Меню

Достопримечательности кантемировки

Достопримечательности кантемировки

10 июля 1942 года фашисты оккупировали Кантемировку. 165 дней рабочий посёлок Кантемировка был под немецко-итальянскими захватчиками. За шесть месяцев оккупации экономике района был нанесён ущерб на сумму около 200 миллионов рублей. Кантемировка была важной базой снабжения немецко-итальянских войск. На территории райцентра находилось три концентрационных лагеря. 19 декабря 1942 года освобождение Кантемировки явилось одним из этапов в ходе проведения наступательной операции «Малый Сатурн» на среднем Дону. Отличившийся в боях 17-ый танковый корпус генерала П. П. Полубоярова получил в память об этих событиях почетное наименование – Кантемировский (с 3 января 1943 был преобразован в 4-й гвардейский, и с июня 1945 – переформированный в дивизию). Напоминанием нынешнему поколению о мужестве, проявленном воинами-танкистами в декабре 1942 года, является величественная стела в центре поселка «Населенный пункт воинской доблести», Аллея Героев, памятник «Танк Т-34», памятный знак в честь 70-летия Дня танкиста.

Памятник «Танк Т-34»

В небольшом сквере, возле железнодорожной станции, среди голубых елей и белых берез стоит грозная фигура Т-34. На пьедестале легендарная «тридцатьчетверка», прошедшая с боями от Дона до Праги. Памятник воздвигнут в честь героев освободителей танкистов и был торжественно открыт 17 августа 1958 года при участии командора дивизии генерал-майора Б.В.Курцева. В Кантемировском районном краеведческом музее хранятся подлинные фотографии этого события. На них – делегации митрофановцев, богучарцев, чертковцев, марковчан-украинцев и конечно же, гвардейцев-кантемировцев. Б.В.Курцев под музыку духового оркестра и гром аплодисментов разрезает красную ленточку. В положительном удовлетворении просьбы района о выделении танковой машины для сооружения памятника участвовал сам начальник бронетанковых войск маршал П.П.Полубояров. Строительством постамента руководил специально командированный инженер-архитектор из Наро-Фоминского гарнизона. Монумент установлен в ста пятидесяти метрах от железнодорожной станции. На памятнике есть такая надпись:

Здесь в грозный год твоя родилась слава.
Чтоб не померкнуть в памяти людей,
И имя «Кантемировец» по праву
Несешь ты гордо на броне своей.

Автором выбитого на мраморной доске четверостишия является военный журналист, заведующий отделом газеты «Красная звезда», автор песни «Береги Кантемировца имя» Александр Сметанин.

Мемориальный комплекс «Братская Могила»

9 мая 1992 года состоялось открытие памятника «Братская могила» после реконструкции. Здесь захоронено 3092 известных и 1862 неизвестных воина, павших в борьбе с фашизмом, умерших в военном госпитале, замученных в концлагерях, партизанов-подпольщиков, расстрелянных фашистами в Панинском лесу урочища Лесково.

В старом парке родного поселка,
Где кленовые листья летят,
Под холодной плитою гранитной
Сотни павших за Родину спят.

Аллея Героев

Кантемировская земля прославлена восьмью Героями Советского Союза и тремя кавалерами трех Орденов Славы. Их имена увековечены в бюстах на Аллее Героев, открытие которой было приурочено пятидесятилетию освобождения Кантемировки от немецко-фашистских захватчиков в 1992 году. По праву одного из самых заслуженных воинов Великой Отечественной дважды Герой Советского Союза, маршал авиации А. Н. Ефимов возглавляет когорту славных земляков на Аллее Героев. Рядом установлены бюсты Героям Советского Союза: лётчику, генерал-майору Голубову А.Е., уроженцу села Новомарковка; танкисту, командиру артиллерийского полка Плужникову Т. Г. из Кантемировки; танкисту, инженеру корпуса Романенко А. Ф. из Гармашевки; сапёру Никитченко Н. В. из Новобелой; морскому пехотинцу Шпак К. В. из села Писаревка; стрелку-разведчику Кутовому А. Ф. из Фисенково; комбригу Овчаренко К. И. из Кантемировки, а также кавалерам трёх Орденов Славы, уроженцам Бугаевского сельского поселения Бокатому И. Т., Бочарову А. Л., Литвиненко П. А.

Стела «Населенный пункт воинской доблести»

За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками рабочего посёлка Кантемировка в борьбе за свободу и независимость Отечества указом губернатора от пятого сентября 2019 года поселку присвоено почётное звание «Населённый пункт воинской доблести». В связи с этим в Кантемировке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне воздвигнута стела. Её торжественное открытие состоялось 6 мая 2019 года в день памяти вмч. Георгия Победоносца.
Десятиметровая стела выполнена по эскизному проекту архитектора Романа Пупавцева и представляет собой облицованную гранитом четырехугольную призму со скошенным верхом. На гранях стелы выбит текст указа губернатора Алексея Гордеева о присвоении Кантемировке звания «Населенный пункт воинской доблести» и изображен герб поселка.
Обелиск украшает парк Победы и стал частью мемориального комплекса.

Музей военной техники под открытым небом

Создан в мае 2019 года. Экспонаты переданы району Минобороны РФ — это военная техника, снятая с вооружения (100 мм пушка Т-12, 23 мм зенитная установка ЗУ-23, 120 мм миномет ПМ-38, бронетрансортер БТР-70, вертолет Ми-8Т, танк Т-80Б, планер самолета МиГ-29).

Экспонаты музея расположены в парке Победы рп.Кантемировка около стелы «Населенный пункт воинской доблести». Объект используется в целях военно-патриотического воспитания молодежи.

«Ой вы, кони, вы, кони стальные,
Боевые друзья-трактора,
Веселее гудите, родные, —
Нам в поход отправляться пора».

Трактор Т-74 на пьедестале встречает всех, кто въезжает в райцентр по трассе «Богучар — Кантемировка». Он установлен в знак уважения и признательности сельским труженикам Кантемировского района 12 мая 2019 года.
Сельхозмашину предоставил КФХ Анатолий Гармашов. В создании памятника приняли участие не один десяток людей: помогали с недостающими деталями, с транспортировкой и покраской техники, оказывали помощь в создании постамента и благоустройстве территории. Мемориал расположен в районе Специального производственно-технического училища (ныне Кантемировский филиал Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа), из стен которого вышел не один десяток дипломированных работников сельхозпроизводства.

В 1869 году царское правительство выдало концессию на постройку железнодорожной линии Воронеж-Ростов. Железная дорога заметно содействовала промышленному развитию Кантемировки, Митрофановки, Журавки и застройке населенных пунктов вдоль железнодорожной ветки и вдоль реки.

Железнодорожный вокзал в р.п. Кантемировка

28 ноября 1871 года у слободы Константиновки вступила в строй полустанция, получившая название Кантемировка. Построен вокзал. При железнодорожной станции работала почтово-телеграфная контора.
С началом прокладки через Кантемировку железнодорожного полотна связано появление в райцентре микрорайона Качаван. Строители – армяне – жители г. Нахичевань – остались в слободе и поселились в районе меловых гор, за железной дорогой. Со временем в обиходном языке Нахичевань превратился в Качаван.

Железнодорожный вокзал в селе Митрофановка

Здание сохранилось с времен постройки в 1871 г. В 1905 году в селе действовали вальцовая мельница, винокуренный завод. Со станции ежегодно отправлялось более 1,1 млн пудов хлебных грузов и 83 тыс. пудов нехлебных. При станции имелось почтовое отделение, ежегодно проводилось пять ярмарок.

Одной из легендарных страниц митрофановской земли является приезд в Воронежскую губернию великого русского писателя Л.Н.Толстого. Об этом событии рассказывает мемориальная доска, установленная на здании железнодорожного вокзала.
26 марта 1894 года Лев Николаевич со своей дочерью Марией Львовной останавливался на станции Ольгинская (ныне Митрофановка), в связи с поездкой к другу и издателю его сочинений В.Г.Черткову. О прибытии на станцию писатель сообщил в письме своей жене Софье Андреевне: «Пишу с Ольгинской, до которой доехали прекрасно…». Гостей встречали на двух тройках, запряженных в тарантасы. Они отправились в путь – на хутор Ржевск (располагался вблизи от нынешнего села Еленовка, Россошанского района) к Чертковым, где были радушно приняты хозяевами.
Кроме самого вокзала до настоящего времени из старинных зданий сохранились ряд железнодорожных квартир по улице Вокзальной.

На территории сегодняшнего Кантемировского района до 1917 года в населенных пунктах действовали немногим более 20 церквей и часовен. В последние годы колокольные звоны радуют верующих душевной отрадой. Идет возрождение православной веры. Сегодня действуют церкви в Кантемировке и Осиковке, Митрофановке и Зайцевке, восстанавливается храм в Куликовке.

Храм в центре р.п. Кантемировка, освященный во имя Святой Живоначальной Троицы, по своей архитектуре не имеет аналогов в России. Храм основан в 1863 году. Сохранился мраморный иконостас, ему столько лет, сколько и храму — 155. В храме несколько особо почитаемых икон: Иверская икона Божьей Матери, Валаамская икона Божьей Матери, икона святителя Николая. Храм внутри расписан. Первые фрески конца XIX века написаны по сырой штукатурке природными красками при высокой температуре. Но, к сожалению, многие фрески были разрушены временем. Под фундаментом храма существуют кирпичные подземные ходы. Строение является историческим памятником архитектуры, его архитектура близка постройкам знаменитого архитектора К. Тона.

Церковь действующая, находится на пересечении двух улиц: ул. Буденного и ул. Ленина.

Церковь Александра Невского ( с. Митрофановка)
История храма началась в 1907 году. Строительство проводилось целиком на средства местной помещицы Екатерины Васильевны Кудашевой. Храм был выполнен целиком из красного кирпича, из того же материала была сооружена ограда вокруг него. Сравнительно небольшая по своим размерам церковь была двухкупольной и могла вмещать одновременно 300-400 человек. В 1911 году при храме создаётся приют для девочек сирот, где детей обучали грамоте, вышиванию, а также изучению Закона Божия.
После революции 1917 года Митрофановскую церковь постигла та же участь что и сотни других русских храмов. В 1933 году местными властями принимается решение о её разрушении, церковь к тому времени уже несколько лет была закрыта. На месте храма устроили летний кинотеатр, который через 2 года полностью сгорел. Большой пустырь, поросший травой, это всё, что можно было видеть на месте церкви.
В 2001 году по инициативе местных жителей была зарегистрирована православная община и начато строительство нового храма, рядом с тем местом, где стояла старая церковь. Была сделана закладка фундамента, начато возведение стен. Но потом строительство было заморожено на целых 5 лет. В 2006 году стройку возобновили, она стала поистине всенародным делом. Приход храма Александра Невского был открыт в 2008 году.

Смотрите так же:  Достопримечательности чернобыльской зоны

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с. Осиковка)

В 2019 году храм отметил 155-летний юбилей. Престольный день — Покрова Пресвятой Богородицы.
Собственный храм осиковцы и прихожане из близлежащих сёл, несмотря на то, что церковь здесь существовала с 1861 года, обрели лишь в 2007 году. Ещё в далёком 1930 году церковь в селе была закрыта, как и многие храмы по всей стране, и служила долгие годы в качестве колхозной ремонтной мастерской. Но в 2005 году уроженец села, а ныне житель столицы Валерий Иванович Татаров решил восстановить пребывающий в запустении храм. В течение двух лет шла работа. В 2007 году состоялось освящение храма, которое совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергей. А восстановить церковь в полном соответствии с православными канонами храмостроительства помог благочинный Россошанского церковного округа игумен Сергий (Руднев). Свой посильный вклад в возрождения храма внесли жители Осиковки и близлежащих сёл.

Церковь Спаса Преображения Господня (с. Куликовка)

Кирпичная церковь образца зрелого классицизма. Храм основан в 1831 году. В 30-х годах прошлого столетия был закрыт, на протяжение 85 лет пустовала.
Храм находится в полуразрушенном состоянии.
С 2008 года силами местных жителей и епархии начался ремонт в храме.
В октябре 2019 года установили позолоченные купола и крест на основной части храма. Уже заменена кровля. Финансовые ресурсы на восстановление Преображенского храма собирают местные жители, благотворительную помощь оказывают местные сельхозхозяйства и предприятия.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с. Зайцевка)
Был основан в 1812 году.Каменный храм в период с 1931 по 2019 годы не действовал. С 2000 года при активном участии жителей села началось поэтапное возрождение церкви, был организован сбор средств.
В 2002 году при финансовой поддержке СХ Артель «Зайцевская» и лично его руководителя Василия Белянского частично был обновлен фасад, установлены кресты и купола из нержавеющей стали.
В 2019 году работы по восстановлению храма возобновились. В нём участвуют Епархиальное управление Россошанской и Острогожской епархии и администрация Кантемировского муниципального района. Быстрое завершение основных работ стало возможным благодаря попечению выходца из села ктитора храма Руслана Тедеева. Местные жители неоднократно по собственной инициативе проводили субботники.

Проект «Кантемировка вчера и сегодня»

от проекта «Инфоурок»

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Изучение истории родного посёлка

Формирование чувства сопричастности к родному краю

Обогащать и систематизировать знания детей о своем посёлке;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям Кантемировки;

Осваивать новые формы поиска, обработки и анализа информации;

Развивать коммуникативные навыки и навыки групповой работы;

Воспитывать у лицеистов любовь к малой родине, гордость за её прошлое, бережное отношение к историческому наследию через сбор новых исторических материалов.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ДАННОЙ ПРОБЛЕМЫ

За оврагом леса, куст смородины,

Терпкий запах полыни и трав,

Здесь начало моей Малой Родины,

Последний надежный причал.

Прекрасна наша Кантемировка. Более двух столетий вглядываются в неё жители и создатели. Каждое поколение ведёт свой диалог с прошлым и настоящим посёлка, пытаясь проникнуть будущее. Много великих испытаний было пережито за эти годы, но Кантемировка, возведённая трудами простых жителей, воплотила в своём облике только самое светлое, что было в её истории, в мечтах и представлениях поколений.

В масштабах истории прошлые годы – это лишь миг, маленькая песчинка в безбрежном океане Вселенной. Но для тех, кто родился, вырос и живет на кантемировской земле, кто встречает здесь утренние зори и провожает закаты – это многие и многие дни, годы, это целая жизнь.

Пройдут десятилетия и новые поколения кантемировцев будут вспоминать с гордостью и благодарностью о трудовых и ратных свершениях своих земляков.

Работая над проектом « Кантемировка вчера и сегодня», мы изучали историю родного посёлка на примере его зданий, чтобы сохранить память о них.

Интересуетесь ли вы историей Кантемировки?

Изучая материалы районной газеты и интернета, мы натолкнулись на следующий материал:

В поселке Кантемировка Воронежской области жители обнаружили несколько входов в старинное подземелье.

На самом деле эти подземные ходы никто из ученых никогда всерьез не изучал. Не существует единственной достоверной версии того, кем и с какой целью оно было построено. Достоверно можно сказать лишь о том, что общая протяженность ходов составляет примерно 2 километра. Три ответвления подземных ходов сходятся у Свято-Троицкого храма (однако не факт, что там начинаются, — может быть, заканчиваются, наоборот). Ведут — один к реке, другой — к дому купца Башлаева (там находился мировой суд), а третий — к зданию бывших соляных складов. Но это основные направления. А есть еще ответвления к железнодорожному вокзалу, к некоторым крупным городским зданиям. Причем время от времени обнаруживаются новые входы в подземелье — последний, к примеру, был найден в апреле этого года в центре поселка, рядом со зданием райгаза, под горой строительного мусора.

Александр Павленко, краевед

Если подземный ход строился одновременно с храмом, значит ему никак не меньше 150 лет. Свято-Троицкий храм в Кантемировке был заложен в 1863 году, причем на месте старой деревянной церкви, построенной еще в конце XVIII столетия.

Своды подземных ходов отделаны кирпичом, а вот ширина их и высота на всем протяжении разные: от 80 сантиметров в ширину и метра в высоту (в такие арочки приходится проходить согнувшись) до двух метров шириной и трех — высотой. В народе говорят, что такие огромные коридоры делали для того, чтобы якобы там телега, запряженная лошадью, пройти могла. С какой целью были построены эти подземные ходы? Тут версий тоже несколько. Кто-то говорит, что это купец Башлаев чудил — мол, выпьет чарку-другую и идет под землей разгуливать. Другая версия — по дороге, ведущей от соляного склада, доставлялись на фронт законсервированные таким образом (то есть круто засоленные) мясо и рыба. И еще поговаривают, что раз один из ходов ведет от храма к реке, то нужен он был для того, чтобы могли скрыться от преследования те, кому это было нужно…Александр Павленко, краевед

Дом купца Башлаева – несколько десятилетий назад здесь располагалась аптека, затем – мировые судьи. Сейчас мировые судьи размещаются в другом здании.

Рядом располагается Дом Детского Творчества. Оба эти здания относились к церкви. Возможно, именно поэтому к ним ведут подземные ходы. В советское время в здании Дома Детского Творчества находился Дом Культуры. Сегодня Дом культуры работает в новом отремонтированном здании.

В районном Доме Культуры с декабря 2008 года работает Краеведческий музей Кантемировского муниципального района. Музей был открыт в декабре 1984 года в здании, расположенном недалеко от лицея. Когда-то это здание было частью Кантемировской средней школы. Потом там располагалась районная детская библиотека и был открыт краеведческий музей. После того, как библиотека переехала в РДК, здесь расположилось БТИ. Сейчас это здание снесено.

Так же, как и здание восьмилетней школы, на месте которого построили Кантемировский райгаз.

За помощью в поиске информации мы обратились к районный архив. Заведующая архивом предоставила нам интересную информацию о здании, в котором находится военкомат. В начале столетия это был купеческий дом, затем ремесленное училище, начальная школа №1. В 1937 году здесь занимала одну комнату районная библиотека, а с 1978 года – это военкомат.

Здание, которому повезло больше всех – ж\д вокзал. Со слов старожилов, раньше на его месте была усадьба, в которой жил помещик со своей прислугой и конюхами. Ещё при усадьбе был парк. В 1871 году через Кантемировку прошла железная дорога. И на месте усадьбы расположился железнодорожный вокзал, который со временем достраивался. Здание вокзала много повидало на своём веку, но и сегодня радует нас своим видом.

Номер материала: ДБ-038119

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Кантемировка — сердцу родная.
материал по истории на тему

Внеклассное мероприятие по истории родного края.

Вложение Размер
kantemirovka_-_serdtsu_rodnaya.docx 31.53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«РОССИЯ – СЕРДЦА МОЕГО ЧАСТИЦА, А КАНТЕМИРОВКА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ»

ЦЕЛИ: 1.Развитие познавательных интересов и способностей учащихся, формирование и совершенствование исследовательских навыков, пропаганда знаний по истории родного края.

2.Расширение знания школьников о символах Отечества, их назначении и роли в жизни гражданина страны.

3.Способствование принятию личностью государственной символики как общественной ценности.

4.Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за сохранение культурного достояния народа, чувства любви к родному краю и желание сделать его богаче, красивее.

ОФОРМЛЕНИЕ: — Флаг, Герб, Гимн Российской Федерации;

— Герб п.г.т. Кантемировка;

— Фонограмма песни Н.Гайворонского и Н.Брынько о Кантемировке;

— Фотографии природы родного края, достопримечательностей Кантемировки;

— Видеосюжет «Операция «Малый Сатурн»;

— Стихи местных авторов о России и Кантемировке.

ФОРМА: путешествие в прошлое и настоящее.

МЕТОДЫ: беседа, рассказы с использование ИКТ, наглядных пособий, музыкальное оформление.

ЭПИГРАФ: Мне о России надо говорить

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить

Сильнее всех имён сказать: Россия!

I . С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе , такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама носила тебя на руках, научила тебя говорить , ходить, прочла тебе первую книжку. И всё, что окружает тебя, начинается с мамы.

С чего начинается Родина?

Я задаю себе этот вопрос и сама отвечаю на него.

Родина начинается с мамы.

II. НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать одна у него и родина.

Назовите пословицы и поговорки о Родине.

— Родина – мать, умей зане постоять.

— Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

— Родину – мать умей защищать.

— Родная земля и в горсти мила.

История моей Отчизны древняя:

Она ещё от Рюриков идёт.

Земля моя, Христом благословенная,

С племён славянских летопись ведёт.

Всех кривичей, словен объединила –

Могучей становилась моя Русь.

Врагов набеги с честью отразила,

Твоим я миролюбием горжусь.

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия – белые берёзы,

Для меня Россия – утренние росы

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это мы с друзьями.

(Стихотворения сопровождаются видеосюжетом о природе России.)

У каждого дома есть своя история, своя родословная и свои традиции.

Россия – наш общий дом, и у неё есть история и государственная символика: Герб, Флаг, Гимн. Их этих трёх символов в повседневной жизни мы чаще всего встречаем один – Государственный Флаг.

В летописях сохранились воспоминания о стягах – первых русских знамёнах. Стяг представляет собой длинный шест с прикреплёнными на верхушке ветками деревьев, пучками травы или конских волос, ярких кусков ткани различной формы, чаще всего красного цвета. Или это был шест с фигуркой зверя или птицы на вершине, что соотносилось с силой, скоростью или боевым духом. У каждого витязя был свой стяг, до шести метров в длину.

Позже, в XVII в., красный цвет дополняют белым и синим.

Именно такой флаг, какой мы видим сейчас, утверждён в 1991 г., как государственный символ – прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос.

Цвета флага выбраны не случайно. Белый цвет означает мир, чистоту, благородство, откровенность. Синий – небо, верность, безупречность, правду. Красный – огонь, отвагу, смелость, величие и любовь.

В расположении полос знамени видно строение мира. Вверху – белый, небесный цвет, ниже – синий небосвод, а под ним красный – мир людей.

Государственный герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображённая на знамёнах, печатях, документах, денежных знаках. Чаще всего отличием служит изображение птиц, животных.

Герб России – двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Его появление уходит корнями в глубокую старину. Он олицетворяет мужество и бесстрашие, активность и обороноспособность, может предотвратить и дать отпор врагу, обидчику. Крепкий, острый клюв раскрыт, что обозначает способность России защитить себя всегда.

Две головы, смотрящие в разные стороны – символ прошлого и настоящего. Это своего рода напоминание каждому россиянину о том, что он должен знать, гордиться своим прошлым, так как без прошлого нет и будущего.

Три короны над головами орла олицетворяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

На груди орла – щит с изображением Святого Георгия , покровителя всех военных России, борца со злом и потому поражающего крылатого змия.

Гимн Российской Федерации (Беседа).

1.Что такое гимн? Как оценивается в гимне наша страна?

2.Когда звучит гимн России, что надо делать?

3.Назовите авторов гимна России.

IV. ВИКТОРИНА О НАШЕМ ВОРОНЕЖСКОМ КРАЕ.

1.В какой области мы живём?

2.Как называется наш областной город? Когда он был основан? (1586 г).

3.Как называется республика, в которой мы проживаем?

4.На какой реке основан Воронеж?

5.Как ещё называют Воронеж? (Колыбелью русского флота). Почему?

6.Назовите известных поэтов, писателей Воронежской области. (Кольцов, Никитин, Платонов, Троепольский, Маршак).

13 июля 1934 года – основание Воронежской области. Мы гордимся сегодняшним Воронежем, производящим:

— первые в мире «Аэробусы – ИЛ – 86»;

— шагающие экскаваторы для полярного круга и Сахары:

— шины из каучука.

В Воронеже есть кукольный и оперный театры. А знаменитые наши земляки Феоктистов и Филипченко побывали в космосе.

V. ГЕРБ ВОРОНЕЖА.

В красном поле золотая гора, а на ней серебряный кувшин, из которого изливается серебряная же вода. Этот символ призван обозначать реку Воронеж, на которой стоит город (см. газету «История» № 2(7) 1993г.).

VI. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАНТЕМИРОВКИ.

Откуда наши корни? Как и когда произошло название Кантемировка?

На месте нынешней Кантемировки в начале XVIII века находились казацкие сотни. Места были не обжитые, дикие степи располагались вокруг.

В 1734 г. генерал – майор Тараканов устроил слободу Алексеевку (Таракановку), на речке Фёдоровке. Вольные черкесы построили дворы, распахали землю. Это было первое поселение, расположенное на месте современной Кантемировки. Но сюда стекалась казацкая голытьба и беглые российские крестьяне – бунтарский люд, поэтому царица Анна Иоанновна приказала Алексеевку разорить, что сделала специальная военная команда. Но через пять лет, в 1742 г. изгнанные слобожане возвратились и стали селиться ниже – при впадении речки Фёдоровки в реку Богучарка.

В 1759 г. земли перешли во владение генерал – лейтенанта Константина Кантемира, основателя современной Кантемировки. Князь Кантемир любил своё имение, часто приезжал сюда, осматривал лошадей, скот, сенокосы, строил новые дома.

Основной же датой основания Кантемировки считается 1742 г.

VII. ГЕРБ КАНТЕМИРОВКИ.

Герб Кантемировки выполнен художником – графиком Мясоедовым Юрием Андреевичем 3 августа 1996г.

Девиз герба – Вера. Изобилие. Процветание. Гармония.

Он представляет собой стилизованное изображение старинной грамоты светло – охристого цвета, размещённого на тёмном фоне. В центре — символическое изображение православного храма, внутри которого светло – жёлтый сноп хлебных колосьев.Внизу – дата основания Кантемировки: 1742г. Слева и справа храма – трёхцветная лента, отражающая прошлое, настоящее и будущее нашей Родины. По обе стороны – два вымпела- вехи давней истории — подлинного герба Молдавского князя Кантемира и недавней истории – страниц в годы Великой Отечественной войны.

VIII. ВЫСТАВКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ:

Самостоятельно выполненных гербов Кантемировского района, п. Кантемировки, Воронежа, семьи, класса, школы. Обоснованный рассказ каждого при помощи главного консультанта «герольдмейстера».

Мы – кусочек России,

Здесь стоит отчий дом.

Мы – частица той силы,

Что боролась с врагом.

Наши корни уходят

В глубь седой старины.

Нас невзгоды не сломят,

Мы единством сильны.

Зори тихо встают.

Музыкальной визитной карточкой нашего посёлка, её своеобразным гимном стала песня на слова и музыку нашего земляка Николая Гайворонского.

Нелегко пришлось нашим землякам в годы военного лихолетья. С июля по декабрь 1942 г. Кантемировка была оккупирована немецко-итальянскими войсками. Как происходило освобождение посёлка 19 декабря 19423 года – память об этом сохранили нам документальные кадры кинохроники.

Видеосюжет «Освобождение Кантемировки».

XI. ПРОСМОТР ВИДЕОСЮЖЕТА.

На фоне видеосюжетов – братской могилы, аллеи Героев – наших земляков, памятника узникам, погибшим в фашистском концлагере в 1942 году – звучит стихотворение.

В старом парке родного посёлка

Где кленовые листья летят

Под холодной плитой гранитной

Сотни павших за Родину спят.

Спят спокойно, обнявшись по – братски,

Дорогой нам Отчизны сыны,

Снятся им, молодым тем ребятам,

Довоенные мирные сны.

Они будут всегда молодыми,

Пусть пройдут даже тысячи лет,

Пусть их правнуки станут седыми,

А для них уже старости нет.

Будут зори вставать над лугами,

Только им уж тех зорь не встречать.

Вечно будет над их головами

Ветви ветер печально качать.

17августа 1958 г. в сквере железнодорожного вокзала состоялось открытие памятника «Танк-Т- 34» в память о героях- танкистах и танковой дивизии, освободивших нашу Кантемировку (видеосюжет).

Теперь ты в Москве Кантемировской стала,

А танк свой оставила нам у вокзала,

Гордый танк, герой войны жестокой,

Навсегда застыл на пьедестале.

Как светлая память о тех днях суровых,

Что историей потомкам стала.

Мы вечно помнить будем тех героев ,

Кто нам свободу, мир и счастье подарил.

Кто в лютом декабре сорок второго

Посёлок наш родной освободил.

XIII. КАНТЕМИРОВСКИЕ МАСТЕРА.

Красивая и щедрая кантемировская земля подарила много мастеров – самородков. В их творчестве – мудрость веков, красота и неповторимость.

Наши корни с землёй неразлучны

Стали издавна в этих краях

И надежда, что жить станем лучше мы

Не иссякнет, коль руки – в трудах.

Знакомство с выставкой поделок кантемировских мастеров.

XIV. ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ПОЭТОВ.

В нашей тихонькой глубинке

Корни творчества живут.

Ведь не только по столицам

Суть искусства познают.

В Кантемировском крае много самодеятельных поэтов, стихи которых уже звучали сегодня. Послушайте ещё одно стихотворение Надежды Пожарской.

Осень золотая в милый край пришла,

Красные и жёлтые листья принесла.

Бисером рассыпала ягоды в лесу-

Лучше смотри под ноги: не топчи красу.

На опушке солнечной бархатный ковёр.

Листья золотистые собрались в узор.

Сердца струны тронуты. Стань и помолчи.

У природы – матушки есть свои ткачи.

Посреди поляны дуб стоит могучий,

Он своею кроной разгоняет тучи.

В хороводе кружат тонкие осинки,

Подставляют солнцу худенькие спинки.

Вот берёзы белые распустили косы.

Как алмазы на траве – утренние росы.

Там отшельник – ветер заплутал в ветвях,

Тут зайчишка серый прячется в кустах.

Я люблю всем сердцем мой чудесный край,

Он в любую пору – настоящий рай.

Исполнение учащимися «Кантемировского вальса». Автор слов и музыки Н. Брынько.

Ясной зорюшкой вечерней

С этим дружбой верной

Мы навеки связаны.

Льётся песня не смолкая,

Улетает звонко вдаль.

Ты, сторонка дорогая,

Моя радость и печаль.

Здесь над полем золотистым

Ярко звёздочка горит,

И сиянием лучистым

Моё сердце говорит.

И плывут над речкой звонко

Это милая сторонка,

Сколько в мире самых разных

Есть и сёл, и городов.

Только нет земли прекрасней

Нашей родины с тобой.

Что мне чудеса Диснея,

Ведь дороже и роднее

XVI. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Любите свой край родной, свою малую родину! Гордитесь ею! И делайте всё, чтобы она становилась ещё богаче и краше!

1.Е.Н. Арсенина, Л.Б. Кислова. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2005г.

2.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., БарылкинаЛ.П., ОбуховаЛ.А. Внеклассные мероприятия .4 класс – ВАКО, 2004г.

3.К.Н.Ярковая. Кантемировка. По следам памяти. Воронеж. Издательство Кварта,2004 г.

4.Г.И.Воронина. Кантемировка сердцу родная. Росиздат,2003г.

5. «Кантемировские зори» — сборник стихов Кантемировских авторов, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра путешествие ко дню Эвенкии.

Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья, здоровьесбережения 3 класса общеобразовательных учереждений.

Беседа с презентацией о городе Тамбове.

Работа раскрывает систему работы детского объединения «ВИР» по социализации и адаптации воспитанников детского объединения «ВИР» через организацияю взаимодействия и сотрудничества с различ.

Краткое описание работыОбучающиеся совершают виртуальную экскурсию «Мой родной край». Данное мероприятие знакомит детей с историей образования города путём исследовательской работы. .

В развитии Донецкой Народной Республике одной из главных задач есть возрождение культурно-исторических традиций. В данных условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных ценност.

Презентация проекта 1-б класса «Моя малая Родина — Кантемировка&quot.

Интегрированное занятие «Прогулка по весенней Кантемировке»

Елизавета Молочаева
Интегрированное занятие «Прогулка по весенней Кантемировке»

Цель: обобщение знаний о весне и весенних явлениях в природе.

• расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Весна»;

• углублять представления о посёлке Кантемировка;

• совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования);

• совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчинённые предложения);

• совершенствовать навыки звукового анализа слов;

• совершенствовать навыки чтения.

• развивать связь речи, фонематических процессов, речевого слуха;

• развивать память и логическое мышление.

• воспитывать любовь к родному посёлку и гордость за него;

• формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Оборудование: интерактивная доска, изображения достопримечательностей Кантемировки, стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка»

1. Организационный момент.

Дети стоят полукругом.

В. Ребята, давайте поздороваемся друг с дружкой и подарим весеннее настроение своему другу.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

— Подскажите пожалуйста в коком посёлке мы с вами живём? (Кантемировка)

— Как называются жители Кантемировки? (Кантемировцы)

— Как называется житель Кантемировки? (Кантемировец)

— В Москве улицы московские, а в Кантемировке (кантемировские)

Игра «Я люблю Кантемировку, потому что ….»

Дети пор очереди заканчивают это предложение, называя достопримечательности города, и присаживаются за столы.

Основной этап (технологическая карта)

Слайды Действия педагога/Действия детей

Педагог читает стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка«

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лёд,

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Работа по мнемотаблице.

Педагог. Ребята, скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Давайте назовём приметы весны. А поможет нам наша табличка — подсказка.

Дети, опираясь на мнемотаблицу, рассказывают о приметах весны.

Педагог. Сегодня мы отправимся с вами на прогулку по весенней Кантемировке. А чтобы нам было не скучно, мы будем выполнять разные задания.

В этом году вы много узнали о своём посёлке, о его памятниках и интересных местах. Я предлагаю вспомнить некоторые достопримечательности Кантемировки.

Детям раздаются силуэты достопримечательностей

1. На доске по очереди открываются картинки.

2. Дети соотносят силуэт достопримечательности с цветной картинкой на доске. Необходимо узнать и назвать данную достопримечательность.

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Приди, весна, с радостью, (поворачивают в противоположную сторону)

С радостью, с радостью,

С великой милостью: (поворачивают в противоположную сторону)

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными. (опускают руки, приседают, делают выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.)

Педагог. Вот мы и дошли до реки. Посмотрите, что это на ней происходит? (Ледоход) Действительно на реке плывут льды, а на некоторых льдинах находятся слоги (дети читают слоги)

Скажите, ребята, а что можно составить из слогов? (Слова)

А из слов? (Предложения)

Вот давайте мы сначала составим слова, а затем из этих слов — предложение.

Вспомнить, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, слова пишутся отдельно друг от друга.

Педагог. А сейчас давайте поиграем в игру «Живой звук»

Давайте разберём слово «пришла»

Проводятся звуковой анализ и синтез, деление слова на слоги.

Дети составляют слова и предложение:

Дети по заданию педагога «превращаются» в звуки. По сигналу выстраиваются в нужном порядке. Дети дают характеристику своим звукам, например: «Я -звук [п ], я — согласный, твёрдый, глухой, обозначаюсь синим цветом». Далее «живое слово» делится на слоги, взявшись за руки.

Педагог. А сейчас давайте отправимся с вами в самый знаменитый парк. Что там есть интересного? Что происходит с природой в парке? Какие там есть деревья?

1. Первые звуки слов подскажут название дерева. (Берёза)

Дети определяют первые звуки в названии картинок и записывают их в квадратики, далее читают название дерева.

3. Подведение итогов.

Наступила весна. Дни стали длиннее и теплее. Реки освободились ото льда. На деревьях распускаются почки. Город преобразился. И гулять по весенним улицам, паркам сейчас одно удовольствие.

Н а выходных, а возможно кто-то уже сегодня, со своими родителями отправится гулять по весенней Кантемировке. Расскажите, куда вы отправитесь гулять? Что предложите посмотреть своим родителям в нашем городе?

Педагог. А после выходных вы расскажите, где вы гуляли и какие весенние изменения увидели в городе.

«Оздоровительная прогулка». Открытое интегрированное занятие в младшей группе «Оздоровительная прогулка» открытое интегрированное занятие в младшей группе. Ведущий встречает детей перед входом в музыкальный зал..

«Прогулка в осенний лес». Интегрированное развлечение во второй младшей группе Цель: обогащать детей яркими впечатлениями. Формировать эмоциональную отзывчивость. Материал, оборудование: макеты осенних деревьев, елочки,.

Интегрированное игра-занятие «Прогулка по зимнему лесу» Интегрированное игра-занятие «Прогулка по зимнему лесу»(для детей от 1 до 1,6 лет) Цели занятия: 1. Развивать зрительные и слуховые анализаторы.

Интегрированное занятие в средней группе «Прогулка по осеннему лесу» Тема: «Прогулка по осеннему лесу» ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать знания детей об осени, о сборе урожая в саду, на огороде, в лесу; обучать.

Итоговое интегрированное занятие по теме «Добрые дети в весенней сказке» для детей 3–4 лет с диагнозом F83, F70 Тарлопова Светлана АльбертовнаИтоговое интегрированное занятие на прогулке «Добрые дети в весенней сказке» для детей 3-4 лет с диагнозом.

Итоговое интегрированное занятие «Прогулка в весенний лес» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» «Познавательное развитие».

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Прогулка по весеннему лесу» Цель занятия: Закрепить знания детей по пройденному материалу по ФЭМП. Задачи занятия: 1. Учить различать предметы по размеру и обозначать.

На весенней солнечной поляне (викторина) Тема: На весенней солнечной поляне (викторина). Программное содержание: 1. Уточнять представления детей о насекомых. 2. Продолжать подводить.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Прогулка по дням творения». 1 занятие Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Прогулка по дням творения» (по программе Л. Шевченко «Добрый мир») Прогулка по дням творения.

Занятие на прогулке в средней группе, открытое мероприятие «Прогулка по весенней полянке» Открытое мероприятие. Тема: Прогулка на весенней полянке. Цель: создать у детей радостное весеннее настроение, формировать у детей правильное.

Смотрите так же:  Спасский район достопримечательности