Меню

Храм невского в софии

Собор Александра Невского в Софии

Адрес: пл. „Свети Александър Невски“, 1000 Център, София, Болгария.

Как добраться:

  • ближайшая станция метро — «СУ Св. Климент Охридски», от неё до собора около 500 м.
  • троллейбус — №1, №2, №4, №9;
  • автобус — №11.
  • Время работы: ежедневно с 7:00 до 18:00.

    Цены:

    • вход бесплатный;
    • входной билет в музей — 10 лв.
    • Кафедральный собор Александра Невского – современная резиденция Патриарха Православной церкви Болгарии и главная христианская достопримечательность Софии. Храм занимает центральную часть огромной площади, названной именем древнерусского князя и великого полководца. Это самый крупный православный собор на Балканах после сербского (Белград). Попасть в него на службу могут более пяти тысяч прихожан одновременно.

      Молитвы о свободе и независимости были услышаны…

      В основе строительства храма – патриотическая идея. Болгария обрела желанную свободу от Османской империи. Увековечить это событие было решено с помощью воздвижения в центре Софии Божьей обители: в 1882 году на самом высоком месте города был заложен храм. Строительство заняло период с 1904 по 1912 г.

      В 1915 г. храм переименовали. Теперь это был собор Кирилла и Мефодия. В связи с этим заменили памятные доски, расположение икон. Но в 1920 году храму вернули прежнее название. Спустя 4 года собор Александра Невского объявили памятником культуры.

      В 1944 храм сильно пострадал от военных действий. С 1951 г., после восстановления, здесь находится резиденция патриархов Болгарской Православной церкви.

      У собора Александра Невского имеется и кинематографический опыт. Так, в картине «Хитмен» он «сыграл роль» московского храма, а в «Ниндзе» — храма Владивостока.

      Как величие отразило свободу…

      Немногие достопримечательности Болгарии могут «похвастать» таким великолепием и величием, как собор Александра Невского. Его площадь – более 70 м2. Высота главного купола – 45 м, колокольни – 50 м, а накупольных крестов – около 5 м.

      С трех сторон храм опоясывают крытые галереи. Облицовка цоколя – серый гранит. Дубовые двери, вход в собор, выполнены в древнеболгарском стиле, богато украшены резьбой. Внутри храма восхищают мозаичные панно, изготовленные в Италии и Германии, витражные окна, дорогая отделка мрамором и ониксом, малахитом, алжиром и уральскими самоцветами.

      Святейший Патриарх Московского и всея Руси Алексий I подарил собору Иверскую икону Божией Матери в жемчужной ризе, одеяние на Престол главного алтаря с богатой чеканкой из золота и серебра и художественной эмалью, золоченые сосуды, Евангелие и напрестольный крест.

      Два крупных колокола храма украшены барельефами – изображениями святых, пять колоколов поменьше имеют выгравированные рельефные орнаменты, семь остальных – священные надписи. Вес самого большого колокола – 11 т 758 кг. Звон колоколов слышат за 30 км.

      Продолжая свое путешествие по местным святым местам, обязательно побывайте в Соборе Святой Софии, история которого начинается еще с 6 века.

      СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР

      Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

      Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Софии, Болгария, храм-памятник, патриарший кафедральный собор Болгарской Православной Церкви.

    • Престолы: во имя святого благоверного князя Александра Невского; приделы во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и святого благоверного царя Бориса.
    • Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики, (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде. С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле.

      Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг., самый маленький — около 16 кг., звон колоколов слышен за 30 км.

      В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев, профессор А. Митов, профессор Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.

      Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болгарскими мастерами — П. Клисуровым, А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым, Н. Петровым — под руководством профессора В. Т. Перминова. Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжирский малахит и уральские самоцветы.

      В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные русские и болгарские художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и другие. Основная часть стенописей принадлежит кисти болгарского художника X. Тачева.

      На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе — дар патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Кроме этой иконы патриарх подарил храму одеяние на престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие, напрестольный крест, золоченые священные сосуды.

      Собор св. Александра Невского. Худ. Цанко Лавренов, 1942.

      Александро-Невский собор был воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности народу русскому за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 года. 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому, небесному покровителю российского императора Александра II, что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем епископом Климентом (Друмевым). 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, который 1 июня 1882 года обратился с «Воззванием» к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.

      В 1883 году для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен русский академик архитектуры И. С. Богомолов. При этом про-германское правительство немецких принцев Александра I Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894), управлявшее Болгарией, всячески тормозило проект. Лишь в 1895 году дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов скончался, и вместо него был приглашен русский архитектор, проффессор Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), которому было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, который внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболгарского зодчества. Из-за несогласия сторон по некоторым административным и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 года. 5 августа 1904 года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 году, во время Первой Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева — русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов, тогда как с болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и другие.

      В 1915 году болгарский царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя русского святого, и Александро-Невский собор был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия в 1916 году; заменены были памятные доски, изменено расположение икон. В то время Болгария принимала участие в Первой мировой войне на стороне Центральных держав против России. Только в 1919 году, когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, которое возвратило собору первоначальное наименование в 1920 году. 12 сентября 1924 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, северный придел во имя святых Кирилла и Мефодия был освящен 13 сентября, а южный — во имя святого царя Бориса — 14 сентября. В том же 1924 году собор был объявлен памятником культуры.

      Сильно пострадавший в 1944 году от бомбежек, Александро-Невский собор после Второй мировой войны был капитально отремонтирован. Согласно принятому в 1951 году Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник святого Александра Невского является патриаршим кафедральным собором. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция которого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.

      В октябре 2019 года здание собора, имущественный статус которого до этого времени был неопределенным, было передано в собственность Болгарской Церкви. Крипта собора бессрочно и безвозмездно передана Министерству культуры Болгарии для размещения экспозиции Музея раннехристианского искусства [1].

    • «Воззвание Комитета при Центральной комиссии, руководящей делами по воздвижению кафедрального собора святого Александра Невского в городе Софии», Държавен вестник, София, 1882, № 62, 481.
    • Мавродинов, Н., Връзките между българското и руското изкуство, със 112 илюстрации в текста, София, 1955, 115-129.
    • Рачев, Р. Г., Архитектурни паметници в София, Пловдив, Търново и Копривщица, София, 1956.
    • Игнатьев, А., «Патриарший собор св. Александра Невского в Софии», ЖМП, 1964, № 1, 34-40.
    • Труфешев, Н. К., Монументалните изкуства и архитектура в България, София, 1968, 87-92.
    • Дометиан, архим., «Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям», ЖМП, 1974, № 9, 48-50.
    • Стоянов, Борис, свящ., «Храм-памятник «Святой Александр Невский» и его благовест: К 100-летию освящения», ЖМП, 1974, № 9, 50-53.
    • Николай, еп. Макариопольский, «Храм-паметник «Александър Невски»», Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго, София, 1981, 186-194.

    Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии памятник русской воинской славе. История и современность Текст научной статьи по специальности « Искусство. Искусствоведение»

    Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Корина Наталия Дмитриевна

    Проблема сохранения монументальной живописи, созданной русскими художниками сер. XIX нач. XX в., является ключевой в данной статье. Долгие годы исследователи не видели художественной ценности в храмовых росписях этого времени и не старались сохранить их для потомков. Из-за такого отношения многие памятники в России были навсегда утрачены. В этой связи интересны образцы религиозной живописи, сохранившиеся за пределами нашей страны. Одним из таких поистине уникальных памятников является храм Святого Александра Невского в Софии , построенный в честь тысяч русских солдат, погибших за освобождение Болгарии от османского владычества. К счастью, его не постигла участь храмов, возведенных в память этого события в других балканских странах, и он сохранился до наших дней практически в своем первозданном облике. Уцелели первоклассные росписи и иконы В. М. Васнецова, А. А. Киселева, А. М. Корина , П. Е. Мясоедова и других русских и болгарских художников. На данный момент из-за отсутствия должных условий содержания и недостаточности средств на реставрацию фрескам софийского храма грозит опасность, поэтому так важно именно сейчас обратить внимание на проблему сохранения этих памятников монументального религиозного искусства, которые являются частью нашего общего культурного наследия.

    Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Корина Наталия Дмитриевна,

    St. Alexander Nevsky Cathedral in So?a, Bulgaria ± a monument to Russian military glory. History and contemporaneity

    The key problem of this article is preservation of monumental painting, created by Russian artists of the m >the St. Alexander Nevsky Cathedral in So?a , built in honor of the thousands of Russian soldiers who died for the liberation of Bulgaria from Ottoman rule. Fortunately, it does not su?er the fate of those temples that was erected in memory of this event in other Balkan countries, and it survives till nowdays almost in its original form. Here are preserved superior murals and icons by V. M. Vasnetsov , A. A. Kiselev , A. M. Korin , P. E. Myasoedov and other Russian and Bulgarian artists. At the moment, due to lack of proper conditions of preservation and insu?ciency of funds frescoes of So?a’s cathedral threatens destruction, so it is important now is to draw attention to the problem of preserving these monumental religious art that are part of our common cultural heritage.

    Текст научной работы на тему «Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии памятник русской воинской славе. История и современность»

    ?Вестник ПСТГУ Корина Наталия Дмитриевна,

    Серия V. Вопросы истории соискатель кафедры всеобщей истории искусства РГГУ,

    и теории христианского искусства мл. науч. сотр. Государственного историко-

    2019. Вып. 1 (17). С. 145—156 культурного музея-заповедника «Московский Кремль»

    Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии —

    ПАМЯТНИК РУССКОЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЕ.

    История и современность Н. Д. Корина

    Проблема сохранения монументальной живописи, созданной русскими художниками сер. XIX — нач. XX в., является ключевой в данной статье. Долгие годы исследователи не видели художественной ценности в храмовых росписях этого времени и не старались сохранить их для потомков. Из-за такого отношения многие памятники в России были навсегда утрачены. В этой связи интересны образцы религиозной живописи, сохранившиеся за пределами нашей страны. Одним из таких поистине уникальных памятников является храм Святого Александра Невского в Софии, построенный в честь тысяч русских солдат, погибших за освобождение Болгарии от османского владычества. К счастью, его не постигла участь храмов, возведенных в память этого события в других балканских странах, и он сохранился до наших дней практически в своем первозданном облике. Уцелели первоклассные росписи и иконы В. М. Васнецова, А. А. Киселева, А. М. Корина, П. Е. Мясоедова и других русских и болгарских художников. На данный момент из-за отсутствия должных условий содержания и недостаточности средств на реставрацию фрескам софийского храма грозит опасность, поэтому так важно именно сейчас обратить внимание на проблему сохранения этих памятников монументального религиозного искусства, которые являются частью нашего общего культурного наследия.

    Отношение к религиозной монументальной живописи, созданной мастерами кон. XIX — нач. XX в., в нашей стране многие годы было незаслуженно пренебрежительным, зачастую в ней не видели художественной ценности, не особенно изучали и не старались сохранить. До сих пор бытует мнение, что образцы монументальной живописи рубежа веков, за редким исключением, не имеют той значимости для истории искусства по сравнению, например, с чудом сохранившимися шедеврами древнерусского искусства или памятниками XVI—XVII вв.

    Такое несправедливое положение дел иногда ведет к удручающим последствиям, когда безвозвратно гибнут многие произведения талантливых живописцев сер. XIX — нач. XX в. В силу разных обстоятельств и в разные периоды времени наша история знала десятки таких случаев. Так, например, были навсегда утеряны росписи нач. XX в. храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

    на Сретенке, в создании которых принимали участие профессор А. М. Корин, И. П. Богданов, Н. И. Струнников, С. К. Шварев и др. В 1930-х гг. был разрушен величественный Казанский собор в г. Оренбурге (ил. 1), построенный в 1894 г. в неовизантийском стиле. В 1913 г. работами по его украшению руководил выходец из Оренбурга художник-передвижник Л. В. Попов, ранее для этого храма В. Е. Маковским был написан ряд икон, которые по счастливому стечению обстоятельств сохранились и сейчас хранятся в Покровской церкви этого города. Одним из самых известных примеров является взорванный в 1931 г. храм Христа Спасителя в Москве, над росписями которого во 2-й пол. XIX в. трудились И. Н. Крамской, К. Е. Маковский, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, В. П. Верещагин и др.

    Конечно, не все памятники постигла такая судьба, и образцы живописи кон. XIX — нач. XX в. мы можем наблюдать в мозаиках и росписях храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, видеть васнецовскую кисть во Владимирском соборе Киева, характерные фрески работы М. В. Нестерова в Марфо-Мариинской обители или храме Александра Невского в Абастумани, ни с чем не сравнимые

    образы М. А. Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве. Все они неповторимы и являются памятниками создавшим их художникам.

    В связи с этим представляется крайне актуальным сейчас обратить внимание на состояние подобных архитектурно-художественных памятников истории и культуры, уцелевших до наших дней. Одним из таких поистине уникальных культовых сооружений является храм-памятник Святого Александра Невского в Софии (ил. 2), построенный в честь тысяч русских солдат, погибших за освобождение Болгарии от османского владычества. К счастью, софийский храм не разделил судьбу подобного ему кафедрального собора в Варшаве (ил. 3), освященного также во имя св. благоверного князя Александра Невского. Заложенный в 1894 г. стараниями героя сражений Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., тогдашнего генерал-губернатора Польши И. В. Гурко, он был варварски разрушен в 1930-е гг. Или одного из крупнейших на Балканах православных храмов Св. Сав-

    Ил. 1. Казанский кафедральный собор. Оренбург. Фото нач. XXв.

    Ил. 2. Храм Святого Александра Невского. София, Болгария. 2019 г. Фото автора

    вы в Белграде, также основанного в 1894 г., до сих пор носящего нелестное название «многовекового долгостроя». В ряду памятников, посвященных героям Русско-турецкой войны, стоит и храм во имя Св. Александра Невского в Минске 1896—1898 гг. (ил. 4), построенный архитектором В. И. Струевым в основном на средства войск местного военного гарнизона и родственников погибших в этой войне солдат. Настоящим чудом можно считать то, что после прямого попадания снаряда в купол в Великую Отечественную войну собор устоял. Претерпев в дальнейшем небольшую реставрацию, храм в Минске дошел до нас практически в первоначальном облике, храня в правом своем приделе киот с иконой Нерукотворного образа Спасителя авторства Н. Н. Ге.

    В данном аспекте проблемы храм Александра Невского в Софии кажется будто застывшим в пространстве безмолвным свидетелем событий прошлого, нетронутым ни временем, ни людьми, не оскверненным поздними переделками и достройками. В этом его безусловная ценность для потомков не только как объекта, фиксирующего конкретные исторические факты, но и как памятника культуры первостепенного художественного значения. За годы меняющихся исторических реалий он смог сохранить свой первозданный вид как во внешнем, так и внутреннем убранстве. Расположившись на одноименной площади в центре Софии, окруженной со всех сторон живописными горами, кафедральный собор поражает величественностью и мощью замысла, читающегося во всем его облике. Особое впечатление он производит ночью, освещенный множеством прожекторов на фоне черного неба. Создается ощущение, что храм, лишенный материальной плотности, парит в космической вечности. Имея в плане крестово-купольную систему, его архитектурная идея аналогична Св. Софии Ил. 4. Храм Святого Александра Невского. Константинопольской, «воспроиз- Минск, Белоруссия. Фото нач. XXв.

    Ил. 3. Храм Святого Александра Невского. Варшава, Польша. Фото. 1912 г.

    водящей грандиозную структуру божественного мироздания»1, где «сфера купола храма с его безупречно длящимся круговым очертанием становится куполом небес, простертым над мирозданием, обнимающим всю Вселенную»2. В своих воспоминаниях протоиерей Стефан писал: «Храм-памятник Св. Александра Невского в Софии является материальным выражением признательности, братской любви болгарского народа двумстам тысячам русских богатырей, с беззаветной преданностью отдавших свою жизнь за освобождение болгарского народа от пя-тивекового османского владычества в Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. Бессмертный подвиг русских освободителей и благодарность освобожденных объединили творческий гений обоих славянских народов в сооружении величественного храма-памятника, отразившего расцвет русского и болгарского искусства на переломе двух столетий, и ими по праву гордится Болгария». К современной истории собора относится перенесение в 1998 г. частицы чудотворных мощей св. Александра Невского, присланных Русской Православной Церковью, для хранения в софийском храме-памятнике3.

    Кафедральный собор был построен по проекту русского архитектора профессора А. Н. Померанцева при участии его молодых помощников — А. Н. Смирнова и А. А. Яковлева. Также к работам были привлечены болгарские архитекторы: Ю. Миранов, П. Момчилов, Я. Шамарджиев. Торжественная дата закладки храма состоялась 19 февраля 1882 г., однако ввиду различных историко-политических обстоятельств реальное строительство началось спустя двадцать два года. Продолжавшиеся восемь лет работы по возведению и декорированию собора завершились в 1912 г., а вот освятить храм удалось лишь в 1924 г. В течение трех дней были освящены центральный престол, северный придел в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и южный — в честь святого князя Бориса I, Крестителя Болгарии.

    Оригинальный проект А. Н. Померанцева предполагал строительство грандиозного храма в неовизантийском стиле, сложенного из гранита, белого камня и мрамора, общей площадью 3160 кв. м. С восточной стороны располагались три алтарные апсиды с выступающей центральной, над которой возвышалась полусферическая часть главного корпуса. С северной и южной сторон также предусматривались подобные выступы. Над ними доминировал главный купол, имеющий форму перевернутой чаши. Основанием главного купола, высота которого составляет 45 метров, служил цилиндрический барабан диаметром 18 метров. С западной стороны храма предусматривался главный сводчатый вход с тремя вратами. Над ним возвышалась более чем на 50 м колокольня, на западном фасаде которой была установлена мозаичная икона св. Александра Невского авторства известного болгарского художника Антона Митова. Многочисленные детали фасада: арки, арочные фризы — украшались каменным декором, напоминающим кружево4.

    1 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и Средний периоды. СПб., 2004. С. 178.

    3 ТошоПейков. Патриаршеската катедрала «Св. Александър Невски». Строители, прилож-ници, художници. София, 2012. С. 146.

    4 Тошо Пейков. Указ. соч. С. 147.

    Не менее величественным воспринимается внутреннее пространство храма, представляющее собой композицию с четко оформленным центральным объемом, увенчанным полусферическим куполом. Его поддерживают четыре массивные несущие колонны, плавно переходящие в три больших полукупола, которые примыкают к нему с востока, севера и юга. В западной части храма находится обширный притвор, который служит основой для колокольни. Храм богато декорирован. Его интерьер украшают скульптурно-декоративные элементы, витражи, мозаика. Иконостасы, большой и малый архиерейские троны, царский трон, амвон и все покрытие пола изготовлены из оникса и мрамора. Также в отделке использованы алжирский малахит, египетский алебастр, уральские самоцветы. Мраморная орнаментика, придающая особое великолепие интерьеру храма, выполнена в Италии по проектам русского художника-архитектора, помощника А. Н. Померанцева, А. А. Яков-лева5 (ил. 5).

    Однако главным украшением и бесспорным сокровищем храма являются его фрески, выполненные прославленными русскими живописцами совместно с болгарскими художниками. Площадь стенописи огромна, только на центральном своде она составляет более 400 кв. м6. Свидетельством особого отношения и осознания значимости важного заказа служит выбор художников, приглашенных к исполнению живописных работ. Так, с болгарской стороны были задействованы лучшие художественные силы: Антон Митов, Стефан Иванов, Иван Мырквичка и др. Из России же приехали признанные мастера, имевшие огромный опыт в области монументально-декоративной живописи: В. М. Васнецов, А. А. Киселев, А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, В. Д. Болотнов, Н. А. Бруни, Д. И. Киплик, А. Н. Новоскольцев, А. П. Суд-ковский, В. Е. Савинский и др. Известно также, что почти одновременно группа русских художников работала в Болгарии и над украшением других православных храмов: «В течение двух лет шла работа над внутренней

    Ил. 5. Мраморная капитель колонны. Храм Святого Александра Невского в Софии

    5 Решетникова О. Н. Храм как символ свободы. URL: http://www.liveinternet.ru/users/ad-pilot/page412.html

    6 Тошо Пейков. Указ. соч. С. 151.

    отделкой и росписью (русского посольского храма Св. Николая Чудотворца. — Н. К), которая осуществлялась группой русских художников, одновременно расписывавших собор Святого Александра Невского. Ими руководил опытный мастер церковной живописи В. Т. Перминов, профессор Варшавского политехнического института»7.

    Главным мотивом фресковой росписи храма Александра Невского является чудесное воскрешение мертвых Иисусом Христом, символизирующее идею возрождения освобожденной Болгарии к новой жизни после долгих лет страданий и угнетения. Выбор подобной программы в стенописи собора неслучаен, т. к. служит продолжением общего композиционного замысла всего сооружения.

    Именно эта идея заложена в сюжетах, выполненных профессором живописи А. М. Кориным, которые встречают зрителей при входе в главное пространство храма. Так, на западной стене, по обе стороны от хоров балкона помещены сцены «Воскрешение сына Наинской вдовы» (справа) и «Воскрешение Лазаря» (слева), напротив, у основания арок: «Христос благословляет детей» (справа) и «Христос перед народом» (слева) (ил. 6, 7, 8, 9). Последняя фреска несет в себе

    Ил. 6. А. М. Корин. Воскрешение сына Наинской вдовы. Фреска храма Св. Александра Невского в Софии. 1911 г. Фото Т. Пейкова. 2012 г.

    Ил. 7. А. М. Корин. Воскрешение Лазаря. Фреска храма Св. Александра Невского в Софии. 1911 г. Фото Т. Пейкова. 2012 г.

    7 Решетникова О. Н. Русский храм в Софии. М., 2019. С. 47.

    Ил. 8. А. М. Корин. Христос благословляет Ил. 9. А. М. Корин. Христос перед народом. детей. Фреска храма Св. Александра Невского Фреска храма Св. Александра Невского

    в Софии. 1911 г. Фото Т. Пейкова. 2012 г. в Софии. 1911 г. Фото Т. Пейкова. 2012 г.

    также символическое значение. В ее основе лежит идея Мирового единства: «Смысл мира, а в нем и правда Божия, есть внутреннее единство каждого со всеми. В виде живой личной силы это единство есть Любовь»8. Композиционно эта идея выразилась на фреске в форме кругового пространственного построения, т. е. круга, который образуют сидящие рядом с Христом ученики и пришедший народ. Призыв к единству созвучен той идее, которая легла в основу концепции храма Св. Александра Невского, — единства братских славянских народов. Сегодня появляются издания, в которых коринские работы — одни из лучших в стенописи собора — приписываются другим художникам, однако сохранившиеся к ним эскизы не позволяют усомниться в авторстве А. М. Корина. В письмах, отправленных художником из Болгарии близким в Москву, он также пишет о своей работе над росписями: «Выехать из Болгарии рассчитываю в Москву и приеду 28 июня, если не задержит Померанцев. Ждут его к концу июня. Работы кончены. Эту неделю займусь поправками, нужно сдать работу комиссии. Работы мои нравятся художникам. Если только говорят искренно»9.

    8 Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн., 1999. С. 279.

    9 Письмо А. М. Корина — дочери Н. А. Кориной. 22 июня 1912 г. Архив семьи художника.

    В верхней части храма раскрыта общая космогоническая христианская идея о начале и конце света, ниже представлены сцены из Ветхого и Нового заветов. В центральном куполе помещено изображение Бога Саваофа, высота фигуры которого составляет 6 метров, а расстояние между ладонями распростертых рук — 10 метров, работы П. Е. Мясоедова, его же кисти принадлежит фреска «Исцеление расслабленного в Вифезде» (ил. 10). Над хорами расположилась большая фреска «Страшный суд» А. А. Киселева, им же выполнены образы Кирилла и Мефодия (ил. 11), а также царя Константина и царицы Елены. Главные иконы — образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, расположенные соответственно справа и слева от дверей центрального иконостаса, выполнены В. М. Васнецовым в его характерном, узнаваемом стиле. Здесь же помещен образ Святого Александра Невского (ил. 12) работы В. Савинского. На правой стороне центрального иконостаса размещен сюжет «Св. Евхаристия» работы М. Судков-ского, в южной арочной нише — «Брак в Кане Галилейской», принадлежащий кисти известного русского художника-мозаиста В. Д. Болотнова, в северной — «Отрок Иисус в храме» работы болгарского художника, чеха по происхождению, Ивана Мырквички, ему же принадлежит фреска «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (ил. 13).

    Ил. 10. П. Е. Мясоедов. Исцеление расслабленного в Вифезде. Фреска храма Св. Александра Невского в Софии

    Ил. 11. А. А. Киселев. Кирилл и Мефодий. Икона иконостаса храма Св. Александра Невского в Софии. 1911 г.

    Ил. 12. В. Савинский. Образ Святого Александра Невского. Икона иконостаса храма Св. Александра Невского в Софии. 1911 г.

    Ил. 13. Иван Мырквичка. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска храма Св. Александра Невского в Софии

    Всего кистью 32-х русских и 16-ти болгарских художников созданы 315 сюжетов и образов святых и 82 иконы на холсте, которые освещаются льющимся сверху из многочисленных окон дневным светом. Многие отмечают, что «храм отличает удивительное гармоничное сочетание высшей скорби и высшей радости, это гимн спасенной, возрожденной Болгарии, обретенной на пути подвигов и скорбей»10.

    К сожалению, сегодняшнее состояние росписей оставляет удручающее впечатление. Опасность разрушения уникальных памятников монументального искусства нач. XX в. стала реальной в силу разных причин: технологических ошибок, допущенных в ходе работ по декорированию храма еще в кон. XIX в.; безалаберности уже в более поздний период, когда через прохудившуюся крышу попадала влага на стены собора, образуя на них плесень; появления копоти на образах от большого количества свечей и банального отсутствия средств на реставрацию пострадавших участков росписей и консервацию тех, которые еще можно спасти. Некоторые фрески уже погибли, некоторые утрачены больше чем на половину, как, например, знаменитое изображение в куполе Бога Саваофа (ил. 14). Поэтому так важно сейчас, пока еще не весь фресковый ансамбль безвозвратно потерян, обратить внимание на столь острую проблему сохранения монументальной живописи кон. XIX — нач. XX в. не только в храме Св. Александра Невского в Болгарии, но и в оставшихся храмах и церквах по всей России.

    Все эти архитектурные сооружения, о которых говорилось выше, были построены на Балканах в память и благодарность за жертвенный подвиг русских воинов, положивших жизни за освобождение братских славянских народов. Ф. М. Достоевский, современник трагических событий Русско-турецкой войны, так оценивает их в своем «Дневнике писателя»: «Но что же такое эта «Славянская идея в высшем смысле ее?» Всем стало ясно, что это такое: это прежде

    Ил. 14. П. Е. Мясоедов. Бог Саваоф. Фреска в куполе. Современный вид и фото 1970-х гг.

    10 Решетникова О. Н. Храм как символ свободы. URL: http://www.liveinternet.ru/users/ad-pilot/page412.html

    всего, то есть прежде всяких толкований исторических, политических и проч., — есть жертва, потребность жертвы даже собою за братьев, и чувство добровольного долга сильнейшему из славянских племен заступиться за слабого, с тем чтоб уравнять его с собою в свободе и политической независимости, тем самым основать впредь великое всеславянское единение во имя Христовой истины, то есть на пользу, любовь и службу всему человечеству, на защиту всех слабых и угнетенных в мире»11.

    К сожалению, сейчас все чаще вследствие конъюнктурных политических интересов из исторической памяти стирают страницы, наглядно показывающие истинную роль России в событиях на Балканском полуострове во 2-й пол. XIX — нач. XX в. Поэтому сохранение мемориальных монументов, этих материальных, выраженных в камне свидетельств русского пребывания на Балканах важно как с позиций осознания художественной ценности самих памятников, так и с позиций восстановления исторической справедливости. Не раз исследователи русско-болгарских отношений отмечали взаимную связь и перекличку в судьбах двух народов: «История духовных связей болгарского и русского народов — уникальный пример многовекового плодотворного взаимообогащения. . Удивительным образом на протяжении веков культурный и политический подъем в одной стране совпадал с утратой независимости и упадком в другой, боль и нужды одного народа вызывали отклик и стремление прийти на помощь у другого»12. Самую суть проблемы выкристаллизовывает Ф. М. Достоевский, рассуждая об этой теме: «Вся земля русская вдруг заговорила и вдруг свое главное слово сказала. Солдат, купец, профессор, старушка божия — все в одно слово. И ни одного звука, заметьте, об захвате, а вот, дескать: «на православное дело». Да и не то что гроши на православное дело, а хоть сейчас сами готовы нести свои головы. И опять-таки, заметьте, что эти два слова «на православное дело» — это чрезвычайно, чрезвычайно важная политическая формула и теперь, и в будущем. Даже можно так сказать, что это формула нашего будущего»13. Эти слова являются актуальными и по сей день, когда отказ от исторической памяти потомков, отсутствие должного уважения и благодарности к героическим подвигам предков делает саму возможность дальнейшего суверенного существования наших государств весьма неочевидной. В связи с этим крайне важно понимать, что только во взаимопомощи и поддержке друг друга заключена единственная «формула» прогрессивного цивилизационного развития братских славянских народов.

    Ключевые слова: русские художники середины XIX — начала XX века, храм Святого Александра Невского в Софии, монументальная религиозная живопись, Русско-турецкая война 1877—1878 гг., утраченные памятники архитектуры, А. Н. Померанцев, В. М. Васнецов, А. А. Киселев, А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, русско-болгарские отношения.

    11 Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 2007. С. 377.

    12 Решетникова О. Н. Указ. соч. С. 5.

    13Достоевский Ф. М. Указ. соч. С. 374.

    St. Alexander Nevsky Cathedral in Sofia, Bulgaria — a monument to Russian military glory. History and contemporaneity

    The key problem of this article is preservation of monumental painting, created by Russian artists of the mid 19th — early 20th century. For many years, researchers didn’t see the artistic value in the paintings of that time and not really tried to preserve it for posterity. Because of this attitude, many monuments in Russia have been lost forever. In this connection we have some interesting examples of religious art, preserved outside of our country. One of these truly unique monument is the St. Alexander Nevsky Cathedral in Sofia, built in honor of the thousands of Russian soldiers who died for the liberation of Bulgaria from Ottoman rule. Fortunately, it does not suffer the fate of those temples that was erected in memory of this event in other Balkan countries, and it survives till nowdays almost in its original form. Here are preserved superior murals and icons by V. M. Vasnetsov, A. A. Kiselev, A. M. Korin, P. E. Myasoedov and other Russian and Bulgarian artists. At the moment, due to lack of proper conditions of preservation and insufficiency of funds frescoes ofSofia’s cathedral threatens destruction, so it is important now is to draw attention to the problem of preserving these monumental religious art that are part of our common cultural heritage.

    Keywords: Russian artists of the mid XIX — early XX century, the St. Alexander Nevsky Cathedral in Sofia, monumental religious paintings, the Russian-Turkish war of 1877—1878, lost monuments, A. N. Pomerantsev, V. M. Vasnetsov, A. A. Kiselev, A. M. Korin, P. E. Myasoedov, Russian-Bulgarian relations.

    1. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 2007. С. 374, 377.

    2. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и Средний периоды. СПб., 2004. С. 178— 179.

    3. Письмо А. М. Корина — дочери Н. А. Кориной. 22 июня 1912 г. Архив семьи художника (публикуется впервые).

    4. Решетникова О. Н. Русский храм в Софии. М., 2019. С. 5, 47.

    5. Решетникова О. Н. Храм как символ свободы. URL: http://www.liveinternet.ru/users/ adpilot/page412.html (дата обращения: 20.12.2019).

    6. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн., 1999. С. 279.

    7. Тошо Пейков. Патриаршеската катедрала «Св. Александър Невски». Строители, при-ложници, художници. София, 2012. С. 146, 147, 151.

    ?Болгарская церковь может лишиться права собственности на Александро-Невский собор в Софии

    Как сообщает официальный сайт Болгарской православной церкви, Верховный административный суд Болгарии принял к рассмотрению иск № 14 123, возбужденный на основе заявления Веселина Станкова и Страхила Керелова, представителей культурно-исторического общества «Будитель», которые подали жалобу на решение № 681 Совета министров Республики Болгария от 2019 г.

    В соответствии с этим постановлением болгарского правительства право собственности на здание кафедрального соборного храма в честь св. Александра Невского в Софии закреплялось за Болгарской православной церковью (Болгарским патриархатом).

    О принятии соответствующего решения было объявлено 1 октября 2019 года, а 3 октября того же года в Патриаршем доме — резиденции Болгарского патриарха — был торжественно подписан договор о передаче права собственности на здание Александро-Невского собора в Софии Болгарской православной церкви.

    8 октября 2019 года в Гранитном зале Совета министров в присутствии представителей Православной церкви и членов болгарского правительства состоялась церемония передачи акта собственности на патриарший собор св. Александра Невского Болгарской церкви.

    Тогда глава кабинета министров Болгарии Георги Близнашки был награжден орденом святых Кирилла и Мефодия Болгарской православной церкви.


    Решение вопроса в Верховном административном суде. Первое заседание

    7 декабря 2019 года состоялось заседание Верховного административного суда по данному вопросу. На заседании присутствовали патриарх Неофит и епархиальные митрополиты.

    По решению Священного синода Болгарской православной церкви, в день судебного разбирательства во всех православных храмах Софии с 09:00 до 09:30 звонили все колокола, а верующих члены болгарского Синода призвали принять участие в общей молитве и «просить Бога о помощи в сохранении патриаршего собора святого Александра Невского в собственности Болгарской православной церкви — Болгарского патриархата».

    Утром 7 декабря перед зданием Верховного административного суда собрались десятки священнослужители и большое количество верующих, которые приняли участие в молебне о сохранении Александро-Невского собора в собственности Болгарской церкви.

    По сообщению болгарского сайта Dnevnik.bg, патриарх Неофит выразил надежду, что суд подтвердит решение, принятое в прошлом году советом министров, и дело будет решено положительно.

    «Таким образом, мы здесь, чтобы просить у тех, кто определяет, чтобы все было честно и хорошо, выполнить то, что уже решил Совет министров», — приводит слова предстоятеля Болгарской православной церкви сайт Болгарского национального телевидения.

    Митрополит Ловчанский Гавриил назвал жалобу общества «Будитель» абсурдной и добавил, что храм не может остаться без духовного руководства. По его словам, по закону и логике собор святого Александра Невского должен оставаться в собственности Болгарской церкви.


    Юридические сложности

    Ситуация, сложившаяся вокруг Александро-Невского собора в Софии, обусловлена тем, что, начиная со строительства и заканчивая сегодняшним днем, отсутствовали документы, закрепляющие право собственности на церковное здание.

    Прежде чем было принято решение о передаче собора Болгарской православной церкви, он был объявлен государственной собственностью. Представители культурно-исторического общества «Будитель» настаивают на том, чтобы за зданием и впредь сохранялся этот статус, мотивируя свои претензии тем, что строительство храма-памятника осуществлялось на государственные средства и личные пожертвования граждан Болгарии.

    По мнению истцов, фактом передачи права собственности на здание собора Церкви болгарское правительство Георги Близнашки превысило свои полномочия.

    На заседании Верховного административного суда один из истцов-представителей общества «Будитель» Веселин Станков заявил, что решение болгарского правительства нарушило административный порядок. По его словам, Народное собрание Болгарии определило, что право собственности на храм является всенародным, а Болгарская православная церковь лишь управляет собором. Он подчеркнул, что правительство Болгарии не может отменить постановление верховного органа государственной власти в стране.

    Мы здесь, чтобы просить у тех, кто определяет, чтобы все было честно и хорошо, выполнить то, что уже решил Совет министров.

    Болгарский патриарх Неофит, заявление перед заседанием Верховного административного суда, 7 декабря 2019 г.

    Во время судебного заседания адвокаты Болгарской патриархии заявили, что жалоба является неприемлемой, потому что в данном деле истец, общество «Будитель» не имеет никакого правового интереса. По их словам, передача права собственности на храм Православной церкви не в коей мере не затрагивает прав заявителей, потому что храм остается доступным для всех, даже тех, кто не исповедует православную веру.

    В свою очередь, адвокат культурно-исторического общества напомнил, что жалоба была подана из-за серьезных нарушений правил Кабинета министров при передаче собственности: не было публичного обсуждения, не были соблюдены и сроки для подачи возражений.

    Заседание завершилось менее чем за час.

    Патриарх Неофит коротко прокомментировал результаты заседания: «Эти судебные решения являются ответственностью наших юристов», — заявил он.

    Александр Станков, председатель общества «Будитель», обратил внимание СМИ на несоответствие проведенной в 2019 году процедуры передачи права собственности общепринятым правилам: «Одна такая процедура длится восемь недель. Это значит, два месяца. Они сделали это за восемь дней», — сказал он.

    Теперь Верховный административный суд в 30-дневный срок должен принять решение о том, примет ли он к рассмотрению жалобу общества «Будитель». Это решение будет приниматься в закрытом режиме. Если будет принято положительно решение, и суд признает правомочность претензий, будет назначено заседание по существу, на котором будет решаться судьба храма-памятника.


    Александро-Невский собор в столице Болгарии. Храм-памятник в честь освобождения Болгарии от турецкого ига

    Храм-памятник в честь святого благоверного князя Александра Невского, кафедральный патриарший собор Болгарской православной церкви, расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского.

    Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого учредительного народного собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым.

    26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.

    Автором первоначального проекта был архитектор Иван Богомолов, однако реализация проекта тормозилась, и к тому времени, когда правительство Болгарии вновь вернулось к вопросу о строительстве храма, Богомолов скончался. Чертежи Богомолова были переданы Александру Померанцеву, который существенно переработал первоначальный проект.

    К строительству приступили лишь в 1904 году. Работами по возведению храма руководил коллектив российских и болгарских архитекторов: А. А. Яковлев, А. Н. Смирнов, П. Момчилов, Ю. Миранов и другие. Храм-памятник был освящен в 1912 году.

    Вскоре после вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия. В журнале «Церковные ведомости» — официальном печатном органе Святейшего правительствующего синода — эта инициатива была названа «великим грехом Болгарии».

    По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос об этом был внесен в Народное собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование.

    12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса.

    В 2019 г., после многих лет переговоров, был предан в собственность Священному синоду БПЦ.

    Предстоятель Болгарской православной церкви обратился с письмом к председателю Народного собрания Болгарии Цецке Цачевой.

    Высота главного купола собора составляет 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв. м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны.

    Опровержение ассоциации «Круг Будитель»

    В последние дни вокруг ситуации с Александро-Невским собором в Софии сложилась настолько напряженная обстановка, что ассоциация «Круг Будитель», название которой в болгарских СМИ часто путали, а организацию смешивали с культурно-историческим обществом «Будитель», выступила с опровержением.

    В нем, в частности, говорится:

    «Ассоциация не подавала жалобу в Верховный административный суд. Ее нельзя путать с культурно-историческим обществом „Будитель” из г. Батак. Ассоциация „Круг Будитель” поддерживает и будет поддерживать Болгарскую православную церковь и другие конфессии, официально зарегистрированные в Болгарии».

    «Ассоциация „Круг Будитель” всегда полагала и полагает, что в Болгарии, прежде всего, должно царить верховенство закона», — подчеркивают составители заявления.

    Храм-Памятник Александра Невского

    Прогуливаясь вместе с детьми по центру Софии, вы просто не сможете пройти мимо Храма-памятника Александра Невского. Это главная достопримечательность и визитная карточка города.

    Монументальное строение было возведено на самом высоком месте города (552 м над уровнем моря) в память о русских солдатах, погибших в боях за освобождение Болгарии от османского ига в 1878–1879 гг.

    Решение возвести собор было принято на первых Народных собраниях в 1882 г., а сам православный храм открыл свои двери прихожанам в 1912 году.

    В 1955 году кафедральный собор официально объявили памятником культуры национального значения. Построен храм был частично на пожертвования всего болгарского народа и на деньги, выделенные из государственной казны.

    Болгарский князь Баттенберг лично пожертвовал 6 000 левов. Кстати, именно по его настоянию кафедральный собор было решено строить в Софии, а не в старой столице Велико-Тырново, как планировалось вначале. Общая сумма строительства, включая внутренние работы, составила 6 миллионов левов.

    Сегодня Храм-памятник Александра Невского в Софии является не просто исторической ценностью, но и символом свободы и независимости. В основание церкви заложили стальной ларец со списком членов правительства и документом, в котором указываются основные мотивы и причины строительства собора.

    Общая площадь храма – 3170 м2, и вмещает он до 5000 человек. Собор является действующим, но поскольку это все-таки историко-архитектурный памятник, у него нет своего прихода. В церкви проводятся общие ежедневные богослужения, службы по большим праздникам и воскресеньям. В храме не проводятся венчания, крестины и другие частные мероприятия.

    Собор Св. Александра Невского представляет собой пятипролетную базилику с двумя часовнями и тремя престолами, в которой гармонично сочетаются традиции русского зодчества, неовизантийский стиль и элементы восточной архитектуры.

    Сами болгары называют архитектурный стиль собора «русским северным ампиром». Основными материалами строительства стали белый камень и серый гранит. Фасады храма украшены карнизами, фризами и колоннами. Крытые галереи окружают его стены с трех сторон.

    Всего в храме 12 колоколов, самый большой из них весит 12 тонн, а самый маленький – 12 кг. Неудивительно, что благовест позолоченных колоколов собора слышен на расстоянии 30 км от Софии.

    Один из них украшен барельефами с изображениями святых, пять – выгравированными рельефными орнаментами, и еще семь – священными надписями.

    Уникальные особенности интерьеров собора

    Архитектурный проект был разработан профессором Академии художеств Санкт-Петербурга Александром Померанцевым. Интересно, что внутри храм кажется еще большим, чем снаружи.

    От красоты и величия внутреннего убранства захватывает дух. Пышные интерьеры дополняются гармонией архитектурных форм. Чем именно выделяется Храм-памятник св. Александра Невского в Софии на фоне многих других образцов церковной архитектуры?

  • Для оформления внутренних помещений собора использовали итальянский мрамор.
  • В облицовке и декоре использовали бразильский оникс, африканский алебастр, малахит и уральские самоцветы.
  • Главные двери являются работой венского мастера Карла Бамберга, они сделаны из славонского дуба и декорированы резьбой в традиционном болгарском стиле.
  • Мозаичные панно с изображениями царя Фердинанда и его жены Элеоноры были изготовлены мастерами Германии и Италии.
  • Огромные люстры (центральная весит 2,5 тонны) в стиле неоампир, выписанные из Мюнхена, заливают пространство мягким и слегка таинственным светом, подчеркивая одухотворенную и благоговейную атмосферу.
  • Купола храма покрыты золотом. Слой позолоты очень тонкий, поэтому время от времени он подвергается реставрации, последняя из которых проводилась в 2011 году.
  • С самым большим размахом украсили царский и архиерейский троны, а также алтарную преграду. Тем не менее самую большую ценность представляют иконы.

    В Соборе святого Александра Невского в Софии собраны настоящие шедевры мировой иконописи. Иконостас собора украшают две работы Васнецова, которого называют «русским Рафаэлем». Икона Божией Матери в ризе из настоящего жемчуга была подарена собору Святейшим Патриархом Алексием I.

    Всего в храме представлено 82 иконы и 270 фресок. Многие древние иконы находятся в крипте – нижней части храма. Там же хранится частица мощей Александра Невского.

    В крипте с 1965 года действует музей античного и средневекового искусства, в котором представлены иконы и фрески IX-XII вв. Экспозиция принадлежит Национальной художественной галерее Болгарии.

    Фотографировать или снимать видео внутри собора запрещено. Красивое панорамное фото можно сделать со стороны бульвара Царя Освободителя – оттуда открывается самый лучший вид.

    Особенно красивые снимки получаются в вечернее время, когда включают подсветку для освещения фасадов храма.

    Смотрите так же:  Бангкок храмы что посмотреть