Меню

Диктант птичий заповедник

Тексты диктантов для итогового контроля в 5-8 классах
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Материал содержит тексты разных стилей для проведения итогового контроля в 5-8 классах с грамматическими заданиями к ним

Вложение Размер
тексты для итоговых контрольных работ в 5-8 классах 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Транспорт – великое изобретение. Он помогает нам в жизни. Машинисты поездов, водители автобусов делают всё, чтобы мы чувствовали себя в вагоне, в автобусе удобно. А мы?

Вечер. Холодный ветер гонит позёмку. Рядом с остановкой находится детский сад. На остановке стоит женщина с детьми. Подкатывает автобус, и из него выходят люди. Середина автобуса светлеет, и мы видим свободные места. Женщины подхватывают малышей и устремляются к дверям. Напрасно они пытаются втиснуться в машину, потому что у дверей в автобусе стоят школьники. Они плотно забили переднюю и заднюю площадки и не дают войти. Мамы провожают автобус грустными глазами, а малыши жалобно плачут.

  • Озаглавьте текст.
  • Сделайте синтаксический разбор предложений: Женщины подхватывают малышей и устремляются к дверям. (1-й вариант), Подкатывает автобус, и из него выходят люди. (2-й вариант)
  • Сделайте морфологический разбор глаголов: видим (1-й вариант), провожают (2-й вариант)
  • В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и всё исчезает во мраке ночи.

    Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потёмки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

    Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжёлыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

    Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой ёлкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

    Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жуёт хвою, а рядом зайчонок грызёт лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов)

    2.Сделайте синтаксический разбор предложений: Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжёлыми ногами (1-й вариант) и Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин (2-й вариант)

    3. Произведите морфемный разбор слов: выглядывает, зубчатый, зайчонок (1-й вариант); серебряным, притягивает, подарок (2-й вариант)

    Уже на восходе солнца мы были в птичьем заповеднике. Окруженные несметными стаями птиц, упираясь легким веслом, мы тихо плыли серединой зеркально-спокойного залива. Январское солнце по-весеннему ярко отражалось в золотившейся глади…

    Круг птиц незаметно размыкался и опять сходился над кормой. Неизменно оставались мы в центре живого птичьего круга.

    Справа и слева были видны отдельные стаи птиц. Над самой гладью залива, раскинув крылья и отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны. Точно белые сказочные корабли, плавали белые лебеди.

    Чем дальше мы продвигались в глубь заповедника, тем смелее держалась птица. Стаи гусей и казарок подпускали почти вплотную. На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы.

    В окружении бесчисленных птиц мы пробирались вглубь, и, сидя в лодке, я записал несколько рассказов нашего проводника.

    1. Озаглавьте текст, определите основную мысль
    2. Сделайте синтаксический разбор предложений: Над самой гладью залива, раскинув крылья и отражаясь в зеркальной воде, пролетали огромные пеликаны (1 вариант ) и На отмелях, кишевших разноцветными птицами, неподвижно сидели орлы (2 вариант)
    3. Найдите в тексте 2-3 примера изобразительно-выразительных средств языка: 1 вариант – эпитетов , 2 вариант – метафор
    4. за 2012-2013 учебный год

      Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов ещё алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

      Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздаётся в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

      Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

      Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)

    5. Озаглавьте текст
    6. Сделайте синтаксический разбор предложений : Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев (1-й вариант) и Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли (2-й вариант)
    7. Сделайте морфемный разбор слов: засыпающем, удивительный (1-й вариант), разорванные, расстилающегося (2-й вариант)
  • Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. –Книга для учителя. 3-е издание. – М. «Просвещение» 2007
  • Л.Г. Скворцова. Экология: дидактические материалы. –Методический журнал «Русский язык». – Издательский дом «Первое сентября», с. 21-26
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В конце каждой четверти учителями иностранных языков осуществляется итоговый контроль. В конце первой четверти — контроль навыков чтения, в конце второй — контроль навыков письменной речи и аудировани.

    Учебно-методическое пособие по подготовке к итоговой аттестации в 5-8 классах.

    Тестовые задания предназначены для учеников 8 класса для рубежного контроля знаний.

    В начале учебного года осуществляется диагностика знаний учащихся по пройденному материалу. Для осуществления подобного рода диагностики используются разные виды работ: тестирование, опрос, диктанты. .

    В данном сборнике предложен материал для проведения промежуточной аттестации по Информатике в 5-8, 10 классах. Сборник состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены контрольно-измерительные материа.

    Тест для проверки знаний по биологии за курс 5 класса.

    Данная программа разработана как курс для учащихся 10-х и 11-х классов медицинского профиля. Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии сФГОС .

    ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ для 5 -9 классов по русскому языку

    от проекта «Инфоурок»

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

    Контора Черноморского заповедника находилась в посёлке Голая Пристань. Место это, как оказалось впоследствии, было средоточием множества жизней.

    С ближней ветки, рассудительно наклонив 3 голову, меня рассматривал скворец 4 . В луже возились и чмокали кряковые утята. Таз с водой принадлежал нутрии, а ящик в комнате — лисёнку, появившемуся недавно.

    Сотрудник заповедника, в комнате которого меня поселили, собрал у себя многочисленное зверьё. Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах 4 .

    Ночью в ящике заплакал лисёнок. Он кричал тонким щенячьим голосом до тех пор, пока я не взял его на руки. Он затих, прижавшись 3 к моему боку. Я лежал не шевелясь, боясь разбудить соседа. И уснули два странника: командированный из Москвы и привезённый с морского острова лисёнок.

    1. Выполните морфологический разбор: прижавшись (1 вариант); наклонив (2 вариант).

    2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

    С ближней ветки, рассудительно наклонив голову, меня рассматривал скворец 4 . (1 вариант);

    Это были либо детеныши, потерявшие родителей и спасённые от половодья, либо подранки, найденные в камышах 4 . (2 вариант).

    Деревья, словно чего-то ожидая 3 , стоят по пояс в холодном разливе. Проснулись, но ещё не пришли в себя лягушки. Не могут их вывести из оцепенения даже садящиеся рядом первые бабочки — лимонницы и крапивницы. Воздух настолько ясен, что в фиолетовом редколесье бабочек видно чуть ли не за сотню шагов.

    Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга 4 . Для многих животных весеннее половодье — настоящая беда. Отрезанные от суши, на незатопленных участках ищут спасения кабаны, лоси, лисицы, зайцы. Во время смертельной опасности зверей объединяет одно стремление — не утонуть.

    Солнечным безветренным утром на носилках с закрытыми летками выносят на пасеку первые ульи. Расположив пчелиные городки на постоянных местах, летки открывают. Покружившись 3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой 4 .

    1. Выполните морфологический разбор: ожидая (1 вариант); покружившись (2 вариант).

    2. Выпишите из текста 3 разных служебных слова и охарактеризуйте их: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).

    3. Произведите синтаксический разбор:

    Широко, вольно текут вешние воды, заливая поймы рек и луга 4 . (1 вариант);

    Покружившись 3 над ульем и запомнив место, насекомые-труженицы отправляются за пыльцой и водой 4 . (2 вариант).

    В городе весеннее настроение шумно выражают стаи воробьёв. По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая 3 длинным хвостиком 4 .

    Над лугами под сияющим куполом неба, отражённым в тысячах луж и озёр, зазвенели переливающиеся трели жаворонков. Они носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь 3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны 4 . Вот одна из птиц падает вниз, и её расправленные крылья кажутся прозрачными. На мгновение жаворонок замирает в воздухе, а затем круто взмывает вверх. Птицы гоняются друг за другом, поднимаясь так высоко, что снизу их совсем не видно.

    В лесу тоже поют синицы, пищухи, поползни и зяблики. Голоса звучат совершенно отчётливо и легко воспринимаются каждый в отдельности. Самцы поют поочередно, как бы перекликаясь между собой и отпугивая конкурентов.

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор: подёргивая (1 вариант); приближаясь (2 вариант).

    2. Выпишите из текста 3 примера разных служебных слов и охарактеризуйте их: из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

    По дорогам вдоль канав, наполненных водой, бегает по земле белая трясогузка, подёргивая 3 длинным хвостиком 4 . (1 вариант);

    О ни носятся в ярком весеннем небе, то приближаясь 3 друг к другу, то разлетаясь в разные стороны 4 . (2 вариант).

    Мартовский полдень. Светоносная синь теплого неба. Несмолкаемое журчание кристально чистых ручейков. Синичий перезвон в прибрежной рощице. Оттуда же доносится барабанная дробь дятла и тихий стрёкот вроде бы чего-то опасающихся сорок. Возможно, им кто-то угрожает? Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо 4 . А там, где оно сооружается, излишне шуметь не положено.

    Часа полтора дружной старательной работы. Потом отдых. Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку 4 . Тихо.

    И вдруг внизу, в кустах лозняка и черёмушника, воровато мелькнула чья-то острокрылая тень. Ястреб-тетеревятник! Один из самых дерзких разбойников в птичьем царстве. И чету белобоких сорок с тополя будто ветром сдуло. Особо-то не отличаясь быстротой полёта, они в страхе подняли отчаянный крик. И, часто-часто махая крыльями, словно барахтаясь в воздухе, тяжело, медленно подались в лес за речушку.

    1 вариант – Они строят новое, похожее на мохнатый шар прутяное гнездо 4 .

    2 вариант – Сорочья чета усаживается на верхушку соседнего тополя и сторожко озирает окрестные луга, лесные куртины и уже набухающую талой водой речушку 4 .

    3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти

    И У МУРАВЬЯ ЕСТЬ СЛАБОСТИ

    Раннее утро. Мы с дедом Фёдором отправляемся в весенний, ещё прозрачный лес. Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки 4 . От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем 4 .

    Подойдя к огромной муравьиной горке, дед причмокнул, остановился, достал из сумки бинокль, присел на пенёк возле муравейника и стал наблюдать.

    — А знаешь ли, внук, что у этих муравьишек, таких смелых и дружных, оказывается, есть очень коварный враг? — спросил дед.

    С этим плюгавеньким жучишкой ничего поделать нельзя. Пробравшись в муравейник и встретившись с грозными охранниками, не вступает в бой, а переворачивается, хитрюга этакий, на спину и лежит, будто неживой.

    Ротозеи, почуяв сладкое, забыв про службу, слизывают капельки и. прямо на посту засыпают. После этого жучок пробирается в тайники и безнаказанно поедает муравьиные личинки. Вот и выходит, что не везде сила побеждает.

    Грамматическое задание

    1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных.

    1 вариант – Старик, легко одетый, высокий, седовласый, бодро шагал впереди и аккуратно раздвигал на пути ветки 4 .

    2 вариант – От набухших почек, смолы, растопленной солнцем на соснах, пахло крепким бодрящим лесным настоем 4 .

    Яркий, ароматный, чистый лес. Никогда уже не будет так первозданно праздничен он. Ни тебе комара, ни мухи. И приходится с грустью удивляться, что в эту дивную пору здесь безлюдно.

    Солнечно. Вышел я на вырубку, прислонился спиной к гладкому стволу высокой осины. Зажмурив глаза, подставил под тёплые лучи бледное лицо горожанина. Веет в вершинах леса тихий апрельский ветер, ласково перебирая загустевшую крону робкой осины.

    Очнулся я от шумной возни наверху ствола и громкого крика птицы. Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло 4 . Затем показалась беличья мордочка с блестящими чёрными бусинками глаз. Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево 4 .

    Очаровательный, симпатичный зверёк не упускает весной случая разорить гнездо дятла и заодно остаться на новой квартире. Пытаясь своей сучковатой палкой напугать бессовестного агрессора, стучу по стволу осины. Но напрасно!

    1 вариант – Успел заметить рыжий комочек, юркнувший в дупло 4 .

    2 вариант – Пёстрый дятел, в красной шапочке, и другой, чуть меньших размеров, с резкими тревожными криками метались переполошенно с дерева на дерево 4 .

    Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями 4 . Нежный березняк умыт первым весенним дождём. Радостней светятся на солнце его белые стволы. Угрюмей темнеет меж ними снег, ёжась и тая под горячими лучами.

    Теплынь. Шуршат под ногами коричневые дубовые листья, вспоминая зелёное прошлогоднее лето, бронзовую прошлогоднюю осень. Недолго осталось лежать им здесь. Прогремит бесшабашный майский гром, прошумят весенние потоки — и смоются следы года минувшего.

    Пошевельнулся неохотно старый дубовый лист. А новый зелёный пришелец упёрся в его чеканный край непокорной упрямой головой, поднимая лист над землёй. Перевернулся дубовый лист, как последняя страница прочитанной зимней книги. Гордо встал над ним подснежник — бесстрашный разведчик весны.

    Неправду говорят: холоден, как камень. Камни отдают дневное тепло ночью, когда оно больше всего нужно. А цветы? Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем 4 .

    2. Произведите синтаксический разбор предложения:

    1 вариант – Апрельский лес, сквозной, ажурный, без теней, улыбается дальними голубыми далями 4 .

    2 вариант – Цветы тоже вбирают в себя тепло солнца, одаряя нас потом красотой и ароматом, радостью и счастьем 4 .

    Хорошо в лесу весной! Всё в эту пору вызывает чувство восторженной радости: и яркая зелень свежей листвы, и нежный аромат цветов, и запахи влажной земли 4 .

    Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту 4 . Где-то совсем рядом послышался шум. Это крошечная птичка внезапно вспорхнула и скрылась в чаше леса. Здесь её дом. Она сейчас просто заманивает тебя, уводит дальше от своих беспомощных крикунов.

    Но напрасно волнуешься, весёлая певунья. Не собираемся отбирать у тебя твои бесценные сокровища. Хотим только немножко приподнять покрывало над тайнами природы и сделать их доступными для всех тех, кто не может прийти с нами. Разве можно удержаться и не снять на киноплёнку лесных обитателей, показать их сокровенную жизнь?

    Многое в лесу можно увидеть, если наберёшься терпения и подолгу будешь тихо сидеть и ждать.

    1 вариант – Всё в эту пору вызывает чувство восторженной радости: и яркая зелень свежей листвы, и нежный аромат цветов, и запахи влажной земли 4 .

    2 вариант – Идёшь по лесу и боишься спугнуть эту ни с чем не сравнимую красоту 4 .

    Диктант птичий заповедник

    Первая половина учебного года подходит к концу. Обычно в этот напряжённый период проводятся контрольные срезы. Предлагаем материалы для проведения контрольных диктантов в 9-11 классах.

    В 9 классе грамматическое задание опирается на изученные сведения о сложных предложениях (сложносочинённые и несколько видов сложноподчинённых предложений), проверяется умение давать характеристику предложения и составлять схему.

    В 10-11 классах дополнительное задание опирается на речеведческие понятия и формулировку сочинения как на ЕГЭ. Все тексты были составлены на основе книги Александра Сергеевича Баркова «Мои друзья» (издательство «Московский рабочий», 1976).

    Недавно отшумел дождь, и в осенней тайге стоял крепкий грибной запах. На западе проглянуло солнце, и всё вокруг: и старые замшелые кедры, и гроздья черёмух, и островки красной брусники — преобразилось и ослепительно засияло * .

    На калине я увидел стайку алых щурков, которые рассыпались по ветвям и мелодично, словно прощаясь с летом, посвистывали 4 .

    В небе скользнула стремительная тень сокола. Он так же, как и я, приметил беззаботных щурков. Сокол всегда появляется неожиданно, и без промаха бьёт добычу крючковатый клюв. Сокол сделал вираж и молнией скользнул вниз, но чуткие щурки опередили его. К счастью, мелодичная песня оборвалась и птицы попадали с веток и схоронились в траве 4 .

    Тем временем пернатый разбойник ещё раз просвистел крыльями над моей головой, но, так и не найдя птиц, взмыл в небо. Щурки снова облепили калину и засвистели по-прежнему мелодично и беззаботно, словно не было никакой опасности, а они просто играли в прятки * . (По А. Баркову.)

    1. Выполните синтаксический разбор предложения:

    К счастью, мелодичная песня оборвалась и птицы попадали с веток и схоронились в траве 4 . (1 вариант);

    На калине я увидел стайку алых щурков, которые рассыпались по ветвям и мелодично, словно прощаясь с летом, посвистывали 4 . (2 вариант).

    2. Составьте схему последнего предложения (1 вариант), составьте схему второго предложения (2 вариант) и укажите виды связи между его частями.

    Осенью, прежде чем заклеивать окна, я кладу между рамами гроздья красной рябины, боярышник, жёлтые кленовые листья. Когда ветер начнёт скрестись в стёкла голыми ветками, а дождь гулко забарабанит по крыше, кленовые листья по временам оживают и чуть слышно позванивают * . Ожившие кленовые листья напомнили мне дремотную тишину леса, который разукрашен лимонно-жёлтыми, бурыми, вишнёвыми красками 4 .

    Вдруг раздался лёгкий стук в окно. А это пожаловал красногрудый снегирь, который уцепился лапками за раму и замер, точно нарисованный на картинке 4 .

    Я поднялся из-за стола, чтобы бросить гроздь ягод птице, а снегиря уже и след простыл. К вечеру я вышел в сад, в воздухе медленно кружились снежинки, будто продолжался листопад, правда, теперь уже не осенний, ярмарочный, красный, зелёный и жёлтый, а робкий, зимний, бело-голубой * . И мне показалось, будто хмурый сад преобразился, словно помолодел.

    — Здравствуй, зима! — сказал я.— Мне о твоём приходе утром снегирь доложил! (По А. Баркову.)

    Ожившие кленовые листья напомнили мне дремотную тишину леса, который разукрашен лимонно-жёлтыми, бурыми, вишнёвыми красками 4 . (1 вариант);

    А это пожаловал красногрудый снегирь, который уцепился лапками за раму и замер, точно нарисованный на картинке 4 . (2 вариант)

    2. Составьте схему предложения и укажите виды связи между его частями: в 1 абзаце (1 вариант), в 3 абзаце (2 вариант).

    Трудно представить себе русскую зиму без говорливых красавиц сорок. Когда едешь на электричке из Москвы в Загорск, то в окне вагона мелькают сидящие на заборах и одиноких берёзах стайки чёрно-белых птиц. Неспроста в сказках сороку величают «белобока»: по бокам на крыльях у неё белые пятна, но особенно красив сорочий хвост — длинный, чёрный с зеленоватым и синим отливом * . Когда птица летит, то быстро машет крыльями, а хвостом как рулём правит.

    Ещё сороку зовут «лесная болтушка»: если она появилась, всегда трещит и стрекочет — извещает лесных жителей об опасности * . А какая плутовка! Мы с другом в конце января отправились на рыбалку к Лебединому озеру. За час-другой натаскали около сотни рыбёшек, сгребли их в кучу, а сами решили другое место поискать.

    Не успели отойти от улова, а издали донеслась сорочья трескотня 4 . Мы разгадали хитрость плутовок, но было уже поздно 4 . Знаменитая уха из ершей исчезла! (По А. Баркову.)

    Не успели отойти от улова, а издали донеслась сорочья трескотня 4 . (1 вариант);

    Мы разгадали хитрость плутовок, но было уже поздно 4 . (2 вариант)

    2. Составьте схему сложного предложения и укажите виды связи между его частями: в первом абзаце (1 вариант); во втором абзаце (2 вариант).

    В тот год отпуск мне выпал зимой, и я поехал в деревню к деду 4 . Дом у него небольшой, рубленый, а вблизи за рекой берёзовая роща 4 . Дни стояли отменные — сухие, морозные, без ветра. С утра до сумерек бродил я на лыжах, стараясь отрешиться от городских забот.

    «Какая же здесь благодать!» — невольно подумал я, окинув взглядом заснеженную поляну, и присел на пенёк поправить крепления. Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а вот рыжая плутовка пробежала * .

    Вдруг над головой кто-то мяукнул: когда из дому выходил, кот Тишка на печке дремал * . А вверху снова мяуканье, затем скворец засвистел, потом иволга прокричала.

    Доводилось ли вам когда-нибудь зимой слышать голоса птиц, улетевших на юг? А мне пришлось. Признаться, сперва я растерялся — уж больно диковинно звучали в конце декабря их голоса. Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья и вдруг на берёзе заметил сойку. Востроглазая, рыжий хохол подняла и надо мной посмеивается, как ловко провела. (По А. Баркову.)

    Грамматическое задание

    1. Синтаксический разбор предложения:

    В тот год отпуск мне выпал зимой, и я поехал в деревню к деду 4 . (1 вариант);

    Дом у него небольшой, рубленый, а вблизи за рекой берёзовая роща 4 . (2 вариант)

    2. Составьте схему сложного предложения и укажите виды связи между его частями: во втором абзаце (1 вариант); в третьем абзаце (2 вариант).

    Черно, голо в парке осенью: отцвели астры и георгины, увял табак, стали коричневыми, жалко скрючились золотые шары. Засохли настурции, и клумба у входа в парк будто состарилась, поблёкла 4 .

    Зеленел в парке лишь могучий старый дуб. Когда начинает смеркаться, дуб похoдит на огромного мамонта, но стoит загореться фонарю — и мамонт исчезает * . Я знал, что дубы последними сбрасывают листву, и не удивился, увидев его пышную крону на фоне тёмных ветвей лип.

    Под утро ударил морозец и запорошил пушистый снег. Дуб стоял густо заиндевелый, стеклянный, и листья его обвисли, словно сухое бельё на верёвке 4 .

    Я взглянул на клумбу и поразился: в самой её середине пожаром на бело-голубом фоне полыхал куст роз, которые неожиданно распустили свои нежные лепестки * . Казалось, намертво уснули бутоны, и всё же прорвались к свету два ярких цветка. Розы и снег — чудеса! (По А. Баркову.)

    Засохли настурции, и клумба у входа в парк будто состарилась, поблекла 4 . (1 вариант);

    Дуб стоял густо заиндевелый, стеклянный, и листья его обвисли, словно сухое бельё на верёвке 4 . (2 вариант)

    2. Постройте схему указанного в тексте сложного предложения и укажите виды связи между его частями: в первом абзаце (1 вариант); в четвёртом абзаце (2 вариант).

    За окном, разукрашенным узорами, солнечное утро, и в комнате удивительно тихо, как часто бывает зимней порой * .

    На сухой лебеде притаилась бурая птица с жёлтой звёдочкой на груди — овсянка. Знавал я одного печника в Загорске, великий знаток он был птичьего пения, и жила в его доме овсянка. А песня у неё дробилась на три коленца: одно громкое и весёлое, другое потише, зато третье протяжное, с томительно-грустной нежностью. Послушаешь, бывало, певицу глухой зимой, когда на дворе мгла, сугробы по пояс, мороз,— и сразу на душе светло делается * .

    В ложбинке на чёрных кустах татарника сидит стайка овсянок. Птицы нахохлились, слушают: не запоют ли вдали сладкую песню полозья. Сани обогнули овраг, поравнялись с кустами, и овсянки разом встрепенулись 4 . Лесник, что вёз сено лосям, бросил им горсть овса 4 . Радостно забили крыльями подорожники-овсянки, бросились наперегонки подбирать зёрна.

    Полакомились и снова на кусты — ждать на дороге доброго человека!

    Сани обогнули овраг, поравнялись с кустами, и овсянки разом встрепенулись 4 . (1 вариант);

    Лесник, что вёз сено лосям, бросил им горсть овса 4 . (2 вариант)

    2. Постройте схему указанного в тексте сложного предложения и укажите виды связи между его частями: в первом абзаце (1 вариант); во втором абзаце (2 вариант).

    АНАЛИЗ ДИКТАНТА 9______класса

    по итогам 1 полугодия ___________ учебного года

    Учитель__________________________ Дата написания____________

    Количество обучающихся по списку – _________чел.

    Количество обучающихся, выполнявших работу – _________ чел.

    ГРАМОТНОСТЬ

    ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    1. Безударные гласные в корне

    2. Правописание непроверяемых гласных

    3. Правописание приставок

    4. Правописание суффиксов

    5. Правописание окончаний

    ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

    1. Знаки препинания в предложении с однородными членами

    2. Знаки препинания в ССП

    3. Знаки препинания в СПП

    4. Выделение обособленных определений

    5. Выделение обособленных обстоятельств

    6. Оформление прямой речи

    7. Выделение сравнительного оборота

    ОШИБКИ В ГРАММАТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ

    1. Неверно составили схему предложения с разными видами связи

    2. Ошибки в характеристике предложения

    3. Ошибки в определении частей речи

    4. Ошибки в обозначении членов предложения

    5. Неверная схема сложного предложения

    Запахи прелого листа, смолы и грибов доносятся из старого бора. Жёлтый дождь берёзового листа неслышно оседает на молодых елях.

    Миновав просеку, я заметил, как за кустом орешника схоронился охотник. Небрежно поправил кепку, сплюнул через плечо, приложил к губам самодельный пищик и начал призывно манить, подражая голосу рябушки.

    Страстный призыв этот услышал молодой рябчик. Он выпорхнул из чащи и сел на макушку невысокой сосны, а лесную тишину оборвала его звонкая, мелодичная трель. Голосок рябушки повторился и не на шутку растревожил пёстрого петушка. Рябчик опустился на траву, гордо поднял хохолок, распушил веером хвост, приосанился и побежал на зов таинственной подруги. Петушок, видно, представил себе прекрасную незнакомку, рванулся и полетел на роковое свидание.

    В ту же секунду раздался оглушительный выстрел, и красавец рябок серым комком упал на землю. Я застыл потрясённый!

    «Почему, почему, — повторял я себе,— осталась у человека эта жестокая, пагубная страсть?!» Хорошо, что никогда в жизни не пришлось мне убивать ни зверей, ни птиц. Ведь большинство из них беспомощны и не могут обороняться.

    Слово «заповедное» имеет далёкие корни. В толковом словаре Даля сказано: «Помни праотцов: заповедного не тронь!» «Заповедное» издавна связано с прошлым, с судьбами наших дедов и прадедов. «Заповедное» означает не только запретное. Это наша живая история.

    В шуме Михайловских рощ всегда будет звучать пушкинский ямб, а Ясная Поляна неотрывна от великих творений Льва Толстого. Каждое заповедное место по-своему славит наше Отечество.

    Далеко-далеко — от Саянских гор на юге и до Ледовитого океана на севере — протянулся вдоль величавого Енисея Красноярский край. Там, где шумит под ветрами вековая тайга, где могучие кедры по ночам, кажется, достают вершинами звезд, вблизи города Красноярска, по правому берегу Енисея находится знаменитый заповедник «Столбы».

    Красноярские столбы — скалы весьма причудливые, и всё-таки в прихотливых фантастических глыбинах улавливается удивительная гармония. В далёкой древности здесь клокотали и бурлили потоки раскалённой магмы. Они стремились вырваться на поверхность земли, а прорвавшись, внезапно обессилели и застыли в самых удивительных формах.

    Вечерами, когда заходит солнце и последний мигающий луч его освещает тайгу, утёсы, речные заводи, заповедник чем-то напоминает сказочные театральные декорации.

    Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, в каком музее-заповеднике побывали вы.

    Однажды поздней осенью мне приснился страшный-престрашный леший. Хожу-брожу я по лесу, малину собираю. Вдруг из кустов на меня глянули большие зелёные глазищи. Не успел я отскочить, а леший как захохочет — громко, раскатисто, на всю округу! Бросил я туесок с ягодами на землю и бежать. Лечу что есть сил, хоронюсь за ёлками. А лесное чудище не отстаёт: топает за спиной, стучит палкой. Вот-вот настигнет. Я вскрикнул от страха и. проснулся.

    Тишину нарушила трель сверчка. Было похоже, что невидимый музыкант настраивает за печкой крохотную скрипку. А потом зазвучала песенка, то весёлая, то задумчивая, полная светлой печали. Она заворожила, околдовала меня, и невольно вспомнились слова деда: «Испокон веков сверчки жили по всей нашей необъятной Руси. Дом без сверчка считался несчастным».

    А вечером мать собралась стирать белье. На дне корыта сидел чёрный, усатый сверчок. Пытливо рассматривал я таинственного запечного музыканта. С тех пор прошло много лет, но я не могу забыть того крохотного скрипача. Наверное, без его песен мир моего детства не был бы столь музыкален и светел.

    Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какое вспоминание из вашего детства самое незабываемое.

    Не окраине дальнего посёлка, над медленной речкой Протвой, где шумит по берегам ивнячок и водятся в глубоких омутах зубастые щуки, раскинулся фруктовый сад.

    Пятый год школьники приходят сюда, помогают убирать урожай. Вначале они работают дружно, как говорится, в охотку, а спустя час-другой устают, затевают возню, гоняются друг за другом, устраивают кучу малу. Но даже у самых отчаянных сорванцов есть в душе нечто заветное. Стоит в разгар веселья кому-нибудь крикнуть: «Дед Кузьма идёт!», как шум вмиг стихает.

    Вдоль ограды, опираясь на суковатую палку, медленно идёт высокий худой старик. Недавно деду Кузьме исполнилось девяносто. Лет пять он на пенсии, но по-прежнему не может жить без сада. Точно любимого внука, навещает каждый день. Перед самой войной он заложил этот сад: поливал, окапывал и бережно подрезал каждое деревце. Здесь более трехсот яблонь, но Кузьма Ильич помнит каждую из них. Тяжело, очень тяжело было расставаться ему со своим садом.

    Девушка подбежала к старику и смущённо протянула румяное яблоко. И глаза, и усы, и каждая морщинка на старого садовода лучились почти детской радостью.

    Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какому интересному делу вы посвящаете своё свободное время.

    ЧЕМОДАН ДРАГОЦЕННОСТЕЙ

    Редкий человек в детстве чего-нибудь да не собирал, не коллекционировал. Один — старинные монеты, другой — наклейки от спичечных коробков, третий — пёрышки. И каждый гордился своей коллекцией, доставал свой клад и с замирающим сердцем показывал его своему другу. При этом нередко рассказывал увлекательную историю, как та или иная монета или пёрышко достались ему.

    А я в детстве собирал камешки, хранил их в мешочке, прятал свои драгоценности на чердаке, в старом бабкином валенке, боялся — вдруг кто-нибудь из родных нечаянно выбросит. И каких только камней у меня не было: фиолетовый аметист, его я нашёл в карьере под Подольском; кристалл полевого шпата, прозрачный кварц с берегов Камы и даже кусочек уральского малахита, который я с великим трудом выменял у соседа по дому.

    Возвратившись из Ялты, мой отец привёз целую гору замечательных камешков. Они были разноцветные и сверкали, как самые большие драгоценности в мире. Теперь их было так много, что папа даже пожертвовал мне свой чемодан. Но странно, эти красавцы с берегов Чёрного моря недолго радовали меня. Они так и остались чужими.

    Дополнительное задание

    Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какие коллекции можно и нужно иметь дома.

    В ярмарочное царство лесных красок и запахов вошли отец и сын. Их поразила бабочка, сидящая на тонкой лозинке и издали похожая на чёрный махровый георгин. Несколько мгновений отец и сын стояли молча, затаив дыхание. Первым не выдержал сын: снял головы кепку и неслышно стал подкрадываться. Но когда до бабочки оставался всего лишь шажок, мальчик споткнулся о корень и полетел в яму, заросшую лопухами и жгучей крапивой.

    Отец бросился на выручку, хотел пошутить, но вдруг остановился: на дне ямы под ногой лежал ржавый патрон. Невольно огляделся по сторонам: окоп давно обветшал, потерял форму, зарос травой, но бывалый солдат узнал его. На белых стволах берёз чёрные корявые обручи — отметины войны. В ложбинке, прикрытая палым листом, словно вросла в землю солдатская каска.

    Как рассказать сыну о тех суровых днях, днях горьких утрат и потерь? Как объяснить ему, почему не осталось в живых друзей детства? Конечно, дома он расскажет сыну об этом. Сегодня он не скажет ему ни слова. Слишком светел и безмятежен осенний день, и, подобно этому ясному дню, светло и безмятежно лицо мальчика. (По А. Баркову.)

    Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, когда и зачем детям нужно рассказывать о войне.

    Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

    Впервые мы с матерью приехали на станцию Снегири в сорок первом. Недели две добирались, спасаясь от бомбёжек где придётся: в кюветах, в придорожном лесу, под платформами. Деревня была переполнена эвакуированными. Мы с чемоданами и узлами ходили из дома в дом и, уже совсем отчаявшись, нашли приют у Арины Петровны, сроднились за годы войны, и я стал звать её бабушкой.

    И теперь, спустя много лет, меня охватила тоска по родным местам. Я оглядываюсь, и мне кажется, что время почти не коснулось этой небольшой комнаты с низким щербатым потолком. Та же потрескавшаяся по углам белёная печь, деревянные лавки вдоль стены, над кроватью ковер с лебедями. Монотонно, с хрипотцой ведут нескончаемый разговор старые ходики с потешным скоморохом на циферблате.

    Невольно я опускаю голову, мне становится стыдно. Стыдно за то, что редко писал письма, а ведь бабушка осталась после войны совсем одна. Старший сын погиб под Ржевом, младший пропал без вести.

    Я слушаю неспешный окающий говорок бабушки, и во мне пробуждается нечто светлое, доброе, вечное. Я вновь обретаю дорогу к своему далёкому детству.

    Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, как обрести и не потерять «дорогу к детству».

    К северо-востоку от Москвы находится первозданный, дремучий бор — Лосиный остров. Человек не вмешивается в жизнь этого лесного царства уже многие годы.

    Встаньте спозаранку и наведайтесь в «подмосковную тайгу». Вы услышите и музыку весеннего леса! Многоголосо и слаженно звучит по утрам птичий оркестр: серебряным ручейком журчит зорянка, словно в звонкий бубен бьёт зяблик, чарующе рассыпается в орешнике соловьиная трель, неожиданны звучат рулады певчих дроздов.

    Лосиный остров служил источником вдохновения многим представителям русской культуры. Саврасов и Левитан писали здесь свои ставшие позднее знаменитыми пейзажи. Чайковский любил часами бродить по дремучему бору.

    Тенистые дубравы заповедника, хранящие древние предания, напоминают старинные парки. Здесь нашли приют более двухсот видов животных. Кроме лосей, можно повстречать оленей, а в заболоченных поймах живут норки и ондатры. Осенью на зеркальной водной глади отдыхают косяки перелётных гусей и лебедей.

    Заповедный остров — кладезь чистоты, света, здоровья, жемчужина в зелёном уборе столицы. Кто волновался, вдохнув запах ландыша на лесной опушке; кто видел, как опускаются чирки на тихую речную заводь,— тот неизменно открывал и в своей душе что-то прекрасное.

    Сформулируйте проблему, поднятую писателем Александром Барковым, и его авторскую позицию. Комментируя текст, напишите, какое воздействие на человека оказывает природа.

    Красу земли родной я открывал для себя не один год: бродил лесными тропами, слушал вечерние концерты певчих дроздов, встречал зарю у рыбацкого костра.

    Природа удивительна во все времена года. Выйдите ранней весной из дому, взгляните по сторонам и почувствуете, как радостно захолонёт сердце и глаз не оторвать от сверкающей, росной, бездонной сини.

    Вы замечали, как летним полднем солнечные блики играют в берёзовой роще, а в густой листве купается и распевает флейтовые песни золотая, подобная солнечному лучу иволга?

    А приходилось ли вам слушать осеннюю тишину, мягкую, долгую, обрываемую по временам звонкими смешинками неугомонных синиц? Вдыхать запахи палого листа, мяты, сырой земли.

    Путь к природе — это путь к свету, путь к здоровью, путь к прекрасному! По себе знаю, что юный человек только тогда сможет по-настоящему стать счастливым, когда научится любить и беречь всё живое, что его окружает. Ведь всё лучшее произрастает в нас сызмальства: и осознание себя как личности, и первое проявление воли, доброты, храбрости, и чувство любви к отцу и матери, и верность Отчизне.

    Сформулируйте тему, основную мысль текста, определите его тип и стиль речи, выпишите выразительные средства.

    Моё детство прошло в небольшом селе на берегу широкой полноводной Камы. У меня был замечательный дед, он научил меня видеть прекрасное. Закроешь глаза. и невольно в памяти оживает детство: луга, светлые берёзовые перелески, глухие заросли малины и бузины.

    В ту памятную осень я собрал первый гербарий. В нём были разные листья. Каждый из них будто пришёл из сказки: один походил на ковёр-самолёт, другой — на косматую бороду Карабаса-Барабаса, третий — на Красную Шапочку. Этот первый скромный гербарий стал моей азбукой прекрасного.

    И ещё одну страницу азбуки прекрасного открыл для меня дед. Географ по профессии, он за свою долгую жизнь исходил вдоль и поперёк почти всю Россию. Об этом он написал научные труды, учебники, а мне привил страсть к путешествиям.

    Вначале я «странствовал» по книгам: с Арсеньевым побывал в дебрях уссурийской тайги, с Пржевальским — в степях Монголии, с Майном Ридом — в знойных прериях Америки. С годами, переменив ряд профессий, я стал литератором, ездил по стране и по-прежнему не переставал удивляться. И всё же первые радостные шаги в мир прекрасного, точно зарубка на дереве, сохранились в памяти.

    Сформулируйте тему, основную мысль текста, определите его тип и стиль речи, выпишите выразительные средства.

    Смотрите так же:  Монголия озеро угий