Меню

Дельта дуная заповедник

Румыния: Дельта Дуная

Биосферный Заповедник Дельты Дуная это самый большой и наименее повреждённый комплекс заболоченных территорий в Европе. Ценность биоразнообразия Дельты Дуная признана на международном уровне. Она стала Биосферным Заповедником в сентябре 1990 г., вошла в Рамсарское Соглашение в мае 1991 г., и более чем 50 % её площади были занесены в Список Мирового Наследия в декабре 1991. Здесь расположено одно из крупнейших тростниковых полей Европы.

В Дельте Дуная гнездится больше видов, чем в других дельтах Европы, например — большая часть мировой популяции малого баклана, половина палеарктической размножающейся популяции белого пеликана и 5% мировой популяции кудрявого пеликана. Похоже, что Дельта — одно из последних в Европе прибежищ европейской норки, а также ряда других важных видов мелких хищников, обитающих в Дельте Дуная.

Дельта Дуная расположена на середине расстояния между Северным полюсом и Экватором, в Северном полушарии, и является новейшей территорией Европы. Любители природы обнаруживают в Дельте Дуная волшебный край, который напоминает простоту потерянного рая. Прежде, чем река впадала в Черное море, известная в античном периоде как Истос (Istros) и Данубиу (Danubiu), она на три канала: Килия, Сулина и Сфынту Георге, каждый из них имеющий сеть больших и маленьких озер, каналы, дюны и песчаные барханы, болота, камыши и ивы. Из 5.640 кв.км. общей площади, более чем 4.340 кв.км. находятся на румынской территории.

Дельта — территория, где жизнь начинается с начала, в фантастическом взаимодействии между Дунаем и морем. Максимальная высота — 12.4 м. на песчаной отмели в Летя и 7 м. на песчаном берегу Караорман. В этом месте, где воды реки Дунай обнимаются с водами Черного Моря, живут известные осетры. Любители находят в изгибах каналов и озер Дельты более чем 90 разновидностей рыб, среди который: щука, сом, карп и другие.

Несравнимый, также, здесь — мир птиц, Дельта, являющаяся реальным раем для них. Здесь живут постоянно, или некоторые периоды года более чем 300 разновидностей птиц, из которых 175 выводят здесь птенцов. Дельта Дуная — «резиденция» и редких разновидностей птиц, которые находятся под угрозой исчезновения в других областях мира. Некоторые из них — редкие разновидности: кудрявый пеликан, красная цапля, красно-горловый гусь, белый орел и малый баклан.

Каким бы богатым и сенсационным не был этот мир птиц и рыб, было бы неправильно для охотников, не упомянуть и присутствие фазанов и лис, зайцев и кабанов, енотов и оленей. Нет никакого другого места в Европе, которое бы растянуло столь сильно «растительный флаг жизни». Тем более множество насекомых, которые считаются родственницами растений, которых невозможно сосчитать.

Ворота в «водный рай» — город Тулчя, находится в 367 км от Бухареста. Это место является началом путешествия в другие места и фантастические районы Дельты Дуная.

Веками Дунай оставался важным торговым путем, и большую часть всего этого времени человек и природа сосуществовали в относительной гармонии.

Дельта Дуная привлекла внимание специализированных международных учреждений, и она была включена в программу ЮНЕСКО, под названием «резервация биосферы».

•площадь Биосферного заповедника «Дельта Дуная», включающего и комплекс озер Разелм-Синое, расположенный на побережье Черного Моря, составляет 5.800 кв.км.;
•общая площадь самой дельты Дуная — 4.178 кв.км, из которых 82% расположены на территории Румынии, а 18% — на территории Украины;
•по территории, дельта Дуная занимает 22 место в мире и 3 место в Европе (после дельт Волги и Кубани);
•дельта Дуная является единственной в мире дельтой, объявленной биосферным заповедником; всего в мире существуют 352 биосферных заповедников ЮНЕСКО, в 87 странах;
•дельта Дуная — один из самых обширных в мире комплексов заболоченных территорий, знаменитый в первую очередь своими птицами;
•в дельте Дуная расположено самое крупное тростниковое поле в Европе (1.560 кв.км.);
•дунайская дельта — уникальный музей биоразнообразия, где сосуществуют 30 типов экосистем;
•в дельте Дуная живут 90 видов рыб (в т.ч. 70 пресноводных) и 331 вид пернатых, 9 из которых, такие как пеликан, кудрявый пеликан, розовый пеликан, краснозобая казарка, объявлены памятниками прир

Бассейн реки Дунай (Украина-Румыния)

Общая картина по бассейну реки Дунай приведена в разделе 4.2 настоящего обзора. Ниже рассматривается пример взаимодействия Украины с Румынией по Дунаю.

Украина имеет значительные территории в дельте реки Дунай, и сталкивается со специфическими трансграничными водными проблемами, в частности, – с созданием и поддержанием деятельности Биосферного заповедника «Дельта Дуная».

Биосферный заповедник «Дельта Дуная» создан в 1990 г., более чем 50 % его площади занесены в Список мирового наследия в 1991 г. Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 г. создан единый румыно-украинский трансграничный билатеральный резерват «Дельты Дуная», и Дунайский Биосферный заповедник получил международный сертификат биосферного резервата. Деятельность заповедника регулируется соответствующими МПА ЮНЕСКО, а Украина обязалась соблюдать их положения.

Общая площадь Биосферного заповедника «Дельта Дуная» составляет около 5.800 км 2 , собственно дельты Дуная – 4180 км 2 , из которых 82 % находятся в Румынии, а 18 % — на Украине. Дельта включает около 30 типов экосистем, является местом временного или постоянного обитания более чем 300 видов птиц, включая редкие (кудрявый пеликан, красная цапля, белый орел, малый баклан и др.), находящихся под угрозой исчезновения в других регионах мира. Дельта является и местом размножения для 170 видов птиц, в ее озерах водится более чем 90 видов рыб, включая знаменитых осетров.

Одна из трансграничных проблем в дельте Дуная заключается в противоречиях, связанных с последствиями возможного строительства глубоководного судового хода «Дунай — Черное море» через устье Быстрое в границах заповедной зоны Дунайского Биосферного заповедника Национальной Академии Наук (НАН) Украины, который является частью международного трансграничного румыно-украинского биосферного заповедника-резервата «Дельта Дуная». По мнению экспертов, включая украинских, строительство этого судового пути, необходимое и выгодное Украине в экономическом плане, может иметь отрицательные последствия для экологии дельты Дуная в будущем.

В частности, эксперты прогнозируют, что строительство судового хода могут привести к ухудшению условий существования Дунайского Биосферного заповедника и ухудшению условий сохранения его экосистем.

Вследствие особенной ценности Дунайского заповедника как биосферного резервата ЮНЕСКО и водно-болотных угодий международного значения, вопрос строительства Украиной автономного судового хода в дельте Дуная привлек внимание многих международных организаций, в частности Всемирного Фонда дикой природы (WWF), Рамсарской Конвенции, ЮНЕСКО, Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др. Так, по оценкам ЕЭК ООН, строительство судоходного канала Быстрое будет иметь значительное трансграничное воздействие и противоречит ряду положений Конвенции Эспоо «Об оценке трансграничного влияния на окружающую среду».

Строительство канала Быстрое в дельте Дуная было начато Министерством транспорта Украины в мае 2004 г. и приостановлено после смены власти в конце 2004 г. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), разработанная для второй фазы проекта, была отклонена Министерством охраны окружающей среды Украины осенью 2005 г.

В начале 2006 г., украинское правительство подало вторую ОВОС.

Согласно официальной точке зрения, обе оценки влияния проекта строительства канала Быстрое на окружающую природную среду дорабатывалась с учетом поступивших предложений, а в экологической экспертизе проекта приняли участие 17 ведущих национальных и зарубежных экспертов. В конечном выводе государственной экологической экспертизы (от 19 апреля 2006 года № 345) подчеркивается, что проект судоходного канала с экологической точки зрения оценивается положительно и допускается к реализации, с учетом национальных и международных норм.

Правительство Украины действительно крайне нуждается в глубоководном судоходном канале «Дунай — Черное море» по экономическим соображениям. По имеющимся оценкам, украинский канал «Дунай — Черное море» будет способствовать привлечению до 100 % отечественных и до 60 % транзитных потоков зарубежных судовых компаний. Учитывая межгосударственный аспект проекта, Украина представила весь пакет документации по проекту румынской стороне, по линии МИД Украины периодически уведомляла Румынию относительно процесса реализации проекта. Были проведены общественные слушания, состоялись украино-румынские консультации и совместные заседания украинско-румынской РГ по проекту. Международной общественности была представлена возможность ознакомления с оценкой влияния проекта на экологию дельты. Так как от румынской стороны не было получено научно обоснованных замечаний к пакету документации по проекту строительства судоходного канала «Дунай — Черное море» на украинском участке дельты Дуная, Украина приняла окончательное решение относительно реализации проекта.

По мнению оппонентов проекта, оба варианта ОВОС (от 2004 г и 2006 г.) были подвергнуты острой критике со стороны международных организаций, включая WWF, со ссылкой на недостоверность информации и несоблюдение процедуры общественных и международных консультаций. Согласно проекту строительства канала, предстоит отчуждение и изъятие 1650 га территории Дунайского биосферного заповедника. Реализация проекта может причинить значительный вред экосистемам и изменит водный режим дельты Дуная в худшую сторону. Ряд экспертов предлагает альтернативный вариант строительства судоходного пути из Дуная в Черное море (от Соломонова устья), который позволяет избежать разрушений ценной территории украинской части дельты, но стоит в 2 раза дороже. Эксперты также считают, что практика строительства судоходных путей в дельте Дуная показала, что лучшим является путь, который минует дельту и выходит на ее материковую часть.

Другим спорным вопросом между Украиной и Румынией является проведение в 1981-1992 гг. Румынией гидротехнических работ в дельте Дуная в Георгиевском рукаве, что усилило наметившуюся тенденцию перераспределения стока воды в этой части дельты пользу Румынии. Так, выпрямление 6 изгибов русла привело к сокращению длины рукава со 110 до 77 км и уменьшению стока в Килийском рукаве (Украина) дельты.

Перераспределение речного стока в пользу Румынии повлекло за собой негативные экологические последствия в украинской части дельты Дуная, включая Биосферный заповедник. Понижение уровня воды сократило численность водоплавающих птиц, снизило возможность естественного воспроизводства многих видов рыб, уменьшило пригодные для рыболовства места. Вместе с тем, в будущем Румыния планирует, согласно Плану обустройства национальной территории, строительство новых каналов и портов, расчистку и углубление существующих каналов в дельте, что усугубит экологические проблемы украинской части дельты Дуная.

Взаимоприемлемый компромисс между Румынией и Украиной по вопросу совместного управления водными экосистемами дельты пока не достигнут.

Дельта Дуная находиться на востоке Румынии и на юго-востоке Украины.По форме Дельта Дуная похожая на классическую букву греческого алфавита ? «дельта».
Площадь Дельты Дуная примерно 4170 км га из которых 3445 км (82%) принадлежат Румынии (в уезде Тулча) и остальные 18%Украине. По площади, занимает второе место в Европе, после дельты реки Волга (15 000 кв км) , которая впадает в Каспийское море.

Перед тем местом где Дунай вливается в Чёрное Море, Дельта Дуная расширяется до 100 км длины x 100 км ширины,и продолжается уже в море, на расстоянии 10-15 км.

Смотрите так же:  Заповедников в россии сколько

Дельта Дуная это результат встречи между второй по длине европейской рекой Дунай и Чёрным Морем. Вследствие этого контакта, на основе отложения наносов, песка и ила образовалась болотистая почва Дельты Дуная и этот процесс продолжается и в настоящее время. В некоторых местах Дельта Дуная расширяется со скоростью на 120 метров в год.
Дуная разделяется на 3 больших рукава, Килия, Сулина и Сфынтул Георге, из которых также берут своё начало многочисленные ветви, петлящие в лабиринтах водные каналы, питая водой озёра или вливаясь опять в главные рукава и в море.
Самые важные озёра Дельты Дуная находятся между рукавами Килия и Разелмн: Татанир, Фуртуна, Матита, Бабина, Дранов. Самое большое озеро в Дельте Дуная – озеро Дранов (27,1 кв км).
Когда низкий уровень воды в Дунае рукава Килия, Сулина и Сфынтул Георге транспортируют 60%, 21% и 19% вод Дуная, а когда уровень воды вырастает получается 72 %, 11 % и 17% объема вод Дуная.


Климат и времена года в Дельте Дуная

Климат здесь морской континентальный, Дельта Дуная самая сухая и солнечная часть Румынии. Зимой средняя температура в самом холодном месяце,
в январе -10 ? C. Весной, месяцы март-апрель сухие и прохладные, но иногда днём температура уже может подняться до 20-25 ? C. В мае средняя температура +15. Летом в дельте тепло и сухо.Осень начинается в октябре и заканчивается во второй половине декабря. Вторая половина осени дождливая.

Дельта Дуная, флора и фауна.
Постоянное присутствие воды безусловно влияет на растительный мир. Дельта Дуная славится богатой растительной и животной жизнью.
Преобладает тростниковые заросли, иногда с высотой до 6 метров, камыши, леса, луга.
Заповедник Дельта Дуная рай для птиц.Летом здесь встречаются 320 видов птиц, из которых 166 постоянно гнездятся в дельте, а 159 видов мигрируют из таких отдалённых мест как Арктика, Сибирь, Средиземноморье и отдыхают в дельте во время перелётов, например сибирский лебедь, фламинго с Долины Нила и другие. На перезимовку здесь прилетают больше миллиона птиц. Здесь встречаются редкие виды птиц, находящиеся на грани вымирания : кудрявый пеликан, розовый пеликан, малый баклан, краснозобая казарка. Колония пеликанов считается самой большой в Европе.
Кроме птиц здесь встречается лиса, волк, кабан, олень, заяц, змеи.
В Дельте Дуная встречаются 75 видов рыб, из которых 44 видов пресноводные, остальные мигрирующие из Чёрного Моря. К сожалению интенсивная коммерческая рыбалка в последние годы повлекла за собой негативные последствия и сейчас ситуация рыбных ресурсов довольна критическая.

Население Дельты Дуная составляет около 18-20 тысяч жителей, среди них около 3-4 тысяч русские староверы липовяне.4 тыс.жителей живут в городе-порту Сулина. Дельта Дуная это регион Румынии где самая маленькая плотность населения, средняя плотность 5 жителей/кв км.
Биосферный Заповедник Дельта Дуная был внесён в Список Всемирного Наследия Юнеско.

Фотографии: Дельта Дуная

Экскурсию в Дельту Дуная можно начать из города Тулча. Растояние от главного города румынского побережья Констанца до городаТулчя — 131 км.

Дельта дуная заповедник

Пример:
Стратегия по повышению общественного сознания, Дунайский Биосферный Заповедник (ДБЗ), дельта Дуная

Стратегия по повышению общественного сознания — главный инструмент для формирования общественного сознания, экологического образования и общения между заинтересованными лицами в Дунайском Биосферном Заповеднике
Цель Стратегии по повышению общественного сознания:
Целью Стратегии является содействие в сохранении и устойчивом управлении природными ресурсами дельты Дуная, наряду с улучшением социально-экономической выгоды для местного населения, и финансовой стабильности Дунайского Биосферного Заповедника, путем реализации интегрированного и четкого плана действий по повышению общественной осведомленности.
Необходимость Стратегии по повышению общественного сознания:
Власти Дунайского Биосферного Заповедника осознали критическую необходимость в создании Стратегии по повышению общественного сознания. Для этого был ряд причин, таких как:

  • Критическое состояние природных ресурсов дельты Дуная мирового значения, и необходимость в использовании разнообразных механизмов для решения этой проблемы.
  • Признание главной роли местного общества и организаций в успешном управлении и развитии Дунайского Биосферного Заповедника.
  • Недостаточная осведомленность как местного общества и организаций, так и национальных и международных, о властях Дунайского Биосферного Заповедника, о проблемах заповедника и сохранении окружающей среды в целом.
  • Необходимость пересмотреть приоритеты и улучшить координацию действий по повышению общественного сознания в Дунайском Биосферном Заповеднике и в дельте Дуная.
  • Возможность сообщить о 10-й Годовщине Дунайского Биосферного Заповедника и работе проекта GEF.
  • Более широкие возможности для повышения общественного сознания об устойчивом социальном и экономическом развитии региона.
  • Подготовка Стратегии:
    GEF Проектом по биоразнообразию дельты Дуная финансировал подготовку Стратегии. Международная организация по сохранению природы «Фауна и Флора Интернатионал» оказывала содействие в подготовке стратегии. Стратегия была подготовлена в период с октября 1999г. по Май 2000г. Важные аспекты того, как эта Стратегия была подготовлена:

    • Это первая Стратегия по повышению общественного сознания, разработанная для охраняемой природной территории в Румынии.
    • Большое количество заинтересованных лиц было вовлечено в процесс подготовки.
    • Вовлечению общественности помогло создать более интегрированную, эффективную и приемлемую Стратегию
    • Власти Дунайского Биосферного Заповедника признали важность консультаций с заинтересованными лицами в принятии решений
    • Вовлечение общественности оказалось эффективным в сокращении конфликтов, изменении отношения, налаживании сотрудничества и распространении информации
    • Широкий подход был использован для формирования общественного сознания, признающий потребность во вовлечении разнообразных организаций и механизмов для повышения информированности не только о Дунайском Биосферном Заповеднике и Дельте Дуная, но также и о более широких социальных проблемах окружающей среды.
    • Это только первый шаг в направлении улучшения участия заинтересованных лиц, распространения информации и общения, и еще многое должно быть улучшено.

      Ключевые вопросы
      Множество ключевых вопросов было выделено, которые будут рассмотрены в Стратегии по повышению общественного сознания. Эти вопросы рассматривались заинтересованными организациями, как приоритетные вопросы для подготовки Стратегии и управления Дунайским Биосферным Заповедником, при формировании этих вопросов использовался ранний опыт работы в дельте Дуная (GEF проект, DDI, BirdLife International, и т.д.).

      Двенадцать ключевых вопросов были адресованных Стратегии по повышению общественного сознания:

      • 1. Загрязнение
      • 2. Понимание причин создания Дунайского Биосферного Заповедника
      • 3. Общественное мнение о руководстве Дунайского Биосферного Заповедника
      • 4. Экономические и социальные трудности среди местного населения
      • 5. Внутренние контакты среди руководства Дунайского Биосферного заповедника
      • 6. Общение руководства заповедника и местными заинтересованными лицами
      • 7. Классифицирование различных административных органов, вовлеченных в управление ДБЗ
      • 8. Экологическое образование и информированность
      • 9. Трактовка законодательства
      • 10. Использование природных ресурсов
      • 11. Неосуществленный потенциал для туризма
      • 12. Сохранение местной культуры и традиций

      Целевые группы (Заинтересованные лица)
      Многие люди имеют интерес к дельте Дуная, или каким-либо образом оказывают на нее воздействие. Стратегия по повышению общественного сознания о Дунайском Биосферном Заповеднике была разработана, с целью охватить настолько широкий круг людей насколько это возможно, но особенно важно, чтобы общественное осведомленность обязательно затронула определенные ключевые группы.

      Критерии для определения приоритетных групп:

      • Уровень прямого воздействия группы на дельту Дуная
      • Способность группы воздействовать на Дельту Дуная (экологическим, социальным, экономическим, политическим или законодательным путем)
      • Объем, в котором мышление или поведение группы должно быть изменено, чтобы обеспечить эффективное сохранение и поддержание Дунайского Биосферного Заповедника.
      • Местное население (все группы лиц, живущих в районе Дунайского Биосферного Заповедника, особенно те, кто использует ресурсы дельты Дуная)
        Туристы
        Местные власти (все представители законодательной и исполнительной власти, включая Совет района Тулча, правительство, государственных деятелей)

        Сбор информации
        Главными источниками для сбора информации являются: общественные собрания, семинары, встречи лицом к лицу, электронная почта

        Механизм общения между заинтересованными лицам
        План Действий для руководства ДБЗ описывает действия, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить реализацию Стратегии по повышению общественного сознания. Эти действия сгруппированы в соответствии с 12 ключевыми вопросами, адресованными Стратегии. Для описания этих действий использовались официальные обращения или информация, которую руководство ДБЗ с целью улучшить сотрудничества и доступ к информации, и для повышения общественного сознания.
        Для каждого официального обращения определяется целевая группа, или группа заинтересованных лиц. Каждая целевая группа может требовать различные способы доставки и передачи обращения, какие указанны в главе «механизм» в плане действий.

        Газетные статьи о ключевых вопросах являются дополнительным механизмом для донесения информации до широкого круга людей, как на местном, так и на международном уровне.

        Местные и национальные мероприятия — это хороший механизм для руководства ДБЗ контактировать с большой аудиторией на местном или национальном уровне. В начале, это, вероятно, будет выявляться в мероприятиях, организованных для других целей (например, фестивали рыболовства, 10-летняя годовщина ДБЗ). Европейские или международные мероприятия могли быть также использованы, для донесения информации о мировой важности дельты Дуная.


        Карта Дельты Дуная

        БЫСТРОЕ решение — не всегда разумное .

        Дунайская проблема уже не первый год тревожит умы многих представителей природоохранных движений, государственных министерств и ведомств и других заинтересованных организаций. Количество высказываемых мнений способно сбить с толку кого угодно. Мы же попробуем самостоятельно разобраться в ситуации и сформировать свою личную позицию.
        Для начала вернемся назад, в годы существования СССР.

        Комментарий: Все данные и факты, использованные в настоящем материале, получены из открытых источников. Если Вы не согласны с некоторыми их них, просим высказывать свои мнения с обязательным подтверждением последних.

        В 1981 на территории филиала Черноморского заповедника появляется самостоятельная организация — природный заповедник «Дунайские плавни» АН Украины. Территории, на которых сформировался новый заповедник, были охраняемы уже с 1976 года.
        Не будем кривить душой, если скажем, что экологическое значение не в первую очередь влияет на решения государственных структур о передаче неких территорий природоохранным организациям. Вряд ли на планете Земля кто-то передаст заповеднику, парку или иной природоохранной структуре нефтяное месторождение, золотые копи или кимберлитовые трубки .
        Так получилось и с дельтой Дуная — обширной болотистой местностью, где из антропогенного фактора была лишь сельскохозяйственная деятельность (в основном кошение и пастьба), рыболовство, небольшое судоходство и другие незначительные промыслы местного населения.
        Единственное государственное значение дельта Дуная могла бы иметь как выход к Черному морю. Но дельта эта мелководна и не предназначена для крупного судоходства уровня «река-море» и «море», где необходимы глубины до 8-9 метров. К тому же, в те времена такой проблемы не было. Собственный канал через Очаковский рукав и гирло Прорва обеспечивал проход судов с посадкой до 4 метров, а остальные корабли шли через удобную и безопасную канальную систему дружеской Румынии, где для своего большого брата по коммунизму были предоставлены все возможные условия и льготы.

        Информация к размышлению:Сулинский канал был построен в 19 веке силами нескольких государств (Румынии, Англии, Франции и Турции). Даже на сегодняшний день это уникальное гидротехническое сооружение, протяженностью 75 (по некоторым источникам 82) километров, глубиной фарватера 7,3 метра. В свое время на его постройку было затрачено 10 лет и 1,7 млрд. долларов США. В связи с особенностями сооружения, на Сулимском канале постоянно идут профилактические и реконструкционные работы. Усредненный канальный сбор за один судопроход составляет 2600 долларов США. Проход судов осуществляется только в дневное время суток с ограниченной скоростью на всем пути следования.

        Ситуация с дельтой Дуная начинается меняться с распадом СССР и появлением независимых государств. Развал экономики, сельского хозяйства и промышленности благотворно влияет только на состояние окружающей среды территории бывшего СССР.
        К 90-м годам эксплутационные и ремонтные работы на канале Прорва увеличиваются настолько, что приходится дважды в год фактически строить его заново. Объем осадочных наносных пород превышает два миллиона кубометров в год.
        Сейчас можно долго спорить, кто реально стоял за закрытием канала, кто был ответственным за поддержание работоспособности канала и не смог выполнить возложенных на него обязательств, но природа взяло свое — канал обмелел, был полностью занесен песком и илом, в устье образовались отмели (устьевые бары), и в 1993 году канал прекратил свое существование. Таким образом, Украина потеряла единственную собственную транспортную артерию Дунай — Черное море. Но в те времена эта проблема была не актуальна: украинское пароходство приходит в упадок, уникальные суда продаются, становятся на прикол, ржавеют в портах. Тысячи людей теряют рабочие места, закрываются заводы, порты, доки .
        Попытка решить транспортную проблему была предпринята в 1997 году. Тогда за 4 месяца работы было поднято и вывезено 1,5 млн. куб. метров осадочных пород, и канал Прорва снова открыли для судоходства, но ненадолго.
        Не смотря на популярность канала (за недолгую вторую жизнь через него прошло свыше 1100 судов), после смены областной государственной администрации работы по восстановлению и ремонту канала Прорва были прекращены, и через 10 месяцев после второго рождения канал снова закрыли.

        Информация к размышлению: Сегодня Румыния является монополистом по предоставлению транспортных путей для транзита судов через дельту Дуная. Для этой цели существует международный судовой Сулинский канал, шлюзовые каналы Чернаводе-Констанца-Юг и Меджия — Новодари. Средства, полученные от судоходства через данные гидротехнические сооружения, являются большим вкладом в экономику страны, поэтому Румыния холит и лелеет свои каналы. На фоне развития Евросоюза и увеличения транспортного потока данная водная артерия становится золотой жилой, и конкуренты тут совсем не нужны.

        Случайность это или закономерность, но в 1998 году не только вторично закрывается судоходство через канал Прорва. Происходит и другое знаменательное событие. 10 августа 1998 года Указом Президента Украины N 861/98 на базе природного заповедника «Дунайские плавни» создается Дунайский биосферный заповедник НАН Украины. Этим Указом Президента заповеднику передаются в том числе все внутренние водоемы и протоки (включая и гирло Быстрое).
        Мы опять не будем гадать, кто и что стояло за данным событием, но событие имело огромное значения для сохранения дикой природы не только Украины, но и всей планеты. И все же, принимать данное событие как дар свыше не приходится: слишком много вопросов осталось без ответа.

        Информация к размышлению: Дунайский биосферный заповедник является уникальным природоохранным комплексом. Флора заповедника насчитывает свыше 1500 видов, фауна — 3600. Тут живут 953 вида высших растений, обитает 91 вид рыб и 253 вида птиц. Многие представители флоры и фауны занесены в украинскую и международную Красные книги (16 видов занесены в Европейский Красный список; а свыше 70 — в Красную книгу Украины). Среди них — черноморская белуга и черноморский лосось, которые в Украине за пределами Дунайского заповедника практически исчезли. Здесь обитает распространенная в бассейне Дуная умбра, полосатый ерш и малый чоп. В Дунайском заповеднике находятся крупнейшие в Украине гнездовые скопления колпицы, крупнейшие скопления кудрявого и розового пеликанов. Одним из последних достижений ученых заповедника стало восстановление в плавнях Дуная популяции орлана-белохвоста. В зимний период на Дунае собираются до 115 тысяч белолобых гусей, а это 10 %. всех зимующих птиц данного вида в Черноморско-Средиземноморском районе. Здешняя природа просто чудом сохранила свой первозданный вид почти в самом сердце густонаселенной и индустриально развитой Европы. Водно-болотные угодья Дунайской дельты включены в состав 200 наиболее ценных и богатых биоразнообразием угодий мира.

        Мировое сообщество, оценив вклад Украины в природоохранную деятельность, не осталось без ответа. Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 Дунайский биосферный заповедник получил международный сертификат биосферного резервата и вошел в состав единого румыно-украинского билатерального резервата «Биосфера дельты Дуная» со всеми вытекающими последствиями. Но, к сожалению, о последствиях тогда никто не задумывался, и все вопросы остались в прошлом веке, вместе с Югославским военным конфликтом, объединением Европы и развитием Евросоюза.

        Информация к размышлению: Дунай является одной из основных водных артерий Европы, объединяющей свыше 15 государств Центральной и Западной Европы. Во время Югославского конфликта первые авиаудары были нанесены именно по инфрастуктуре Дуная. Были разрушены мосты и переправы, что полностью парализовало транспортный поток на несколько лет. Евросоюз, оценив свои потери в экономике, выделил крупные средства на восстановление Дунайской водной магистрали. Украина также приняла участие в этих работах, внеся 200 тысяч долларов США. По планам, к 2005 году работы по очистке реки от обломков мостов и восстановлению инфраструктуры должны быть закончены, и Дунай заработает на полную мощь (планируемый грузопоток составит 20 млн. тонн).

        Новый век преподнес новые «подарки судьбы» всем, кто имел интересы в дельте Дуная. Время упадка и хаоса закончилось, и в свете новых возможностей многие по-другому посмотрели на Дунайскую проблему. Создание собственного соединяющего канала Дунай — Черное море получило для Украины большое экономическое, социальное и геополитическое значение, что и было отмечено «Поручением о создании глубоководного судоходного хода», подписанным Президентом Украины Л. Кучмой 23.06.2000 года. Министерство транспорта Украины, оценив экономическую выгоду от возрождения некогда гигантского потенциала дунайского пароходства, возглавило эту акцию. Государством, пытающимся возродить былую мощь своей экономики, можно было бы только гордиться и уважать его интересы, если бы не методы, при помощи которых все это производится.

        Информация к размышлению: Рейн — одна из крупнейших рек Европы. Протяженность реки более 1300 километров. Начало река берет со Швейцарских Альп, далее через Лихтенштейн, Австрию, Францию, Германию и Голландию, и впадает в Северное море, одновременно и разделяя, и объединяя многие европейские государства. Два века назад Рейн была самой рыбной рекой во всей Европе. Чистой водой Рейна снабжались все города, стоящие на ее берегу. Многие поэты, художники, музыканты и писатели были вдохновлены на создание своих произведений уникальными пейзажами берегов Рейна.

        Но промышленное развитие государств Европы превратило Рейн в сточную канаву. Усиленное судоходство, расширение и углубление фарватера, выпрямление русла, сброс технологических стоков, усиленное рыболовство и иные антропогенные воздействия привели к уничтожению экосистемы Рейна.
        В 1986 году, после крупнейшей аварии на заводе химического концерна «Сандос», Рейн стал мертвой рекой.
        И хотя невозможно подсчитать цену уничтоженных популяций птиц, рыб, растений и других живых организмов, оценить вред, нанесенный нашей планете, рассчитать прямой и косвенный урон будущим поколениям людей, затраты на возрождение загубленной природы поддаются исчислению, и они — огромны.
        В 1987 году в Страсбурге была основана международная организация по защите Рейна, целью которой было восстановление экологического равновесия реки. Только благодаря объединенным усилиям всех европейских стран и двадцати годам упорной были достигнуты успехи, которые расцениваются как серьезная победа нового экологического сознания в Европе.
        Да, именно методы, которые применяются Украиной для решения своих проблем в экономике, вызывают такое множество споров и разногласий. Во исполнение государственных задач, Поручения Президента Украины от 23.06.2000 г., Протокола совещания у Первого вице-премьер министра Украины от 01.12.2000 г. и Приказа Минтранса Украины N 710 от 15.12.2000 г., в 2001 году институтом «РЕЧТРАНСПРОЕКТ» разработано Технико-экономическое обоснование инвестиций (ТЭО) под названием «Создание глубоководного судового хода Дунай — Черное море на украинском участке дельты», суть которого сводилась к созданию судового хода через гирло Быстрое. Предложение разработчиков сопровождалось большим количеством расчетов, пояснительных записок и иных документов, подтверждающих правильность такого выбора. Основным доказательством выбора этого протока как основного направления судоходного канала было аналитическое заключение о геологических изменениях дельты Дуная.

        Информация к размышлению: По принятой классификации, дельта Дуная относится к дельтам выдвижения. Такое название носят дельты, образующиеся на открытом морском побережье, с характерным отсутствием бокового ограничения, большими глубинами и соответственно более сильным воздействием морских факторов.

        Дельта Килийского рукава в устье Дуная устойчиво разрастается в южном направлении, и уже вплотную подступает к Сулинскому гирлу. О неизбежности и скоростях процессов заиления дельты Дуная говорит маяк, построенный в 1802 году при входе в Сулину, а сейчас находящийся в 2-х километрах от морского берега.
        Благоприятными условиями для быстрого роста дельты являются также значительные объемы твердого стока и крупность его наносов. Дунай — самая мутная река Европы, которая выносит в море в среднем 65 миллионов тонн грунта в год. При встрече пресного речного и соленого морского потоков, содержащиеся минеральные и органические вещества, перемешиваясь и поглощая загрязнения, оседают на дно.
        Вместе с процессом выдвижения дельты Дуная происходит и изменение объемов водостока реки, с тенденцией уменьшения доли водности Килийского рукава и пропорциональным увеличением стока вод через Тульчинский рукав. В дельте Килийского рукава также происходит перераспределение стока воды из Очаковского гирло в Старостамбульское гирло. В настоящий момент идет активное формирование гирло Быстрое, через которое уже проходит пятая часть всех стоков Килийского рукава.
        Решение о строительстве судоходного канала через гирло Быстрое можно было бы считать полностью логичным, если бы не некоторое особенности территорий, на которых будут проводиться работы. Канал, предложенный институтом «РЕЧТРАНСПРОЕКТ», пройдет по заповедным территориям Дунайского биосферного заповедника, в том числе и по территории, где запрещена любая хозяйственная деятельность. Именно это дополнение превращает предложение института «РЕЧТРАНСПРОЕКТ» в абсурд. С этого вероломного решения и начинается современная история дунайской проблемы.
        Представители природоохранных и научных организаций сразу подняли вопрос о правомерности строительства судоходного канала через заповедные территории. К борьбе за сохранение уникального Дунайского заповедника подключились не только киевские экологи, но и международная общественность.
        В том же 2001 году Одесским филиалом Института биологии южных морей НАНУ проводится ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду), а Украинским научным центром экологии моря — НЭЭО (Научная эколого-экспертная оценка), которые подливают масла в огонь споров, бушующих вокруг Дуная.
        14 декабря 2001 года, под напором общественности и представителей природоохранных и научных организаций, Минэкоресурсов Украины подготавливает первичный вывод государственной экологической экспертизы, согласно которому материалы ТЭО, не соответствующие действующему законодательству, были возвращены на доработку. Это событие принимается как победа экологов, и страсти временно угасают.
        Прошлo два года, и весной 2003 года бой за Дунай возобновляется с новой силой. В апреле 2003 года Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем Минэкоресурсов Украины представляет для проведения государственной экологической экспертизы новые, доработанные материалы ОВОС. 10 июля 2003 года утвержден Вывод N 105 государственной экологической экспертизы, который констатировал: «без учета существующего на данное время статуса рассмотренной территории . преимущество должно быть отдано варианту «Рукав Быстрый»». Вроде бы полностью логичное решение, но если бы оно не звучало также как старая, всем известная присказка «если нельзя, а очень хочется, то можно . «.
        Такое решение не могло остаться без пристального внимания со стороны защитников Дунайского биосферного заповедника, представителей общественности и научных кругов. В природоохранных кругах данная экспертиза была признана выполненной с нарушением основных принципов проведения экологических экспертиз: законности, государственного регулирования, научной обоснованности, объективности, комплексности — и без учета общественного мнения. «Боевые» действия разгораются с нешуточной активностью. На баррикады встают многочисленные сторонники и противники данного строительства.
        В это время на свет появляется проект Указа Президента Украины «О создании Дунайского трансграничного биосферного заповедника (резервата), установлении его границ, проведения зонирования его территории, оптимизации управления заповедником и дальнейшем расширении заповедной территории». Этот Указ, после его вступление в силу, мог бы разрешить назревшую проблему легко и быстро. Согласно Указу, Дунайский биосферный заповедник «расширяется» и приобретает новый статус — Дунайского трансграничного биосферного заповедника (резервата). Все эти «расширения» территорий и статуса заповедника выглядят очень странно на фоне ожесточенных боев за канал «Дунай-Черное море». Но как говориться «все гениальное — просто». Под «расширением» заповедника было завуалировано отчуждение гирло Быстрое .
        Конец лета и начало осени 2003 года ознаменовалась подписанием множества Указов, Приказов и Распоряжений в государственных ведомствах Украины, направленных на лоббирование строительства судоходного канала.
        В августе 2003 года, под прикрытием «экспериментальных и подготовительных» работ, госпредприятие «Дельта-Лоцман» начинает первые работы по строительству канала.
        Но природоохранники не остаются в долгу. Одновременно с митингами протеста, факсовыми «атаками», письмами и телеграммами, в суды Украины начинают поступать судебные иски на произвол, творимый в дельте Дуная.
        На сегодняшний момент ситуация в дельте Дуная по-прежнему остается непредсказуемой .
        Вот такова история дунайской проблемы, которая уже не первый год тревожит умы многих людей .
        История нас всегда учила, что любое событие не однозначно . В любом событии потомки участников будут находить различные достижения, ошибки и заблуждения .
        Давайте перенесемся в будущее. А так как будущее мы выбираем сами, то у нас два варианта. Рассмотрим последствия обоих вариантов нашего возможного выбора.

        Если канал будет построен:
        1. Украина получит экономически, стратегически и политически выгодный судоходный канал Дунай-Крым — водную артерию, которую без преувеличения можно назвать золотой жилой страны. Или наоборот — Украина получит долгострой, повторив уроки канала «Прорва», не справившись с объемами работ или с ожесточенным сопротивлением природы. Оба варианта имеют право на жизнь .
        2. Будут уничтожены уникальные заповедные территории Дунайского биосферного заповедника и многочисленные популяции животных и растений. Это нанесет невосполнимый урон экологии не только Украины, но и всей планеты. Как говорилось раньше, подсчитать урон, наносимый природе невозможно . но пройдет время и «экономическая выгода» от «варварства» будет оценена сполна.
        3. Экономика Румынии получит существенный «удар в спину», который может, как развивающая страна, уже не пережить. Возможность возникновения международного конфликта, вплоть до вооруженного, тут нельзя исключать.
        4. За счет дноуглубительных работ, выборки осадочных пород произойдет сильное вторичное загрязнения дельты Дуная и акватории Черного моря. В донных отложениях зоны шельфа накоплено большее количество свинца, меди, мышьяка, берилия, необия, кобальта, висмута, никеля, хрома, цинка, кадмия, ртути, пестицидов — ялана, трефлана, а также радионуклидов. Любые работы по строительству судоходного канала вызовут вторичное отравление всей экосистемы прибрежной акватории Черного моря. Это коснется не только территорий Украины, но и территорий других причерноморских стран: Румынии, Болгарии, Турции. Известные туристические курорты Черного моря могут быть потеряны для будущих поколений.
        5. Будут нарушены экологические законы и общечеловеческие ценности. Предположить последствия строительства судоходного канала в дальнейших отношениях международных организаций с правительством Украины мы даже не пытаемся. Нарушения законов одной страной могут повести за собой череду нарушений в других странах, и на планете в целом, а это уже грозит глобальной экологической катастрофой.

        Если канал не будет построен:
        1. Останется не разрешенная проблема пришедшего в упадок пароходства. Увеличение безработицы местного населения и на фоне этого ухудшение криминогенной обстановки, нагревание социальных проблем.
        2. Румыния останется монополистом водного транспорта в дельте Дуная и сможет диктовать свои условия в разных областях политических отношений.
        3. Сохранится уникальный Дунайский биосферный заповедник, и это будет крупная победа «зеленых». Но на фоне криминогенной обстановки и безработицы местного населения угроза браконьерства и вандализма могут свести на нет все попытки экологов по защите заповедных земель.
        Как мы видим, оба варианта имеют и положительные и отрицательные моменты. Как в любой войне победа одной из противоборствующей стороны приводит к смерти, краху, горю и страданиям всех участников конфликта.
        Поэтому мы и обращаемся ко всем сторонам, затронутым в данном конфликте. Будьте разумны и объедините свои силы, чтобы вместе, сплоченно, решить эту многолетнюю проблему. К тому же, уже существуют альтернативные проекты строительства судоходного канала. Конечно, любой альтернативный вариант будет более дорог в денежном эквиваленте, но его успех может решить все проблемы.
        Мы обращаемся не только к государственным структурам Украины, мы обращаемся также ко всем причерноморским странам, втянутым в конфликт, мы обращаемся к международным организациям, природоохранным структурам, общественности. Проблема дунайского региона намного сложнее, чем кажется с первого взгляда. Ее решение — это прерогатива не только Украины, а всего человечества. Давайте не будем повторять ошибок прошлого, а будим учиться на них. Время безрассудства и быстрых решений прошло. Жизнь человечества в наших руках. Именно от наших сегодняшних поступков и их экологического осознания зависит наша жизнь завтра.

        Агальцов А.А., Агальцова Л.Е.

        Выражаем благодарность Сизых Е.Е.
        за помощь в подготовке материала.

        Смотрите так же:  Центральный черноземный заповедник презентация
        Приоритет Целевые группы
        Критический:
        Высокий: Руководство Дунайским Биосферным Заповедником (администрация и начальники)
        Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение)
        Люди, занимающиеся коммерческой деятельностью и инвестициями в ДБЗ
        Дети, студенты и учителя
        Национальные и международные финансирующие организации
        Средний: Местные неправительственные организации
        Специалисты
        Религиозные группы
        Жители Тулчи
        Пожилые люди
        Низкий: International partners
        National level groups
        Международные партнеры
        Группы национального уровня
        Механизм Описание
        Листовки Листовки легко изготавливать и они могут доносить до широкого круга людей информацию или рассказывать об отдельных проблемах
        Программы Радио Радио — один из наиболее эффективных путей донесения информации как до местного населения в дельте Дуная, так и до остального местного и национального круга людей. Руководство ДБЗ будет использовать обращения по радио и регулярные радио программы, чтобы охватить все вопросы и проблемы, касающиеся ДБЗ.
        Информационные бюллетени Информационные бюллетени могут быть изготовлены в течение 6 месяцев, на румынском и английском, и могут содержать короткие статьи о деятельности руководства ДБЗ, информацию о ключевых вопросах, и статьи, написанные организациями и отдельными представителями, сотрудничающими с руководством ДБЗ.
        Информационные плакаты В некоторых случаях или для некоторых заинтересованных групп информация должна быть предоставлена в более доступной форме. Руководство ДБЗ будет изготовлять информационные материалы в соответствии с потребности населения — например, в случаях, если местное население хочет иметь больше информации о рыболовстве, или если туристам необходима информация об удобствах и транспорте в Дельте Дуная. Вид и содержание информационных материалов изменятся в зависимости от охваченной проблемы и определенной аудитории.
        Пресс-релиз Руководство ДБЗ будет готовить пресс-релизы для средств массовой информации о текущих событиях и проблемах. Они будут нацелены на те средства массовой информации, которые более эффективно доносят информацию до главных целевых групп.
        Отчеты Руководство ДБЗ будет готовить детальные технические отчеты об отдельных проблемах. Эти отчеты будут нацелены на отдельные организации и группы, и будут предоставлять необходимую исходную информацию по проблемам.
        Встречи Лицом к лицу Личные встречи будут основным механизмом для всей работы руководства ДБЗ, гарантируя эффективное и осмысленное сотрудничество между центральными группами. Это особенно важно в отношении местных жителей, живущих в дельте Дуная, здесь начальство будут играть существенную роль в стимулировании сотрудничества.
        E-mail Электронная почта будет основой для регулярного и эффективного общения и для распространения информации среди групп, особенно на международном уровне и среди групп, тесно и регулярно сотрудничающих с руководством ДБЗ (например, спонсоры проекта, национальные и международные неправительственные организации и другие партнеры).
        Общественные собрания Общественные собрания будут полезны для открытых обсуждений и презентаций среди определенных групп — например, для представителей коммерческой деятельности и представителями местного населения. В частности они дают возможность для более близкого общения с целью обмена информацией с возможностями перекрестного обсуждения, которое не возможно при использовании других механизмов.
        Пресс-конференции Пресс-конференции предлагают эффективный путь для прямого и двустороннего общения со средствами массовой информации, для обсуждения отдельных вопросов в определенных группах в одно и тоже время.
        Газетные статьи
        Телепрограммы Телепрограммы о ключевых вопросах так же являются дополнительным механизмом для донесения информации до широкого круга людей, как на местном, так и на международном уровне.
        Письма Письма — это эффективный способ донесения ключевой информации до определенного круга людей, особенно для информирования их о планируемых и последних событиях
        Семинары Семинары — это механизм для относительно маленьких групп, для глубокого обсуждения и изучения определенных проблем
        Официальная веб-страничка ДБЗ Веб-страничка — это потенциальный механизм как для распространения информации на национальном и международном уровне, особенно для того, чтобы показать важность дельты Дуная, так и для обмена знаниями, полученными руководством ДБЗ в ходе работы. Веб-страничка — эффективный способ рассказать о дельте Дуная и о работе руководства ДБЗ за пределами Румынии.
        Местные и национальные мероприятия