Меню

Храм приморский район

Храм приморский район

Кусочек нашего утра

Остались самые стойкие
Показать полностью…


_____________
А теперь небольшое объявление

Сейчас у нас многие разъехались по отпускам.
Особенно тенора, которых и так было максимум 2 человека

Дорогие МУЖЧИНЫ (проживающие в Спб), если вдруг среди вас есть желающие петь в нашем хоре — пишите в лс и приходите на прослушивание и репетицию

Вы нам очень нужны
#наборвхор #требуютсямужскиеголоса #любительскийхор #санктпетербург

ОБЩЕГОРОДСКИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ МОЛЕБНЫ (СПБ ЕПАРХИЯ)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вновь приглашаем вас присоединиться к молитве об устроении семейной жизни, нашей собственной и всех наших ближних.

Форма для записи имен на молебен будет размещена позже.
Показать полностью…

Свт. Иоанн Златоуст:
«Молясь сами по себе, мы бываем слабы, а когда соберемся, становимся более сильными; потому мы и молим Бога всенародно и со взаимною помощью»
«Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями»

«Истино также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20)
#молебенОсемье

Водоканал Санкт-Петербурга

Прощание с Феликсом Владимировичем Кармазиновым

Иоанновский монастырь | Приход

Отовсюду тесно тебе на земле, все изменяет тебе: родственники, друзья, знакомые, богатство, чувственные удовольствия, твое тело, изменяют все стихии, земля, вода, огонь, воздух, свет, – прилепись же к единому Богу, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17), Который един есть любовь.

святой праведный Иоанн Кронштадтский

Храм Спаса на Каменке запись закреплена

ЧИТАЙТЕ МОЛИТВЫ, НАПИСАННЫЕ ПО-ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИ

Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое.
Показать полностью…

Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.

Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.

Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

Автор: протоиерей Олег Стеняев.
Источник: Православие.Ру.

Архангельская епархия

Храм Успения Пресвятой Богородицы д. Новинки Приморского района

164403, Архангельская область, Приморский район, д. Новинки

Телефон: +7 902 285 80 90

«Краткая[1] история прихода церкви Успения Пресвятой Богородицы

д. Новинки Приморского района Архангельской области».

Приход церкви Успения Пресвятой Богородицы в Лявле, если считать его наследником лявлина Успенского монастыря, – один из старейших приходов Архангельской и Холмогорской епархии.

1. Древний лявлин мужской Успенский монастырь.

Время возникновения лявлинского Успенского монастыря мы не знаем, но предполагаем, что он был основан выходцами из Владимиро-Суздальской земли, ушедшими на Северную Двину, спасаясь от татаро-монгольского нашествия. Возможно, первое упоминание о нём обнаружил Г.К.Бугославский в «Похвальном слове Ивану Калите» в так называемом Сийском Евангелие[2]. Он был убеждён, что оно написано для лявлина Успенского монастыря. «На Двину, ко Святей Богородици» — такой был наш адрес в первой половине XIV века. Такого же мнения придерживается и известный знаток древней книжности Л.В.Столярова[3]. Она утверждает, что Сийское Евангелие «многогрешные писцы Мелентий и Прокоша» начали писать по заданию Великого князя Московского Иоанна Даниловича в 1329, а закончили в 1339 году.

В.Г.Брюсова утверждает, что художник Иоанн, который оформил Евангелие, был отцом Андрея Рублёва[4]. Значит и две миниатюры из «Сийского Евангелия» на предыдущей странице («Поклонение волхвов» и «Отослание на проповедь») тоже выполнены им.

2.Старейшая деревянная шатровая церковь России.

Лявленская Никольская церковь первый раз была освящена в 1584-ом году, как Успенская – главная церковь древнего лявлина мужского Успенского монастыря, упразднённого по Указу Екатерины II.

Началу её строительства предшествовало Чудо Господне – явление «напенной» иконы Успения Пресвятой Богородицы и обретение древнего святого Успенского колодца[5].

Деревянные церкви обычно стоят 150-200 лет. В начале девятнадцатого века церковь «пришла в ветхое состояние», и её решено было разобрать на дрова. Но церковь спасло другое Чудо – исцеление сына военного губернатора г. Архангельска маркиза де-Траверсе[6]. Отец, Александр Иванович, восстановил храм, и он стоит уже 427 лет, а брёвнам, из которых собрана паперть, более пятисот лет. Они взяты от другой монастырской церкви, построенной в 1481-ом году «по повелению посадницы Анастасии над могилой её брата Стефана», о чём свидетельствует древняя резьба на притолоке входа. (Фото справа)

По распоряжению маркиза кровля церкви была покрыта железом, сруб обнесён тёсом и выкрашен в белый цвет. Можно упрекать его, что он «изменил облик памятника» — убрал крытую галерею и выбросил несколько сгнивших венцов снизу. Но зато он подвёл каменный фундамент и на два века продлил жизнь церкви.

С 1929-го года, после ареста лявленского священника протоиерея Селиверстра Титова, церковь использовалась 9-й базой УСЕВЛОНа как пункт передержки этапов заключённых, направляемых на лесоповал: сначала в Нижне-двинское лесопромышленное предприятие, потом в Облзаглес, наконец – в Кулойлаг.

В 1943-ем году обе лявленские церкви занимает воинская часть – связь Северного Флота, а после того, как военные построили себе новую казарму и базу связи, Никольская церковь было передана на баланс Государственного музея-заповедника «Малые Корелы».

Первые годы музей-заповедник активно занимался Никольской церковью: был разработан проект её полной реставрации и проведён её первый этап. (Снимок слева) Но по мере того, как для самого музея настали трудные времена, внимание к памятнику уменьшилось до нуля. Сейчас очевидно, что решение снять тёсовую обшивку было ошибочным – сруб церкви гниёт с ужасающей скоростью, особенно с северо-восточной стороны. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать через сколько лет мы просто потеряем лявленскую Никольскую церковь. А она — не достояние Лявли, и даже не достояние Архангельской области. Она – достояние России. Поскольку второй такой просто нет.

Краткая хроника восстановления прихода.

Лявленская православная община была создана в 1991 году. Тогда же была проведена её Государственная регистрация и передача здания Успенской церкви от областного штаба ГО. Окормлял общину протоиерей Александр Ковалёв.

21 сентября 1997 года Владыка Тихон освятил главный престол церкви. В начале 1998 года служить в лявленской церкви Успения Пресвятой Богородицы был назначен иерей Андрей Хрусталёв. Через год его сменил иерей Вячеслав Савин.

29 января 2006 года священник и его послушник Андрей Каргополов были обнаружены в подсобке церкви мёртвыми. Врачи констатировали смерть от удушья угарным газом. Владыка Тихон распорядился похоронить их между Никольской и Успенской церквями, что и было исполнено приходом.

26 мая 2006 года настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы был назначен протоиерей Андрей Хрусталёв.

12 марта 2019 года настоятелем был назначен протоиерей Евгений Соколов, а 9 февраля 2019 — священник Владимир Логинов.

3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы д. Новинки в Лявле была построена в 1804-ом году на средства купца I-й гильдии г. Архангельска Андрея Харитонова. Построена «по обету»[7]. Его привозили на «омовение» у святого колодца. Вскоре после освящения к церкви было пристроено небольшое подсобное помещение справа от паперти. При капитальном ремонте фундамента церкви мы обнаружили, что он под пристройкой «облегчённый», т.е. отличается от основного фундамента церкви.

Со времён постройки и до 1991 года, когда здание церкви было передано от складов штаба ГО Лявленской православной общине капитальный ремонт ни кровли, ни стен, ни фундамента не проводилось. Но на сегодняшний день зданию капитальный ремонт не нужен, реставрационно-восстановительные работы в храме закончены.

Оформление внутренних помещений церкви велось по проектам Е.А.Петухова по благословению Владыка Тихона. Восстановлен (по прежним размерам) основной иконостас.[8]

Смотрите так же:  Свято троицкий соборный храм рузаевка

В трапезной оборудованы два придела: во имя святителя Митрофана Воронежского[9] (на снимке справа),существовавшего здесь с середины XIX века, и новый – придел новомучеников и исповедников российских. Его освятил митрополит Даниил 9 июля 2019 года.

4. Успенский святой колодец.

В лявленском приходе находится святыня очень древняя – Успенский святой колодец. Его проявления прослеживаются с конца XVI века. Приход капитально отремонтировал его. Над колодцем (для его охраны) выстроена часовня. К сожалению, колодец замерзает, и его использование возможно только с мая по октябрь.

5. Поклонные кресты на захоронениях.

Поклонный крест, установленный около церкви Успения Пресвятой Богородицы, хронологически был первым знаком, поставленный в 2002-ом году в память о лявленских захоронениях жертв политических репрессий.

На схеме (на следующей странице справа) красными точками отмечены основные захоронения, кроме того, что на острове Ельничный, из-за его сравнительной удалённости от Лявли.

Сложилась определённая система знаний о политических репрессиях в Архангельске и роли в них географического пункта «Лявля».

В 1928 году в Лявле начинает действовать Управление 9-ой базы УСЕВЛОНа. Её сотрудники выполняли одиночные расстрелы за лявленским кладбищем и групповые за Трепузово.

С 1934-го по 1936 год исполнение приговоров производится в лесу около кооператива «Северодвинка». Здесь стоял полк пограничников, позднее конная школа милиции.

С 1936 года основным расстрельным районом становится лес по правой стороне речки Чёрная между Бабонегово и Конецгорьем. Район был обнесён глухим забором. Стоял дом (сторожка), в котором постоянно находился сотрудник НКВД.

С 1943 –го стреляют уже в городе, а трупы вывозят в лес за царёвским (псарёвским) кладбищем.

Лявленским приходом церкви Успения Пресвятой Богородицы и Архангельским православным союзом промышленников и предпринимателей поставлены девять поклонных крестов в этих скорбных местах (десятый крест готов к установке в Жаровихе). Первый крест – географический центр лявлененских захоронений. Владыка Тихон благословил духовным центром их быть приделу новомученнков и исповедников российских.

В 2008 году построено здание церковно-приходской школы.

Справку подготовил Н.Суханов.

[1] Подробная история прихода в книге «На Двину, ко Святей Богородици…», Архангельск, 2005 г., под редакцией Н.Суханова.

[2] Бугославский Г. К. Рукописное пергаменное Евангелие апракос Антониева-Сийского монастыря 1339 года // Архангельские епархиальные ведомости, 1902. №23, часть неофф., С.812 – 827 и №24, часть неофф., С. 844 – 863.

[3]Столярова Л.В. Свод записей писцов, художников и переплётчиков древнерусских пергаменных кодексов XI-XIV веков. М.: «Наука», 2000.

[4] Брюсова В.Г. Андрей Рублёв и московская школа живописи. М., 1998. С.6

[5] «Исторический очерк Лявленского прихода Архангельской епархии с приложением 3-х церковных поучений, сказанных в том приходе в день Успения Пресвятой Богородицы, священника Ильи Легатова». СПб., 1879 г.

[7] Богуславский Г.К. «Рукописное пергаментное Евангелие-апракос…» АЕВ. 1902 г. № 24, стр. 861.

[8] Примечание: под жертвенником основного придела нами уложены плиты с могил детей последнего лявленского священника протоиерея Сильвестра Титова, умерших от недоедания в 1921-22 годах. Плиты были использованы военными вместо гравия при обустройстве фундаментов электрогенераторов в алтаре церкви. В соответствии с распоряжением Владыки Тихона, плиты очищены от раствора и уложены так, что люди над ними не стоят и не ходят.

[9] Придел во имя св. Митрофана Воронежского в лявленской церкви оказался первым в Росии приделом, освященным именем этого святого.

Воскресная школа при церкви Успения Пресвятой Богородицы начала работать в 1998 году. Занятия вела Суханова Ольга Михайловна. В 2008 году по инициативе губернатора Ильи Михальчука для воскресной школы было построено новое здание.

В 2006 году Архангельская и Холмогорская епархия и музей-заповедник «Малые Карелы» подписали договор о сотрудничестве, а реализацию договора Владыка Тихон поручил лявленскому приходу. 6 июня 2006 года состоялась первая литургия в Вознесенской церкви.

Лявленский приход выступил инициатором создания Архангельского православного прихода промышленников и предпринимателей. Члены союза принимали большое участие в восстановлении церкви Успения Пресвятой Богородицы, но не только. Союз помогал строить в Боброво церковь во имя святой Матроны Московской. С финансовой помощью союза лявленский приход смог установить поклонные кресты на местах захоронений жертв массовых репрессий в окрестностях Лявли.

164403, с.Лявля, д. Новинки Приморского района Архангельской области

Приход церкви Успения

ИНН 2921003224, КПП 292101001

Расчетный счет № 40703810202320920480 в филиале СЗРУ ОАО «МИнБ» г. Архангельск с/к/счет 30101810500000000748 БИК 041117748

Автобусы № 111 и 108, отправление с автовокзала г. Архангельска, остановка «Хорьково».

Для Вашего удобства каждое воскресенье из города Архангельск до нашего храма Успения Пресвятой Богородицы деревня Новинки ходит микроавтобус FordTransit с номерами К003 МУ!

Отходит от площади Предмостная в начале улицы Гагарина 8-30, далее двигается по проспекту Ломоносова:

1 остановка-на пересечении с улицей Воскресенская,
2 остановка-у магазина «Двинские зори»,
3 остановка-на Варавино ,
4 остановка- 2-ой лесозавод и далее потребованию.

Православные новостройки: как РПЦ борется за территорию в Приморском районе

Когда епархии нечего возвращать себе, она строит, и строит, и строит.

В густонаселенном Приморском районе количество церквей продолжает увеличиваться, хотя местные предпочли бы им детские сады и магазины. Многочисленные православные общины и религиозные организации стремятся либо построить новые храмы, либо увеличить площадь уже имеющихся. «Карповка» разбиралась, зачем местным столько опиума для народа.

Свято место пусто не бывает

Приморский район обогнал все другие по числу жителей. По данным Петростата, в районе обитают 549,7 тыс. человек. Здесь же самый высокий уровень рождаемости по городу. 12% всей жилой недвижимости Петербурга строят именно в Приморском районе. При этом по площади он значительно уступает Курортному, Пушкинскому, Выборгскому, Красносельскому районам и занимает 109,9 кв. км территории города.

В сентябре прошлого года местных жителей «обрадовали» — на Нижне-Каменской улице построят храм, который станет 21-м в районе. Настоятель строящегося собора протоиерей Евгений Шогенов объяснил, что в таком бурно развивающемся и растущем районе, как Приморский, необходимо строить святые дома, чтобы у будущих поколений было достаточное знание о Церкви.

Церкви и часовни на карте Приморского района

Сейчас в Приморском действует, строится или почти достроено 20 православных зданий. Из двух десятков храмов, церквей и часовен больше половины появилось в Приморском районе в последние 12–15 лет. Каждый год здесь открывается несколько новых религиозных учреждений. По данным Смольного, площадь жилых домов в Приморском районе составляет 17 миллионов 150 тысяч кв. метров. Только здания соборов, без учета дворов, размещенные в этой части города, занимают около 3300 «квадратов».

Некоторые церкви строят прямо в парках и на территории ЖК с новостройками. Большинство из них в дальнейшем планируют значительно расширить и превратить в основательные храмы. Чаще всего новыми церквями желают обзавестись православные религиозные организации, у которых даже есть ИНН. Сбор средств на строительство ведут на сайтах, в группах в социальных сетях. Аргументы представителей РПЦ стандартные — в нынешних церквях слишком тесно, а прихожанам из Приморского района недостаточно места для молитвы. При этом для церковных новостроек выбирают места в зеленых зонах и скверах, что возмущает местных жителей. Посмотрели на церковные новостройки, которые борются за территорию Приморского района и потенциальных прихожан.

Храм Всех Святых изначально хотели разместить в самом центре Парка 300-летия Петербурга. В 2010 году на низших инстанциях проект не забраковали, и он дошел до заседания городского правительства. Однако тогдашний губернатор Валентина Матвиенко покрутила пальцем у виска и сняла вопрос о строительстве со словами: «Храм в парке! Мозги-то у вас должны быть!»

Проект храма Всех Святых в Коломягах

В итоге через два года под стройку РПЦ отдали 6000 кв. метров в Коломягах. Проект храма разработал иерей Алексей Галкин, и работы начались в 2013 году. Стройка шла медленно: когда наполовину возвели металлический каркас, истек срок аренды. Приход обратился в администрацию города и попросил предоставить участок безвозмездно еще на девять лет без торгов. Смольный сначала отклонил просьбу, ссылаясь на какое-то нарушение законодательства, но через месяц сдался. Участок рядом с домом 20 на Большой Десятинной передали приходу сразу на десять лет.

Действующая часовня Всех Святых на фоне строящегося храма. 2019 год

Храм займет только 1000 кв. метров выделенной территории. На остальных 5000 разместят еще одну церковь, в несколько раз крупнее той, которую уже строят. Сейчас прихожане теснятся в небольшой часовне Всех Святых на Большой Десятинной, 22, и собирают деньги на строительство, а отец Алексей благословляет казачий «Хутор Приморский» на фоне металлического скелета будущего храма.

Храм Архистратига Михаила

Подобие Морского собора в Кронштадте могло появиться на углу улиц Долгоозерной и Королева. В районе парка Озеро Долгое в 2019 году хотели возвести крупный комплекс — храм Архистратига Михаила — с церковью на 500 человек, собором высотой 50 метров на 3500 верующих, колокольней, культурным центром и православным детским садом.

Несостоявшийся проект храма

Но проект сгубила религиозная конкуренция. По соседству на пересечении Планерной и Долгоозерной строят другое крупное церковное здание — собор Сошествия Святого Духа на Апостолов. К тому же у прихода храма Архистратига Михаила возникли проблемы с финансированием. Проект курировал депутат Госдумы Олег Нилов. По информации петербургских СМИ, он поругался с настоятелем Романом Тюриным из-за удаления группы храма во «ВКонтакте».

Церковь «Взыскание погибших»

Приходу пришлось обойтись малой церковью иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на 500 человек. Сегодня она полностью достроена, внутри завершена отделка, и службы идут полным ходом.

Проект, вытеснивший конкурента с Долгоозерной улицы, чуть сам не лишился своего места. В 2013 году местные жители высказались против строительства собора Святого Духа на территории сквера. Споры защитников парка со сторонниками храма — казаками — проходили под молитвы в действующей церкви Николая Чудотворца. Его приход и строит будущее здание: пятикупольный собор высотой 50 метров на 2000 прихожан.

Проект собора Святого Духа

Местных жителей не предупредили о стройке и не спросили, нужен ли им такой крупный собор под окнами. Для возведения здания потребовалось вырубить деревья в сквере. Многие из митингующих заявляли, что сажали растения сами несколько лет назад. Через год строительство приостановили, так как посчитали незаконным, но затем снова продолжили.

Смотрите так же:  Храм тихона задонского рыбинск

В группе храма ведут фотоотчет со стройки для 2,5 тыс. участников, однако последние фотографии будущего собора выкладывали год назад. Сайт также активно используется: посетителям предлагают почитать о воскресных службах, детском хосписе, который поддерживает приход, и даже отправиться в 3D-тур по небольшой церкви Николая Чудотворца.

Действующая церковь Николая Чудотворца

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Церковь на Нижне-Каменской улице, 4, больше напоминает коттедж с небольшим куполом и крестом. Двухъярусное здание, обитое сайдингом, тоже надеются перестроить. Недалеко от долгостроя СУ-155 через несколько лет построят Спас-на-Каменке, тот самый, который станет 21-м храмом в районе.

Судя по фотографиям в группе и на сайте, храм регулярно посещает большое количество прихожан. Они вместе отмечают православные праздники, устраивают творческие вечера, ежегодно жгут чучело Масленицы, посещают стройку будущего собора, молятся в помощь рабочим. Желающие могут посетить кружок кройки и шитья, детско-юношеский патриотический клуб, музыкальную школу, кружок «Хозяюшка».

Действующий храм «Живоносный источник»

Храм святого праведного воина Федора Ушакова

В новостройку ЖК «Зенит» на проспекте Королева, 7, вписан небольшой храм святого праведного воина Федора Ушакова. Здание облицовано плиткой, как и соседнее здание бизнес-центра «Зенитка». О том, что это церковь, говорит только золотой купол с крестом. В народе храм называют церковью шаговой доступности.

На сайте храма сказано, что православная община, занимающая сейчас храм, образована в сентябре 2011 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Само здание построила и передала в дар епархии строительная компания «С.Э.Р.» в 2012 году. Прихожанам предлагают не только пожертвовать деньги, чтобы ускорить роспись храма, но и собственноручно помочь ее автору. При этом для работы не требуются художественные навыки: нужна только рабочая одежда и свободная пара часов в день.

Община раздает листовки, в которых приглашает посетить не только богослужения, но и праздники, поездки и разнообразные мероприятия. В буклете сказано, что члены общины «оказывают друг другу молитвенную, информационную, медицинскую, юридическую и другую помощь».

Храм святой мученицы Татианы

Вместе с ЖК «Богатырский» на Коломяжском проспекте компания «Строительный трест» возвела в 2009 году храм святой мученицы Татианы. Строители выполнили здание в стиле новгородских храмов XVI века. В том же году храм передали в дар РПЦ, а открыли в Татьянин день — 25 января 2010 года.

Проект храма после реконструкции

В 2019 году храм задумали реставрировать. Уже готов проект, техзадание, заключены договоры подряда со строительными компаниями и «Ленэнерго». Площадь церкви увеличат почти в два раза с 49 до 127 кв. метров, добавят два купола. В январе храм обзавелся собственной специальной формой для пожертвований и активно призывает прихожан жертвовать деньги на увеличение здания.

Где ты живёшьЯ живу в новостройке с домовым храмом (Петербург)

The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга

Модерновые доходные дома, сталинские высотки, дома-коммуны, многоэтажки 1970-х годов, неординарные жилые комплексы нашего времени — не просто здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых необычных домах двух столиц и их обитателях.

В новом выпуске мы обратились к нетривиальному примеру новейшей архитектуры: жилому комплексу «Зенит» со встроенным храмом, посвящённым адмиралу Фёдору Ушакову, в Приморском районе Петербурга. IT-специалист Денис Доманский, проживающий на 21-м этаже в студии (недавно похожие квартиры рассмешили премьер-министра России Игоря Шувалова), объяснил, почему на самом ЖК соседство с церковью никак не сказывается — зато его ощущают в доме напротив. А настоятель храма иеромонах Игнатий рассказал, как он относится к тому, что рядом с церковью находятся торговый комплекс и фитнес-центр.

Справка

Впервые странная новостройка в Приморском районе Петербурга — большой жилой комплекс «Зенит» с полноценным храмом — оказалась в фокусе СМИ пять лет назад. Инициатива возведения церкви посреди условного модернизма принадлежит застройщику «С.Э.Р.» — у них на счету не так много (восемь) готовых объектов, сейчас компания на слуху в связи с планируемым строительством небоскрёба «Ингрия-тауэр» на углу проспектов Энгельса и Северного. Храм сначала построили и только потом передали помещение городской епархии — Церковь занималась оформлением лишь внутреннего убранства. Визуально храм расположен как будто над магазином «Диета-18» (поэтому в народе получил ироничное прозвание «Спас-на-диете») и соседствует с торговым комплексом «Зенитка», а также фитнес-центром. Храм Святого Праведного Воина Феодора Ушакова можно отнести к возрождающемуся сегодня жанру домовых церквей.

Жилой комплекс «Зенит»

Адрес: проспект Королёва, 7

Год постройки: 2011

Застройщик: компания «С.Э.Р.»

Проектировщик: ООО «Простор-Л»

Два года назад я окончил университет, надо было съезжать от родителей, искал варианты. Эта студия оказалась идеальной: среди прочих достоинств (инфраструктура, транспортная доступность) — мебель от предыдущего владельца. И всё бы хорошо, но тут я выглянул в окно — а внизу храм. В этом есть ирония, так как я атеист. Но не воинствующий, поэтому к ситуации отношусь спокойно.

Храм никак не влияет на наш дом. Я ни разу не слышал, чтобы вопрос о нём выносили на какие-то собрания жильцов, в группе «ВКонтакте» его тоже не обсуждают. Зато, как выяснилось, храм влияет на жильцов дома напротив по проспекту Королёва. Пару раз они приходили в нашу группу: «Вы разве не просыпаетесь каждое утро от колокольного звона?» Мы удивлялись, а потом узнали, что в храме нет колоколов, но есть динамики, и они направлены на дом напротив. Жильцы мало того что просыпаются от колокольного звона, так ещё и считают, будто мы какие-то сектанты и покрываем храм.

В самом храме я не был, но некое пространственное впечатление о нём у меня сложилось. Дело в том, что слева и справа от храма находится фитнес-клуб, в который я хожу. Когда ты занимаешься в этом фитнес-клубе, фактически ходишь вокруг храма. Если в зале затихает музыка, то через стену можно услышать песнопения. Это весьма экзотично. Но обычно музыка в фитнес-клубе всё заглушает.

В такой студии, как у меня, идеально жить одному. Вдвоём — тоже, наверное, можно, но уже не так здорово. Втроём — никак: надо сразу съезжать. Когда я выбирал квартиру, студии продавали, в основном пары, у которых только что родился ребёнок. Квартира должна отвечать потребностям, в моём случае это место, куда можно прийти, чтобы поспать. Обычно я оказываюсь здесь ближе к ночи: душ-спать-завтрак-ушёл. Для этого двух-трёхкомнатная квартира не нужна.

В доме очень много квартир, которые сдаются. Когда я вселился, пытался с кем-то познакомиться, но через год обнаружил, что эти люди тут уже не живут. О социальном составе дома могу судить по жильцам, которых встречаю в лифте: процентов 60-70 — люди до 40 лет, пенсионеров довольно мало. Много молодых семей и студентов — последние в основном снимают, так что происходит постоянная ротация.

Проблемы дома не уникальны. Например, была такая (о ней даже петербургские «Вести» делали сюжет): житель одного из подъездов считал нормой выкидывать мусор из окна, прямо целыми мешками. За полгода он повредил десять машин. Его никак не могли вычислить и наказать. Но два месяца назад эта история вдруг закончилась — возможно, всё же вычислили. Бывает, что выкидывают сигареты и они залетают в окна ниже. Наверное, это делают те, кто снимают квартиры: не хочу сказать, что у них ниже уровень культуры, но они себя слабее ассоциируют с домом и поэтому не так сильно заботятся о возможных последствиях. При этом я знаю людей, которые здесь снимают и которые тоже возмущены таким поведением.

Зато здесь очень здорово в плане инфраструктуры: есть магазин, пара ресторанов, подземный паркинг (аренда места стоит около 7 тысяч рублей в месяц). Это вертикальная структура: приезжаешь в паркинг, идёшь в магазин, оттуда — домой, не выходя на улицу. Кроме того, думаю, дом хорошо построили. Например, тут нет «катающихся шариков», на которые часто жалуются жильцы других новостроек (имеется в виду специфический звук, природа возникновения которого до сих пор достоверно неизвестна. — Прим. ред.).

Форма управления домом — ТСЖ, причём за небольшую историю здания сменилось несколько правлений. Из-за этого в лифтах по две видеокамеры: каждое ТСЖ установило свою.

*Параметры квартиры героя

В доме пять подъездов, 25 этажей. Первые три — офисные помещения, жилые начинаются с четвёртого этажа. Крыша закрыта, в подвале — паркинг и магазин. Все коммуникации — на третьем этаже: если в лифте нажать на кнопку «3», приедешь в какое-то безумное помещение, где темно, болтающиеся лампочки, трубы, провода и бесконечные коридоры, там можно снимать фильм ужасов. Внутри дома есть шахматный клуб и неформальная библиотека: там стоят шкафы, можно принести или забрать книгу, присесть на скамейку и почитать.
Но не сказать, что это место очень популярно.

Я живу на 21-м этаже. Знаю, есть исследования о том, что жить в небоскрёбах якобы вредно. Но это точно не мой случай: высота чувствуется только в лифте — немного закладывает уши.

Архитектуру дома я бы назвал хай-теком, но с большой натяжкой. Это дом комфорт-класса с серьёзным акцентом на уникальность: такой конфигурации — здание-бабочка — я нигде не видел. Есть, наверное, и минусы: 30 % вида из окна перекрывается окнами напротив. Кроме того, один из соседей высказал теорию, что из-за пространства между «крыльями бабочки» в случае пожара огонь будет распространяться не только вертикально, но и горизонтально. Но я не думаю, что эта теория близка к истине.

По-моему, дом хорошо вписывается в ландшафт района. Он заметен — но это и делает его интересным. Здесь можно экспериментировать с архитектурой, это же не центр города.

Храм Святого Праведного Воина Феодора Ушакова

около 100 метров

настоятель храма Святого Праведного Воина Феодора Ушакова

Люди, которые возводили жилой комплекс, задумали что-то вроде домового храма и построили так, как они его видели. К сожалению, епархия не участвовала в проекте. Застройщики пришли в епархию и сказали, что построили храм, хотят передать помещение в дар, а также назначить священника. Сегодня внутренняя часть храма — собственность епархии.

Смотрите так же:  Традиционные религии народов россии войдем в православный храм

Сначала предполагалось, что у храма будет другое название. Но на приходском собрании приняли решение в пользу Феодора Ушакова, потому что руководство компании «С.Э.Р.» связано с морем — они бывшие военные моряки. Им пошли навстречу в плане названия, а в храм назначили меня. Я тогда как раз был готов к самостоятельным делам на благо Церкви.

Меня отправили сюда посмотреть, возьмусь или нет. Я понял, что в любом случае надо браться. Это ещё одна возможность для христиан где-то собраться, помолиться. Приморский район большой, очень хорошо развивающийся. А храмы в основном маленькие, наш не исключение. Я считаю, что для христианина нет разницы, где он будет молиться. В истории Церкви есть разные храмы: и подземные, и надземные, и в горах, и в ведомственных зданиях, и в жилых домах.

Часто говорят: «Как так, храм ниже высотного здания». Но у нас столько высоток, храмы априори ниже — и прекрасно стоят. К счастью или к сожалению, Церковь отделена от государства, и концепция градостроительства, которая была, в частности, в Византии, предполагавшая, что храм должен находиться на самом высоком месте в городе, сегодня нигде не соблюдается. Это не канон, а пожелание. Когда-то центром общения для православных горожан была церковь, но сегодня есть и другие места — что тоже хорошо, я это только приветствую.

Застройщик на первых порах помог нам с полами, побелил церковь (уже после передачи епархии), сделал свет. Ну а потом — 2019 год, кризис, и мы оказались предоставлены сами себе. Площадь храма маленькая, большая община здесь не может собраться — соответственно, и доходы мизерные. Мы находили меценатов, которые нерегулярно, но точечно нам помогали: например, сделали иконостас, расписали часть храма, облицевали египетским мрамором периметр. Сейчас стоит вопрос о росписи оставшейся части храма, она ещё белая.

Приход на свои скудные доходы собрал средства на иконы в иконостас: сейчас вы видите две установленные иконы, ещё две пишутся. Будут расписаны царские двери, а также дьяконские. Это целая программа «Иконостас», она представлена у нас на странице «ВКонтакте», с чёткой сметой. Общая сумма разбита так, чтобы человек мог посильно внести средства (минимальный вклад — 5 тысяч рублей). Мы собираем деньги, изготавливаем иконы, потом делаем табличку, куда вписаны имена всех жертвователей, она крепится на задней части иконостаса.

Наша община — это в основном бабушки, которые живут рядом и которым далеко ходить в другие храмы, а также семейные люди. Из самого дома, в котором порядка 700 квартир, приходит человек десять. Может быть, жильцы — в основном люди неверующие. Или если верующие — прихожане других храмов.
В этом нет никакой странности. Но все про нас знают: не заметить храм невозможно. Я как пастырь общаюсь со всеми. Если приходят, я делаю мини-экскурсию, рассказываю нашу маленькую историю.

Беда в чём? Уровень культуры не у всех жителей дома на высоте. Помните классику, «Собачье сердце», про стульчак? (Имеется в виду цитата: «Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах». — Прим. ред.) Люди могут курить, бросать вниз бычки, какие-то вещи использованные. А так как в Приморском районе большие сквозняки, эти отходы часто заметает к нашей лестнице. Уборщицы у нас нет, мне приходится самому подметать.

Я знаю про нарекания по поводу экстерьера храма, но тут мы ничего поделать не можем: что получили — то получили. Внутри же — вы видите насколько благолепно всё сделано.

Когда я впервые увидел храм, подумал, что вход будет с проспекта Королёва (вход в храм — со двора, расположенного над торговым комплексом. — Прим. ред.). Сейчас есть указатели, но люди, уставшие от обилия рекламы, часто не обращают на них внимания. Я думаю, расположение входа напрямую сказывается на посещаемости. Сюда приходят в основном на молитву. В течение недели храм открыт, но людей заходит очень мало. А храм должен жить. Мы немного страдаем, но, с другой стороны, кто хочет, всё равно сюда приходит.

Что касается соседства (с ТК «Зенитка» и фитнес-центром. — Прим. ред.), меня оно совершенно не коробит. Давайте размышлять конструктивно: есть храм, это данность. Есть различные организации: магазины, фитнес. Что мы должны сейчас сделать? Распилить здание? Их выселить и всё захватить? Или нас выселить? Мы не соприкасаемся с магазинами, имеем отдельный вход.

Храм периодически обсуждают в СМИ, как правило, в отрицательном контексте. Или даже выдумывают мифы: мол, церковь крышует магазин. Запустили выражение «Спас-на-диете». Сначала чисто по-человечески оно меня покоробило: люди нецерковные берутся размышлять о том, как должна быть устроена церковь. А потом подумал: «Слушайте, а прикольно!» Имя «христианин» тоже было нарицательным, и крест — орудие смерти. А христиане смогли по-другому на это посмотреть. Теперь относимся с юмором: «Спас-на-диете» — так «Спас-на-диете». Хотя церковь не спасская, у нас всё-таки престольный праздник — Фёдора Ушакова, так что, наверное, было бы правильнее «Фёдор-на-диете». Но люди не знают названия, поэтому сочиняют.

Площадь перед храмом нам не принадлежит, мы иногда её используем, например для крестного хода на Пасху (храм так построен, что его не обойти).
В престольный праздник 5 августа в прошлом году, так как народа было много, заняли часть площади под застолье: у ступеней поставили столы и всех желающих угощали чаем с пирогами. В этом году 5 августа мы собираемся сделать то же самое, приглашаем всех читателей.

В Приморском районе Петербурга построят новый храм

В Петербурге на Нижне-Каменской улице будет построен храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Как сообщили в ГК «Эталон», идея строительства храма родилась в 2009 году. Активное содействие в оформлении участка и получении разрешения на строительство оказывал Вячеслав Заренков.

Строительство храма в Приморском районе несет в себе миссионерскую деятельность: «Спальный район напоминает отдельный город со своими школами, детсадами, поликлиниками, супермаркетами. Здесь женятся, рожают детей. Многие люди редко выезжают отсюда, разве что на работу. Именно поэтому так важно строить храмы в подобных районах, чтобы у людей был источник информации о Церкви», — считает настоятель строящегося храма протоиерей Евгений Шогенов.

Покупатели выбирают более просторные квартиры

Как отмечают эксперты, на петербургском рынке элитой недвижимости произошло перераспределение спроса.

Количество сделок с квартирами с пятью и более спальнями площадью свыше 220 кв. м выросло, при этом жилье с меньшим числом спален стало пользоваться меньшим спросом.

По данным аналитиков, основной объем сделок в элитном классе стабильно приходится на квартиры с тремя спальнями (42%). Однако по сравнению с 2019 годом существенно вырос спрос на квартиры с двумя спальнями площадью 100-150 кв. м. и на более просторное жилье. Аналитики Knight Frank St. Petersburg объясняют это изменениями в портрете самого потребителя. Средний возраст покупателя элитного жилья увеличился: 73% от всех клиентов старше 40 лет, из них 43% – старше 50 лет. Причиной смещения спроса является изменение приоритетов покупателей, и, как следствие, предпочтений по количеству спален, площади, локации и дополнительным параметрам жилья.

Дополнительной причиной формирования текущего спроса на большие квартиры стал интерес жителей загородных резиденций к квартирам в городской черте. Основная цель – желание родителей дать детям образование в лучших учебных заведениях, не затрачивая много времени на дорогу.

ГК «Эталон» отказалась от выхода на зарубежные рынки

ГК «Эталон» отказалась от выхода на зарубежные рынки. Компания сфокусируется на приобретении проектов в трех регионах присутствия и не будет предпринимать шаги по расширению бизнеса в новые регионы.

Антон Евдокимов, который занимал должность вице-президента по развитию региональных направлений, покинет состав руководства компании, но продолжит работу в качестве члена совета директоров и его комитетов по аудиту и стратегии.

Евдокимов работает в «Эталоне» с 1998 года, он почти 15 лет был вице-президентом компании и четыре года возглавлял ГК «Эталон», сообщают «Ведомости».

В июле этого года совет директоров «Эталона» назначил основателя компании Вячеслава Заренкова гендиректором вместо Евдокимова, а председателем совета директоров вместо Вячеслава Заренкова был избран его сын Дмитрий Заренков. Тогда компания сообщила, что Евдокимов в качестве вице-президента возглавит направление по развитию новых бизнесов, включая изучение новых регионов и сегментов рынка недвижимости. «Эталон» интересовали Восточная Европа, Прибалтика, Германия — там низкие процентные ставки, есть спрос на жилье у россиян или высока доля русскоязычного населения, рассказал источник в «Эталоне».

В пятницу компания сообщила, что меняет планы. Компания сфокусируется на приобретении проектов в трех регионах присутствия и не будет предпринимать шаги по расширению бизнеса в новые регионы в ближайшее время, говорится в сообщении. Там, где низкие процентные ставки по ипотеке и недорогое проектное финансирование, легче начинать проекты, но эти рынки уже сложившиеся и высококонкурентные, а кроме того, ситуация в России еще не стабилизировалась, поэтому было принято решение отказаться от такой стратегии, объяснил собеседник издания. Он утверждает, что конфликта с Евдокимовым у Вячеслава Заренкова не было, хоть и «были разные взгляды по ряду вопросов».

Евдокимов подтвердил газете, что покинул пост вице-президента, поскольку стратегия «Эталона» теперь исключает выход на новые рынки, которым он планировал заниматься. «Меня интересовали не столько новые регионы России, сколько развитие «Эталона» в Европе, но было принято другое решение», — сказал Евдокимов изданию. По его словам, он «заметный акционер компании», который заинтересован в ее развитии, и дальнейшая его деятельность не будет связана с девелопментом в России. «Меня интересует недвижимость в Европе, прежде всего в Германии и Центральной Европе», — сказал Евдокимов, но подробностей не раскрыл.