Меню

Дворец на елагином

Начиная с 1777 года, Елагиным островом, расположенным на севере дельты Невы, владел известный в столице своим гостеприимством, богатством и утонченностью придворный, Иван Перфильевич Елагин.

Он исполнял обязанности директора Императорских театров России и много сделал для театрального развития страны. Хотя злые языки прочно закрепили за Елагиным титул ярого масона, где, по слухам, он имел ранг Великого Мастера.

Применительно к благоустройству острова, дела Ивана Перфильевича были более земными, и от того известными доподлинно.

Он приказал разбить живописный парк, украшенный гротами, беседками, мостиками и павильонами.

Со временем парк превратился в место выходных прогулок знатных особ города.

Иван Елагин владел парком вплоть до своей смерти, а спустя 20 лет наследники продали дворец и остров в государеву казну.

С 1817 года начались работы по его переустройству. Одновременно с общественным парком здание перестраивалось для матери императора Александра Первого.

Архитектор Росси создал проект, по которому за 4 года перестроили саму усадьбу, заново оформили парк, построили новые павильоны. Теперь это одно из красивейших мест Петербурга, великолепный архитектурно-парковый ансамбль.

Здание обнесли чугунной решеткой, фасады получили великолепные украшения в античном стиле – портики, коринфские колонны, вазы для цветов. Центральную лестницу охраняют чугунные львы.

Из внутренних интерьеров интересны голубая и малиновая гостиные, и овальный зал, оформленный кариатидами и ионическими колоннами.

После смерти Марии Фёдоровны Елагин дворец перестал посещаться царской семьей, а позднее вообще был выведен из статуса императорских резиденций Петербурга.

Сразу после революции его национализировали и передали в ведение городского хозяйства. , Елагин остров стал Центральным парком культуры и отдыха, бюрократы дали ему формальную аббревиатуру — ЦПКиО, а народе назвал просто – «цпко».

Во время войны интерьеры, созданные Росси погибли.

После Победы началась длительная реставрация, а когда она закончилась, здесь открылся музей истории культуры.

Позднее здание часто меняло свое предназначение. В нём открыли институт растений, а в 1960 он стал центорм художественных выставок.

Наконец, в 1987 году в бывшем Елагином дворце открыли музей русского прикладного искусства.

Музеем он был только на бумаге, а в реальности долгое время оставался в полузаброшенном состоянии.

В последние годы все изменилось. Проведена большая реконструкция, вокруг дворца создан идеальный газон в английском стиле (правда, довольно грубая местная охрана гоняет туристов, запрещая отдохнуть на травке).

Сегодня в Елагином дворце организуют свадебные и торжественные мероприятия, сюда водят экскурсии.

Для детей организуют выпускные костюмированные балы. Это интерактивные представления с переодеванием в наряды царской эпохи.

  • Санкт-Петербург, Елагин остров, дом 4

Выходные — понедельник, вторника.

Касса закрывается на час раньше

Цена билетов: Взрослый — 20 рублей, льготный — 10 рублей,

От метро Крестовский остров повернуть направо, по Рюхинской улице пройти 300 метров до 2-го Елагина моста. Перейдя через мост Вы оказываетесь в ЦПКо.

Это большой парк-остров, направления и дорожки извилисты, но везде есть указатели. Для ориентира, после моста идите по правой аллее (но не по набережной). Дорога приведет к идеально чистой лужайке.

Музеи
Дворцы
Соборы, церкви
Сады, парки
Мосты
Памятники

Турфирма Арина, туроператор, Санкт-Петербург.

СПб, ул. Восстания, дом 4 (м. Пл. Восстания), тел. 411-11-22

Елагин дворец — летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге

Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским.

Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле, достоверно неизвестно. Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги. Первоначальный облик виллы на островах не сохранился.

В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.

После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX векаЕлагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов иИ. Л. Горемыкин.

После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт Музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован культурно-воспитательный центр.

Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца.

Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В начале перестройки, когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.

Смотрите так же:  Дворец мира и согласия пирамида астана

Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.

Телефон: (812) 430-1131; канцелярия парка — 430-0911

Проезд: Ст. м. «Старая деревня», «Крестовский остров»

Режим работы:* Временно закрыта для посещений. Дворец закрыт на реставрацию до лета 2019 г.

Интернет:
www.museum.ru/M121 — официальная страница
Центральный парк культуры и отдыха им.С.М. Кирова — W1546, официальный сайт elaginpark.org/

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. в ЦПКиО им.С.М. Кирова>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 14.09.1987

18 мая — Международный день музеев

Описание:

До 1917 года дворец принадлежал императорской семье. В 1987 году в Елагиноостровском дворце открылся Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция русского декоративно-прикладного искусства, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси. В парадных залах на первом этаже дворца посетители могут познакомиться с роскошью интерьеров, созданных К.И. Росси. На втором этаже — выставки декоративно-прикладного искусства. В Столовом и Овальном залах дворца проводятся концертно-экскурсионные программы, костюмированные балы и фотосессии в исторических костюмах. Для проведения мероприятий возможно использование террасы, пандусов и восточной поляны Собственного сада. На третьем этаже ведутся работы по воссозданию домовой церкви.

В марте 2010 года в Оранжерейном корпусе Елагиноостровского ансамбля был открыт Музей художественного стекла. Это структурное подразделение Елагиноостровского дворца-музея, который обладает уникальным собранием отечественного художественного стекла.

Конюшенный корпус Елагиноостровского ансамбля, отреставрированный в конце 2010 года, располагает четырьмя просторными, современными выставочными залами, где проводятся выставки, посвященные декоративно-прикладному искусству, а также выставки живописи и фотографии

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

vitushkinam

Елагин остров образован двумя речками дельты Невы — Большой Невкой и Средней Невкой. Площадь острова 94 га. Протяженность с востока на запад 2,1 км, с севера на юг — 8оо м. Практически всю территорию острова занимает Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова, открытый в 1932 году.
На территории парка есть несколько прудов с лодочными станциями, мини-зоопарк, спортивные площадки, роллердром, эстрадный театр, зеленый пляж и многое другое. Меня же интересовал, в первую очередь, Елагинский дворец, творение Джакомо Кваренги (предположительно), перестроенный Карлом Росси в 1818-1822 годах.
С Петровских времен остров принадлежал различным высокопоставленным чинам двора, в т.ч. и светлейшему князю Потемкину. Сегодняшнее имя острову дал его пятый владелец —
обер-гофмейстер императорского двора И. П. Елагин, при котором и был построен дворец в 1786 году.
Последний, девятый владелец острова, граф Г.В.Орлов (племянник того Григория Орлова, что был фаворитом Екатерины II), продал остров со всеми его постройками Кабинету Его Императорского Величества за 350 тыс. руб. в 1817 году.
По приказу Александра I здесь обустраивается резиденция для матушки императора — вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Карл Росси, перестроив дворец, возведя много новых служебных помещений и полностью перепланировав парк, «уложился» в 1 587 632 рубля.

Надпись на постаменте льва гласит «ИЗДЕЛИЕ С.П. КАЗЕННАГО ЛИТЕЙНАГО ЗАВОДА. 1822 год».

К сожалению, я не обошла дворец со всех сторон и не увидела его противоположный, весьма пышный фасад (фото с сайта парка).

И на картинах, которые я нашла, дворец тоже изображен в основном со стороны другого фасада.

Так войдем же, наконец, внутрь. Сейчас для посетителей открыты только помещения 1 этажа (поэтому билет стоит в половину дешевле — 75 руб., фотосъемка — 150 руб.)
Парадная передняя, которой начинается Парадная анфилада залов 1 этажа, расположенных по периметру дворца. В нишах скульптуры весталок со светильниками в руках (скульптор С.С.Пименов, профессор Академии художеств), два камина их белого «сибирского» мрамора созданы мраморных дел мастером С.Модерни. Потолок расписан художником – декоратором Дж.-Б.Скотти.

Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — снаряд, попавший в дымоход, привел к пожару. После войны по обломкам мрамор и лепнины постепенно была восстановлена внутренняя отделка помещений. Сегодня комнаты дворца наполнены мебелью и предметами интерьера соответствующей эпохи.
Туалетная с портретами Марии Федоровны и Александра I.

Парадная опочивальня имела пышное убранство и не использовалась по прямому назначению. Сегодня интерьер комнаты составляет мебель из карельской березы первой трети XIX века. Росписи потолка и фриза выполнены Дж.-Б.Скотти.

Фарфоровый кабинет. Стены облицованы искусственным мрамором, в пик своей моды стоившим дороже натурального, расписаны Дж.-Б.Скотти и А.Виги.

Голубая гостиная. Стены отделаны голубым шелком. Паркет набран из различных пород дерева (дуб, береза, орех, клен, красное дерево). Камин – черный итальянский мрамор. Скульптура «Венера с Амуром» (Ш.Фрекен, Бельгия, середина XIX в.).
Каминные часы «Кронос» (П.-В.Ледюр, Франция, 1810-е гг.)

Овальный зал – самое большое помещение Парадной анфилады. В XIX веке здесь устраивали балы, дипломатические приемы, торжества по случаю именин членов императорской семьи. Оркестр находился на втором этаже за зеркальными окнами, которые открывались на время проведения празднеств. Стены и 16 полуколонн декорированы искусственным мрамором. Потолок расписан художником-декоратором Б.Медичи. Кариатиды, весталки (жрицы богини Весты) и барельефы выполнены В.И.Демут–Малиновским. Бронзовая люстра на 60 свечей отлита по рисунку К.Росси в мастерской И.Баумана. Подлинник находится в Русском музее. Здесь представлена ее точная копия, созданная специалистами АНРП «Антик» в 1991 году.

Малиновая гостиная. Сначала стены были отделаны бумажными обоями малинового цвета, позже обои заменили на шелк. Потолок расписан Дж.-Б.Скотти масляными красками по холсту. Мраморный камин выполнен мастером Ф.Трискорни. Паркет набран из красного дерева, амаранта, розового дерева и клена.

Столовый зал предназначался для торжественных обедов и ужинов. Декорирован золотисто-желтым искусственным мрамором. Лепнина Демут-Малиновского. Роспись по периметру потолка — Скотти, люстры выполнены по рисункам К.России (копии).

Другие сооружения К.Росси на Елагином острове.
Кухонный корпус украшен скульптурами С.С.Пименова из пудожского камня на тему античных мифов.

Конюшенный корпус с выставкой старинных автомобилей.

У Конюшенного корпуса стоят две скульптуры. Одна – воплощение знаменитой картины “Танец” Анри Матисса. Это – работа скульптора Александра Таратынова, созданная для проекта «Живопись в 3D версии». Еще одну работу этого проекта («Ночной дозор» Рембрандта) я уже представляла ЗДЕСЬ.

Вторая – знаменитый «Поцелуй» Густава Климта. Точнее, его 3D воплощение. Авторство мною не определено.

Оранжерея, в которой теперь расположился Музей стекла (фото из музея будут позже).

Елагиноостровский дворец-музей

Елагиноостровский дворец является одной из немногих архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая за все время существования ни разу не была переименована. Жемчужиной уникального дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву считается Елагиноостровский дворец.

Елагиноостровский дворец (называемый также Елагинским или Елагиным) был построен архитектором Карлом Росси в 1818-1822 годах по заказу императора Александра I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны и на протяжении ста лет оставался во владении Романовых. Интерьеры дворца сочетали парадность и изысканность императорской резиденции и в течение XIX века не подвергались переделкам. До сих пор они по праву считаются одним из лучших памятников эпохи ампира в России. После революции 1917 года по специальному декрету советского правительства Елагин дворец был признан памятником высшей категории, имеющим историческое и художественное значение. С 1918 по 1929 годы он, как и многие другие дворцы и усадьбы, становится Музеем истории и быта. Несмотря на трудные условия жизни, сотрудники музея под руководством архитектора-хранителя дворцово-паркового ансамбля Е.В.Медведева сумели не только сохранить от расхищения дворцовое имущество, но и значительно увеличить его за счет поступления предметов из национализированных дач на Каменном и Крестовском островах.

В 1929 году музей был закрыт, а коллекция расформирована. Лучшие экспонаты были переданы в Эрмитаж, Русский музей, Гатчинский, Павловский и Детскосельский (Екатерининский) дворцы-музеи, предметы из драгоценных металлов и оклады икон – в финансовые организации. Большая же часть была распродана через магазины Торгсин (торговля с иностранцами) и Госторг. В 1932 году на Елагином острове открывается Центральный парк культуры и отдыха, ставший главным местом отдыха горожан, и здание дворца используется для культурно-просветительной работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла большой урон парку и дворцу. Во время блокады Ленинграда в парке находились воинские части. Он, как и все прифронтовые районы был приспособлен для осуществления оборонительных задач и закрыт для посетителей. 16 января 1942 года во время очередного артобстрела два зажигательных снаряда пробили кровлю дворца и разорвались в подвале, разрушив вестибюль, на месте которого образовалась глубокая воронка. Снаряды повредили дымоходы, вспыхнувший пожар охватил все здание, уничтожил перекрытия первого и второго этажей и все интерьеры. От дворца остался лишь остов из капитальных стен, открытый ветру и дождям. Еще не закончилась война, а Исполком Ленгорсовета принимает решение об открытии ЦПКиО летом 1944 года. Силами всего города, его общественными и государственными организациями, а также простыми жителями восстанавливался любимый всеми ленинградцами Центральный парк культуры и отдыха, ставший олицетворением мирной жизни. Елагин дворец начал реставрироваться первым из разрушенных дворцов в Ленинграде. В 1946 году архитектор В.М.Савков выполнил обмеры разрушенного дворца и провел фиксацию уцелевших деталей декоративного убранства интерьеров. Сотрудник ГИОПа А.Н.Петров собрал архивные научные материалы и обосновал возможность восстановления дворца. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр Центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик здания, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже. В 1952 году архитектор М.М.Плотников разработал проект воссоздания художественной отделки парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 годы продолжались реставрационные работы. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагин дворец. Это был первый пример полного воссоздания уникального дворцового здания в Ленинграде. В 1961 году отреставрированный дворец открыл свои двери для посетителей. Уникальные интерьеры первого этажа предназначались для временных выставок. Второй и третий этажи были полностью отведены под базу однодневного отдыха трудящихся. Здесь разместились комнаты для отдыха и развлечений, лекционный, бильярдный и танцевальный залы. В новом дворце появился еще один просторный вестибюль и широкая лестница на второй этаж.

С созданием выставочных залов началась музеефикация дворца, растянувшаяся почти на двадцать лет. Небольшой коллектив во главе с Д.И.Немчиновой устраивает интересные и разноплановые выставки: «Дулевский фарфор», выставку главного художника Ленинградского завода художественного стекла Е.В.Яновской, первую в Ленинграде выставку из частных коллекций и другие, которые привлекают внимание посетителей парка. К концу 1970-х годов здание дворца было полностью освобождено от базы отдыха. На первом этаже размещается постоянная экспозиция из мебели, скульптуры и бронзы первой трети XIX века. На втором и третьем этажах организуются временные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1981 году в целях сохранения уникальных интерьеров Елагина дворца как памятника архитектуры и декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании во дворце «Музея декоративно-прикладного искусства XIX века», но только в 1987 году дворец получил статус музея. Новый музей под руководством первого директора В.В.Мухина активно входит в музейное пространство города с яркими выставочными проектами: «Церковная культура. Петербургский период», «Русский жемчуг и перламутр», «Фаберже. Искусство ювелиров придворной фирмы», которые имели большой резонанс и массовую посещаемость. В тяжелые для всей страны 1990-е годы сотрудники музея планомерно формируют фонды, пополняя их за счет закупок, даров и передач предметов из других организаций. В 1999 году, после банкротства и закрытия крупнейшего предприятия стекольной промышленности страны — Ленинградского завода художественного стекла, его коллекция из 7 тысяч экспонатов была передана в Елагиноостровский дворец-музей.

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная К.И.Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2019 году при нем начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла. Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева дает возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и др. Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы.

В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы. Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы К.Фаберже, В.Хлебникова, братьев Грачевых и др. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту К.И.Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссеры как А.Сокуров, Г.Панфилов, В.Бортко, В.Мережко, П.Лунгин, А.Учитель и другие.

В 2019 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Дворец готовится к своему 200-летнему юбилею и после реставрации предстанет перед посетителями во всем своем великолепии.

Смотрите так же:  Дворец власти путина

Здание(я):

Основатель: Мухин Вячеслав Васильевич, первый директор музея

Основные экскурсии:
В вихре бала
Античность на Елагином острове
Экологическая тропа
Парадная анфилада Елагиноостровского дворца
Императрица Мария Федоровна и её дворец на Елагином острове
Парк на Елагином острове
Дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове

Дополнительные услуги:
кафе или бар

Образовательные услуги:
Курсы экскурсоводов, мастер-классы для школьников

Поблизости имеются:
места группового питания

Местные достопримечательности:
Парк Елагина острова — один из лучших в Европе пейзажных парков

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Селезнев Павел Андреевич, тел. (812) 430-1110
Зав. экскурсионным отделом: Максимова Юлия Валерьевна, тел. (812) 430-1131

Тел. дирекции:
(812) 430-1130, Факс: (812) 430-1130

Адрес дирекции:
197110, Санкт-Петербург, Елагин остров, 4Б

Даты открытия и основания:
основан: 14.09.1987

Бюджетный статус:
Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 2328м 2
временных выставок 744,6м 2
фондохранилищ 744,6м 2
парковая 96га

Количество сотрудников:
54, из них 10 научных

Среднее кол. посетителей в год:
80000

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, реставрационные мастерские мебели

Единиц хранения:
более 12000

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

информация от: 09.01.2019
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .