Меню

Храм на ополчения

ХРАМ ВМЧ.ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА НА ЖИВОПИСНОЙ

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

Рождество честно?го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1.

Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33. Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80.

На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е?же от непло?дове преславное рождество твое».

в летнее время кружок не работает

По вопросам связанным с крещением, венчанием, освящением квартир, машин, отпеванием, причащением на дому и соборованием — пожалуйста, обращайтесь к отцу Михаилу Неверову по тел.+7-906-074-40-08

Наша страница в facebook

Храм великомученика Георгия Победоносца на Живописной

(на территории учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г.Москвы; в Храм — отдельный вход c ул.Живописная)

Адрес: 123098, г.Москва, ул. Живописная, 28
(пересечение ул.Живописная и ул.Берзарина)
Cлужащий священник (и требы): протоиерей Михаил Неверов
Тел: +7 (906) 074-40-08
Телефон дежурного храма: +7 (909) 979 99 68
Настоятель: иерей Игорь Константинов
Тел: +7 (967) 243-28-84
Проезд: от ст. метро «Щукинская», трам. 28, 31 — до ост. «Бассейн Октябрь», пешком назад 200м;
или: от ст. метро «Октябрьское поле», авт.253 — до ост. «Живописная/ул. Берзарина»
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00 (cм.расписание богослужений)

Официальные группы:
Вконтакте: vk.com/georgeoflydda
Facebook: fb.com/zhivopisnaya.cerkov.ru

Престолы: вмч. Георгия Победоносца, освящен великим архиерейским чином 06 мая 2008г архиепископом Арсением (Епифановым) (фотографии с освящения)

История: построен на территории учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям г.Москвы. Решение о постройке принято руководством в 1999 году. В том же году получено благословение и начато строительство. Завершено строительство в 2007 году, а 06 мая 2008 года совершено освящение архиепископом Арсением, викарием Московского Патриарха.

Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения — 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими.

С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.

Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.

В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.

Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки при входе в построенную ими центральную часть храма установлены памятные мраморные доски.

В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.

По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.

Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.

Чтимые святыни храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.

Большое количество частиц мощей святых угодников Божьих находится в трех мощевиках, расположенных в центральной части храма и в правом приделе. В специальном ковчеге хранится частица честного пояса Пресвятой Богородицы.

Богослужения в храме проводятся ежедневно: в будни часы и Божественная литургия начинаются в 7.40, вечерняя служба — в 17.00; в воскресные и праздничные дни — две литургии, в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом (на Саровско-Дивеевский распев) преподобному Серафиму Саровскому, в среду — вечерня с акафистом пророку Божию Илии, в пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Храм открыт ежедневно с 07.00 до 23.00.

История создания храма

Казанский собор на Красной площади — э тот великолепный храм — был построен в 1620-х годах на средства возглавившего ополчение русского воинства против польско-литовских интервентов князя Дмитрия Михайловича Пожарского и бывших ополченцев в память о победе над поляками в Московской битве в 1612 году. Храм нарекли Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери — главной войсковой святыни Второго народного ополчения, которая была принесена в собор лично князем Пожарским из Введенской церкви на Лубянке.

Первоначально храм был деревянным с двумя приделами. Верх собора перекрывала пятиярусная пирамида кокошников, что создавало необыкновенно нарядный и торжественный вид. В октябре 1625 года собор был освящен патриархом Филаретом.

Однако в 1630 году сильнейший пожар сильно повредил храм, и он был перестроен по образцу Малого собора Донского монастыря мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым). Строительство осуществлялось на средства государя Михаила Федоровича. Каменный храм был освящен патриархом Иоасафом 15 октября 1636 года и с этого времени стал важнейшим среди Московских церквей, поскольку его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве.

Смотрите так же:  На какой улице храм матроны

Новое сооружение поражало своей архитектурой, иногда называемой «огненной» за счет большого количества кокошников, напоминавших языки пламени, и невероятной гаммой цветов. Каждый цвет и материал символизировал что-то свое, уникальное. Традиция эта пришла из Византии. Золото символизировало Божественное сияние, красные и охристые цвета — огонь и кровь. Всё это напоминало не только о тяжелых и кровавых битвах Второго народного ополчения, но и о каре Божией и очищении человеческой души, а также о том, что когда-то Иисус Христос Своей святой кровью искупил грехи всего человечества.

В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

Многие известные деятели церкви и государства бывали и служили в Казанском соборе. В 1636 году здесь на освящении присутствовал вместе с патриархом Иоасафом первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович. Здесь служили не принявшие реформу патриарха Никона протопоп Аввакум (Петров) и его сподвижник протопоп Иоанн (Неронов). Кстати, здесь же в храме они были арестованы и отправлены в ссылку.
За ветхостью в 1801 году собор был перестроен в стиле классицизма. Была сломана прежняя шатровая колокольня и к 1805 году выстроена новая двухъярусная. В 1812 году здесь, перед Казанской иконой Божией Матери, присутствовал на молебне о спасении Российской империи полководец М.И. Кутузов. Французское нашествие не пощадило храм. Он был осквернен и ограблен.

Послевоенная реконструкция окончательно изменила первоначальный вид храма. В 1849 году внутри собора был установлен новый иконостас, в 1865 году надстроен третий ярус колокольни, а в 1873 году сделана новая роспись стен. Однако, современники в один голос утверждали, что перестройка сильно повредила храму, лишив его своей оригинальности. Он из уникального архитектурного сооружения превратился в типичный провинциальный храм. В таком виде он и просуществовал вплоть до грозных революционных событий.

Именно с амвона Казанского собора 8 (21) июля 1918 года, во время службы, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле императора Николая II и его семьи. В сентябре того же года произошло самое драматичное событие в истории храма — была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Божией Матери, почитавшийся верующими как чудотворный.

В 1925 году под руководством архитектора Петра Барановского на средства прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, открыты его знаменитые кокошники.

Но смутное время ХХ века не пощадило Казанский собор. В 1929 году новая власть приняла решение снести храм, как мешающий проведению массовых мероприятий на Красной площади. Благодаря самоотверженности Петра Барановского, который вместе со своими учениками произвел необходимые замеры и фотофиксацию собора, сохранились подробные сведения об его архитектурном облике. Вскоре Казанский собор закрыли. Сначала там находилась столовая, потом склад, а летом 1936 года здание собора снесли.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, затем открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроен общественный туалет(. ).

Но Бог поругаем не бывает! В 1990-1993 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры храм был восстановлен в своих первоначальных формах. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Храм Воскресения Христова в посёлке Толстопальцево

Социальная деятель­ность осуществляется в виде помощи преста­релым прихожанам, помощи больным престарелым.

Работа с молодежью является важнейшим направлением жизни Церкви и ее миссии в мире. Сегодняшняя молодежь.

Воскресная школа – православное воспитание детей на приходе. Методическая служба – помощь учителям и родителям.

Катехизация и миссионерство

Пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия.

Молодежный поход по пути народного ополчения 1612 года

25 июня 2012 года в Москве, у вечного огня на Поклонной горе, стартовал международный молодежный поход «Дорогами мужества и стойкости».

Участники похода — студенты вузов России, Украины и других стран СНГ — пройдут по пути народного ополчения 1612 года, посетив Владимир, Нижний Новгород, Балахну, Юрьевец, Кинешму, Кострому, Иваново и Ярославль, чтобы затем возвратиться в Москву. Поход организован рядом общественных организаций.

Перед началом похода к его участникам обратился председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Выступавший напомнил об истории преодоления Смуты, отметив, что в это время наш народ справился с разобщенностью, враждой и другими тяжкими грехами, победил интервентов и предателей и тем самым показал свою способность даже в самые тяжкие времена возрождаться и достигать невиданного прежде исторического успеха.

«Об этом, — сказал отец Всеволод, — свидетельствует Поклонная гора, место, где мы чествуем героев Великой Отечественной войны и где, надеюсь, будет стоять памятник воинам Первой мировой. Об этом говорит расположенная неподалеку Триумфальная арка, символ победы в Отечественной войне 1812 года. Об этом напоминает памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, где закончится ваш поход. Об этом повествует вся наша история. Она — не только прошлое, но и настоящее, и будущее. Пусть же всегда, даже в самое трудное время, наш народ будет способен возрождаться, обновляться и побеждать».

Затем ответственные за молодежную работу в Западном викариатстве священники Димитрий Кузьмичев и Дионисий Лукин освятили копию знамени Пожарского с ликом Спасителя и списки Казанской иконы Божией Матери, с которыми участники похода отправились в путь.

По материалам/Патриархия.ru



Храм в честь великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

АДРЕС: ул. Берзарина, вл. 15, корп. 1 (напротив)

Автор идеи и архитектор храма: Ольга Анатольевна Баранникова

Проектировщик и по храму, и по приходскому дому: ООО «Инвест Проект Групп»

Благотворитель: ПАО «ГМК «Норильский никель»

Первый сайт прихода (посвящен временному храму в честь великомученика Феодора Тирона): www.hram-horoshevo.ru

Строительство комплекса курирует лично епископ Парамон, он регулярно проводит совещания на объекте со всеми подрядными организациями: проектировщиками и строителями.

Июнь 2019 года: ведется устранение замечаний Мосгосстройнадзора и инспекции пожарного надзора. В приходском доме до 30 июня подрядчики должны полностью выполнить отделку подвальной части. Благоустройство территории обещают закончить к 10 июля.

Май 2019 года: храм и приходской дом построены. Основные отделочные работы завершены.

На Пасху 2019 года было совершено первое богослужение.

Январь 2019 года : храм и приходской дом построены. По храму необходимо выполнить ряд работ: на крыше — смонтировать конструкции ограждения, возле главного входа — подъемник для маломобильных групп граждан, закончить изоляцию коробов вентиляции и дымоудаления.

Октябрь 2019 года: отделка храма выполнена и внутри, и снаружи. В верхнем приделе установлен иконостас. Иконы для иконостаса были заказаны на пожертвования, собранные прихожанами.

Смотрите так же:  Храм новомученников и исповедников российских

В приходском доме отделочные работы также близятся к благому завершению. На данный момент производится наладка пожарной сигнализации. Благоустройство прихрамовой территории производится силами префектуры.

Сентябрь 2019 года: установлены оконечные устройства внутренней системы водоснабжения, внутренней системы электроснабжения и противопожарных систем. До конца октября подрядчик обещает завершить отделочные работы по главному входу в храм. А также полностью выполнить работы по прокладке внутриплощадочной теплосети.

Август 2019 года: верхний храм полностью готов к великому освящению: выложены мраморные полы, стены окрашены под будущую роспись, установлен каменный иконостас, по стенам развешены и расставлены иконы. Подвешено паникадило и смонтированы светильники. На входах установлены красивые дубовые двери.

В нижнем храме смонтирована вентиляция, продолжаются работы по внутренней отделке.

Фасады храма окрашены, завершаются работы по отделке цоколя. Кроме того, начаты отделочные работы на главном входе.

Отделка фасадов на колокольне закончена. Колокола подняты, установлено ограждение звонницы.

В приходском доме выполняется бетонирование входных групп и монтаж инженерных систем. Смонтирован ЦТП.

Сданы внутриплощадочные сети водопровода, канализации и электроснабжения. Ведется прокладка внутриплощадочной теплосети.

Июль 2019 года: храм и приходской дом построены. На храме завершаются работы по кровле, по облицовке цоколя, а также по отделке фасадов звонницы. Монтируются вентиляционные системы.

Выполнены работы по устройству бетонного основания лестницы главного входа. Позднее вся лестница, в том числе и ступени, будут отделаны гранитом.

В верхнем храме уложены полы каменные, в цокольном этаже – из керамической плитки. Начато устройство подвесных потолков в цоколе. В верхнем храме смонтировано тело резного каменного иконостаса. Иконы написаны. В ближайшее время они займут свое место в иконостасе.

На храме и приходской доме необходимо еще смонтировать систему водоотвода с кровли (водосточные сливные трубы). На приходском доме также осталась подшивка карнизов. Штукатурные работы в помещениях дома окончены. Все готово для чистовой отделки.

На территории комплекса идет прокладка внутриплощадочных инженерных сетей.

На май 2019 года : стены возведены, кровля смонтирована, главный купол с крестом установлен, все окна поставлены. Идет подготовка к монтажу шатра колокольни. Шатер уже собран, его монтировали на площадке рядом с храмом. Теперь с помощью специального 200-тонного крана шатер должен быть поднят на проектную высоту.

Внутри храм оштукатурен, подготовлен к финишной побелке. Ведется кладка каменного напольного покрытия.

Приходской дом построен. Фасады покрашены. Черновая отделка внутренних помещений закончена. Все сети подведены. Осталось выполнить врезки на некоторых участках.

По состоянию на март 2019 года на территории комплекса возведен приходской дом, в нем продолжаются внутренние отделочные работы.

13 января 2019 года на храм был установлен главный купол и крест.

Более трех лет назад, 1 ноября 2019 года, был залит первый слой фундамента будущей каменной церкви на 500 прихожан.

Сразу три новых храма в Северо-Западном округе увенчались в эту субботу святыми крестами

В Северо-Западном округе столицы строятся 8 храмов! Итоги объезда

Временную церковь на улице Берзарина, 15, построил сам настоятель вместе с пятью помощниками. 6 января при большом стечении народа священник Димитрий Крутов торжественно освятил малый храм в честь великомученика Феодора Тирона.

— 23 декабря 2011 Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви и Департаментом имущества города Москвы заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером 77:08:0010003:1007 (г. Москва, ул. Берзарина, вл. 15, корп. 1 (напротив) в целях строительства храмового комплекса;

— 4 октября 2012 года состоялась встреча инициативной группы, на которой обсуждалась возможность возведения временного храма до начала строительства основного храма вмч. Димитрия Солунского. Обсуждалось два проекта строительства временного храма: проект в стиле греческой базилики (предложен иереем Дмитрием Крутовым) и проект в древнерусском стиле с главным четвериком и трапезной частью (предложен Алемаскиными А.М. и Н.М.). После бурной дискуссии был выбран проект храма в древнерусском стиле.

— 7 октября 2012 года – первый молебен на месте возведения временного храма. Из-за неправильной договоренности о месте встречи участников молебна о. Дмитрий Крутов совершил молебен один без молящихся. В последствии молебны совершались каждое воскресение в 13.30 до первой службы во вновь устроенном храме;

— 18 октября2012 года – совершение молебна на начало строительства временного храма. Фактическое начало строительных работ;

— 16 ноября 2012 года – установка купола и креста над главным четвериком временного храма;

— 27 декабря 2012 года – первое общее внехрамовое мероприятие общины строящегося храма во имя вмч. Димитрия Солунского (посещение выставки Преодоление в Музее современной истории России);

— 6 января 2013 года – освещение временного храма во имя вмч. Феодора Тирона. Первая Литургия во вновь устроенном храме в Рождественский сочельник.

— 11 января 2013 года – Патриархом Московским и всея Руси Кириллом учреждено Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы Русской Православной Церкви;

— 30 января 2013 года – настоятелем строящегося храма вмч. Димитрия Солунского (Патриаршьего подворья в Хорошеве г. Москвы) назначен иерей Димитрий Крутов;

— 10 февраля 2013 года – во временном храме совершено первое крещение младенца Варвары;

— 17 февраля 2013 года – начало работы Воскресной школы при храме вмч. Феодора Тирона. До начала занятий с желающими посещать Воскресную школу проводились собеседования. Проведено 36 собеседований.

— 24 февраля 2013 года – во временном храме совершено первое венчание Сергея и Юлии;

— 10 марта 2013 года – общиной строящегося храма вмч. Димитрия Солунского совершена первая общеприходская паломническая поездка в Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Рязанской области. В поездке приняло участие 97 человек;

— 06 апреля 2013 года архиепископ Егорьевский Марк совершил Божественную Литургию. Впервые в нашем храме была совершена архиерейская служба .

Святой великомученик Димитрий Солунский

День памяти: 26 октября

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках.

Святой великомученик Димитрий Солунский родился в семье римского проконсула в Фессалониках. Отец и мать святого Димитрия, будучи тайными христианами, крестили мальчика в домовой церкви и воспитали в христианской вере.

Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в образованности и военно-административных способностях молодого человека, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства.

Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров не последнее место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития Метафраст говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и что он многих римских подданных уже обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, правитель решил провести армию через Фессалоники. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Смотрите так же:  Метро новокузнецкая храм

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, где к святому сошел Ангел, утешая и укрепляя в подвиге.

Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач, германец по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша по имени Нестор пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению и молитвами святого угодника Нестор одолел свирепого германца. Разгневанный правитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года узник был казнен.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой подвижника была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого. С VII века при раке великомученика Димитрия начали совершаться чудесные истечения благовонного мира, в связи с чем святой получает церковное именование Мироточивый.

Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

Почитание в России

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир.

Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, собор был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает князя как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли — преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его»,- свидетельствует названное «Слово».

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Велика обрете в бедах /
тя поборни ка вселенная, страстотерпче, /
языки по беждающа. /
Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, /
и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, /
тако, святе Димитрие, /
Христу Богу молися /
даровати нам велию милость.