Меню

Дворец в кричеве

Кричевский дворец Потёмкина фото история дворца в Кричеве

Дворец Потемкина в Кричеве насчитывает более 200 лет истории, его восстановление длилось более 20 лет.

После первого раздела Речи Посполитой царское правительство для укрепления своего влияния и позиций на недавно присоединенных землях раздавало их российским помещикам, особенно государственным сановникам и военным чинам. Зорич, Румянцев и другие получили во владение города и земли. Одно из наиболее крупных – Кричевское староство с 14 274 крепостными – Екатерина II подарила князю Г.А. Потёмкину.

Одной из амбициозных затеей Потёмкина была постройка в Кричеве дворца.

История дворца, так же как и современная история его возрождения, непроста, а порой и драматична. Построен он в конце XVIII в. (у исследователей до сих пор нет единого мнения о точной дате его возведения) за очень короткие сроки – к приезду Екатерины II, которая направлялась в свои южные владения. Строительные начинания отличались размахом.

Дворец был значительным сооружением: в нём предполагалось разместить всю немалую свиту императрицы, а главное – поразить воображение самой царственной особы. И не только архитектурой: согласно письменным источникам, «на дворе перед Дворцом горела великолепная иллюминация до самого рассвета».

Автор проекта – выдающийся русский зодчий И.Е. Старов. Первоначально архитектурный облик дворца носил черты классицизма. Это проявилось в общем симметричном построении плана, элементах декорировки главного и боковых фасадов, в анфиладной планировке, в наличии на главной оси постройки овального зала, выступающего во внутренний двор полукружием.

Некоторые элементы и приемы, характерные для творчества И.Е. Старова, – применение горизонтальной двойной тяги, разделяющей первый и второй этажи, трактовка полукружья зала, выступающего на дворовом фасаде, – носят черты провинциализма, что скорее всего явилось результатом невысокого качества строительных работ и отсутствия на стройке автора проекта.

Дворец Потёмкина в Кричеве история Кричевского дворца Потёмкина после Потёмкина

Обосновавшись в Крыму, Потемкин продал свои Кричевские владения. Новым хозяином города и соответственно дворца стал представитель древнего рода Ян Голынский. Во время городского пожара в 40-е гг. XVIII в. дворец сильно пострадал, после чего был отстроен с некоторыми изменениями. А в конце 1840-х гг. Стефан Голынский решил обновить свою резиденцию в соответствии с архитектурной модой. С главного фасада исчез классический декор оконных обрамлений, а над окнами второго этажа были вылеплены стрельчатые сандрики (ныне не сохранившиеся). Но, пожалуй, наибольшие изменения коснулись входной зоны. Первоначально центральный вход украшал 4-колонный портик с балконом. Теперь же центр постройки был выделен псевдоготическим ризалитом с гранеными пилонами, угловые пилоны завершаются зубцами и напоминают башни. В середине XIX в. построена брама, стилизованная под каменные египетские пирамиды.

Непременным атрибутом дворцового комплекса являлся парк. В Кричеве он был заложен еще при Потёмкине и занимал около 10 га. Известно, что у князя работал знаменитый садовод В. Гульд – один из замечательных мастеров паркостроения XVIII в. В 1789 г. он объехал поместья Потемкина в Могилевской губернии. Вероятнее всего, побывал и в Кричеве, для которого и создал пейзажный парк. Получить представление о нем можно по аналогии с другими работами Гульда – прежде всего это парк Таврического дворца в Петербурге, а также парки в Бахчисарае, Херсоне.

Липы, клены, дубы, фруктовые деревья, можжевельники и ели создавали основу парка. А на откосе над берегом реки рос дуб Царицы, названный так в честь визита Екатерины II.

Кричевский дворец Потёмкина история советского времени

Многочисленные перестройки дворец испытал в советское время: там размещались то педучилище, то средняя школа, то школа-интернат. В результате здание оказалось в плачевном состоянии: стояли голые стены, осыпалась штукатурка и протекала кровля, декор был нарушен.

В 1980-е гг. начались работы по реставрации дворца: «Белспецпроектреставрация» провела комплексные научно-архивные изыскания по объекту. Однако до окончания реставрации дело так и не дошло: из-за недостатка финансирования практически на 20 лет памятник был законсервирован. Дело сдвинулось с мертвой точки в 2003 г., когда княжеский дворец включили в Государственный список историко-культурных ценностей, а затем – в Инвестиционную программу.

Активные реставрационные работы начались в 2005 г. Дворец восстанавливало ЗАО «Стройпроектинвест» а также 16 субподрядных организаций из Могилева, Минска, Новополоцка, Лиды и Кричева. На завершение восстановительных работ только в 2007 г. из республиканского и областного бюджетов было выделено около Br8 млрд.

К сожалению, документальных исторических свидетельств об элементах интерьера найдено не было, лишь упоминания об их богатстве и изысканности. Поэтому основным принципом стало восстановление интерьеров по аналогам дворцов XVIII в. и старинным чертежам.

В феврале 2008 г. восстановленный дворец распахнул свои двери для посетителей.

В XIX в., когда городской костел сгорел, Ян Голынский владелец) отвёл во дворце место для богослужений. Здесь проходили и венчания. Сегодня на первом этаже восстановленного дворца разместился ЗАГС. А Кричевскому краеведческому музею, которому также отдана часть помещений, теперь позавидуют многие районные музеи малых городов. Он будет принимать посетителей в роскошных дворцовых интерьерах, огромное эстетическое и эмоциональное воздействие которых никого не оставит равнодушным. По анфиладе комнат посетитель пройдет через приказчицкую и зимний сад, экспозиция которого будет рассказывать об истории дворца и его хозяевах. Насыщенный экспонатами Рыцарский зал поведает об истории Кричева – от зарождения до XVIII в., а в библиотеке можно будет увидеть подлинные книги XVII–XIX вв.: самая старинная книга, хранящаяся в музее, – «Обет душевный» Симеона Полоцкого. И обязательно один зал будет посвящен личности князя Потёмкина – неординарной, спорной, но для Кричева знаковой. Парадный, или бальный, зал станет самым торжественный помещением. А еще девичья, будуар, столовая и другие интерьерные комнаты.

ДВОРЕЦ ПОТЕМКИНА В КРИЧЕВЕ

Величественный дворец в Кричеве сохранился до наших дней. Если смотреть на него с высоты птичьего полета, то здание напоминает букву «Е». Говорят, это было сделано специально для императрицы Екатерины II, фаворитом которой был владелец Кричева князь Потемкин.

Первый раздел Речи Посполитой произошел в 1772 году, и территория Могилевщины стала российской. Императрица Екатерина стремилась упрочить свою власть здесь, поэтому щедро раздавала земли верным придворным. Так князь Потемкин стал обладателем большого Кричевского староства с 14 тысячами крепостных.

Князь был не только умелым дипломатом и придворным, но и хорошим экономистом. Он быстро понял выгоду такого подарка. Город Кричев стоял на берегу реки Сож, которая была мощной водной артерией, а значит, здесь можно было строить различные производства. Для того, чтобы князю было удобно находиться в городе, начали возводить прекрасный дворец. После этого построили судоверфь и несколько мануфактур – в первую очередь, парусную и канатную. Благодаря Потемкину Кричев перестал быть глухой провинцией.

Смотрите так же:  Отзыв о санатории дворцы в карелии

Дворец в Кричеве строил известный русский архитектор Иван Старов, он также был автором Таврического дворца в Петербурге. Здание действительно напоминает букву «Е». Ведь не случайно же говорят, что Потемкин был тайно повенчан с Екатериной Великой. Императрица была в Кричеве только раз – 19 января 1787 года, во время своей поездки по присоединенным губерниям. Очевидцы говорят, что Екатерина не только пообедала, но и переночевала во дворце. А в ее честь всю ночь горела великолепная иллюминация.

Строился кричевский дворец в стиле классицизма, для которого характерна симметричность. Планировка его была анфиладной, на главной оси постройки находился овальный зал, который выступал во внутренний двор полукружием.

У здания было два боковых крыла, а между ними выступал полукруглый ризалит, который выходил на полукруглую террасу. Эта терраса спускалась в сторону парка.

Потемкин владел Кричевом и дворцом не очень долго. Практически сразу, случилось это в 1787 году, он продал его Яну Голынскому. А в 1849 году внук Яна Голынского Стефан перестроил дворец в неоготическом стиле. С фасада исчезли все декоративные элементы в классическом стиле. Самым большим изменениям подвергся вход. Изначально его украшал портик с балконом и четырьмя колоннами. После перестройки вход во дворец выделялся неоготическим ризалитом с гранеными пилонами.

Сохранилось описание дворца в Кричеве в 1914 году. Вестибюль его был разделен на две части колоннадой. В глуби вестибюля были две дубовые лестницы, что вели на второй этаж, его стены покрывало оружие, доспехи и щиты. Тут же висел прекрасно сохранившийся гусарский доспех, который, скорее всего, принадлежал Юзефу Голынскому.

Во дворце было 72 комнаты. Три комнаты справа от вестибюля были жилыми. Две комнаты, что также располагались в правом крыле, назывались «епископскими», потому что там раньше жил епископ. В 1855 году в Кричеве сгорел костел, и Стефан Голынский разрешил проводить богослужения во дворце, даже выделил для этого место. Там же – в правом крыле – размещались и хозяйственные помещения, а также – комнаты для прислуги и ванная.

Слева от вестибюля была библиотека, спальня хозяев и будуар. К библиотеке прилегал небольшой зал с окнами, что выходили во внутренний дворик.

Из библиотеки можно было пройти в столовую, которая была обставлена роскошной мебелью из черного дуба. На стенах висели фамильные портреты Голынских, так же здесь был образ Св. Николая Мирликийского византийского письма, написанный на кипарисовой доске. В столовой было несколько буфетов, где хранилась прекрасная фарфоровая посуда и столовое серебро.

В левой части был и кабинет, а еще несколько подсобных помещений и кладовая.

Самым значительным залом во дворце был овальный Портретный зал. Его стены были покрыты изумительной гипсовой лепниной, здесь висели сорок два портрета представителей славного рода Голынских. Были в Портретном зале и изображения российских монархов и сановников — Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, князя Григория Александровича Потемкина-Таврического.

На втором этаже дворца размещались три больших зала. Овальный Бальный зал располагался над Портретным. Главным украшением зала был прекрасно декорированный свод, с которого свешивалась великолепная люстра огромных размеров.

В левом крыле второго этажа было два зала поменьше. В одном из них располагался архив. В этом же крыле находилась и ванная, облицованная мрамором.

Одной из самых почитаемых святынь во дворце было древнее распятие из светлого дерева. Оно хранилось в одном из залов на втором этаже. Существовала даже легенда, что пока распятие во дворце – роду Голынских ничего не грозит, и они тоже будут жить во дворце. В 1918 году распятие передали в костел города Кричева.

Великолепный дворец не мог существовать без дворцового парка вокруг. Такой парк был заложен еще в конце XVIII века. Его площадь составляла около десяти гектаров. Он был сделан по принципу старопольского парка, главной чертой которого было наличие липовых аллей. Часть парка носила пейзажный характер. В парке рос «дуб царицы», который посадили в честь визита императрицы Екатерины II.

Попасть в усадьбу можно было через оригинальные въездные ворота, которые были построены в середине XIX века. Они представляли собой четыре стилизованные египетские пирамиды.

В 1898 году во дворце был сильный пожар, Стефан Голынский (последний владелец Кричева) пытался привести его в порядок, но ему помешали первая мировая война и революция. В 1918 году здание было заброшено. Тогда уроженка города Черикова Евдокия Гордеева провела тут ремонт и открыла частную гимназию. В 1919 году гимназия была переделана в 3-ю Кричевскую трудовую школу 2-й степени. В годы Великой Отечественной войны школа была закрыта, а в 1959 году она переехала в новое здание.

Во дворце же была открыта школа-интернат. Состояние самого здание было печальным. Реставрация дворца началась только в начале 1990-х годов. В 2003 году дворец Потемкина внесли в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. На его реставрацию были выделены деньги.

Сейчас дворец Потемкина – главная достопримечательность Кричева. На первом этаже дворца располагается «Дом гражданских обрядов», в овальном зале проходят различные торжественные церемонии. Другие помещения отданы Кричевскому краеведческому музею.

Фото из Интернета.

Информацию читайте в № 77-80 от 15.03.2019 г.

galik_123

Курс — на эстетику и позитив!

В белорусский Кричев мы отправились, чтобы осмотреть владения князя Григория Потёмкина. Хозяином этих мест он стал потому, что получил их в подарок от императрицы Екатерины II. И так получилось, что своей главной архитектурной достопримечательностью Кричев обязан именно фавориту императрицы — Григорию Потёмкину.

1. А до того город упоминался в летописных источниках уже с XII века. Позднее он перешёл под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1633 году город получил Магдебургское право, был создан городской магистрат. В первой половине XVIII века Кричевщиной владел князь Иероним Радзивилл, а после Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году она вошла в состав Российской империи. Первое время Кричевом управлял прежний владелец — великий коронный граф Ежи Мнишек. За отказ принять присягу верности Екатерине II владения графа были конфискованы в пользу государственной казны и подарены императрицей светлейшему князю Потёмкину, который лишил город самоуправления.

Смотрите так же:  Дворец звезды хоккея


Портрет Потёмкина в интерьере дворца


Лампи, Иоганн Баптист Старший. Потёмкин незадолго до смерти, апрель 1791 года. Государственный Эрмитаж, Петербург


Карта, изображающая Кричевское графство, принадлежащее Григорию Александровичу Потёмкину

3. Известно, что построил Потёмкин свою резиденцию в довольно короткие сроки — он ждал императрицу. Хотя времени на работы было мало, все делали добротно. К примеру, когда закупали кирпичи, выборочно бросали несколько о землю. Если один из них раскалывался, браковали всю партию. Дворец возводился по проекту великого русского зодчего Ивана Егоровича Старова (1745-1808) — архитектора Таврического дворца в Петербурге. Первоначально архитектурный облик дворца носил черты классицизма, для которого характерна симметричность, но впоследствии с фасада исчезли все декоративные элементы в классическом стиле.


Архитектор И.Е. Старов. Портрет работы А. Росинова, копия с портрета С.С. Щукина

4. Чтобы угодить императрице, здание было спланировано в виде буквы «Е» в честь Екатерины Великой.


План первого этажа

5. Исторические хроники свидетельствуют: императрица Екатерина была в Кричеве только один раз — 19 января 1787 года, направляясь из Петербурга в Тавриду смотреть Черноморский флот.


Екатерина II — законодательница в храме Правосудия (Левицкий Д. Г., 1783 год, Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Екатерины II в интерьере дворца

6. Во дворце она изволила обедать и ночевать. На дворе перед дворцом Потёмкина всю ночь горела великолепная иллюминация.

7. Восточный фасад дворца в Кричеве сохранил первоначальный классический вид, созданный
архитектором Старовым. У здания было два боковых крыла, а между ними выступал полукруглый ризалит, который выходил на террасу.

8. Эта терраса спускалась в сторону парка.

9. У стен дворца знаменитый садовод Джон Гульд разбил усадебный парк, где во время визита Екатерины II высадили «дуб царицы». Часть парка носила пейзажный характер, а общая площадь составляла около 10 га. Дворцовый парк носил черты старопольского парка, главным отличием которого были липовые аллеи.

10. Потёмкин владел Кричевом и дворцом не очень долго. В 1787 году он продал его Яну Голынскому, внук которого Стефан впоследствии перестроил дворец в неоготическом стиле. Центральный вход украсил псевдоготический ризалит с гранёными пилонами, а также угловые пилоны, которые завершались зубцами и напоминали башни. Окна центрального ризолита — стрельчатые, окна боковых фасадов — со стрельчатыми сандриками. Перестройкой дворца руководил швейцарский архитектор Бернар де Симон.

11. Портреты представителей знатного рода Голынских можно увидеть при входе во дворец.


Герб рода Голынских-Клямры


Родовое дерево Голынских

14. Попасть в усадьбу можно было через оригинальные въездные ворота, которые были построены в середине XIX века. Они представляли собой четыре стилизованные египетские пирамиды. К настоящему времени эти ворота не сохранились. В 1898 году во дворце случился сильный пожар, Стефан Голынский пытался его восстановить, но этому помешала Первая Мировая война и революция.

15. В 1917 году все ценности из дворца были экспроприированы советской властью. В здании была открыта школа. В 1950-е годы здание было перепланировано и здесь разместилась школа-интернат.

16. Постепенно дворец пришёл в ветхое состояние и был заброшен.

17. При реконструкции дворца в 1959 году были найдены весточки разных эпох.

18. В 1980-х годах начались работы по реставрации дворца, но из-за нехватки финансирования памятник был законсервирован почти на 20 лет. Эти фрагменты лепнины были найдены во время восстановления дворца.

20. На сегодняшний день дворец Потёмкина — главная достопримечательность города Кричева.

21. В 2003 году здание было включено в Государственный список историко-культурных ценностей. Реставрация была завершена в 2008 году.

22. Дворец Потёмкина был открыт 16 февраля 2008 года. На первом этаже дворца в овальном зале проводятся различные торжественные церемонии, в основном бракосочетания.

23. Пока осматривали дворец, пошёл сначала мелкий, а потом и сильный дождь, и нам пришлось быстро свернуть наш визит в Кричев. Остановились только на центральной площади, чтобы сфотографировать Воскресенскую церковь (дата постройки


Продолжение
Окончание

Дворец Потемкина в Кричеве хранит тайны былых хозяев и принимает гостей со всего мира

Горшочек с «кладом»

— Они, — уточняет главный хранитель фондов местного исторического музея Елена Мельчакова, — прожили в имении 130 лет. Григорий Потемкин Кричевское княжество продал Яну Голынскому вместе с дворцом в 1787-м — практически сразу после завершения строительства.

Как жили великосветские помещики сто, двести лет назад? Чему удивлялись, радовались? К сожалению, оригинальных предметов быта Голынских не сохранилось. После революции дворец ограбили, а его хозяева бежали. В здании расположилась гимназия, позже — трудовая школа, затем — школа-интернат. Удивительно, но на чердаке до наших дней сохранилась необычная находка: в 1959-м здесь обнаружили горшок с документами, многие из которых написаны на польском языке. Среди них — личные письма, договор о службе на «вечное упоминание», расписки. Датированы бумаги из семейного архива 1719—1905 годами. Сегодня эти документы — одни из ценных экспонатов Кричевского исторического музея, который прописался во дворце.

Сегодня теней, привидений или подозрительных шорохов в резиденции не наблюдается. Но во время его реставрации странные моменты были. Например, сам по себе мог включиться свет. А как только положили паркет, в двери забежала невесть откуда появившаяся собачка. Сотрудники музея потом шутили — не иначе пани Барбара «проинспектировала» новые интерьеры своего дома. Мистика или нет, но за десять лет следы барбосика не удалось стереть никакими средствами: о случившемся они напоминают до сих пор.

По моде и традициям дворян резиденция в Кричеве стала жемчужиной в зеленом парковом ожерелье. Основы парка еще при Потемкине заложил знаменитый британский садовод Уильям Гульд. Здесь росли клены, дубы, фруктовые деревья, можжевельник. В скором времени зелени будет еще больше: исторический музей Кричева выиграл гранд Глобального экологического фонда, основную часть которого планируется направить на реконструкцию котельной, а оставшиеся деньги — на озеленение и благоустройство территории. Кроме всего прочего, в обновленном парке появятся и грядки с лекарственными травами.

— В бытность Потемкина и Голынских они здесь тоже были, — поделилась хранитель фондов. — Сборами трав лечились, их добавляли в чай для аромата. Кстати, мы тоже угощаем гостей чаем с мелиссой, зверобоем, чабрецом. Добавки заготавливаем сами.

Вкусным чаем сотрудники музея угощали и потомка Голынских — Александра Краснолуцкого, который был в числе приглашенных на церемонию открытия во дворце Потемкина галереи его предков. А российский писатель в ответ презентовал свою книгу «Злая судьба рода Голынских?», где собрал семейные истории и представил немало архивных данных о жизни и служении Отечеству его дедов и прадедов по материнской линии.

Смотрите так же:  Дворец в гатчинском парке

Сегодня организованные и одиночные туристы приезжают в Кричев из самых разных стран. Некоторые неравнодушные посетители при этом помогают пополнять экспозиции. Как, к примеру, жительница Страсбурга Валентина Ерошкина, побывавшая здесь минувшим летом.

Интерес был не праздный. Из Франции в Кричев вскоре пришли посылки с уникальным содержимым: старинными лайковыми дамскими перчатками и украшениями, кувшином девятнадцатого века, керамическими вазами, игральными картами. «Всего в дар музею наша гостья передала 17 вещей», – уточнила научный сотрудник Марина Марусова. Не так давно из-за границы прибыл груз еще более весомый: с антикварной кроватью, на которой могла бы почивать сама императрица. А это значит, что в будущем в княжеском особняке появится новый интерьер — дворянской спальни. Елена Мельчакова не скрывает:

— Интерьеры дворца — не застывшие музейные экспозиции. У нас проходят «Потемкинские» и новогодние балы, музыкальные салоны, выставки, квесты.

В самом здании, кроме исторического музея и Музея матери, находится еще и ЗАГС, так что возможность прикоснуться к прошлому своей малой родины есть у каждого из местных молодоженов. А юные кричевляне приходят сюда даже в составе детсадовских групп. Для них экскурсоводы разработали особенный рассказ — про принцев и принцесс, когда-то живших во дворцах. Главное, считают, подогреть интерес. Если он появится, повзрослевшие мальчики и девочки обязательно захотят вернуться сюда вновь.

Юридическая консультация в Беларуси

Как-то мы вспомнили, что давно уже собирались съездить в Кричев, посмотреть на дворец князя Потемкина, и решили: сейчас самое время. Дорога была не очень длинной и довольно интересной. Незнакомые пейзажи, забавные названия деревень. И вот он — Кричев. Наши Чаусы также стоят на холмах, но здесь это ощущается более отчетливо. Серое небо, на столбах — покинутые гнезда.

Изображение сервиса «Яндекс. Карты»

Дворец. Величественный, со следами рва, желтизной стен посреди цветущего парка, он, кажется, освещает все пасмурные окрестности.

Немного из его истории. После раздела Польши Кричев вошел в состав Российской Империи и был подарен фавориту Екатерины II — Григорию Александровичу Потемкину, одному из самых талантливых полководцев того времени. В 1778 году начинается строительство шикарного дворца в стиле русского классицизма. Автор проекта — известный архитектор И. Я. Старов. Случайно или нет, но сверху Кричевский дворец напоминает букву «Е» — первую в имени императрицы. Поговаривали, что Потемкин и Екатерина были в тайне повенчаны.

Кричевщиной издавна владели князья Голынские — выходцы из Польши. Род был очень богатый, но из-за Потемкина дела его значительно ухудшились. Как и у остальных местных помещиков, у Яна Голынского — тогдашнего главы белорусской ветви рода — было много поводов для ненависти к надменному фавориту.

19 августа 1787 года, когда строительство дворца было закончено, Екатерина II, направляясь в Могилев, пожаловала и в Кричев. Во дворец Потемкина съехались все местные землевладельцы, чтобы представиться императрице. Они сговорились очернить князя и таким образом «свергнуть» его (интересно, что глава заговорщиков впоследствии также стал фаворитом самодержицы). Не позорил Потемкина только Ян Голынский. Все удивились, а фаворит заметил это и оценил. В 1787 году Потемкин продает Голынскому дворец и Кричевщину (портрет его, кстати, вы можете увидеть, если будете подниматься по лестнице на второй этаж). В 1849 году Стефан Голынский (внук Яна) решил перестроить резиденцию в неоготическом стиле, элементы которого можно заметить и сейчас. Руководил этими мероприятиями известный французский архитектор, мастер неоготики Бернар Симон. В середине XIX веке были построены прекрасные ворота, стилизованные под четыре каменные египетские пирамиды. Внутри них были помещения с очагами для сторожей. Врата эти, к сожалению, не сохранились.

Интересно, что две комнаты в правом крыле назывались «епископскими», потому что там действительно жил священник. Когда в 1855 году сгорел деревянный костел, Стефан Голынский отвел во дворце место для богослужений. Там же происходили крещения и венчания. Интересно, что сейчас там находится городской ЗАГС.

Из всех ценностей дворца Голынским особенно ценилось древнее, вырезанное из дерева и красиво окрашенное распятие. Существовало поверье, что пока оно находится во дворце, будут хозяйствовать в нем князья Голынские. Но они, к сожалению, оставили родовое гнездо первыми, а их главная ценность была передана в городской костел Кричева в 1918 году.

После революции во дворце расположилась гимназия, а потом — трудовая школа, школа-интернат. В 1980-х годах дворец оказался в плачевном состоянии, но в 1988 году началась реставрация. В январе 2002 года из-за нехватки средств объект был законсервирован. Уже в 2003 году Потемкинский дворец был внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, а затем — в инвестиционную программу, которая дала второй шанс проекту реставрации.

Через некоторое время после открытия дворца сюда переехал районный краеведческий музей. Директором музейной части дворцово-паркового комплекса стал Вадим Рыськов — настоящий любитель своего дела (кстати, он и проводил для нас экскурсию). Для создания экспозиции из районного бюджета выделяются средства, которые не растрачиваются зря. За несколько лет во дворце «обжились» шикарной антикварной посудой, мебелью, картинами, документами и многим другим. «Парадный зал» поразит вас своей роскошью (иногда здесь проводятся настоящие балы и концерты), «рыцарский зал» расскажет об истории Кричевщины. Не удивляйтесь табличкам «Не садиться», так как, бывало, невесты чуть ли не с разбега плюхались на антикварные диваны XIX века, некоторые из которых даже не переобивали.

В планах музейщиков — построить вокруг дворца хозяйственные постройки, где разместится музей ремесла, перенести пианино в «курительный зал», проводить «ночи в музее». А главная мечта — возрождение верфи, которая стала бы одним из самых знаменитых мест Кричева (ее начали строить в 1780-х годах по приказу Потемкина).

Если, уважаемые земляки, вам захочется посмотреть-полюбоваться на жизнь состоятельных дворян прошлых веков, уверен, что вы не пожалеете, если съездите в Кричев. А я еще долго буду вспоминать это путешествие и лечить сезонную хандру приятными воспоминаниями.

Максим Шкредов, ученик 11-го класса СШ № 2 г. Чаусы. Фото автора, 15 января 2019 года. Источник: газета «Звязда»,