Меню

Дмитровский кремль собор

Музей-заповедник «Дмитровский кремль»

Дмитровский кремль — главная достопримечательность города Дмитрова, имеющая славу одного из самых древних и любопытнейших памятников оборонной архитектуры этой исторической территории. Основанный как порубежная крепость ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким в 1154 году, кремль веками служил северо-западным форпостом изначально Ростово-Суздальской земли, позже – Переяславского княжества и, в конце концов, – всей Московской Руси.

Древний русский город Дмитров расположился на берегу реки Яхромы, в 50 км от Москвы. Окруженный грядой пологих холмов, которые прорезают чистые синие реки, несущие свои воды в северные края России, он давно известен как один из самых живописных городов Подмосковья. Имя городу дал сам Юрий Долгорукий в честь своего десятого сына, крещенного как Дмитрий, а в русскую историю вошедшего под прозвищем Всеволод Большое Гнездо.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Дмитровский кремль

История Дмитровского кремля

В результате археологических исследований, проводившихся в начале нынешнего тысячелетия на территории, которую занимает Дмитровский кремль, появилась возможность заглянуть в более давние времена. Оказалось, что славянские поселения существовали на этой земле, по крайней мере, за два столетия до летописного упоминания об основании Дмитровского кремля. Являлись ли эти поселения городом, оборонявшим свои пределы отсыпанными по периметру элементарными земляными насыпями, точно не известно: укреплений, которые соответствовали бы тому временному периоду, археологам найти пока не удалось.

Из оборонительных сооружений Дмитровского кремля времен Долгорукого до нынешней поры уцелел лишь земляной вал. Своей формой он напоминает неправильный овал (своеобразное яйцо), и тянется с юга на север приблизительно на 990 м, а высота его составляет от 7 до 9 метров. Это соответствует исторической застройке, характерной для XII-XIII веков. Земляные валы с деревянным частоколом, окаймленные рвом, заполненным водой, исполняли важнейшую оборонительную функцию в системе русских городов-крепостей.

А. М. Васнецов, реконструкция внешнего вида кремля в эпоху Позднего Средневековья «Дмитров в XVI веке», 1920 год

Не единожды деревянный Дмитровский кремль сгорал в периоды междоусобиц и вторжений монголо-татар, вследствие чего при очередном «воскрешении» его конструкция, скорее всего, видоизменялась. Одновременно из нескольких письменных источников известно о семи военных эпизодах, повлекших за собой разрушения крепостных укреплений.

В 1181 году кремль был сожжен киевским князем Святославом, на протяжении XII-XIII веков его четырежды разоряли монголо-татарские войска, возглавляемые Батыем, Дюденем, Тохтамышем и Едигеем.

В 1373 г. крепость разрушили войска Тверского князя Михаила Александровича. Последнее разорение Дмитровского кремля произошло в период, известный как Смутное время: в пору польско-литовской интервенции в 1610 году крепость пострадала от воинства Сапеги и Лисовского, и ее было решено не восстанавливать – город утратил свое стратегическое значение.

Древнейшее архитектурное сооружение города и его зодческая доминанта, величественный Успенский собор, был возведен удельным князем Дмитровским Юрием Ивановичем приблизительно в 1507-1511 гг. на собственные денежные сбережения.

Успенский собор в 2004 г.

Но многие историки считают, что еще на рубеже XIV-XV веков на его месте мог стоять каменный собор – об этом свидетельствуют древние белокаменные подвалы, которые находятся ниже уровня подклета существующего ныне храма.

В течение XVII-XIX веков собор многократно ремонтировали, а благодаря постоянным обновлениям он продолжал хорошеть. В середине XVII в. к западной площадке перед притвором храма пристроили крытое каменное крыльцо, так как до этого войти в Успенский собор можно было только по одной лестнице, которая расположена у северной площадки и ведет в верхнюю церковь. В 1714 году духовенством храма был проведен обряд освящения обустроенной в пустовавшей до этого западной палате подклета теплой (отапливаемой зимой) церкви во имя великомученика Димитрия Солунского.

Трехъярусную колокольню в стиле классицизма возвели в 90-х годах XVIII века. Приблизительно в это же время открытые арочные галереи в два этажа, опоясывавшие храм с трех сторон, заменили приделами, фасад которых был оформлен в псевдоготическом стиле. В XIX веке были сооружены северный Покровский и южный Сергиевский приделы. Над ними зодчие возвели еще четыре купола, превратив собор в девятиглавый.

В 30-х годах прошлого века службы в храме оказались под запретом, со всех его куполов сняли кресты, а в 1941 году разобрали купол и шпиль колокольни.

В 2001-2003 гг. в Успенском соборе были с размахом проведены реставрационные и восстановительные работы, а сам храм вернулся под юрисдикцию Русской православной церкви.

Памятник кириллу и мефодию в Дмитрове Золоченый пятиярусный иконостас конца XVII века

Интерьер Успенского собора украшают керамические изразцовые рельефы. Одна из главных реликвий храма – иконостас конца XVII века, украшенный ажурной резьбой на растительные мотивы. Некоторые иконы, которые здесь можно увидеть, выполнены в XV столетии. В 1792 году в храм было доставлено шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образчиком резьбы и декоративной росписи XVII века. Художественное оформление стен собора относится к позапрошлому столетию.

Успенский собор Дмитровского кремля

Архитектурный ансамбль

Кроме Успенского собора, уцелевшая и дошедшая до наших дней застройка Дмитровского кремля представлена зданиями, возведенными в XIX веке.

Казначейство Дмитровского кремля

Особо интересен комплекс Присутственных мест – ряд административных зданий, построенных согласно типовому проекту в первой половине позапрошлого столетия. Эта группа сооружений из кирпича создавалась в несколько этапов. Не громоздкий классический ансамбль сформирован четырьмя зданиями, образующими внутренний двор. Комплекс расположен в южной части кремля.

Самое крупное из зданий – Казначейство. В этом доме, имеющем два этажа, находилось хранилище уездной казны, а также размещались управление полиции и губернаторская приемная.

С обеих сторон Казначейства со временем построили ряд одноэтажных корпусов, в одном из них на протяжении некоторого времени располагалась пожарная команда. В сороковых годах XIX века за Казначейством возвели двухэтажное сооружение, известное как Дмитровская уездная тюрьма, а в одноэтажных корпусах разместились администрация, надзиратели, тюремная столовая и другие службы.

В 1898 году архитектурный ансамбль дополнила тюремная Елизаветинская церковь, возведенная в псевдорусском стиле с пышно оформленным фасадом. В начале нынешнего столетия храм был возвращен Русской православной церкви.

На территории, которую занимает Дмитровский кремль, еще в XIX веке был разбит миниатюрный парк. Не так давно здесь провели реконструкционные работы, и благоустроенной местности, в основном, был возвращен оригинальный облик. Асфальтовые покрытия и слой грунта сняли до уровня, который соответствовал первичному, а по уцелевшим фрагментам восстановили изначальную булыжную мостовую.

Земляные волы Дмитровского кремля

В парке разбили пышные цветники и газоны, углубили пруд, который, как предполагается, существовал уже в XII столетии. Сегодня водоем украшают фонтанчики, а на его берегах установили скульптурную композицию «Подковы». Здесь же расположен оригинальный Мостик счастья. Существует примета, что, если пройти через две большие подковы, и по пяти маленьким, поддерживающим мост, можно привлечь удачу. Сюда часто приезжают молодожены и влюбленные – весь мост увешан замками с их именами, а ключи от замков покоятся на дне древнего пруда.

У Мостика счастья находится Камень желаний с вмурованной в нем сломанной подковой. Согласно преданию, об этот камень некогда споткнулся конь Юрия Долгорукого, сломав подкову.

Рядом с Успенским собором возведен памятник апостолам-просветителям Кириллу и Мефодию.

Камень желаний в Дмитрове

В 2004 году в районе Никольского выхода с территории кремля провели историческую реконструкцию бревенчатой Никольской надвратной башни. Работа была проведена по образцам подобных сохранившихся сооружений и на основе старинных рисунков, где отображены аналогичные укрепления в других городах, так как изображения именно Дмитровского кремля до наших дней, к сожалению, не дошли.

При выходе, левее от Никольских ворот, расположена часовенка Александра Невского, который являлся небесным покровителем царя Александра II. Ее возвели благодаря пожертвованиям горожан, решивших таким образом сохранить память о чудесном избавлении от гибели императора после первого покушения на его жизнь (1866 г.).

Никольские ворота Дмитровского кремля

Дальше, до Пятницкого пролома, образовавшегося в позапрошлом столетии в южной части земляного вала, расположена мощеная камнем пешеходная зона и центральная пешеходная площадь. Здесь очень приятно неспешно прогуляться. Эту территорию реконструировали в 2001 году. В это же время подле Пятницкого входа был возведен памятник Юрию Долгорукому.

Смотрите так же:  Похороны сатаны картина собор вероны

Пешеходные тропы, окаймляющие Дмитровский кремль с юго-восточной и восточной стороны, ведут в городской парк и выводят также к Кропоткинской улице. Но туристы гуляют здесь не только по устроенным дорожкам: многие забираются на самые гребни древних земляных валов, откуда открывается прекрасный вид на белоснежный Успенский собор, изящные деревянные постройки кремля и окрестности Дмитрова. На окраине парка, примыкающей к земляным укреплениям, частично восстановлен ров, но водой его сегодня не заполняют.

Дмитровский кремль и окрестности

На территории Дмитровского кремля располагается музей-заповедник с одноименным названием. В зданиях Общественных собраний и Казначейства разместился его историко-художественный отдел, включающий в себя две самостоятельные экспозиции.

Художественная коллекция музея – одна из интереснейших в Подмосковье. В залах представлена русская и западноевропейская живопись XVIII-XIX веков, церковное и светское декоративно-прикладное искусство.

Памятник кириллу и мефодию в Дмитрове

В музее можно приобрести единый входной билет. Стоимость стандартного билета – 170 рублей, льготного – 130 рублей. Билеты дают возможность совершить экскурсии, знакомящие с историей Дмитровского края с древнейших времен до наших дней, осмотреть художественные коллекции, посетить Успенский собор, Елизаветинскую церковь, Дом-музей П. А. Кропоткина, Дом Дмитровского епископа Серафима, расстрелянного в 1937 году, а в 1981 г. канонизированного Архиерейским собором Русской православной церкви в лике священномученика. Кроме того, здесь можно заказать обзорную экскурсию по городу Дмитрову.

В дни церковных и народных праздников музей проводит в Дмитровском кремле интереснейшие масштабные мероприятия, среди них: «Ночь в музее», «Душа моя Масленица», «Троица», «Яблочный спас». В зимние праздники здесь устраивают катание с земляных валов на больших санях, санках-ледянках, санках-ватрушках. В выходные дни на площади перед кремлем часто проходят концерты, а на соседних аллеях шумят передвижные рынки, где можно купить фирменные дмитровские молочные продукты, сладости, сувениры.

Музей закрывается рано – в 17.00, а кассы работают до 16.30, так что приезжать сюда лучше с самого утра.

Из Москвы до Дмитровского кремля можно добраться на автомобиле, направившись на север по старинному Дмитровскому тракту, который сегодня называется Дмитровским шоссе. Удобный транспорт – и электричка, отправляющаяся в Дмитров с Савеловского вокзала Москвы. Стоимость – от 150 рублей (туда и обратно – от 240 рублей).

В хорошую погоду от дмитровского вокзала до кремля можно прогуляться пешком – это займет около четверти часа.

Успенский кафедральный собор г. Дмитров

Контактная информация:

141800, Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 11

настоятель: протоиерей Афанасий Иванович Чорногуз

телефон: +7(495) 993-94-31

Богослужение в Успенском кафедральном соборе г.Дмитрова
совершается ежедневно:

Всенощное бдение — 17-00

СОБОРОВАНИЕ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ Великим Постом 2019 г.

24 марта воскресенье – 16:00

04 апреля четверг – 18:00

14 апреля воскресенье –16:00

18 апреля четверг – 18:00

Вечерня с чинопоследованием ПАССИИ

(поклонение Страстям Христовым)

31 марта воскресенье – 17:00

Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы

07 апреля воскресенье – 17:00

Историческая справка:

Успенский собор, в городе Дмитров построен в период правления князя Юрия Ивановича в 1504-1533 гг. Основу здания составляет пятиглавый четырехстолпный крестово-купольный храм на высоком подклете с белокаменными подвалами. Здание служит историческим и композиционным центром города Дмитров.

При ремонте здания в 1790-е годы заменены пять барабанов, перебраны своды и укреплены железными связями, настенная звонница заменена трехъярусной колокольней со шпилем, выстроенной в стиле классицизма, утратили позакомарное покрытие собора.

В первой половине ХIХ в. построены приделы в первом и втором этажах северной стороны. В 1840-е гг.пристроены южные приделы. Все приделы выполнены в псевдоготическом стиле. Вход в подвал сделан из окна центральной апсиды.

Успенский собор закрыли в 1930-х гг.

С 1933 по 2002 гг. здание использовалось музеем-заповедником «Дмитровский кремль».

В 2000 году здание передано в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви.

В 1991 году была зарегистрирована православная община. С 2001 года начаты масштабные работы — полностью воссоздан архитектурно — исторический облик собора. Реставрационные работы закончены. Освящен митрополитом Ювеналием в 2003 году. При соборе действует воскресная школа для детей и взрослых, библиотека, детский хор. Богослужения совершаются ежедневно.

В 2010 году восстановлен набор колоколов на колокольне собора. В 2012 году на территории собора установлен памятник священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому.

За алтарем Успенского собора в 2011 году был посажен фруктовый сад с белокаменным крестом в память всех погребенных дмитровчанах за годы существования собора.

Хор Успенского кафедрального собора

Спустя десятилетия, после тяжелых для Русской Православной Церкви испытаний, по воле Божьей 1991 году начала возрождаться духовная жижнь Дмитровского благочиния. С этих дней начинает и свою современную историю хор Успенского кафедрального собора. Репертуар хора ориентирован на старинные распевы — знаменский, киевский, греческий, валаамский, и гармонизированные варианты, напевы древних монастырей и обиходное пение. Значительную часть репертуарасоставляют сочинения Архангельского, Чеснокова, Аллеманова, Кастальского, Смоленского, Озерова, Данилина, архимандрита Матфея (Мормыля) — регента Троице-Сергиевой Лавры.

Аудиозаписи песнопений хора Успенского собора осуществлены коллективом, который сформировался к 2008 году под управлением Анастасии Чорногуз. В его составе певчие — воспитанники воскресной школы, алтарники собора, профессиональные музыканты, которые в свободное время собираются вместе, чтобы участвовать в воскресных и праздничных богослужениях. Хор уделил особое внимание работе над первой своей записью русской церковной музыки, посвященной 500-летию Успенского собора, которое отмечалось в 2011 году. Основной же задачей хора остается красота и благолепие православного богослужения.

Успенский собор в Дмитрове

Проезд общественным транспортом: От Москвы с Савеловского вокзала до ст. Дмитров — 65 км.

Проезд автомобилем: от Москвы по Дмитровскому шоссе

Собор Успения Божией Матери в Дмитровском кремле был построен между 1507 и 1533гг., в княжение Юрия Ивановича Дмитровского (сына Ивана III), и, по всей вероятности, на его средства. Вероятно, на месте этого собора стоял более древний белокаменный храм XIV века.

Начало строительства собора исследователи приблизительно относят к 1507 году, а окончание по крайней мере выкладки стен – к 1512 году. Когда завершилась окончательная отделка храма – точно неизвестно. Изначально нынешний собор был меньше, чем теперь. Кирпичный пятиглавый храм на высоком подклете и с подвалами, выложенными белым камнем, был изначально окружен крытой арочной галереей в два яруса, от которой сохранилась лишь западная часть. При соборе была звонница, расположенная с севера; ее основание вошло в стену одного из пристроенных позднее приделов. Как большинство соборов XVI века, Успенский собор имел позакомарное покрытие, в 1790г. замененное на четырехскатную кровлю. Главы были не луковичными, а шлемовидными, крытыми деревянной «чешуей»-лемехом, и барабаны под ними были кирпичными, но в том же 1790г. они были заменены на световые деревянные.

В архитектуре собора заметно влияние итальянских мастеров; существует предположение, что он вообще был построен приглашенными итальянцами, к тому же по ряду приемов постройки он очень близок к Архангельскому собору Московского Кремля, в особенности в том, что касается декора фасадов: окна-люкарны в закомарах, обработка стен филенками и т.д. Возможность участия итальянских мастеров в постройке собора неудивительна – отец князя Дмитровского, великий князь Иван III, приглашал из Италии множество архитекторов для строительства Москвы, и вполне мог отослать кого-нибудь к своему сыну. Собор был построен как дворцовый, и его подклет и подвал первоначально имели хозяйственное предназначение (как, например, в Троицкой и Успенской церквах в Александровской слободе). Когда Дмитровское удельное княжество прекратило свое существование, нижние ярусы собора стали использоваться под хозяйственные нужды городских властей, а позднее – причта.

Точно не известно, была ли при соборе колокольня, но значение этого храма изначально было настолько велико, что практически наверняка можно утверждать, что колокольня или звонница все же была, но либо погибла в Смутное время, либо обветшала и была разобрана. При реставрации собора в 1793-1796гг. выстроили новую трехъярусную колокольню в стиле классицизм (проект М.Я.Агафонова). Верхняя часть ее, с часами и шпилем, была надстроена в 1820-1825гг. (проект А.Ф.Элькинского); после революции купол и шпиль были снесены и возобновлены лишь в 1960-х гг. при реставрации под руководством Е.Р.Куницкой.

Смотрите так же:  Собор рождества богородицы в москве

Успенский собор интересен как в своем изначальном виде, так и с учетом позднейших перестроек. Очень необычны граненые апсиды, над которыми в полукружиях закомар помещены изразцовые барельефы. Изразцы с изображением распятия, датированные первой половиной XVI века, вправлены и в закомары боковых фасадов – южного и северного. Порталы в фасадах – характерные для XVI века, перспективные, с килевидным завершением.

Во второй половине XVII века с запада к собору пристроили высокую лестницу, которая после постройки новой колокольни соединяет последнюю с входом в здание собора. На этом перестройки не закончились. В течение XIX века высокий стройный четверик был окружен с трех сторон галереей с приделами, выполненными с псевдоготическими окнами, странно сочетающимися с узкими окнами-«бойницами» основного четверика. По углам восточного фасада расположены два придела (Сергиевский и Покровский), а «уравновешивают» их с запада еще два придела – Митрофана Воронежского и Воздвижения Креста Господня. Их широкие деревянные барабаны с куполами, напоминающими большие колокола, были снесены при реставрации 1960-х гг. как мешающие целостному впечатлению от памятника. Теперь они восстановлены.

Внутри собора сохранился великолепный пятиярусный иконостас, украшенный золоченой резьбой. Время его изготовления – конец XVII века, а часть икон, вправленных в его рамы , относится к XV веку. Сохранилась и поновленная роспись XVIII века.

Исследования истории собора начались еще в XVIII веке, когда для получения средств на реставрацию датой его постройки был назван XII век. Позднее исследователи это опровергли, хотя заблуждение это продержалось некоторое время и было повторено в нескольких трудах по истории Дмитрова. В советское время с 1932г. собор был закрыт для богослужений, и в нем разместился Дмитровский краеведческий музей. Незначительно пострадавшее во время бомбежек здание пришло в плачевное состояние после Великой Отечественной войны, что и вызвало его масштабную реставрацию. Перед этим местные власти обсуждали вопрос о сносе колокольни, но вместо этого восстановили ее утраченный ранее шпиль. Во время реставрации крыши фасады повысили, из-за чего деревянные угловые барабаны стали меньше. Подгнившее дерево барабанов потребовало полной замены, и при работах несколько изменился декор верхней части собора – реставраторы стремились приблизить его к изначальному.

В 1991г. собор снова был передан верующим, в нем ведутся богослужения. До 2002г. нижнюю часть храма занимал музей. В 2001-2003гг. была проведена новая реставрация верхней части собора – деревянные барабаны и главы полностью заменили, а также отреставрировали старинный иконостас. Теперь посреди Дмитровского кремля возвышается собор, максимально близкий по виду к тому, который встретил мрачный для себя, но уже прошедший двадцатый век…

С кремлевских валов, которые, несмотря на свою древность, сохранили немалую высоту, открываются лучшие виды на собор — и не только на собор, но и на весь кремль с одной стороны, и на старую часть города — с другой.

Живописный ансамбль Дмитровского кремля состоит из Успенского собора XVI века в окружении высоких земляных валов, интересных памятников на территории Кремля и вокруг него и краеведческого музея, расположенного в нескольких зданиях.

Город Дмитров, как и Москва, основан князем Юрием Долгоруким. Город получил название в честь его сына Дмитрия. Это должна была быть крепость, защищающая северные границы княжества, а также торговые пути, ведущие по реке Яхроме к Волге.

Поначалу крепость была деревянной и довольно небольшой. Но уже в первые сто лет за нее велись бои. Основана она была в 1154 году, а в 1180 была сожжена во время битвы Всеволода Большое Гнездо с черниговским князем Святославом. В период феодальной раздробленности город неоднократно меняет владельцев и входит то в одно, то в другое княжество. Крепость растет. Она обнесена мощным земляными валами – сейчас высота этих валов достигает девяти метров – и частоколом. В 1238 году город снова сожжен уже ханом Батыем, а потом ханом Туданом. С 1334 года город становится центром отдельного княжества – Дмитровского, а через 30 лет окончательно входит в состав Московского. Несмотря на периодические пожары и разорения, город богатеет. Он по-прежнему контролирует торговые пути на Волгу и на север.

Во время Смутного времени Дмитров находится на пути отступления Лжедмитрия от Троице-Сергиевой лавры. Больше года войска Яна Сапеги осаждают монастырь, а когда им приходится признать поражение, отступают к Дмитрову. Зимой 1610 года польские войска блокируются в городе. На всех подступах стоят отряды поморских лыжников воеводы Скопина-Шуйского, которые гораздо лучше поляков умеют воевать в глубоких русских снегах. Когда польские войска все-таки предпринимают попытку сражения вне стен город, они оказываются полностью разбиты.

Дмитровский кремль никогда не был каменным. Зимой 1610 года крепость по-прежнему была деревянной и сильно пострадала в ходе военных действий. Ее подновили, но восстанавливать в полном объёме уже не стали, а впоследствии окончательно разобрали. Сейчас территория кремля окружена высоким валами, они датируются XII-XIII веками, то есть восходят ко временам Юрия Долгорукова.

Восстановлены деревянные ворота, ведущие в кремль – Никольские. Когда-то у крепости было девять деревянных башен, из них две надвратные. Никольские ворота воссозданы к 850-летию Дмитрова – в 2004 году.

Точной датировки строительства Успенского белокаменного собора в Дмитрове у нас нет. Деревянная церковь на этом месте, скорее всего, стояла со времен основания города. Каменный собор был построен в первой трети XVI века при князе Юрии Ивановиче. Ближайший его архитектурный родственник – Архангельский собор Московского кремля. Это неудивительно – Архангельский собор строил Иван III, отец дмитровского князя Юрия, несколькими годами раньше. Архитекторы спорят о том, кто спроектировал Успенский собор – те же самые итальянские архитекторы или другие. Чаще всего его приписывают архитектору Алевизу Новому. Группа зодчих была приглашена из Италии Иваном III в 1504 году. Они строили, кроме Архангельского собора, Троицкий собор в Александровской слободе, церковь св. Варвары на Варварке и многое другое. Возможно, Успенский собор в Дмитрове создавался именно по мотивам Архангельского собора, возможно – это самостоятельная работа с ориентацией на итальянский ренессанс.

Это классический крестово-купольный пятиглавый храм. С веками сильно изменялся декор: например, в XVIII веке на стенах появились огромные изразцовые барельефы с Распятием и св. Георгием Победоносцем. В 1825 году появляется новый предел – в честь Покрова Богородицы. Он построен в модном тогда псевдоготическом стиле, но идеально вписался в итальянский храм. Архитектором этого предела был Ф. Шестаков. Самое известное творение этого архитектора – московская церковь Вознесения у Никитских ворот, та самая, где венчался Пушкин. Потом в 1842 году с другой стороны пристраивают еще один предел, почти такой же.

Первоначальная звонница не сохранилась, нынешняя колокольня появилась в конце XVIII века. В двадцатых годах XIX века на ней были установлены часы.

Храм здесь перестал функционировать в 1930 году. Собор остался музеем, поэтому большая часть внутреннего убранства сохранилась. Росписи собора относятся к первой половине XIX века. Иконостас выполнен из дерева. Сама основа была сделала в XVIII веке, а иконы собраны начиная с XV века. Еще один образец великолепной деревянной резьбы XVIII века – это «архиерейское место», трон с балдахином, на котором во время службы находился епископ. Оно было привезено сюда из московских Крутиц.

Часть ценностей Успенского собора находится в московской Третьяковской галерее – например, икона Дмитрия Солунского XII века.

Храм реставрировался дважды, в 60-х годах XX века и в начале XXI-го. Тогда же он был передан верующим. Некоторое время помещение делили церковь и музей, но сейчас музей переехал в отдельное здание и собор целиком принадлежит верующим.

У самого Кремля стоит памятник основателю города – Юрию Долгорукому. В отличие от московского конного этот князь изображен пешим. Автор скульптуры – В. Церковников.

Перед Успенским собором не так давно появился памятник священномученику Серафиму (Звездинскому). Этот человек был епископом Дмитровским с 1920 года, в самые тяжёлые годы для православной церкви. В Дмитрове он провел всего два года, а с 1922 по 1925 находился в заключении сначала в Бутырке, потом в Усть-Сысольске. После освобождения чекисты предложили ему сотрудничество, но он отказался, был уволен за штат, потом снова сослан и умер в 1937 году в Ишиме. Канонизирован в 2000 году.

Смотрите так же:  Земский собор 1613 года таблица

В Кремле также установлен памятник святым Кириллу и Мефодию, славянским просветителям.

Буквально в нескольких метрах от Кремля проходит Кропоткинская улица, превращенная в музей скульптур под открытым небом. Фигуры крестьян, барышень, разносчиков переносят нас в уездный Дмитров XIX века. Автор этих скульптур – А. Караулов. Заканчивается она домом-музеем Петра Кропоткина, князя и революционера, который доживал свою жизнь в Дмитрове.

Музей-заповедник «Дмитровский кремль»

Дмитровский музей был образован перед революцией. Он начинался как «Музей товаров» при Дмитровском союзе кооперативов, то есть задумывался примерно, как «выставка достижений народного хозяйства». Но с началом революции в его коллекции оказалось множество других предметов. Музей размещается в особняке князей Гагариных. Княгиня Нина Гагарина становится ученым секретарем, княжна Анна Шаховская, дочь известного деятеля кадетской партии и правнучка декабриста становится заведующей музея. Она занимается естественно-научной составляющей коллекции и пишет книгу о природе Дмитровского края. При музее организована метеорологическая станция, в нем появляется экспозиция минералов и гербариев дмитровской флоры. С 1926 года музей переезжает в Борисоглебский монастырь, потом ему передают Успенский собор. Поначалу имущество собора предполагается ликвидировать, как идеологически вредное, но музейные сотрудники героически его спасают.

В 1930-40-ые годы музей целиком партиен. Иконостас закрыт от посетителей, в экспозиция рассказывает в основном о достижениях народного хозяйства: она занимает не только здание собора, но и кремлёвскую площадь. Во время войны музей продолжает функционировать, деля помещения с бомбоубежищем в подвале и зерновым складом.

Сейчас это один из самых больших музеев Подмосковья. В 2019 году он официально отпраздновал столетие. В 2004 году фонды переехали в новое здание, в двухстах метрах от крепостных валов, почти на территории самого Кремля. В ведении музея находится несколько зданий в Дмитрове. Это дом-музей П. Кропоткина, дом св. Серафима Звездинского, здание дворянского собрания, в котором проходят художественные выставки, и основная экспозиция на Пушкинской улице.

Экспонаты музея представлены на двух этажах. Два первых зала заняты вещами, попавшими сюда из разоренных дворянских усадеб. Олсуфьевы, Корсаковы, Поливановы, Прозоровские – у всех были имения в Дмитровском районе. Часть вещей была конфискована после революции, часть – подарена музею потомками. Например, пушка XVIII века, которая была передана в музей уже в XX веке потомками полководца Поливанова. Здесь представлены экспонаты и портреты из усадьбы Норовых – Надеждина, усадьбы Апраксиных – Ольгова, есть некоторые вещи, попавшие из Абрамцева.

С советских времен здесь собрана богатая этнографическая коллекция, рассказывающая о крестьянском и мещанском быте XIX века, о народных промыслах и промышленных достижениях Дмитровского края. Здесь собран фарфор, дмитровская народная игрушка, произведения «камушной» артели – цветные пуговицы и бусы – и многое другое. Целый зал посвящен строительству водоканала им. Москвы в 1932-37 гг.

Под Дмитровым, в Вербилках до сих пор действует фарфоровый завод, основанный в XVIII веке. Фарфор Гарднера известен на весь мир. Недалеко от Кремля находится их фирменный магазин.

Под Дмитровом в Первую Мировую войну пытались создать гигантскую боевую машину – прообраз колесного танка. Машина так и не смогла поехать – увязла в грунте, простояла до 1923 года и пошла на слом. Модель этой машины можно сейчас увидеть в музее.

Музей-заповедник «Дмитровский кремль»

Древний Дмитров – город храмов и монументов, одна из жемчужин Подмосковья.

Основатель города – князь Юрий Долгорукий – нарек его в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Дмитров был крепостью, пограничным укреплением. Кроме того, отсюда по реке Яхроме шел водный путь к верховьям Волги. Неподалеку протекала и Клязьма, что упрощало связь со столицей княжества – Владимиром.

В XIV веке несколько десятилетий существовало самостоятельное Дмитровское княжество, но в 1364-м Дмитров вошел в состав великого княжества Московского. Начало XVI века стало для Дмитрова временем расцвета торговли и строительства. При Екатерине Великой город получает герб и статус уездного центра. К тому времени Дмитров заслужил репутацию богомольного купеческого города. Визитной карточкой города стали печатные пряники «разгоня». «Разгоня» — потому что этими пряниками угощали гостей в конце свадьбы, когда, как говорится, пора и честь знать… А вообще-то подношение пряника считалось знаком уважения и любви.

Главная достопримечательность старинного города – Дмитровский Кремль, окруженный мощными валами. Чудо из чудес – созданный в XVI веке, но не раз перестраивавшийся девятиглавый Успенский собор, который неуловимо напоминает новгородскую Софию. Истинная твердыня православия! Архитектура собора навевает воспоминания об итальянском ренессансе. И неспроста. Немало итальянских мастеров – фряжских гостей – в те годы трудились в Москве. Автор дмитровского Успенского собора не установлен, но называют и итальянца Алевиза Нового, и ростовчанина Георгия Борисова. Кто бы ни был истинным зодчим собора, перед нами – один из крупнейших храмов московской Руси, шедевр русской архитектуры.

В 1918 г. в Дмитровском Кремле учредили музей-заповедник. Первым директором музея стал Михаил Николаевич Тихомиров – выдающийся историк, в будущем – академик. В наше время в музее демонстрируется немало ценных археологических находок и памятников храмового искусства, среди которых выделяются древние (домонгольских времен) меднолитые кресты-энколпионы, предназначенные для хранения святых мощей. Среди икон, хранящихся в собрании музея, имеются уникальные памятники. Это иконы XVI века – «Святой Николай Чудотворец» и «Покров Богоматери» – из упраздненного Пятницкого монастыря.

В других залах музей перед нами встает история купеческого города – во всех бытовых подробностях. Весы, гири, амбарные записи, богатые интерьеры, портреты именитых купцов…

И – история ХХ века, строительство грандиозного канала, оставившее множество артефактов.

Современный Дмитров можно горделиво назвать «портом пяти морей»: в 1930-е годы возник канал имени Москвы – и стало рукой подать до Черного моря и до Каспия.

Каждый гость Дмитрова, прогулявшись по Кремлю, спешит в Борисоглебский монастырь, основанный в XV веке. Самое древнее сооружение монастыря – одноглавый Борисоглебский собор. Строгий, суровый – от него веет древним благочестием. Это был единственный монастырь купеческого города – поэтому средств на масштабное строительство хватало. Но благотворителями были не только богатые торговцы! Так, в 1656 г. у южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Заслуживает внимательного осмотра творение русского зодчества XVII века – церковь Николая Чудотворца над святыми воротами. Стены монастыря вместе с Никольским храмом образуют затейливый ансамбль.

В 1932 г. в монастырь вселилось управление Дмитлага: заключенные строили канал… Позже в стенах Борисоглебского расположилась воинская часть, а братские корпуса отдали под жилье. Монастырская жизнь возобновилась в начале 1990-х.

В наше время Дмитров стал городом памятников, скульптур. В Дмитрове начался «бронзовый век» величественных и лирических изваяний. У стен Борисоглебского монастыря отныне стоит памятник двум всадникам – святым князьям Борису и Глебу (скульптор А.И.Рукавишников). Памятник неожиданный: мы привыкли воспринимать Бориса и Глеба как смиренных отроков, безропотно принявших смерть, а Рукавишников увидел их воинственными витязями.

Где еще увидишь парный конный памятник? Только в Дмитрове! Работы Александра Рукавишникова определили атмосферу современного Дмитрова – города, в котором ценят красоту, искусство и исторические традиции. Скульптор подарил древнему городу несколько замечательных фонтанов, один из которых – «Ожидание» — стал местом романтических свиданий. Очаровывают и бронзовые скульптуры горожан работы скульптора Караулова. На кремлевской улочке мы видим прогуливающихся представителей разных сословий и эпох – это своего рода краеведческий музей под открытым небом.

Дмитров производит впечатление уютного, приветливого города – и для туристов, и для местных жителей. Кремль, музей, Борисоглебский монастырь, сонм современных первоклассных скульптур – все это Дмитров.