Меню

Дворец в гатчинском парке

Изначально дворец в Гатчине строился для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле итальянского палаццо, строительство было завершено в 1781 году.

Кроме замка с башнями, Ринальди воздвиг в парке Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, колонну Орла (она посвящалась графу Орлову), создал грот «Эхо», завершающий подземный ход от дворца к Серебряному озеру, заключил в гранитную оправу Восьмигранного колодца сильный подземный ключ рядом с Серебряным озером.

После смерти графа в 1783 году Екатерина II выкупила дворец у его наследников и подарила сыну Павлу I. Григорий Орлов не жил в Гатчине постоянно, посещая дворец во время охоты или отдыха, для Павла же Гатчина стала поистине домом.

Трехэтажный центральный корпус был соединен переходами с боковыми флигелями, квадратными в плане. Фасад дворца облицован местным известняком пудостским камнем. Совместно с архитектором Винченцо Бренна Павел Петрович перепланировал парк и занялся перестройкой дворца, сделав парадные залы с роскошными интерьерами.

Увлечение Павла военным делом отразилось в новом облике построек. Из охотничьего дома гатчинский ансамбль превратился в замок с крепостным рвом и широким плацем для военных парадов. На этом плаце в 1851 году, после смерти императора, поставили ему памятник работы скульптора Ивана Витали.

Парк Гатчинского дворца был разбит в живописном месте, обустроен в английском стиле и включал в себя сложную систему озер.

В былые времена к Серебряному озеру из дворца можно было попасть через подземный ход. Сам ход сохранился и сегодня, но теперь он тупиковый. При Павле I пейзажный парк дополнили архитектурными постройками, появилось Адмиралтейство для кораблей озерной флотилии, по проекту В. Бренны построили пристань-террасу, соорудили мосты, архитектор Н. Львов спроектировал Амфитеатр. Память о романтических отношениях императора с его супругой хранит павильон Венеры, который расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера.

Самая необычная постройка дворцового комплекса – Приоратский (Земляной) дворец. Архитектор Н. Львов использовал смелую идею построить дворец из земли землебитным способом. Работы по строительству дворца завершились в 1799 году. По замыслу дворец был возведен для приора Мальтийского ордена, Великим магистром которого был Павел. Но по назначению дворец никогда не использовался.

После смерти Павла Петровича владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. 21 января 1827 года она составила завещание, в котором Гатчинский дворец переходил «в вечное владение» императора Николая I и его потомства мужского пола.

В 1840-х годах начались работы по перестройке дворца под руководством Романа Ивановича Кузьмина. Реконструкция коснулась боковых корпусов — Кухонного и Арсенального каре. В обновленных помещениях Арсенального каре расположились апартаменты царской семьи. Во времена правления Николая I и Александра II Большой Гатчинский дворец использовался для охоты в окрестных лесах и кратковременных посещений. Своим домом его выбрал император Александр III в 1881 году. Александр Александрович начал создавать во дворце экспозицию произведений искусства, некоторые экспонаты были приобретены еще графом Г.Г. Орловым. После смерти императора постоянным местом жительства дворец оставался для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

19 мая 1918 года, после революции, Гатчинский дворец приобрел статус музея и был открыт для посетителей. Интерьеры императорской резиденции сохранялись в новом музее до 1941 года, с началом войны была проведена эвакуация сотрудников и наиболее ценных экспонатов. В июле начались бомбежки Гатчинского района немецкой авиацией, в результате которых дворец значительно пострадал. Работы по спасению Гатчинского дворца были предприняты в 1944 году. Музейные работники пытались вернуть экспонаты, что-то удалось обнаружить у местных жителей. Были проведены несколько выставок из уцелевших предметов.

Вплоть до 1976 года масштабные реставрационные работы во дворце не проводились, в разное время в нем размещалось военно-морское училище, затем институт «Электронстандарт».

Гатчинский дворец сегодня

8 мая 1985 года после реставрации для посещения были открыты три парадных зала дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор. Кроме помещений самого дворца будут восстановлены парковые постройки, например Фермы со скотным двором. Царские особы приходили на Ферму в специальный «павильон для отдыха», чтобы отведать домашнего молока и творога. Руководство музея планирует отреставрировать павильон и возобновить работу Фермы.

Большой Гатчинский дворец: императорская резиденция в стиле английского замка

Среди дворцовых пригородов Санкт-Петербурга Гатчина стоит несколько особняком — дворец построен в нехарактерном для России стиле английского охотничьего замка.

Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Смотрите так же:  Дворец школьников им м утемисова

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

«Заложенъ 1766 маiя 30, окончанъ 1781 года» — такова надпись над Иорданским подъездом на парковом фасаде Гатчинского Дворца. Это один из многочисленных «даров благодарности» Екатерины II ее фавориту Григорию Орлову. Но не первый хозяин Гатчины вспоминается здесь главным образом. Над пустынным плац-парадом, охваченным массивными флигелями (каре), над бастионами и рвами высится против главного входа бронзовая статуя Павла I. Сын и наследник Екатерины в долгий период ожидания престола сделал Гатчину своею. После смерти Орлова Екатерина выкупила имение у его наследников в казну и вскоре, в 1783 г., подарила Гатчину Павлу Петровичу.


Открытие памятника Павлу I в Гатчине

Екатерина II

Павловск и Гатчина, две резиденции Павла, должны изучаться рядом, дополнять один другую. Изящен и сентиментален Павловск, грандиозна и сурова Гатчина. Сын Павла, Николай I, своим строительством еще больше подчеркнул крепостную суровость дворца. Александра II, как страстного охотника, привлекали в Гатчине окружающие леса. Александр III укрылся от бомб и подкопов, которые пугали его в Петербурге, за толстыми гатчинскими стенами, в глуши гатчинского леса. Переходя из комнаты в комнату во дворце, мы вспоминаем всю русскую историю, связанную с именами детей, внуков и правнуков Павла. «По-гатчински» хмуро и свысока смотрели правители, вышедшие отсюда, на Россию, как на огромный плац-парад.


Семья Павла I

Плац-парад в Гатчине

Гатчина-ценнейший памятник последнего периода русской монархии. Пристального и долгого изучения заслуживает она. Огромна и ее художественная ценность. Дворцу с его картинами старинных мастеров, гобеленами, бронзой и фарфором, с изяществом отделок Ринальди и пышностью Бренны будет посвящена отдельная работа.

В предлагаемом очерке характеристика и подробный обзор гатчинских парков -зеленой рамы серого каменного замка.

Красоту загородных дворцовых местностей создает соединение изящной или грандиозной архитектуры с искусственно разведенными, художественно распланированными парками.

В Гатчине, Павловске, Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме работали не только такие замечательные строители, как Антонио Ринальди, строивший гатчинский дворец, Камерон, строитель Павловска, Растрелли, строитель Царского и Петергофа, но и целый ряд крупных мастеров садового дела XVIII в., имена которых несправедливо забыты. Немногие знают, что представляла окрестность Петербурга до XIX в., и как изменилась она в своем пейзаже за XVIII в. со времени Петра Великого, неукротимая энергия которого изменила самую природу. «Ель, сосна да мох седой» заменились густыми дубовыми рощами, стройными липовыми аллеями. В огромном количестве деревья из средней России, Сибири, из заграницы привозились для насаждений в Петербурге и его окрестностях. Для Петергофа при Петре привезены были сотни тысяч деревьев. Для одной только Сильвии в Гатчине в конце XVIII в. — пятьдесят тысяч деревьев.


Гатчинский парк

Гатчинский парк

Вглядитесь внимательно в обычный пейзаж окрестностей Петербурга с его чахлым лесом на болоте и в могучую растительность вокруг дворцов,- и вы представите себе, сколько таланта и труда положено на создание этой красоты. В особенности любимый Петром дуб, клен, серебристый тополь — придают унылым финским берегам неожиданную яркость и свежесть, говорящую о всепобеждающей человеческой энергии.

Смотрите так же:  Национальный дворец искусств киев

План Гатчинской мызы. 1792

Следует различить два основных типа искусственных парков, встречающихся в России. Более ранний, первой половины XVIII в., регулярный или французский, и позднейший, иррегулярный или английский. Образцами первого рода парков были Летний в Петербурге, Нижний и Верхний в Петергофе, Царскосельский Старый и Ораниенбаумский. В настоящее время они запущены. Сохранилась только правильная сеть аллей, геометрической формы поляны, украшенные бассейнами в мраморных или гранитных берегах, белеющие в густой зелени статуи, стройные павильоны. В просвет главных аллей виден цветной фасад дворца с золоченными статуями террасы, перилами, гербами. Деревья в таких парках были правильно подстрижены, парк напоминал зеленый город, где улицами были аллеи, площадями поляны с фонтанами, а выстриженные ниши населяли многочисленные мраморные божества. Иногда гибкие кусты, обвивая зеленый трельяж, создавали темные коридоры, идущие неожиданными изломами. Перенесенная к нам при Петре Великом мода на такие сады, называемые также ленотровскими (во Франции лучшим мастером регулярных садов был Ленотр, создатель Версальского парка), — сменилась во второй половине XVIII в. при Екатерине I к садам иррегулярным, — пейзажным или английским.

Любовь эта соответствовала тому общеевропейскому течению мысли, которое привело высшее общество от строгих условностей придворной жизни к деревенской простоте и естественности. Руссо заявил о превосходстве первобытной жизни над испорченностью городских нравов как раз в это время.


Длинный остров

Французские сады были условны. Всякая естественность изгонялась из них, как изгонялась она из дворца, где сложной наукой было уменье ходить, стоять, кланяться и улыбаться. Усталое от длительной церемонии придворное общество потянуло как бы за границу ленотровского сада, на берег деревенского ручья, в свежую зелень ветвей, не знающих ножниц садовника; прискучили дворцы, стали любопытны хижины. Самое название «английский сад» указывает, где впервые создан тип английского сада. Мода была так увлекательна, что переделывали французские сады на новый лад. Так было с большей частью садов Царского Села. К концу XVIII в. вполне были выработаны правила, которым должен был удовлетворять английский парк. В сущности это была новая условность, новая игра, не менее связанная с придворным бытом.

Английский сад должен был, прежде всего, не походить на искусственный. Но капризные господа жизни желали иметь на небольшом пространстве, под окнами дворца, все красоты естественной природы — изгибы и заводи светлой реки, пенистые водопады с переброшенными мостиками, хижины под нависшими ветвями, полуразрушенные, обросшие мохом монументы, вызывающие меланхолическое настроение, неожиданные переходы к залитым солнцем полянам, к видам на далекие холмы и пастбища. Кое-где были разбросаны беседки с трогательными и сентиментальными посвящениями дружбе и другим прелестям простой жизни. На окраине такого парка обычно находилась ферма — красивое здание, за которым прятались настоящие скотные дворы, парадные же комнаты обставлялись по-дворцовому; здесь искрился хрусталь люстр, переливался шелк на золоченой мебели, когда на мраморные столы перед гостями ставилось парное молоко и молодой сыр.

См. также – Как проехать в Гатчину?
См. также афишу мероприятий Государственного музея-заповедника «Гатчина»

Но, несмотря на то, что по своему облику дворец рождает ассоциации со средневековыми замками, он представляет собой самобытное произведение русской архитектуры, которое создавали несколько поколений мастеров – выдающиеся архитекторы и декораторы Антонио Ринальди, Винченцо Бренна, Андреян Захаров, Николай Львов, Андрей Воронихин, Андрей Штакеншнейдер, Роман Кузьмин. В Гатчине жил придворный живописец Яков Меттенлейтер, написавший плафоны, портреты, пейзажи. Панно и акварели создавали пейзажист С.Ф. Щедрин и художник Г.С. Сергеев. Некоторое время во дворце работал известный русский медальер (главный медальер Монетного двора) резчик по камню академик К.А. Леберехт.

История дворца начинается с небольшой мызы (помещичьего дома). Сама природа позаботилась о красоте здешних мест: чудесные озера и речки, густые леса, лишенный монотонности рельеф – все приглашало к отдыху. Вероятно, поэтому в этих местах, упомянутых еще в переписной книге 1499 года, было создано небольшое поместье, предназначенное для охотничьих забав.

Вначале Гатчинская мыза принадлежала Петру I. Затем он подарил ее своей сестре Наталье Алексеевне (построенный для нее на берегу Белого озера деревянный двухэтажный дом был разобран в 1793 году при устройстве на этом месте Ботанического сада). Впоследствии поместьем пользовались царские медики, а потом оно перешло во владение князей Куракиных. В 1765 году Екатерина II купила усадьбу, чтобы подарить своему фавориту графу Г.Г. Орлову. Именно для него по проекту А. Ринальди был сооружен дворец в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом.

Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами. Но Ринальди ввел и новые нетрадиционные элементы: граненые башни и подземный ход.

Средняя часть дворца была почти такой же, как сейчас, только сквозными были полуциркульные арки входных дверей. От главного корпуса отходили дугообразные крылья – полуциркули с открытыми в сторону двора галереями (лоджиями), со стороны паркового фасада стояли две пятиугольные башни. Территорию парадного двора ограничивали с двух сторон одноэтажные симметричные каре – Кухонное и Конюшенное с невысокими восьмиугольными башнями на углах. Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (итальянский скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (Иоганн Морлейтер). Две другие статуи тех же мастеров – «Мир» и «Война» установили со стороны парка.

Для облицовки фасадов использовался местный строительный материал – разновидность травертина, добывавшийся в окрестностях Гатчины – Пудости, Парице, Чернице. Травертин использовался еще в Древней Греции для строительства храмов. Гатчинский дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем.

Облик дворца соответствовал новому, утверждавшемуся в те времена, художественному стилю классицизм. Ринальди добился единства строгого величественного здания и паркового пейзажа.

Строительство дворца закончилось в 1781 году. Григорий Орлов, как человек очень богатый, превратил его в свою роскошную резиденцию, для украшения которой приобретались художественные произведения, статуи, картины, мебель, книги, оружие.

Гатчинский дворцово-парковый комплекс находится на расстоянии 50 километров от Санкт-Петербурга, в городе Гатчине

Возникновение дворцово-паркового ансамбля относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец. После смерти графа Орлова Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у его наследников и пожаловала ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу.

В царствование Николая I началась перестройка Гатчинского дворца, и он обрёл тот вид, который сохранился до настоящего времени. Николай I и его сын Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах. Позднее император Александр III избрал Гатчину своей основной загородной резиденцией. Царская семья из Петербурга переехала в Гатчинский дворец, который в течение многих лет оставался самым любимым, родным и теплым домом для всех членов императорской семьи.

После революции, в мае 1918 года, Гатчинский дворцово-парковый комплекс был открыт для посетителей как художественно-исторический музей.

Великая Отечественная война нанесла большой ущерб всему дворцово-парковому ансамблю. Реставрация дворца началась только в 1976 году. Первые парадные залы ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году, в их число входили Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.

В настоящее время работы по воссозданию интерьеров загородной резиденции российский императорской семьи продолжаются. Для посетителей открыты залы Центрального корпуса, галереи полуциркулей, в Арсенальном каре проводятся временные выставки. В 2019 году, к 250-летию Гатчинского дворца, музей представил новые отреставрированные пространства – Греческую галерею и Мраморную лестницу.

Свадебное торжество

На территории Гатчинского дворцово-паркового ансамбля Вы можете запланировать фотосессию, Выездную торжественную регистрацию брака или свадебный банкет. В любом случае Гатчинский дворец и его окрестности создадут неповторимую романтическую обстановку для Вашей свадебной церемонии, а чарующая атмосфера любви останется с Вами на долгие годы.

Изысканные интерьеры дворца и живописные виды Гатчинского парка идеально подходят для проведения самой настоящей дворцовой свадьбы, которая поразит воображение даже самых взыскательных гостей! И молодожены, и все участники торжества по достоинству оценят роскошные банкетные залы и гостиные.

Сегодня музей предлагает провести свадебное торжество как в самом Гатчинском дворце — в Белом зале или Александровской приемной — так и на огромной территории парка.

Проведите праздник в неповторимой атмосфере большого Белого зала или в комплексе залов Александровской приемной, а в теплый летний день — пригласите гостей в Гатчинский парк. Под сенью вековых деревьев, в прохладе Собственного сада вы сможете устроить банкет, торжественный обед, а многочисленные острова смогут стать прекрасной сценой для незабываемой выездной торжественной регистрации брака.

Выездная регистрация брака

У свадебного торжества множество обычаев и обрядов, но каждые молодожены стремятся сделать этот день неповторимым. Один из способов подчеркнуть индивидуальность Вашего праздника — Выездная торжественная регистрация брака. Вы сможете:

  • выбрать место проведения и время церемонии: Гатчинский дворец, Собственный сад, Остров любви, Длинный остров, Голландские сады;
  • оформить площадку для регистрации в соответствии с собственными представлениями о празднике;
  • пригласить неограниченное количество гостей.

Белый зал Гатчинского дворца

Ваше торжество в самом красивом и большом зале дворца с уникальным интерьером 18 века и великолепными арочными дверями-окнами, выходящими на открытую террасу, безусловно, станет свидетельством тонкого вкуса новобрачных.

Александровская приемная Гатчинского дворца

Вам импонирует уютное семейное торжество? Тогда Ваш вкус сможет удовлетворить комплекс залов в бывших покоях императора Александра III Александровская приемная.

К услугам гостей 3 зала общей площадью 300 кв. м:

  • зал для праздничного торжества,
  • буфетный зал — прекрасное место для приветственного напитка,
  • башенный кабинет.
  • Голландские сады

    В непосредственной близости от дворца гостей ждут регулярные сады с четкой планировкой, окружённые «зелеными кулисами» вековых деревьев, которые позволят вместить любое количество гостей. Голландские сады террасами спускаются к Карпину пруду, который выгодно отделяет их от Дворцового парка.

    Собственный сад

    Уютный уголок, расположенный у самых стен Гатчинского дворца, с аллеями-берсо, яркими цветниками и белоснежной итальянской скульптурой 18 века, может стать оригинальным местом для парадного обеда или живописным фоном для Выездной торжественной регистрации брака.

    Длинный остров

    Самый живописный из островов Гатчинского парка, протяжённостью более одного километра, сможет стать прекрасным местом для Выездной торжественной регистрации брака, так как именно отсюда открываются великолепные виды, способные сделать вашу церемонию неповторимой.

    Остров любви

    Тихий уголок Франции в Гатчине — самое романтичное и уединенное место парка. Попасть на остров можно по ажурным мостикам, перекинутым через канал, или причалить на лодке.

    Смотрите так же:  Львов дворец в гатчине