Меню

Дворец культуры памятник

Здесь выступали Высоцкий, Рихтер и Ахмадулина: Курчатовский дом культуры признали памятником архитектуры

Здание Дома культуры (ДК) Национального исследовательского центра (НИЦ) «Курчатовский институт» внесли в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Двухэтажное здание возвели в 1949 году в стиле советского монументального классицизма по типовому проекту мастерской Академпроекта. Эта организация занималась строительством объектов Академии наук СССР — научно-исследовательских институтов, обсерваторий, жилых домов, производственных мастерских, а также дачных поселков для ученых. Руководил мастерской знаменитый архитектор Алексей Щусев. Сейчас здание по-прежнему принадлежит Курчатовскому институту, однако теперь носит название «Дом ученых имени Анатолия Александрова».

«Это здание — характерный образец домов культуры 1940–1950-х годов. Примечательно, что фасады строения, а также его интерьеры полностью сохранили свой первоначальный вид. Главный вход украшен классическим портиком с четырьмя колонами. По бокам от него расположены две лестницы с балюстрадами. Боковой фасад Дома культуры также отделан декоративной балюстрадой, а внутри, в фойе и зрительном зале, можно увидеть колонны, люстры и лепной декор. Кстати, сквер вокруг здания, разбитый в середине прошлого столетия, со времени своего создания практически не изменился», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Строительство Курчатовского дома культуры началось в 1946 году. Проект, утвержденный Алексеем Щусевым, предполагал реконструкцию уже находившейся на этом месте здания столовой Всесоюзного института экспериментальной медицины. Именно его территорию двумя годами ранее передали в ведение лаборатории № 2 (с 1960 года — Институт атомной энергии имени И.В. Курчатова, с 1991 года — НИЦ «Курчатовский институт») — научного центра по созданию атомного оружия. Возведение ДК завершилось в 1949 году, а год спустя состоялось его открытие. В 1960–1970-х годах на его сцене часто выступали не только представители научного сообщества, но и знаменитые деятели культуры. Здесь давали концерты пианист Святослав Рихтер, композитор Альфред Шнитке, виолончелист Мстислав Ростропович и оперная певица Галина Вишневская. Свои стихи читали Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий и Константин Симонов. Среди актеров театра и кино, которые проводили в ДК творческие встречи, — Иннокентий Смоктуновский, Михаил Козаков, Леонид Филатов и Олег Янковский.

В 1998-м ДК был переименован в автономную некоммерческую организацию «Курчатовский центр культуры», а в 2019- м стал называться Домом ученых имени Анатолия Александрова, долгое время возглавлявшего институт.

Как добавил Алексей Емельянов, после присвоения статуса объекта культурного наследия регионального значения Дом культуры НИЦ «Курчатовский институт» находится под охраной государства. Его исторический облик запрещено нарушать, а любые реставрационные работы могут проводиться только под контролем городского Департамента культурного наследия и после согласования с ним.

Автор проектов Казанского вокзала и гостиницы «Москва»

Алексей Викторович Щусев (1873–1949) — заслуженный архитектор СССР, академик Академии наук СССР. Окончил Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. До революции 1917 года в основном занимался росписью иконостасов, реставрацией и строительством церквей. Одна из его знаковых работ — Покровский храм Марфо-Мариинской обители (улица Большая Ордынка, дом 34), построенный в неорусском стиле. В этом же стиле он спроектировал «восточные ворота» Москвы — Казанский вокзал.

В советское время Алексей Щусев принимал участие в разработке планировки Парка Горького. Также по его проектам возвели Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади, здание НКВД (ныне — ФСБ) на Лубянской площади (улица Большая Лубянка, дом 2), а также гостиницу «Москва» (улица Охотный Ряд, дом 2) и Большой Москворецкий мост.

В 1946 году учредил Научно-исследовательский музей архитектуры, получивший его имя. Алексей Щусев умер в Москве 24 мая 1949 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Какие еще памятники получили охранный статус

Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.

Смотрите так же:  Картины петровский дворец

В феврале охранный статус получил генеральский жилой дом на Смоленской набережной. Монументальное 12-этажное здание было построено в стиле сталинский ампир в 1950-х годах и является типичном образцом жилой застройки того времени. Многоквартирный, предназначенный для генеральского состава Советской армии. Однако в нем жили не только военачальники, но и артисты и ученые.

Кроме того, список объектов культурного наследия регионального значения пополнил бывший доходный дом адвоката Федора Плевако. Здание, построенное в 1905 году, расположено на Новинском бульваре. Это редкий для Москвы образец северного модерна. Майоликовые панно, украшающие фасады, подарил владельцу дома промышленник и меценат Савва Мамонтов.

Дворец культуры им. Артема

Д К им. Артема – старейший дворец культуры города: в 2019 году ему исполнилось 93 года. Его здание, закладка которого состоялась в 1925 г., – памятник архитектуры федерального значения.

На сегодняшний день в стенах учреждения объединены лучшие творческие коллективы города и области, известные не только в Кузбассе и России, но и за рубежом. Для объединений, работающих на базе ДК, характерно жанровое разнообразие: фольклор, эстрада, симфоническая музыка и др. Пространство для творческой самореализации во Дворце культуры открыто для всех жителей города: дело по душе могут найти люди разных возрастов и особенностей физического развития.

Обзоры событий в этом месте

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: culture.ru/bid. Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Сложно представить, что полвека назад на месте Дворца возвышался огромный песчаный холм, а за ним — пустырь, это была окраина города. На месте сквера с елями стояло двухэтажное пожарное депо, а напротив — ворота городского парка культуры и отдыха. Молодежь любила здесь гулять, и это называлось «пройтись от арки до пожарки».

Смотрите так же:  Дворец ска карта

В 1938 году советское правительство выделило молодому городу Дзержинску 6 миллионов рублей на строительство крупного учреждения культуры. Оно должно было стать центром научно-технического прогресса и научного творчества. Но прошло еще 20 лет прежде чем на песчаном пустыре появилось здание Дворца культуры химиков.

Главный архитектор города Дзержинска Алексей Федорович Кусакин мечтал построить на этом месте новый театр, и в 1951 году был создан его макет. Первый секретарь горкома КПСС Устин Петрович Шевляков и председатель горисполкома Анатолий Александрович Смирнов настояли на создании именно Дворца культуры и сыграли ключевую роль в реализации этой идеи.

Стройка такого типа здания, такого размаха, с такой отделкой велась в Дзержинске впервые. Специальный проект заказывать не стали. За основу был взят проект нижнетагильского Дворца металлургов, построенного в 1952 году. Автором проекта был архитектор Владимир Емельянов. Но назвать здания близнецами нельзя, так как наш Дворец построили после выхода постановления правительства об излишествах в архитектуре. Внешний облик дзержинского Дворца более строгий.

Строительство Дворца началось под руководством главного архитектора Дзержинска Алексея Федоровича Кусакина. Затем его направили в Нижний Новгород, и в июне 1958 года на должность главного архитектора был назначен Вадим Васильевич Воронков.

Первым поручением молодому архитектору от руководства города было завершение строительства Дворца культуры химиков. При первом осмотре объекта Воронков обнаружил много ошибок. В основном они были связаны с неумением строителей создавать сложные архитектурные формы. Главным образом они строили химические предприятия.

В 1955 году строители второго управления СМУ № 4 во главе с А. И. Коробовым заложили фундамент. Уже через год здание в основном было закончено: была завершена кирпичная кладка. Руководил работами бригадир строительной бригады, в будущем заслуженный строитель России и почетный гражданин Дзержинска Дмитрий Петрович Ретюнских. Были смонтированы водопроводная и отопительная системы. К делу приступили отделочники: полы и лестницы облицевали плитами из белого мрамора, стены украсили сложной лепниной, остеклили ротонду.

В 1958 году под руководством бригадира З. Д. Алехиной Дворец был оштукатурен. Надзор за всей отделкой здания, монументально-художественным оформлением осуществлял заслуженный художник СССР Григорий Иванович Опрыжко. Отличную работу проделал герой социалистического труда, каменщик Валентин Вилков.

В строительстве Дворца были соблюдены все каноны русской архитектурной классики. Это направление называлось социалистическим реализмом.

Дворец состоит из шести уровней: газоубежище, цокольный этаж, первый, второй, третий этажи и ротонда. Ротонда — это круглая постройка, увенчанная куполом или шпилем. На ротонде Дворца культуры химиков установлен самый большой в Нижегородской области государственный флаг.

Театральный зал Дворца рассчитан на 850 посадочных мест. Внутри Дворец отделан мрамором, полы — паркетные. Снаружи цоколь здания облицован черным гранитом. Работы с мрамором и гранитом выполнили мастера из Армении.

Дворец культуры памятник

Во Дворце культуры сконцентрировалось множество театральных, вокальных, хореографических школ, существовала киностудия «ЛВРЗ-фильм», класс оперетты, станция юных техников. Он дал Бурятии множество выдающихся имён Заслуженных деятелей искусств, работников культуры и артистов Бурятской АССР, РСФСР, Бурятии и России.

Здесь выступали звёзды советского кинематографа, ведущие творческие коллективы СССР и России: государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка», вокально-инструментальный ансамбль «Песняры», ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Александр Градский и многие другие.

Комиссия завода в 1997 году приняла решение закрыть здание. Штат распустили «в никуда». В какой-то период за ДК даже некому было следить и 40 бывших работников, в том числе бывший руководитель стали охранять здание.

— Настолько была сильная любовь, к Дворцу, что мы решили его охранять. Иначе его бы растащили по кирпичику. А потом я устроилась в ДК «Железнодорожник» и попрощалась с ЛВРЗ. Стою, плачу, глажу его стены – он же мне был родной – выходит бывшая уборщица и говорит: «Что плачешь, иди, работай, ты ещё молодая», — вспоминает Тихмановская.

Сейчас Дворца Культуры ЛВРЗ официально в Улан-Удэ нет. В здании располагается Городской культурный центр, получивший такое название после передачи в ведение города. Но, по словам Игоря Плотникова, он продолжает традиции ДК.

На сегодняшний день функционирует лишь клубная часть здания. Тут проведён ремонт, на который ежегодно выделяются деньги: сделан фасад, входная группа, косметический ремонт, установлена современная экономичная система отопления.

Смотрите так же:  Концерт в киеве дворец украина

В малом зале занимаются кружки, студии, секция гимнастики, фольклорные вокальные группы. А руководство ведёт активную деятельность, пытаясь вернуть Дворцу Культуры прежний вид и восстановить театральную часть.

Предусмотрено современнейшее оснащение концертного зала, которое не будет уступать Государственному русскому драматическому театру имени Бестужева. Сцену оснастят необычной плунжёрной системой: она будет крутиться, подниматься и опускаться. Зрительный зал сделают трансформирующимся: 200 мест из тысячи будут уходить «в пол», освобождая пространство для замыслов.

При этом все технические новшества никак не повлияют на архитектурный ансамбль памятника культуры. Останутся все красоты внутреннего в прошлом богатого убранства: лепнина, фонтан и даже памятник Ленину.

Во Дворце Культуры, построенном в 1930-х годах, не были предусмотрены большие репетиционные залы, какие сейчас по нормам нужны для многочисленных коллективов Городского культурного центра.

В основной части будет вырыт котлован, а стены помещений оформят камнем, в котором сделают скрытые фальшь-окна, чтобы не менять внешний вид архитектурной композиции. Разместятся на подземном этаже не только залы для репетиций, но и буфет с гардеробом.

Решится вопрос и с труднопокоряемой лестницей, ведущей на гору к ДК. Поначалу была идея установить эскалатор, но лестница является частью архитектурного ансамбля памятника и её необходимо оставить в первозданном виде. Её отремонтируют и не более. Но со стороны улиц Норильской и Гвардейской для маломобильных групп населения сделают удобные подъездные пути к зданию и стояночный комплекс. Для этого со стороны улиц даже планируется расширение дороги. Парковка для остальных будет находиться у подножия ДК.

Дворец Культуры Железнодорожников. Парк. Мкр. Лиховской. (ЛИХАЯ). История.


ДК Железнодорожников. Лихая.

Вашему вниманию обзор одной из достопримечательностей мкр.Лиховского — Дворец культуры и парк Железнодорожников. Важно отметить, что Дворец культуры Железнодорожников — самый старый по возрасту из всех существующих Дворцов культуры города.

О самом парке можно сказать лишь то, что из всех городских парков, скверов — парк Железнодорожников далеко не самый худший.

К сожалению, за последние два десятка лет — от былой роскоши мало что осталось. Карусели, многочисленные атракционы, тир, Дом юного техника, поликлиника и прилегающий к ней сквер — всё это кануло в истории. Но это всё действительно было — парк Железнодорожников в советское время пожалуй был одним из самых современных по тогдашнему времени парков в Ростовской области.

Огромную роль в судьбе парка Железнодорожников, в его облагораживании сыграл — Иван Григорьевич Семенков, нач. Лиховского отделения Дороги (1962-1972). В настоящее время в парке сохранились — памятник паровозу, фонтан, скульптура юному Ленину, и скульптура железнодорожнику.
(Текст: Арон Моисеевич).

Автор видео Арон Моисеевич.

Справка.
Дворец культуры железнодорожников (сначала — клуб им. Ленина, с 1954г. до середины 90-тых годов — клуб железнодорожников) в поселке Лиховском открыт в 1937году. Здание имело форму самолета.

Во время войны было разрушено. После восстановления здания (без левого крыла) в 1954г. состоялось второе открытие Дворца культуры. К Дворцу культуры примыкает парк. В 1986г. рядом с Дворцом культуры установлен памятник паровозу.


Памятник паровозу установлен 2 августа 1986 года в поселке Лиховском у ДК железнодорожников. На вечную стоянку установлен паровоз серии Л (в честь генерального конструктора Лебедянского) под номером 2 (Л-0002), изготовленный в конце 1945 года на Коломенском заводе в Подмосковье. Он был экономичнее паровозов серий ФД и ИС, водил за собой тяжелые составы. Прописан паровоз на станции Морозовская. С 1947 по 70-е годы работал на маршруте Морозовская-Лихая, пока на смену ему не пришли тепловозы и электровозы. Право открыть памятник было предоставлено ветеранам железнодорожного транспорта П.М. Беркову, А.Т. Адининскому и Н.В. Юрову. На мемориальной доске надпись: «В честь самоотверженного труда железнодорожников Лиховского отделения Юго-Восточной железной дороги в годы Великой Отечественной войны и мирного труда от благодарных лиховчан». Памятник паровозу является объектом культурного наследия регионального значения.


Скульптура железнодорожника установлена на улице Гагарина поселка Лиховского, напротив парка — в канун Дня Железнодорожника приблизительно в 1978 году.