Дворец белосельских белозерских в петербурге

Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все равно не пройдут мимо него. Все дело в расположении: дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте рядом со знаменитым Аничковым дворцом.

Величественное здание было построено по проекту Андрея Штакеншнейдера. Интересно, что этот дом стал последним частным дворцом, возведенным в 19 веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским. Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Стоит отметить, что новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Прототипом особняка, скорее всего, стал Строгановский дворец.

Белосельские-Белозерские были коллекционерами и привозили из заграничных поездок фарфор, картины, серебро и редкие книги. Все эти ценные вещи украшали интерьер дворца.

Увы, заказчик дома Эспер Александрович так и не увидел его. Глава семьи умер от тифа за два года до окончания строительства. Вдова Елена Павловна вскоре вышла замуж за князя Василия Кочубея. Супруги устраивали во дворце Белосельских-Белозерских пышные балы, а сами жили в другом доме. К слову, балы и светские вечера во дворце считались одними из лучших в Петербурге. Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга. Иногда балы устраивались исключительно для царской четы. Мария Федоровна обожала танцевать, а Александр III — играть в вист. Жена императора готова была танцевать без остановки, и ему приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом, а играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.

Хозяева дворца Белосельских-Белозерских устраивали музыкальные вечера, на которых играли многие известные композиторы. Частым гостем таких мероприятий был Петр Чайковский.

Однако дела Василия Кочубея шли все хуже и хуже, и в 1884 году он вынужден был продать дворец князю Сергею Александровичу, младшему брату Александра III. Именно поэтому дворец впоследствии получил название Сергиевского. Но в 1905 году на князя было совершено покушение. Особняк передали во владение его племяннику Дмитрию Павловичу. В 1917 году он принял участие в убийстве Григория Распутина и затем был сослан в Персию. Владельцем дворца Белосельских-Белозерских стал крупный промышленник Иван Стахеев.

После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован. В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.

Практическая информация

Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, станции метро «Маяковская», «Гостиный двор». Экскурсия по парадным залам дворца будет стоить 300 RUB.

Цены на странице указаны на сентябрь 2019 г.

Архитекторы: Штакеншнейдер А. И.
Год постройки: 1846-1848
Стиль: Необарокко

Дворец князей Белосельских-Белозерских Необарокко

наб.р. Фонтанки,42 — Невский пр.,41

XVIII в. — автор не установлен

Дворец княгини А. Г. Белосельской-Белозерской Пам. арх. (фед.)

1799-1800 — перестройка классицизм

1846-1848 — арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович, скульп. Йенсен Д. И.

Куйбышевский райком КПСС

Куйбышевский райком ВЛКСМ

Перестроен в формах классицизма в 1799-1800 гг. из усадьбы XYIII в. для княгини А. Г. Белосельской-Белозерской.

Дворец вновь перестроен в 1847-1848 гг. — арх. А. И. Штакеншнейдер, скульп. Д. И. Йенсен.

Дворец князей Белосельских-Белозерских — характерный пример богатого аристократического особняка, созданного арх. А. И. Штакеншнейдером в 1846-1848 гг. Его фасады оформлены стиде зрелого русского барокко середины XVIII в. — первый в Петербурге пример необарокко.

В отделке фасадов использован богаты арсенал барокко: полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов. Яркая трехцветная раскраска фасадов еще более усиливает декоративный характер архитектуры. Фигуры атлантов выполнены по моделям Д. И. Йенсена.

Аничков мост и дворец
Белосельских-Белозерских.
Литография Ж. Жакотте и Регаме
с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

Парад на Невском пр.
Садовников Василий Семенович. 1859.

1876-1880 гг.
С сайта pastvu.com
Добавил — sperling .

1904 г. План 1-го этажа
дворца Белосельских-Белозерских

1904 г. План 2-го этажа
(Барановский Г.В. Архитектурная
энциклопедия второй половины
XIX века. Т.IV.-СПб., 1904. С.60.)
Добавил — nikspb

1916 г.
С сайта pastvu.com
* см. ниже
Добавил — yuriT

Комитет Центрального
городского района.
Первая половина 1920-х гг.
Добавил — Ладада .

2004 г.
Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
О. В. Петрова. Невский проспект.
Дом за домом , 2013
Добавил- IVa

* Англо-русский госпиталь имени королевы Великлбритании Александры существовал с февраля 1916 по 1918 г. (pastvu.com)

Фасады оформлены в стиле елизаветинского барокко XYIII в. Портики из трехчетвертных колонн и пилястр коринфского ордера, полукруглые фронтоны с картушами, барочные наличники и фигуры атлантов придали зданию пышность и парадность. Оформление дома произвело такое сильное впечатление на общество, что в последующем многие заказчики, не считаясь с расходами, требовали атлантов и кариатид.

В 1884 г. князь К. Е. Белосельский-Белозерский продал дворец вел. князю Сергею Александровичу дворец стал называться Сергиевским.

Обновлением интерьеров после этого занимался ряд зодчих (среди них Р. Ф. Мельцер).

В 1905 г. вел. княгиня Елизавета Федоровна, став монахиней в миру, завещала дворец своему племяннику — вел. кн. Дмитрию Павловичу, который в 1917 г. продал его.

Парадная лестница дворца и большинство гостиных и залов, парадная анфилада, фойе, концертный зал, церковь также оформлены с использованием мотивов барокко и рококо. Дворец Белосельских-Белозерских считался одним из красивейших частных домов столицы.

Со стороны двора дворец сделан трехэтажным, а не двухэтажным, как с улицы, без использования сложной барочной отделки. Стены обработанны скромными тягами и наличниками. Внутренний флигель делит пространство участка на два двора: «чистый» и «черный», но даже чистый двор невелик. Для удобства внутренних связей Штакеншнейдер применил целую систему коридоров и внутренних лестниц.

Смотрите так же:  Испытания дворец могу

(по материалам [ 25 ], [ 81 ], [ 4 ]. С. 216-217, добавил Mary )

В 2008 г. была произведена реконструкция витражей Дубового зала. ( Хаблин Даблин )

Фасад по Невскому пр.

Фото — owlat 2010.

В начале XVIII в. левый берег Фонтанки был отведен под строительство загородных усадеб. Участок на углу Невского проспекта в середине XVIII века принадлежал князю А. И. Шаховскому. Затем его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев, отец поэта И. П. Мятлева. В 1797 г. участок с небольшим угловым домом купила у И .А. Нарышкина княгиня А. Г. Белосельская, урожденная Козицкая, вторая жена князя А. М. Белосельского. Продолжатель древнего дворянского рода, носившего с 1799 г. фамилию Белосельских-Белозерских, он состоял на дипломатической службе, был историком и знатоком искусства, меценатом и коллекционером, автором литературных и философских трудов. В 1799-1800 гг. здесь по проекту Ф. И. Демерцова был возведен большой особняк (в него включен существовавший дом). Фасад со стороны Невского акцентировал широкий ризалит с мощным фронтоном. В композицию ризалита архитектор ввел оригинальный мотив: большие арочные окна с колоннами и антаблементом внутри проемов. Монументальное здание принадлежало к лучшим постройкам строгого классицизма на Невском проспекте. У дома Белосельских-Белозерских в 1825 г. инженер В. П. Гурьев выполнил пробное замощение из деревянных торцов. Через семь лет под руководством архитектора В. И. Беретти Невский проспект замостили торцами от Аничкова моста до Адмиралтейства. А. Г. Белосельская-Белозерская умерла в 1846 г., в один год с сыном Эспером — военным, служившим по ведомству путей сообщения. Его вдова, Е. П. Белосельская-Белозерская, осуществила в 1847-1848 гг. капитальную перестройку здания. Ведущий зодчий той поры А. И. Штакеншнейдер превратил особняк в импозантный дворец и создал выдающийся образец «второго барокко». Он сохранил основной объем дома, но преобразил его облик, творчески переосмыслив стиль растреллиевского барокко, который отчетливее всего ассоциировался с типом дворца. Прежде всего архитектор ориентировался на Строгановский дворец, стоящий также на пересечении проспекта и реки. Вместе с тем мезонины с дугообразными фронтонами перекликаются с Фонтанным домом (Шереметевским дворцом), расположенным на том же берегу Фонтанки. Нижний ярус здания рустован, в верхнем плоскость стены оттеняет пластику архитектурных форм. Полуфигуры атлантов поддерживают трехчетвертные колонны, пучки колонн и пилястр отмечают основные членения. Великолепны наличники окон второго этажа с лепными деталями, изящны ажурные решетки балконов. Несмотря на суховатый рисунок фасадов, им свойственны монументальность и утонченность, выдержанность заданного стиля. Скульптурное убранство выполнено Д. И. Иенсеном, основавшим в Петербурге первую мастерскую терракотовой скульптуры. Парадная лестница, гостиные и столовая, картинная галерея (фойе) и концертный зал оформлены в духе барокко и рококо. Е. П. Белосельская-Белозерская устраивала во дворце приемы, балы и концерты, здесь выступали Ф. Лист и А. Г. Рубинштейн. Хозяином дворца стал ее сын К. Э. Белосельский-Белозерский, который в 1865 г. женился на Н. Д. Скобелевой, сестре знаменитого полководца. В 1884 г. он продал дворец великому князю Сергею Александровичу, сыну Александра II, командиру лейб-гвардии Преображенского полка. Новый владелец женился на принцессе Гессен-Дармштадтской, ставшей великой княгиней Елизаветой Федоровной. В 1891 г. он был назначен московским генерал-губернатором. Во дворце проводились переделки некоторых интерьеров, в начале 1900-х гг. театральный зал перестроен в библиотеку (архитектор Р. Ф. Мельцер). Младшая сестра Елизаветы Федоровны, принцесса Алиса, будущая императрица Александра Федоровна, жила во дворце в 1894 г. перед бракосочетанием с Николаем II. Великий князь Сергей Александрович был убит в 1905 г. эсером-террористом И. П. Каляевым. Елизавета Федоровна посвятила себя благотворительности, стала настоятельницей основанной ею Марфо-Мариинской обители в Москве (убита в Алапаевске в 1918 г.). Дворец на Невском перешел великому князю Дмитрию Павловичу, племяннику и воспитаннику прежнего владельца. Во время Первой мировой войны дворцовые залы были отведены для Англо-Русского госпиталя. Дмитрий Павлович был одним из участников убийства Г. Е. Распутина 16 декабря 1916 г. После этого он и Ф. Ф. Юсупов находились во дворце под домашним арестом, затем великий князь был выслан из столицы. В 1917 г. здание приобрел банкир и промышленник И. И. Стахеев. В 1918 г. в национализированном дворце открылись Курсы красной пропаганды. На курсах преподавала политработник и писательница Л. М. Рейснер, послужившая прообразом комиссара в «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского. Вместе с Аничковым дворцом и соседними зданиями этот дворец в 1918 г. передавался Музею города. Но в 1919-1920 гг. здесь разместились райком комсомола и райком коммунистической партии, проработавшие в здании 70 лет. В 1941 г. здесь формировались отряды народного ополчения. После войны проводились реставрационные работы (реставрацией интерьеров до 1980-х годов руководила И. Н. Бенуа). С 1991 г. дворец был превращен в Петербургский (первоначально — Муниципальный) культурный центр. В его стенах выступал Академический симфонический оркестр. Здесь размещались Комитет по туризму и развитию курортов, Городской туристско-информационный центр, региональное Управление делами Президента Российской Федерации. Сегодня в здании находятся: Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака, корпорация «Петербургская недвижимость», Промышленно-строительная группа «Система», ФГУП Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе, работает концертный зал. Реставрация фасадов была выполнена в 2001-2002 гг.

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. — 4-е изд., перераб. — М.: Центрполиграф, 2013; добавил: IVa )

Кабинет великого князя
Сергея Александровича.

Гостиная во дворце
Белосельского-Белозерского.
Бианки Иван. 1860-1870-е гг. [*]

Официальная приемная
великой княгини
Елизаветы Федоровны.

Госпиталь в Зеркальном зале
в годы Первой мировой войны.

Одно из четырёх
окон Дубового зала.
Витраж после
реконструкции.

Часы над парадной лестницей.
увы, не ходят)

Парадная лестница дворца.
Фото — Хаблин Даблин, 01.2012.

Фото — d7161, 2010.

Редкий кадр —
зеркальный зал без кресел

Люстра в
библиотеке.
Дубовом зале

Библиотека — Дубовый зал
Фото — wowa.ks63
10.2011.

Парадная лестница
Фото — люблюпитер, 12.2011.

Дубовый зал
(Библиотека)

Картинная галерея.
Фото — люблюпитер,02.2019.

С 1920 г. в здании размещался райком Коммунистической партии.

Во время ВОв дворец сильно пострадал. К 1949 г. — восстановлен, в 1954 г. — отреставрированы интерьеры. С 1991 г. в здании — Муниципальный культурный центр.

Смотрите так же:  Городской дворец культуры правобережный

[*] — 100 и112 стульев (из собрания Государственного Исторического музея). Москва, «Константа», 2000.

1923: Райсовет Районный Исполком Районный комитет РКП и Районный комитет РКСМ Центрального района пр. 25-го

Октября (б. Невский), 41/43 («Весь Петроград — 1923» С. 109)

1923-1924: Районные Комитеты РКП и РКСМ, Центральный район, пр. 25 Октября, 41/43.

(«Весь Петроград — 1923». С. 241; «Весь Ленинград — 1924». С. 299).

1925: Районные Комитеты РКП и РЛКСМ, Центральный район, пр. 25 Октября (б. Невский), 41/43. («Весь Ленинград — 1925». С. 173)

1926: Районные Комитеты ВКП(б) и РЛКСМ, Центральный район, пр. 25 Октября (б. Невский), 41/43. («Весь Ленинград — 1926». С. 165)

1927-1935: Районные Комитеты ВКП(б) и ВЛКСМ, Центральный район, пр. 25 Октября (б. Невский), 41/43. («Весь Ленинград — 1927». С. 171; «Весь Ленинград — 1935». С. 45)

1937-1940: Куйбышевский Райком ВКП(б) и Куйбышевский Райком ВЛКСМ, пр. 25 Октября, 41. (1937- Ленинград список абонентов, с. 258; «Весь Ленинград — 1940″, С. 39, 43)

1957: Куйбышевский Райком ВКП(б) и Куйбышевский Райком ВЛКСМ, Невский пр. 41. («Ленинград» Краткий справочник, 1957, с. 24)

1965: Автопарк № 1 Спецтранса — Люботинский пр., 7, техн. участок по эксплуатации контейнерных баков — Невский пр., 41. ([ 108 ]. C. 3).

1965: Бюро противопожарной автоматики проектно-конструкторское, Лен. отд. — Невский пр, 55

Отдел оформления — Невский пр., 41, Куликовская, 36

Куйбышевский райком КПСС — Невский пр., 41

Куйбышевский райком ВЛКСМ — Невский пр., 41 ([ 108 ]. С. 21, 100, 101.)

1965: Ленотделстрой-1 Специализ. трест отделочных работ Главленинградстроя — Невский пр., 41. ([ 108 ]. C. 103).

1973: Районный комитет КПСС Куйбышевского района Невский пр., 41 ([ 211 ]. С.13)

1973: Районный комитет ВЛКСМ Куйбышевского района Невский пр., 41 ([ 211 ]. С.14)

1988: Куйбышевский Райком ВКП(б) и Куйбышевский Райком ВЛКСМ, Невский пр. 41. ([ 125 ] 213]. C. 218, 219)

2009: «Первый канал СПб»; ЗАО

«Петербургская Недвижимость» управляющая компания; ООО

Дворец Белосельских-Белозерских Музеи и дворцы. Примечание: Концерты

Музей становления демократии в современной Росии им. А.Собчака

+ ещё 2 конторы. Невский пр., 41 (TopPlan 2009)

Витражи Дубового зала
реконструированы в 2008 г.

Дворец белосельских белозерских в петербурге

________ ________
Муж, жена и лучший друг.
Любовная коллизия могла выйти изысканной и куртуазной, как во французском романе. Но все планы молодых рушит внезапный приезд непутевой тети и её незамужней дочки. У родственников всегда свой взгляд на чужой брак. Тетя-тиран и дочка-синий чулок наведут порядок в этом «логове разврата». На орехи достанется всем! И, кстати, кто отец ребёнка?!
Показать полностью…

Комедия по пьесе Л.Моцарь «Два мужа по цене одного»

В ролях:
Александра Самохина
Любовь Коняева
Дмитрий Быстревский
Александр Волков
Татьяна Беляева

Цена билета:
600 — 1 600 р.
Купить билет онлайн по ссылке под афишей.

Дворец Белосельских-Белозерских
Адрес: Невский проспект, 41
ст. м. «Маяковская», «Гостиный двор»

Дворец Белосельских-Белозерских запись закреплена
Спектакль-комедия «МУЖЕЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТ!»

Дорогие театралы!
А ВЫ ЗНАЕТЕ знаменитые роли Александры Самохиной? Наша героиня, а так же Александр Волков, Любовь Коняева, Дмитрий Быстревский, Татьяна Беляева в спектакле «МУЖЕЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТ!» — 16 ИЮНЯ.

Александра Самохина – известная российская актриса театра и кино. Александра – дочь знаменитой советской и российской звезды Анны Самохиной.
Показать полностью…
Находясь с самого раннего возраста в актерской среде, Саша не сомневалась в том, кем она хочет стать в будущем. Поэтому в 2000 году девушка выбирает театральный институт города Санкт-Петербурга и поступает в мастерскую Владимира Петрова. Учась в вузе, Александра снялась в трех сериалах: «Черный ворон», «Агент национальной безопасности» и «Три цвета любви».
Параллельно со съемками Александра играет в санкт-петербургском театре «Комедианты». Выходит на сцену она и в антрепризных постановках, и участвует в некоторых спектаклях Санкт-Петербургского театрального центра на Коломенской.
Сегодня Александра придерживается философии здорового образа жизни. Она правильно питается и занимается спортом. В планы девушки входит снять цикл передач, посвященных активному образу жизни.

___________________
Спектакль-комедия «МУЖЕЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТ!»
Муж, жена и лучший друг.
Любовная коллизия могла выйти изысканной и куртуазной, как во французском романе. Но все планы молодых рушит внезапный приезд непутевой тети и её незамужней дочки. У родственников всегда свой взгляд на чужой брак. Тетя-тиран и дочка-синий чулок наведут порядок в этом «логове разврата». На орехи достанется всем! И, кстати, кто отец ребёнка?!

16+
Спектакль в 2-х отделениях с одним антрактом.
Программа идет 2 часа 15 мин.

Цена билета:
600 — 1 600 р.
Купить билет онлайн можно на странице мероприятия.

Дворец Белосельских-Белозерских

    • Упомянуто в аудиогиде:
    • 00:04:36
    • Дворец Белосельских-Белозерских,
    • Невский проспект,
  • Дворец Белосельских-Белозерских – роскошный и хорошо узнаваемый дворец, расположенный на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой

    Среди многочисленных памятников архитектуры, которые находятся на Невском проспекте, один из самых заметных — дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером. Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Построенный дворец восхитил современников. О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

    Первые владельцы дворца — представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе. Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце. Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

    В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II — великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу (впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

    После Октябрьской революции 1917 г. здание было национализировано. В советский период здесь размещались разные общественные организации, а главным арендатором был РК КПСС Куйбышевского района. Во время блокады здание пострадало от бомбежек и артобстрелов, и после войны во дворце велись реставрационные работы.

    В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию, проводятся обследования и реставрационные работы.

    Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

    Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенным на Невском проспекте.

    Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

    Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского.

    Здание занимает участок на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой, современный адрес Невский пр. д.41.

    Строительство дворца осуществлялось по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века.
    Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен. Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца .

    Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

    Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
    В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др. Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен Строгановский дворец.

    В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
    Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

    Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

    Современники считали дворец Белосельских-Белозерских «совершенством в своем роде» и называли Штакеншнейдера «преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли». Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

    С середины XIX столетия в русскую архитектуру вошло такое стилистическое направление, как эклектика. Архитекторы, создавая проекты своих зданий использовали мотивы различных стилей архитектуры.

    Следуя распространенной тогда «политике умного выбора», учитывалось функциональное назначение здания. Так как Штакеншнейдер проектировал дворец, то и мотивы он использовал пышного и нарядного стиля барокко.
    Не смотря на внешнее сходство со своим прототипом, существует значительная разница. Особенно отчетливой разница между этими двумя дворцами становится при сопоставлении их планов.

    С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист. Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец.
    В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей, в нем поселился брат императора Александра III-великий князь и будущий генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович. Он въехал сюда со своей супругой Елизаветой Федоровной (урожденной принцессой Эллой Гессен-Дармштадской) сразу после венчания.

    С тех пор дворец стали называть Сергиевским. Для новых владельцев ряд интерьеров был переделан по проекту Р.Ф. Мельцера.
    Во дворце Сергей Александрович бывал лишь наездами. В отличие от своего брата императора, Сергею Александровичу не удалось избежать гибели от рук террористов.

    4 февраля 1905 году эсер Каляев убил великого князя. Его вдова организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Дворец на Невском проспекте Елизавета Фёдоровна передала племяннику великого князя Дмитрию Павловичу, так как своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
    Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов. Позже Дмитрий Павлович вошел в круг высокопоставленных заговорщиков против Григория Распутина.

    После убийства Распутина участники заговора были подвергнуты домашнему аресту, дворец стал роскошной тюрьмой для Дмитрия Павловича и Феликса Юсупова.
    В 1917 великий князь Дмитрий Павлович был выслан из России, что спасло ему жизнь, он оказался одним из немногих уцелевших Романовых, дожил 1942 года. Всего за несколько месяцев до революции дворец приобрел банкир и промышленник Стахеев.

    После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района. Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу, частично в особняк на Крестовском острове.
    После событий августа 1991 года дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

    Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
    Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое. Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты. В начале века здесь открылся Музей восковых фигур. Культурный центр проводит так же многочисленные выставки и конференции.

    Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века . Крига .СПб.,2009

    Смотрите так же:  Кассы дворец молодёжи екатеринбург

Related Post

Дворцы нового времени

Архитектор высочайшего двора Николай Петрович Краснов родился 23 ноября (по ст.ст.) 1864 года в селе Хонятино Московской губернии Коломенского уезда (в настоящее время Ступинский район Московской области) в крестьянской семье.

Кохма дворец культуры

Организация МБУ «ДК городского округа Кохма» Руководитель: ДИРЕКТОР Цветкова Оксана Витальевна ИНН / КПП: 3711012440 / 373201001 Количество учредителей: 1 Дата регистрации: 08.01.2003 Статус: Действующее ОКФС: 14 — Муниципальная собственность

Дворец культуры памятник

Здесь выступали Высоцкий, Рихтер и Ахмадулина: Курчатовский дом культуры признали памятником архитектуры Здание Дома культуры (ДК) Национального исследовательского центра (НИЦ) «Курчатовский институт» внесли в реестр объектов культурного наследия регионального значения.