Нальчик. Городской интернет-портал.
Самый большой на Северном Кавказе парк «Атажукинский сад»- главное украшение города Нальчик. В его тенистых аллеях представлены 156 видов деревьев и кустарников. На площади свыше двухсот гектаров высажены растения, привезенные из Северной и Южной Европы, Америки, Азии. Это уникальные виды японской айвы, хмелеграба, японского иглистого дуба, кленоволистного платана, канадского бундука, павловнии (Адамово дерево), маньчжурского ореха, дальневосточной жимолости Рупрехта, амурской сирени. В саду есть редчайший экземпляр — реликтовое двухлопастное гингко, растение, появившееся на земле шесть с половиной миллиардов лет назад.
Парк — излюбленное место отдыха гостей и жителей республики.
Основные даты
В 1847 году начальник центра Кавказской линии полковник Эристов по предписанию наместника Кавказа заложил при Нальчикском укреплении казенный фруктовый сад.
В 1865 году сад и прилегающие к нему земли площадью более 30 гектаров были переданы во владение кабардинскому князю Атажукину, получив название «Атажукин сад».
В 1920 году исполком Нальчикского округа принял решение об охране городского парка, разбивке его аллей и клумб.
В 1923 по проекту архитектора В.Х. Казина была реконструирована главная аллея.
В 1930 году нальчикский городской парк культуры и отдыха назывался «Кабардинский парк».
В 1933 он стал «Парком имени Сталина». Тогда же было решено реконструировать центральный вход. Устроили конкурс. Лучшим был признан проект известного московского архитектора, позже ставшего президентом Академии архитектуры СССР, Виктора Веснина. Он подарил свой проект Нальчику.
В 1975 году была реконструирована аллея голубых елей, заложенная в 30-х годах
В 2002 году Нальчикский городской парк культуры и отдыха был назван лучшим зеленым парком России.
В 2007 году Нальчикский парк культуры и отдыха переименован в Атажукинский сад в честь его основателя
В 2009 году Центральная аллея становится музыкальной, по выходным и праздничным дням звучит музыка.
C 2007 по 2009 годы проводится реконструкция сада, это замена скамеек и смена асфальтного покрытия тротуарной плиткой.
Датой заложения парка является середина XIX века: «. в 1847 году начальник Центра Кавказской линии получил от наместника Кавказа указание об организации при Нальчикском укреплении казенного фруктового сада», призванного стать местом «отдыха для командного состава крепости и с целью популяризации среди местного населения. садоводства».
Из Крыма и Грузии были завезены черенки яблонь, груш, персиков, вишен, слив, абрикосов, каштана съедобного, виноградные чубуки. Из Никитского ботанического сада приглашен садовод. И уже 30 октября 1851 года начальник Центра Кавказской линии князь Эристов рапортовал начальнику штаба войск Кавказской линии и Черномории: «Лозы, рассаженные в казенном саду, по недостатку рук и внезапно наступившим холодам частью погибли, пощаженные же холодом принялись с успехом. Вообще о разведении в Кабарде винограда можно утвердительно сказать следующее: кабардинская почва по свойству своему таковому разведению благоприятствует. Что же касается до черенков фруктовых деревьев, которым перемена температуры не так опасна, то 5000 их прищеплено к диким фруктовым деревьям, и все прищепы принялись с редким успехом, несмотря на то, что лето этого года было чрезвычайно знойным и решительно не было дождей. Половина прищепленных деревьев этой осенью роздана кабардинцам. другая половина оставлена в казенном саду для дальнейшего распространения».
В 1865 году сад и прилегающие к нему земли площадью более 30 гектаров были переданы во владение кабардинскому князю Атажукину, получив название «Атажукин сад».
Каким был этот удивительный оазис, можно узнать из статьи Я. В. Абрамова «Кавказские горцы». Яков Абрамович выделял Нальчик среди других городов, бывал в нем неоднократно, жил здесь подолгу, с любовью и уважением относился к горцам. Данными чувствами проникнута и статья, которую мы цитируем: «. Это был один из тех громадных садов, подобные которым можно встретить только на Кавказе. Это был сад-лес. Он разделялся на две части, из которых одна представляла полукруглую террасу, довольно круто спускающуюся в долину, а другая — саму долину, по которой протекает река Нальчик. Терраса была искусственно разделена на несколько малых террас, которые, представляя каждая правильный полукруг, возвышались друг над другом порогами. Все эти террасы были превращены в великолепные виноградники. Нижняя часть сада была засажена самыми разнообразными плодовыми деревьями — грушевыми, яблонями, «шишками», алычою, вишнями, черешнями, барбарисом, персиком, тутовником и т. д.
Были здесь великолепные аллеи из лип и акаций, была превосходная круглая лужайка, обсаженная огромными персиками и тутовыми деревьями и т. д. Для поливки виноградников и некоторых частей нижнего сада был проведен на несколько верст канал. ».
Но в начале 80-х годов XIX века Яков Абрамов увидел совершенно другую картину: «. Канал заброшен. Виноградники не обрабатываются, и зеленые лозы одичавшего винограда скашиваются на корм скоту вместе с травою, которою заросли террасы. Плодовые деревья — молодые вырыты и пересажены в обывательские сады, а более старые — срублены на топливо. Липовые и акациевые аллеи истреблены самым беспощадным образом. В настоящее время Атажукин сад представляет огромное заброшенное пространство, заросшее мелким вишняком, колючим кустарником и сорными травами, и только кое-где остались большие деревья, напоминающие о прежней кабардинской культуре».
«Большие деревья» — это, без сомнения, липы, образующие удивительной красоты аллею, сохранившуюся и поныне. Атажукин сад, ставший Нальчикским парком, обрел вторую молодость благодаря руководству КБАО, в частности Бетала Калмыкова, архитектора В. X. Казина, спроектировавшего парк как таковой, сотен и тысяч горожан и жителей близлежащих сел, участвовавших в воскресниках, на некоторые из них собиралось до тысячи подвод. К 1923 году «основные работы по планировке территории парка, разбивке аллей и клумб закончились», а всего в тот год «было посажено 40 тысяч саженцев сосен, елей, кленов, березы и других пород деревьев. Тогда же была благоустроена и фасадная часть парка — здесь высадили саженцы туи, сосны, клена». Получил он и официальное название — Интернациональный. Впоследствии парк слился с территорией лесопарка, далее Долинском (курортной частью города) и стал таким, каким мы его знаем сегодня. Словно стрелы, его пронизывают насквозь две аллеи — Центральная (Главная) и Комсомольская, а третья — Липовая — очерчивает парк с левой верхней стороны.
Вход со стороны улицы Кабардинской предваряет аллея голубых елей, говоря о которых надо добрым словом вспомнить селекционера Ивана Порфирьевича Ковтуненко. Именно ему нальчане должны быть благодарны «за розы, благоухающие чудным ароматом; за стройные, вечно живые туи, радующие взор тогда, когда ярко светит солнце, и в дни зимней стужи; за величавой красоты ель, вобравшую в себя голубизну неба и блеск серебра.
В тридцатых годах прошлого века у здания бывшего Ленинского учебного городка, где ныне располагается медицинский факультет Кабардино-Балкарского госуниверситета им. X. М. Бербекова, была заложена одна из самых знаменитых аллей Нальчика. Та самая, которая вызывала и вызывает восторг у всех, кто впервые видит ее.
Об «аллее серебристо-голубых елей, всегда холодноватых и нежных», вспоминала, рассказывая о своих впечатлениях военных лет, известная советская писательница Галина Николаева (она же Волянская), чей главный роман «Битва в пути» — яркий образчик социалистического реализма, которого, как оказалось, не было и не могло быть. О них писал другой советский писатель — Эмилий Миндлин, одно время достаточно популярный, а ныне совершенно забытый: «Я сразу узнал их. Двенадцать лет назад они были еще аллеей молоденьких голубыx елей, которая вела от центральной улицы города к великолепному полудикому парку, оглашаемому шумом горной реки. Тогда их нижние мохнатые ветви еще лежали на золотом песке между солнечной гостиницей, выстроенной на месте царской тюрьмы, и величественным зданием. учебного городка. Теперь они, как по команде, поднялись на своих высоких стволах, и их нижние ветви уже касались моей головы. Но не солнечная гостиница, не учебный городок, а чудовищные развалины виднелись сквозь ветви голубых елей: в Нальчике побывали гитлеровцы».
Кстати говоря, именно в годы войны голубые ели, «лишенные заботливого ухода и внимания, стали терять свою красу, верхушки их начали засыхать, некоторые деревья погибли». Спас их все тот же И. П. Ковтуненко, разработавший метод оздоровления корневой системы заболевших растений. Более девяноста лет прожил Иван Порфирьевич (1891-1984), оставив о себе добрую память. В 1975 году заложенная им аллея, несколько утратившая за четыре с половиной десятилетия свою первозданную прелесть, была реконструирована — теперь голубые ели не только ее обрамляют, но и высажены по центру, разделяя прогулочный тротуар на две равные части. Тонкостенные хвойные красавицы вновь радуют нас своей величественной красотой.
Во второй половине двадцатых годов у входа в парк была сооружена скромная арка высотой чуть более пяти метров, шириной около восьми. Состояла она из трех входов — двух узких по бокам и широкого посередине. Надо прямо сказать, что вид у этого сооружения был далеко не презентабельный, особенно на фоне сверкающих вершин Дых-тау, Коштан-тау, Гюльчи, которые, кажется, словно замыкают аллею. И поэтому архитекторам, собравшимся в октябре 1933 года в Нальчике для обсуждения планов по его реконструкции, было предложено облагородить вход в парк. Проект известного советского архитектора Виктора Веснина был признан лучшим из почти двадцати представленных. А возвела их «молодежь в две красные субботы. Для этого областной совет профсоюзов выпустил «Заем рабочей инициативы» общим тиражом 7500 облигаций на 75 тысяч трудодней с номинальной стоимостью каждой облигации в 10 трудодней. Заем был выпущен под лозунгом: «Активным участием каждого трудящегося в социалистической переделке города превратим Нальчик в культурой центр Кабардино-Балкарии». В этих понятиях, совершенно незнакомых современной молодежи, — рабочая инициатива, трудодни — не просто ушедшая эпоха, а особое отношение к жизни. Отношение светлое, радостное и чистое. Как и сами пилоны, чей возраст уже превысил среднюю продолжительность жизни россиянина. А ведь в год их возведения задуманная идея оформления входа в парк вызывала недоумение у многих. Так, безымянный автор статьи «Заметки архитектора» писал, что «возведенные постаменты с колоннами, несмотря на фонтан между ними, не производят цельной композиции и органического единства с окружением. Этот вход должен был замыть длинную перспективу центральной аллеи парка (если смотреть со стороны Долинска) и в то же время должен явиться оформленным местом преломления оси указанной аллеи, которая под углом продолжается далее между гостиницей, Ленучгородком и обрамлена сплошной стеной елочек. Если смотреть из этой аллеи на выход, то видишь только одну правую часть его, которая занимает совершенно случайное место в перспективе и никак не подготавливает зрителя к новому окружению — парку с широкими аллеями, цветами и так далее. И даже когда вы совсем подошли к парку, разорванная на симметричные части калькуляция ощущения входа в новое пространство не создает. ».
Годы показали, что это не совсем так. Правда, со временем был ликвидирован фонтан, располагавшийся в тридцатых годах практически сразу за арками — как выяснилось, он не только мешал движению отдыхающих, но и «скрадывал» перспективу аллеи. Особенно в контексте того, что в скором времени здесь же, на главной аллее, был возведен величественный памятник «вождю всех народов». Но белоснежный сталинский монумент простоял, в силу известных причин, относительно недолго. Вход же в парк за прошедшие годы практически не изменился. Лишь с верхушек над колоннами исчезли шаровые фонари (пилоны обычно завершаются вверху скульптурными композициями), зато прежними остались львиные гривастые морды — по две с каждой из сторон, — их розовые языки (в последнее время -коричневые) все так же извергают ручейки воды в корытца-бассейны.
А вот стилизованные рыбы, расположившиеся по внутреннему периметру фонтана, что на Главной аллее в каких-то двухстах метрах от входа, не внушали никакого страха. Добродушные и вальяжные, они подставляли свои изогнутые спины под каждого, решившего на них примоститься, даруя парковому фотографу помимо воды еще и хлеб. Фотограф щелкает и. У скольких поколений нальчан в семейных архивах есть фотографии — их самих, детей и внуков — с извергающими воду рыбами. Только вот рыб самих на фонтане уже нет. Говорят, они олицетворяли вчерашний день малых архитектурных форм, «утяжеляя» внешний вид этого сооружения. Да и от времени одряхлели, а реставрация требовала немалых средств. Вышли из положения самым элементарным способом — каменных рыб убрали. Да только и фонтан, лишившись надежной стражи, потерял свою привлекательность: не видно что-то здесь фотографирующихся.
Длина Главной парковой аллеи 1340 метров, ширина — 9 метров. Создана она (здесь из-за специфичности названий того, что для нас просто является деревьями, предоставим слово специалистам) «посадкой клена платановидного формы шаровидной и бордюром из стриженого чубушника и спиреи. Позади регулярных посадок клена платановидного с двух сторон стоят стройные. сосны, ели, липы, дубы, конский каштан обыкновенный, тополь трепещущий (осина), каркас и множество других видов деревьев. Прелесть Главной аллеи дополняется живописно расположенными на перекрестках кварталов парка тремя искусными клумбами, которые с весны и до глубокой осени играют на солнце разнообразием красок декоративных цветов».
На одной из этих клумб возвышается почти трехметровой высоты земляная ваза, стенки которой декорированы живыми цветами. Цветовая гамма клумб невероятно разнообразна и подобрана с таким отменным вкусом и изяществом, что создается впечатление, будто цветы не высажены человеческими руками, а вытканы на земляном полотне самой природой. К этому надо добавить, что на идущих параллельно аллее газонах размещены тысячи роз, калл, благоухающих в пору цветения, овеваемых легчайшим ветерком от взмахов сонма пчел и шмелей. Поддеревьями с густыми, похожими на зонтики кронами расположены скамейки, на которых утром и днем отдыхают мамаши с детьми, пожилые люди, а вечерами сидят, обнявшись, влюбленные.
Слева от Главной, буквально в каких-то пятидесяти метрах, берет свое начало Липовая аллея. Многим из составляющих ее деревьев более полутора сотен лет, ибо посажены они были, вероятно, в 1851 году, когда и проходила закладка парка. Аллея эта повторяет изгибы обрыва, спускающегося — где круто, где полого — к пойме реки Нальчик. Она достаточно извилиста, в ряде мест резво уходит вверх, потом делает крутой пируэт, выводя к обрыву, на спуске которого разместился амфитеатром концертный зал под открытым небом, более известный как Зеленый театр. На всем протяжении аллеи, особенно в верхней ее части, где деревья наиболее старые, кроны лип настолько разрослись, что слились друг с другом, образовав сплошной зеленый коридор. Редкий луч светила на мгновение прорвется сквозь густую листву, запляшет солнечным зайчиком на полотне асфальта и тут же исчезнет, словно испугавшись своей лихой смелости. Летом, в дождливую погоду, по аллее можно гулять без зонта, столь тенисты ее таинственные своды. Эта таинственность, чарующее волшебство особенно ощутимы по вечерам, когда под самыми сводами липовых крон вспыхивают неяркие лампы освещения, вмиг облепляемые тучами мотыльков и мошкары.
А вот впечатления от прогулок по аллее Валентина Кузьмина: «Пока солнце не встало, в старой липовой прохладно, сумеречно. Кличутся дрозды и сойки, сухо шуршат под ногами вороха заржавелых листьев, снизу слышен негромкий ропот горной реки. Необхватные морщинистые стволы стоят крепко, развалисто, уперев в серое небо черные ветки.
Одна за другой, обнявшись высокими кронами, липы дружно идут наверх и останавливаются у обрыва.
Расположенный рядом обелиск советским воинам, павшим в боях за Нальчик в 1942-1943 годах, — место, где клишированное словосочетание «Великая Победа» обретает зримую определенность, реальность судеб и боль утрат. Негаснущее, несмотря на жестокие реалии рынка, пламя Вечного огня вот уже многие годы рвется на свободу из блестящей пятиконечной звезды, мерно гудит, ежечасно вспоминая освободителей звуками реквиема, автором которого является Мухадин Балов (1923-1984). Имя это знаковое для профессиональной музыки КБР: М. Ф. Балов — автор «более трехсот произведений — от песен до опер и симфоний». Его реквием «состоит из трех частей. Первая звучит сурово, сдержанно, здесь — огромная упругость, сжатость в музыке, которая доносит до нас образы воинов, идущих на смертный бой. Во второй части — плач матерей. Звучит женский хор в разных регистрах — это неутешная скорбь по погибшим. А третья часть — торжественная, приподнятая — жизнь побеждает черную силу». В жизни самого композитора черных моментов было более чем предостаточно. Дважды (вначале контуженый, потом раненый) он попадал в фашистский плен, дважды бежал из него; комиссованный по состоянию здоровья, вернулся на родину, где постоянно находился под бдительным оком энкавэдэшников. И уже в 1949 году, будучи студентом Ленинградской консерватории, арестован: неправый приговор — 25 лет лагерей на шахтах Караганды. Но тюрьма не сломила композитора, мало того, он, через всю жизнь пронесший любовь к жизнерадостной духовой музыке, именно в неволе создает одно из лучших своих произведений в этом жанре — марш «Свобода».
Сам композитор, с которым одному из авторов этих строк приходилось не раз встречаться, не любил вспоминать черные страницы своей биографии; он жил в музыке и жил музыкой. И именно поэтому его возвышенный реквием стал близок, отложился в сердце большинства нальчан. Он созвучен пламени, созвучен нашей памяти. И приезд к обелиску многочисленных свадебных кортежей, букеты цветов, возлагаемые молодоженами, это традиция, которую не нарушает практически никто.
Тем более что теперь прямо от обелиска по ступенькам можно спуститься к зданию загса, чей огромный светлый зал знает только радостные и светлые мгновения. Волны не смолкающего здесь по определенным дням торжественного марша выплывают из открытых дверей, зависают на какое-то мгновение над обелиском павшим и вот уже гонимые воздушным эфиром исчезают под сводом Липовой аллеи. Когда-то в здании загса находился ресторан, отвечающий названием этому месту, — «Берег»; комсомольские активисты (к числу которых относились и авторы этих строк) мечтали открыть в нем мо-лодежное кафе, отстаивали свое право на общение, но в смертельном бою двух систем — общепитовской и воспитательной — победа оказалась за первой. И, как оказалось впоследствии, надолго.
Сразу за загсом еще один памятник — жертвам белогвардейского террора. Люди эти были казнены в 1919-1920 годах. Имена их сохранили обелиски, документы, сотни научных (вернее будет сказать — околонаучных) трудов. Имена же подавляющего большинства, представлявшего противоборствующую сторону, канули в небытие — кого сразу (захороненного в родной земле и забытого), кого позднее (в лагерях, эмиграции). Удивительно, но об этих людях до сих пор сказано до боли мало. Даже сегодня, когда мы не делим (во всяком случае, на словах) своих предков на белых и красных, когда смогли прикоснуться к другой правде, о которой нам долгое время практически ничего не было известно.
Эту правду изложил в своих книгах Константин Чхеидзе, таких, как «Повесть о Дине» (1925), «Страна Прометея» (1930), «Глядящий на солнце» (1935) и в неопубликованных воспоминаниях «События, встречи, мысли». Немало страниц последних отведено повествованию о Гражданской войне на кабардинской земле, и здесь перо Чхеидзе достигает, как пишет исследователь его творчества Анастасия Гачева, «поистине шолоховского размаха и силы».
Памятник, о котором мы вели речь, возведен в начале сосновой рощи — стройные, светло-коричневые стволы составляющих ее деревьев чем-то напоминают воинов, застывших в карауле. Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь острые верхушки, удобно расположились на ковре из мягкой хвои. Шаги людей здесь не слышны. Лишь изредка заблудившийся речной ветерок потревожит покой сосен, и заскрипят они, высказывая людям свои боли и жалобы. Их немало. Совсем недавно роща насчитывала почти тысячу деревьев, сегодня их куда меньше. Как и птиц, пение которых еще вчера здесь не смолкало ни на мгновение, а сегодня почти не звучит — боятся пернатые столь тесного соседства с человеком. Стало забываться и первичное название этого места — столь образное и поэтическое: «Роща утренней радости».
Летняя читальня, по периметру которой располагались за столиками многочисленные любители шахмат, долгие годы являлась излюбленным местом времяпрепровождения многих сотен нальчан. И прежде всего любителей мудрой игры. Здесь проводились чемпионаты города и республики. Впоследствии рядом с читальней заасфальтировали площадку, поставили теннисные столы и застучали малые ракетки, пустились вскачь китайские целлулоидные мячики.
Читальня, на чьем фундаменте обосновывались по весне целые колонии черно-красных жучков, место, дарящее тепло человеческого общения, сегодня живет лишь в нашей памяти. Недобрая рука в одну из ночей поднесла горящую спичку к ее хрупким деревянным стенам, лишив множество людей пристанища души и сердца. Правда, остался расположенный чуть выше ресторана «Лето» (ныне на месте этого легкого и ажурного сооружения возникло нечто бесформенное, громоздкое и несуразное) шахматно-шашечный павильон, но он никогда не был популярен у интеллектуальной публики.
Еще одна достопримечательность Липовой аллеи — цветочный календарь. Уже многие десятилетия работники парка каждое утро меняют ящички с высаженными в землю цветами, из которых и составляются цифры дней, годов и буквы месяцев. Разноцветное время — зелено-голубое весной, оранжево-розовое летом, бордово-желтое осенью -здесь подвластно желаниям и рукам человеческим. Кажется, поспеши, замени побыстрее, еще до заката, ящичек с цифрами, и вот он уже наступил — завтрашний день; а забудешь о замене — и день вчерашний повторится. Да только, как известно, «все врут календари». С марта-апреля по октябрь-ноябрь отсчитывает дни и месяцы цветочный парковый календарь. А вот его собрат, расположившийся у Дома Правительства КБР на месте, где когда-то находилась республиканская Доска почета кукурузоводов, не знает отдыха даже зимой — работники горзеленхоза научились оберегать цветочное время от морозов и снега.
За крутым зигзагом Липовой аллеи, о котором мы уже говорили, вниз спускается своеобразная лестница, ступеньки которой чередуются с ровными площадками. По ней можно спуститься к декоративному бассейну, предваряющему вход в плавательные, называемые в обиходе «лягушатниками». Расположены они на том самом месте, где в 1913 году были построены первые купальни, нынешняя колоннада входа практически соответствует прежней. Питают бассейны львы, вернее их стилизованные морды, чей грозный оскал вызывает у детей лишь снисходительные улыбки.
Если пойти от бассейнов прямо, то перед глазами возникнет комплекс зданий, возведенных на месте кафе «Трек». Именно здесь, на берегу пруда, питавшего водой ванное здание курорта, в 1920-х годах была возведена небольшая гидроэлектростанция. Первоначальная ее мощность составляла 100 лошадиных сил, впоследствии она выросла до 160. Давала станция электричество Нальчику, а также Затишью, Долинску, Вольному аулу и Мужичьему хутору, считавшимися самостоятельными территориальными единицами.
Нынешний «Трек» (напомним, что слово это означает сооружение для тренировок и соревнований по велоспорту) — частное заведение, представляющее собой комплекс белоснежных зданий с зеркальными куполами крыш, мостиками через канал и реку, фонтаном, галереей. Внешняя изысканная отделка соответствует внутренней, многочисленные залы готовы принять хозяев новой жизни.
На фоне «Трека» даже несколько потерялось здание бывшего ресторана «Эльбрус» (новое название — «Дворец торжеств»), которым и завершается Липовая аллея. Воздушное, с многочисленными наружными лестницами, арками, открытыми залами-террасами, обширной балюстрадой, оно чем-то напоминает гигантскую белоснежную бабочку, присевшую на мгновение на самый верх отвесного зеленого склона. Вид из-под арок второго этажа столь впечатляющ, что только из-за него стоит сюда прийти — перед вами, упираясь в небесное голубое марево, лежит на зеленом постаменте снеговая величествен-ная гряда. На первый взгляд такая близкая, что кажется — она совсем рядом, в какой-то сотне-другой метров.
Это здание, как и расположившийся под ним Зеленый театр, чьи скамейки, сбегающие вниз по горному склону, могут приютить более трех тысяч человек, построены по проекту Георгия Мосулишвили. Нальчикскому архитектору удалось столь органично вписать их в парковый ансамбль, что они не выглядят чужеродными среди царства лип, буков, вязов, грабов, ясеней, лещины. Особенно в весеннюю пору, когда горный склон покрывается белой кипенью цветущих дикоплодовых деревьев.
Итак, перейдя через дорогу, мы оказались на территории парка, формально относящейся к курортной зоне. Но деление это давным-давно забыто, и лишь колонны с надписью «Курорт Долинск», расположенные по проспекту Шогенцукова сразу за республиканским стадионом «Спартак», напоминают о том, что город и курорт когда-то были отделены друг от друга.
Не будем задерживаться в городке детских развлечений, похожие есть повсюду, двинемся по парку дальше. В этой части находит свое продолжение лишь одна из трех аллей — Комсомольская. Принято считать, что она берет свое начало от памятника Беталу Калмыкову (1893-1940), партийному лидеру республики. Личности достаточно яркой, харизматической, обладающей твердой волей, решительностью, широким кругозором. Но, как оказалось, далеко не такой однозначной, какой было принято рисовать в советские времена. Ведь даже знаковый для нашей истории год кончины, свидетельствующий о насильственной смерти в жерновах сталинской репрессивной машины, не расставляет точки в оценке верного ленинца. Поэтому, возвращаясь к Комсомольской аллее, отметим: считать, что она начинается от гостиницы «Нальчик», куда более уместно. А дорожка от памятника Калмыкову, как и другая — со стороны улицы Адмирала Головко, мимо памятника основоположнику кабардинской литературы Али Шогенцукову и театра, носящего его имя, они и есть просто дополнительные входы.
Комсомольская аллея (в названии отражен труд тех, кто ее разбивал) самая, как отмечалось выше, протяженная — почти 2,5 километра. Высаженные на ней клены и липы за десятилетия так разрослись, сомкнувшись практически на всем протяжении своими кронами, что солнце здесь гость редкий. А дождь — лишь проливной и продолжительный — сможет согнать с многочисленных скамеек тех, кто решил отдохнуть на достаточно продолжительном пути. Именно поэтому Комсомольскую аллею облюбовали велосипедисты — стреловидная, практически без резких подъемов и ступенек, она позволяет без всякого напряжения за какие-то десять-пятнадцать минут добраться до самого Курортного зала (в последнее время, к сожалению, пустующего).
В верхней части парка есть на что посмотреть. Это и зоопарк, достаточно разросшийся за последние годы, и смотровая вышка, выстроенная в начале 60-х годов в виде крепостной башни с бойницами и двумя опоясывающими ее балконами. Место для нее выбрано удачно — поднявшись по почти отвесным внутренним лестницам на самый верх, обнаруживаешь, что перед тобой открывается живописный вид. На озера — заросший тиной и порой даже зимой не оголяющийся Трек и Курортное, берега которого обсажены плакучей красавицей (ее научное название — ива вавилонская), чьи ветви свисают до самой земли. На санаторные здания, пригородный поселок, канатную дорогу, чьи гондолы, не выдержав отсутствия курортников, застыли в вечном ожидании; на окрестные горы, среди которых выделяется Большая Кизиловка, красивая во все времена года: «. весной бледно-желтая и белоснежная от цветущих дикорастущих плодовых деревьев, летом — ярко-зеленая, осенью — желто-красная от изменяющейся окраски листьев деревьев и зимой — черно-серая от окраски стволов».
К этому стоит добавить, что название свое она получила от обилия растущего на ней кизила, который по осени местные жители собирают ведрами. У него крупные, мясистые ягоды алого, а когда переспеет — темно-бордового цвета.
В этом же районе парка питьевой павильон «Источник Нальчик» (его возвели в 1969 году), где можно в дневное время суток вдоволь напиться лечебной воды, плавательный бассейн, знавший и лучшие времена, здания функционирующей курортной поликлиники и лечебных ванн, которые теперь принимают в другом месте — выше санатория «Голубые ели». Спуск с аллеи приведет к озеру и открытому плавательному бассейну с обширным лечебным пляжем.
Если направиться в другую сторону, то одна из дорожек выведет к оригинальному комплексу кафе «Бочка». Возведенное в шестидесятых годах прошлого века в виде пивного бочонка, но обозначенное как магазин минеральных вод, кафе это сразу стало любимым местом отдыха как курортников (от лечебных процедур), так и горожан (от приевшихся трудовых буден). Потом «Бочка» повторила судьбу летней читальни, исчезнув в одну из ночей в пламени пожара, но в отличие от последней возродилась в более чем презентабельном виде — значительно увеличившись в габаритах, приобретя «сменщицу» и сонм «детишек».
Но главное в парке отнюдь не строительные объекты, даже самые оригинальные, а его зеленое богатство. Не случайно парки называют музеями живой природы. Если следовать такому подходу, Нальчикский — один из самых богатых на экспонаты. Специалисты утверждают, что по количеству представленных видов и кустарников он находится «в одном ряду с некоторыми известными ботаническими садами Кавказа», так как их насчитывается в нем около 160 видов. Помимо флоры Кавказа обильно представлены «деревья и кустарники из Северной Америки, Средней и Южной Европы, из Японии, Китая и Кореи, из Сибири и Малой Азии». Еще более богата травянистая растительность, которой, по одним подсчетам (ботаник Ю. И. Кос), около двухсот видов, а по другим (ботаник А. X. Кушхов) — в два раза больше.
Статьи
Литература:
Мария и Виктор Котляровы «Неповторимый Нальчик»
Городской парк нальчика
Полный тепла и национального колорита, дружелюбный и открытый город раскинулся в полукруге гор, с высоты птичьего полета напоминающих подкову.
Атажукинский сад
Одно из главных достояний города Нальчика – городской парк, который является гордостью Кабардино-Балкарии.
Приехав в Нальчик, нельзя не посетить огромный парк «Атажукинский сад» с его колоритными озерами, зоной для терренкура, питьевой галереей, множеством великолепных клумб.
История существования парка начинается с 1847 года, когда были привезены первые саженцы фруктовых деревьев из Грузии и Крыма. Свое название парк получил от фамилии его владельца — князя Атажукина. Со временем территория парка обустраивалась, а его название менялось несколько раз. В 2007 году, после капитальной реконструкции, саду вернули его прежнее название.
Центральная аллея сада, шириной в девять метров и длиною почти в полтора километра, полностью усажена кленами, соснами и елями. В воздухе витает неповторимый аромат зелени. Следующая аллея – Липовая, кроны ее деревьев создают плотный зеленый «навес». Особый интерес вызывает Цветочный календарь (цифры дней, лет и буквы месяцев выложены цветами). В конце аллеи расположен Дворец торжеств, с красивейшими террасами, арками и лестницами.
В саду построен питьевой бювет, плавательный и декоративные бассейны.
Монумент «Навеки с Россией»
Монумент «Навеки с Россией» расположен на площади 400-летия присоединения Кабарды к России, перед зданием Музыкального театра. Главным элементом монумента является бронзовая статуя царицы Марии Темрюковны, дочери кабардинского князя Темрюка и второй жены Ивана Грозного. Монумент был установлен в 1957 году, в честь 400-й годовщины вхождения этих земель в состав России. На нижнем ярусе монумента расположены 4 бронзовых барельефа, каждый из которых повествует о важнейших исторических событиях.
Мемориал «Вечный огонь славы»
Мемориал «Вечный огонь славы» расположен в городе Нальчике, на территории Городского парка, раньше именовавшегося Атажукинским садом. Мемориальный комплекс — это обелиск, перед которым горит вечный огонь. Мемориал обустроен на прямоугольной площади, обрамленной вечнозелеными елями.
Обелиск, установленный в 1949 году, увенчан позолоченной звездой, а к его основанию прикреплена табличка с памятной надписью. Под памятником покоится братская могила советских солдат, героически погибших в Великой Отечественной войне, а вечный огонь появился к 20-й годовщине Победы, в 1965 году.
В сентябре 2010 года мемориал был уничтожен в результате взрыва, устроенного неизвестными злоумышленниками. Ровно через 10 дней, после трагического события, мемориал был полностью восстановлен, а подача газа к горелке вечного огня возобновлена.
Мемориал «Вечный огонь славы» является традиционным местом мероприятий, проводимых во время памятных дат, связанных с Великой Отечественной войной. Во время свадебных церемоний, к монументу возлагают цветы молодожены, чтобы поблагодарить героических земляков за мирное небо над головой.
Памятник героям 115-й кавалерийской дивизии
Памятник героям 115-й кавалерийской дивизии расположен при въезде в город Нальчик, со стороны Пятигорска и находится на площади, между улицами Мальбахова и Темрюка Идарова. Первый памятник был открыт в 1970 году, но со временем его снесли, и на месте старого одноименного памятника был возведен величественный монумент с наездником.
Открытие нового монумента состоялось в 2005 году, он был выполнен по проекту скульптора М. Тхакумашева. Во время войны 115-я кавалерийская дивизия отважно сражалась в боях и держала оборону города.Раньше монумент был представлен в виде мужественного солдата, обнимающего своего коня, но власти города решили возвести новый памятник, и на его месте появился лихой наездник — джигит.
В 115-ю кавалерийскую дивизию входили практически одни жители Кавказа и Кабардино-Балкарской республики. На фронт кавалерийскую дивизию собирали всем городом, им предоставили лучших жеребцов, заводы обеспечивали их одеждой, оружием и едой.
Солдаты кавалерийской дивизии держали оборону и принимали участие в неравных боях против фашистов, с мая по октябрь 1942 года. На сегодняшний день, память погибших солдат 115-й кавалерийской дивизии чтут и ветераны войны и более молодое поколение, постоянно к монументу возлагают цветы, выражая свою благодарность героям, отдавшим за наше будущее жизнь.
«Сосруко»
Необычной архитектурой и красивым внешним убранством порадует знаменитый ресторанный комплекс (в прошлом) «Сосруко», возведенный на горе Малая Кизиловка. Здание построено в виде головы эпического богатыря Сосруко и его руки, протягивающей горящий факел. Перед рестораном находится площадка, с которой можно полюбоваться красотами Нальчика с высоты 600 м. над уровнем моря. А еще отсюда можно спуститься к городу по канатной дороге, получив огромный заряд энергии и впечатлений.
Храм Марии Магдалины
Храм Марии Магдалины, построенный в период 2004-2010 годов, открыт во имя равноапостольной Марии.
Церковь занимает площадь 800 квадратных метров. Торжественная закладка фундамента и освящение места строительства состоялись в сентябре 2004 года. В основание фундамента храма была заложена капсула с посланием потомкам.
Он возведен в византийском стиле архитекторами Александром и Дмитрием Тарариными и способен вместить одновременно тысячу человек. Он имеет 5 медных куполов шлемовидной формы и пристроенную колокольню.
Соборная мечеть
Соборная мечеть Нальчика – это новая городская мечеть, построенная в современном стиле. Она была открыта в 2004 году на месте бывшего кинотеатра «Юность». Эскизный проект мечети выполнил молодой архитектор Андрей Асанов.
Здание соборной мечети построено симметричным моноблоком. Возле главного входа находятся два 30-метровых минарета. Первый этаж мечети имеет квадратную форму, второй этаж – восьмигранную. Здание венчается куполом. Высота мечети составляет 21 метр, а общая площадь – 1.700 квадратных метров. Мечеть способна вместить до тысячи прихожан. В ней находится два молельных зала: 700-местный большой зал и 150-местный малый зал
Арка «Навеки с Россией»
Мемориальная арка «Навеки с Россией» была открыта в торжественной обстановке относительно недавно — в сентябре 2007 года. Церемония открытия арки, установленной на въезде со стороны Пятигорска, была приурочена к празднованию 450-летия союза России и Кабардино-Балкарской Республики. «Навеки с Россией» — такая надпись венчает мемориальную арку.
Иное ее название — арка Дружбы. Архитектурный памятник выдержан в характерном для подобных сооружений стиле и достаточно органично вписался в окружающий его городской ландшафт. Несмотря на то, что установлена арка не так давно, она уже стала одной из узнаваемых достопримечательностей столицы Кабардино-Балкарии.
Национальный музей в Нальчике
Национальный музей в Нальчике находится на улице Горького. Он был основан в 1921 году и его экспозиция весьма обширная. Историческая часть экспозиции представлена богатыми археологическими находками на территории республики Кабардино-Балкария и рассказывает об истории ее народов, их жизни, традициях, культуре.
В разделе природы представлена рельефная карта республики и образцы полезных ископаемых, добываемых на ее территории.Площадь выставок в музее составляет более 1000 квадратных метров, площадь фондохранилищ, более 800 квадратных метров. В состав Национального музея входят четыре филиала и за год его посещает 33 000 человек. Одной из богатейших и ярчайших выставок является выставка «Костюмы народов Кавказа». Нумизматическая коллекция состоит из 6000 экспонатов, а археологическая коллекция представляет 37 000 экспонатов.
Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств имени А.Л.Ткаченко
Музей имеет более 200 произведений русского и зарубежного искусства и более 2500 экспонатов местных авторов. Выставки меняются каждые 3 недели. Экспонируются персональные, тематические, юбилейные, учебные выставки из фондов музея, по линии Союза художников, из личных коллекций, обменные выставки. Акцент делается на непосредственном контакте зрителя с подлинными произведениями искусства.
Музей имеет возможность делать выставки произведений разных периодов. Широко представлено в коллекции искусство советского периода. Неизменной популярностью зрителей пользуются выставки произведений декоративно-прикладного искусства народов Кабардино-Балкарии.
Мемориал жертвам политических репрессий балкарского народа
В 2002 году в городе Нальчике был открыт мемориал, посвященный жертвам политических репрессий балкарского народа, которые подверглись сталинской депортации во время Великой Отечественной войны в 1944 году.
Он имеет несколько экспозиций, посвященных периоду депортации, последующей реабилитации и современной жизни и деятельности балкарского народа.
Светомузыкальный фонтан на площади Согласия в Нальчике
В Нальчике на площади Согласия напротив Дома Правительства установлен «танцующий» светомузыкальный фонтан, считающийся одной из главных городских достопримечательностей. Этот эксклюзивный фонтан является одним из крупнейших на Северном Кавказе. Он был запущен в эксплуатацию во время проведения «Кавказских игр-2012».
«Танцующие» струи фонтана пересекаются и вращаются в разные стороны, меняя свою конфигурацию в зависимости от звучащих музыкальных композиций. Всего предусмотрено примерно 15 музыкальных классических произведений. «Танцы» струй сопровождаются разноцветной неоновой подсветкой. В центре фонтана возвышается бьющий вверх огромный водяной столп, высота которого составляет около 40 метров.
Ресторан «Мельница»
Здание ресторана стилизовано под старинную водяную мельницу. Центром композиции является деревянное водяное колесо, приводимое в движение водным потоком. Используемые при строительстве натуральный камень и дерево создают ощущение многовековой постройки.
Ресторан «Бочка»
Ресторан «Бочка» — это пивной ресторан, представляющий собой самую большую в мире деревянную бочку. Он расположен в курортной зоне «Долинск». В 1960-х годах на этом месте находился магазин минеральных вод с кафе, построенный в форме бочонка, но он сгорел.
Через некоторое время на этом месте построили двухэтажный пивной ресторан, но уже в форме огромной бочки. Вход в ресторан «Бочка» расположен с торца. К нему ведёт небольшая лестница. На втором этаже расположено большое окно в форме капли. Ресторан «Бочка» пользуется немалой популярностью у местных жителей и туристов.
Нальчикский ипподром
У горцев испокон веков лошадь была в особом почете. Лошади кабардинской породы не имели себе равных в выносливости и неприхотливости, красоте и грации. Внутри самой породы наиболее востребованными были такие подвиды, как Шагъдий, Шолох, Бекан. В царской России для нужд кавалерии десятками тысяч закупались лошади кабардинской породы. Коневодство было поставлено на широкую ногу. Дальнейшее своё развитие коневодство получило в Кабардино-Балкарии и в годы Советской власти. Скаковые испытания лошадей на гладких ипподромных скачках — это своего рода экзамены, выставляющие оценки коневодству.
Нальчикский республиканский ипподром был основан в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны скачки не проводились. Возобновились любимые в народе конные состязания с 1944 года. Регулярные плановые скачки стали проводиться с 1953 года, когда деревянную трибуну реконструировали.
Национальным коневодческим союзом была проведена аттестация российских ипподромов. В результате аттестации Нальчикский ипподром вошел во II группу.
Козий рынок
Ежедневно, кроме понедельника, в Нальчике работает Козий рынок. Продают там все, что только можно связать из шерсти — шали, платки, носки, свитера… Цены смешные: за шаль ручной работы из козьей шерсти здесь просят 200-400 рублей.
Советы по покупке изделий из козьей шерсти и пуха — такие же, как на Пуховом рынке в Урюпинске. Не забывайте торговаться, не покупайте первое, что бросилось в глаза и кажется дешевым. Если ажурная шаль очень лохмата — так, что за пухом не видно узора, — она может оказаться «вспушенной» и потом «полезет». Чтобы определить качество, по такой шали надо провести ладонью. Останутся на ладони пушинки — брать нельзя, точно «полезет». Будьте внимательны: изделия из натуральной козьей шерсти почти никогда не окрашивают. Они должны быть грязновато-белого или светло-бежевого цвета. Яркие шали с замысловатыми узорами чаще всего синтетические.
Носки, варежки, шапки, пончо, огромный выбор детской вязаной одежды, есть даже платья и свитера по моделям из модных каталогов. Приходить на Козий рынок лучше до 11 утра — как и в Урюпинске, местные изделия активно скупают оптовики, и после полудня у продавцов может не оказаться вещей нужного размера или цвета.
На Козьем рынке в изобилии представлены сувениры с национальной символикой, а также коврики, шапочки для сауны, овечьи шкуры и все в таком роде. Впрочем, Козий рынок интересен не только товарами, но и торговцами. Местные продавщицы настолько харизматичны, что от них трудно уйти без покупки, даже если она вам совершенно не нужна. Опасайтесь бабуль! Они так обаятельны и настойчивы, что корреспондент Strana.ru ушла от одной из них с пакетом шерстяных носков безумных расцветок и тремя парами пушистых варежек.
Ротонда в городском парке в Нальчике
Беседка-ротонда с пятью колоннами, поддерживающими округлый купол крыши, расположена на одной из живописных аллей Городского парка культуры и отдыха Нальчика. Уединённое место позволяет отдохнуть в спокойной обстановке, полюбоваться на великолепие пышной зелени деревьев и подышать чистейшим воздухом.
Античная стилистика ротонды, щедрость лепных узоров, сплошь покрывающих колонны, навевает ассоциации с атмосферой тургеневских «дворянских гнёзд» и неспешной всепоглощающей неги. Из беседки, расположенной рядом с озером, открывается великолепный вид на красоты парка – в дореволюционное время именовавшегося Атажукиным садом. Узорчатая ротонда – приятное, не единственное и далеко не главное украшение нальчикского парка, ставшего любимым местом отдыха жителей и гостей города. Он не зря считается местной достопримечательностью – на территории, равной четверти площади города, собрано великое множество растений из разных уголков планеты.
Арки на входе в парк, аллеи и беседки, в том числе изящная ротонда с колоннадой, стали элементами, создавшими неповторимый ландшафт памятника садово-парковой архитектуры КБР.
Зеленый театр и Дворец торжеств «Эльбрус»
Здания Зеленого театра и Дворца торжеств «Эльбрус» находятся в центре Атажукинского сада в городе Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. Весь архитектурный комплекс, состоящий из двух этих зданий, был построен в 1957 году под руководством архитектора Георгия Мосулишвили.
Зеленый театр представляет собой утопающее в зелени изящное строение с большой открытой площадкой. Дворец торжеств «Эльбрус» выглядит не менее впечатляюще, особенно весной, когда его окружают цветущие дикоплодовые деревья.
В 2002 году Дворец торжеств полностью реконструировали, оставив при этом уникальные архитектурные решения и неповторимый вид. Зеленый театр прошел полную реконструкцию только в 2007 году. Здание театра в несколько раз увеличили, а на цокольном этаже разместили кафе и банкетный зал.
Площадь 400-летия присоединения к России в Нальчике
Площадь 400-летия присоединения к России в Нальчике — это главная площадь города с красивыми фонтанами и пешеходной зоной.
Эту площадь еще называют «Площадью Марии», Мария Темрюковна – это кабардинская княжна, жена Ивана Грозного – символ объединения Кабарды и России. В 1957-м году на площади был установлен памятник Марии.
Пешеходная зона площади выложена тротуарной плиткой, весной здесь разбиваются клумбы и включаются фонтаны. По всему периметру площади высажены деревья и установлены оригинальные фонари.
Данная площадь является одним из любимых мест отдыха и прогулок у жителей Нальчика и его гостей.
Аллея голубых елей
Атажукинский сад в Нальчике — один из знаменитых парков Кавказа. Сад жители называют Центральным парком Нальчика. В парке много различных видов деревьев, поэтому его часто сравнивают с самыми известными Ботаническими садами Кавказского региона. Одно из самых примечательных мест в парке – Аллея голубых елей. Она была заложена еще в тридцатые годы XX века. Аллея всегда производит впечатление на гостей города.
Статные, высокие голубые ели, посаженные в ряд, тянут свои голубые ветки к гуляющим по парку. Голубой цвет деревьев необычно смотрится и в дневное время, и вечернее под светом фонарей, поэтому аллея кажется просто фантастической.
В 2002 году парк получил звание «Лучший парк России», и здесь не последнюю роль сыграли великолепные деревья парка, в том числе и знаменитые голубые ели.
Беседка в курортном парке
Романтическая белоснежная беседка, сделанная из белого мрамора, очень украшает известный парк города Нальчика – Атажукинский сад. Она находится у озера и выглядит необыкновенно живописно. Эта беседка у озера теперь любимое место влюбленных пар. Сюда приходят и люди, которые хотят побыть в одиночестве и полюбоваться прекрасным видом.
Беседку в саду называют `»Беседка для влюбленных», здесь любят фотографироваться молодожены, так как получаются красивые романтические фотографии.
Беседка, как и парк были восстановлены после 1999 года, когда Нальчик получил статус федерального курорта. Были выделены средства на восстановление города и парка в том числе.
Башня влюбленных
Башня влюбленных расположена в городе Нальчике, столице республики Кабардино-Балкария. Смотровая башня находится на территории Городского парка, ранее носившего имя Атажукинского сада. Именно с именем кабардинского князя Атажуко Атажукина и связано появление башни, которая была построена по его указанию в 1867 году. Изначально предназначенная в качестве парковой смотровой точки, башня была стилизована под средневековое крепостное укрепление.
В 1961 году башня была отреставрирована, однако ввиду отсутствия охраны и постоянного ухода внутренние помещения башни регулярно подвергались актам вандализма. В 2011 году началась последняя реставрация башни, после чего строение было передано в аренду частному предпринимателю, обеспечившему ей должный уход и инвестиции.
Башня стала популярным туристическим объектом. Недалеко от нее открылось кафе «Старая башня», весьма популярное у горожан и гостей Нальчика. Башня часто служит декорацией для различных фотосъемок, в том числе и свадебных.
Арки Веснина в Нальчике
Арки Веснина в Нальчике — это оригинальное архитектурное сооружение, оформляющее вход в самый большой парк на Северном Кавказе «Атажукинский сад».
Арки были установлены в 1934-м году в рекордно короткие сроки — всего за 2 дня. Сооружение выглядит строго и торжественно, однако вместе с тем гармонично сочетается с природой. С архитектурной точки зрения это строение не является арками — это пилоны, но так уж сложилось, что за ними и в обиходе, и в литературе закрепилось именно такое название — Арки Веснина.
Разработчиком проекта арок выступил Виктор Александрович Веснин, который являлся известным специалистом своего времени, а также занимал пост главного архитектора Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР.
Памятник Великой Отечественной войне «Зенитка» в Нальчике
Памятник Великой Отечественной войне «Зенитка» в Нальчике — это монумент, установленный как дань памяти отважным зенитчикам, защищавшим город. Памятник находится напротив Национального Музея Кабардино-Балкарской республики на улице Горького.
Данная монументальная композиция состоит из настоящего боевого зенитного орудия, которое использовалось для борьбы с фашистской авиацией и впоследствии было восстановлено и отреставрировано, а также двух противотанковых ежей. Орудие установлено на бетонном постаменте, а ежи располагаются на некотором расстоянии от него.
Памятник добровольцам, отстоявшим свободу Абхазии
В Городе Нальчик в центре города можно увидеть памятник, который посвящен добровольцам, отстоявшим свободу Абхазии во время грузино-абхазской войны в 1992 — 1993 годы. Памятник был установлен в 2003 году. Проектом этого монумента занимался известный в республике художник Руслан Цримов.
У памятника героям часто проходят митинги и другие общественные мероприятия города и республики. У монумента всегда лежат живые цвета в память о погибших, отдавших свои жизни за свободу целого народа.
Памятник основателям кабардинской и балкарской литературы
Памятник основателям кабардинской и балкарской литературы находится на территории центрального парка города Нальчика, на липовой аллеи. Парк является главным украшением города и излюбленным местом отдыха жителей и гостей города. Два гранитных бюста были открыты в 1968 году.
Бекмузар Пачев — поэт, философ, астроном и основатель кабардинской литературы. Создал свой собственный алфавит, с помощью которого и записывал свои сочинения. Кязим Мечиев — поэт и мудрец, основатель балкарской литературы. Между бюстами установлена мемориальная доска, на которой увековечены цитаты из стихотворений основателей.
Обелиск Славы на братской могиле советских воинов в Нальчике
Обелиск Славы на братской могиле советских воинов — один из многочисленных памятников, посвященных памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны, находится в городе Нальчике, столице Кабардино-Балкарской Республики.
Кто эти герои, похороненные в братской могиле? В октябре 1942 года Нальчик был осажден немецкими войсками. В бой с ними вступила 11-я стрелковая дивизия ВВ НКВД, защищавшая этот город. Малочисленная дивизия скорее напоминала бригаду, т.к. состояла не из шести полков, положенных по штату, а лишь из 278-го стрелкового и 17-го кавалерийского полков. Общее число солдат было всего 1 956 человек, вместо положенных по штату 11 314.
И хотя их численность была в несколько раз меньше, чем у противника, советские стрелки и кавалеристы самоотверженно сражались с врагом. К сожалению, силы все же оказались не равны, многие были убиты, к тому же немцы превосходили их по количеству оружия. И самое главное, немцам также осуществляли авиационную поддержку бомбардировщики немецкой эскадры «Эдельвейс». После многочисленных боев Нальчик был захвачен оккупантами.
Остатки советской дивизии были вынуждены отходить по лесной дороге в сторону Черекского ущелья. Но уйти удалось совсем немногим. Бомбы немецких бомбардировщиков градом посыпались на людей. Все поле было усыпано трупами наших бойцов. 11 декабря 1942 года из-за больших потерь остатки 17-го кавалерийского полка были переданы для пополнения 2-й гвардейской стрелковой дивизии РККА. Именно эта дивизия 4 января 1943 года полностью освободила город от врага.
В 1949 году в Нальчике на братской могиле советских солдат, павших в боях за город, был установлен обелиск Славы «Вечный огонь», автором которого стал архитектор Павел Казанчев. Стоит обелиск в городском парке Нальчика — именно там, где был последний рубеж обороны города. Братскую могилу обустроили 28 июля 1946 года. В нее перенесли останки 128 солдат из 32 захоронений на территории Нальчика. В настоящее время на плите выбиты имена 88 солдат, а еще 40 остались неизвестными. В 1965 году возле обелиска зажегся Вечный огонь. Если вы когда-нибудь будете в этом парке, не проходите мимо, почтите минутой молчания память этих героев.
Памятная стела в честь награждения города орденом Отечественной войны 1 степени
В 1985 году 7 Мая был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР наградить город Нальчик орденом Отечественной войны 1 степени. Это было большое событие для города, тем более произошло оно в канун 40-летия Великой Победы. Жители город достойно прошли и годы Великой Отечественной Войны, и годы большого строительства в послевоенное время. Орден отражает также все успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.
В честь этого события в городе была воздвигнута Памятная стела. Она находится возле здания Парламента, на проспекте Ленина. Была установлена сразу в 1985 году в год получения городом ордена.
В 2010 году город Нальчик получил также звание «Город воинской славы».
Арт-центр Мадины Саральп
Арт-центр Мадины Саральп — это выставочный центр, культурная и архитектурная достопримечательность города Нальчик.
Здание Арт-центра — новейшая достопримечательность города Нальчика, которая придала традиционной культуре европейский лоск и изысканность, а также подчеркивает ее уникальность. По замыслу автора, основная архитектурная идея здания должна была органично взаимодействовать со сверх-идеей и задачей Арт-центра – сохранение и развитие национальных традиций и поддержка молодых талантов. Идея претворилась замечательно – здание отсылает нас к старопетербургскому стилю и, в то же время, напоминает о старом добром Нальчике.
Прекрасный подарок Нальчику сделала семья Мадины и Альберта Саральп к празднованию 455-летия Государственности Кабардино-Балкарии – 2 сентября 2012 года состоялось открытие Арт-центра в красивом доме у аллеи Голубых елей в городском парке.
Здесь имеется два выставочных зала, в которых выставляются работы молодых художников, а также проводятся многочисленные выставки по продаже линий одежды, свадебных платьев, аксессуаров и сувениров от Модного Дома Saral’p, где любое изделие представлено в лишь в одном экземпляре.
Гора Большая Кизиловка
Гора Большая Кизиловка — это пологая гора в окрестностях города Нальчик, с вершины которой открывается великолепный вид на окружающую природу.
Свое название гора получила от обилия растущего на ней кизила. Кроме того, на склонах горы встречается множество дикорастущих плодовых деревьев, причудливых кустарников и ярких цветов.
На самой вершине Большой Кизиловки расположена смотровая площадка. Сюда можно подняться пешком или по канатно-кресельной дороге, обозревая сверху живописные окрестности и уникальный природный ландшафт.
Площадь Согласия в Нальчике
Когда жители Нальчика говорят о самом центре своего города, чаще всего подразумевают площадь перед Домом Правительства Кабардино-Балкарской республики и прилегающий к ней сквер. Площадь Согласия украшают многочисленные цветники и газоны. Ровные дорожки сквера, мимо одного из самых интересных и технологически сложных декоративных гидросооружений не только в КБР, но и в России, – современного музыкально-цветового фонтана ведут к памятнику Ленину, наследию социалистической эпохи. Трапециевидная, иедально чистая и ухоженная площадь открывается со стороны проспектов Ленина (со стороны Дома Правительства) и Шогенцукова (со стороны театра имени Шогенцукова и центрального городского парка). Площадь Согласия по праву считается красивейшей в Нальчике. Она стала местом проведения общегородских и республиканских мероприятий, концертов и шоу.
Яркий акцент площади Согласия – свето-музыкальный фонтан, «танцующий» под произведения мировой классики. Он введён в эксплуатацию совсем недавно, но уже превратился в городскую достопримечательность. Уникальный фонтан имеет компьютеризированное управление. Неоновая подсветка делает чашу с мириадами серебристых водяных струек похожей на фантастический цветок, исполняющий небывалый сказочный танец под аккомпанемент самых известных музыкальных произведений.
Озеро Трек в Нальчике
Городской парк «Атажукинский сад» является украшением города Нальчика. В парке расположено несколько озер искусственного происхождения. Одно из них, озеро Трек, появилось за время с 1913 по 1915 год. За его отвесным склоном, где расположена асфальтовая дорожка со скамьями, протекает река Нальчик.
Ранее на берегу озера находилась электростанция, начавшая свою работу в 1925 году, затем она была снесена и на ее месте построили гостинично-ресторанный комплекс «Трек».
Озеро является одним из излюбленных мест отдыха для жителей Нальчика и гостей города. Побережье озера украшено ажурными беседками, на его берегах расположены пляж, лодочная станция. Озеро богато различной рыбой. Здесь можно полюбоваться великолепными видами, совершить прогулку по озеру на лодке или катамаране.
Стадион «Спартак»
Стадион «Спартак» расположен в городе Нальчик – столице Кабардино-Балкарии, Россия. На этом стадионе клуб проводит домашние матчи чемпионата России и Кубка России по футболу. Стадион был открыт в 1960 году,а в 2006 году была проведена реконструкция,и появились новые места для зрителей, современные осветительные приборы, качественное табло.
Вместимость стадиона 14 400 зрителей, а размеры игрального поля – 105 на 68 метров, при этом стадион имеет естественное покрытие.Стадион «Спартак» является домашней ареной для футбольного клуба из Нальчика, основанного еще в 1935 году. В чемпионате России по футболу среди команд клубов премьер-лиги, команда Нальчика выступает с 2006 года. С 1992 года стадион имеет официальный сертификат РФС, а средняя посещаемость в сезоне 2013-2019 годов составила 2419 зрителей.
Кабардинский государственный драматический театр им. А. Шогенцукова
История Кабардинского государственного драматического театра имени А. Шогенцукова насчитывает уже больше семидесяти пяти лет. Еще в 1933 году при Ленинском учебном городке была открыта небольшая областная студия национального искусства, целью которой стало создание художественных кадров для будущего государственного драматического театра Кабардино-Балкарии. Это и было начало рождения театра.
Только в 1940 году был открыт настоящий профессиональный театр. Самой первой постановкой на сцене молодого театра стала «Женитьба Фигаро». Сейчас на счету Кабардинского драмтеатра более 300 различных спектаклей. Часть спектаклей были поставлены по произведениям национальных авторов.
Кабардино-Балкарский государственный музыкальный театр
Кабардино-Балкарский Государственный Музыкальный театр находится в городе Нальчик на знаменитой площади 400-летия Присоединения Кабарды к России. Театр был открыт в феврале 1968 года. Первая постановка на сцене театра была балет «Аминат». Окончательно труппа театра сформировалась в 1969 году. В репертуаре балетной труппы были спектакли «Лялюца» Л. Когана, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Даханаго» Л. Когана, «Лебединое озеро» П. Чайковского.
Театр много гастролировал не только по территории Кавказа, но всей и России, а также по городам Украины. Кабардино-Балкарский Государственный Музыкальный театр всегда имел и имеет в настоящее время прекрасно подготовленных вокалистов. Вокальные исполнители театра исполняют самые сложные музыкально-сценические произведения, что делает театр известным в республике и стране.
Памятник жертвам Кавказской войны XVIII-XIX веков
Кавказская война XVIII-XIX вв. до 1990-х практически была неизвестна простому человеку. У этой войны также были свои герои и свои трагические последствия. Но уже после 1990-х на Кавказе стали устанавливать памятники жертвам этой войны. Есть такой памятник и в Нальчике, посвящен адыгам. Был установлен в 2004 году, в сквере Свободы.
Символизирует собой «древо жизни» — это древнейший символ адыгов. Обозначает переломный момент в жизни народа. Бронзовый памятник, высотой 7 метров.
Монумент защитникам и освободителям Нальчика
Нальчик богат на разные памятники и мемориалы погибшим в годы Великой Отечественной войны. Монумент защитникам и освободителям города Нальчика установлен в 1971 году, в городском сквере у автовокзала. Это танк Т-34-85, установленный на большой бетонный постамент. Впереди на постаменте цифры «1943». Хотя модель этого танка не участвовала в боях под Нальчиком.
Памятник жителям Нальчика, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Памятник жителям Нальчика, погибшим в годы Великой Отечественной войны, находится в городе Нальчике. Открыт памятник в 1981 году.
Архитекторами памятника являются В. Асанов, В.Чурилов. Памятник расположен напротив национального музея.
Вокруг памятника вся территория выложена тротуарной плиткой,бежевым цветом и цветом красного кирпича. Территория у памятника всегда чистая, власти города следят за состоянием памятника.
Памятник жителям Нальчика, погибшим в годы Великой Отечественной войны, является местом возложения цветов у молодоженов.
Приветственный знак при въезде в Кабардино-Балкарскую Республику
Приветственный знак при въезде в Кабардино-Балкарскую Республику – это стела, расположенная вдоль трассы E117 на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики в семидесяти километрах к северо-западу от Нальчика.
Стела представляет собой два прямоугольных треугольника разной величины, расположенных рядом друг возле друга и соединённых между собой перемычкой. На большом треугольнике имеется надпись «Кабардино-Балкарская Республика», на перемычке – «Навеки с Россией». Таким образом, стела одновременно является и приветственным знаком при въезде в Кабардино-Балкарию, и памятным знаком дружбы между двумя народами.