Меню

Гатчинский дворец фаберже

Итоги первого дня работы научных секций международной конференции в Музее Фаберже

11 Октября 2019 года

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге является обладателем крупнейшей коллекции произведений Фаберже и прилагает все усилия к тому, чтобы быть главной международной площадкой по изучению жизни и творчества знаменитого ювелира. В юбилейном 2019 году Музей посвятил свою ежегодную конференцию личности Карла Фаберже, деятельности его фирмы, ее месту в российской и мировой культуре, а также тому влиянию, которое Фаберже оказал на современное ювелирное искусство.

Конференция открылась серией докладов, посвященных тесным взаимосвязям фирмы Фаберже и Дома Романовых. Признание таланта великого русского ювелира со стороны императорской семьи и высочайшее покровительство его фирме, позволили Фаберже значительно расширить деятельность и сделать свое имя настоящей визитной карточкой страны.
Независимые исследователи Фаберже И.Е.Филимонов и А.В.Кречмер в своем докладе рассказали о том как важные памятные события периода правления Николая II — Коронация, 300-летие дома Романовых, рождение наследника, открытие музея Александра III (Русский музей) — нашли отражение в памятной и сувенирной продукции: альбомах, книгах, открытках, фотографиях. Был предложен ряд смелых гипотез относительно наименования пасхальных шедевров, вызвавшие дискуссию в зале, в частности, следующие возможные варианты названий: «В память посещения Ялты их императорскими Величествами» (яйцо «Яхта «Штандарт»), «В память 200-летия Царского села» («Лавровое дерево») и другие.

Доклад Г.Н.Корневой, заместителя директора информационно-издательской фирмы «Лики России», и Т.Н.Чебоксаровой, доцента СПбГЭТУ «ЛЭТИ», познакомил слушателей с историей подготовки к проведению коронационных торжеств и особой роли фирмы К.Фаберже в этом процессе. Доклад опирался на большое количество архивных документов и счетов. Докладчики рассказали о изготовлении ряда дипломатических подарков, традиционных для подобного случая, а также уникальных подарков для двух императриц — Марии Федоровны (брошь в форме сердца с миниатюрами) и Александры Федоровны (брошь «Роза желтая»), подарков для великих князей и княжон (всего 18 брошей общей суммой 66892 тысячи рублей), в том числе персонифицированных (медальон для ношения на груди для Вел.кн. Владимира Александровича).

И.В.Зимин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории ПСПбГМУ, рассказал о предметах «от Фаберже» как о функциональных вещах, которыми императорская семья пользовалась каждый день. На примере исторических фотографий интерьеров Зимнего дворца он подробно рассказал о том, какое место те или иные образцы Фаберже могли занимать в повседневной жизни владельцев как в бытовом, так и в мемориальном смысле. Подчеркнуто значение работ Фаберже как «важной жизненной детали»: у Александры Федоровны был целый шкаф, в котором она хранила драгоценности Фаберже, а с ними такие важные личные реликвии, как венчальные свечи. Также был затронут вопрос судьбы предметов после 1917 года.

К.Кеттеринг, вице-президент антикварной фирмы John Atzbach Antiques, США, познакомила слушателей с уникальным видом алмазов, которые называют «плоскими» или «портретными алмазами». В процессе рассказа была освещена история бытования и использования плоских алмазов в ювелирном искусстве, в частности русском, с петровских времен до эпохи Фаберже. Уникальность портретных алмазов заключается в том, что гладкая плоская поверхность камня – уникальный природный феномен. Отличительные черты – высокая прозрачность и особый цвет, которые позволяют помещать их поверх живописных миниатюр в ювелирных изделиях. Такие камни широко применялись в пасхальной серии К. Фаберже (яйца «Бутон розы» и «Коронационное» из коллекции Музея Фаберже) и других выдающихся произведениях фирмы.

Н.М.Серапина, архивист ЦГАЛИ СПб, представила результаты изучения дворцовых описей имущества Романовых, в которых неоднократно упоминаются работы Фаберже . Поскольку многие из принадлежавших Романовым драгоценностей после революции ждала сложная судьба, письменные свидетельства, на которые опирается доклад, имеют особую ценность. Особое внимание в докладе уделено коллекции Вел.кн. Ксении Александровны, в описи которой значится 41 заголовок «Фаберже», а также коллекции Гатчинского дворца с описями серебра и камнерезных изделий. Автор подчеркнул, что многие из описей остаются неразобранными, а значит судьбу многих из «утраченных» шедевров еще только предстоит выяснить.

Вторая секция была посвящена особенностям стиля Фаберже и его отражению в творчестве современных ювелиров.
В своем докладе, посвященном источникам изучения деятельности фирмы Фаберже, независимый исследователь Е.Г.Корнейчук уделила особое внимание графическим альбомам с эскизами ювелирных изделий. В качестве конкретного примера взят альбом с пряжками, содержащий 175 эскизов ювелирных изделий, по котором работали лучшие ювелиры фирмы как в Петербурге, так и в Москве (Вигстрем, Хольминг, Перхин). Были показаны варианты оформлений как в привычной для Фаберже классической стилистике, так и в менее привычных: модерн, в «египетском стиле», в «сиамском стиле». Многообразие представленных материалов подтверждает, что высокое качество и уровень развития дизайна – основа работы фирмы Фаберже. Вопрос, остающийся открытым – авторство конкретных рисунков, поскольку большинство из них не имеют подписи.

М.В.Овчинников, первый заместитель директора Музея Фаберже, и Патрик Дрейер, художник-камнерез, член попечительского совета Немецкого музея драгоценных камней, представили новые сведения об исторических связях фирмы Фаберже и династии камнерезов Дрейеров, а также рассмотрели технологические процессы создания миниатюрной анималистической скульптуры из твердых пород камня. Был поднят вопрос атрибуции гипсовой модели жабы из коллекции Дрейеров, датируемой концом 19 — началом 20 века, которая предположительно была прислана в Идар-Оберштайн фирмой Фаберже. Была обнаружена японская нэцкэ, по-видимому ставшая прототипом для данной гипсовой модели. Нэцкэ вполне могла входить в коллекцию самого Карла Фаберже. Другие нэцкэ, принадлежащие японским резчикам той же школы, послужили прототипами для камнерезных изделий фирмы, сегодня хранящихся в известных коллекциях.

Смотрите так же:  Дворец брата васильева

А.В.Кречмер рассказал о работах компании Фаберже, содержащих изображения архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Особое внимание было уделено пасхальной серии с живописными миниатюрами царских дворцов и ювелирным моделям императорских резиденций в Гатчине и Царском селе. Докладчик обратил внимание на их уникальность как единственных сохранившихся трехмерных моделей.

Следующая секция была посвящена ювелирам-современникам Карла Фаберже. Н.Н.Сапфирова, соискатель Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств (Украина), рассказала о работе филиалов фирмы Фаберже в Одессе и Киеве, а также о творчестве наиболее выдающихся современников русского ювелира, в первую очередь, фирмы Маршака. Были подробно освещены все сферы деятельности фирмы — от мелких ювелирных изделий до крупных государственных заказов, причем особое внимание уделено конкуренции двух фирм. Наиболее вероятно, что магазин Фаберже в Киеве закрылся, не выдержав конкуренции со стороны Маршака, который лучше понимал специфику вкусов местной клиентуры.

Леннарт Бооий, хранитель отдела декоративно-прикладного искусства и дизайна Городского музея Амстердама, рассказал о схожих тенденциях в деятельности фирм Лалика и Фаберже. Несмотря на отсутствие личного знакомства, Лалик и Фаберже стояли во главе одинаково крупных фирмы со схожими торговыми стратегиями, в приоритете которых было использование новых для своего времени материалов, выход на международный рынок, работа для правящих элит, идея «фамильного бренда» и большое внимание к дизайну. Особое внимание было уделено работам Лалика и Фаберже в коллекции одного из постоянных клиентов обеих фирм – дипломата и мецената Ван Гилса ван дер Палса, поддерживавшего «русские сезоны» Дягилева.

М.А.Осипова, секретарь научного отдела Музея Фаберже, аспирант СПбГУП, в своем докладе сравнивала деятельность и творчество Фаберже с работой не менее известной компании «Болин». Основной акцент был сделан на партнерстве двух ювелирных домов. Каждая из компаний занимала свою нишу на рынке: у Фаберже основной упор делался на дизайн и мастерство исполнения, у Болинов определяющую роль играл драгоценный камень и его характеристики, что не мешало компаниям сотрудничать и нередко работать вдвоем над одним императорским заказом.

Завершающая секция была посвящена частным и музейным коллекциям. В докладе, посвященном 300-летию Минералогического музея Ферсмана, его научный руководитель В.К.Гаранин, затронул все основные вехи в истории музея с момента открытия Минерального кабинета Кунсткамеры в 1716 году до наших дней. Было подчеркнуто, что музей гармонично сочетает научную, образовательную и музейную деятельность. В данный момент в коллекции около 6000 изделий, в частности камнерезные работы компании Фаберже и предметы, переданные лично Агафоном Фаберже академику Ферсману (включает редкие камнерезные фигурки людей и одно пасхальное яйцо). История их дружеских отношений также была кратко освещена в докладе.

М.Бэттли, президент антикварной фирмы Marie E.Betteley, Inc., США, рассказала об уникальном опыте своих родителей, получивших в 1983 году шанс атрибутировать и систематизировать коллекцию изделий Фаберже из собрания Королевской семьи Таиланда. Ни один другой исследователь никогда не получал доступа к коллекции, включающей редкие драгоценные предметы культа, до сих пор использующиеся в церемониях. Также была затронута тема отношений дома Романовых и Сиамской королевской семьи, которые способствовали получению заказов фирмы Фаберже со стороны сиамских клиентов. Коллекция до сих пор остается частной и не демонстрируется. Участники лекции смогли увидеть уникальные архивные фотографии.

Представители семьи МакФерринов, обладающей одним из крупнейших частных собраний Фаберже – Дороти МакФеррин и Дженнифер МакФеррин-Бонер – рассказали о выдающемся собрании работ фирмы Фаберже в коллекции музея естественной истории город Хьюстон, штат Техас. Коллекция включает в себя личные предметы членов царской семьи и представляет почти все направления деятельности Фаберже, Особое внимание в докладе было уделено принципу систематизации экспозиции, попытке наглядно представить работу фирмы и познакомить посетителей музея с историями жизни бывших владельцев драгоценных изделий. Завершая свое выступление, Дороти МакФеррин сказала: «Как здорово, что мы имеем возможность познакомить Америку с вашей культурой и историей.» На этой прекрасной ноте завершился первый день международной научной конференции в Музее Фаберже.

Гатчинский дворец фаберже

Наша память еще хранит торжества, посвященные 300-летию со дня рождения Санкт-Петербурга. Как и положено, юбиляр принимал многочисленные подарки, часть которых украсила улицы и площади Северной столицы. Но были дарения и не столь значительные по размеру, однако, очень памятные и дорогие по своему содержанию. К ним можно отнести хрустальное яйцо, на овал которого нанесены изображения девяти архитектурных шедевров Петербурга и его пригородов.

Глядя на это изящное изделие, поражаешься таланту его создателей. С первого взгляда узнаваемы силуэты дворцов и помещенные рядом с ними портреты русских императоров и императриц, жизнь которых была связана с тем или иным памятником. Узнаваемы и наш Гатчинский дворец и миниатюрное изображение Александра III, при котором Гатчина 13 лет была официальной императорской резиденцией.

Автором этого яйца является живущий в Лондоне Тео Фаберже – единственный из ныне здравствующих внуков знаменитого ювелира Карла Фаберже. Яйцо, полое внутри, изготовлено способом дутья с применением ручной гравировки архитектурных видов и портретов. Его основание из позолоченного серебра установлено на вырезанной вручную ножке из редко встречающегося мрамора. Завершается яйцо трехглавым орлом из позолоченного серебра. Подобная композиция венчала один из корпусов в Петергофе, а также Ротонду под Гербом Гатчинского замка. Поскольку рождение Петербурга связано с именем царя Петра, то кроме гравированного портрета Петра Алексеевича, г-н Тео Фаберже внутрь своего изделия поместил сюрприз – копию Медного всадника.

Смотрите так же:  Дворец культуры им Пушкина

В 2003 году в одном из залов Смольного состоялось вручение этого подарка городу-имениннику. Сам г-н Фаберже по состоянию здоровья не смог приехать в Петербург и доверил передачу своего творения председателю клуба «Санкт-Петербургская коллекция» г-ну Филиппу Биркенштейну. Тео Фаберже еще в 1993 году пообещал первому мэру Петербурга А.А. Собчаку, что если город будет поддерживать сложившиеся в прошлом традиции, то он будет ежегодно привозить своих друзей и коллекционеров – членов этого клуба. В этом году члены клубы уже в 13-й раз посетили Петербург. Их экскурсионный маршрут всегда начинается в Петропавловской крепости. Оставшиеся 6 дней они посвящают знакомству с музеями, в том числе и с пригородными дворцово-парковыми ансамблями.

По решению членов клуба «Санкт-Петербургская коллекция»первым музеем-заповедником, которому вручили на один год хрустальное яйцо, стал Петергоф. До августа 2005 года его можно было увидеть в Инженерном доме Петропавловской крепости. Теперь оно у нас! Решено было разделить срок пребывания яйца на два периода: по полгода в каждом из Гатчинских дворцов. С августа по январь оно экспонируется в Приоратском дворце в одном из выставочных залов. Там его увидели члены клуба, которые в третий раз посетили Гатчину. Потом дар Тео Фаберже «переедет» в Большой Гатчинский дворец.

Надо отметить, что Гатчинский дворец не впервые привлекает внимание семейства талантливых ювелиров. В 1902 г. Карл Фаберже, выполняя волю императора Николая II,изготовил небольшое (всего 12.7 см в высоту), но на редкость изящное яйцо, под крышкой которого удивительным образом вписал громаду Гатчинского дворца. Эмаль, жемчуг, золото были применены в этой работе, подаренной Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, счастливые годы жизни которой прошли в Гатчине.

От всемирной славы до нищеты: трагедия миллионера Карла Фаберже

Трудно отыскать ювелира более известного, чем Карл Фаберже. Пасхальные яйца, созданные им для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства. Сам Фаберже прожил сложную жизнь: на его долю выпали и беззаботные годы в зените славы, и тяжелые дни эмиграции, забвения и нищеты.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Идея создания пасхальных яиц возникла у императора Александра III в 1885 году. Именно тогда император заказал ювелиру диковинную вещицу к светлому празднику. Карл Фаберже изготовил яйцо «Курочка», покрытое белой эмалью. Внутри его, как нетрудно догадаться, располагался «желток» из золота, в котором, в свою очередь, была спрятана курочка с рубиновыми глазками. Первая поделка произвела фурор при дворе, и с тех пор Фаберже ежегодно производил все новые и новые диковинки. Всего было создано 71 яйцо (из них 52 для семьи императора). Ювелирная фирма Фаберже стала работать исключительно при дворе, помимо пасхальных сувениров, Карл мастер создавал шкатулки, украшения и всевозможные аксессуары.

Продукция Фаберже продавалась в крупнейших городах России, казалось, выдающегося ювелира ждет беззаботное будущее. Эти иллюзии развеялись в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Поначалу революция не касалась Карла, хотя в его доме хранились сокровища на сумму 7,5 млн золотых рублей. Для безопасности драгоценности находились в бронированном лифте-сейфе, который был подключен к электрическому напряжению.

Помимо собственных ювелирных изделий, в доме Карла Фаберже хранились драгоценности иностранцев, которые не могли быть вывезены из России. Когда стало очевидно, что большевики доберутся и к Фаберже, ювелир сдал свой дом для проживания швейцарской миссии (на тот момент действовал закон о защите собственности иностранцев). Все драгоценности он упаковал в 7 чемоданов, а их полная опись заняла 20 страниц! Тайник просуществовал до мая 1919 года, тогда большевики, вопреки закону провели обыск в доме.

Существует нескольких версий о дальнейшей судьбе сокровищ. По одной из них все драгоценности были конфискованы большевиками и позже были проданы за границу, по другой — несколько чемоданов были заблаговременно вывезены в норвежское посольство, но и оттуда они были выкрадены вместе с архивными данными, по третьей версии Карл Фаберже и его сыновья смогли спрятать часть драгоценных изделий в тайниках.
(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> КУЛЬТУРОЛОГИЯ

После инцидента Карлу Фаберже пришлось покинуть Россию, у него отняли все — и любимое дело, и миллионное состояние, и родные пенаты. Переехав в Швейцарию, он влачил жалкое существование, тоскуя по прежней жизни. Умер Карл в 1920 году, в этом же году созданные им ювелирные украшения обесценились невероятно. Спрос на диковинки вернулся только после окончания Второй мировой войны.

Из нашего обзора «10 малоизвестных фактов о яйцах ювелирного дома Фаберже» можно узнать немало интересного о тайнах, которые до сих пор хранят эти диковинные произведения искусства.

Зарубежные коллекции Фаберже (Художественный музей Волтерс, Балтимор, США)

Музей, основанный в тридцатых годах прошлого века известным американским банкиром Вильямом Волтерсом и его сыном, является галереей мирового уровня. В ней выставлены работы Рафаэля, Эль Греко, Монэ, а также представлены такие артефакты как Коран 15-ого века, предметы искусства Римской Империи, Древнего Египта, оружие и доспехи средневековья.

Фото 1 – Художественный музей Волтерс в Балтиморе

Однако самыми известными экспонатами галереи Волтерсов являются два шедевра императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже.

Смотрите так же:  Сдан в эксплуатацию дворец культуры горняков

Первое в коллекции пасхальное яйцо Фаберже — «Гатчинский Дворец».

Фото 2 – пасхальное яйцо «Гатчинский дворец»

Это яйцо изготовлено в 1901 году ведущим ювелиром фирмы Михаилом Перхиным из золота, эмали, жемчуга, хрусталя, и бриллиантов. Предназначалось в качестве пасхального подарка императора Николай II своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Фото 3 – портрет императрицы Марии Федоровны

Сюрпризом яйца являлся блистательный миниатюрный макет летней резиденции Марии Федоровны — Гатчинский дворец под Санкт-Петербургом.

Фото 4 – сюрприз яйца

Второе яйцо, мастера фирмы Генриха Вигстрема датируется 1907 годом. Это «Яйцо с решеткой и розами»

Фото 5 – пасхальное яйцо с решеткой и розами

Император Николай II подарил его своей августейшей супруге Александре Федоровне в ознаменование третьей годовщины со дня рождения цесаревича Алексея.

Фото 6 – семья императора Николая II

Золотое яйцо покрыто бледно-зелёной эмалью и украшено алмазной решёткой. Бутоны роз с изумрудно — зелёными листиками покрыты матовой светлой и тёмной розовой эмалью.

Верхняя и нижняя части яйца украшены крупными бриллиантами. Внизу видна надпись «1907». Предполагается, что на верхнем бриллианте находилась монограмма.

Фото 7 – фрагменты яйца

По данным архивных исследований сюрпризом яйца был бриллиантовый медальон с портретом цесаревича Алексея, выполненный акварелью на слоновой кости. В настоящее время сюрприз утерян.

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Другие статьи про Фаберже:

7 интересных фактов из биографии ювелира и миллионера Карла Фаберже

Сам ювелир прожил сложную жизнь: на его долю выпали и беззаботные годы в зените славы, и тяжелые дни эмиграции, забвения и нищеты. Фактрум публикует самые интересные факты из биографии Карла Фаберже.

Кавказское, яйцо Фаберже, 1893 • Источник фотографий: Kulturologia.ru Коронационное, яйцо Фаберже, 1893

1. Идея создания пасхальных яиц возникла у императора Александра III в. 1885 году. Именно тогда император заказал ювелиру диковинную вещицу к светлому празднику. Карл Фаберже изготовил яйцо «Курочка», покрытое белой эмалью. Внутри его, как нетрудно догадаться, располагался «желток» из золота, в котором, в свою очередь, была спрятана курочка с рубиновыми глазками.

2. Первая поделка произвела фурор при дворе, и с тех пор Фаберже ежегодно производил все новые и новые диковинки. Всего было создано 71 яйцо (из них 52 для семьи императора). Ювелирная фирма Фаберже стала работать исключительно при дворе, помимо пасхальных сувениров, Карл мастер создавал шкатулки, украшения и всевозможные аксессуары.

Ландыши, яйцо Фаберже, 1898 Московский Кремль, яйцо Фаберже, 1906 Гатчинский дворец, яйцо Фаберже, 1901

3. Продукция Фаберже продавалась в крупнейших городах России, казалось, выдающегося ювелира ждет беззаботное будущее. Эти иллюзии развеялись в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Поначалу революция не касалась Карла, хотя в его доме хранились сокровища на сумму 7,5 млн золотых рублей. Для безопасности драгоценности находились в бронированном лифте-сейфе, который был подключен к электрическому напряжению.

Ренессанс, яйцо Фаберже, 1894 Пятнадцатая годовщина царствования, яйцо Фаберже, 1911

4. Помимо собственных ювелирных изделий, в доме Карла Фаберже хранились драгоценности иностранцев, которые не могли быть вывезены из России. Когда стало очевидно, что большевики доберутся и к Фаберже, ювелир сдал свой дом для проживания швейцарской миссии (на тот момент действовал закон о защите собственности иностранцев). Все драгоценности он упаковал в 7 чемоданов, а их полная опись заняла 20 страниц! Тайник просуществовал до мая 1919 года, тогда большевики, вопреки закону провели обыск в доме.

Орден Святого Георгия, яйцо Фаберже, 1916 Память Азова, яйцо Фаберже, 1891 Яйцо с бутоном розы, Фаберже, 1895

5. Существует нескольких версий о дальнейшей судьбе сокровищ. По одной из них все драгоценности были конфискованы большевиками и позже были проданы за границу, по другой — несколько чемоданов были заблаговременно вывезены в норвежское посольство, но и оттуда они были выкрадены вместе с архивными данными, по третьей версии Карл Фаберже и его сыновья смогли спрятать часть драгоценных изделий в тайниках.

Яйцо с решеткой и розами, Фаберже, 1907

6. После инцидента Карлу Фаберже пришлось покинуть Россию, у него отняли всё — и любимое дело, и миллионное состояние, и родные пенаты. Переехав в Швейцарию, он влачил жалкое существование, тоскуя по прежней жизни. Умер Карл в 1920 году, в этом же году созданные им ювелирные украшения обесценились невероятно.

Курочка, яйцо Фаберже, 1885 Павлин, яйцо Фаберже, 1908

7. После Октябрьского переворота большевики, пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства», распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этому яйца Фаберже были спасены от переплавки. Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений — яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической — когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.