Меню

Храм архангела михаила алупка

Алупка. Церковь Михаила Архангела.

К концу XIX века население Алупки сильно возросло, а храм, построенный в 1820 году на средства графа Воронцова, был разрушен оползнем. Инженер-гидростроитель Я.П. Семёнов и архитектор О. Э. Вегенер приняли решение о возведение храма в центре Алупки, рядом со старым кладбищем. 2 октября 1902 года утвердили проект, разработанный Хрисанфом Васильевым, и начали сбор средств. Основным капиталом стали 45 тысяч рублей, которые завещала Софья Вялых-Флегонтова. 26 октября 1903 года состоялась торжественная закладка, но строительство, из-за нехватки денег, шло с перерывами. Пришлось даже рассылать письма к богатым людям с просьбой о пожертвовании. Многие известные и состоятельные люди в Крыму с готовностью откликались на просьбу о помощи, среди них Воронцовы-Дашковы, Мальцовы, Милютины. Государь Император выделил 2800 рублей на изготовление золочёных купольных крестов. Из-за недостатка средств вместо колокольни соорудили деревянную звонницу на семь колоколов. 8 ноября 1908 года в день Архистратига Михаила храм был освящён.

Крестообразный храм построили в русском стиле. Пять глав гордо вознеслись к небу. Для возведения и отделки стен использовали гаспринский и инкерманский известняк. Внутри храм украшали росписи, с потолка свисала огромная люстра, изготовленная ялтинскими мастерами. Иконостас выполнили в Петербурге в мастерской художника В. С. Лапина.

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение, вследствие которого храм получил серьёзные повреждения. В октябре 1927 года церковь закрыли. В 1932 году храм решили разобрать, с куполов сняли кресты, но само здание всё же сохранили, устроив здесь складское помещение.

В 1990 году храм святого Архистратига Михаила вновь был передан Православной Церкви, начались восстановительные работы, через год была проведена первая служба. Правый придел освятили в честь святого Николая Чудотворца.

Первый православный храм в Алупке был построен и освящен еще в 1838 г. стараниями М.С. Воронцова. Архитектор Ф. Эльсон избрал для православной церкви исключительно оригинальные формы древнегреческого храма — периптера, окруженного колоннадой дорийского ордера. Интерьеры были под стать внешним формам, чего только стоил гладкий трехметровый крест на подиуме в алтарной части. В 1908 г. пришедшую в ветхость постройку разобрали и на ее месте воздвигли нынешний храм Святого Ахистратига Михаила, сооружение в архитектурном плане вполне традиционное, увенчанное двумя рядами кокошников и шатром с луковичным куполом, окруженным плотной группой из четырех меньших главок.

В 1927 г. в Крыму произошло сильное землетрясение, вследствие которого храм получил серьёзные повреждения. В октябре 1927 г. церковь закрыли. В 1932 г. храм решили разобрать, с куполов сняли кресты, но само здание всё же сохранили, устроив здесь складское помещение. В 1990 г. храм святого Архистратига Михаила вновь был передан Православной Церкви, начались восстановительные работы, через год была проведена первая служба.

В оформлении фасадов использованы элементы официального русско-византийского стиля. Всё выполнено из местного материала и в крымских строительных традициях. Сейчас храм реставрируется.

Одним из самых ярких архитектурных памятников Южнобережья Крыма является храм Архангела Михаила в Алупке. Своеобразное местоположение, выразительный силуэт, архитектурные особенности делали его заметным ориентиром в формировании пространственной среды города. Его история неразрывно связана с самой Алупкой.

Первый храм Архангела Михаила в г. Алупке (1839-1896) построен на средства М. С. Воронцова для служащих его имения. Его архитектором был Филипп Фёдорович Эльсон (1793-1867) — российский архитектор, имевший английские этнические корни; образование получил в Санкт-Петербургской императорской академии художеств, которую закончил с отличием. В Крыму он создал великолепные архитектурные произведения в стилистиках классицизма и романтизма. Храм был освящён только 31 августа 1841 г. во имя св. Архистратига Божия Михаила. Одноэтажное каменное здание храма по периметру окружали колонны. С восточной и западной сторон их было 6, с северной и южной – по 9. Своей архитектурой храм напоминал греческий храм Тезея. Иконостас одноярусный. Храм не отапливался, с полом из мраморных плит, без росписей, украшенный иконами; утварью и книгами был снабжён достаточно. Отвода земли при церкви не было. Рядом с храмом на двух деревянных столпах находилась колокольня. Храм мог принять 200 прихожан одновременно. Обслуживал район от Алупки до Мшатки (ныне с. Береговое), протяжённостью 30 вёрст (около 32 км). По штату в храме было положено иметь 1 священника и 1 дьячка. Священник располагался в господском каменном доме, а дьячок – в деревянном. Жалование священнику от помещика в год серебром 228 руб. 54 коп. и дьячку — 85 руб. 71 коп., от казны серебром священнику – 70 руб. 56 коп., дьячку — 23 руб. 52 коп.

Из-за обилия грунтовых подземных вод в данной местности пришел в действие так называемый Михайловский оползень, который дал уклон храму. В конце 1895 – начале 1896 гг. на южном берегу Крыма шли сильные дожди, которые привели к подмыву основания храма. Он стал постепенно клониться к югу. Наклон стен храма производил на молящихся ужасающее впечатление. Подвижки усилились. Настоятель обратился за помощью к управляющему Алупкинского имения Кларку, а тот в свою очередь к архитектору Шрейберу, который вёл наблюдение за состоянием храма и, возможно, создал проект нового деревянного храма. Храм решено было закрыть и разобрать. Впоследствии строительный материал был использован для строительства нового храма. Временно для нужд населения спешно был построен молитвенный деревянный дом с одним престолом в честь Архангела Михаила и деревянной колокольней рядом. Церковь барачной системы, с 16 марта 1896 г. в ней стало совершаться богослужение. Временная деревянная церковь, крайне невзрачного вида, вызывала мысль о необходимости построения нового благолепного храма и располагала к сему сердца христолюбивых благотворителей, которыми никогда не оскудевала святая Русь, да и роскошная мечеть с позолоченным минаретом, построенная Воронцовым вместо ветхой, стоявшей на выкупленных им землях, принималась с моря за православные кресты.

Деревянный храм, рассчитанный на 200 человек, не вмещал всех желающих. Православные написали в 1899 г. письмо к епископу Таврическому и Симферопольскому Николаю о необходимости создания нового храма в Алупке взамен разрушенного оползнем. После рассмотрения обращения Духовная консистория разрешила строительство храма. Первым председателем церковно-строительного комитета по строительству нового храма в Алупке стал действительный статский советник, профессор Московского университета Александр Алексеевич Бобров (1850-1904). Для строительства храма в общей сложности в различных банках и казначействах на сооружение насчитывалось свыше 60 тысяч рублей. Наиболее деятельными сотрудниками комитета были настоятель Владимир Троепольский и бывший казначей комитета В.И. Сенцов. За время деятельности сего комитета – до 1904 г. было собрано пожертвований 35000 руб. Наиболее значительные пожертвования поступили: от графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой – 5000 руб. (обещанные высочайшим утверждённым опекунским управлением над имением графа Шувалова, до вступления графини Елизаветы Андреевны во владение Алупкинским имением по правам наследства); от Л.В. Дроздовой – 5000 руб.; от А.А. Боброва – 2000 рублей (из них 1000 р. – на дом для священника); от П.Л. Голицына — 2000 (из коих 1000 руб. также на дом священника).

5 января 1901 года строительная комиссия и духовная консистория, после рассмотрения доводов, дали разрешение на строительство. Имеется указ Духовной консистории на строительство храма от этого числа. 25 июля 1901 г. комитет отправил письмо епископу Таврическому и Симферопольскому Николаю о выборе места для строительства храма в районе церковно-приходской школы. 29 августа 1900 г. архитекторы Шаповалов и Краснов направили в строительную комиссию соглашение на создание эскизов для строительства храма и просьбу утвердить их у Епархиального начальства. В отзыве они отметили: «Место вполне удовлетворяет своему назначению. Подъезд к церкви может быть сделан с площадки, где ныне находятся развалины старого храма. И кроме того вторая дорога около школы. Относительно желания прихожан проектировать храм с колокольней мы пришли к заключению, что колокольню с куполом строить на месте вблизи оврага с водоносными глинами положительно рекомендовать нельзя по причине громадной стоимости этого сооружения и технических трудностей. При крымской природе более лучше будет сделать выше самый храм, заменив колокольню звонницей». Но для строительства нужно вырыть большую площадку, на которую деньги даёт Ольга Николаевна Смурова в размере 8000 р. Смету и план составили архитекторы Н.П. Краснов и Л.Н Шаповалов. О.Н. Смурова дала 23 июля 1901 г. письменное свидетельство о том, что она даёт 8000 рублей на земельные работы по устройству площадки под храм и создания подпорной стены над школой. 28 апреля 1902 г. консистория за № 46 предложила начать земляные работы по строительству храма с резолюцией его Преосвященства «Бог благословит!». Единственным затруднением к устроению там церкви остаётся нежелание управления майоратным имением уступить это место под церковь». И вот теперь, наконец, разрешение было получено.

18 октября 1902 г. архипастырь постановил утверждённый Строительным Отделением Таврической губернии правления проект по постройки церкви в Алупке. Было предложено Ялтинскому благочинному протоиерею Василию Попову освидетельствовать и освятить место для постройки храма, а также проводить наблюдение вместе с комитетом за его строительством. В том же году архитектор Хрисанф Константинович Васильев создал проект храма в русском стиле XVI столетия и произвёл расчёт нагрузки храма на местность. 2 октября 1902 г. проект был утвержден. В пояснительной записке к проекту каменной церкви в Алупке Васильев отмечал, что место по качеству грунта одно из удачных и надёжных для этого сооружения. При снятии косогора оказалось, что грунт всюду плотный, глинисто-шиферный, с большими монолитными скалами, залегающими на значительную глубину материка. Но из-за разных почв фундамент церкви следует исполнить из бетона толщиной в 1 аршин. Весь фундамент будет сложен из бутового камня на цементном растворе, а под пилоны из гранита горизонтальной кладки, стены церкви будут выложены из местного гаспринского камня на феодосийской гидравлической извести. В низких стенах (над перемычками) и высоких, в центральной купольной части будут в три яруса уложены железные связи, своды и арки будут бетонные устойчивость сводов и опорных частей церкви вычислена в прилагаемом расчёте.

17 декабря 1903 г. резолюцией Преосвященнейшего Николая был утвержден новый состав церковно-строительного комитета. В него вошли: Тайный советник Дмитрий Поливанов, генерал-майор Александр Лемпицкий, генерал-лейтенант Иван Мальцев, Павел Воскресенский, доктор Виктор Овсянников, доктор Виктор Иванов, Борис Телепчи. Казначей комитета — Василий Сенцов. 26 октября 1903 г., в день памяти Св. вмч. Димитрия Солунского, при большом стечении народа была совершена торжественная закладка храма и он начал строиться уже под наблюдением архитектора Оскара Эмильевича Вегенера, который занял место Васильева, отказавшегося строить храм дальше. За время строительства храма сменилось три церковно-строительных комитета. Заканчивал строительство храма действительный статский советник Поливанов Дмитрий Андреевич, который участвовал в строительстве храма Св. Пантелеимона в санатории им. А.А. Боброва.

19 ноября 1903 г. профессор Бобров внезапно подает заявление об увольнении от должности председателя комитета. Через год он умирает. Он был похоронен у восточного придела храма-часовни Всех Святых на алупкинском кладбище. 20 ноября 1903 г. новым председателем комитета назначается протоиерей Василий Попов. 2 февраля 1904 г. ялтинский мещанин Василий Меценов был освобожден от должности церковного старосты, которую он до настоящего времени занимал, согласно поданному прошению. 16 апреля 1904 г. на должность церковного старосты был утвержден мещанин Василий Сенцов. С октября 1904 г. каменные работы по храму выполнял подрядчик К.Х. Попандопуло, живущий в собственном доме в Ялте. Он сетовал, что камень поставляют некондиционный и необходимо его приводить в надлежащий вид, а это требует дополнительных затрат и времени. Он же производил выемку грунта под дренаж под храм. В 1905 г. работы на некоторое время приостановились за отсутствием средств. 25 февраля 1906 г. комитет решил достраивать храм не из керченского, а из инкерманского камня. Мастер кровельных работ Яков Иванович Штейн покрытие железом главного купола выполнял по рисункам архитектора Вегенера шашкою. Покраску купола суриком и ретуширование выполнял за свой счёт. 28 октября 1905 г. протоирей Василий Попов освобождается от обязанностей председателя церковно-строительного комитета. 16 мая 1907 г. комитет решал вопрос о передаче дел от подрядчика Константина Харлампиевича Попандопуло, в связи с его болезненным состоянием, к Попандопуло Ивану Кариаковичу, ялтинскому мещанину и турецко-подданному Георгию Харлампиевичу Попандопуло. После обсуждения комитет согласился утвердить новых подрядчиков.

Смотрите так же:  Храм тюмени целительницы

28 мая 1907 г. Консистория утвердила новых подрядчиков, о чём сообщил благочинный протоирей А. Терновский. 3 октября 1907 г. состоялось заседание комитета, на котором решилось, что в 1907 г. будут производиться большие работы по устройству желобков для стока из бетона, дверей, окон, отделочных работ, на которые предполагается получить 25-27 тыс. руб. от ее сиятельства графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой через главноуправляющего имениями ее сиятельства Иосифа Самуиловича Кричинского. Эти деньги определены по сметам, оставленным протоиереем Царенко и некоторыми членами комитета. О покрытии главного купола железом комитет решил просить архитектора Вегенера найти кровельщиков или заключить новый договор за счёт комитета с теми, которых предложил подрядчик Попандопуло. Также необходимо выровнять площадку вокруг храма, т.к. во время дождей скапливается вода. Комитет просит ее сиятельство графиню Елизавету Андреевну Воронцову-Дашкову оставить участки рядом с храмом и не продавать их. Также комитет решил пригласить в свой состав тайного советника Дмитрия Андреевича Поливанова в качестве председателя и его жену Надежду Николаевну. Дмитрий Андреевич Поливанов построил церковь в своём имении в Новгородской губернии, а также участвовал в строительстве церкви при детском санатории в Алупке. Состоя на высокой должности, он имеет вес в высших кругах С. Петербурга. 9 ноября 1907 г. состоялось очередное заседание комитета. В качестве председателя присутствовал уже тайный советник Дмитрий Андреевич Поливанов. Весь комитет проголосовал за нового председателя.

На том же заседании комитет решил, что для оценки выполненных работ по храму следует пригласить архитектора Петрова, а журналы заседаний представлять на проверку Его Преосвященству. В тот же день В.И. Сенцов сложил с себя обязанности казначея комитета. Вместе с тем Поливанов ознакомился с документами по строительству храма и сделал вывод, что по смете на строительство запланировано 92 тысячи, из которых уже израсходовано 88 тысяч. В итоге оказалось, что в храме нет ни колокольни, ни отделки, ни полов. Поливанов делает ряд указаний по проверке работы. В отсутствии средств — прекратить работы, освободить от должности подрядчика, архитектора. Для расчёта с подрядчиком составить комиссию в составе Померанцева, Лемпицкого, а также включить Вегенера, подрядчика Попандопуло, гражданского инженера С.И. Петрова, строителя Кардимели Василия и 1-2 сведущих рабочих для обмера. Необходимо, чтобы Попандопуло представил все счета и документы оплаты, договора, обмеры и сравнить затраты. Заставить исправить за его счёт карнизы и крышу. Просить Императора, графиню Воронцову-Дашкову об оказании помощи в сборе средств для строительстве храма. Внутри комитета провести реорганизацию. Деньги держать не более 300 руб., выдавать только после утверждения сумм комитетом. Необходимо назначить новым казначеем полковника Миловидова Н.А., в связи с отказом Сенцова. Деньги хранить в кредитных учреждениях, что так же будет давать %. В консистории утвердили увольнение казначея Сенцова. Вскоре Оскар Эмильевич Вегенер осмотрел крышу купола и нашёл работы удовлетворительными, но он подчеркнул, что необходимо сделать 4 стока для воды. Архитектор также предложил покрыть железом пояски ниже кокошников, маленькие 4 купола, колокольню, закрыть окна купола щитами.

15 марта 1908 года на очередном заседании комитета председатель Поливанов выступил с подробным докладом о дополнительных переводах средств на строительство. Он сообщил, что графиня Воронцова-Дашкова прислала телеграмму о переводе денег на строительство храма. Также были зачитаны счета поступлений денег: А.М. Маслова — 500 руб., неизвестный – 2000 руб., по сборной книжке — 534 руб. Д.А. Поливанов, находясь в С. Петербурге за свой счёт заказал большой крест для купола и в Киеве в мастерской А.И. Мурашко 4 малых креста на малые купола по рисункам и шаблонам архитектора Вегенера. По желанию епископа иконостас резной выполнить из тёмного дуба и только для центрального предела. Рисунок, выбранный в Петербурге, находится в Киеве в мастерской Мурашко. Иконы заказаны в С.-Петербурге известному художнику А.Е. Петрову в количестве 22, общей стоимостью 1500 руб. Иконостас и иконы будут доставлены в сентябре 1908 г. По поручению председателя Поливанова архитектор Вегенер должен создать рисунки железных решёток на окна и заказать их в слесарном заведении Перфильева в Ялте. В итоге их оказалось около 26 и сделаны они будут к 1 июля. Постоянными служащими назначены: смотрителем мастеров и работ – Кардимели-Василь; десятником в распоряжение архитектора Дмитрий Климентьевич Яковлев; к нему помощником-сторожем Дмитрий Дубовик. На заседании 20 марта 1908 г. решено было работы по созданию железобетонных сводов полов и штукатурке передать инженеру путей сообщения В.Г. Тарасову, а заключение по работам сделать члену комитета генерал-майору Я.П. Семёнову. Также на заседании решался вопрос о полах. Семёнов Я.П. предложил расчёты балочных полов и на железных балках. Инженер Воскресенский предложил двухслойные полы. В итоге остановились на однослойных «Товарищества железо-бетон». Дымоходы в алтаре решили не делать, а отапливать с помощью переносных печей. Бетонные работы начать с 20 июля, штукатурные — немедленно и заключить договор. Борис Телепчи заявил, что жертвует 500 руб. на наружные и следующие двери, созданные по рисункам архитектора Вегенера. Тут же решили двери заказать столярам Ялты, и чтобы на внутренней двери были устроены стёкла и бронзовые украшения. На заседании 26 марта 1908 г. постановили срочно начать строительство подпорной стены с южной стороны храма. Проект подпорной стены и подсыпки площадки составил Я.П. Семёнов, а выполнение работ поручить технику А.А. Померанцеву, смотрителем – Кардимели-Василь. Кладка должна быть мозаичной. Для удобства строительства проложить прямую дорогу к храму 12 аршин, шириной (около 8,5 м), сняв часть растений и кипарисов. Померанцев создал профили дороги и стенок.

На заседании 16 апреля 1908 г. Поливанов объявил, что большой крест для купола привезли в Алупку. На оплату икон пожертвовали: Д.А. Милютин — 300 р., пожертвуют Борисов — 150, Телепчи – 150, Медянов — 75, Мария Романовна Алафузова — 50, С.И. Петров – 50. Также С.И. Петров на свои деньги предложил поставить гончарные трубы для дымоходов: две в западной части для печей и одну – для алтаря. А также рекомендованному архитектором Вегенером столяру Непомнящему необходимые изделия и вещи в алтарь. За установку, изготовление дубового иконостаса по проекту Вегенера и доставку его в Алупку мастеру Мурашко выписать 2500 руб. Поливанов предложил фотографические изображения икон и их размещение в иконостасе, а также железные решётки вдоль солеи и хоров. 4 мая 1908 г. радостное событие в жизни Алупки — водружение святого креста на куполе храма.

На заседании 11 мая 1908 г. председатель Поливанов прочитал полученное им от кабинета Его Величества сообщение следующего содержания: «председателю алупкинского Церковно-Строительного комитета Тайному Советнику Д.А. Поливанову: по всеподданнейшему докладу Министра Императорского двора ходатайство Вашего Превосходительства от 3 февраля сего года о пожертвовании от 2800 до 3000 рублей на сооружение 6-ти золотых крестов для строящегося в Алупке православного каменного храма Государь Император Высочайше соизволил повелеть отпустить алупкинскому церковно-строительному комитету на объяснённое назначение 2800 рублей. О таковом Высочайшем повелении, по приказании Генерал-лейтенанта Фридерикса, Кабинет Его Превосходительства имеет честь уведомить Ваше Превосходительство, присовокупляя, что при переводе означенной суммы Обществу Взаимного кредита в г. Ялте для записи в счёт алупкинского церковно-строительного комитета распоряжение сделано». В ответ была послана благодарственная телеграмма от комитета и жителей Алупки. Также были засвидетельствованы пожертвования: на запрестольный образ Ольга Миляева — 250 руб; на железную решетку солеи Н.Н. Баулина — 215 руб.

Комитет постановил, что имена пожертвователей на строительство храма должны навсегда быть запечатлены в летописях храма. Председатель также доложил о сделанных им заказах иконостаса в мастерской А.И. Мурашко и двух молебных киотов с иконами Свт. Николая Чудотворца и великомученика и целителя Пантелеимона. Иконы, заказанные в С.-Петербурге будут высылаться по мере их изготовления, а кресты для малых куполов будут доставлены в конце июля 1908 г. Линолеум для полов, стёкла для окон, а также необходимая церковная утварь им будут заказаны также в Петербурге. Железную проволоку для временной ограды храма он закажет в Польше, а все церковные предметы для капитального ремонта будут сданы в Ялту мастеру Григоранти. Поливанов также сделал распоряжение о вызове из Симферополя духовного портного для работ по ризнице. После всех распоряжений председатель заявил, что уезжает в С.-Петербург до августа 1908 г. В его отсутствие заместителем председателя назначается Лемпицкий.

Хотелось бы также вкратце сказать о лучшей иконостасной мастерской на юге России в 19 в., которая являлась мастерской Александра Ивановича Мурашко. Мурашко Александр Иванович (1842-1910) родился в городе Глухове. Его отец был церковным резчиком и создал мастерскую в Борзне 1827 г. Он унаследовал дело отца. Узнав, что в Киеве собираются построить Владимирский собор, он перевёл мастерскую в Киев. В 1894 г. он купил старый дом почти в центре Киева , который полностью перестроил под мастерскую. В этой мастерской и выполнялись заказы по производству иконостасов, икон, крестов, их золочения. Именно у него настаивал создать иконостас и 4 малых креста с позолотою архитектор Вегенер: «Позолоту крестов малых лучше заказать в Киеве у Мурашко, он обслуживает весь юг России. И позолота держится 20-25 лет». А затем у него же заказали иконостас из тёмного дуба в три яруса. Что касается икон, которые были писаны на цинке в С.-Петербурге художником Петровым, то они действительно выполнены художественно, с весьма удачным совмещением тонкого изящества рисунка и требованиями православного церковного стиля. Стоимость иконостаса с иконами составила 4000 рублей. Иконостас был расположен в 3 яруса под средней предалтарной аркой. Всех икон в иконостасе 16. Некоторые иконы изображают небесных покровителей лиц, принимавших ближайшее участие в сооружении храма. Так первая справа от царских врат икона во 2-ом ярусе – Св. Димитрия Ростовского, имя которого носит Дмитрий Андреевич Поливанов; первая икона слева – Св. мученицы Надежды, имя коей носит его супруга. Далее справа икона свт. Алексия, Митрополита Московского, тезоименитого тогдашнему Владыке, Преосвященнейшему Алексию. Также есть ещё иконы Св. праведной Елизаветы, имя коей носит графиня Елизавета Андреевна; Св. Александра Невского и Св. Благоверной княгини Ольги – имена А.А. Боброва и О.А. Исаковой. Храм имеет 3 входа и 4 алтарную дверь. Размеры храма составляют 11 на 10 саженей (23,5 на 21,4 м). Внутри храм имеет 4 подарочных колонны, которые поддерживают главный купол. Световых окон в храме 8, а в средней части – 6, в алтаре – 5 больших и 5 малых окон. Также имеется несколько крестообразных окон над дверьми, которые застеклены цветными стеклами.

На заседание 6 сентября 1908 г. и.о. председателя Лемпицкий доложил, что были выполнены все работы и проложено шоссе. Комитет благодарит Лемпицкого, благодаря энергичной деятельности и чутким наблюдением которого все работы прошли благополучно и в сроки. Также всем жертвователям были отправлены телеграммы с известием об установлении 4-х крестов. Выяснилось, что графиня Воронцова-Дашкова перевела вторую часть суммы на достройку храма в размере 10000 рублей. Также были пожертвованы: взнос за стоимость икон от О.В. Миляевой — 250 руб., Н.А. Борисовой – 150 руб., С.И. Петрова – 50 руб., на колокола от сборов А.Н. Лемпицкого — 75 руб., о. Николая Царенко — 200 руб., а также на храм 10 руб., также обещание на большой колокол 1500 руб. от Марии Аверкиевны Большаковой и О.В. Миляевой — 500 руб. На заседании полковник Миловидов отказался от занимаемой им должности казначея и делопроизводителя. Комитет одобрил это решение. Выражена благодарность Ольге Авксентьевне Исаковой, приславшей 500 руб. на великолепные церковные сосуды. Всего на построение храма израсходовано около 125 тысяч рублей. В том числе израсходованы 4700 рублей, выданные комитету в 1905 г. из церковных сумм и свыше 5000 рублей специальных сумм на постройку дома для священника – в 1908 г.

Алтарные части боковых пределов решили не зашивать кипарисовым деревом как предполагалось по проекту, а заштукатурить. Тем самым это будет быстрее и дешевле. 21 июля 1908 г. были закончены все бетонные работы. 1 сентября 1908 г. в присутствии губернского инженера Геккера проверили состояние полов, выполненных инженером Тарасовым. Железобетонные своды пола выдержали большую нагрузку: вместо 150 они выдержали 215 пудов на квадратный сажень. Вставлять решётки и стёкла решили с 15 сентября 1908 г.

Смотрите так же:  Храм в честь покрова пресвятой богородицы новосибирск

13 ноября 1908 г. состоялось последние заседание комитета, на котором председатель Поливанов кратко отчитался о проделанной работе с 1 ноября 1907 г. Также было доложено о доплате денег в Петербург: А.Е. Петрову за иконы; торговому дому Викандер и Ларсон за линолеум; Северному стекольному обществу за стёкла; торговому дому Оловянникова за церковные предметы. Если в средствах будет нехватка, то Д.А. Поливанов из своих личных денег согласен доплатить, а потом храм ему возвратит. Также постановили: 1) Образовать при храме церковно-приходское попечительство, которому передать все книги отчётов, принимать пожертвования и вносить в сберкассу Госбанка. 2) Составить отчёт, подписать у епископа Алексия в Симферополе, что вскоре было сделано и подписано 4 ноября 1908 г. 3) Выплатить % архитектору после предоставления им отчёта, а также выплатить 581 рубля мастеру Мурашко в мае 1909 г. 4) Описать оставшиеся материалы и использовать для строительства дома притча. Остаток сумм отдать Поливанову для расчёта с кредиторами. 5) Комитет по строительству храма в связи с окончанием строительства закрыть.

Вечером 2 ноября 1908 г. о. Николай встречал владыку Алексия (Молчанова), прибывшего в Ялту специально для освящения нового алупкинского храма. Утром 3 ноября 1908 г. Владыка в присутствии Д.И. Поливанова подробно осмотрел новоустроенный храм. В 18 часов вечера этого же дня состоялось первое всенощное бдение в новом храме, которое возглавил Владыка Алексий. На следующий день 4 ноября в 8 часов утра было совершено водоосвящение. А в 10 часов утра началось торжественное освящение нового храма. Церковь была переполнена народом. Присутствовали многие высокопоставленные лица. При входе расположились военнослужащие местных частей. После освящения были прочитаны часы и совершена проскомидия. А затем впервые принесена Бескровная Жертва – совершена Божественная литургия. В заупокойной ектенье были молитвенно помянуты почившие лица, которым так или иначе новый храм обязан своим строением. В конце литургии Владыка произнес проповедь, после которой были возглашены многолетия Государю Императору, Святейшему Синоду, Преосвященному Архипастырю Тавриды, рабу Божию Димитрию и всем благотворителем и украсителем святого храма. По окончании службы военный оркестр исполнил народный гимн с возглашением «ура!» Государю Императору. В тот же день Его Преосвященством на имя обер-прокурора Святейшего Синода П.П. Извольского была послана следующая телеграмма: «Усердно прошу Ваше Превосходительство доложить Его Величеству Государю Императору, что сегодня освящен новый храм в Алупке. Сооруженные на щедрую лепту царскую золотые кресты, венчающие храмовые главы, как путеводный маяк, осеняют и море, и сушу, услаждают и сердце Матери Церкви, и всех богомольцев и молитвенно взывают и будут, взывать к небу: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое и выну сохраняй крестом Твоим Царя Христолюбца и державу Его. Верноподданный слуга и богомолец Алексий, Епископ Таврический». Также о радостном событии освящения храма сообщили телеграммой главной жертвовательнице на устроение его графине Елизавете Андреевне Воронцовой-Дашковой, сенатору В.К. Саблеру и другим «благотворителям и благоукрасителям святаго храма сего». Приход под настоятельством протоиерея Николая Царенко благоденствовал и духовно развивался, готовясь принять скорбь последующих лет.

В течение многих лет Советской власти алупкинские прихожане боролись за оставление за ними местного храма. Много раз составлялись договоры между общиной храма и ЦИКом о бесплатном и бессрочном пользовании храма Архангела Михаила и приписных к нему храмов, а затем и последнего места собрания верующих – маленькой коморки, в которой жил сторож храма. Но один за другим местные власти отнимали последнее и ликвидировали. В 1922 г. приход пережил черные дни изъятия церковных ценностей (ведомости изъятия сохранились). 18 октября 1922 г. местная община (29 человек) заключила договор с Райисполкомом о бессрочном и бесплатном пользовании храмом Архангела Михаила и приписными к нему: Всех Святых, Вмч. Пантелеимона и Св. благ. Кн. Александра Невского. В 13 пунктах договора прописывалось об обязанностях общины, что на них возлагаются все затраты по этим храмам как: отопление, ремонт, страхование, оплата налогов, долгов, местных обложений и т.д. К 1923 г. прихожан храма г. Алупки насчитывалось 449 человек 2 марта 1923 г. решением местных властей церкви Вмч. Пантелеимона и Св. благ. Кн. Александра Невского в связи с небезопасностью нахождения в них подлежат ликвидации. 20 августа 1925 г. местная община (21 человек) заключила договор с Райисполкомом о бессрочном и бесплатном пользовании храмом Архангела Михаила и храмом-часовней во имя Всех Святых.

В июне и сентябре 1927 г. произошли сильные землетрясения по всему южному берегу Крыма. После июньского землетрясения образовались большие обвалы в окрестностях Севастополя, в домах появились трещины, пострадали здания почты и церкви. По сообщениям газет, общая сумма убытков превышала миллион рублей. Но самое сильное случилось в сентябре. Наиболее мощные толчки привели к разрушениям построек прибрежной полосы суши от Алушты до Севастополя. В Алуште были повреждены гостиницы и Генуэзская башня, в Алупке — Воронцовский дворец, мечеть и храм Архангела Михаила. Образовались завалы на шоссе под Ореандой, сильно пострадало село Оползневое, произошли обвалы на горе Кошка. В районе Ялты пострадало 70 % построек, в самом городе были повреждены гостиницы «Россия», «Ялта» и жилые дома. Храм-часовня во имя Всех Святых со временем стал постепенно разрушаться по причине оползня. Землетрясения 1927 г. резко ускорили процесс разрушения. И уже в 1928 г. у местных прихожан не осталось средств для ремонта часовни. 11 июня 1928 г. решением местных властей храм-часовня во имя Всех Святых была разобрана.

После землетрясения 1927 г. храм Архангела Михаила сильно повредился. Вскоре местной правительственной технической комиссией он был обследован и признан не пригодным для совершения богослужений и закрыт. Дальнейшие богослужения проходили в сторожке с разрешения Ялтинского Административного Отдела. С приходского общества Ялтинское Райфо потребовало уплаты налогов со строений храма, в число которых входят храм, сторожка и церковный дом. Денег на все категорически не хватало. Акт осмотра храма Архангела Михаила от 20.10.1927 архитектором И.К. Гаврюковым и инженером Вертелем: 1) Сквозная трещина в перемычке при главном входе; 2) Оскаливание камней в своде при алтаре; 3) Сквозные трещины во всех оконных перемычках; 4) Сквозные трещины до основания под окном при алтаре; 5) Горизонтальные трещины и раздробление столба при входе; 6) Здание раскололось на оползне.

В 1929 г. районные власти заявили, что колокольный звон — явление неприемлемое, и намеревались изъять все церковные колокола. Ни священник, ни прихожане никак не могли повлиять на решение этого вопроса. Потому староста церкви В.А. Долгов призвал верующих, социальное происхождение которых соответствовало духу времени, подать петицию правительству об оставлении колоколов, ибо, как сказал один из членов церковного совета: «немыслимо, чтобы все наши церковные колокола были переданы на нужды индустриализации». В феврале 1929 г. в соответствии с разосланной по стране директивой Л.М. Кагановича местные власти решили ускорить «процесс изживания религиозности» и неустанно донимали общину штрафами, придирками и непомерными налогами. Постановление президиума ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» окончательно позволило закрыть храм. Здание Архангело-Михайловской церкви было признано ветхим, грозящим обвалиться, а верующим было предложено произвести ремонт (который должен был обойтись в 25000 рублей) или прекратить богослужения вообще. Прихожане, собравшись после вечернего богослужения в церковной сторожке, решили собрать необходимую сумму. Для этой цели было организовано сестричество, в которое вошел весь приход. За короткое время было собрано более трех тысяч рублей, но ремонт храма произвести так и не удалось. В распоряжении уполномоченного группы СО Ялтинского районного отделения ГПУ Крыма Сигаева «оказались» материалы, изобличающие священника Николая Царенко в том, что он «устраивал нелегальные совещания, на которых обсуждали вопросы не только церковного характера, но и политического, вырабатывали формы и методы агитации среди верующих с целью возбудить в верующих недовольство на Советскую власть… использовали сборища для агитации среди крестьян против коллективизации сельского хозяйства… т.е. в преступлениях, предусмотренных статьей 58-10 УК». Когда в феврале 1930 г. в ялтинских органах безопасности возникло «дело №15 по обвинению гр-на Царенко и примыкающей к нему группы бывших людей в контрреволюционной пропаганде и антисоветской агитации» и священник был арестован, на его защиту подняться уже было некому. Верующих осталось мало, и самые стойкие и бесстрашные из них были арестованы вместе с батюшкой.

30 декабря 1931 г. местная община вновь заключила договор с Райисполкомом о бессрочном и бесплатном пользовании храмом Архангела Михаила. Но уже меньше чем через 2 месяца, а именно 12 февраля 1932 г. был засвидетельствован акт о техническом состоянии храма. Община храма была вынуждена написать заявление о невозможности восстановления храма после землетрясения. 12 ноября 1932 г. на основании заключения технической комиссии о непригодности здания, ввиду его разрушенности, церковь Архангела Михаила постановили ликвидировать. Также комиссией было решено предложить Ялтинскому РИКу здание церкви разобрать с использованием строительного материала. Вскоре после того как храм закрыли, в помещении храма разместилась торговая база алупкинского Горторга. Зальное пространство было разбито перегородками на мелкие отсеки под склады; фасад и территория обезображены складскими постройками и захламлены. Пятиглавка была беспощадно сброшена на землю, как и на многих других храмах того времени. В таком положении храм пребывал 60 лет.

В начале 1990-х гг. здание храма Архангеле Михаила было возвращено православной церкви. Был назначен священник Валерий Бояринцев, которому предстояло возглавить, организовать и провести грандиозные работы по восстановлению оскверненной святыни. Самой безопасной частью здания был подвал, потому именно там и начались богослужения. Но и здесь стояли постоянные лужи, т.к. крыша сгнила от времени. С покрытия новой крыши начались восстановительные работы. После устранения обвала свода южного алтаря богослужения продолжились в южном приделе храма. Здесь пришлось сделать пол, перебрать всю изуродованную трещинами южную стену храма, отштукатурить имевшуюся перегородку и стены – привести в доступный для служения вид это отвоеванное пространство. Тогда же был заказан проект реконструкции храма. После окончательного освобождения храма Горторгом в 1994 г. начинается обустройство территории: создание подпорных стен с южной стороны, прочистка дренажной системы, замена и создание новых водопроводных и канализационных сетей. В дальнейшем строится бетонная стена по крутой лестнице — западной границе храма, бетонной стеной ограничивается территория с востока, открывается главный вход в храм и обустраивается притвор, организуется проход в южный служебный придел.

С 1996 г. начинается создание материальной базы для осуществления проекта реконструкции храма: строительство помещений для размещения рабочих и паломников-жертвователей. Создаются столярная и слесарная мастерские, а также гаражи строительной и транспортной техники. Вскоре заказывается проект и строится «Приходской Центр» с квартирой священника. В 2002 г. создается проект усиления конструкции в дополнение к имеющемуся. В отличие от предыдущего проект предполагал не разборку здания сверху до опорных колон, а усиление конструкций путем армирования внутренних поверхностей с их последующим торкретированием; далее предполагалась связка внутренних поверхностей с несущими столбами в условиях повышенной сейсмики.

Каркасы куполов: прежде всего было произведено усиление подпружных арок. Снималась прежняя штукатурка; по всей поверхности нарубались шпонки; трещины и повреждения расчищались и замоноличивались; затем поверхности армировались и торкретировались в несколько слоев поэтапно. Опорный пояс по периметру купола устраивался по отметке верха подпружных арок поэтапно: метр за метром, после набора прочности предыдущего участка. Работы по усилению купола производились аналогично и на этом этапе производилось анкерение опор будущих малых главок и центральной главы храма. В 2005 г. завершились антисейсмические укрепления не только зального пространства, но и подвала, четвериков подкупольного пространства, а также колокольни.

Трещины свода и стен: после торкретирования были установлены тяги-скрепы пилонов со стенами. В 2006 г. начинается строительство пятиглавки. Был усилен фундамент центрального барабана, установлена арматура полостей и опалубка барабанов с их последующей заливкой керамзитобетоном для облегчения конструкции. Под центральную главу делался свой «пол» с закладными 24 ферм купола. Фермы разрезались пополам на земле, поднимались вручную и сваривались перед установкой на верхней площадке. Устанавливались по месту с помощью блока на несущем столбе. Перед облицовкой купола устанавливали центральный крест. Крест поднимали вручную; для установки к несущему столбу был приварен шест с блоком; установке мешал подкупольный шар и приходилось устанавливать крест в гнездо, одновременно отваривая установочный шест под куполом одного только небесного свода. Последующие кровельные работы делались наверху; фермы куполов обрештовывались деревом, к которому крепился «булат» — нержавеющая сталь с нитрититановым покрытием «под золото».

Смотрите так же:  Храм пантелеймона санкт-петербург

В 2007 г. была сооружена колокольня, которая по проекту храма не предполагалась. Но фундамент под колокольню сохранился. Был возведен железобетонный ярус; на земле сварены шатер, барабан и купол; все это обрештовано деревом; шатер был покрыт медью, барабан и окошки шатра — металлом «ranilla», купол – «булатом». Установка проводилась высотным краном поочередно: шатер, барабан с главкой, и, наконец, поднимали крест в специально сваренной люльке. Устанавливали и монтировали эти части уже на высоте. В 2008 г. были заказаны и в дальнейшем установлены на колокольне новые колокола. были подвешены и зазвонили новые колокола. В этом же году были разобраны все внутренние перегородки: центрального алтаря, северного и южного алтарей и перегородка центрального входа. Произведена штукатурка всех поверхностей храма с их последующей шпаклевкой под монументальную роспись. В 2009 г. была сделана стяжка пола и его плиточное покрытие; сделаны внутренние центральные двери и двери клироса. Началась роспись храма по ранее созданному проекту.

К 2011 г. был расписан центральный алтарь и купол, а также заказан проект нового иконостаса; обустроены мебелью церковная лавка, книжный склад и ризничная; окончена штукатурка колокольни. В этом же году была переделана система отопления храма. В 2012 г. начались реставрационные фасадные работы южной стороны храма декоративно-отделочным материалом «Bayramix». Осенью 2013 г. был сделан пол в подвальном помещении храма. В январе 2019 г. была произведена штукатурка откосов светового барабана. 19 января 2019 г. у главных восточных ворот храма был установлен и освещен монументальный крест. В феврале 2019 г. на глубине 8 м под землей была расчищена дренажная галерея длинной 40 м. Размер тоннеля 80 на 150 см. Этот тоннель, располагающийся вдоль северной стены храма, был создан еще при строительстве церкви в начале 20 в. Благодаря ему происходит дренаж подземных вод под фундаментом храма, тем самым обеспечивается надежная защита от появления и развития оползня. В годы советской власти этот тоннель использовался как мусорная яма. В марте 2019 г. началась штукатурка и внешняя отделка западной стороны храма.

Храм Архангела Михаила (Алупка)

Храм святого Архистратига Михаила — действующий православный храм УПЦ (МП). Во время землетрясения в 1927 году сильно пострадал, затем был разорен и перестроен в период советской власти. В 1990 году начались работы по его реконструкции, а с 2008 года храм вновь стал действующим.

Предшественник храма

Первоначально на месте современного храма в 1820 году был возведён храм-предшественник. Деньги на строительство выделил граф Воронцов М. С. Архитектурный стиль храма напоминал «периптер» — прямоугольное в плане здание, со всех сторон окружённое колоннадой. Храм напоминал миникопию известного Парфенона в Афинах. Однако спустя время единственный православный храм Алупки был разрушен в результате оползня.

Время шло, население Алупки росло, а город оставался без православного храма. Известный профессор А. А. Бобров выступил с инициативой построить новый храм, жители города активно его поддержали и в 1899 году был создан строительный комитет. Комитет тщательно выбирал место для храма, чтобы он не повторил судьбу своего предшественника. В результате храм решили построить возле кладбища, в центре города. 2 октября 1902 года был утверждён проект храма и начался сбор средств. 26 октября 1903 года состоялась торжественная закладка, в фундамент нового храма были заложены бутовые камни первого храма Алупки, тем самым сделав строящийся храм — преемственником первого храма, прозванного в народе «Храм Стезя».

Строительство храма шло довольно медленно и с перерывами. Были проблемы с денежным обеспечением и другими организационными вопросами. С северной стороны фасада были обнаружены грунтовые воды, что потребовало вложения еще больших средств для сооружения опорных стен. Из-за недостатка средств вместо колокольни была построена деревянная дзвоница на семь колоколов. 8 ноября 1908 года состоялось торжественное освящение храма. В 1912 году возле храма был построен дом священника и церковно-приходская школа. Не прерываясь в храме шли службы более 20 лет.

Сложное время для храма наступило в 1922 году. В результате изъятий церковных ценностей, храм фактически был обворован, однако жители Алупки в 1923 году обратились к властям передать им храм для восстановления в храме служб. Но в 1927 году, в результате сильного землетрясения на ЮБК, храм был сильно разрушен. Комиссия признала здание храма не подлежащего восстановлению и предписали его разобрать. В октябре был репрессирован последний настоятель храма — Николая Авксентиевича Царенко. В 1932 году с храма были сняты купола, но само здание сохранили для склада. Спустя время к фасаду были пристроены разные хозяйственные постройки, внутреннее убранство было полностью уничтожено. В таком состоянии храм простоял более 60 лет.

В 1990 году храм передали Церкви. В 1991 году состоялось первое богослужение. Реставрационные работы шли с перерывами. Была возведена новая колокольня и в 2008 году храм восстал в своем полном великолепии. Богослужения в храме ведутся регулярно.

Храм в форме креста был построен в русско-византийском стиле. Храм увенчали пять золотых куполов. Алтарь выступает трёхгранной апсидой. Для отделки храма использовался местный известняк из Гаспры и Инкермана. Люстра в храме была сконструирована ялтинскими мастерами. Иконостас был заказан в Санкт-Петербурге. В окнах стоят цветные витражи. Разноцветные витражи внутри храма придают при солнечной погоде радужный цвет.

Престольные праздники

Расписание богослужений

Храм открыт с 8 до 17 часов. Богослужения совершаются по расписанию. Литургия в 7-30 Вечерня -в 17 часов.

В остальные дни совершается утреннее правило в 7-30 и вечернее в 21-00. Исповедь совершается во время утрени и перед причастием.

Адрес: Крым, Ялтинский городской совет, Алупка, Угол улицы Ленина и Санаторного тупика

Телефон: + (7978) 7552490

Парк-отель «Алубика» расположен в Алупке в 15 минутах ходьбы от моря и примыкает к Воронцовскому парку. Отель включает в себя несколько коттеджей, сад с экзотическими деревьями и кустарникам, смотровые площадки, открытый бассейн с водной горкой. Для любителей музыки есть пианино.

Номера: 30 комфортабельных номеров различных категорий. В каждом номере: односпальные или двухспальные кровати, санузел (ванна или душ, туалет, умывальник), холодильник, кондиционер, телевизор со спутниковым ТВ, электрочайник (кроме номеров «эконом-класса»). Есть номера с мини-кухней, отдельным входом, террасой, балконом, с видом на море, парк, горы.

Адрес: г. Алупка, ул. Ялтинская, 27

Телефоны: +38 (097) 901-76-10

Реконструированная гостиница «Алупка» расположена в центре посёлка рядом с Воронцовским парком. Пляж находится в 10 минутах ходьбы через парк.

Номера: Номера «люкс», «полулюкс», стандартные номера с удобствами и без, некоторые с балконами, большинство с видом на море.

Адрес: г. Алупка, ул. Фрунзе, 8

Телефоны: +38 (0654) 72-22-97, 72-12-91

Новый современный отель «Серсиаль» расположен на границе пляжно-парковой зоны Алупки. Пляж расположен в 300 м вниз по склону через дубово-кипарисовый парк. Работает круглогодично. 2 корпуса.

Номера: Комфортабельные номера разных категорий.

Адрес: г. Алупка, ул. Шоссе Свободы, 2

Телефоны: +38 (095) 361-70-76, (0654)27-60-24

Храм Архангела Михаила (Алупка, Крым)

Туда может прийти почти 1000 человек. С бедами. С радостями. В поисках себя. Это храм Архангела Михаила в центре Алупки. В обрамлении роскошной южной растительности, бескрайней глади моря и небесной синевы он предстает во всей красе и величии русско-византийского стиля. Храм расположен неподалеку от автостанции, на пересечении ул. Ленина и Санаторного тупика. 5 сияющих золотых куполов видны издалека, поэтому найти его совсем не сложно.

Основные даты:

  • 1841. Освящение во имя Архангела Михаила. Предшественник храма был почти в 5 раз меньше. Одноэтажное здание, окруженное 30 колоннами, напоминало греческие святилища.
  • 1896. Разбор здания. Оползень и сильные дожди подмыли его основание, находиться там стало опасно. Строительство деревянной церкви.
  • 1903 — 1908. Возведение нового здания. Как водится, на строительство собирали средства всем миром. Среди благодетелей был царь Николай II, пожертвовавший деньги на изготовление крестов с позолотой. Правда колокольню тогда так и не смогли построить. Обошлись скромной деревянной звонницей.
  • 1908. Освящение в день празднования Михаила Архангела (8 ноября)
  • 1922. Богослужения под запретом. Вывоз всех церковных ценностей. Святое место покинули все иконы и предметы из драгоценных металлов.
  • 1927. Разрушение во время землетрясения.
  • 1932. Превращение в склад.
  • 1990. Передача здания церкви.
  • 1991. Первая за последние 7 десятков лет литургия. Богослужения проводились в подвале. Только там было относительно безопасно.
  • 2009. Завершение восстановительных работ.
    Появился придел, освященный в честь Николая Мирликийского чудотворца. Была построена и колокольня.
  • Сегодня храм не бывает пустым. В нем много прихожан. Приезжают паломники, на территории не стихает детский смех. Перезвон колоколов заставляет забыть о мирской суете. Можно самому побродить по храмовому комплексу, помолиться о родных и близких. Можно приехать сюда с экскурсией, услышать рассказ об удивительной истории храма, запечатлеть на память прекрасные крымские пейзажи.

    Прихожан, паломников, туристов восхищает запечатленные в камне красота и величие храма.
    К большим праздникам дружная церковная община готовит концерты, в которых участвуют и дети, и взрослые. Звучат песнопения в исполнении клироса. Звонкие детские голоса хора заставляют остановиться и заслушаться, забыть о сиюминутных проблемах.

    Возведенный в форме креста храм увенчан 4 маленькими и 1 большим куполом, под которыми находятся 2 ряда кокошников.

    Особенно выделяются:

    • удивительной красоты иконостас (выполнен мастерами из Санкт-Петербурга)
    • роскошная люстра из хрусталя (работа ялтинских мастеров),
    • отделка, выполненная из инкерманских и керченских камней редкого цвета и текстуры.
    • витражи на окнах. Солнечные лучи, проходя через цветные стекла, создают эффект радуги.

    Какие богослужения проводятся

    На литургию приходят к 7.30. Вечерние службы начинаются в 17.00.
    В дни, когда нет литургии, в 7.30 начинается утреннее правило. Вечернее совершается в 21.00.
    Исповедоваться можно во время утрени или непосредственно перед причастием.
    Соборный праздник — 21 ноября. 19 сентября сюда тоже стекается много паломников и прихожан. Вспоминают чудо в Хонехе.

    При храме Архангела Михаила есть целый гостевой комплекс для паломников. Их расселяют по 3-4 человека в одну комнату. В трапезной кушают 3 раза в день. Дети свободно гуляют на огороженной территории. Можно отпустить их одних и быть уверенным, что они в полной безопасности.
    Многие паломники приезжают сюда из года в год.

    Для желающих увидеть другие святые места Крыма предлагаются паломнические поездки. Все вопросы можно задать прямо на сайте храма или написать на электронную почту.

    Помимо самого комплекса для паломников можно остановиться в одной из местных гостиниц. Несколько из них находится в шаговой доступности от храма.

    Неподалеку построен знаменитый Воронцовский дворец с прилегающим к нему парком.
    Рядом расположено и кладбище. Там уже не производят захоронения. Можно просто побродить по тихим зеленым аллеям наедине со своими мыслями.

    Автобус.
    №117 и №105 останавливаются на автостанции Алупки. Останется пройти пешком около 300 м.

    На маршрутках №102,107, 115 или № 32 доехать до остановки «Воронцовский парк».
    Поездка на автобусе займет около получаса.

    Катер.
    От ялтинской набережной до парка возле Воронцовского дворца катер идет около 35 минут.

    Автомобиль.
    Поездка на машине по трассе Ялта-Севастополь займет не больше четверти часа.
    В Крыму немало православных храмов. Но, по словам верующих, в храме Святого Архистратига Михаила ощущается особая благодать. Вождь небесного воинства помогает всем, кто обращается к нему с верой и надеждой.

    Адрес: Крым, городской округ Ялта, Алупка, Угол улицы Ленина и Санаторного тупика
    Телефон: +7 978 755?24-90
    Открыт: ежедневно, 9:00–16:00