Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:

«Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание…»

Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины…

4. «Безухий» колокол Святой Софии

Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню. Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку. Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.

5. Радуга над собором

И вот еще одно чудо, которое по рассказам, было связано с Софийским собором. В 1991 году совет области утвердил решение о передаче храма Новгородской епархии РПЦ в постоянное пользование. Это произошло 14 августа. Через день прошло торжественное освящение Софии Новгородской, совершенное Патриархом Алексием II. Во время церемонии было ясно и безоблачно. Вдруг в небе прямо над центральным куполом собора вспыхнула радуга. А в самой Святой Софии свершилось очередное чудо – замироточили иконы…

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Related Post

Храм на шаболовке в москве

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Шаболовке. Троицкая церковь на Шаболовке Деревянный храм во имя Троицы Живоначальной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Адриана в селе Шаболово был основан в

Храм христа спасителя в российской

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь В День российского студенчества в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся праздничный концерт 25 января 2019 года, в день памяти мученицы Татианы,

Детская литургия в храме

В нашем Храме проходят детские литургии. Что это за службы? Раз в месяц в нашем храме проходит детская литургия, что же это и для кого?Интервью с руководителем воскресной школы при