Меню

Дворец разумовского санкт петербург

Дворец К. Г. Разумовского —
Николаевский сиротский институт
Педагогический университет им. А. И. Герцена

Архитекторы: Кокоринов А. Ф.
Валлен-Деламот Ж.-Б.
Год постройки: 1762-1766, 1797-1798
Стиль: Классицизм

Дворец К. Г. Разумовского — Классицизм

Сиротский институт императора Николая I

Главный корпус Педагогического университета им. Герцена

Дворец графа Левенвольде (не сохран.)

1730-х — арх. Растрелли Варфоломей

Дворец К. Г. Разумовского

1762-1766; 1797-1798 — арх. Кокоринов Александр Филиппович, завершен — арх. Валлен-Деламот Жан-Батист,

арх. Порто Антонио

К немногим сохранившимся в Санкт-Петербурге образцам городских усадеб первой половины XVIII века с регулярными садами и дворцами, расположенными в глубине участков, относится и участок дворца Разумовского. Сейчас это часть территории, занимаемой Педагогическим университетом им. А. И. Герцена.

В 1730-х гг. арх. В. Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец.

Позднее усадьба перешла в собственность гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского — брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 г. старый дворец был разобран, и на его месте с 1762 г. началась постройка нового каменного здания по проекту арх. А. Ф. Кокоринова. Постройка была закончена в 1766 г. арх. Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

Дворец графа К.Г. Разумовского.
Гравюра XIX в.

Вид главного фасада здания
Сиротского института
имп. Николая I.
Фото мастерской Буллы,
начало 1900-х гг.

Дворец К. Г. Разумовского — одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х гг. По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях

Характерен доминирующий в композиции центральный массив и строго симметричное построение всего ансамбля, включающего главное здание и флигеля. В композиции главного фасада основной акцент сделан на обработке центра, декорированного колоннадой из шести коринфских колонн, построенных над аркадой первого, цокольного этажа. Колоннаду венчают антаблемент и высокий ступенчатый аттик.

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре. Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

В 1749 К. Г. Разумовский переселился с набережной Невы в деревянный дворец на Мойке. Здесь в 1752, в двусветном зале западного крыла, отмечена домовая церковь св. Троицы. После постройки каменного здания по проекту А. Ф. Кокоринова.

церковь была освящена 11 февраля 1770 иеромонахом Илларионом из Александро-Невского монастыря «по причине случающихся болезненных припадков супруги» Разумовского. Священником определили о. Иакова Славнитского.
Весной 1784 гетман навсегда покинул столицу, и через несколько лет церковь во дворце была упразднена, а ее имущество отдано в Александро-Невский монастырь. ([ 95 ]. 2010 г.и. С. 472; добавил: Наталия )

Фасад со стороны
двора.

Решетка со стооны
Казанского собора.

Со стороны Мойки.
Фото — Mary, 2008.

Левый корпус.
Фото — С. Васильев. 2008.

Памятник К. Д. Ушинскому.

Фото — Miston, 2007.

Педагогический
институт им. Герцена.

Фото — Mary, 2009.

После передачи дворца Разумовского в 1798 г. Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту здание неоднократно перестраивалось внутри. Наиболее значительные работы были произведены в 1798 г.

В 1829-1834 гг. к зданию пристроены домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842-1844 гг. третьим этажом. Симметричные флигеля по сторонам парадного двора и на набережной Мойки, сооруженные одновременно с главным зданием, также неоднократно перестраивались. Современный внешний облик они получили при перестройке в 1831-1834 г.

Внутренняя отделка дворцовых помещений не сохранилась, кроме обработки перекрытия парадной лестницы. Падуги перекрытия украшены лепкой с двуглавыми орлами и путти, держащими гирлянды цветов.

На территории бывшей усадьбы сохранились остатки сада, созданного в первой половине XVIII века. Со стороны Казанской улицы он огражден решеткой, исполненной по проекту А. Н. Воронихина.

Альбом.
Изд. фот. К. Буллы

Фасад института
со стороны сада.

Статуя августейшего
основателя инст-та.

Коридор общего курса.

VII класс с печкой времен
графа К.Г.Разумовского.

Читальня.
(добавил Mary)

В 1961 г. в сквере напротив главного входа в ЛГПИ им. А.И. Герцена установлен памятник основоположнику русской педагогической науки К. Д. Ушинскому (скульптор В. В. Лишев).

О том, что было на этом месте раньше.

В этом здании, с 1925 года занятом Педагогическим институтом им. А. Герцена, кроме стен ничего не осталось от Воспитательного дома. Здесь в Петровское время находилась усадьба адмирала Ф. Апраксина, с 1734 г. она стала владением вельможи К. Левенвольде, в 1740-х гг. перешла во владение гетмана Украины К. Разумовского, брата тайного мужа царицы Елизаветы. После смены владельцев в 1798 г. построенный арх. А. Кокориновым дворец был передан Воспитательному дому, основанному видным деятелем просвещения в России И. Бецким.

В Воспитательный дом принимались «безродные» младенцы и дети. В 1771 г. распоряжением Екатерины II в столице было учреждено заведение,

«пекущееся о спасении новорожденных», — Воспитательный дом. Первоначально он находился при Смольном монастыре, затем его переместили в бывший дворец сестры Петра I царевны Натальи (нынешний участок дома № 35-а по Шпалерной ул.), с 1797 г. он был переведен на Мойку, заняв там участки домов №№ 48 и 52.

Смотрите так же:  Летний дворец в летнем саду архитектор

При Воспитательном доме для неимущих рожениц был открыт лазарет на 20 коек. Положение о нем гласило: ‘Всех приходящих беременных женщин для разрешения от бремени принимать тотчас, ни о чем не спрашивая, как днем, так и ночью, и тотчас отводить их в зало к повивальным бабкам. Во всю их бытность в оном госпитале отнюдь не спрашивать, кто они и откуда. Если которая не хочет и лица своего показать, оное ей дозволяется во все время, да и впрочем все обстоятельства оных женщин свято хранить в тайности».
Сохранилось свидетельство, что в таких случаях женщинам позволялось рожать в черных масках, они могли не отвечать на вопрос об отце, а рожденный тут же отнимался, он получал свободное гражданство. Иногда крепостные родители оставляли своих детей в Воспитательном доме ради того, чтобы они обрели свободу.
Поступление ребенка-подкидыша в Воспитательный дом не сопровождалось оформлением документов. Принесший ребенка звонил в дверной колокольчик, и по этому знаку по веревке сверху спускалась корзина, в нее клали младенца, и он тем же путем отправлялся в покои Воспитательного дома. Иногда эта процедура заменялась простой передачей подкидыша дежурному швейцару.

В XIX веке Воспитательный дом уступил свое место Санкт-Петербургскому сиротскому институту императора Николая I. Но в быту петербуржцев новое учреждение по прежнему обозначалось старым названием Воспитательного дома, хотя порядки здесь были далеко не те, что в начале существования этого учреждения. (добавил — Данелия )

Николаевский сиротский институт

После опустошительных холерных эпидемий 1830 и 1831 гг. и войн, им предшествовавших, появилось огромное число сирот, нуждавшихся в помощи. В 1834 г. при Воспитательном доме было открыто Сиротское отделение , на основе которого образовался впоследствии Сиротский институт императора Николая I. (наб. Мойки, 46-48). Название Сиротский институт заведение получило 22 ноября 1837 г. Институт предназначался для воспитания круглых сирот — дочерей чиновников военного и гражданского ведомств, всех вероисповеданий на казенный счет, и полусирот, с платой 300 руб. в год. Девочки принимались на полное содержание и получали образование по программе средних женских учебных заведений. Чтобы обеспечить будущность воспитанниц, их обучали не только наукам, но и ремеслам. Постепенно программа учебных классов расширялась.

Для подготовки «наставниц для воспитания детей» были учреждены французские классы. Затем к общеобразовательным классам прибавился высший — практический, воспитанницы которого занимались преподаванием в младших классах под руководством учителей и определялись на некоторое время классными дамами в другие институты. Появился особый музыкальный класс, где обучались музыке наиболее одаренные девушки.

В 1837 г. было открыто Малолетнее отделение Сиротского института (на Шлиссельбургском тракте, Александровская дача), куда принимались дети-сироты 4-6 лет. Они обучались Закону Божиему, русскому и французскому языку, арифметике, рукоделию, хоровому пению, музыке, танцам и гимнастике. По достижении 10 лет девочки переводились в институт.

Особое внимание уделялось изучению языков, чтению. Каждый класс имел свою библиотеку.

Неспособные к наукам девицы переводились из Сиротского института в Николаевское женское училище (наб. Фонтанки, 158). Здесь они при полном содержании проходили курс низших школ и подготавливаются в учительницы элементарных школ, преимущественно танцев и гимнастики.

Класс учительниц французского языка располагался по адресу: Казанская ул.,3

(добавил Наталия по материалам Благотворительность

и милосердие: Рубеж XIX-XX веков. Историко-документальное

издание. — СПб.: Лики России, 2010;

Справочник «Весь Петербург», 1913 г. изд. Суворина)

В Санкт-Петербурге совсем немного осталось образцов городских усадеб начала восемнадцатого века. Дворцы в таких усадьбах располагались в глубине участков и были окружены регулярными садами. Одним из таких участков является дворец Разумовского, который составляет часть территории, занимаемой ныне педагогическим университетом имени А. И. Герцена.

В тридцатых годах 18 века архитектором Растрелли здесь был построен большой деревянный дворец для фаворита императрицы Анны Иоанновны графа Левенвольде. После прихода к власти императрицы Елизаветы, граф Левенвольде, как это часто случалось с приближенными свергнутых монархов, впал в немилость и был выслан. Его усадьба и дворец были переданы в собственность Кириллу Григорьевичу Разумовскому, брату Андрея Григорьевича Разумовского — тайного мужа Елизаветы Петровны.

В 1760 году на месте старого дворца было задумано построить новый – каменный — по проекту знаменитого архитектора А. Ф. Кокоринова. Его строительство было закончено в 1766 году под руководством уже другого зодчего — Ж.-Б. Валлен-Деламота. Дворец стал одним из лучших достижений русского зодчества того времени. Его плановая и объемная композиция, к сожалению, несколько искаженная в результате проведенных в XIX столетии перестроек, делает его очень похожим на загородные царские резиденции. Но всё же, в основном, внешний вид дворца мало изменился. В его композиции доминирует центральный массив. Весь его ансамбль, включающий главное здание и флигели, имеет строго симметричное построение. Основной акцент главного фасада сделан на проработке центра, который декорирован колоннадой из шести коринфских колонн, возвышающихся над аркадой цокольного этажа. Величавую колоннаду завершают антаблемент и ступенчатый высокий аттик. Тонко прорисованные барельефы также составляют орнаментальное оформление фасада дворца. Садовый фасад дворца, украшенный колоннадой из четырех коринфских колонн в центре, имеет сильно выступающие боковые ризалиты. Его лепные детали повторяют мотивы декоративного оформления главного фасада. Парадный двор дворца отделён от набережной высокой каменной оградой, в центре которой находятся монументальные ворота.

Смотрите так же:  Зимний дворец в казань

В 19 веке усадьба вновь перестраивается. Были возведены лазаретный корпус и домовая церковь. Изначальной внутренней отделки дворцовых помещений не сохранилось, если не считать отделки перекрытия парадной лестницы, которая была украшена лепкой с двуглавыми орлами и гирляндами цветов. До сих пор сохранились и остатки сада, заложенного в первой половине восемнадцатого века.

В 1903 году в этом здании было образовано первое педагогическое учреждение России — Императорский Женский педагогический институт. В 1961 году у главного входа в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена в центре сквера был воздвигнут по проекту скульптора В. В. Лишева памятник основателю русской педагогической науки К. Д. Ушинскому. А в 1991 году Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена был преобразован в Университет.

Сегодня в здании дворца располагается Педагогический Университет им. Герцена

В 1739 году на этом участке по проекту Ф. Б. Растрелли был построен деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок. После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину. Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы.

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» находилось следующее объявление: «Графа К. Г. Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову. явиться могут в домовой канцелярии». В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот. На территории усадьбы до сего дня сохранился участок сада. Со стороны Казанской улицы его ограждает решётка Казанского собора. Дворец Разумовского был известен своими балами и маскарадами. Штат прислуги здесь насчитывал 260 человек. На праздники граф устраивал раздачу милостыни, на которую сюда собиралось до двух тысяч человек.

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года. Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой. Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения. В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание — дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома году помещения дворца Разумовского были перепланированы. В 1829-1834 годах здесь по проекту Д. Квадри и П. С. Плавова была построена домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842-1844 годах третьим этажом. Боковые флигеля перестраивались в 1831-1834 годах.В 1837 году Воспитательный дом был преобразован в Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию педагога. В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение — Императорский Женский педагогический институт.

В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака. В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический. Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. В 1961 году перед главным входом был установлен памятник выдающемуся русскому педагогу К. Д. Ушинскому (скульптор — В. В. Лишев). В 1991 году учебное заведение получило статус Университета.

Деревянный дом на набережной Мойки появился в 1739 году. Его проектированием и строительством для Р.Г. Левенвольде – приближенного Анны Иоановны – занимался архитектор Ф.Б. Растрелли. Этот участок графом был избран не зря – поблизости стояла усадьба Н.Ф. Лопухиной, с которой у него был роман. Новая императрица – Елизавета Петровна не очень жаловала приближенных своей предшественницы. Левенвольде отправляют в ссылку, а его деревянный дворец – в казну государства.

Дом недолго пустовал — ему находится новый хозяин. Кирилл Григорьевич Разумовский — президент Академии наук, пробывший в этой должности полвека, вступил во владение участком в 1749 году. Разумовский задумывает строительство каменного здания, ведь деревянный дворец со времен совсем обветшал. Его стены в 1760 году сносят и на бывшем фундаменте возводятся новые. Дворец Разумовского был готов в 1766 году. Трудились над проектом и руководили строительством два архитектора: сначала А.Ф. Кокоринов, а затем Ж.Б. Валлен-Деламот.

Смотрите так же:  Как проехать в воронцовский дворец

Созданное здание получилось очень красивым. Особенно хорош его главный фасад. Строго соблюдена симметричность ансамбля. По центру фасада проходит колоннада, заключающая в себе шесть колонн. Она соединяют воедино два этажа. Окна, имеющие разную форму, обрамлены в резные наличники и лепнину. Ризалит проходит над цокальным этажом по центральному и садовому фасаду. Территория дворца от набережной отделяет ограда из камня. Садовый участок за домом засажен яблонями, липами и диковинными растениями.

Если снаружи дворец Разумовского мало изменился, то внутренние помещения претерпели не одну перестройку. Этого требовала специфика используемого пространства. Последняя серьезная реконструкция была проведена в 1829-1834 годах.

Хозяин дома устраивал для знати балы и маскарады, но в тоже время не обделял вниманием бедноту. По большим праздникам вокруг дворца собиралась толпа людей и их оделяли милостыней. В 1781 году Разумовский покидает Санкт-Петербург, а дворец приобретает граф из поляков – Браницкий К.П. Впоследствии его выкупает государство, когда в 1798 году Браницкий решает выехать за пределы России.

Сразу же дворцу находится новое применение. В его помещениях размещается Воспитательный дом. Годом ранее Павел I издает указ о необходимости создания подобных заведений для брошенных детей. Его супруга – Мария Федоровна взяла на себя патронаж над Воспитательным домом. В него определяли безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до десятилетнего возраста. Девятимесячных малышей отдавали в порядочные семьи на воспитание и следили за их дальнейшей судьбой вплоть до бракосочетания. Заведение существовало на благотворительные пожертвования, на доходы от императорских театров. Сюда могли придти роженицы и оставить своего ребенка на попечение Воспитательного дома. Здесь долгое время существовало Сиротское отделение, которое после преобразовывается в Сиротский институт. Девочек обучали также как и в женских учебных заведениях того времени.

Сегодня дворец Разумовского хорошо известен коренным жителям Санкт-Петербурга и гостям города. В нем располагается Педагогический университет имени Герцена. Вообще, заведение на набережной Мойки получило статут педагогического учреждения в 1903 году.

Дворец К. Г. Разумовского

Набережная реки Мойки, 48… Увидев массивные чугунные ворота с изображением пеликана и пятерых птенцов наверху, легко догадаться о предназначении здания. Здесь с конца XVIII века размещались воспитательные учреждения, которые находились под покровительством русского императорского дома. Творение архитекторов А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота было возведено в 1762-1766 гг. на месте старого деревянного дворца опального графа Р.-Г. Левенвольде.

Первые владельцы

Почти два десятка лет в новом каменном дворце жил блистательный Кирилл Григорьевич Разумовский – важный государственный деятель, коллекционер, тонкий дипломат и светский балагур. Он был братом фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Обладая высоким авторитетом в глазах монархини, украинский гетман держал огромный штат прислуги, а пышные дворцовые балы уступали разве что царским.

Позже К.Г. Разумовский продал свой дворец лидеру польско-литовской шляхты Ф.-К. Браницкому, который прожил в нем не дольше, чем первый хозяин. Граф Речи Посполитой, решив покинуть Россию, предложил здание в государственную казну за 450 тысяч рублей.

Пристанище обездоленных

Дворец К.Г. Разумовского в Санкт-Петербурге (СПб)

В 1798 году дворец К.Г. Разумовского был выкуплен, и сразу передан Воспитательному дому. Здесь находили кров и пищу тысячи «безродных» младенцев-подкидышей, обретавших возможность стать добропорядочными и образованными людьми. Внутренние пространства дворца К.Г. Разумовского были перепланированы в соответствии с потребностями учреждения. Однако внешнее величие фасадов было сохранено.

Архитектурное решение

Доминанта композиции фасада – шестиколонный портик коринфского ордера, установленный на мощный цокольный этаж, через который осуществляется вход в бывший дворец К.Г. Разумовского. Здание, построенное в эпоху раннего классицизма, также украшают:

  • высокий аттик;
  • легкая балюстрада балконов;
  • лепные гирлянды;
  • фигурные окна с элементами стиля барокко.

Гораздо позже, создавая дворец князей Белосельских-Белозерских, А.И. Штакеншнейдер применил похожую круглую форму окон, восходящую к творениям великого Ф.-Б. Растрелли.

Во дворце К.Г. Разумовского в 1820-х – середине 1830-х гг. были переделаны боковые флигеля, возведены домовая церковь и лазарет. Воспитательный дом просуществовал до 1837 года, а затем стал женским Сиротским институтом.

Педагогическая ориентация всех учреждений, образованных здесь впоследствии, не изменила своей направленности. В настоящее время во дворце расположен РГПУ им. А.И. Герцена. Уже более полувека напротив входа высится 3,5 метровая статуя великого педагога XX столетия К.Д. Ушинского работы скульптора В.В. Лишева.

Тест: Хранители Петербурга!

Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города!

«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей.

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост. Тучков мост – история создания В.

Музей прикладного искусства

История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената.