Храм на шаболовке в москве

Москва. Церковь Троицы Живоначальной на Шаболовке.

Троицкая церковь на Шаболовке

Деревянный храм во имя Троицы Живоначальной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Адриана в селе Шаболово был основан в 1722 г., в связи с увеличением прихожан к храму возводится пристройка, в которой размещают придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. К 1744 г. деревянный храм сильно обветшал. В 1745 году архиепископ Московский и Владимирский Иосиф разрешает разобрать старую деревянную церковь и на ее месте построить более обширную каменную. Снос старого храма и возведение на его месте нового занимает 2 года (1745-1747 гг.).

Освящение каменного храма состоялось 15 февраля 1747 г. Отделка и благоустройство храма продолжались до 1790 г., отделка внутреннего убранства храма завершилось к 1786 г., иконостас окончательно доделали к 1787 г., а стопудовый колокол повесили на колокольне только в 1790 г. К середине XIX века храм вновь оказался мал. В 1827 г. был начал сбор пожертвований на перестройку церкви. По проекту, разработанному архитектором Николаем Ильичем Козловским в 1837 г., было решено разобрать малую колокольню и на ее месте построить два новых придела. Летом 1840 г. построена колокольня и приделы, 1841 г. выполнена внешняя отделка, в 1842 г. внутренняя, окончательно все было завершено к 1843 г. 7 ноября 1843 г. освещение храма произвел Митрополит Московский и Коломенский Филарет. В 1866 г. художники Грибков и Голованов выполнили роспись храма. В 1885 г. начался сбор пожертвований на строительство нового храма. Настоятель Василий Руднев на собственные средства заказал проект храма архитектору Николаю Васильевичу Никитину. 19 мая 1885 г. началось строительство нового храма, которым руководил архитектор Михаил Павлович Иванов. Храм освятил 21 сентября 1896 г. Митрополит Московский и Коломенский Сергий.

В 1930 г. храм закрыт. До уровня первого яруса снесена колокольня, разобран шатер храма. В заднии размешен клуб. Возвращен РПЦ в 1993 г.

Во второй половине XVII века дорога в подмосковное село Шаболово (сегодня это район пересечения Новочерёмушкинской улицы и Нахимовского проспекта) постепенно начинает заселяться. Со временем появляется необходимость в приходской церкви – она строится деревянной в 1698–1699 годах во имя святой Троицы на земле Данилова монастыря. После нескольких пожаров, на средства секретаря Межевой Канцелярии В.П. Булыгина, в 1745–1747 годах было возведено более просторное каменное здание церкви Троицы с приделом Покрова. Следующее расширение пришлось на 1840–1842 годы, когда в соответствии с проектом архитектора Н.И. Козловского появилась широкая трапезная с двумя приделами – Покровским и Никольским – и трёхъярусной колокольней над западным входом. Наконец, в 1885–1895 годах был разобран главный храм XVIII века, на месте которого архитектор Н.В. Никитин построил сохранившуюся до наших дней церковь. Строительными работами руководил архитектор М.П. Иванов.

Трапезная, сооруженная раньше, выглядит строго, с элементами стиля ампир, большими окнами с полукруглыми завершениями и вытянутой колокольней с двумя ярусами звона. Совершенно иначе воспринимается главный Троицкий храм: созданный во время расцвета псевдорусского стиля, он вобрал в себя всю вычурность и красоту этого архитектурного направления. Вернувшись к давно забытому варианту шатровых храмов, архитектор Никитин увенчал основной объём вытянутым шатром, который словно вырастает из нескольких уровней крупных кокошников. Боковые фасады украшены большими окнами с наличниками в формах XVII века и перспективными порталами. Интерьеры церкви вместе с иконостасом были спроектированы Д.Н. Чичаговым – будущим создателем здания Московской Городской думы, одного из наиболее примечательных памятников псевдорусского стиля. Освящённая в 1896 году, церковь вмещала 1000 человек и была одной из крупнейших в округе.

В 1930 году закрытый Троицкий храм власти приговорили к сносу, но эти планы реализовались лишь частично: снесли шатёр и разобрали до первого яруса колокольню – в результате здание превратилось в бесформенный обрубок, в котором узнать его прежнее назначение было затруднительно. Внутри располагались клубы и организации местных заводов и предприятий (например, шпульно-катушечной фабрики). В конце 1992 года храм был вновь освящён усилиями новой общины, но долгое время здание оставалось изуродованным. Лишь в 2000-х годах появилась возможность провести масштабную реставрацию с воссозданием утраченных элементов: церковь вновь получила колокольню и шатёр над основным объёмом, восстановлены утраченные детали фасадов. Коснулись работы и интерьеров: максимально точно были воссозданы иконостасы и убранство. Помимо возрожденных приделов в самом храме, в подклете освящён дополнительный придел во имя Всех Святых. Сегодня мы можем видеть церковь Троицы на Шаболовке такой, какой она была сто лет назад.

Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке

  • 12 января 2019 г. Святыни Москвы. Молитвы ко святым
  • 22 декабря 2019 г. Святыни Москвы. Николо-Угрешский монастырь. Часть 4
  • 15 декабря 2019 г. Святыни Москвы. Николо-Угрешский монастырь. Часть 3
  • 8 декабря 2019 г. Святыни Москвы. Николо-Угрешский монастырь. Часть 2

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Смотрите так же:  Казанский храм петровское

Последние телепередачи

Прогноз погоды. 8 июля 2019

7 июля 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 7 июля

7 июля 2019 г. «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

«Православный на всю голову!». Молитва за никому ненужных

7 июля 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 7 июля

7 июля 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

7 июля. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна

В чем помогает икона Святой Троицы?

— Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

— Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

— Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

Что такое Церковь?

— Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Среди современных зданий, жилых домов и офисных центров этот храм ярко выделяется своей высокой колокольней, вытянутым шатром и богатым убранством фасадов в псевдорусском стиле. Сегодня с трудом верится, что ещё совсем недавно здание имело гораздо менее ухоженный вид.

В 1930 году закрытый Троицкий храм власти приговорили к сносу, но эти планы реализовались лишь частично: снесли шатёр и разобрали до первого яруса колокольню – в результате здание превратилось в бесформенный обрубок, в котором узнать его прежнее назначение было затруднительно. Внутри располагались клубы и организации местных заводов и предприятий (например, шпульно-катушечной фабрики). В конце 1992 года храм был вновь освящён усилиями новой общины, но долгое время здание оставалось изуродованным. Лишь в 2000-х появилась возможность провести масштабную реставрацию с воссозданием утраченных элементов: церковь вновь получила колокольню и шатёр над основным объёмом, восстановлены утраченные детали фасадов. Коснулись работы и интерьеров: максимально точно были воссозданы иконостасы и убранство. Помимо возрожденных приделов в самом храме, в подклете освящён дополнительный придел во имя Всех Святых. Сегодня мы можем видеть церковь Троицы на Шаболовке такой, какой она была сто лет назад.

Народная обсерватория

В 1950-е годы была попытка создать учреждение нового типа, сочетающего функции просвещения и отдыха.

Музей современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю!

Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры.

Одна из основных миссий Музея «Гараж» — показать, что современное искусство — это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое.

Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы.

История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) — памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы — Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2019 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода — весной и осенью — появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной.

Смотрите так же:  Глубинный храм сложный

Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня.

Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция — крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются.

Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству.

Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития.

Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое.

Храм Троицы Живоначальной на Шаболовке

Храм Троицы Живоначальной на Шаболовке относится к тем немногим, о дате постройки которых известно абсолютно точно. Строительство в Шаболовской слободе начато в 1698 г. по благословению Патриарха Адриана, закончено 28 апреля 1699 г. В документах имеются также сведения, что земли (1200 квадратных саженей – около 0,54 га) за Калужскими воротами, на которых построена церковь, находились ранее во владении Данилова монастыря, который отдал их под храм и погост.

Первоначальный храм был невелик и построен из дерева. Уже к 40-м годам XVIII в. храм обветшал, и его было решено возвести заново – в камне. В 1745 г. началось строительство однопрестольной церкви, которым руководил некий Владимир Булыгин, секретарь межевой канцелярии. 15 февраля 1747 г. храм освятили, однако продолжали украшать и благоустраивать.

Приход церкви все увеличивался, и в 1827 г. решено было храм расширить, для чего начали сбор средств. В 1840 г. было получено разрешение на разборку старой звонницы и новое строительство. Летом возвели четырехъярусную колокольню в стиле ампир по проекту известного архитектора Николая Ильича Козловского и начали строительство массивной теплой трапезной с двумя приделами – Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая (Мирликийского Чудотворца). 7 ноября 1843 г. Митрополит Московский Филарет произвел освящение. Художники Голованов и Грибков расписали стены лишь в 1866 г.

Но и этот храм вскоре уже не вмещал всех желающих. И тогда в 1885 г. настоятель церкви Живоначальной Троицы Василий Руднев за собственный счет заказал проект нового храма архитектору Н.В. Никитину, председателю Московского Архитектурного общества, который и составил его в русско-византийском стиле. В тот же год были изысканы средства (часть выделило церковное ведомство, часть – пожертвования прихожан и доброхотов) и начато строительство.

Новый храм сохранял основную часть старой постройки и колокольню, но абсолютно изменял вид церкви. Теперь кубический основной объем имел 3 выступающих апсиды (алтари) и шатровое завершение, очень напоминающее башни Кремля. Интересно, что купол лишь снаружи был восьмигранным, изнутри же он был круглым. Множество кокошников украшали храм, делая его словно утопающим в облаках. Для обогрева использовали самые передовые по тем временам технологии, установив в подвале специальные печи, теплый воздух от которых согревал каменное здание. Интересно были устроены и хоры. Они находились над верхней аркой и освещались двумя окнами. Архитектор М.П. Иванов руководил всеми строительными работами абсолютно бескорыстно.

В 1889 г. в подклете храма был сооружен и освящен еще один придел – в честь Всех Святых. Обновленный храм Троицы Живоначальной на Шаболовке освятил Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский) 21 сентября 1896 г.

Около четырех десятилетий радовал этот храм москвичей. В 1930-е годы его закрыли и пытались приспособить под разные нужды. Шатровое завершение храма и 3 верхних яруса колокольни разобрали, а основное здание церкви внутри перегородили, устроив 2 этажа. Впоследствии внутри размещались клуб «Шпулька» шпульно-катушечной фабрики со сценой в алтаре и актовым залом в центре, а по периметру – всевозможные рабочие помещения.

Смотрите так же:  Храмы горят

В 1993 г. здание храма вернули Русской Православной Церкви. Тогда в нем находились клуб любителей творчества Высоцкого, книжная лавка, торговавшая эзотерической литературой, и даже некая рок-группа и цирковая труппа арендовали здесь помещения. Все они покинули здание примерно через год.

Реставрационные работы вернули столице и эту жемчужину русского зодчества. Нашлись бескорыстные помощники, среди них – и резчики по дереву, которые абсолютно бесплатно выполняли работы, помогая украшать иконостас храма, сохранивший старую форму (по фото), но включающий в себя иконы и новопрославленных святых. Сегодня при церкви действует Воскресно-певческая школа, принимающая всех желающих «с 7 лет до 70», как сказал один из священников. Говорят, есть в храме и мироточивая икона царя-мученика Николая II.

История северо западной части района уходит своими корнями в глубокую старину. Донская улица, как и Шаболовка, начиналась от Калужской заставы. Обе улицы известны с 16 века и имеют богатую историю. Шаболовка получила свое название от подмосковного села Шаболово. По названию села именовалась и Шаболовская слобода, находившаяся к северо-востоку от Донского монастыря. К западу, параллельно Донской улице проходили Малая и Большая (совр.назв. — Ленинский пр.) Калужские улицы. С запада на восток Большую, Малую Калужские, Донскую улицу с Шаболовкой связывала Выставочная улица (Ак. Петровского — совр.).

Главное украшение — Храм Положения Ризы Господней (Донская ул., 20). В XVIII веке местность вокруг храма была малонаселенной, приход — сравнительно небольшим. В 1722 году в нем значилось 130 домов. Среди прихожан преобладали простолюдины — жители московского предместья: ремесленники, мелкие торговцы, огородники. К концу столетия здесь, на южной окраине древней столицы, возникают роскошные усадьбы аристократов: Орловых (Нескучный сад) и Голицыных (ныне — 1-я Градская больница).

Прихожанином Ризоположенской церкви считался один из самых ярких и одаренных людей екатерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1807) — государственный деятель, дипломат и полководец. Алексей Григорьевич — брат Григория Орлова (фаворита Екатерины II) и один из пяти братьев Орловых, принимавших участие в дворцовом перевороте 1762 года (отрешение от власти Петра III), командовал русской эскадрой в Средиземном море (за победы у Наварина и Чесмы в 1774 году получил титул Чесменского). В 1775 году отошел от дел и поселился в Москве.

Устроив великолепную усадьбу на берегу Москвы-реки, он удивлял москвичей праздниками, шумными гуляньями и театральными постановками. Прекрасный знаток коневодства и любитель лошадей, он вывел всемирно известную породу орловских рысаков и на Донском поле (план вначале статьи) устроил первые в Москве конные бега. (Может быть поэтому ул. Ак.Петровская называлась Выставочной — выводили на показ лошадей? — адм.).

Скончался опальный граф в Москве и был отпет в храме Положения Ризы Господней, в числе прихожан которого состояла и его единственная дочь — наследница громадного состояния графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785 — 1854). Отвергнув самых блистательных женихов, графиня посвятила себя делам благотворительности, истратив на них значительную часть своих поистине несметных богатств.

В древности район за Калужской заставой и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошенными «гостями», пытавшимися овладеть Первопрестольной.

В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоящего ордам Крымского хана Казы-Гирея. В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского.

Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие — наполеоновское. Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала. Из сорока шести дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь. Но сам храм был осквернен неприятелем. Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимыми. После ухода французов из Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновилась служба.

В XIX веке на местности, прилегающей к храму, возникло несколько довольно крупных промышленных предприятий. В 1856 — 1857 годах был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»).

В бывших усадьбах знати разместились больницы (Голицынская и 1-я Градская). В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Федоровны и назвал его Александринским (ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук). Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры считалась приписанной к храму Ризоположения, так же как и домовая церковь при Марие-Максимилиановском приюте, освященная в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (здание приюта не сохранилось).

Источник: Храм Положения Ризы Господней на Донской улице в Москве. К трехсотлетию основания. Православный приход храма Положения Ризы Господней. Издательство «Отчий дом». Москве, 2001 г.

Related Post

Храм софия в турции

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527

Храм царского села

Феодоровский Государев собор Православная местная религиозная организация Приход Феодоровского Государева собора в Царском Селе Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) История строительства Феодоровского Государева собора в Царском Селе Царское

Нижегородском храм в честь иконы божией матери скоропослушница

Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Престол В честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (22 ноября). История Один из вновь построенных нижегородских храмов. Приход был образован в 2004 году. 19