Меню

Феодосия музей мухиной

Музей В.И. Мухиной — богатая экспозиция в Феодосии

Города Крыма привлекают отдыхающих россиян не только пляжами и природными достопримечательностями. Помимо исторических комплексов, здесь есть много домов-музеев, напоминающих о жизни и творчестве прославленных живописцев и скульпторов. Славится подобными экспозициями и Феодосия. Музей Веры Мухиной стоит в списке самых посещаемых из них. Часть приезжих идут сюда сразу после посещения выставочного зала Айвазовского, а потом спешат оставить восторженные отзывы в сети.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится музей в Феодосия?

Объект находится по ул. Федько, в одном из центральных кварталов городской черты. Он соседствует с такими известными местами, как Первый Городской пляж, Комсомольский парк и Казанский собор.

Дом-музей на карте Крыма

История появления достопримечательности

Мало кто знает, что знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», ставшая символом ВДНХ и Мосфильма, придумана дочерью состоятельного рижского мецената Мухина, который разбирался в искусстве и покровительствовал ему. Женщина эта изобрела также один из ностальгических символов советской эпохи – граненый стакан. Про все это можно узнать, оказавшись в доме, который начинает собой ул. Федько.

Вера Мухина оказалась в Феодосии, у родных дяди и тети, в возрасте трех лет. Родители отослали ее сюда в надежде спасти от туберкулеза, которым они внезапно заболели (после их смерти Вера унаследовала огромное состояние, потратив его на поездку во Францию). По возвращении она заработала репутацию известного дизайнера одежды и предметов, став затем разработчиком символа ВДНХ – монумента «Рабочий и колхозница». Учителями Веры Мухиной были не только советские мастера, но и модные французские художники. На склоне лет известный скульптор-монументалист разработала художественный концепт Щусевского моста через Москву-реку. Она известна и как специалист по объемным портретам (Мухина исполнила бюст хирурга Бурденко).

Отец Веры Игнатьевны в свое время успел купить в Феодосии дом (Мухина жила там с подросткового возраста). Именно это здание и стало помещением для экспозиции. Она начала создаваться в 1982 г. с помощью усилий местной интеллигенции. Одна из стен ни разу не подвергалась реконструкции и сейчас является украшением главного фасада народного музея. В лихие 90-е гг. по данному адресу планировалось возвести жилую пятиэтажку, но горожане С. Малышев и В. Краснер спасли первый этаж, вовремя забив тревогу.

Чем интересен для туристов дом-музей Веры Мухиной?

Полное название данного учреждения культуры – Народный музей скульптора В.И. Мухиной. Здешние залы знаменуют собой 5 тематических направлений. Одно связано с детством и юностью Мухиной. Другое посвящено ее обучению за границей. Неплохо представлен период довоенного творчества художницы (тогда-то она и обрела популярность), а еще эскизы и чертежи военных лет. Последней в экспозиции идет тема послевоенной творческой деятельности.

Из представленных посетителю экспонатов главную ценность, по словам критиков и экскурсоводов, имеют работы, сделанные Мухиной в соавторстве с ее учениками. Речь идет о чистовых кроках к символу выставки народных достижений, моделях из гипса «Водные дары», «Подарки от земли» и композиции из воска «Огонь революции». Есть произведения в жанре более мелкой пластики, а также этюды голов к монументальной группе «Дайте мира», «Героям Севастополя», памятнику в честь советской авиации. Имеется уменьшенная копия фигуры М. Горького.

Среди прочих помещений достопримечательности Феодосии восстановлен уголок реальной скульптурной мастерской Веры Игнатьевны и ее комната – здесь лежат ее инструменты, раритетные фотографии, периодика, записки, письма, литература, альбом набросков. Есть и десятки других предметов экспонирования. В летний сезон график работы музея – с 10 до 17 часов (учреждение работает все дни, кроме понедельника и воскресенья, кассы – до 16:30). Цены за вход и съемку не велики.

Как добраться до музея В.И. Мухиной?

Музей Веры Мухиной в Феодосии знают все жители городского центра. Его можно найти напротив кинотеатра «Украина». Аналогично называется соответствующая остановка, где останавливается транспорт почти всех маршрутов. Для тех, кто идет с набережной, ориентиром будут являться высотные корпусы Санатория Министерства Обороны.

На машине от центра города Феодосия до дома-музея можно доехать таким образом:

  • Адрес: улица Федько, 1, Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.041553, 35.377799.
  • Телефон: +7-36562-3-92-52.
  • Режим работы: с 10:00 до 17:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 100, для детей – 50 рублей.

Школьникам надо прививать больше эстетизма. Музей Веры Мухиной в Феодосии будет интересен не только взрослым, увлеченным изобразительным искусством, но представителям подрастающего поколения. Это подтверждают фото с музейного сайта. Десятки работ Веры Игнатьевны известны во всем мире. Возможно, богатая экспозиция, рассказывающая о становлении ее как скульптора-монументалиста, убедит некоторых юношей и девушек пойти в художественные школы, а затем в – специальные училища. Многие из таких заведений носят имя Веры Мухиной.

Вера Игнатьевна Мухина – советский скульптор, народный художник СССР.

Открытие музея Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии состоялось 12 апреля 1985 года. Музей находится на том месте, где жила народная знаменитость, где прошла её юность и начался её творческий путь.

Вера Мухина прожила в Феодосии детские и юношеские годы – с 1891 по 1905 гг. Здесь сформировалось мировосприятие будущего скульптора, в Феодосии она получила первые уроки живописи и рисунка.

Одно из главных и наиболее известных творений Веры Мухиной – 24-х метровая скульптура весом около 75 тонн «Рабочий и колхозница» – чугунные гиганты, поднявшиеся в небо Парижа в 1937 году. Сделанные для всемирной выставки в Париже, они украшали Советский павильон искусства и получили высшую награду – Гран-При, став таким образом символом целой эпохи и символом СССР.

Творческая деятельность Веры Мухиной очень разнообразна: кроме монументальных памятников из бронзы и металла она создавала уникальные стеклянные монументы, а так же театральные декорации и костюмы, и даже коллекции женской одежды, за одну из которых Вера получила приз в Париже.
Она оформляла дизайн и интерьеры павильонов для международных выставок. Вера Игнатьевна сотворила и воплотила в жизнь – известный граненный стакан. В советские времена этими стаканами пользовались в каждой семье.

Эти и многие другие сферы деятельности знаменитого скульптора Веры Игнатьевны Мухиной представлены в удивительной коллекции феодосийского музея.

Уникальность этого музея заключается в том, что это персональный музей Веры Мухиной. В данное время персональный музей известного скульптора находится только в Феодосии, хотя творения Веры Мухиной выставлены так же в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Нью-Йорка и Ватикана.

Но именно здесь – в Феодосии началась творческая деятельность выдающегося скульптора, здесь бережно хранится память о ней и изучается ее наследие.

Феодосия – небольшой город на юго-восточной оконечности полуострова Крым, вдохновлявший людей творчества на великие дела. Здесь создавал Айвазовский свои знаменитые марины, здесь провела детство и Вера Мухина. Я уверена, что Феодосия, открытая навстречу всем ветрам, оказала влияние на личность будущего скульптора. Работы Мухиной отличаются легкостью и какой-то смелостью, а разве море и прибрежные города – не такие?

Я пришла в музей Веры Мухиной жарким днем, чтобы хоть немного укрыться от палящего солнца и привести мысли в порядок. Шла, признаюсь, без особого интереса, но если бы я знала, сколько нового и любопытного мне предстоит узнать об одной из величайших женщин-творцов 20 века!

Кто такая Вера Мухина

Когда я впервые оказалась в музее Веры Мухиной в Феодосии, признаюсь, я мало что о ней знала. Конечно, как и многие, я была в курсе, что она – автор известного памятника «Рабочий и колхозница», который установлен неподалеку от станции метро ВДНХ в Москве.

Смотрите так же:  Музеи электротранспорта

Любители советского кино наверняка обращали внимание, что памятник «засветился» в заставке киностудии «Мосфильм». Наряду с кремлевскими звездами он стал символом важной эпохи в жизни страны. Я — известный в кругу друзей киноман, пересмотрела десятки советских фильмов, но на «Рабочего и колхозницу» внимания почему-то не обращала.

Детство Веры Мухиной

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге в 1880 году в купеческой семье и прожила относительно долгую жизнь – 64 года. За это время она получила звание академика и Народного художника СССР и всего за 11 лет пять раз стала лауреатом Сталинской премии. Таких высот и признания добивались немногие творцы тех времен.

Рано потеряв мать, Вера оказалась в Феодосии и прожила в этом крымском доме вплоть до своего 12-летия. Отец, опасаясь дурного влияния сырого и холодного рижского климата (мать Веры скончалась от туберкулеза), отвез маленькую Веру с сестрой на юг. Именно здесь, на теплом побережье, Вера начала осваивать азы рисования. Ее отец, Игнатий кузьмич, был неплохим художником и успешно копировал картины Айвазовского, поэтому в первых рисунках будущего скульптора прослеживается морская тема. Девочки прожили в Феодосии несколько лет, пока не стали круглыми сиротами: скончался и горячо любимый отец. Дом детства снова пришлось покинуть.

Сестёр приютили родственники из Курской губернии. После окончания гимназии девушки уехали учиться в Москву. Там Вера начала брать уроки у знаменитых художников того времени. Жили сестры в самом центре города в Пречистенском переулке. Сейчас перед невысоким каменным домом установлен памятник Вере Мухиной.

В 23 года девушку постигло несчастье: проводя зимние каникулы у родственников на Смоленщине, она неудачно съехала со снежной горки на санках и врезалась в дерево, которое отсекло ей нос. Вера перенесла более 8 пластических операций, но лицо ее стало более грубым и о балах, которые юная художница любила всей душой, ей пришлось забыть. Фотографий Веры Мухиной в молодости почти не сохранилось, однако даже на более поздних видно, что она, несмотря на травму, была очень красивой женщиной.

Этот роковой день Вера впоследствии называла самым страшным и одновременно самым счастливым в своей жизни, потому как он перевернул всю ее дальнейшую судьбу. Последнюю операцию Вере решили сделать в Париже, там дела с пластической хирургией обстояли лучше, чем в России. Таким образом девушка осталась во Франции, чтобы продолжить учебу. Поступок по тем временам – 1912 год – неслыханный. Тогда молодые барышни не путешествовали в одиночку, но Вера была непреклонна. В Париже она прожила два года, занимаясь скульптурой у ученика знаменитого Огюста Родена – Эмиля Бурделя. После уехала в Италию, чтобы познакомиться с итальянской культурой (в этом я очень понимаю Веру Игнатьевну: где еще вдохновляться искусством, как не в Италии?).

Война и любовь Веры Мухиной

Когда Вера вернулась в Москву, началась Первая Мирой война, и девушка пошла работать медсестрой. В военном госпитале она познакомилась с молодым талантливым врачом Алексеем Замковым, и через четыре года они поженились (Вере на тот момент было 29 лет). На этой фотокарточке Алексей Андреевич крайний справа.

Свою любовь они пронесли через всю жизнь. Вера считала Алексея очень красивым и вместе с тем мужественным, и супруг часто позировал ей. Между прочим, руки колхозницы из известного монумента Вера вылепила , вдохновившись руками мужа.

Однако на долю Веры и Алексея выпало много неприятностей. Был в их судьбе даже неудачный побег из России (Алексея незаслуженно обвинили в шарлатанстве), а после – ссылка в Воронеж на три года. Вернуться в Москву и восстановить честную фамилию паре помог Максим Горький, он был пациентом Замкова и очень его уважал. Думаю, немалую роль здесь сыграло и расположение Иосифа Сталина к Горькому. В этом кадре Вера Мухина с супругом. Кажется, они даже чем-то схожи внешне.

После Октябрьской революции Вера Игнатьевна принимала участие в так называемом «Ленинском плане монументальной пропаганды». Он заключался в том, что скульпторы получали государственные заказы на городские монументы. Новые власти считали скульптуру важным агитационным средством коммунистической идеологии.

Рабочий и колхозница

В рамках этого плана Вера и еще четыре советских скульптора получили заказ на создание монумента для Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Эскиз Мухиной комиссия признала лучшим. Советский павильон на выставке проектировал архитектор Борис Иофан (он же занимался строительством знаменитого московского Дома на набережной, подробнее о котором можно прочитать здесь. В этом кадре Вера Игнатьевна и Борис Михайлович за совместной работой: архитектор разрабатывал композиционное решение монумента, а Вера воплощала его в жизнь из нержавеющей стали.

Так началось создание самой известной работы скульптора – памятника рабочему и колхознице. Композиция должна была олицетворять молодое советское государство, динамичное и свободное. Общая высота монумента составляла более 50 метров (30 из них приходилось на пьедестал). Замысел Мухиной заключался в том, чтобы разместить скульптуру на выставке лицом к солнцу. Таким образом она хотела достичь эффекта сияния и легкости: пусть зрителям кажется, что колхозница с рабочим летят над толпой!

Забавно, но в детстве я была уверена, что этот памятник называется «Рабочие колхозницы». Впрочем, это было недалеко от реальности.

Французские критики высоко оценили работу советских мастеров, а испанский художник Пабло Пикассо отозвался о монументе так: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба. ». Говорят, француженкам так понравилась скульптура, что они просили советское правительство оставить рабочего с колхозницей в Париже, однако после окончания выставки монумент разобрали и увезли в Москву. Для транспортировки потребовалось почти 30 вагонов.

По пути едва ли не половина деталей была разрушена, и памятник пришлось восстанавливать. Изначально его хотели установить на Рыбинской ГЭС, но потом от этой идеи отказались и «поселили» рабочего и колхозницу на ВДНХ, которая к тому моменту только открылась. Расположение выбрали не самое удачное: солнце било паре в спину, и это убило творческий замысел Мухиной. Вере Игнатьевне выбранное для монумента место не понравилось. Сейчас любой желающий может приехать на ВДНХ и вживую полюбоваться символом ушедшей эпохи.

Что еще создавала Вера Мухина

Помимо скульптуры Вера занималась дизайном одежды и бытовым дизайном. Иногда ей приписывают создание знаменитого граненого стакана, хотя на самом деле Вера доработала его форму, создав узнаваемый предмет советского быта. Такие стаканы были во всех столовых страны, а сейчас встречаются в поездах дальнего следования и не только. Пожалуй, граненый стакан стал одним из самых массовых предметов советского бытового дизайна.

Мухина совместно с модельером Надеждой Ламановой выпустила альбом под названием «Искусство в быту». Там советские модницы находили выкройки одежды. Все модели отличались простотой в исполнении и практичностью. Было там и пальто из солдатского сукна, и платье-трансформер, а еще – кафтан из вышитых полотенец. На мой взгляд, получился прекрасный образец этнического стиля в СССР.

Москвичи наверняка обращали внимание на памятник Петру Ильичу Чайковскому около Консерватории на Большой Никитской улице. Так вот, его автор – тоже Вера Мухина. Особенно хорошо здесь в конце весны, когда зацветает душистая сирень.

А у студентов есть поверье, что ноты на пюпитре Чайковского приносят счастье и удачу. Говорят, при реставрации памятника рабочие не досчитались нескольких.

Смотрите так же:  Музеи диорама воронежа

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что Вера Мухина – одна из величайших женщин-скульпторов не только России, но и всего мира. Если вы заинтересовались ее судьбой, нелишним будет посетить музей ее имени в Феодосии.

Что посмотреть в музее Веры Мухиной в Феодосии

Музей показался мне совсем небольшим, но здесь все равно очень атмосферно. Особенно понравится архитекторам, художникам и будущим скульпторам, разумеется.

Приятно удивило, что сотрудники по фотокарточкам и рассказам потомков воссоздали комнату Веры Игнатьевны, в которой она жила до 12 лет, пока находилась в Феодосии. Почти вся мебель здесь – подлинная и относится к началу 20 века. Другой зал представляет собой мастерскую скульптора. Там можно посмотреть на инструменты, которыми работала Мухина и благодаря которым создавались ее шедевры.

Помимо прочего в феодосийском музее представлены макеты «Рабочего и колхозницы» (и даже изображение монумента в разрезе!) и нескольких других проектов, а еще – фотографии из семейных архивов, газетные вырезки и личная переписка Веры Игнатьевны.

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника и воскресенья, с 10 утра до 17 часов дня. Входной билет для взрослых – 100 рублей, детский – 50. Если попадете на экскурсию к смотрительнице музея Ирине Николаевне, считайте, вам повезло – человек предан своей работе и рассказывает с душой.

Подробности лучше уточнять по телефону: +7-36562-3-92-52.

Между прочим, в Риге тоже есть музей имени Веры Мухиной. Но если быть точной, это всего лишь комната на первом этаже дома по адресу: ул. Тургенева, 23. Именно здесь находилось родовое «гнездо» Мухиных: дом построили в начале 19 века предки Веры Игнатьевны. Здесь же родилась и Вера Игнатьевна.

Как добраться до музея Веры Мухиной в Феодосии

Феодосия – город небольшой (меньше 70 000 жителей), и добираться до музея проще всего пешком. Расположено здание по адресу: ул. Федько, д. 1.

Хорошим ориентиром станет кинотеатр «Украина» (находится через дорогу от музея, остановка так и называется – кинотеатр «Украина») или Казанский собор – он расположен всего в 300 метрах от музея (ул. Карла Маркса, 52). Если вдруг запутаетесь, спрашивайте местных, они точно подскажут дорогу: музей Веры Мухиной – место популярное в Феодосии.

Если вы решите посетить музей после отдыха на пляже, то удобнее всего идти от Первого городского: все время прямо по ул. Генерала Горбачева. После поверните направо, на ул. Федько.

Кого вдохновляла Вера Мухина

Здание музея Веры Мухиной выглядит сейчас так. Во время реставрации центра города власти сохранили старинный фасад, хотя издалека это просто многоэтажный жилой дом.

Надеюсь, что посещение музея Веры Мухиной вдохновит вас на творчество и новые свершения. Ведь и Вера Игнетьевна зачастую становилась источником вдохновения для художников того времени. Вот, например, ее портрет кисти Михаила Нестерова. Он запечатлел скульптора в процессе работы и сумел передать решительные черты лица, динамичные движения и сосредоточенность. Михаил Васильевич называл лицо Веры очень русским.

А я, например, после посещения музея попробовала, наконец, рисовать, и уехала путешествовать дальше по Южному Берегу Крыма. Но это уже совсем другая история.

Музей Веры Мухиной в Феодосии

Феодосия славится тем, что здесь жили и творили многие известные личности, впоследствии ставшие легендарными. К подобным творцам относится и Вера Мухина — советский скульптор, автор 24-метрового монумента «Рабочий и колхозница». Музей Мухиной в Феодосии считается одним из наиболее посещаемых объектов — туристы стремятся попасть сюда сразу после выставочного комплекса, посвященного картинам Айвазовского.

Музей находится в центре города, по адресу: ул. Федько, 1. Ближайший ориентир — улица Генерала Горбачева. Рядом расположен кинотеатр «Украина», так что заблудиться будет проблематично. GPS-координаты объекта: 45.0413079457799, 35.37768572407. Среди других известных достопримечательностей, построенных неподалеку, отметим:

  • Казанский собор;
  • Комсомольский парк;
  • Первый Городской пляж.
  • Вера Мухина появилась на свет в 1889 году и умерла в 1953-м (уже при советской власти). Эта выдающаяся женщина успела за время своей творческой карьеры получить пять Сталинских премий. Скульптура «Рабочий и колхозница» не просто стала символом советской эпохи, она «засветилась» в 1937 году в Париже, во время очередной всемирной выставки. Также Вере Мухиной (в соавторстве с Казимиром Малевичем) приписывается разработка дизайна граненого стакана.

    Вера Мухина — дочь обеспеченного рижского мецената. В трехлетнем возрасте родители отправили девочку в Феодосию, чтобы снизить вероятность заражения туберкулезом. Дело в том, что чета Мухиных подхватила эту страшную болезнь после очередной поездки во Францию. Когда Мухина вернулась в родной город, она уже заработала авторитет талантливого дизайнера. Наставниками девушки были французские художники и выдающиеся советские скульпторы.

    Мухиной принадлежит не только авторство «Рабочего и колхозницы», но и ряд других замечательных проектов. Среди работ художницы — бюст хирурга Бурденко и концепция Щусевского моста, перекинувшегося через Москву-реку. В Феодосии Вера Игнатьевна прожила вплоть до юношеского возраста — в доме, некогда купленном ее отцом. Это здание и послужило вместилищем для будущей экспозиции, которая начала формироваться еще в 1982 году.

    Официально музей Веры Мухиной (Феодосия) был открыт в 1985 году. Это единственный на постсоветских территориях музей, посвященный знаменитому скульптору. Чудом сохранившаяся стена жилища Мухиных теперь вписана в главный фасад постройки. Сейчас тут стоит пятиэтажный жилой комплекс, в цоколе которого и размещается экспозиция.

    Почему туристы стремятся сюда попасть

    Объект называется Народным неспроста — сюда постоянно приезжают любознательные путешественники. Музейные фонды содержат 1236 предметов, связанных с жизнью и творчеством скульптора. Залы делят экспозицию на пять тематических секторов:

    1. Детско-юношеский период.
    2. Зарубежное обучение.
    3. Довоенное творчество (обретение популярности).
    4. Чертежи и эскизы военного периода.
    5. Послевоенное творчество.

    Экскурсоводы и критики уверены, что самыми ценными являются экспонаты, созданные учениками Мухиной в соавторстве со своим наставником. Это «Подарки от земли» и «Водные дары» (гипсовые модели), «Огонь революции» (восковые композиции) и чистовые кроки, разработанные для выставки народных достижений. Есть и другие интересные работы:

  • этюды голов;
  • мелкая пластика;
  • фрагменты памятника героям авиации;
  • миниатюрная копия силуэта Горького;
  • граненые стаканы.
  • Вера Мухина никогда не ограничивалась монументальной скульптурой. В музее представлены образцы интерьерного и графического дизайна, художественное стекло, театральные декорации и костюмы. Известны также коллекции женской одежды авторства Мухиной. В музее хранятся рабочие инструменты художницы, ее личные вещи и подлинники произведений. Вы можете побродить по творческой мастерской, заглянуть в гимназическую комнату девушки.

    Особого внимания заслуживают газетно-журнальные подшивки со статьями о художнице. Стоит взглянуть на эскизы и отдельные проекты Мухиной («Наука», «Герои Севастополя»). Также вы можете почитать переписку художницы с известными современниками.

    Практическая информация

    Собираясь посетить музей Мухиной в Феодосии, время работы нужно уточнить заранее — тогда вам будет проще спланировать изучение соседних достопримечательностей. На осмотр экспозиции туристы тратят около получаса, а работает учреждение в промежутке 10.00-17.00. Понедельник и воскресенье — выходные дни. Касса закрывается в 16.30. Стоимость взрослого билета — 100 рублей, детского — 50.

    Чтобы попасть в музей, нужно доехать на автобусе до кинотеатра «Украина», расположившегося в центре Феодосии. Практически все автобусные маршруты проходят через эту остановку. Если двигаетесь пешком со стороны набережной, ориентируйтесь на Санаторий Министерства Обороны — высотные корпуса здравницы сложно не заметить. Предпочитаете собственный автомобиль? Дорога из центра займет не более трех минут.

    Если решили задержаться в Феодосии на несколько дней, стоит подыскать себе уютное и недорогое жилье. За 800-900 рублей в сутки можно поселиться в гостинице «Итальянский дворик» (Чкалова, 151) или «Пансионе Ирина» (мини-отель на Листовничей, 24). За 1100-1200 рублей вы можете позволить себе проживание в гестхаусе «Гулливер» (Маяковского, 53), мини-отелях «Островок» (Керченское шоссе, 31А) и «На Украинской» (Украинская, 26). Все отели расположены в пределах 5 километрах от достопримечательности, а в бархатный сезон цены начинают стремительно падать. Приятного путешествия!

    Музей Веры Мухиной в Феодосии – дом народного скульптора (фото)

    За скульптуру «Рабочий и колхозница» В. Мухина получила гран-при в Париже.

    Цельный человек

    Вера Мухина родилась в 1889 году в Риге в богатой купеческой семье. Когда ей было два года, а ее сестре четыре, ее мама умерла в возрасте 25 лет. Воспитанием девочек занялась подруга матери Анастасия Соболевская. Всю свою жизнь отец посвятил дочерям. Во избежание наследственной болезни, от которой умерла их мать, он перевез их из сырой Риги в теплую сухую Феодосию. Вера жила здесь на протяжении 12 лет до 1904 года, пока не умер отец.

    Отец увлекался живописью, живя в Феодосии, он копировал марины Айвазовского. Первыми работами Веры тоже были копии Айвазовского. Она начинала как художник, ее первые эскизы работ хранятся в Русском музее в Санкт Петербурге.

    В 14 лет Вера уехала в Курск к родственникам, где окончила гимназию с красным дипломом. Потом она переехала в Москву, где занималась в мастерских известных художников.

    В семье у Веры была кличка «высшее благоразумие», в отличие от сестры Марии, которая имела своенравный характер.

    — Вера была очень цельным человеком с самого детства, строгим, серьезным. У нас нет в архиве ни одной фотографии, где она бы улыбалась. Учась в Москве, она ездила в Смоленскую губернию к родственникам. Там с ней произошло несчастье. Она каталась на санях, получила страшную травму, удар пришелся в висок. Она перенесла пластическую операцию, было наложено девять швов. А поскольку ее считали обездоленной сиротой, ей предложили выполнить любое желание. Вера изъявила желание поехать в Париж учиться, — рассказала научный сотрудник музея Светлана Явисенко. — Ее пустили за границу, несмотря на то, что в то время не было принято девушке ездить одной. Там она попала в мастерскую Эмиля Бурделя, ученика скульптора Огюста Родена. Под его влиянием она сформировалась как скульптор. Тогда ею были сделаны первые скульптурные портреты соотечественников. Ее любимым скульптором стал Микеланджело.

    Вера вернулась в Москву в 1914 году. Через две недели началась первая мировая война. Она окончила курсы медсестер и стала работать в госпитале.

    В.Мухина работала в разных сферах.

    — Кроме монументальной скульптуры она занималась декоративной скульптурой, художественным стеклом, дизайном помещений. Она много экспериментировала, создавала сложные технологии, интересные эффекты, — сказала Светлана Леонидовна.

    Экспонаты собирали по крупицам

    В 1982 году дом, в котором жила Вера Игнатьевна в детстве, по плану реконструкции города подлежал сносу, поэтому нашли альтернативное решение – сохранить только фасадную стену этого дома и встроить ее в современную пятиэтажку. Создавать музей начали в 1982 году, а приказ был подписан в 1985 году. В этом году открылась галерея детской маринистической живописи. А 1 июля 1991 года состоялась первая международная выставка и открытие музея.

    Инициатором и организатором создания музея был Степан Малышев, бывший директор художественной школы. Ему активно помогал преподаватель Виталий Краснер. Он ездил в Москву за экспонатами в мастерскую А. Сергеева – ученика В. Мухиной. Сергеев передал целую машину своих работ и работ других ее учеников в дар музею. Благодаря этим экспонатам в музее удалось создать мемориальную комнату маленькой Веры, а в другом зале – фрагмент мастерской скульптора.

    — Экспонаты музея собирали по крупицам. В мемориальной комнатке обои восстановлены по образцам старых фотографий, их заказывали в Симферополе. Мебель подлинная из дома Мухиной, шкафчик с завешенными шторками, детские стулья в стиле модерн. А копия греческой скульптуры Венеры Милосской символизирует увлечения Веры. В детстве она увлекалась классическим искусством. Есть интересный факт из ее биографии, она читала произведения классиков со справочником в руках, таким образом, проверяя достоверность сюжета, — сказала С. Явисенко.

    Самые интересные экспонаты музея – это несколько вариантов скульптуры «Рабочий и колхозница». В музее есть юношеский рисунок Мухиной «Обнаженная натурщица», сделанный на листе бумаги в клеточку. Среди экспонатов есть гипсовые, восковые эскизы, четыре декоративные скульптуры – «Вода», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». Есть фрагмент памятника М.Горькому, пробный вариант памятника П.Чайковскому. В музее также присутствуют работы студентов Петербургского училища имени барона Штиглица, который раньше носил название им. В.Мухиной, и ее подлинные работы.

    Работы и награды

    В.Мухина получила гран-при в 1925 году за коллекцию женской одежды, которую оценили в Париже. Вместе с модельером царских времен Надеждой Ламановой они сделали коллекцию элегантной женской одежды, которую изготовили совершенно из бросового материала – ткацкого сукна, холста. Пояса создавали из крашенного гороха, шляпы делали из рогожи. Парижан поразило то, что коллекция была сделана буквально из ничего.

    За скульптуру «Рабочий и колхозница» Вера Игнатьевна во второй раз получила гран-при в Париже в 1937 году.

    — В 1936 году Советский Союз решил принять участие в выставке техники современной жизни, которая устраивалась в Париже. Поскольку это были годы репрессий, не было никаких достижений искусства, техники, выставлять было нечего. Бедность экспозиций решили нейтрализовать скульптурным оформлением. Был объявлен закрытый конкурс по рисунку Бориса Иофана «Рабочий и колхозница». Мухина приняла в нем участие и победила. Она сделала очень легкую скульптуру, ажурную, летящую. Вера Игнатьевна выбрала для скульптуры новый материал — хромоникелевую нержавеющую сталь, у которой была хорошая отражательная способность, позволяющая при разном освещении менять цвет, — отметила Светлана Леонидовна.

    Но скульптура создавалась сложно, было много препятствий, помех. Ее делали в кратчайшие сроки — за шесть месяцев — на ленинградском экспериментальном машиностроительном заводе. В. Мухина проводила все дни и ночи на заводе, присутствовала при процессе. В итоге парижанам так понравилась скульптура, что они хотели ее выкупить. Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба»

    По словам С. Явисенко, при транспортировке скульптура пострадала, до Москвы она дошла искореженной. Ее пришлось полностью переделывать. К тому же платформу сделали очень низкой, всего девять метров, на что Вера Игнатьевна не рассчитывала. И только в 2009 году скульптуру установили на 35-метровую высоту.

    У В. Мухиной было много разработок и изобретений. Она любила экспериментировать даже с химическими реакциями. У нее много работ из стекла.

    — В 1943 году, когда в СССР была сделана первая посудомоечная машина, В Мухина получила заказ на изготовление особо прочного стакана. Получился знаменитый граненый совдеповский стакан, который удачно лег в мозолистые руки рабочих. Сам стакан существовал до нее, но в том виде, в котором он есть сейчас, заслуга Мухиной.

    Она высчитывала грани, чтобы он был удобнее, устойчивее. В первые модели добавляли свинец, стакан был почти небьющийся. А вот пивные кружки – полностью ее изобретение, до нее они не существовали, — уточнила научный сотрудник.

    Смотрите так же:  2в музей