Меню

Города и реки китая

Одна из отличительных черт Китая — большое количество рек. Бассейны более полутора тысяч рек превышают 1000 кв. км. Годовой сток составляет более 2600 млрд. куб. м, или 6,6% мирового стока рек (по этому показателю Китай занимает одно из первых мест в мире). Однако годовой слой стока (отношение объема стока на площадь водосбора) в среднем составляет 271 мм, что ниже среднемирового. Объем воды на душу населения – менее 3 тыс. куб. м, или 1/4 среднемирового уровня.

Мост в Ханчжоу через реку Цяньтан

Истоки главных рек Китая находятся на Цинхай-Тибетском нагорье. Большие перепады высот создают огромные гидроэнергетические ресурсы, запасы которых оцениваются в 680 млн. кВт, по этому показателю Китай занимает первое место в мире. Реки, стекающие с Цинхай-Тибетского нагорья, в верховьях имеют сильное течение, которое становится спокойным на равнинах.

Для Китая характерно очень неравномерное расположение рек. Если восток страны достаточно обводнен, и там имеется разветвленная гидрографическая сеть, многочисленные реки, то запад испытывает значительный дефицит воды, реки имеют внутренний сток и часто бывают обводнены только в период дождей.

На востоке страны протекают многочисленные реки, в том числе крупнейшие реки Азии – Хуанхэ, Янцзы, Сицзян. Но даже они характеризуются неравномерным распределением стока в течении года: его максимум приходится на летний период муссонных дождей. В это время паводки часто являются причиной катастрофических наводнений. Особенно интенсивны паводки на Хуанхэ и реках Северного и Северо-Восточного Китая. В сухой период сток резко уменьшается. В это время питание рек осуществляется за счет грунтовых вод. В третьей четверти ХХ века в КНР началось строительство крупных гидротехнических сооружений. Их создание преследовало двойную цель – получение электроэнергии и создание водохранилищ для регулирования естественного стока и накопления запасов воды для орошения полей.

В западной части Китая рек очень мало, а на больших пространствах они вовсе отсутствуют. В большинстве случаев реки маловодны и быстро теряются в песках или впадают в бессточные впадины. Здесь часто встречаются так называемые сайры – русла, не имеющие постоянного водотока. Они заполняются водой только на несколько часов после дождей. Постоянный сток имеют только те реки, которые получают снеговое питание в горах. Здесь, на юге и востоке Цинхай-Тибетского нагорья берут начало великие реки Азии: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Салуин, Брахмапутра, Инд, впадающие в Тихий и Индийский океаны.

Реки Китая делятся на две большие группы: реки внутреннего стока и внешнего стока. Реки внешнего стока впадают в море или океан. Их общая водосборная площадь составляет примерно 64% территории страны, а объем стока достигает 96%, причем больше он на юге. Основное направление течения рек бассейна Тихого океана – с запада на восток. К ним относятся Хуанхэ, Янцзы, Хэйлунцзян (Амур), Чжуцзян (Сицзян), Ляохэ, Хайхэ, Хуайхэ и др. В Индийский океан несет свои воды река Ялуцангпо. Она знаменита тем, что ее русле проходит через самый крупный в мире каньон, длина которого составляет 504,6 км, а глубина – 6009 м. К бассейну Северного Ледовитого океана относится Эрцис (Иртыш), устремляющийся через СУАР на север.

Реки внутреннего стока впадают в озера, теряются в солончаках и пустынях. Их водосборная площадь составляет всего 36% территории страны. Самая крупная из них – Тарим, протекающая по территории СУАР.

Крупнейшей рекой Китая является Янцзы (Янцзыцзян, Чанцзян, Голубая река), длина которой составляет приблизительно 6300 км. Это третья по величине река в мире после Нила и Амазонки, и самая длинная и многоводная река Евразии. Ее исток находится на Цинхай-Тибетском нагорье, на высоте более 5500 м над уровнем моря. Площадь бассейна Янцзы составляет 1807199 кв. км, это 18,8% площади страны. Река многоводна: объем ее стока достигает 37,7% всего стока рек Китая. Начинаясь в горах, она проходит через глубочайшие ущелья с порогами и водопадами Сино-Тибетских гор, в среднем течении пересекает южную часть Сычуаньской котловины, одну из житниц Китая, а ниже по течению прорывается через три крутостенных ущелья — «Ущелье трех ворот», Саньмэнься, славящееся своей красотой.

Вид на Янцзы с башни Желтого журавля (Хуанхэлоу) в Ухани

В нижнем течении река следует через Цзянхайскую и южную часть Великой Китайской равнины. Ширина русла здесь достигает 2 км и более; река часто делится на рукава. В районах среднего и нижнего течения климат теплый и влажный, достаточно обильные дожди, плодородные почвы. Здесь сформировались идеальные условия для ведения сельского хозяйства. Не случайно, это главная житница страны, «край, богатый рисом и рыбой». Издревле здесь также было развито шелкоткацкое производство и торговля. Здесь же расположен Шанхай – крупнейший город Китая.

Впадает Янцзы в Восточно-Китайское море, площадь дельты приблизительно 80 тыс. кв. км. Река имеет муссонный режим с летним паводком, в это время уровень воды поднимается до 10 и более метров над равниной. Несмотря на то, что озера Дунтинху и Поянху выполняли роль естественных водохранилищ, принимая значительную часть паводковых вод, вплоть до середины ХХ века здесь нередки были опустошительные наводнения, от которых не спасали даже дамбы, общая длина которых составляет 2,7 тыс. км.

Как отмечает В.В.Малявин, «За период с 1911 по 1932 г. здесь было зафиксировано 56 наводнений, из них 42 были вызваны циклонами, 9 – тайфунами и 5 – сильными грозами. Наводнение на Янцзы в 1931 г. охватило территорию, на которой проживало 25 млн. человек, и стало причиной гибели 140 тысяч. Нередко в одно время с наводнениями на Янцзы в Северном Китае случались засухи». Только после создания ряда гидротехнических сооружений нрав реки удалось усмирить. В настоящее время в этом районе проживает более 300 млн. жителей.

Европейцы дали Янцзы название «Голубая река», однако, в действительности, вода в реке желтая благодаря большому содержанию взвесей в воде. За год река выносит 280-300 млн. т наносов, которые оседают в русле, постоянно его повышая. Янцзы – главная судоходная магистраль страны, «золотая транспортная артерия». Судоходство возможно почти до подножий Сино-Тибетских гор, на 2850 км вглубь материка, для морских судов – до г.Ухань. В настоящее время воды реки также используются для орошения, главным образом, рисовых полей.

Вторая по величине река Китая – Хуанхэ, что переводится как «Желтая река». Цвет воды действительно желтый из-за обилия лесса. Ее длина составляет 5464 км (в разных источниках приводятся разные цифры), площадь бассейна – 752443 кв. км. Она берет начало на востоке Цинхай-Тибетского нагорья, на высоте более 4000 м. В верхнем течении она пересекает озера Орин-Нур и Джарин-Нур, проходит через отроги Куньлуня и Наньшаня. В среднем течении река минует плато Ордос и Лессовое плато, где делает большую излучину. Затем она проходит через ущелье «Драконьи врата» в Шаньсийских горах. Последние 700 км река следует по Великой Китайской равнине. Всего на своем пути она пересекает Цинхай, Сычуань, Ганьсу, Нинся, Внутреннюю Монголию, Шаньси, Шэньси, Хэнань, Шаньдун и впадает в Бохайский залив (Бохайвань) Желтого моря, образуя дельту.

Как и Янцзы, Хуанхэ имеет муссонный режим, летнее половодье. В это время на равнинах вода поднимается на 4-5 м, а в горах – до 15-20 м. Воды интенсивно размывают Лессовое плато и Шансийские горы – ежегодный вынос составляет более 1300 млн. т взвешенных наносов, по этому показателю река занимает первое место в мире. Благодаря этому, ежегодно дельта реки выдвигается в сторону моря, причем на некоторых участках со скоростью до 5 км в год.

В нижнем течении река интенсивно отлагает наносы, что привело к превышению русла над уровнем окружающей местности на 3-10 м. Вследствие этого здесь часто случались наводнения, в северных провинциях их частота достигала два года из трех. Для защиты от наводнений Хуанхэ и ее притоки защищались дамбами, длина которых в настоящее время около 5 тыс. км. Их прорывы вызывали опустошительные наводнения и перемещения русла на расстояние до 800 км. Так, в отдельные периоды Хуанхэ на север смещалась до р. Хайхэ, на юге – до Хуайхэ, и впадала в Желтое море к северу или югу от Шаньдунского п-ва.

В бассейне Хуанхэ сосредоточены плодородные поля и пастбища. В недрах содержатся залежи полезных ископаемых. Воды используются для орошения. На реке создана целая система гидротехнических сооружений для защиты от наводнений. Для удобства Хуанхэ соединена каналом с р. Хуайхэ. Судоходство возможно на отдельных участках по Великой Китайской равнине. Однако в настоящее время в связи с рядом экологических проблем река мелеет большую часть года, и судоходство возможно только для малых судов. Хуанхэ традиционно считается колыбелью китайской нации, отсюда прослеживаются истоки древнекитайской культуры. Долина реки издревле была густо заселена, вследствие чего естественные ландшафты здесь заменены антропогенными.

Хэйлунцзян (Амур, монг. Хара-Мурэн) протекает на севере Китая. Общая длина реки составляет 4440 км, если считать от истока Аргуни, и 2824 км – от места слияния рр. Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. В сутки по руслу реки проходит до 41 тыс. т наносов. Площадь бассейна составляет 1855 тыс. кв. км. По территории Китая река проходит 3101 км. По Амуру проходит граница между КНР и РФ. Весеннее половодье выражено слабо из-за малоснежности зим, и сливается с половодьем, вызванным дождями. Ледостав в верховьях – с начала ноября до начала мая, в низовьях – с конца ноября до конца апреля. Амур судоходен на всем протяжении и является важной водной магистралью.

Река Хуайхэ расположена между Хуанхэ и Янцзы и, как и они, протекает по Великой Китайской равнине. Ее длина составляет 813 км, площадь водосборной площади – 187 тыс. кв. км. Как и для всех рек равнины, для Хуайхэ характерны летние паводки, вызываемые муссоном. Поскольку воды несут много взвешенных частиц, русло рек непрерывно повышается, и к настоящему времени в ряде мест находится выше прилегающей равнины. несмотря на строительство дамб вдоль русла, угроза наводнений сохранялась до недавнего прошлого. Подобно Хуанхэ и Янцзы, Хуайхэ также неоднократно меняла свое русло после катастрофических наводнений и впадала то в Хуанхэ, то в Янцзы, то в Желтое море. После строительства крупных ирригационных сооружений в 50-60е гг. ХХ в., угроза наводнений в основном была ликвидирована. В настоящее время через систему озер и каналов большая часть стока поступает в Янцзы. Река судоходна в нижнем течении, значительное количество воды используется для орошения. Соединена Великим каналом с Янцзы и Хуанхэ.

Смотрите так же:  Реки италия карта

Сицзян – самая крупная и самая полноводная река Южного Китая, ее длина составляет 2130 км, площадь бассейна около 437 тыс. кв. км. В нижнем течении она называется Чжуцзян (левый рукав дельты р. Сицзян ниже слияния с р. Бэйцзян). Чжуцзян означает «Жемчужная река», поскольку здесь на протяжении многих столетий был распространен жемчужный промысел. Свое начало река берет на Юньнаньском нагорье, протекает большую часть пути в ущельях вдоль южного подножия гор Наньлин и впадает в Южно-Китайское море, где образует дельту (Чжуцзянкоу, Кантонский залив), общую с реками Бэйцзян и Дунцзян. Максимальный сток у реки наблюдается летом, сезонные колебания уровня достигают 15-20 м. Часты наводнения, для защиты от которых построено свыше 2 тыс. км защитных дамб. В настоящее время используется для орошения. Богата рыбой. Судоходна до г. Учжоу. В дельте расположен морской порт Гуанчжоу (Кантон).

Ланьцанцзян — 2153 км длиной, площадь бассейна 161430 кв. км. Свои воды река несет через Цинхай, Тибет, Юньнань и впадает в Южно-Китайское море.

Тарим – крупнейшая река внутреннего стока, образуется в результате слияния рек Яркенд, Аксу и Хотан, берущих начало в горах Куньлуня, Каракорума, Тянь-Шаня и Памира. Длина от истока Яркенда – 2030 км, что делает Тарим самой длинной рекой в Центральной Азии. Площадь бассейна – около 1 млн. кв. км. В среднем и нижнем течении она протекает в пределах Таримской впадины, большую часть которой занимает пустыня Такла-Макан. Река образует несколько беспорядочных русел, которые часто меняют свое положение, а также сложную дельту, общую с рекой Кончедарья. Поскольку Тарим попеременно питает два озера – Лобнор и Карабуранкёль, они постоянно меняют свои местоположения и очертания. Сток Тарима постепенно теряется на ирригацию и испарение, в отдельные годы река даже не достигает озер. В I тыс. н.э. вдоль Тарима проходил маршрут Великого шелкового пути.

Великий китайский канал (Даюньхэ) – один из самых известных в мире. Он соединяет водные системы Хайхэ, Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы, Цяньтанцзян. Его длина – 1801 км. На севере начинаясь в районе Пекина, на юге он достигает г. Ханчжоу в провинции Чжэцзян. На своем протяжении включает естественные водные пути – реки Байхэ, Вэйхэ, Сышуй и др., а также ряд озер. Канал состоит из нескольких участков: южный построен в VII в., самый северный – в XIII в., часть центрального (от Хуайиня до Цзянду) – по древнему каналу Ханьгоу VI-V вв. до н.э. Неоднократно реконструировался. Это самый длинный и самый древний искусственный канал.

Топ-10 Крупнейших Городов Китая

Если вас привлекает неповторимая атмосфера больших городов, то Китай — самое подходящее место для путешествия. Насладитесь невероятной энергетикой крупнейших мегаполисов в самой быстроразвивающейся стране в истории!

Вы сможете побывать в самых густонаселённых городах Китая и получите незабываемые впечатления при виде самых известных небоскрёбов не только Китая и Азии, но и мира!

Ниже приведён список ТОП-10 крупнейших городов материкового Китая по последним опубликованным данным Национальной Статистической Службы Китая (National Bureau of Statistics of China). Это не только самые густонаселённые города, но и имеющие важное значение для развития промышленности и экономики КНР (в данный список не входят особые административные районы Тайвань и Гонконг).

1. Чунцин — 34 млн жителей

  • Население: 34 млн жителей
  • Местоположение: река Янцзы, юго-запад Китая
  • Площадь: 82 300 км?
  • Чунцин – самый густонаселенный город Китая. Он известен своим туманом, горами и круизом по реке Янцзы. Благодаря развитой инфраструктуре и серьёзным инвестициям в промышленность, последние 5 лет Чунцин входит в десятку крупнейших городов Китая.

    Хотя на территории всего города центрального подчинения проживает более 34 млн человек, интересно, что основная часть проживает вне урбанизированной зоны.

    Рекомендуемые Туры в Чунцине:

    2. Шанхай — 24.2 млн жителей

    Набережная Вайтань, Шанхай

    • Население: 24.2 млн жителей
    • Местоположение: Дельта реки Янцзы, на востоке Китая
    • Площадь: 6 341 км?

    Шанхай – международный мегаполис и самый процветающий город страны, излучающий энергетику как традиционного, так и современного Китая. Этот крупнейший город Китая и его торгово-финансовый центр являет собой картину будущего Китая.

    В Шанхае расположен самый большой и оживлённый контейнерный порт, два крупных аэропорта (Пудун и Хунцяо), самый быстрый в мире поезд (маглев) и сеть эстакадных автомагистралей.

    Здесь Вас ждёт удивительное смешение восточной и западной культуры, древности и современности. Окрестности Шанхая богаты прекрасными водоёмами, реками и озёрами.

    Рекомендуемые Туры в Шанхай:

    3. Пекин — 21.7 млн жителей

    Вид на Запретный Город, Пекин

  • Население: 21.7 млн жителей
  • Местоположение: недалеко от Бохайского залива, на северо-востоке Китая
  • Площадь: 16 800 км?
  • Пекин – столица Китая, а также политический, образовательный и культурный центр страны. Научные исследования и технологии здесь преобладают над массовым производством.

    Пекин также известен крупнейшим аэропортом в Китае (вторым по величине в мире!) и обширной современной сетью метрополитена. Но и это не спасает город от нескончаемых автомобильных пробок. Запретный Город, к примеру, окружают шесть кольцевых дорог.

    Рекомендуемые Туры в Пекин:

    4. Тяньцзинь — 15.7 млн жителей

    Международный Круизный Порт, Тяньцзинь

  • Население: 15.7 млн жителей
  • Местоположение: берег Бохайского залива, на северо-востоке Китая
  • Площадь: 11 760 км?
  • Тяньцзинь – это огромный производственный центр и порт в Бохайском заливе. Благодаря своему ключевому расположению на Великом канале, соединяющем реки Янцзы и Хуанхэ, город Тяньцзинь всегда имел важное значение в истории страны.

    Хотя это только пятый по величине контейнерный порт в Китае, через него проходит более 10 миллионов контейнеров в год. К тому же он служит судоходными воротами в Пекин, находясь всего в 70 км к юго-востоку от китайской столицы. Многие из туристов прибывают в Тяньцзинь на круизных лайнерах, а затем отправляются в Пекин.

    5. Гуанчжоу — 14.4 млн жителей

    Мост Liedе, Гуанчжоу

  • Население: 14.4 млн жителей
  • Местоположение: Дельта реки Чжуцзян, юго-восточный Китай
  • Площадь: 7 434 км?
  • Гуанчжоу (Кантон) – это мощный промышленный центр. Чтобы заработать и поддержать свои семьи сюда приезжают миллионы людей из сельской местности для работы на фабриках.

    Огромное количество одежды, электроники, пластмассовых изделий и игрушек производится в Гуанчжоу и отправляется в разные уголки нашей планеты. Возникший в результате экономического бума в Китае, город Гуанчжоу также известен как место проведения Китайской Ярмарки Импортных и Экспортных Товаров (Кантонской Ярмарки).

    Рекомендуемые Туры в Гуанчжоу:

    6. Чэнду — 14 млн жителей

  • Население: 14 млн жителей
  • Местоположение: юго-запад Китая
  • Площадь: 14 312 км?
  • Город Чэнду, столица провинции Сычуань и самый большой город области, расположился посреди гористой засушливой местности Западного Китая. Это своего рода исключение среди крупных китайских городов. Несмотря на то, что сюда стекается население всего плодородного Сычуаньского бассейна, Чэнду смог сохранить размеренный ритм жизни.

    Хотя развитие промышленности и значительные внутренние инвестиции играют определённую роль в экономике города Чэнду, его рост в основном является результатом урбанизации: сельское население переезжает в города в поисках лучшей жизни. Ведь Чэнду – единственный крупный город в огромной провинции Сычуань, насчитывающей более 80 миллионов жителей.

    Рекомендуемые Туры в Чэнду:

    7. Шэньчжэнь — 12 млн жителей

    Вид На Ночной Шэньчжэнь

  • Население: 12 млн жителей
  • Площадь: 2 050 км?
  • Шэньчжэнь расположен между Гуанчжоу и Гонконгом. Это крупный промышленный центр, возникший практически в одночасье. Успех соседних городов помог довольно быстро занять четвертое место в Китае по объёмам промышленного производства. Здесь производятся более высокотехнологичные изделия, чем, к примеру, в Гуанчжоу и успешно развиваются местные компании.

    Рекомендуемый Тур в Шэньчжэне:

    8. Дунгуань — 11.5 млн жителей

  • Население: 11.5 млн жителей
  • Местоположение: Дельта реки Чжуцзян (Жемчужная река), Юго-Восток Китая
  • Площадь: 2 465 км?
  • Дунгуань – огромный, но малоизвестный промышленный город. Он находится между Гуанчжоу и Шэньчжэнем и занимает четвертое место в Китае по уровню экспорта. Город невероятно разросся в последние пару десятилетий. Многие из рабочих на местных фабриках прибыли в Дунгуань из сельской местности. Здесь производят электронику, компьютерное оборудование и проч.

    Дунгуань – беднейший из крупных городов Китая, в основном здесь проживают низкооплачиваемые рабочие-мигранты. Более миллиона китайцев, живущих за рубежом, а также жителей Гонконга, Макао и Тайваня — выходцы из Дунгуаня. Туристов в этом городе практически не бывает, за исключением уехавших когда-то местных жителей, которые приезжают, чтобы посетить родные места.

    9. Ухань — 10.6 млн жителей

    Вид На Ночной Ухань

  • Население: 10.6 млн жителей
  • Местоположение: слияние рек Янцзи и Ханьшуй, центральный Китай
  • Площадь: 8 569 км?
  • Ухань — большой и интересный город центрального Китая. Когда-то он казался менее современным, чем прибрежные города, но сейчас это один из главных высокотехнологичных, образовательных и финансовых центров страны.

    Уже долгое время Ухань служит важным транспортным узлом, так как находится посреди протяжённой судоходной части реки Янцзы, между Шанхаем и Чунцином.

    Благодаря своему местоположению, Ухань играет важную роль в китайской истории ещё со времён Периода Сражающихся царств (481-221 гг. до н.э.). И, что интересно, по сравнению с другими городами, жители города Ухань необычайно дружелюбны.

    10. Шэньян — 8.1 млн жителей

  • Население: 8.1 млн жителей
  • Местоположение: северо-восток Китая
  • Площадь: 12 942 км?
  • Шэньян — столица северо-восточной провинции Ляонин. Он известен своим статусом ведущего промышленного и торгового центра. Это ещё один город, выросший невероятно быстро за последние 5 лет, оказавшись в списке 10 самых больших городов Китая.

    Шеньян интересен и с исторической точки зрения: в маньчжурский период недолгое время он имел статус столицы, а затем, в XX веке входил в состав китайских территорий, оккупированных японскими войсками. В Шэньяне имеется свой императорский дворец, открытый для посещения.

    Туры в крупнейшие города Китая

    Мы предоставляем большое количество разнообразных индивидуальных туров в крупнейшие города Китая.

    Среди полюбившихся нашим клиентам, к примеру, следующие:

    Смотрите так же:  Вытебеть река орловская область
  • Тур Отдых на Хайнане и Классический Китай (Пекин — Сиань — Санья — Шанхай, 11 дней)
  • Аватар Тур (Пекин — Сиань — Чжанцзяцзе — Шанхай, 10 дней)
  • Узнайте больше об индивидуальных турах в Китай на любой вкус или напишите нашим консультантам по туризму, и они помогут подобрать маршрут, который подходит именно вам!

    О сотрудничестве и противостоянии двух городов — российского Благовещенска и китайского Хэйхэ — в последние годы говорили много. Причем в первую очередь обсуждали китайский феномен, когда буквально за несколько лет у реки вырос суперсовременный город с широкими проспектами и небоскребами. С берегов Амура — репортаж корреспондента «Ленты.ру».

    Благовещенск — город молодой по всем меркам. В 1856 году заложен Усть-Зейский пост Забайкальского казачьего войска в месте слияния Зеи и Амура, а в 1858-м, после подписания Айгунского договора между Россией и Китаем, определявшего границу по Амуру, указом императора Александра II пост получил статус города и имя Благовещенск. Планировка, стандартная для того времени — «квадратно-гнездовая», сохранилась до сих пор.

    Нынешний Благовещенск — причудливая смесь дореволюционной застройки в центре, деревянного частного сектора, советских многоэтажек и современных домов, причем соседствовать все это может в пределах одного квартала. Частный сектор выглядит неухоженно — многие дома ветхие, покосившиеся, есть и заброшенные, и сгоревшие. Пожары — обычное дело для губернских городов, страдающих от напасти точечной застройки. Власти пытаются с этим бороться, однако частный сектор продолжает гореть. Разумеется, лучший способ борьбы — взять решение проблемы в свои руки, чем и занимается нынешнее руководство города.

    По словам и.о. мэра Благовещенска Валентины Калиты, в рамках программы «Ветхое жилье» ведется постепенное расселение частного сектора и строительство новых кварталов. Однако решение одной проблемы тянет за собой несколько других, и в первую очередь это вопросы инфраструктуры. Если проблемы с детскими садами в городе нет, то школы переполнены. Схожая ситуация с поликлиниками и больницами. Ну и самая серьезная проблема — дороги и общественный транспорт. На данный момент Благовещенск входит, по словам и.о.мэра, в первую десятку городов по числу частного автотранспорта на душу населения. При нормативе 250 единиц на 1000 человек здесь, по разным оценкам, этот показатель — от 390 до 420 автомобилей. Что в сочетании с узкими улочками, как несложно догадаться, порождает постоянные пробки, кажущиеся чем-то совершенно чуждым для города с населением чуть более 200 тысяч человек.

    Разгадка столь высокого уровня автомобилизации проста — китайские подержанные машины, привезенные с другого берега Амура, стоят сущие копейки: за 100-120 тысяч рублей можно приобрести нормальную «рабочую лошадку». А без автомобиля в области никак нельзя. Впрочем, «копейки» для столицы — серьезные деньги для Приамурья, в особенности на фоне тяжелой экономической ситуации. Поскольку курс китайского юаня привязан к американскому доллару, цены на китайский ширпотреб выросли по сравнению с прошлым годом почти в два раза, и челночный бизнес стал попросту невыгоден. Как следствие, объявлениями о микрокредитах и «быстрых займах» обклеен весь Благовещенск. Рядом — неизбежные в такой ситуации объявления антиколлекторов. По уровню закредитованности населения Амурская область входит в первую тройку регионов России.

    Из-за колоссального частного автопарка не лучшие времена переживает городской транспорт. Фактически троллейбусами, автобусами и маршрутками пользуются лишь школьники, студенты и пенсионеры. Всем остальным проще либо проехаться по городу на своем авто (даже несмотря на проблемы с последующей парковкой), либо вызвать такси. На вызов в большинстве случае приедет такой же частник, подрабатывающий извозом. Доехать из одного конца города в другой стоит от силы полторы сотни рублей. За эти деньги вы не только насладитесь репертуаром местного радио, но и узнаете мнение электората о властях, Китае, Украине, дорогах, ценах и всем остальном. События на юго-востоке Украины, как ни странно, местных сильно волнуют. Про Крым разговоры не ведутся вовсе, а вот Донецк и Луганск в услышанных мельком разговорах проскакивают регулярно. Оно и понятно: на Дальний Восток еще в советское время перебралось немало жителей Донбасса — как русских, так и украинцев. Родня, друзья и знакомые — остались там. Впрочем, обеспокоенность судьбой близких не перерастает у местных жителей в переживания за судьбу «русского мира». Тут как-то все проще: есть Россия, и есть Китай.

    То, что Китай совсем рядом, чувствуется не только по многочисленным кафе и ресторанам китайской кухни (которые, к слову, зачастую держат жители Хэйхэ). Туристические указатели в центре выполнены на трех языках: русском, английском и китайском. Хотя китайских туристов в городе не больше, чем обычно можно встретить в Москве — то ли не сезон, то ли экономические проблемы сказываются. Помимо набережной — одной из основных достопримечательностей Благовещенска, китайцев можно встретить лишь на стройках и на рынке. Башни-новостройки на берегу, равно как и одна из самых пафосных гостиниц города — «Азия» — дело рук трудолюбивых соседей из-за реки.

    Небоскребы на другом берегу Амура, которыми регулярно восхищаются российские СМИ (и которые регулярно сопоставляют с деревянным частным сектором Благовещенска), расположены по-китайски хитро — прямо напротив благовещенских улиц, ведущих к реке. В результате всякий идущий или едущий по центру города, глядя в сторону Амура, натыкается взглядом на «китайский Манхэттен». Ну, а если ехать от железнодорожного вокзала — то на колесо обозрения в Хэйхэ, на «торговом» острове. Его из-за ошибок в проектировании признали небезопасным и к эксплуатации не приняли, однако оставили на своем месте в качестве своеобразного символа.

    Съездить в Китай для благовещенцев — дело обычное, а для приезжих — часть местной экзотики. Ведь город — единственный в России областной центр, стоящий прямо на государственной границе. Полторы тысячи рублей за билеты туда и обратно на один из курсирующих по Амуру теплоходов, да еще сто юаней (около тысячи рублей) на китайской стороне — пограничный сбор. Пять минут формальностей на российской стороне, пятнадцать минут плавания, пять минут формальностей на китайской стороне — и вы в Хэйхэ. Первое, что удивляет (и, скажем прямо, раздражает) — это толпы «помогаек», окружающих каждого приезжающего с русской стороны. «Помогайка» — это частный гид по Хэйхэ. Он покажет вам все торговые точки, поможет с выбором ресторана и будет возить вас по всему городу за умеренную плату. Так дело обстоит в теории. На практике «помогайки» везут вас к тем продавцам и рестораторам, с кем у них есть договоренности, а попытки уличить их в жульничестве чреваты стычками, в которых виноватыми оказываются русские. Повышать голос на навязчивого «помогайку» не стоит — китаец может расценить это как проявление агрессии со всеми вытекающими из этого последствиями. Лучший способ избавиться от него — притвориться иностранцем, не понимающим русский. Тогда назойливый попутчик исчезает практически сразу.

    Из-за скачка курса рубля остров пустует. Международный торговый центр «Остров Большой Хэйхэ» функционирует, хотя покупателей там практически не видно. Здесь можно купить все, что угодно, — от самых настоящих швейцарских часов чуть ли не на развес до последней модели айфона со встроенным телевизором. Прогулка по «Острову» — в первую очередь для ностальгирующих по «челночной» эпохе 90-х годов. Высящийся через дорогу громадный торговый центр «Юань Дун», открытый в 2008 году, совершенно пуст — работает лишь пара магазинчиков при входе. После того как исчез русский покупатель, исчез и китайский продавец.

    До самого города — пять минут пешком, до центра — еще десять. Кстати, Хэйхэ — это на самом деле городской округ, объединяющий несколько уездов. Город же называется странновато для русского уха — Айхуй. Заблудиться в нем невозможно — по площади он в четыре раза меньше Благовещенска, хотя население больше почти в восемь раз — 1,75 миллиона человек. Широкие проспекты, на которых очень мало машин, высокие сильно обшарпанные дома. Первые этажи отданы под кафе и магазинчики. Двуязычные вывески. Центральная пешеходная улица, она же главная торговая зона с открытым весной этого года памятником Пушкину (на постаменте написано «Отец русской литературы»). Рядом сидят пенсионеры и играют в карты.

    Русских очень мало из-за выросшего в цене юаня. Некоторые «универмаги» под вывеской «все за 2 юаня» добавляют еще табличку — «за 10 рублей». Рубли здесь, кстати, пользуются большим спросом — многое теперь дешевле купить в России. О прежних временах активной торговли напоминает лишь памятник «челноку» — мужчина, сидящий на громадном бауле в окружении сумок и коробок. Сознательно или нет, но он является парой к аналогичному памятнику в Благовещенске, установленному у «Амурской ярмарки». Вообще же разница с парадным фасадом, красиво подсвечиваемым по вечерам, бросается в глаза. Айхуй при всех небоскребах и вычурных зданиях органов государственной власти производит впечатление среднестатистического российского областного центра, неухоженного и вызывающе бедного за пределами центральной улицы.

    С набережной открывается прекрасный вид на Благовещенск. Новые многоэтажки, достраивающаяся набережная — точно такой же парадный фасад, как и у побратима — большого Хэйхэ. Власти Благовещенска, как и власти городского округа Хэйхэ, прекрасно понимают, что без тесного сотрудничества дальнейшее развитие будет крайне затруднено. Поэтому и сдвинулись с места переговоры по строительству моста через Амур. Проект начали обсуждать еще два десятка лет назад, о его необходимости говорят обе стороны. Ведь автомобильное сообщение с Китаем помимо зимней понтонной переправы — серьезное подспорье для развития туристической отрасли и приграничной торговли. Впервые за пределы теоретических обсуждений вышел и проект канатной дороги, призванной соединить два берега Амура и стать не только и не столько аттракционом, сколько полнофункциональным видом городского транспорта. Ну и, разумеется, никуда не деться от популярного среди российских урбанистов велотранспорта. В конце этого месяца в Благовещенске откроются полтора десятка пунктов проката велосипедов. Причем предполагается ввести универсальную карту, позволяющую брать велосипеды как на российской, так и на китайской стороне.

    Из «челночного дуэта» Благовещенск и Айхуй-Хэйхэ постепенно превращаются в основную точку сближения России и Китая — не только двух стран, но и двух цивилизаций. И говорить о «желтой опасности» здесь настолько же странно, как и о «нашествии большеглазых варваров». Два города, разделенных и объединенных Амуром, не только конкурируют, но и растут вместе. Программа развития Дальнего Востока, утвержденная правительством России, позволяет надеяться на то, что этот рост и неизбежно связанные с ним проблемы будут заботой не только городских властей.

    Смотрите так же:  Река на аляске лета

    15 мест в Китае, которые невозможно забыть

    Центр мира: Запретный город

    Запретный город в Пекине — это самый большой дворцовый комплекс в мире и настоящая вещь в себе. Почти пять столетий из «Пурпурного запретного города» правили Поднебесной 24 императора. Они считались сыновьями Неба, а их дворец — центром не только Китая, но и всей Земли. Это был город в городе, погруженный в церемонии и ритуалы, состоящий из знаков и символов, закрытый для посторонних. Сейчас Запретный город — часть Дворцового музея, и чаще его называют просто Гугун, «бывший дворец».

    Гугун — как Эрмитаж: увидеть все за один раз невозможно, к тому же с толку сбивают толпы туристов. Если хотите по-настоящему проникнуться китайской культурой, рекомендуем взять аудиогид на русском языке за 40 юаней и выделить на осмотр целый день, а может, и два. А чтобы уж совсем быть во всеоружии, перед поездкой прочитайте книгу «Последний император Китая. Пу И» или посмотрите одноименный фильм Бертолуччи.

    Бамбуковые ми-ми-мишки: Чэнду

    Большая панда — такой же символ Поднебесной, как дракон и Великая Китайская стена. В XX веке китайцы даже использовали панда-дипломатию: дарили редких животных другим государствам для налаживания отношений. Сейчас панды живут в нескольких горных районах Китая, в основном в провинции Сычуань, и в зоопарки других стран за редким исключением попадают только на условиях аренды.

    Одно из лучших мест для знакомства с черно-белыми плюшевыми мишками — Центр изучения и разведения больших панд в Чэнду. Приезжать лучше к 9 утра, когда панды оживляются на время завтрака. К полудню они уже будут спать. Любоваться неторопливыми животными можно бесконечно, как горящим огнем и текущей водой. Если удастся-таки оторваться от вольера, познакомьтесь с другой пандой — красной. Размером она с крупного кота, похожа на енота и относится к другому семейству, но тоже очаровательна.

    Оазис на Шелковом пути: Кашгар

    Синьцзян-Уйгурский автономный район

    Великий шелковый путь — сеть древних караванных троп, соединявших Европу и Азию. Там, где тропы пересекались, вырастали самые большие и процветающие торговые города. Один из них — Кашгар на западной границе гигантской пустыни Такла-Макан, на самом краю Поднебесной. В Кашгаре постоянно ловишь себя на мысли, что ты не в Китае, а в Самарканде или Оше: те же дыни, лепешки из тандыра и плов, те же шумные базары и ажурные мечети. От уйгуров ждешь, что они вот-вот заговорят на русском или хотя бы киргизском: настолько знакомыми кажутся лица.

    Как и другие китайские города, где живут малые народности, Кашгар делится на две непохожие части: старую уйгурскую и новую типовую китайскую. Вторая быстро поглощает первую, так что поторопитесь, если хотите застать настоящий Кашгар. Сок города — базары, из которых воскресный — самый изобильный. Специи, сухофрукты, пестрые ткани, ковры, музыкальные инструменты, пиалы — в местных торговых рядах вы точно отыщете отличные гостинцы и сувениры.

    Тайны подводного мира: озеро Цяньдаоху

    A post shared by Lawrence ??? (@lawrenceim) on Nov 19, 2019 at 5:01am PST

    Озеро Цяньдаоху возникло, когда на реке Синь Ань построили плотину ГЭС. Вода разлилась и затопила кусок земли размером с Самару. На поверхности остались только вершины гор и холмов – так появилось больше тысячи островов. Чтобы оценить масштаб и красоту рукотворного озера, прокатитесь по нему на катере. Только убедитесь, что гид говорит хотя бы по-английски, иначе как вы узнаете местные легенды?

    Про Озеро тысячи островов есть что рассказать. Под толщей воды погребены почти три десятка городов и тысяча деревень. Настоящее сокровище — Ши Чен, «Город льва», построенный больше 1 300 лет назад. Каменные драконы, храмы с загнутыми крышами, толстые стены домов — все это можно увидеть, если решитесь на погружение. А нет — так хотя бы посмотрите фотографии, чтобы знать, над какой Атлантидой предстоит проплывать.

    Войско, которому 2 200 лет: терракотовая армия

    В 1974 году крестьяне решили вырыть колодец в окрестностях Сианя, но вместо воды добыли глиняную статую воина в полный рост. Потом оказалось, что воинов — тысячи и все они смотрят на восток. Так и нашли терракотовую армию, которую 22 века назад захоронили вместе с императором Цинь Шихуанди, чтобы в загробной жизни он не остался без защиты.

    Терракотовые воины «расквартированы» в трех павильонах в 35 км от Сианя. Убедитесь сами: статуй с одинаковыми лицами тут не сыскать. Некоторые стоят совсем близко — под стеклом, как в обычном музее. Тогда видно, что все — одежда, прически, обувь — сделано с удивительной реалистичностью. А еще в павильонах хранятся фигурки воинов в изначальном виде: они ярко раскрашены во все цвета радуги.

    В стране снегов: Лхаса

    Тибетский автономный район

    Один из самых изолированных городов мира всегда манил западных путешественников, но до конца XX века побывать в Лхасе удавалось немногим. Сейчас попасть на «крышу мира» легко, нужно только позаботиться о формальностях. По китайским правилам, поездка в Тибетский автономный район должна быть организована турагентством, которое возьмет на себя разрешения и другие нюансы.

    Лхаса с ходу удивит вас контрастом между китайскими широкими проспектами и кривыми улочками тибетского квартала. Жизнь в старом городе крутится вокруг храма Джоканг, основанного в VII веке царем Сонгценом Гампо. По улице Баркхор, опоясывающей храм, днями напролет течет поток колоритных паломников. Сделайте вместе с ними пять-шесть кругов вокруг Джоканга и зайдите в десяток магазинов с броскими украшениями, картинами-тханками и полосатыми тибетскими фартуками, а потом устройте перерыв. Выпейте чанга — слабоалкогольного ячменного пива — и попробуйте шемдре — простое сытное блюдо из риса, картошки и мяса яка. Со свежими силами снова пускайтесь в водоворот тибетской жизни, которая не так уж изменилась за последние сотни лет.

    Чтобы настроиться на нужный лад, почитайте книгу Генриха Харрера «Семь лет в Тибете» или посмотрите одноименный фильм с Брэдом Питтом в главной роли. А о том, как организовать поездку в Тибет, подробно рассказано в блоге русского гида Анны Ятри.

    По следам императора: гора Хуаншань

    Плавающие в облаках горы Хуаншань с давних пор окрыляли поэтов и художников. Даже Джеймс Кэмерон признался, что искал в них вдохновения для «Аватара». Место и в самом деле впечатляющее: скалы круто стремятся вверх, тропинки проложены над пропастью, а водопады будто льются прямо с неба. Когда остроконечные пики погружаются в туман, чувствуешь себя персонажем с китайской картины тушью.

    Поднимаются на Хуаншань на канатке или пешком. Когда устанете считать нескончаемые ступени, подбодрите себя мыслью, что гора не просто так названа в честь легендарного Хуан-ди. Говорят, именно на этой вершине «Желтый император» и прародитель всех китайцев изобрел эликсир бессмертия — а вдруг и вам повезет? А еще у вас есть вполне реальный шанс увидеть глорию — свою тень в окружении цветных колец. В Китае это оптическое явление называют светом Будды.

    Пекин хочет перенаправить российские реки в Китай

    Перебрасывать воды рек из Алтайского край в Китай предложили в Пекине.

    С такой просьбой к премьер-министру Дмитрию Медведеву обратилось Китайское Общество обменов и сотрудничества между Россией, Восточной Европой, Центральной Азией и КНР.

    По данным РБК, речь идет о строительстве магистрального водовода Россия — Казахстан — Китай. Он должен быть завершен к 2040 году.

    В Пекине указывают, что такой водовод органично вольется в китайский мегапроект «Один пояс — один путь».

    По данным ООН, за последние 50 лет обеспечение водой населения Центральной Азии уменьшилось в 3,5 раза. По расчетам Global Water Initiative, к 2025 году с дефицитом воды могут столкнуться некоторые регионы Китая и Казахстана.

    Хотя Китай находится на шестом месте в мире по запасам воды, однако больше половины рек загрязнены безответственной хозяйственной практикой, рассказал «Ридусу» председатель правления Российского водного общества Александр Катков.

    Китаю вода нужна как воздух. Уже сегодня китайцы «пьют Байкал», организовав производство его воды в бутылках и перевозя ее к себе. Свои реки они загадили, мы видим это на примере Черного Иртыша, который начинается в Китае, а затем через Казахстан протекает по российской территории, — говорит он.

    Переброска части стока сибирских рек однажды уже разрабатывался в рамках советского проекта по обводнению пустынь Центральной (которая тогда называлась Средней) Азии. Но к огромному счастью для экологию, этот катастрофический по последствиям проект не осуществился — в первую очередь по финансово-техническим причинам, так как об экологии советские экономические планировщики думали в самую последнюю очередь.

    Сейчас технологические возможности позволяют похожий проект осуществить, особенно если под него будет выделено соответствующее финансирование, — уверен Катков.

    Стоимость проекта оценивается в $80 млрд, и это достаточно большие деньги, чтобы нашлось много желающих за него приняться. И в этом состоит главная опасность, подчеркивает эксперт.

    Прежде, чем соглашаться на перекачку российских рек в Китай, надо семь раз отмерить, какие последствия это будет иметь для территорий, расположенных ниже по течению. Также надо быть уверенным в том, что загадив свои реки, китайцы не начнут делать то же самое с нашими, — призывает он.

    Надо, чтобы экологическая экспертиза проверяла каждый километр трассы предполагаемого водовода. И чтобы «задвижка» на трубе протяженностью полторы тысячи километров оставалась на российской территории.

    В подобных проектах политический интерес ни в коем случае не должен превуалировать над экологическим, — предупреждает Катков.

    В Китае уверяют, что проект политическую поддержку в Москве уже получил.

    И совсем не обязательно, что Россия будет продавать китайцам воду в ущерб себе: каждую весну огромные территории Алтая затапливаются паводковыми водами, и если Китай перекачает их на свою территорию, российским регионам, находящимися ниже по течению рек, будет только на руку.